Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РУЧНОГО ТРУДА

Работа №115568

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2021
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
69
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты развития самостоятельности у детей 6¬
7 лет посредством художественного ручного труда 8
1.1 Развитие у детей 6-7лет самостоятельности как психолого-педагогическая проблема исследования 8
1.2 Возможности художественного ручного труда в развитии
самостоятельности у детей 6-7 лет 12
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию самостоятельности у детей 6-7 лет посредством художественного ручного труда 18
2.1 Выявление у детей 6-7 лет уровня развития
самостоятельности 18
2.2 Содержание работы по развитию самостоятельности у детей
6-7 лет посредством художественного ручного труда 30
2.3 Выявление у детей 6-7 лет динамики уровня развития
самостоятельности 36
Заключение 45
Список используемой литературы 47
Приложение А Список детей экспериментальной и контрольной групп 50
Приложение Б Количественные результаты по всем диагностическим заданиям в экспериментальной и контрольной группе на констатирующем этапе эксперимента 51
Приложение В Количественные результаты по всем диагностическим заданиям в экспериментальной и контрольной группе на контрольном этапе эксперимента 53
Приложение Г Тематическое планирование 55
Приложение Д Конспекты занятий

Развитие инициативности, активности и самостоятельности детей 6-7 лет является актуальной проблемой современной педагогики. Необходимость целенаправленного формирования данных качеств диктуют как общество, так и условия жизни в ситуации высокого темпа жизни, больших информационных потоков и необходимости постоянного самообучения и самообразования. Все это приводит к тому, что при обучении и воспитании детей 6-7 лет педагогам необходимо придерживаться деятельностного, практико-ориентированного подхода,
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одной из задач является задача развития инициативности, самостоятельности и ответственности детей. Для этого предлагается поддерживать развитие инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
В педагогике 20 века тема самостоятельности раскрыта довольно подробно, при этом большинство авторов, таких как Г.П. Песталоцци, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский описывают феномен самостоятельности ребенка, как фундамент последующих учебных достижений, как основное средство развития ребенка любого возраста.
Несмотря на наличие многочисленных исследований (Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, В.А. Иванников, Г.Г. Кравпов, Е.Е. Кравпова, Е.О. Смирнова, Д Б. Эльконин, Т.И. Шульга), проблема развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста требует ее дальнейшего изучения и поиска новых подходов к решению данной проблемы.
Художественный ручной труд - это такая деятельность, в ходе которой дошкольник создает новые предметы и украшает окружающую его среду. При этом, предметы создаются на том уровне, на котором находятся художественные и творческие способности ребенка. Так как данные способности формируются наиболее активно именно в дошкольном возрасте, именно от усилий дошкольной образовательной организации зависит, какой уровень художественного ручного труда будет освоен ребенком 6-7 лет.
Анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучения развития самостоятельности как качества личности у детей 6-7 лет позволяет выделить противоречие: между необходимостью развития самостоятельности у детей 6-7 лет и недостаточным использованием в данном процессе художественного ручного труда.
Вышесказанное обусловило проблему исследования: каковы потенциальные возможности художественного ручного труда в развитии самостоятельности у детей 6-7 лет?
Практическая и социальная значимость данной проблемы исследования побудило нас выбрать тему исследования: «Развитие самостоятельности у детей 6-7 лет посредством художественного ручного труда».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать содержание работы по развитию самостоятельности у детей 6-7 лет посредством художественного ручного труда.
Объект исследования: процесс развития самостоятельности у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: развитие самостоятельности у детей 6-7 лет посредством художественного ручного труда.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что развитие самостоятельности у детей 6-7 лет посредством художественного ручного труда возможно, если:
- уточнены показатели развития самостоятельности у детей 6-7 лет;
- в непрерывную образовательную деятельность (изобразительная деятельность, конструирование из различных материалов) включен художественный ручной труд;
- определено содержание художественного ручного труда детей в соответствии с комплексно-тематическим подходом, отобраны задания, направленные на формирование показателей самостоятельности детей 6-7 лет.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития самостоятельности у детей 6-7 лет.
2. Выявить уровень развития самостоятельности у детей 6-7 лет.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию самостоятельности у детей 6-7 лет посредством художественного ручного труда.
4. Выявить динамику в развитии самостоятельности детей 6-7 лет. Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- теория деятельностного подхода (Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, В.А. Иванников, Г.Г. Кравпов, Е.Е. Кравпова, Е.О. Смирнова, Т.И. Шульга);
- теоретические исследования в области развития самостоятельности (Я. Йирасек, Г.И. Капчеля, А. Целик, Г. Гетпер, С. Штребел; Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, В.В. Давыдов, А.В. Казак, Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина, Н.Г. Салмина, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин);
- работы по исследованию возможностей художественного ручного труда в развитии самостоятельности у детей 6-7 лет (Л.А. Венгер, О.В. Гударева, Н.И. Гуткина, А.В. Запорожец, В.К. Котырло, Е.О. Смирнова).
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы
по проблеме исследования;
- эмпирические: психолого-педагогический эксперимент, состоящий из контрольного, формирующего и констатирующего этапов;
- методы обработки полученных результатов: качественный
и количественный анализы результатов исследования.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №4. В данном исследовании испытуемые - 40 детей в возрасте 6-7 лет.
Новизна исследования: выявлена степень изученности проблемы развития самостоятельности у детей 6-7 лет посредством художественного ручного труда, уточнены показатели самостоятельности детей 6-7 лет.
Теоретическая значимость исследования: определены и охарактеризованы показатели и уровни развития самостоятельности детей 6-7 лет, уточнено понятие «самостоятельность детей 6-7 лет».
Практическая значимость исследования заключается в том, что работники дошкольного образования могут использовать разработанные диагностические материалы по выявлению уровня развития самостоятельности у детей 6-7 лет, а также использовать формы и содержание образовательный работы с детьми по развитию самостоятельности у детей 6-7 лет посредством художественного ручного труда.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (30 источников), приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе изучения теоретических аспектов развития самостоятельности у детей 6-7 лет посредством художественного ручного труда нами установлено, что самостоятельность детей 6-7 лет понимается через раскрытие следующих критериев: личностный, познавательный и
коммуникативный. Самостоятельность детей дошкольного возраста имеет постепенное развитие, однако именно в возрасте 6-7 лет наблюдаются предпосылки ее развития в познавательной сфере.
На этапе констатации было установлено, что в экспериментальной группе демонстрируют низкий уровень развития самостоятельности 45 % детей 6-7 лет. У таких дошкольников низкий уровень развития умения самому организовывать свою деятельность для решения задач; низкий уровень развития знания своих особенностей и предпочтений; низкий уровень развития навыка использования предыдущего опыта для решения новых задач. Средний уровень зафиксирован у 55 % детей, а высокого уровня не выявлено.
В контрольной группе детей с низким уровнем развития самостоятельности 45 % детей, у 55% детей - средний уровень и высокий уровень не выявлен. Полученные результаты диагностики обосновали необходимость разработки и апробации содержания работы по развитию самостоятельности у детей 6-7 лет посредством художественного ручного труда.
Формирующий этап по развитию самостоятельности у детей 6-7 лет посредством художественный ручного труда осуществляли по этапам:
- уточняли показатели развития самостоятельности у детей 6-7 лет;
- в непрерывную образовательную деятельность (изобразительная деятельность, конструирование из различных материалов) включали художественный ручной труд;
- определяли содержание художественного ручного труда детей в соответствии с комплексно-тематическим подходом, отобраны задания, направленные на формирование показателей самостоятельности детей 6-7 лет.
Контрольный срез позволил установить, что в экспериментальной группе уровень развития самостоятельности у детей 6-7 лет повысился. Так, количество детей 6-7 лет с низким уровнем развития самостоятельности снизилось на 25 % (с 45% на этапе констатациидо20% на контрольном срезе). Количество детей со средним уровнем увеличилось на 15 % (поднялся с 55% до 70%), а высокий - с 0% до 10%, что доказывает, что развитие самостоятельности у детей 6-7 лет возможно благодаря разработанному и апробированному содержанию работы посредством художественного ручного труда.
В контрольной группе результаты констатирующего и контрольного этапов исследования не имеют значимых различий.
Можно констатировать, что развитие самостоятельности у детей 6-7 лет возможно благодаря разработанному и апробированному содержанию работы посредством художественного ручного труда. Гипотеза - подтверждена. Задачи решены, а цель исследования достигнута.



1. Акулова Е. А. Формируем у детей самостоятельность и ответственность // Дошкольное воспитание. 2019. №9 С. 52-58.
2. Балясникова Л.В. Психолого-акмеологические особенности формирования самостоятельности // Акмеология. 2021.№ 2. С. 111-116.
3. Баранец Н. А. Формирование ценностных ориентаций старшего дошкольника и младшего школьника в современной информационной среде // Начальная школа: плюс до и после. 2018. № 7. С.75-78.
4. Белкин Е. Л. Сущность понятия «самостоятельная работа» в дидактике. М. : Дрофа, 2017. 23 с.
5. Белошистая А. В., Жукова О. Г. Педагогическая технология организации самостоятельной деятельности детей на занятиях ручным трудом в детском саду и дома // Детский сад от А до Я. 2018. №1 С. 148-158.
6. Благонравова А. Б. Воображение и творческое мышление. М. : АСТ, 2016. 216 с.
7. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей. М. : Просвещение, 2018. 208 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте // Психология развития. М.:ЧеРо. 2017. С.244-248.
9. Выготский Л. С.. Педагогическая психология. М. : Педагогика Пресс, 2019. 536 с.
10. Гаврина С. В. Книга развития творческих способностей у детей. М. : Логос, 2016. 176 с.
11. Гребенников Л. Р. Свобода и дисциплина // Монтессори в России.
2018. № 4. С. 161-164.
12. Гуськова Т. В. Развитие самостоятельности как свойства личности на ранних этапах онтогенеза // Новые исследования в психологии. 2018. № 1. С. 56-60.
13. Гуськова Т. В. Что такое самостоятельный ребёнок // Дошкольное воспитание. 2018. №11. С. 60-64.
14. Дуброва В. П. Воспитание самостоятельности у дошкольника в семье. Методические рекомендации. М. : «Просвещение», 1999. 155 с.
15. Зимняя А. И. Педагогическая психология. М. : Логос, 2017. 544 с.
16. Зинченко В. Н. Воспитание самостоятельности у детей 5-го и б-го года жизни в процессе занятий по рисованию: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М. , 1986. 16 с.
17. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения. М. : Просвещение, 2019. 144с.
18. Ивошина Т. Г. Формирование учебной самостоятельности. История проблемы // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2021. № 24. С. 945-950.
19. Кон И. С. Психология самостоятельности. М. : Слово, 2018. 268 с.
20. Малик О.А. Условия развития самостоятельности детей на занятиях аппликацией // Детский сад от А до Я. 2018. №1. С. 142-147.
21. Носикова Я. Н. Развитие познавательной самостоятельности младшего школьника в условиях ФГОС // Начальная школа плюс До и После.
2019. № 2. С. 24-28.
22. Овчинникова Н. В. Художественный труд в ДОУ // Молодой ученый. 2016. № 20 (124). С. 716-717.
23. Осницкий А. К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. Москва-Нальчик. Изд. Центр «Эльфа», 2016. 205 с.
24. Петунин О. В. Система активизации самостоятельности детей // Журнал Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 4. С. 46-49.
25. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Издательство : Питер, 2015. 720 с.
26. Сарсекеева Ж. Е. Развитие самостоятельности старших дошкольников // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 12. С. 270-274.
27. Соболева В. А. Художественный ручной труд в ДОУ // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). Т. 0. Уфа : Лето, 2014. С. 69-71.
28. Урунтаева Г. А. Практикум по психологии дошкольника М. : Academia, 2016. 368 c.
29. Шульга В. В. Формирование познавательной самостоятельности как условия успешного обучения в школе // Наука и школа. 2018. № 6. С. 53-55.
30. Юсупова Г. А. Воспитание самостоятельности у детей // Дошкольное воспитание. 2019. №8. С. 28-29.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ