Формирование у младших школьников бережного отношения к природе
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у младших школьников бережного отношения к природе
1.1 Понятие «бережное отношение к природе» в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Методы и средства формирования у младших школьников
бережного отношения к природе 14
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у младших школьников бережного отношения к природе 19
2.1 Диагностика уровня сформированности у младших
школьников бережного отношения к природе 19
2.2 Содержание работы по формированию у младших
школьников бережного отношения к природе 32
2.3 Результаты исследования 36
Заключение 46
Список используемой литературы 49
Приложение А Характеристика выборки исследования 52
Приложение Б Методики исследования 53
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации 55
Приложение Г Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля 57
Приложение Д Конспекты уроков
Глава 1 Теоретические основы формирования у младших школьников бережного отношения к природе
1.1 Понятие «бережное отношение к природе» в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Методы и средства формирования у младших школьников
бережного отношения к природе 14
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у младших школьников бережного отношения к природе 19
2.1 Диагностика уровня сформированности у младших
школьников бережного отношения к природе 19
2.2 Содержание работы по формированию у младших
школьников бережного отношения к природе 32
2.3 Результаты исследования 36
Заключение 46
Список используемой литературы 49
Приложение А Характеристика выборки исследования 52
Приложение Б Методики исследования 53
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации 55
Приложение Г Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля 57
Приложение Д Конспекты уроков
В современном мире остро встают проблемы экологической обстановки. Сегодня наша планета переживает настоящий экологический кризис из-за безответственной деятельности человечества, направленной во многом на бессознательное её уничтожение. Экология - наука о связях природных явлений и объектов с жизнедеятельностью человека. Вопрос о характере этих взаимоотношений напрямую связывается с сохранением жизни на Земле. В решении данной проблемы ведущая роль отводится экологическому образованию и воспитанию подрастающего поколения, которое вплотную столкнётся с ней в ближайшем будущем. Во ФГОС Начального образования природа рассматривается чаще всего на уроках Окружающего мира. Стандарт предусматривает принцип ценности, который означает максимальную ориентацию на ответственное отношение к природе в образовательном процессе.
Приоритетным направлением школьной образовательной системы является формирование бережного отношения к природе. Бережное отношение к природе - это осмысленная связь человека и природных объектов, направленная на их сохранение, сбережение, восстановление, которая характеризуется активной деятельностью индивида.
Проблема формирования бережного отношения к природе ребенка разрабатывалась в психологии и педагогике. Теоретические основы решения проблемы формирования бережного отношения к природе широко представлены в целом ряде зарубежных и отечественных психолого - педагогических исследований Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Л. Кольберга, Т.А. Марковой, Д.Б. Эльконина. При этом особый акцент обращен к изучению проблемы становления базиса бережного отношения к природе личности, было установлено, что сенситивным периодом для ее становления является период младшего школьного детства.
Таким образом анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций, диссертационных работ по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью формирования у младших школьников бережного отношения к природе и недостаточной разработанностью методов и средств данного процесса.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы методы и средства формирования у младших школьников бережного отношения к природе?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у младших школьников бережного отношения к природе».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности формирования у младших школьников бережного отношения к природе.
Объект исследования: процесс формирования у младших школьников бережного отношения к природе.
Предмет исследования: формирование у младших школьников бережного отношения к природе.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс формирования у младших школьников бережного отношения к природе будет эффективным, если:
- разработать и реализовать комплекс уроков литературного чтения по данной тематике;
- реализовать этапы работы с детьми с учетом логики формирования у младших школьников бережного отношения к природе.
Задачи исследования.
1. Изучить теоретические основы формирования у младших
школьников бережного отношения к природе.
2. Выявить уровень сформированности у младших школьников бережного отношения к природе.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию у младших школьников бережного отношения к природе.
4. Определить динамику сформированности у младших школьников бережного отношения к природе.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Новизна исследования: определены специфика и содержание процесса формирования у младших школьников бережного отношения к природе.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснованы возможности формирования у младших школьников бережного отношения к природе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по формированию у младших школьников бережного отношения к природе может быть использовано в работе педагогов школьных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Нижнекристальская СОШ». В данном исследовании принимали участие дети в возрасте 7-8 лет в количестве 40 человек.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (31 источник) и 5 приложений. Текст работы иллюстрирован 1 таблицей, 11 рисунками.
Приоритетным направлением школьной образовательной системы является формирование бережного отношения к природе. Бережное отношение к природе - это осмысленная связь человека и природных объектов, направленная на их сохранение, сбережение, восстановление, которая характеризуется активной деятельностью индивида.
Проблема формирования бережного отношения к природе ребенка разрабатывалась в психологии и педагогике. Теоретические основы решения проблемы формирования бережного отношения к природе широко представлены в целом ряде зарубежных и отечественных психолого - педагогических исследований Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Л. Кольберга, Т.А. Марковой, Д.Б. Эльконина. При этом особый акцент обращен к изучению проблемы становления базиса бережного отношения к природе личности, было установлено, что сенситивным периодом для ее становления является период младшего школьного детства.
Таким образом анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций, диссертационных работ по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью формирования у младших школьников бережного отношения к природе и недостаточной разработанностью методов и средств данного процесса.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы методы и средства формирования у младших школьников бережного отношения к природе?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у младших школьников бережного отношения к природе».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности формирования у младших школьников бережного отношения к природе.
Объект исследования: процесс формирования у младших школьников бережного отношения к природе.
Предмет исследования: формирование у младших школьников бережного отношения к природе.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс формирования у младших школьников бережного отношения к природе будет эффективным, если:
- разработать и реализовать комплекс уроков литературного чтения по данной тематике;
- реализовать этапы работы с детьми с учетом логики формирования у младших школьников бережного отношения к природе.
Задачи исследования.
1. Изучить теоретические основы формирования у младших
школьников бережного отношения к природе.
2. Выявить уровень сформированности у младших школьников бережного отношения к природе.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию у младших школьников бережного отношения к природе.
4. Определить динамику сформированности у младших школьников бережного отношения к природе.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Новизна исследования: определены специфика и содержание процесса формирования у младших школьников бережного отношения к природе.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснованы возможности формирования у младших школьников бережного отношения к природе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по формированию у младших школьников бережного отношения к природе может быть использовано в работе педагогов школьных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Нижнекристальская СОШ». В данном исследовании принимали участие дети в возрасте 7-8 лет в количестве 40 человек.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (31 источник) и 5 приложений. Текст работы иллюстрирован 1 таблицей, 11 рисунками.
В ходе изучения теоретических основ формирования у младших школьников бережного отношения к природе мы установили, что бережное отношение к природе - это осмысленная связь человека и природных объектов, направленная на их сохранение, сбережение, восстановление, которая характеризуется активной деятельностью индивида.
Эффективный метод формирования у младших школьников бережного отношения к природе - это игровая деятельность. Игровые приёмы предполагают активное использование на занятиях сюрпризного момента, дидактических игр. Также формирование у младших школьников бережного отношения к природе в образовательном процессе особенно эффективно происходит на уроках литературного чтения. Художественная литература позволяет формировать прочные экологические суждения, навыки поведения и культурных отношений в обществе.
Констатирующий этап исследования показал, что низкий уровень сформированности у младших школьников бережного отношения к природе можно диагностировать у 45% детей. Младший школьник не понимает красоту природы, не умеет на ней фиксироваться, не задумывается о сбережении природы и о том, какие шаги для этого нужны. У ребенка нет интереса к эстетическому компоненту природы, либо данный интерес проявлен крайне незначительно. Младший школьник не знаком с произведениями о природе или животных, его не интересует описание природных пейзажей или явлений, он не может ответить, как надо вести себя на природе, в парке, в лесу. У ребенка нет интереса к компонентам природы, отношение к природе в целом негативное или нейтральное. Не может предложить конструктивное решение экологических ситуаций, не думает о природе и ее сохранении, предложенные ситуации обсуждает неохотно, не проявляя активность и заинтересованность. Ребенок может воспринимать природу только как объект пользы или вреда для человека.
Средний уровень сформированности у младших школьников бережного отношения к природе можно диагностировать у 55% детей данной возрастной группы. Младший школьник не понимает красоту природы, не умеет на ней фиксироваться, однако задумывается о сбережении природы и о том, какие шаги для этого нужны. У ребенка частично сформирован интерес к эстетическому компоненту природы, но он носит характер развлечения. Младший школьник не знаком с произведениями о природе или животных, его не интересует описание природных пейзажей или явлений, на природе ему интересно кого-то поймать или что-то найти, а не любоваться самой природой. У ребенка неустойчивый интерес к компонентам природы, отношение к природе в целом нейтральное. Может предложить конструктивное решение экологических ситуаций после помощи педагога, но сам не думает о природе и ее сохранении, предложенные ситуации обсуждает без интереса, активность и заинтересованность не проявляет. Ребенок может воспринимать природу как объект охраны или изучения.
Эти показатели одинаковы для экспериментальной и контрольной групп. Высокого уровня не выявлено.
Опираясь на данные результаты, мы разработали содержание работы по формированию у младших школьников бережного отношения к природе.
Нами было доказано, что процесс формирования у младших школьников бережного отношения к природе будет эффективным, если:
- разработать и реализовать комплекс уроков литературного чтения по данной тематике;
- реализовать этапы работы с детьми с учетом логики формирования у младших школьников бережного отношения к природе.
Контрольный этап исследования показал, что в экспериментальной группе уровень сформированности у младших школьников бережного отношения к природе существенно повысился: количество детей младшего школьного возраста с низким уровнем снизилось до 20% (было 45%), а средний уровень повысился до 70% (с 55% на этапе констатации). Высокий уровень сформированности у младших школьников бережного отношения к природе выявлен у 10%, тогда как ранее этот показатель был равен нулю.
Результаты контрольной группы не изменились относительно результатов, полученных на первом этапе работы. Исходя из данных результатов, мы делаем вывод, что разработанная и апробированная нами работа по формированию у младших школьников бережного отношения к природе показывает высокий уровень эффективности.
Таким образом, результаты контрольного среза доказывают эффективность работы с детьми и верность выдвинутой гипотезы.
Эффективный метод формирования у младших школьников бережного отношения к природе - это игровая деятельность. Игровые приёмы предполагают активное использование на занятиях сюрпризного момента, дидактических игр. Также формирование у младших школьников бережного отношения к природе в образовательном процессе особенно эффективно происходит на уроках литературного чтения. Художественная литература позволяет формировать прочные экологические суждения, навыки поведения и культурных отношений в обществе.
Констатирующий этап исследования показал, что низкий уровень сформированности у младших школьников бережного отношения к природе можно диагностировать у 45% детей. Младший школьник не понимает красоту природы, не умеет на ней фиксироваться, не задумывается о сбережении природы и о том, какие шаги для этого нужны. У ребенка нет интереса к эстетическому компоненту природы, либо данный интерес проявлен крайне незначительно. Младший школьник не знаком с произведениями о природе или животных, его не интересует описание природных пейзажей или явлений, он не может ответить, как надо вести себя на природе, в парке, в лесу. У ребенка нет интереса к компонентам природы, отношение к природе в целом негативное или нейтральное. Не может предложить конструктивное решение экологических ситуаций, не думает о природе и ее сохранении, предложенные ситуации обсуждает неохотно, не проявляя активность и заинтересованность. Ребенок может воспринимать природу только как объект пользы или вреда для человека.
Средний уровень сформированности у младших школьников бережного отношения к природе можно диагностировать у 55% детей данной возрастной группы. Младший школьник не понимает красоту природы, не умеет на ней фиксироваться, однако задумывается о сбережении природы и о том, какие шаги для этого нужны. У ребенка частично сформирован интерес к эстетическому компоненту природы, но он носит характер развлечения. Младший школьник не знаком с произведениями о природе или животных, его не интересует описание природных пейзажей или явлений, на природе ему интересно кого-то поймать или что-то найти, а не любоваться самой природой. У ребенка неустойчивый интерес к компонентам природы, отношение к природе в целом нейтральное. Может предложить конструктивное решение экологических ситуаций после помощи педагога, но сам не думает о природе и ее сохранении, предложенные ситуации обсуждает без интереса, активность и заинтересованность не проявляет. Ребенок может воспринимать природу как объект охраны или изучения.
Эти показатели одинаковы для экспериментальной и контрольной групп. Высокого уровня не выявлено.
Опираясь на данные результаты, мы разработали содержание работы по формированию у младших школьников бережного отношения к природе.
Нами было доказано, что процесс формирования у младших школьников бережного отношения к природе будет эффективным, если:
- разработать и реализовать комплекс уроков литературного чтения по данной тематике;
- реализовать этапы работы с детьми с учетом логики формирования у младших школьников бережного отношения к природе.
Контрольный этап исследования показал, что в экспериментальной группе уровень сформированности у младших школьников бережного отношения к природе существенно повысился: количество детей младшего школьного возраста с низким уровнем снизилось до 20% (было 45%), а средний уровень повысился до 70% (с 55% на этапе констатации). Высокий уровень сформированности у младших школьников бережного отношения к природе выявлен у 10%, тогда как ранее этот показатель был равен нулю.
Результаты контрольной группы не изменились относительно результатов, полученных на первом этапе работы. Исходя из данных результатов, мы делаем вывод, что разработанная и апробированная нами работа по формированию у младших школьников бережного отношения к природе показывает высокий уровень эффективности.
Таким образом, результаты контрольного среза доказывают эффективность работы с детьми и верность выдвинутой гипотезы.
Подобные работы
- Формирование у младших школьников бережного отношения к природе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Формирование у младших школьников ответственного отношения к
природе в краеведческой деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - Формирование бережного отношения к живым природным объектам через работу с текстом на уроках окружающего мира младших школьников (Зерноградский педагогический колледж)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2023 - Воспитание у младших школьников ценностного отношения к природе средствами искусства
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2022 - Формирование бережного отношения к природе у учащихся средствами природоведческих экскурсий
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ
У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ НА МАТЕРИАЛЕ ПРАЗДНИКОВ
НАРОДНОГО КАЛЕНДАРЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Формирование у младшего школьника ценностного отношения к здоровью в физкультурно-оздоровительной деятельности
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2006 - ВОСПИТАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Воспитание у младших школьников ответственного отношения к природе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017



