Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития у детей 4-5 лет интереса к музыкально-театрализованной игре 10
1.1 Развитие познавательного интереса у дошкольников как психолого-педагогическая проблема 10
1.2 Музыкально-театрализованная игра, ее роль в развитии ребенка 13
1.3 Особенности детей 4-5 лет, обеспечивающие развитие интереса к игре 19
Глава 2 Экспериментальное исследование развития у детей 4-5 лет интереса к музыкально-театрализованной игре 24
2.1 Выявление уровня развития у детей 4-5 лет интереса к музыкально-театрализованной игре 24
2.2 Содержание работы по развитию у детей 4-5 лет интереса к музыкально-театрализованной игре 39
2.3 Изучение динамики уровня развития у детей 4-5 лет интереса к музыкально-театрализованной игре 52
Заключение 69
Список используемой литературы 71
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 76
Приложение Б Карта наблюдения игровой ситуации «Пересказ по ролям» 77
Приложение В Карта наблюдения за педагогической ситуацией «Продолжи сказку» 78
Приложение Г Участие родителей в эксперименте 79
Актуальность исследования. Министерством образования и науки Российской Федерации 29 декабря 2012 года был принят «Закона об образовании в Российской Федерации». Данный закон выдвинул ряд требований к образованию в целом и к дошкольному образованию в частности. Идея взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности нашла свое отражение в «Законе об образовании» и в ряде других нормативно-правовых документов. Родители обязаны заложить основы физического, музыкального, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.
Однако исследования показали, что результаты ознакомления с практикой музыкально-театрального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях и в условиях семьи показали, что педагогии родители не уделяют достаточного внимания воспитанию у детей интереса к театру. Родители редко предлагают детям слушать и смотреть театрализованные представления, редко посещают детские театры. Ориентиром ценности в семье является мультипликация. Представления родителей о музыкально-театральном развитии ребенка ограничиваются чтением сказок перед сном в лучшем случае. Педагоги-практики имеют неточные представления о содержании понятия музыкально-театрального интереса дошкольников и методах его воспитания у детей старшего дошкольного возраста.
Проблема приобщения дошкольников к музыкально-театрализованной культуре принадлежит к числу важнейших. Приобщение к культурному наследию русского народа начиная с раннего дошкольного возраста освещается в трудах О.П. Радыновой А.В. Кенеман, Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского, Т.С. Комаровой и многих других.
Интерес к театральной деятельности, к театральному искусству, формирование эстетического отношения к искусству, к музыке, через развитие эмоционального восприятия изучали Г.З. Апресян, Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров. Но данный вопрос остается не достаточно изученным, существует ряд проблем в развитие интереса у дошкольников, как психолого-педагогического аспекта личности ребенка.
Актуальность данного исследования заключается в том, что процесс формирования интереса к музыкально-театрализованной игре способствует общему культурному, эмоциональному, творческому, нравственному становлению личности ребенка.
Актуальность работы на социально-педагогическом уровне обусловлена задачами воспитания и образования, предъявленными перед дошкольным образованием «Законом образования» в связи с потребностью разностороннего развития личности воспитанников, и на создавшихся условиях отсутствия грамотного сопровождения дошкольника в «мир искусства».
Актуальность работы на научно-методическом уровне определяется недостаточной разработкой методологических подходов, недостаточным изучением форм и методов организации музыкально-театрализованной игры.
Таким образом, можно выделить противоречие: между необходимостью развития у детей 4-5 лет интереса к музыкально-театрализованной игре и недостаточной разработкой психолого-педагогических условий осуществления данного процесса.
Выделение противоречия позволит нам определить проблему исследования: какова результативность психолого-педагогических условий развития у детей 4-5 лет интереса к музыкально-театрализованной игре.
Это обусловило выбор темы исследования: «Психолого-педагогические условия развития у детей 4-5 лет интереса к музыкально-театрализованной игре у детей 4-5 лет».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность психолого-педагогических условий развития у детей 4-5 лет интереса к музыкально-театрализованной игре.
Объект исследования - процесс развития интереса к музыкально-театрализованной игре у детей 4-5 лет.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия развития у детей 4-5 лет интереса к музыкально-театрализованной игре.
Гипотеза исследования: развитие у детей 4-5 лет интереса к музыкально-театрализованной игре возможно при следующих психолого-педагогических условиях:
• определение видов музыкально-театрализованной игры для детей 4-5 лет с учетом их возрастных особенностей;
• организация поэтапного включения детей 4-5 лет в музыкально-театрализованную игру;
• осуществление взаимодействия музыкального руководителя с педагогами, направленного на активизацию интереса детей к музыкально-театрализованной игре.
Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач исследования:
1. Провести изучение и теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, раскрыть сущность понятия «музыкально-театрализованная игра», и особенности развития у детей 4 -5 лет интереса к музыкально-театрализованной игре.
2. Определить показатели и уровни развития у детей 4-5 лет интереса к музыкально-театрализованной игре.
3. Разработать и экспериментально проверить результативность психолого-педагогических условий развития у детей 4-5 лет интереса к музыкально-театрализованной игре.
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение психолого-педагогической, философской литературы, нормативных документов в образовании, синтез, сравнение); эмпирические (исследование и обобщение эффективного опыта дошкольного образования, интервьюирование, тестирование, наблюдение, статистическая обработка данных, беседа, педагогический эксперимент, графическое отображение результатов, таблицы, рисунки).
Теоретико-методологические основы исследования:
• идеи развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста (Б.Г. Ананьев, М.Ф. Беляев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинештейн, Л.А. Гордон);
• идеи развития художественно-творческих способностей ребенка: Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и др.;
• идеи формирования детского творчества, интереса к литературной, музыкальной и театральной деятельности: Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Т.Г. Казакова, А.Е. Шибицкая, О.С. Ушакова, Т.И. Алиева, Н.В. Гавриш, Л.А. Колунова, Е.В. Савушкина;
• идеи взаимодействия разных видов искусств, в том числе театрального: С.П. Козырева, Г.П. Новикова, Р.М. Чумичева, К.В. Тарасова, Т.Г. Рубан.
Экспериментальная база исследования: дошкольная образовательная организация № 66 «Матрешка» АНО ДО «Планета детства Лада» г.о. Тольятти.
Организация и этапы исследования. Исследование будет проводиться в течение двух лет и состояло из трех этапов.
Первый этап (сентябрь 2018 - март 2019 г.г.) поисково-теоретический. Изучение психолого-педагогической, философской литературы по проблеме исследования, ее обобщение и теоретический анализ; постановка целей и задач, формулирование рабочей гипотезы исследования.
Второй этап (апрель 2019 - февраль 2020 г.г.) - опытно-экспериментальный. Проведение констатирующего и формирующего этапов эксперимента. Изучение сформированности интереса у детей 4-5 лет к музыкально-театрализованной игре.
Третий этап (март 2020 - май 2020 г.г.) - заключительно - оценочный. Проведение контрольного среза, анализ и обобщение результатов проведенного исследования.
Научная новизна исследования:
• раскрыто понятие «музыкально-театрализованная игра» как вид деятельности, включающий специфические структурные компоненты (цель, театральный сюжет, роли, театральные действия, средства реализации цели, роли и действий) и обеспечивающий наличие сценических умений;
• разработан и апробирован диагностический инструментарий для определения уровня развития у детей интереса к музыкально-театрализованной игре.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнение понятия «психолого-педагогические условия» и в представлении этих условий в процессе развития у детей 4 -5 лет интереса к музыкально-театрализованной игре.
Практическая значимость исследования состоит в том, что: в дошкольной образовательной организации, возможно, использовать диагностический инструментарий выявления уровня развития у детей 4 -5 лет интереса к музыкально-игровой игре, а разные виды музыкально-игровых игр, отобранных с учетом возраста дошкольников.
Достоверность результатов подтверждается анализом теоретических положений о важности развития интересов к музыкально-театрализованной игре, соответствием цели, объекта, предмета, задач гипотезе исследования.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в том, что проанализированы подходы к проблеме развития интересов детей среднего дошкольного возраста, определены показатели и инструментарий по реализации показателей, разработаны психолого-педагогические условия развития у детей 4-5 лет интереса к музыкально-игровой игре.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его доклады на следующих конференциях:
• научно-практической конференции «Студенческие «Дни науки» в ТГУ, 1-12 апреля 2019 года;
• Всероссийской научно-практической конференции «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста: направления, технологии, культурные практики», 19 ноября 2019 г.
• научно-практической конференции «Студенческие «Дни науки» в ТГУ, апрель 2020 года.
Положения, выносимые на защиту:
1. Музыкально-театрализованная игра рассматривается как разновидность музыкальной и театрализованной деятельности, включающей специфические структурные компоненты (цель, театральный сюжет, роли, театральные действия, средства реализации цели, роли и действий) и сопровождающей проявлением сценических умений и навыков.
2. Развитие у детей 4-5 лет интереса к музыкально-театрализованной игре обеспечивается следующими психолого-педагогическими условиями: определением видов музыкально-театрализованной игры для детей 4-5 лет с учетом их возрастных особенностей; организацией поэтапного включения детей 4-5 лет в музыкально-театрализованную игру; осуществлением взаимодействия музыкального руководителя с педагогами, направленного на активизацию интереса детей к музыкально-театрализованной игре.
3. Показатели и уровни развития у детей 4-5 лет интереса к музыкально-театрализованной игре характеризуется степенью восприятия музыки, наличием способов передачи театрально-игрового образа, сценических умений и навыков, желанием включать данную разновидность игры в самостоятельную деятельность.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 3 рисунка, 15 таблиц, список используемой литературы (60 источников), 4 приложения. Основной текст работы изложен на 75 страницах.
Таким образом, подводя итог нашего исследования, мы можем с уверенностью сказать, музыкально-театрализованная игра - одна из самых ярких, эмоционально окрашенных средств, формирующих эстетический и музыкальный вкус детей, для развития музыкальных навыков дошкольников. Эта игра воздействует на воображение ребенка самыми разными средствами, такими как слово, действие, изобразительное искусство, музыка, ритмические движения. Пластические этюды, упражнения на интонационную выразительность, пересказы по ролям, сочинительство формируют личность ребенка, закаляют характер, ребенок может ставить перед собой цель и добиваться ее.
Также музыкально-театрализованная игра благотворно влияет на речь ребенка, на формирование и обогащение его словарного запаса, в активном словаре ребенка проходят такие грандиозные пополнения и изменения, которые, невозможно проследить посредством никакой другой игры.
Большое влияние музыкально-театрализованная игра оказывает на чувственную и нравственную сторону жизни дошкольника, ребенок в процессе работы над ролью, может проживать такие эмоции и переживания, которые невозможно создать искусственно в реальной жизни, дошкольник учиться сопереживать, сочувствовать, оказывать помощь, поддерживать и помогать друг другу. В дальнейшем ребенок будет проектировать такое поведение и в реальную жизнь, он будет принимать такую действенную позицию сочувствия и взаимопомощи.
Разыгрывание и пересказ по ролям - это итог и кульминация огромной совместной работы педагогов, родителей, музыкальных руководителей и детей. И те счастливые моменты, которые переживают родители, дети и их педагоги, это радость от наблюдения за своими детьми, за сценический успех, за проявление талантов и способностей, за развитие и совершенствование музыкальных навыков дошкольников.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о недостаточном уровне развития интереса у детей 4-5 лет к музыкально-театрализованной игре. Дети не всегда с желанием и стремлением выполняют необходимые правила, затрудняются в реализации сценических умений и навыков, допускают ошибки при воспроизведении взятые на себя роли.
В ходе формирующего эксперимента доказали необходимость создания психолого-педагогических условий (определение видов музыкально-театрализованной игры для детей 4-5 лет с учетом их возрастных особенностей; организация поэтапного включения детей 4-5 лет в музыкально-театрализованную игру; осуществление взаимодействия музыкального руководителя с педагогами, направленного на активизацию интереса детей к музыкально-театрализованной игре), которые обеспечили повышение уровня развития у детей 4-5 лет интереса к музыкально-театрализованной игре.
Результаты контрольного эксперимента показали динамику в уровне развития у детей 4-5 лет интереса к музыкально-театрализованной игре, дети свободно участвуют в данной деятельности, сохраняют длительный интерес к ней, проявляют инициативность, задают много вопросов об истории создания музыкально-театрализованной игры, сохраняют длительность интереса.
Проведенное исследование подтвердила выдвинутую гипотезу, цели и задачи исследования решены.
1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М. : Наука, 1980. 335 с.
2. Альбуханова-Славская К. А. Психология и сознание личности: (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): избр. психол. тр. М. / Моск. психол.-соц. ин-т. Воронеж: МОДЭК, 1999. 224 с.
3. Ананьев Б. Г. Познавательные потребности и интересы / Учен. зап. Ленингр. гос. ун-та. Психология : Л., 1959. № 265, вып. 16. С.41-60.
4. Анастасьева А. А. Музыкально-театрализованная игра, как средство формирования интереса к театральной деятельности у детей 4-5 лет // Ранняя профориентация детей дошкольного возраста: направления, технологии, культурные практики: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Тольятти, 19 ноября 2019 г.) / под ред. О. В. Дыбиной [и др.]. Тольятти : НИЦ НаукоПолис, 2019. С. 296-302.
5. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М. : ВЛАДОС, 2003. 103 с.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психол. исслед. / Музыка и движение. М. : Просвещение, 1984. 146 с.
7. Березина В. Г. Детство творческой личности. СПб. : издательство Буковского, 1994. 60с.
8. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Избр. пед. тр. М. : Наука,1995. 212 с.
9. Большой психологический словарь. ред. Б. Г. Мещеряков. СПб. : ПРАИМ-ЕВРОЗНАК, 2004. 672 с.
10. Богат В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). // Дошкольное воспитание. №1. 1994. С. 17-19.
11. Венгер Н. Ю. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. №11. 1982. С. 32-38.
12. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду, М. : Просвещение, 1981. 240 с.
13. Выготский Л. С. Возрастная и педагогическая психология / Л.С. Выготский. М. : Академия, 1998. 325 с.
14. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : Педагогика, 1991. 480 с.
15. Выготский Л. Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. СПб.: Союз, 1997. 92 с.
...