Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование у младших школьников бережного отношения к природе

Работа №115638

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы62
Год сдачи2022
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
179
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у младших школьников бережного отношения к природе
1.1 Понятие «бережное отношение к природе» в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Методы и средства формирования у младших школьников
бережного отношения к природе 14
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у младших школьников бережного отношения к природе 19
2.1 Диагностика уровня сформированности у младших
школьников бережного отношения к природе 19
2.2 Содержание работы по формированию у младших
школьников бережного отношения к природе 32
2.3 Результаты исследования 36
Заключение 46
Список используемой литературы 49
Приложение А Характеристика выборки исследования 52
Приложение Б Методики исследования 53
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации 55
Приложение Г Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля 57
Приложение Д Конспекты уроков


В современном мире остро встают проблемы экологической обстановки. Сегодня наша планета переживает настоящий экологический кризис из-за безответственной деятельности человечества, направленной во многом на бессознательное её уничтожение. Экология - наука о связях природных явлений и объектов с жизнедеятельностью человека. Вопрос о характере этих взаимоотношений напрямую связывается с сохранением жизни на Земле. В решении данной проблемы ведущая роль отводится экологическому образованию и воспитанию подрастающего поколения, которое вплотную столкнётся с ней в ближайшем будущем. Во ФГОС Начального образования природа рассматривается чаще всего на уроках Окружающего мира. Стандарт предусматривает принцип ценности, который означает максимальную ориентацию на ответственное отношение к природе в образовательном процессе.
Приоритетным направлением школьной образовательной системы является формирование бережного отношения к природе. Бережное отношение к природе - это осмысленная связь человека и природных объектов, направленная на их сохранение, сбережение, восстановление, которая характеризуется активной деятельностью индивида.
Проблема формирования бережного отношения к природе ребенка разрабатывалась в психологии и педагогике. Теоретические основы решения проблемы формирования бережного отношения к природе широко представлены в целом ряде зарубежных и отечественных психолого - педагогических исследований Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Л. Кольберга, Т.А. Марковой, Д.Б. Эльконина. При этом особый акцент обращен к изучению проблемы становления базиса бережного отношения к природе личности, было установлено, что сенситивным периодом для ее становления является период младшего школьного детства.
Таким образом анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций, диссертационных работ по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью формирования у младших школьников бережного отношения к природе и недостаточной разработанностью методов и средств данного процесса.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы методы и средства формирования у младших школьников бережного отношения к природе?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у младших школьников бережного отношения к природе».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности формирования у младших школьников бережного отношения к природе.
Объект исследования: процесс формирования у младших школьников бережного отношения к природе.
Предмет исследования: формирование у младших школьников бережного отношения к природе.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс формирования у младших школьников бережного отношения к природе будет эффективным, если:
- разработать и реализовать комплекс уроков литературного чтения по данной тематике;
- реализовать этапы работы с детьми с учетом логики формирования у младших школьников бережного отношения к природе.
Задачи исследования.
1. Изучить теоретические основы формирования у младших
школьников бережного отношения к природе.
2. Выявить уровень сформированности у младших школьников бережного отношения к природе.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию у младших школьников бережного отношения к природе.
4. Определить динамику сформированности у младших школьников бережного отношения к природе.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Новизна исследования: определены специфика и содержание процесса формирования у младших школьников бережного отношения к природе.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснованы возможности формирования у младших школьников бережного отношения к природе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по формированию у младших школьников бережного отношения к природе может быть использовано в работе педагогов школьных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Нижнекристальская СОШ». В данном исследовании принимали участие дети в возрасте 7-8 лет в количестве 40 человек.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (31 источник) и 5 приложений. Текст работы иллюстрирован 1 таблицей, 11 рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе изучения теоретических основ формирования у младших школьников бережного отношения к природе мы установили, что бережное отношение к природе - это осмысленная связь человека и природных объектов, направленная на их сохранение, сбережение, восстановление, которая характеризуется активной деятельностью индивида.
Эффективный метод формирования у младших школьников бережного отношения к природе - это игровая деятельность. Игровые приёмы предполагают активное использование на занятиях сюрпризного момента, дидактических игр. Также формирование у младших школьников бережного отношения к природе в образовательном процессе особенно эффективно происходит на уроках литературного чтения. Художественная литература позволяет формировать прочные экологические суждения, навыки поведения и культурных отношений в обществе.
Констатирующий этап исследования показал, что низкий уровень сформированности у младших школьников бережного отношения к природе можно диагностировать у 45% детей. Младший школьник не понимает красоту природы, не умеет на ней фиксироваться, не задумывается о сбережении природы и о том, какие шаги для этого нужны. У ребенка нет интереса к эстетическому компоненту природы, либо данный интерес проявлен крайне незначительно. Младший школьник не знаком с произведениями о природе или животных, его не интересует описание природных пейзажей или явлений, он не может ответить, как надо вести себя на природе, в парке, в лесу. У ребенка нет интереса к компонентам природы, отношение к природе в целом негативное или нейтральное. Не может предложить конструктивное решение экологических ситуаций, не думает о природе и ее сохранении, предложенные ситуации обсуждает неохотно, не проявляя активность и заинтересованность. Ребенок может воспринимать природу только как объект пользы или вреда для человека.
Средний уровень сформированности у младших школьников бережного отношения к природе можно диагностировать у 55% детей данной возрастной группы. Младший школьник не понимает красоту природы, не умеет на ней фиксироваться, однако задумывается о сбережении природы и о том, какие шаги для этого нужны. У ребенка частично сформирован интерес к эстетическому компоненту природы, но он носит характер развлечения. Младший школьник не знаком с произведениями о природе или животных, его не интересует описание природных пейзажей или явлений, на природе ему интересно кого-то поймать или что-то найти, а не любоваться самой природой. У ребенка неустойчивый интерес к компонентам природы, отношение к природе в целом нейтральное. Может предложить конструктивное решение экологических ситуаций после помощи педагога, но сам не думает о природе и ее сохранении, предложенные ситуации обсуждает без интереса, активность и заинтересованность не проявляет. Ребенок может воспринимать природу как объект охраны или изучения.
Эти показатели одинаковы для экспериментальной и контрольной групп. Высокого уровня не выявлено.
Опираясь на данные результаты, мы разработали содержание работы по формированию у младших школьников бережного отношения к природе.
Нами было доказано, что процесс формирования у младших школьников бережного отношения к природе будет эффективным, если:
- разработать и реализовать комплекс уроков литературного чтения по данной тематике;
- реализовать этапы работы с детьми с учетом логики формирования у младших школьников бережного отношения к природе.
Контрольный этап исследования показал, что в экспериментальной группе уровень сформированности у младших школьников бережного отношения к природе существенно повысился: количество детей младшего школьного возраста с низким уровнем снизилось до 20% (было 45%), а средний уровень повысился до 70% (с 55% на этапе констатации). Высокий уровень сформированности у младших школьников бережного отношения к природе выявлен у 10%, тогда как ранее этот показатель был равен нулю.
Результаты контрольной группы не изменились относительно результатов, полученных на первом этапе работы. Исходя из данных результатов, мы делаем вывод, что разработанная и апробированная нами работа по формированию у младших школьников бережного отношения к природе показывает высокий уровень эффективности.
Таким образом, результаты контрольного среза доказывают эффективность работы с детьми и верность выдвинутой гипотезы.



1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика,
2018. 318 с.
2. Андреева Н. Д. Теория и методика обучения экологии: учебник для СПО. М.: Изд-во «Юрайт», 2018. 206 с.
3. Батуев A.C. Критические периоды детства и среда воспитания (начальные этапы биосоциальной адаптации ребенка) // Мир психологии.
2019. №1. С 13-16.
4. Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2018. 317 с.
5. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб. : ПРАЙМ - ЕВРОЗНАК, 2015. 528 с.
6. Виноградова Н. Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Агентство «Технотрон», 2016. 326 с.
7. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России, 2019. 512 с.
8. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: АСТ,
2017. 336 с.
9. Гуревич П. С. Психология личности. М.: Юнити-Дана, 2017. 560 с.
10. Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.: Наука, 2019. 320 с.
11. Занков Л.В. Наглядность и активность учащихся в обучении. М.: Учпедгиз, 1960. 311 с.
12. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. М.: Педагогическое общество России, 2015. 324 с.
13. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Издательство психологической литературы, 2018. 437 с.
14. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2018. 364 с.
15. Каменева Л. А. Как знакомить школьников с природой. М.: Просвещение, 2019. 75 с.
16. Коломинский Я.Л., Панько, Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. Минск: Университетское, 2016. 315 с.
17. Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов н/Д.: Издательство Ростовского педагогического университета, 2019. 294 с.
18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2017. 352 с.
19. Лопатина А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие. М.: Амрита-Русь, 2018. 256 с.
20. Маханева М. Д. Система экологического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста // Управление ДОУ. 2015. No
2. С. 58-66
21. Мудрик А.В. Психология и воспитание. М.: РАО-МПСИ, 2016. 470 с.
22. Назарова Л. Д. Экология души: формирование нравственной позиции человека по отношению к миру // Управление ДОУ. 2017. No 3. С. 26-40.
23. Николаева С. Н. Роль педагогических технологий в формировании экологической культуры детей и взрослых // Школьное воспитание. 2020. No 6. С. 9-12.
24. Шевцов А. Г. Социальная экология и экологическое воспитание: методологические основы. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ин-т., 2017. 103 с.
25. Экологическое образование: концепции и методические подходы /отв. ред. Н. М. Мамедов. М.: Агентство «Технотрон», 2016. 136 с.
26. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 2016. 211 с.
27. Ягодко Л.И Использование технологии проблемного обучения в начальной школе // Начальная школа. 2020. №10. С. 38-41.
28. Якушина Л.С. Проблема чтения школьниками художественного произведения // Начальная школа. 2016. №10. С. 41-47.
29. Ямалтдинова Д.Г. Подготовка будущих учителей начальных классов к мониторингу качества знаний младших школьников // Начальная школа. 2017. №1. С. 15-19.
30. Яременко Е.О. Образовательный компонент «Окружающий мир» в четырехлетней начальной школе// Начальная школа. 2019. №7. С. 21-23.
31. Яровая В.В. Организация самостоятельной работы на уроках математики в начальных классах // Начальная школа. 2016. №11. С. 16-19.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ