Введение 4
1. Теоретические вопросы управления деятельностью дошкольных
образовательных учреждений 8
1.1. Дошкольное образовательное учреждение как система управления 8
1.2. Нормативно-правовая база управления дошкольным образовательным
учреждением 14
2. Анализ развития образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад № 8» г. Воркуты 20
2.1. Организационно-экономическая характеристика МБДОУ «Детский сад № 8» 20
2.2. Оценка развития образовательного учреждения 32
3. Разработка предложений по развитию МБДОУ «Детский сад № 8» 42
3.1 Направления развития образовательного учреждения 42
3.2 Оценка предложений по развитию образовательного учреждения 46
Заключение 53
Список используемой литературы 57
Приложения
Радикальные изменения, происшедшие в социально-экономическом устройстве российского общества, требуют обновления системы образования, которая должна отвечать новым требованиям, давать подрастающему поколению такое образование, которое будет отвечать будущим вызовам. В соответствии с новым, принятым в 2012 году, федеральным законом «Об образовании в Российской федерации» дошкольное образование входит в эту систему одним из основных элементов. Проблемы дошкольного образования связаны с важностью развития, воспитания и обучения ребенка в период от рождения до 6 -7 лет, так как этот возраст имеет очень большое значение для будущей жизни ребенка, его успеха в жизни.
Преобразование и развитие системы дошкольного образования в значительной степени зависит от эффективности управления всеми ее звеньями, которая характеризуется своевременной адаптацией организации к современным условиям. Система управления организацией должна иметь соответствующую методологию (цели, миссии, принципы), ресурсы (руководство, персонал, информация, техника, финансы управления), организацию (структуру организации, методы, организацию труда), современный процесс управления (функции и решения управления). Важной задачей первого руководителя является оптимизация целей организации в соответствии с ограниченными ресурсами управления.
Интерес общества, государства к дошкольному детству-общемировая тенденция. В наиболее развитых странах раннее и дошкольное детство рассматривается как особый ресурс, будущее нации. Действительно, дошкольное образование называют фундаментом системы образования, так как именно здесь закладывается характер будущего развития ребенка, основы его личности.
В докладе Министра образования и науки РФ Д.В.Ливанова на селекторном совещании Председателя Правительства РФ Д.А.Медведева, проходившем 20 августа 2015 года, было отмечено: «В Российской Федерации программы дошкольного образования реализуют 50,98 тыс. организаций, в том числе более 41,3 тыс. детских садов, из них 928 частных учреждений. Охват дошкольным образование детей в возрасте от 3 до 7 лет на 1 августа 2015 года составляет 96,4%». Д.В.Ливанов доложил Председателю Правительства РФ Д.А.Медведеву. что на начало 2015-2016 учебного года «Численность воспитанников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, увеличилась по сравнению с 2014 годом на 7,3% и составляет 6,8 млн. человек».
Важнейшей проблемой дошкольного образования нашей страны является решение вопроса о создании равных условий для образования максимального числа детей старшего дошкольного возраста и развитие дошкольного образования в контексте модернизации российского образования.
Задача государства-узаконить разнообразие форм дошкольного образования на всей территории страны, удовлетворить спрос населения на эту услугу, а также обеспечить регулирование системы финансирования дошкольного образовательного учреждения. Образование ребенка важно не только для него и его родителей, но и для общества в целом, принести пользу которому сможет только человек, подготовленный к вызовам завтрашнего дня Образовательная услуга для населения является конституционно гарантированной. Государство гарантирует также многообразие различных форм организации образовательного процесса, в том числе и дошкольного.
При этом все образовательные субъекты должны обеспечивать результативность и эффективность своей работы, должны постоянно развиваться, что связано с обновлением объектов, а также появлением новых социальных требований. Процесс развития дошкольного образования - необратимый, он обусловлен динамикой изменений окружающего нас мира, в котором уже произошли и продолжают происходить значительные перемены. В таких условиях невозможно сохраниться, не развиваясь, не совершенствуясь, не изменяясь. Идеи развития становятся движущей силой в системе образования, этим обусловлена актуальность бакалаврской работы. Поворот дошкольного учреждения в сторону ребенка, его индивидуального развития, возможен только при реализации новых принципов управления и высоком уровне профессионализма его руководителей. В организации эффективного управления важна роль современного руководителя образовательного учреждения, которая предполагает целый спектр ежедневных действий, умение ставить цели, вызывающие заинтересованность коллектива. Для обеспечения качества дошкольного образования важен профессиональный уровень педагогов, работающих в образовательном учреждении, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Цель выполненной работы-разработка предложений по развитию дошкольных образовательных учреждений.
Цель достигается путем выполнения следующих задач:
- рассмотреть теоретические вопросы управления деятельностью дошкольных образовательных учреждений;
- проанализировать развитие образовательного учреждения;
- разработать предложения по развитию образовательного учреждения. Объект работы-МБДОУ «Детский сад №8» г. Воркуты.
Предмет-деятельность дошкольного образовательного учреждения.
Библиографический список бакалаврской работы включает 30 источников. При выполнении работы исследовались и анализировались документы и материалы МБДОУ «Детский сад №8», в частности Устав учреждения, самоанализ деятельности, результаты финансово-хозяйственной деятельности за 2013-2015 гг., данные мониторинга качества предоставления образовательных услуг.
Практическая значимость работы состоит в том, что все предложения, изложенные в проектной части бакалаврской работы, могут быть рекомендованы к изучению и применению на практике руководителям и специалистам других дошкольных образовательных учреждений.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографического списка и 3-х приложений. Общий объем работы без приложений - 61 страница, в том числе 8 таблиц, .2 рисунка.
МО ГО «Воркута» - один из крупных промышленных городов России, расположенных за Полярным кругом с населением 83 тысячи жителей. Город имеет развитую социальную, техническую и коммунальную инфраструктуру. В городе действуют 26 школ и 32 дошкольных образовательных учреждения, которыми руководит Управление образования. Всего в дошкольных образовательных учреждениях города воспитывается 5424 ребенка.
МБДОУ «Детский сад № 8», один из старейших детских садов города, расположен в центре города Воркуты. В 3-х групповом детском саду воспитывается 70 детей. Численность работников детского сада - 18 человек; из 6 педагогов 5 человек имеют первую квалификационную категорию. В детском образовательном учреждении есть все условия для развития положительных качеств ребенка, его активности, творческих способностей, психической устойчивости. Вполне удовлетворительное состояние материально-технической базы и учебно-методического обеспечения. Проблемой дошкольного образовательного учреждения является недостаток денежных средств, современного оборудования.
Программа образования в детском саду соответствует федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования. В образовательном учреждении большое внимание уделяется развитию работы с культурными и спортивными организациями города, взаимодействию со школой №40.
Предметно - развивающая среда детского образовательного учреждения комфортна для каждого ребенка, педагоги обеспечивают выбор занятий, различные формы обучения детей, используют поисковые методы в работе, индивидуальный подход к ребенку. Хорошо налажена работа с семьями воспитанников, составляются семейные портреты на основе которых формируется стиль и форма взаимодействия с родителями.
Большое внимание уделяется работе с неблагополучными семьями, оказанию социальной помощи семье и детям. В частности, педагоги консультируют по вопросам оформления государственной помощи, жилищных субсидий, разрабатывают специальные программы социальной помощи.
В 2016 году на содержание МБДОУ было выделено 9,8 млн. руб. Значительная доля поступающих средств - более 80% - это субсидии на выполнение муниципального заказа. Фактически МБДОУ получает средства для ведения деятельности в пределах запланированного объема. Однако, размеры бюджетного финансирования недостаточны для развития МБДОУ и повышения качества образовательного процесса.
МБДОУ «Детский сад № 8» имеет конкурентные преимущества по сравнению с другими образовательным учреждениями. Главное преимущество - это хорошая деловая репутация учреждения в городе, высокий уровень подготовки выпускников детского сада к обучению в школе, использование в педагогическом процессе индивидуального подхода и современных образовательных технологий.
Однако функционирование и развитие этого образовательного учреждения, как и других бюджетных учреждений, зависит от многих внешних факторов. Это - экономические, политические, культурные, другие факторы. Коллектив должен обладать определенной гибкостью, чтобы к ним приспосабливаться и умением предвидеть возможные проблемы.
Чтобы развиваться, необходимо обращать особое внимание и осуществлять контроль на выполнение главных задач. Основная из них - охрана жизни и здоровья детей. Для выполнения этой задачи используют традиционные и нетрадиционные методы закаливания, массажа, другие процедуры. Изучаются инновационные методы физического развития детей.
Приоритетным направлением в работе МБДОУ стало развитие творческой речевой активности детей дошкольного возраста.
Определены образовательные области: «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» и во всех этих областях педагоги формируют познавательный интерес детей, картину окружающего мира, развивают интеллект, любознательность, доброжелательность к другим людям. Ежегодно проводят мониторинг и оценивают уровень освоения каждой образовательной области. Выпускника ДОУ, его интегративное развитие личности оценивают по восьми позициям и он достаточно высок. Большое внимание в ДОУ уделяется поиску и поддержке талантов, развитию их способностей.
В своей работе педагоги образовательного учреждения учитывают требования к современным профессиям, связанным с наукоемкими и информационными технологиями, которые их выпускники будут осваивать в будущем. К таким требованиям относятся умение аналитически, логически, и абстрактно мыслить, способность быстро реагировать на изменение ситуации, умение оперировать информацией и знаниями. В своей работе педагогический коллектив учитывает, что воспитать творческого интеллектуального работника, адекватного современному тапу развития экономики, без специальных усилий и индивидуального подхода к ребенку с раннего детства, невозможно.
Для дальнейшего развития МБДОУ «Детский сад № 8» предлагается провести реорганизацию путем его слияния с расположенным рядом МБДОУ "Детский сад №33", более крупным, эффективно работающим. При этом условия содержания и обучения воспитанников детского сада №8 не изменятся. Руководитель учреждения получит возможность распоряжаться более крупными денежными средствами, более гибко использовать персонал и материально-техническую базу обоих учреждений.
После реорганизации учреждений должность заведующего МБДОУ "Детский сад №8» сокращается. Экономия за год по фонду заработной платы составит более 840 тысяч рублей. Кроме того, в летнее время будет возможность экономить на коммунальных и других платежах, проводить ремонтные работы по подготовке учреждения к новому учебному году с учётом требований санитарного законодательства.
В работе приведен алгоритм последовательности действий при реорганизации ДОУ. Отмечено, что права и интересы всех участников образовательного процесса будут обязательно соблюдены.
Разработанные предложения по развитию МБДОУ "Детский сад №8" направлены на улучшение педагогического процесса, его модернизацию. Они позволят сэкономить бюджетные средства, более эффективно использовать как обслуживающий персонал, так и техническое оборудование.
Вследствие этого коллектив МБДОУ будет иметь возможность внедрять современные педагогические технологии, достичь высоких результатов в функционирования образовательного учреждения, продолжать свою работу над дальнейшим развитием.
Цели и задачи, поставленные в бакалаврской работе, достигнуты.
1. Конституция РФ
2. Гражданский кодекс Российской Федерации
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации
4. Трудовой кодекс РФ
5. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.)
б.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года №1155)
7.Закон Республики Коми от 06.10.2006 года №92-РЗ «Об образовании» (с изменениями на: 20.12.2016)
8. Закон Республики Коми от 20.12. 2016 года №144-РЗ «О внесении изменений в Закон Республики Коми «Об образовании»
9. Доклад Министра образования и науки РФ Д.В.Ливанова на селекторном совещании Председателя Правительства РФ Д.А.Медведева «О готовности системы образования к началу 2015-2016 учебного года». 20 августа 2015 года. 10.Березкина Т.Е. Основы управления/ Т.Е Березкина, З.К.Океанова, Н.А.Кислякова.-М.:Проспект, 2015.-232 с.
11. Гончаров М.А. Основы менеджмента в образовании. - М.: КноРус, 2008. - 480 с.
12. Друкер П. Эффективное управление. - М.: АСТ, Астрель, Ермак, 2004 .- 288 с.
13. Егоршин А.П. Основы менеджмента. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 350 с.
14. Ивасенко А.Г. Управление проектами. - Ростов н/Д:Феникс, 2009. - 330 с.
15. Кошелев А.Н. Основы менеджмента/А.Н Кошелев, Н.Н.
Иванникова.-М.:Издательство Экзамен, 2007.-512 с.
16. Лапыгин Ю.Н. Теория организации и организационное поведение. - М.: ИНФРА -М, 2011. -329 с.
17. Нечитайло А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности/А.И. Нечитайло, И.А. Нечитайло. - Ростов н/Д:Феникс, 2014.-365 с.
18. Переверзев М.П. Менеджмент/М.М. Переверзев, Н.А.Шайденко, Л.Е. Басовский. -М.: ИНФРА - М, 2012. - 330 с.
19. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. -М.: ИНФРА - М, 2006. -495 с.
20. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. - М.:1997//
hppt://studme.org/60709/pedagogika/ pedagogicheskiy_menedzhment
21. Федоров П.М. Как сократить расходы на персонал. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 126 с.
22. Широков А.Н. Муниципальное управление/ А.Н. Широков А.Н., Юркова С. Н..- М.:КноРус, 2015.-244 с.
23. Анисимкова Е.П., Воронина Л.П. Особенности управления и финансирования бюджетных дошкольных образовательных учреждений в муниципальном образовании//Муниципальная экономика и управление, №2, 2015/Электронная версия
24. Шакшабаева Н.М. Организация работы дошкольной
организации//Справочник руководителя дошкольной
организации/Электронный ресурс от 6 июля 2015
25. Википедия
26. Информационный портал администрации МО ГО "Воркута"
27.Заполярка-онлайн РФ-информационный портал редакции газеты «Заполярье»
28. upro@mail.ru/Сайт Управления образования МО ГО «Воркута»
29. docs. cntd.ru/ document/465521304/реорганизации муниципального
бюджетного дошкольного...
30. http://bda-expert.ru/doc/2013-06-14-fgos-do-project.zip