Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования словарного
запаса у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 9
1.1 Особенности формирования словарного запаса детей 5-6 лет
с общим недоразвитием речи III уровня в психолого-педагогических исследованиях 9
1.2 Характеристика педагогического сопровождения
формирования словарного запаса у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 16
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования словарного
запаса у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 24
2.1 Выявление уровня сформированности словарного запаса у
детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 24
2.2 Содержание работы по организации педагогического сопровождения формирования словарного запаса у детей
5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 35
2.3 Динамика уровня сформированности словарного запаса
у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 50
Заключение 59
Список используемой литературы 62
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 65
Приложение Б Результаты исследования уровня сформированности словарного запаса у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня на констатирующем этапе 66
Приложение В Конспект дидактической игры «Веселый язычок» 67
Приложение Г Конспекты совместной образовательной деятельности по формированию словарного запаса у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 68
Дошкольное детство - это период, когда происходит общее детское развитие и закладывается фундамент для этого развития. Определенное направление развития получают все стороны психики ребенка, но более интенсивное речевое и познавательное развитие.
Ребенок в дошкольном возрасте уже обладает звуковой стороной речи, имеет достаточно расширенный словарный запас, умеет строить грамматически правильные предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В некоторых случаях, он может быть искажен, а потом у детей отмечаются разные отклонения в речи, нарушающие нормальный ход ее развития.
На современном этапе доказана огромная роль дошкольного детства в накоплении знаний, формировании словарного запаса. Словарный запас детей формируется за счет познания окружающей действительности, предметного мира, что доказано в психологии.
Особенностью словарной работы является то, что она неразрывно связана с обогащением знаний и представлений дошкольников об окружающих предметах и явлениях быта, о повседневной жизни, о природе.
Педагог расширяет словарный запас детей, учит понимать и использовать слова, которые обозначают используемые в любых объектах деятельности предметы, действия и движения. Познавая окружающий мир, ребенок, усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений - все это является необходимым звеном для словарной работы в развитии речи детей и обучения их родному языку.
Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты, как К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В.В. Виноградов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин.
Обогащение словаря влияет на всестороннее развитие дошкольника. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста, их понимание эмоционального состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения.
Особенностью словаря работы в дошкольных образовательных организациях считается то, что он связан со всей образовательной работой дошкольников. Необходимым условием формирования словаря дошкольника считается выбор эффективных, целесообразных методов и приемов, а также осуществление работы педагогов. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей являются стержнем полноценного формирования личности ребенка-дошкольника.
Но у дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдаются значительные трудности в овладении словарем, в том числе в условиях специального обучения. Поэтому им нужна дополнительная стимуляция словаря. Данный факт свидетельствует об актуальности исследования.
Созданием методик коррекционной работы занимались такие отечественные ученые как О.Е. Громова, Л.П. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, В.И. Селиверстов, Т.А. Ткаченко, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева и другие.
На сегодняшний день, методика располагает богатым практическим материалом и собственной базой экспериментальных данных о процессе речевого развития детей, а именно формирования словарного запаса. Но, несмотря на большую актуальность и значимость вопросов формирования словаря, на практике они оказываются недостаточно разработанными, некоторые вопросы требуют дальнейшего исследования.
Таким образом, делается понятно, что вопрос исследования особенностей логопедической работы по формированию словарного запаса у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня актуальной проблемой.
На практике мы сталкиваемся с противоречием между пониманием педагогов необходимости формирования словаря у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным использованием ресурса педагогического сопровождения этого процесса.
Исходя из актуальности проблемы и выявленного противоречия, мы сформулировали проблему исследования: как организовать педагогическое сопровождение, способствующее формированию словарного запаса у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня?
Для решения этой проблемы определена цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования словарного запаса у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в ходе специально организованного педагогического сопровождения данного процесса.
Объект исследования - процесс формирования словарного запаса у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования - организация педагогического сопровождения формирования словарного запаса у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в условиях дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: мы предположили, что специально организованное педагогическое сопровождение, способствует формированию словарного запаса у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня, если оно включает в себя:
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды в части размещения речевого уголка в групповом помещении;
- разработку тематического планирования и конспектов совместной образовательной деятельности по формированию у детей словарного запаса;
- поэтапную организацию совместной образовательной деятельности по формированию словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
В ходе подготовки настоящей работы были поставлены и последовательно решены следующие основные задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогические источники по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности словарного запаса у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Разработать содержание работы по организации педагогического сопровождения формирования словарного запаса у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
4. Выявить динамику уровня сформированности словарного запаса у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: библиографический метод, наблюдение, психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы);
- методы анализа: количественная и качественная характеристика полученных данных.
Теоретической основой исследования являются: исследования грамматических нарушений в речи детей с общим недоразвитием речи (Л.Н. Ефименкова, Р.И. Лалаева, Л.Ф. Спирова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева), описаны приемы и методы работы по преодолению нарушений словоизменения существительных и нарушений грамматического строя речи (Р.И. Лалаева, О.Е. Грибова, Л.Н. Ефименкова, Л.В. Лопатина), преодоление грамматических нарушений (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, В.В. Виноградов), виды аграмматизмов импрессивной и экспрессивной речи детей с общим недоразвитием речи (Г.И. Жаренкова, Н.С. Жукова, В.А. Ковшиков).
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность специально организованного педагогического сопровождения формирования словарного запаса у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня; определены показатели уровни сформированности словарного запаса у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе обосновано содержание педагогического сопровождения формирования словарного запаса у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные технологические карты работы со словами-доминантами могут быть использованы при построении логопедической работы по формированию словарного запаса у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня, ими могут воспользоваться воспитатели групп компенсирующей и комбинированной направленности и учителя-логопеды в дошкольных образовательных организациях.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 104 «Соловушка» г.о. Тольятти. В эксперименте приняло участие 10 детей в возрасте 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура бакалаврской работы. Работа стоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (24 источника), 3 приложений. Работу иллюстрируют 14 таблиц и 6 рисунков.
Дети 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня отличаются нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, но у них не сформированы все стороны языковой системы.
Раздел лексики в формируемой речи дошкольников с ОНР занимание особое место. При формировании лексики мы оказываем влияние на развитие всех компонентов речи и на развитие мышления и других высших психических функций. При знакомстве с новыми явлениями, предметами, признаками ребенок самостоятельно может выражать свои мысли, осознанно отражать в речи связи и отношения между предметами и явлениями.
При анализе литературных источников мы выяснили, что дети 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня испытывают трудности в актуализации словаря, употреблении слов в экспрессивной речи.
В нашей работе была выдвинута гипотеза, что специально организованное педагогическое сопровождение, способствует
формированию словарного запаса у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня, если оно включает в себя:
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды в части размещения речевого уголка в групповом помещении;
- разработку тематического планирования и конспектов совместной образовательной деятельности по формированию у детей словарного запаса;
- поэтапную организацию совместной образовательной деятельности по формированию словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
На констатирующем этапе эксперимента, целью которого было выявить уровень сформированности словарного запаса у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня, мы установили первоначальный контакт, познакомились с имеющейся документацией и составили на каждого ребенка характеристику.
Затем на основе теоретических исследований Л.А. Пеньевской, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, В.И. Яшиной мы выделили такие показатели уровня сформированности словарного запаса у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и подобрали диагностические задания.
По результатам диагностики было отмечено, что у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня: ситуативность речи, малоразговорчивость, снижение активности общения, малоинициативность, неточное употребление или незнание слов, невозможность объяснить значение слов, низкий уровень переработки словесной информации.
При проведения диагностических заданий было выявлено, что у 40% детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня низкий уровень сформированности словарного запаса.
Нами была поставлена цель формирующего эксперимента: разработать и апробировать содержание работы по организации педагогического сопровождения формирования словарного запаса у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Первый компонент педагогического сопровождения формирования словарного запаса у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня - обогащение развивающей предметно-пространственной среды. Мы оборудовали речевой центр в групповом помещении старшей группы компенсирующей направленности. До этого речевой центр размещался в спальне, и дети могли взаимодействовать с материалами речевого центра только, когда учитель-логопед проводил непосредственно образовательную деятельность. Мы оснастили речевой центр следующим оборудованием и материалами, с целью организации работы по формированию словарного запаса у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Следующий компонент педагогического сопровождения - это разработанное тематическое планирование и конспекты совместной образовательной деятельности по формированию словарного запаса у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня. При организации второго этапа работы мы опирались на слова-доминанты, которые выделили при анализе АООП ДО. По 5 словам были разработаны конспекты по работе со словами-доминантами «книга», «игрушки», «жилище», «посуда», «транспорт».
Третий компонент педагогического сопровождения - это непосредственно организация совместной образовательной деятельности по формированию словарного запаса детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
В рамках данного компонента мы осуществляли работу со словами- доминантами в ходе совместной деятельности детей и педагога в режимных моментах, учитель-логопед фрагментарно использовал содержание конспектов при организации непрерывной образовательной деятельности в рамках лексических тем.
Повторная диагностика проводилась по тем же диагностическим заданиям с целью определения наличия или отсутствия динамики уровня сформированности словарного запаса у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Исходя из результатов, полученных на этапе контрольного среза, можно говорить о динамике уровня сформированности словарного запаса у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня:
- количество детей с низким уровнем снизилось на 40%;
- количество детей со средним уровнем повысилось на 20%;
- количество детей с высоким уровнем повысилось на 20%.
Это свидетельствует о том, что работа, организованная на формирующем этапе, оказалась успешной. Гипотеза исследования подтвердилась. Задачи исследования решены, цель достигнута.
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учебное пособие. М. : Издательский центр «Академия», 2006. 400 с.
2. Выготский Л. С. Мышление и речь. М. : Просвещение, 1996. 367 с.
3. Глухов В. П. Основы психолингвистики : учеб. пособие для студентов педвузов. М. : ACT: Астрель, 2005. 351 с.
4. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : Книга для логопеда. Екатеринбург : АРД ЛТД, 1998. 320 с.
5. Игра и дошкольник: развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности : сборник / Под ред. Т. И. Бабаевой [и др.]. СПб. : Детство-Пресс, 2004.
6. Крылова Н. Л. Преемственность в работе логопеда и воспитателя по формированию лексико-грамматических средств речи у дошкольников с ОНР // Дефектология. 1989. № 4. С. 132.
7. Левина Р. Е. Воспитание правильной речи у детей. М. : Владос, 2000. 414 с.
8. Леушина А. М. Развитие связной речи у дошкольника. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. М. : Издат. Центр «Академия», 2009. С. 358-369.
9. Логинова В. И. Формирование словаря // Развитие речи детей дошкольного возраста ; под ред. Ф. А. Сохина. М., 1984. С. 83-101.
10. Логопедия : Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. 680 с.
11. Лямина Г.М. Формирование речевой деятельности (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. 2005. № 9. С. 49-55.
12. Недорезова Н. А. Красильникова Е. М. Ребенок в мире слов : практическое руководство по реализации технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста. Тольятти : ТГУ, 2012. 103 с.
13. Парамонова Л. Г. Развитие словарного запаса у детей. СПб. : Детство-Пресс, 2007. 80 с.
14. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Вопросы психологии. № 2. 1985. С. 106-117.
15. Скоролупова О., Федина Н. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. 2010. №5. С. 40-45.
16. Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция // Дошкольное воспитание. 2010. № 7. С. 4-11.
17. Смирнова Е. О. Детская психология. СПб. : Питер, 2009. 304 с.
18. Струнина Е. М. Развитие речи детей 5-6 лет : Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения. М. : Вентана-граф, 2015. 288 с.
19. Сеннова Т. Н., Малафеева Л. А. Технология обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (на примере природоведческого словаря) : учеб.-метод. пособие. Тольятти : ТГУ, 2012. 90 с.
20. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. М., 2001. 237 с.
21. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1998. № 9. С. 71-78.
22. Филимонова, О. Ю. Формирование словарного запаса дошкольника в играх: Пособие для логопедов, воспитателей и родителе. СПб. : Детство-Пресс, 2007. 128 с.
23. Филичева Т. Б. Развитие речи дошкольника : Методическое пособие с иллюстрациями. М. : Литур, 2001. 80 с.
24. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Чевелева Н. А. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. М. : Просвещение, 2008. 272 с. С. 72-117.