Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты профилактики эмоциональных нарушений детей старшего дошкольного возраста 9
1.1 Профилактика эмоциональных нарушений детей дошкольного
возраста как педагогическая проблема исследования 9
1.2 Возможности песочной терапии в профилактике
эмоциональных нарушений детей старшего дошкольного возраста 15
Глава 2 Экспериментальная работа по профилактике эмоциональных нарушений детей старшего дошкольного возраста 24
2.1 Выявление уровней эмоциональных нарушений у детей 5-7 лет 24
2.2 Содержание и организация работы по профилактике
эмоциональных нарушений у детей 5-7 лет посредством песочной терапии 38
2.3 Выявление динамики у детей 5-7 лет в уровне эмоциональных нарушений 46
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Приложение А Результаты констатирующего эксперимента 59
Приложение Б Конспекты занятий
Человек функционирует на трёх уровнях: интеллектуальном, физическом и эмоциональном. Но излагать свои мысли человеку, как правило, проще и привычнее, чем описывать движения и состояния своего тела или говорить об эмоциях и чувствах. Конечно, это не только потому, что беден лексикон, но и потому, что хронически «задвигаются», не осознаются эти стороны жизни и существования. А ещё потому, что это «не принято», и потому, что часто так удобнее окружающим.
Актуальность проблемы эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста связана с тем, что невнимание к телу, к чувствам начинается в глубоком детстве, там, где существует опасность травмироваться ненадлежащим уходом и воспитанием, плохой или недостаточной связью с родителями.
Эмоциональные нарушения - это состояние повышенного беспокойства, страх и тревога в характерных социальных ситуациях. Основным отличием таких людей, от других является то, что у него очень часто появляются эмоциональные переживания, которые связаны с беспокойством: боязнь, опасения, страхи.
Специализированная психолого-педагогическая помощь необходима не только тем детям, которые воспитываются в коррекционных детских садах, но и воспитанникам массовых детских садов.
Значительное количество таких детей не грубые, а сердитые, что обусловливает возникновение дефицита внимания, девиации характера и поведения, расстройств эмоциональной сферы при пограничных формах отклонение. Наличие указанных личностных особенностей приводит к нарушению процессов социализации и социальной адаптации, к затруднениям при осуществлении различных форм деятельности.
Психологическая коррекция, по мнению таких исследователей, как:
А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, С.В. Велиева, А.И. Захаров, Е.И. Изотова, предполагает целенаправленную организованную систему психологических воздействий.
Основными ее направлениями являются: повышение их активности и самостоятельности; устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность; смягчение эмоционального дискомфорта у детей.
Исследования Н.Д. Левитова, А.И. Захарова и других психологов посвящены факторам (психодинамическому, врожденной характеристике), сказывающимся на проявлении нарушений эмоций в старшем дошкольном возрасте.
Работы таких авторов, как: А.В. Красавиной, А.Д. Кошелевой, И.В. Граниной, А.Н. Атаровой, связаны с профилактикой эмоциональных нарушений у детей посредством комплекса мероприятий (предупреждение возникновения эмоциональных нарушений, их ранние выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, их устранение).
Большое число работа исследователей посвящено коррекции эмоциональных нарушений детей в дошкольном возрасте с помощью изобразительного творчества и игры (М.Н. Мартыненко), сказкотерапии (В.С. Мухина), игротерапии (Е.В. Шамарина), музыкотерапии (Г.А. Урунтаева), телесно-ориентированной терапии (В.Д. Шадриков), танцевальной терапии (Р.В. Овчарова), арт-терапии (Л.Д. Лебедева и другие).
По мнению М. Ловенфельда, Д. Калффа, К.Г. Юнга, Т.Д. Зинкевич- Евстигнеевой, Т.М. Грабенко в качестве инструмента, для обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста, можно также применять средства песочной терапии, которые в образовательном пространстве способствуют приобретению новых навыков взаимодействия и рефлексии, самопонимания и самопринятия.
Игры с песком - это одна из форм естественной активности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу для коррекционных занятий.
Теоретический анализ исследований данной проблемы позволил выделить противоречие между важностью профилактики эмоциональных нарушений у старших дошкольников и недостаточным использованием в этом процессе потенциала песочной терапии.
Социальная и практическая значимость проблемы профилактики эмоциональных нарушений детей у 5-7 лет в сочетании с недостаточной разработанностью данной проблемы побудило нас выбрать тему исследования: «Профилактика эмоциональных нарушений у детей 5-7 лет средствами песочной терапии».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние песочной терапии на профилактику эмоциональных нарушений у детей 5-7 лет».
Объект исследования: процесс профилактики эмоциональных нарушений у детей 5-7 лет.
Предмет исследования: профилактика эмоциональных нарушений у детей 5-7 лет средствами песочной терапии.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что применение средств песочной терапии положительно скажется на профилактике эмоциональных нарушений у детей 5-7 лет, если:
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда материалами и оборудованием для песочной терапии;
- отобраны игры и упражнения с песком в соответствии с возрастными особенностями развития детей;
- включены игры и упражнения с песком в занятия по профилактике эмоциональных нарушений у детей.
Задачи исследования:
1. Изучить психологическую и педагогическую литературу, обосновать теоретические основы проблемы профилактики эмоциональных нарушений у детей 5-7 лет средствами песочной терапии.
2. Выявить уровень эмоциональных нарушений у детей 5-7 лет.
3. Разработать и апробировать комплекс занятий по профилактике эмоциональных нарушений у детей 5-7 лет средствами песочной терапии.
4. Выявить динамику в уровне эмоциональных нарушений у детей 5-7 лет.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: беседа, наблюдение, метод психолого-педагогического эксперимента.
Теоретической основой исследования являются:
- теоретические исследования эмоциональной сферы детей 5-7 лет (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, С.В. Велиева, B. А. Ганзен, Т.А. Данилина, А.И. Захаров, Е.И. Изотова, А.Д. Кошелева, Л. Лафренье, В.В. Лебединский, Е.В. Шамарина);
- положение теории об игре, как ведущем виде деятельности детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, Н.Я. Михайленко, C. Л. Новоселова и другие);
- работы исследователей, посвященные потенциалу возможности-использования средств песочной терапии (Т.М. Грабенко, И.В. Гранина, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Ф. Мешавкина, Н.А. Сакович, А.В. Скавитина, Л. Штейнхард).
Экспериментальная база исследования: СП «Детский сад № 4» ГБОУ ООШ № 7 г. о. Сызрань. В эксперименте принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста, посещающих разные подготовительные к школе группы.
Новизна исследования: определены потенциальные возможности использования средств песочной терапии в профилактике эмоциональных нарушений у детей у детей 5-7 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе описаны и обоснованы уровни эмоциональных нарушений у детей 5-7 лет.
Практическая значимость исследования: комплекс занятий по профилактике эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии, может быть использована в практике дошкольного обучения и воспитания. Предлагаемая подборка психодиагностических методик по изучению эмоциональных нарушений позволит воспитателям и родителям получить достоверную информацию об эмоциональных нарушениях ребенка.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (включает 40 наименований), 2 приложения.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что тревожность - это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Анализ теоретических подходов позволил выявить многофакторность причин и проявлений тревожности детей дошкольного возраста. При этом причины могут иметь корни как социального происхождения, так и индивидуальные.
В рамках гипотезы исследования мы предполагали, что применение средств песочной терапии положительно скажется на профилактике эмоциональных нарушений у детей 5-7 лет.
Для достижения цели работы и проверки гипотезы нами решен ряд конкретных задач:
- изучена психологическая и педагогическая литература, обоснованы теоретические основы проблемы развития эмоциональной сферы детей 5-7 лет средствами песочной терапии;
- выявлен уровень развития эмоциональной сферы у детей 5-7 лет;
- разработан и апробирован комплекс занятий по профилактике
эмоциональной сферы у детей 5-7 лет средствами песочной терапии;
- выявлена динамика в развитии эмоциональной сферы у детей 5-7 лет.
Исследовательская работа была проведена на базе структурного подразделения СП «Детский сад № 4» ГБОУ ООШ № 7 г. о. Сызрань.
На этапе формирующего эксперимента использовались занятия средствами песочной терапии. В задачи формирующего эксперимента входила разработка комплекса занятий, направленных на профилактику эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста. Нами был подобран комплекс занятий, способствовавший снижению эмоционального напряжения у старших дошкольников. Эффективность применения комплекса занятий подтверждена данными контрольного этапа эксперимента и качественными изменениями в поведении детей. У всех испытуемых с высоким уровнем тревожности наметилась тенденция к его снижению, снизилось количество агрессивных проявлений, меньше стало раздражительности, улучшился сон.
Таким образом, сопоставляя результаты исследования с выдвинутой предварительно рабочей гипотезой, можно констатировать, что цель и задачи исследования в рамках данной выпускной квалификационной работы удалось реализовать. По результатам итогового диагностирования, по отзывам педагогов, родителей и по нашим собственным наблюдениям, с уверенностью можно сказать, что гипотеза нашего исследования подтвердилась - применение средств песочной терапии положительно сказалось на профилактике эмоциональных нарушений у детей 5-7 лет.
Результаты данного исследования позволяют дать рекомендации о необходимости активного использования упражнений с песком, так как происшедшие у испытуемых личностные изменения можно назвать позитивными.
1. Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. СПб. : БХВ- Петербург, 2017. 288 с.
2. Атарова А. Н. Эмоциональный компонент в структуре самостоятельности дошкольников: изучение и развитие // Начальная школа: теория и практика. 2019. № 4. С. 104-112.
3. Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные труды. М. : Педагогика, 2013. 328 с.
4. Бреслав Г. М. Психология эмоций. М. : Академия, 2018. 238 с.
5. Венгер А. Л. Психологическое обследование старших дошкольников. М. : Владос-Пресс, 2018. 315 с.
6. Выготский Л. С. История развития высших психических функций: сборник сочинений. М. : Педагогика, 2009. 244 с.
7. Гонина О. О. Психология старшего дошкольного возраста. М. : Флинта, 2016. 194 с.
8. Гоулман Д. А. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2017. 544 с.
9. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по песочной терапии. СПб : «Речь», 2016. 282 с.
10. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстегнеева Т. Д. Игры в сказкотерапии. СПб. : Речь, 2016. 208 с.
11. Гранина И. В. Песочная терапия в психотерапии. Екатеринбург, 2017. 65 с.
12. Демьянов Ю. Г. Диагностика психических нарушений: практикум. СПб. : МиМ, Респекс, 2019. 224 с.
13. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по песочной терапии. СПб. : Речь, 2012. 224 с.
14. Изард К. Эмоции человека. М. : Юнити-Дана, 2016. 71 с.
15. Катаева Л. И. Работа психолога с застенчивыми детьми. М.
Книголюб, 2017. 56 с.
16. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников: учебное пособие для студентов. М. : Академия, 2013. 176 с.
17. Красавина А. В. Профилактика эмоциональный нарушений у детей дошкольного возраста методами песочной терапии // Вопросы педагогики и психологии. 2020. № 2. С. 118-125.
18. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. Ярославль : Академия развития, 2017. 208 с.
19. Курманова Н. С. Психологическая коррекция детско-родительских отношений социально и педагогически запущенных подростков: дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2018. С. 112-114.
20. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб. : Речь, 2018. 254 с.
21. Лопатина О. Г. Психолого-педагогическая работа с родителями по профилактике нарушений эмоциональной сферы дошкольников // Справочник педагога-психолога. Детский сад. 2017. № 4. С. 65-78.
22. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. М. : Инт психологии РАН, 2016. 113 с.
23. Макарова Е. А. Программа «Путешествие по песочной стране». СПб. : Питер, 2018. 52 с.
24. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб. : Питер, 2017. 592 с.
25. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб. : Речь, 2017. 220 с.
26. Марилов В. В. Общая психопатология: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2019. 224 с.
27. Мартыненко М. Н. Развитие эмоционального интеллекта у детей среднего дошкольного возраста // V Ежегодная международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей старшего возраста». 2016. № 5. С. 88-90.
28. Мешавкина Т. Ф. Использование песочной терапии в работе с дошкольниками. Екатеринбург, 2016. 78 с.
29. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. М. : изд. центр «Академия», 2019. 456 с.
30. Немов Р. С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М. : Просвещение, 2004. 576 с.
31. Овчарова Р. В. Практическая психология. М. : Сфера, 2016. 510 с.
32. Полянская Т. Б. Игры и стихи для развития эмоциональной сферы старших дошкольников. М. : Детство-Пресс, 2016. 978 с.
33. Психология эмоций. СПб. : Питер, 2016. 496 с.
34. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб. : Речь, 2016. 176 с.
35. Скавитина А. В. Аналитическая игра в песок (сэндплэй) - дверь в королевство детства. М. : Просвещение, 2017. 127 с.
36. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: учебное пособие для студентов. М. : Академия, 2016. 336 с.
37. Шадриков В. Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. М. : Логос, 2017. 156 с.
38. Шамарина Е. В. Особенности познавательной и эмоциональной сферы // Педагогика. 2017. № 4. С. 26-35.
39. Шмырева О. И. Психологическая модель преодоления эмоционального неблагополучия в подростковом возрасте // Мир психологии. 2017. № 1. С. 240-245.
40. Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. СПб. : Питер, 2016. 320 с.