Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогические условия формирования у детей 7-8 лет гендерной идентичности

Работа №115481

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

методика преподавания

Объем работы79
Год сдачи2022
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
95
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования гендерной идентичности у детей младшего школьного возраста 9
1.1 Проблема формирования у детей гендерной идентичности в психолого-педагогической литературе 9
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий формирования у детей 7-8 лет гендерной идентичности 16
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий формирования у детей 7-8 лет гендерной идентичности 26
2.1 Выявление уровня сформированности гендерной идентичности у детей 7-8 лет 26
2.2 Содержание работы по реализации психолого-педагогических условий формирования у детей 7-8 лет гендерной идентичности 41
2.3 Исследование динамики уровня сформированности гендерной идентичности у детей 7-8 лет 57
Заключение 67
Список используемой литературы 69
Приложение А Стимульный материал по диагностической методике 1 73
Приложение Б Результаты уровня сформированности гендерной идентичности на констатирующем этапе 74
Приложение В Перспективный план работы с детьми 75
Приложение Г Анкета для педагогов 78
Приложение Д Результаты уровня сформированности гендерной идентичности на контрольном этапе 79

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне. Проблема гендерной идентичности и особенностей поведения индивида в тех или иных ситуациях в зависимости от его пола интересовала многих педагогов и продолжает быть актуальной. Тема значима для рассмотрения, так как гендер - это первая категория, в которой ребенок осмысливает себя как индивида. В процессе воспитания и обучения ребенка одним из главных факторов влияния на его индивидуальность и способность к образовательному процессу является изучение гендера как инструмента выявления маскулинной и феминной индивидуальности.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне обусловлена необходимостью обоснования и изучения условий формирования гендерной идентичности у детей 7-8 лет. Вопросами формирования гендерной идентичности и гендерной проблематикой в целом занималось немало исследователей: Аристотель, С. Бем, Н.А. Бердяев, Д. Дидро, Е.Н. Каменская, И.С. Клецина, А.С. Макаренко, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Э. Эриксон.
Актуальность на научно-методическом уровне определяется тем, что в настоящее время у педагогов и психологов имеются затруднения в определении уровня сформированности гендерной идентичности у детей младшего школьного возраста. Это связано с отсутствием системы диагностических заданий, позволяющих охватить все компоненты гендерной идентичности, а также критериев и показателей ее сформированности. Анализ методического обеспечения данного процесса подтвердил, что существует необходимость в методических разработках, а именно в психолого-педагогических условиях формирования у детей 7-8 лет гендерной идентичности.
Таким образом, выбранная нами тема является актуальной.
Однако, в существующих исследованиях недостаточно рассматриваются психолого-педагогические условия формирования гендерной идентичности у детей 7-8 лет, так как именно этот возраст является границей формирования гендерной устойчивости ребенка, и он уже понимает, что его пол не может измениться.
Таким образом, теоретический анализ проблемы условий формирования гендерной идентичности позволил выявить следующие противоречия между:
• наличием реальных потребностей общества в андрогинной личности с неограниченными возможностями индивидуального выбора и самореализации, и сохранением в педагогической практике патриархальных стереотипов в отношении пола учащегося;
• необходимостью обновления образовательного процесса на основе гендерного подхода и недостаточностью научно-обоснованных педагогических моделей его реализации;
• значимостью формирования гендерной идентичности для полноценного развития личности, включая младший школьный возраст, и отсутствием психолого-педагогических условий для реализации этого процесса в образовательной организации.
Исходя из выделенных противоречий, сформулирована проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования у детей 7-8 лет гендерной идентичности?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия формирования у детей 7-8 лет гендерной идентичности.
Объект исследования: процесс формирования у детей 7-8 лет гендерной идентичности.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования у детей 7-8 лет гендерной идентичности.
Гипотезу исследования составляет предположение о том, что формирование у детей 7-8 лет гендерной идентичности будет возможно при создании следующих психолого-педагогических условий:
• определение понятия «гендерная идентичность» и ее компонентов, соответствующих возрастным возможностям детей 7-8 лет;
• разработка и включение комплекса занятий по формированию у детей 7-8 лет гендерных представлений во внеурочную деятельность;
• организация психопросветительской работы с педагогами по проблеме поддержки детей разных гендеров.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить генезис идей гендерного подхода в философском, социологическом, психологическом и педагогическом контексте, определить понятие и компоненты гендерной идентичности и условия ее формирования у учащихся младшего школьного возраста.
2. Выявить уровень сформированности у детей 7-8 лет гендерной идентичности.
3. Разработать и апробировать психолого-педагогические условия формирования у детей 7-8 лет гендерной идентичности.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
• положения о гендерном подходе в педагогике (Е.Н. Каменская, И.С. Клецина, И.В. Костикова, С.Д. Матюшкова, С.Л. Рыков, Л.И. Столярчук, Л.В. Штылева, Е.Р. Ярская-Смирнова);
• междисциплинарный подход, рассматривающий гендерную идентичность как базовый компонент личности на всех этапах ее развития (Э. Гидденс, И.С. Клецина, Н.Л. Пушкарева, М. Серто, Н.Ю. Флотская, В. Хесле, Э. Эриксон);
• основы системного подхода к организации педагогического процесса, к рассмотрению личности школьника (Н.М. Борытко, В.П. Беспалько, Б.Г. Гершунский, B.C. Ильин, А.И. Мищенко, Ф.Ф. Королев, В.В. Краевский, Н.К. Сергеев, В.А. Сластенин).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
• теоретические (теоретический анализ и синтез, обобщение психолого-педагогической, социально-философской литературы);
• эмпирические (включенное наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа, анализ продуктов социальной деятельности, психолого-педагогический эксперимент);
• методы качественной и количественной обработки результатов.
Экспериментальная база исследования. Эксперимент проводился на базе МБУ «Школа №89» г.о. Тольятти с учениками 1Б класса в количестве 24 человек. Для проведения эксперимента дети были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 12 человек в группе).
Организация и основные этапы исследования.
Первый этап (2020г.) - поисковый. Определялись методологические и теоретические аспекты проблемы, анализировались научные источники, изучался накопленный педагогический опыт, сформулирована гипотеза, конкретизировались задачи, определилась логика и методы исследования.
Второй этап (2020 - 2021г.) - подготовительно-констатирующий. Обосновывалась система педагогических условий и осуществлялась разработка модели формирования гендерной идентичности младших школьников на основе гендерного подхода в педагогике, проводилось пилотажное исследование, анализировались полученные данные, на основании которых строился план экспериментальной работы.
Третий этап (2021 - 2022гг.) - экспериментальный. Проводился педагогический эксперимент, в ходе которого в практику внедрялись основные положения исследования, апробировались психолого-педагогические условия, обрабатывались и интерпретировались диагностические данные.
Четвертый этап (2022г.) - обобщающий. Систематизировались и теоретически обобщались материалы исследования, уточнялись теоретические выводы, оформлялись материалы диссертационной работы.
Научная новизна исследования заключается в определении и характеристике психолого-педагогических условий формирования у детей 7-8 лет гендерной идентичности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что конкретизировано понятие и содержательное наполнение структурных компонентов гендерной идентичности (когнитивный, эмоциональный и деятельностный), и охарактеризованы уровни сформированности гендерной идентичности у детей 7-8 лет.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения педагогами и педагогами-психологами апробированных психолого-педагогических условий формирования у детей 7-8 лет гендерной идентичности и использовании диагностических материалов для изучения и определения уровня ее сформированности.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на фундаментальные научные положения психологии и педагогической науки; комплексностью и адекватностью методов теоретического и опытно-поискового исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в выявлении теоретического и практического состояния проблемы, в разработке и апробации критериально-диагностического аппарата и содержания работы с детьми младшего школьного возраста по формированию гендерной идентичности.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. По итогам исследования опубликованы четыре статьи. Результаты исследования докладывались на следующих конференциях: научно-практическая конференция «Студенческие Дни науки в ТГУ» (2021­2022 гг.), отчетные конференции по практике.
Положения, выносимые на защиту:
1. Гендерная идентичность рассматривается как самоопределение и внутреннее состояние личности с точки зрения ощущения себя мужчиной или женщиной (мальчиком или девочкой), описывающее переживание человеком себя как представителя определенного пола, носителя конкретных особенностей поведения.
2. Психолого-педагогическими условиями формирования у детей 7-8 лет гендерной идентичности являются гендерно-сбалансированная среда, осуществление программ гендерного воспитания и организация тематических мероприятий воспитательной направленности.
3. Компоненты и уровни сформированности у детей 7-8 лет гендерной идентичности характеризуются степенью овладения гендерными установками, представлениями о гендерном разделении предметов быта и труда, отношением к себе как представителю пола, гендерными проявлениями в деятельности.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 14 таблиц, 3 рисунка, список используемой литературы (30 источников), 5 приложений. Основной текст работы изложен на 72 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Младший дошкольный и школьный периоды детства связаны с изменением условий психического развития ребенка: меняются взаимоотношения со взрослыми со сверстниками, меняется отношение ко взрослому, однако, каждый ребенок в первую очередь - девочка или мальчик. Социальные общественные изменения повлекли к разрушению традиционных норм мужского и женского поведения, что требует внедрения в образовательный процесс гендерного подхода как составляющей развития индивидуальности воспитанников.
В заключении работы были подведены итоги и сформулированы основные выводы.
В процессе исследования изучен генезис идей гендерного подхода в философском, социологическом, психологическом и педагогическом контексте, определена специфика формирования гендерной идентичности у детей младшего школьного возраста, выявлено, что проблема формирования у детей 7-8 лет гендерной идентичности является актуальной в педагогической теории и практике общеобразовательных организаций, и требует дальнейшего теоретического исследования.
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволяет сделать вывод о необходимости проведения работы по выявлению у детей 7-8 лет гендерной идентичности. Уровень сформированности гендерной идентичности у детей 1Б класса находится на среднем и высоком уровне, но присутствуют дети, у которых наблюдается низкий уровень, что недопустимо в 7-8 лет.
Для достижения сформированности гендерной идентичности у всех детей на высоком уровне необходимо разработать и апробировать психолого-педагогические условия формирования у детей 7-8 лет гендерной идентичности, создать специальные психолого-педагогические условия и провести обучение детей. Полученные данные свидетельствуют о том, что необходимо проводить целенаправленную работу по формированию у детей 7-8 лет гендерной идентичности.
В работе представлена диагностическая карта исследования формирования у детей 7-8 лет гендерной идентичности. Выделены показатели, разработаны и описаны диагностические задания, уровни (низкий, средний, высокий) сформированности гендерной идентичности.
В ходе исследования определено и доказано, что формирование у детей 7-8 лет гендерной идентичности происходит успешно. Проведенная повторная диагностика детей на контрольном этапе эксперимента позволила выявить положительную динамику.
На формирующем этапе эксперимента, в течение шести месяцев были спроектированы и проведены занятия с детьми, работа с родителями, организована развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающие формирование гендерной идентичности у детей младшего школьного возраста. Детям предлагались разнообразные задания и игры, где они учились не мыслить стереотипно, а расширять свои представления о поле, роде занятий и внешности мужчин и женщин. В ходе занятий можно было проследить тенденцию, когда дети по-новому рассматривали те или иные суждения о мальчиках и девочках, о мужчинах и женщинах. Результаты контрольного этапа эксперимента позволяют заключить, что уровень сформированности гендерной идентичности у детей 7-8 лет повысился, и находится теперь на среднем и высоком уровне в экспериментальной группе. Исходя из этого можно считать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, вынесенные на защиту положения правомерны.


1. Алпеева Е. В. Условия формирования гендерной идентичности и гендерная социализация детей младшего школьного возраста// Проблемы образования на современном этапе: материалы студенческой научно-практической конференции, 5-16 апреля 2021 г. Выпуск X / сост. О.В. Дыбина, Е.В. Некрасова, Е.А. Сидякина. Тольятти: НаукоПолис, 2021. С. 16-21.
2. Байгускарова Д. М. Понятие гендерной идентичности как психологического феномена [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2019. № 3 (241). С. 330-331. URL: https://moluch.ru/archive/241/55816/ (дата обращения: 20.10.2020).
3. Бендас Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие для студентов вузов, по направлению и специальной психологии. СПб., 2005. 431 с.
4. Берн Ш. Гендерная психология. М. : Прайм-Еврознак, 2004. 320 с.
5. Беспанская-Павленко Е. Д. Психодиагносические методики изучения гендерных особенностей личности [Электронный ресурс]. Минск : БГУ, 2013. (дата обращения: 12.03.2021).
6. Георгян А. Р. Дифференцированный подход к гендерной социализации детей дошкольного возраста // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 2 (17). С. 59-61.
7. Елисеева Т. А., Климина Л. В., Хрон О. С. Реализация гендерного подхода в условиях внедрения ФГОС ДО. Образовательная деятельность, индивидуальные образовательные маршруты. Волгоград: Учитель. 120 с.
8. Клецина И. С. Гендерный подход в системе психологического образования // Гендерные исследования: феминистская методология в социальных науках. Харьков, 1998. С.193-213.
9. Кон И. С. Гендер и маскулинность, сыновья и отцы [Электронный ресурс] // Социология семьи. С.48-63. URL: http://jourssa.ru/sites/all/files/volumes/2012_1/Kon_2012_1 .pdf (дата обращения: 13.08.2021).
10. Курбатова Ю. В. Влияние образовательного процесса на формирование гендерной ориентации младших школьников [Электронный ресурс] // Современное педагогическое образование. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-obrazovatelnogo-protsessa-na- formirovanie-gendernoy-orientatsii-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 02.05.2021).
11. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры. Избранные психологические произведения. М., 1983. 107 с.
12. Малова Т. В. Изобразительное искусство как средство полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. канд. пед. наук. М. : 2002. 19 с.
13. Ожигова Л. Н. Гендерная идентичность: поиск, достижение и самореализация личности, или очень личное о гендерной психологии [Электронный ресурс] // Южно-российский журнал социальных наук. 2005. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernaya-identichnost-poisk-dostizhenie-i-samorealizatsiya-lichnosti-ili-ochen-lichnoe-o-gendernoy-psihologii (дата обращения: 23.10.2020).
14. Олейникова Е. Ю. К проблеме исследования гендерной идентичности [Электронный ресурс] // Вопросы науки и образования. 2018. №8 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-issledovaniya-gendernoy-identichnosti (дата обращения: 15.10.2020).
15. Перегудина В. А. Особенности гендерной социализации в детских возрастах [Электронный ресурс] // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2008. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-gendernoy-sotsializatsii-v-detskih-vozrastah (дата обращения: 29.03.2021).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ