Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Политико-правовые средства преодоления бюрократизма и коррупции в государственном управлении в условиях развития информационного общества

Работа №115716

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

муниципальное право

Объем работы93
Год сдачи2021
Стоимость5450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
139
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Бюрократизм и коррупция в государственном управлении как социально-общественные явления 9
1.1 Понятие коррупции и ее социальная обусловленность 9
1.2 Бюрократизм как форма управления и его взаимосвязь с коррупцией в государственном управлении 20
Глава 2 Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества как механизм преодоления бюрократизма и коррупции в государственном управлении 30
2.1 Правовое регулирование противодействия бюрократизму и коррупции в государственном управлении 30
2.2 Информационные технологии, направленные на развитие государственного управления 38
Глава 3 Проблемы и перспективы развития цифровых технологий в государственном управлении 49
3.1 Цифровые технологии контроля в государственном управлении в условиях информационного общества на примере опыта зарубежных стран 49
3.2 Основные тенденции и перспективы цифровизации государственного управления в Российской Федерации 59
Заключение 73
Список используемой литературы и используемых источников 79

Актуальность темы. Бюрократизм и коррупция как общественно-социальные явления, бросающие нравственный вызов обществу и попирающие принципы законности, демократии и социальной справедливости, на протяжении всей истории становления и развития отечественного государственного управления являлись его верными спутниками. Не привела к положительным результатам и административная реформа начала 2000-х годов, направленная на повышение качества государственного администрирования и его модернизацию.
Бюрократизм и коррупция, видоизменяясь и трансформируясь, продолжает способствовать снижению доверия населения к государству, властным структурам общества, тормозят социально-экономическое развитие, ослабляют правопорядок в стране в целом. Кроме того, губительные последствия коррупционно-бюрократических проявлений непосредственно угрожают престижу страны на международной арене, прямо или косвенно сказываются на жизнедеятельности каждого гражданина Российской Федерации. Поэтому на борьбу с данными социально-общественными явлениями направлены все государственно-правовые средства, но существенного результата пока достичь не удалось.
К примеру, если обратиться к показателям коррупции, то по данным Трансперенси Интернешнл (Transparensy International) по Индексу восприятия коррупции Россия по состоянию на 2019 г. занимает 137 место из 180 и набрала 28 баллов из 100. Следует заметить, что до 2018 года, три года подряд Россия набирала в ИВК 29 баллов, т.е. ее положение в индексе оставалось стабильным, а изменение мест (в 2015 году — 119-е, в 2016 — 131-е, в 2017 - 135-е) было связано с переменами в других странах, с включением или исключением некоторых стран из Индекса [27]. Более того, по данным того же Трансперенси Интернешнл Российская Федерация относится наравне с такими странами, как Китай, Япония, Южная Корея, Гонконг, Индия, Мексика, Ирландия, Бельгия, Сингапур, Польша, Турция, Чехия, Люксембург, Венгрия, Финляндия, Словакия, Перу, Болгария, которые практически не принимающие необходимых мер для противодействия экспорту коррупции или не принимающие их вовсе. На эти страны приходится 36,5% мирового экспорта коррупции [91].
Проведенные социологические исследования в Самарской области показали динамику снижения количества жителей Самарской области, оценивающих уровень коррупции в регионе как высокий (в 2017 году - 34,1%, в 2018 году - 24%, в 2019 году - 20%, в том числе в органах исполнительной власти (в 2017 году - 30,1%, в 2018 году - 24%, в 2019 году - 20%) [95]. Однако это не дает повода для оценивания ситуации с коррупцией как положительной, особенно в условиях информационного общества, когда приобретает особую актуальность вопрос способности государственного управления отвечать вызовам глобальной цифровизации и эпидемическим процессам.
Стремительно вошедшая в жизнь общества эпоха информационных систем и технологий не смогла обойти стороной сферу государственного управления. Главным образом это обусловлено архаизмом существующих бюрократических систем, которые перестают отвечать требованиям информационного общества, что влечет за собой создание новой преграды на пути к достижению целей государства, реализации его основных задач и функций.
Степень разработанности темы.
Проблема бюрократизма и коррупции в государственном управлении в условиях информационного общества является мало изученной. Количество фундаментальных теоретико-методологических трудов о преодолении бюрократизма и коррупции в государственном управлении условиях эпохи информационных коммуникаций недостаточно. В большинстве случаев информация по данной теме отражается в периодической литературе.
По большей части ученые отдельно рассматривают вопросы бюрократии и коррупции. К примеру, проблемам бюрократии в эпоху информационно-телекоммуникационных технологий посвящены публикации Э. Тоффлера, Т. Парсонс, Р. Мертон, В. Солодова, Д. Мартьянова, П. Григорьева, Б. Златанова и др. Теоретико-методические подходы к оценке существующих и потенциально-возможных моделей бюрократии рассматриваются в трудах К. Маркса, Г. Петерса, В. Михеева, С. Кабашова, В Яновского и др.
Коррупция рассматривается как социальное-правовое явление, а также в системе государственного управления. Особе значение приобретают труды А.С. Дылькова, А.В. Куракина, Д.Н. Кочеманова, К.В. Севрюгина и др.
В широком спектре научных интересов некоторых ученых особое место отводится вопросам совершенствования государственного управления [18; 66]. Особенно активно эта проблематика разрабатывается в последние годы [1; 63; 65]. Значительный интерес для исследования управленческой и правовой природы цифровизации государственного управления представляет работа Л.Л. Попова «Проблемы административных реформ в России» [64].
В целом, анализ степени научной разработки изложенной предметной области свидетельствует о недостаточной изученности механизмов и отношений, связанных с преодолением бюрократизма и коррупции в государственном управлении в условиях информационного общества.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в процессе функционирование государственного управления в условиях информационного общества.
Предмет исследования - нормы права, направленные на противодействие бюрократии и коррупции в государственном управлении в условиях современного информационного общества, а также научные труды по теме магистерской диссертации.
Цель исследования - провести комплексный научно-теоретический и правовой анализ политико-правовых средств, направленных на преодоление бюрократии и коррупции в государственном управлении в условиях современного информационного общества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие коррупции и выявить ее социальную обусловленность;
2) проанализировать бюрократизм как негативную форму управления и его взаимосвязь с коррупцией в государственном управлении;
3) определить особенности правового регулирования противодействия бюрократизму и коррупции в государственном управлении;
4) выявить информационные технологии, направленные на развитие государственного управления;
5) исследовать цифровые технологии контроля в государственном управлении в условиях информационного общества на примере опыта зарубежных стран;
6) определить основные тенденции и наметить перспективы цифровизации государственного управления в Российской Федерации.
Методологическая основа магистерской диссертации представлена комплексом методов научного познания. При разработке основных положений исследования использовался диалектический метод познания, позволяющий исследовать проблемные аспекты коррупции и бюрократизма в их логическом, взаимосвязанном и взаимообусловленном аспекте. Применялся метод объективного и всестороннего анализа государственной политики в области развития информационного общества как механизма преодоления бюрократизма и коррупции в государственном управлении. Системный метод исследования позволил выявить особенности цифровых технологий контроля, применяемых в государственном управлении в зарубежных странах и наметить перспективы цифровизации государственного управления в Российской Федерации. Формально-логические методы исследования позволили сформулировать ряд определений и понятий.
Теоретическую базу настоящего исследования составили труды следующих ученых: С.Г. Александрова, Л.П. Афанасьевой, Е.А. Глухова, Е.И. Добролюбовой, В.А. Зимина, С.М. Зубарева, С.Ю. Кабашова, Е.Е. Кузнецовой, Е.А. Лебедевой, Д.С. Мартьянова, А.В. Оболонского, И.С. Паршина, Л.Л. Попова, Т.Я. Хабриевой и др.
Научная новизна исследования отражена в целях и задачах магистерской диссертации, а также в положениях, выносимых на защиту. Магистерская диссертация представляет собой попытку комплексного исследования политико-правовых средств преодоления бюрократизма и коррупции в государственном управлении в условиях информационного общества в соответствии с нормами действующего законодательства в актуальной редакции на момент написания работы.
Положения, выносимые на защиту:
• не претендую на окончательность решения, автор настоящей магистерской диссертации, предпринял попытку сформулировать следующее определение коррупции:
коррупция - это законное и незаконное использование официально уполномоченным лицом или группой лиц, своего должностного или служебного положения вопреки публичным и частным интересам, в целях получения выгоды имущественного и (или) неимущественного характера, для себя или для третьих лиц, либо предоставление такой выгоды указанному лицу (указанным лицам) другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица;
• опыт зарубежных стран по проведению плановых проверочных мероприятий с использованием технологий искусственного интеллекта и сведений, полученных из социальных сетей, можно использовать при проведении проверок продовольственных и хозяйственных магазинов, предприятий общественного питания, а также организаций, осуществляющих лицензируемые виды деятельности;
• платформа Better Rules может быть использована при осуществлении государственного контроля за нормотворческой деятельностью федеральных органов государственной власти Российской Федерации. Внедрение аналогичного программного решения позволит в режиме реального времени проверять соответствие федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ ведомственных правовых актов;
• для достижения поставленных демократических целей, информационные технологии не могут решить все проблемы государственного управления, но являются первым шагом для реализации такой модели общества, которая вытекает из законодательно-декларированной базы государства, а не из фактической совокупности личных предрасположенностей целого комплекса «обличенных властью» субъектов. Государству необходимо не только модернизировать основные инструменты государственного управления с помощью инновационных новшеств, но и реализовать пересмотр основополагающих принципов организации государственного аппарата и содержания управленческих процессов.
Практическая значимость магистерской диссертации заключается в возможности использования материалов магистерской диссертации в учебно-методических целях при чтении курсов по дисциплине «Административное право».
Нормативную базу магистерской диссертации составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О противодействии коррупции», другие федеральные законы и нормативные правовые акты, а также программные документы, направленные на противодействие бюрократизма и коррупции в государственном управлении в условиях информационного общества.
Структура магистерской диссертации. В соответствии с поставленными целью и задачами исследования, структура магистерской диссертации включает: введение, три главы, поделенные на шесть параграфов, заключение и список используемой литературы и используемых источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Резюмируя все выше изложенное в настоящей магистерской диссертации, можно прийти к следующим выводам.
Во-первых, понятие коррупции является более широким понятием и включает не только конкретные преступления, но правонарушение и дисциплинарные проступки, ответственность за которые предусмотрена нормами административного и дисциплинарного законодательства. Именно данный аспект необходимо учесть и в Федеральном законе «О противодействии коррупции» сформулировать обобщенное понятие коррупции. Не претендую на окончательность решения, автор настоящей магистерской диссертации, предпринял попытку сформулировать следующее определение коррупции:
- коррупция - это законное и незаконное использование официально уполномоченным лицом или группой лиц, своего должностного или служебного положения вопреки публичным и частным интересам, в целях получения выгоды имущественного и (или) неимущественного характера, для себя или для третьих лиц, либо предоставление такой выгоды указанному лицу (указанным лицам) другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Во-вторых, правильно различать бюрократию, как возможный способ государственного управления, и бюрократизм, как дефект управления, отклонение от нормы, пренебрежение к существу дела ради соблюдения формальностей. О бюрократизме следует говорить как о недостатке системы государственного управления.
Вся бюрократическая система в любом государстве основана на информации, которая является основным продуктом его административной системы, и основные административные процессы связаны со сбором, обработкой, производством, хранением, распространением информации. Вполне очевидно, что использование цифровых технологий позволяет выполнять поставленные задачи быстрее и эффективнее.
В-третьих, принимая во внимание динамичность развития общества, нужно все время совершенствовать нормативно-правовые акты, чтобы не допускать развития, появления новых коррупционных злоупотреблений.
Государство применяет и иные механизмы по борьбе с коррупцией. Так, каждый год совершенствуется информационная открытость работы государственных органов власти, местного самоуправления. При этом, несмотря на то, что каждый орган обязан размещать требуемые сведения для граждан на официальном сайте, не все органы актуализируют информацию. В связи с чем, возникает потребность в приведении в электронную форму документооборота между государственными структурами. Цифровизация государственного управления, повышение прозрачности работы системы - это сильный фактор в борьбе с коррупцией. Иными словами, необходимыми средством преодоления бюрократизма и коррупции в государственном управлении в условиях информационного общества, являются информационные технологии.
В-четвертых, информационные технологии являются важной частью современного управленческого процесса, имеющие своей целью - создание информации для отдельных лиц для анализа информации, принятия решений на основе действий и снижения трудоемкости использования информационных ресурсов.
Проведенный анализ современной нормативной базы позволил сделать вывод о необходимости создания инструмента интеграции управления документами на всех стадиях его жизненного цикла. Таким инструментом может стать Реестр видов документов, имеющий своей целью - интеграцию и систематизацию сведений о видах (разновидностях) документов; форме их создания и сроках их хранения; оптимизация внутриведомственного или межведомственного документооборота, а также процессов документообразования; повышение качества регулятивной и контрольной деятельности Росархива; оптимизация процесса отбора и передачи электронных документов на постоянное хранение.
В-пятых, представляется, что опыт зарубежных стран по проведению плановых проверочных мероприятий с использованием технологий искусственного интеллекта и сведений, полученных из социальных сетей, можно использовать при проведении проверок продовольственных и хозяйственных магазинов, предприятий общественного питания, а также организаций, осуществляющих лицензируемые виды деятельности. В этих целях следует основываться на статистических данных, связанных с несоблюдением сроков проведения плановых проверок, и целесообразности проведения контрольных мероприятий на конкретных объектах. В случае принятия положительного решения об использовании цифровых технологий понадобится внести соответствующие изменения и дополнения в нормативные правовые акты с учетом норм действующего законодательства Российской Федерации, регулирующих проведение государственного контроля (надзора) и защиту персональных данных.
Платформа Better Rules может быть использована при осуществлении государственного контроля за нормотворческой деятельностью федеральных органов государственной власти Российской Федерации. Внедрение аналогичного программного решения позволит в режиме реального времени проверять соответствие федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ ведомственных правовых актов. При этом современный уровень развития технологии искусственного интеллекта может обеспечить анализ положений правовых актов исходя из критериев соблюдения единообразия государственного регулирования, снижения административной нагрузки, в том числе избыточности правового регулирования, ясности и простоты правовых норм и т.д. На стадии издания федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации правовых актов, регламентирующих порядок государственного управления в определенных отраслях, использование платформы содействует в обеспечении контроля за полнотой правового регу­лирования и своевременностью принятия соответствующих нормативных актов.
Необходимость внедрения аналогичных цифровых технологий в Российской Федерации сложно переоценить. Использование названных платформ органически соединяет элементы государственного и общественного контроля за органами государственной власти, что позволяет своевременно выявить недостатки государственного управления и обеспечить соблюдение законности.
Повышение эффективности государственного управления во многом связано с развитием и повсеместным использованием цифровых технологий. Электронное участие населения в деятельности государственных органов обеспечивает подотчетность и прозрачность бюрократических институтов. Кроме того, электронный документооборот упрощает процедуру принятия, исполнения управленческих решений и позволяет получить достоверные статистические данные. Таким образом, к достоинствам цифровых технологий контроля и надзора в государственном управлении можно отнести простую и понятную систему оказания государственных и муниципальных услуг в электронной форме, что создает условия для всестороннего раскрытия человеческого потенциала и поступательного развития общественных отношений.
В-шестых, в настоящее время возникает вопрос: можно ли говорить о цифровизации государственного управления как о современной административной реформе?
Действительно, в настоящее время имеются объективные предпосылки для проведения административной реформы. Существует объективная потребность в цифровизации российского производства, бизнеса, социальной сферы, науки, образования и жизни простых граждан, что невозможно сделать без цифровой трансформации не только всей системы государственного управления, но и каждого государственного органа, каждой административной процедуры.
В качестве субъективной предпосылки цифровизации государственного управления как административной реформы выступает соответствующее управленческое решение, принятое на высшем государственном уровне. С 2014 по 2019 год только на федеральном уровне было принято несколько десятков стратегических документов, которые затрагивают те или иные аспекты цифровизации государственного управления. Такое обилие одновременно действующих различных по статусу документов создает определенные риски для успешного проведения цифровизации государственного управления. Отсутствие четкой координации «размывает» государственное управленческое решение, а низкая преемственность создает угрозу для установления объективных показателей административной реформы и достижения ее реальных результатов.
Поэтому в настоящее время можно говорить о том, что цифровизация государственного управления представляет собой административную реформу, целью которой является повышение эффективности государственного управления посредством его цифровой трансформации.
В заключении следует сделать вывод о том, что бюрократия необходима для устойчивого функционирования государства, но в тоже время неоспорим факт того, что она должна отвечать требованиям цифровой эпохи. Устаревание и стагнирование бюрократического сегмента негативно сказывается как на экономическом развитии, так и на демократических процессах государства. Также представляется ясным, что существующие методы борьбы с проблемными аспектами функционирования бюрократии не приносят должного результата в демократических государствах.
В связи с этим, представляется необходимым прибегнуть к совершено иным способам, которые бы отвечали существующему техническому прогрессу. Описанные технологические новации в подходах к государственному управлению в большинстве изучены опосредованно применимости к бюрократическому сегменту, что вызывает необходимость более детального анализа перспектив их внедрения. На данный момент внедрение цифровых технологий в государственное управление носит точечный характер, но безусловно подобные изменения в скором времени достигнут глобальных масштабов.
Таким образом, для достижения поставленных демократических целей, информационные технологии не могут решить все проблемы государственного управления, но являются первым шагом для реализации такой модели общества, которая вытекает из законодательно-декларированной базы государства, а не из фактической совокупности личных предрасположенностей целого комплекса «обличенных властью» субъектов. Государству необходимо не только модернизировать основные инструменты государственного управления с помощью инновационных новшеств, но и реализовать пересмотр основополагающих принципов организации государственного аппарата и содержания управленческих процессов.


1. Административные процедуры: Монография / Отв. ред. Л.Л. Попов, С.М. Зубарев. М.: Норма; Инфра-М, 2017. 239 с.
2. Александров С.Г. Юридическая дефиниция «коррупция»: понятие, особенности методологического познания // История государства и права. 2007. № 11. С. 2-6.
3. Андреева Л.А. Криминологические предпосылки коррупции в России // Вопросы современной юриспруденции. 2013. № 32. С. 6-17.
4. Арямов А.А. Тест на коррупциогенность // Безопасность бизнеса. 2009. № 3. С. 35-38.
5. Афанасьева Л.П., Варламова Л.Н., Муравьева Н.А. Реестр видов документов: предпосылки создания // Делопроизводство. 2020. № 3. С. 41 - 49.
6. Афанасьева Л.П., Муравьева Н.А. Проблемы и перспективы нормативно-правового регулирования экспертизы ценности документов на современном этапе // Вестник ВНИИДАД. 2019. № 6. С. 31 - 45.
7. Афанасьева Л.П., Муравьева Н.А., Савостина Е.А. Особенности создания и применения ведомственных перечней документов со сроками хранения на современном этапе // Вестник ВНИИДАД. 2019. № 5. С. 13 - 22.
8. Богуш Г. И. Коррупция и международное сотрудничество в борьбе с ней: дис. ...канд. юрид. наук. М., 2004. 176 с.
9. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева. М., 2006. 869 с.
10. Верхотуров А.А. Понятие коррупции: существующие подходы // Международное уголовное право и международная юстиция. 2018. № 4. С. 15 - 17.
11. Вольфсон Э.Н. Бюрократия как институциональный феномен в государственном управлении // Учим управлять и учимся управлять / Сост. и науч. ред. Н.А. Заруба, Н.Н. Егорова. М., 2016. С. 20-26.
12. Вольфсон Э.Н. Особенности дебюрократизации государственного и муниципального управления // В сборнике: Учим управлять и учимся управлять. Сборник научных трудов по материалам 5 Научно-практической конференции школьников, студентов и преподавателей. 2019. С. 1-8.
13. Гаухман Л.Д. Коррупция и коррупционные преступления // Законность. 2000. № 6. С. 2-6.
14. ГЕОП станет инфраструктурным фундаментом для развития электронного правительства [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ac.gov.ru/comments/comment/26553#. (дата обращения: 15.12.2020).
15. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. 340 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ