Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством моделирования

Работа №115640

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы70
Год сдачи2020
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
123
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты формирования универсальных учебных действий 7
1.1 Понятие «универсальные учебные действия» в психолого-педагогической
литературе 7
1.2 Метод моделирования как средство формирования универсальных
учебных действий 21
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию универсальных учебных действий посредством моделирования у младших школьников 292.1 Выявление уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников 29
2.2 Использование метода моделирования на уроках математики в начальной
школе 39
2.3 Анализ и обобщение результатов исследования 45
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Приложение А Таблицы результатов диагностических методик на
констатирующем этапе эксперимента 58
Приложение Б Таблицы результатов уровня сформированное™
универсальных учебных действий на констатирующем этапе эксперимента. 62
Приложение В Таблицы результатов диагностических методик на контрольном этапе эксперимента 64
Приложение Г Таблицы результатов уровня сформированности универсальных учебных действий на контрольном этапе эксперимента 68
Приложение Д Таблицы динамики уровня сформированности универсальных учебных действий 70


Важнейшей задачей современного образования в школе становится развитие универсальных учебных действий (УУД) как психологической части фундаментального ядра образования наряду с изложением предметного содержания различных дисциплин. Универсальные учебные действия могут быть сформированы только тогда, когда сформированы все их составляющие. Моделирование является важным составляющим познавательных универсальных учебных действий. Поэтому мы считаем, что наше исследование является актуальным на сегодняшний день.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте начального общего образования содержится информация о личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.
На современном этапе формирование универсальных учебных действий рассматривали такие ученые, как Д.Б. Эльконин, М.А. Бантова, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, Н.Б. Истомина, Л.Ф. Петрова, С.П. Ожигина.
После изучения исследовательских работ ученых по формированию УУД у младших школьников мы смогли сделать вывод о том, что существует необходимость более подробного изучения способов их развития у школьников на примере метода моделирования.
Из различных видов деятельности со знаково-символическими средствами большее значение в обучении имеет метод моделирования. В начальной школе основным показателем сформированности знаково-символических умений является овладение моделированием, отражающим расположение объектов в пространстве, предметов или отношения между ними или их частями для решения задач.
Проблема по формированию УУД приобретает все большее значение. Данный факт можно объяснить активным развитием науки и общества. Осознав это, можно представить с какими проблемами сталкиваются младшие школьники, погрузившись в реальный мир. На то есть причины: обилие информации, повышение внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения живым и интересным, стремлением родителей учеников в связи с этим быстрее научить детей решать задачи. Все это преследует главную цель: вырастить детей людьми, которые умеют ориентироваться в том, что их окружает, правильно оценивать ситуации, в которых они находятся и принимать самостоятельные решения.
Именно поэтому мы посчитали, что проблема формирования УУД у младших школьников посредством метода моделирования является очень актуальной.
Теоретическая актуальность и практическая значимость позволили сформулировать тему исследования: «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством моделирования».
Противоречие исследования заключается между требованиями ФГОС НОО к формированию универсальных учебных действий у младших школьников и недостаточным вниманием со стороны учителей к формированию их посредством моделирования.
Проблема исследования: «Каковы педагогические условия формирования универсальных учебных действий у младших школьников посредством моделирования?»
Цель исследования: теоретическое обоснование проблемы формирования универсальных учебных действий у младших школьников; практическое доказательство того, что моделирование является средством формирования УУД.
Объект исследования: процесс формирования универсальных учебных действий.
Предмет исследования: формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством моделирования на уроках математики.
Гипотеза исследования: формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики будет осуществляться наиболее эффективно, если:
-использовать метод моделирования;
-учитывать уровень сформированное™ универсальных учебных действий у младших школьников;
-создать благоприятный психологический климат на уроках.
Задачи исследования:
-проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу для конкретизации сущности, структуры и классификации универсальных учебных действий;
-изучить особенности использования метода моделирования с младшими школьниками;
-экспериментальным путем выявить уровень сформированности универсальных учебных действий у младших школьников;
-изучить возможности использования метода моделирования на уроках математики в начальной школе.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературы) и эмпирические - тестирование и педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
Теоретическая значимость исследования состоит в описании значения формирования УУД у младших школьников.
Практическая значимость исследования состоит в изучении результатов, полученных нами при выполнении комплекса задач, формирующих УУД у младших школьников.
База исследования: МБУ СОШ №89, ученики 3 «А» и 3 «Б» классов.
Структура работы полностью соответствует логике данного исследования и состоит из введения, теоретической и практической частях, заключения и списка используемой литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение и анализ научно-методической литературы позволил нам рассмотреть сущность характеристики формирования УУД у младших школьников. Также теоретический анализ помог нам сделать вывод о том, что необходимо проводить работу по формированию универсальных учебных действий.
Моделирование существует также давно, как и мышление, и также долго сопровождает процесс обучения. Но именно как средство обучения этот метод стал недавно, научное понятие модели и моделирования еще недостаточно проникло в методику преподавания математики в начальной школе.
Важнейшей проблемой в обучении математики является формирование самостоятельной деятельности у младших школьников при решении математических задач, т.к. данное умение является одним из показателей уровня математического развития детей, раскрывая глубины их усвоения учебного материала. Решение текстовых задач нужно рассматривать не только как прием по развитию математических знаний, умений и навыков, но также как цель обучения и как средство формирования универсальных учебных действий.
В теоретической части исследования были рассмотрены данные аспекты проблемы: структура понятия модели, моделирование и приемы метода моделирования.
Также нами был проведен эксперимент по использованию метода моделирования на уроках математики, целью которого было формирование универсальных учебных действий.
Результаты, которые были получены на констатирующем этапе эксперимента показали нам, что уровень сформированности универсальных учебных действий у детей находился на низком уровне, что в дальнейшем могло послужить причиной появления затруднений в дальнейшем обучении.
На формирующем этапе эксперимента нами был предложен комплекс упражнений и заданий, с использованием метода моделирования, который мы реализовали на уроках математики с младшими школьниками и который был направлен на повышение уровня сформированности универсальных учебных действий у детей.
На контрольном этапе эксперимента были получены результаты, которые показали, что уровень сформированности УУД у младших школьников немного повысился. Проведенное исследование показало общую значимость, которая заключается в том, что формирование уровня универсальных учебных действий у младших школьников проходит более успешно при использовании в процессе обучения метода моделирования.
Таким образом, систематическое использование данного метода на уроках математики с младшими школьниками при соблюдении определённых условий поможет и в дальнейшем повышать уровень сформированности их УУД.
Дальнейшие перспективы нашего исследования мы видим в использование метода моделирования не только для повышения уровня сформированности УУД, но и для повышения уровня других метапредметных результатов обучения, которые будут затрагивать все предметные области обучения в начальной школе.



1. Аксюченко В.Н. Развитие познавательной активности в процессе формирования общих учебных умений у подростков. М. : 1985. 302 с.
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя под ред. А. Г. Асмолова. М. : «Просвещение», 2015. 98 с.
3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М. : «Просвещение», 1982. 356 с.
4. Бантова М.А. Методика преподавания математики по ФГОС начальных классах. М. : «Просвещение», 2015. 547 с.
5. Белошистая А.В. Преемственность в математическом образовании дошкольника и младшего школьника. Начальная школа, 2015. №14. С. 68-72.
6. Воробьёва Т.А. Формируем универсальные учебные действия. Проблемы социализации личности в контексте непрерывного профессионального образования, 2013. С. 170-175.
7. Воровщиков С.Г. "Логические пятиминутки" как инструмент развития учебно-логических умений учащихся начальных классов. Эксперимент и инновации в школе, 2015. №6. С. 41-48.
8. Гальперин П.Я. О методе формирования умственных действий. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М. : 2015. 319 с.
9. Гейдман Б.П. Математика 3 класс. М. : Книжный дом «ЧеРо» изд. Московского университета, МЦНМО, 2016. 561 с.
10. Гневанова Г.Л. ФГОС начального образования. Управление начальной школой, 2013. №7. С. 10-24.
11. Гнеденко Б.В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике. М. : «Просвещение», 2015. 144 с.
12. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. Томск: «Пеленг», 2016. 564 с.
13. Давыдов В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников. М. : «Педагогика», 2017. 657 с.
14. Демидова Т.Е. Профессиональная подготовка учителя к формированию общеучебных умений у младших школьников. Монография. Брянск: Изд. БГУ, 2015. С. 15 - 16.
15. Епишева О.Б. Общая методика преподавания математики в начальной школе. Тобольск: Изд. ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2015. 132 с.
16. Ерофеева Т.И. Дети у истоков математики: Методика обучения математике. М.: Арт, 2016. 311 с.
17. Истомина Н.Б. Методика обучения по ФГОС в начальных классах. М.: Академия, 2017. 237 с.
18. Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. Вдадимир: Варс, 2015. 261 с.
19. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М. : Знание, 1981. 235 с.
20. Коджаспирова Г.М. Познавательные УУД как средство развития логического мышления: пособие для студентов высших и средних педагогических заведений. М.: Издательский центр "Академия", 2013. 86 с.
21. Колягин Ю. М. Методика преподавания математики в начальной школе. Общая методика. М. : «Просвещение», 2015. 462 с.
22. Кулагина А.А. Теоретические основы методики обучения младших школьников по программе «Начальная школа XXI века»: Учеб. Пособие. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2010. 103 с.
23. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? Начальная школа плюс ДО и После, 2001. № 01. 97 с.
24. Лукина Е.А. Образовательные технологии, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий. Наука и образование: современные тренды, 2015. № 2 (2). С. 46-102.
25. Медведева Н.В. Формирование и развитие УУД в начальном общем образовании. Начальная школа плюс До и После, 2016. №1. С. 74-81.
26. Менчинская Н.А. Мышление в процессе обучения. Исследование мышления в современной психологии. М. : Наука, 1966. 367 с.
27. Мишин В.И. Методика преподавания математики в начальной школе. Частная методика. М. : «Просвещение», 2015. 248 с.
28. Ожигина С.П. Моделирование как способ формирования
познавательных универсальных учебных действий младших школьников [Электронный ресурс]: http://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-kak-
sposob-formirovaniya-poznavatelnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-mladshih-shkolnikov/
29. Павлова В.В. Диагностика качества познавательных УУД в начальной школе. Начальная школа, 2015. №4. С. 33-36.
30. Петрова Е.С. Теория и методика обучения математике. Саратов: Изд-во Сарат, 2017. 284 с.
31. Петрова Л.Ф. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики [Электронный ресурс]:http://festival.1september.ru/articles/592471/
32. Подгорная И.И. Уроки математики для поступающих. М. : «Просвещение», 2016. 692 с.
33. Попова Н.Е. Интеграция универсальных учебных действий учащихся в соответствии с требованиями ФГОС СОО. Педагогическое образование в России, 2015. № 12. С. 139-144.
34. Программа формирования универсальных учебных действий // Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М. : 2015. 204 с.
35. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М. : «Просвещение», 2016. 191 с.
36. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа, 2016. 302 с.
37. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М. : «Просвещение», 2015. 341 стр.
38. Субботкина М.И. Универсальные учебные действия как основа формирования культуры умственного труда. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2017. № 9 (149). С. 73-79.
39. Терентьева С.Т. Новые образовательные стандарты как инструмент развития образования. Вестник образования, 2015. №11. С. 29-32.
40. Усова А.В. Формирование учебных умений и навыков учащегося на уроках физики. М. : «Просвещение», 1988. 284 с.
41. Уткина Н.Г. Материалы к урокам математики в 1-3 кл. М. : «Просвещение», 2016. 351 с.
42. Узорова О.В. Сборник задач и примеров по математике для начальной школы. М. : «Просвещение», 2015. 354 с.
43. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.1. Л.,1949. С. 67.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 (ред. от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357).
45. Формирование логических универсальных учебных действий
[электронный ресурс]: http: //nsportal .ru/nachalnaya-
shkola/matematika/formirovanie-universalnykh-uchebnykh-deistvii-na-urokakh-matematiki-sre.
46. Целищева И.И. Решение составных задач на уроках математики. М. : Чистые пруды, 2016. 237 с.
47. Чутчева Е.Б. Занимательные задачи по математике для младших школьников. М. : ВЛАДОС, 2015. 354 с.
48. Шамова Т.И. Педагогические основы активизации учения школьников. М. : Педагогика, 1981. 328 с.
49. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды: проблемы возрастной и педагогической психологии под ред. Фельдштейн Д.И. М. : Академия, 1995. 281 с.
50. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М. : Педагогика, 2017. 170 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ