Реферат 5
1 Международный бизнес и внешнеэкономическая деятельность фирмы .. 11
1.1 Общая характеристика международного бизнеса 13
1.2 Интегрированные корпоративные структуры в международном бизнесе 21
1.3 Внешнеэкономическая деятельность предприятия 45
2 Организация управления внешнеэкономической деятельностью фирмы 52
2.1 Стратегическое планирование внешнеэкономической деятельности
предприятия 52
2.2 Стратегии выхода на внешний рынок 64
2.3 Экономическое обоснование принимаемых решений 71
3 Внешнеэкономическая деятельность ОАО «НК «Роснефть» 78
3.1 История формирования и характеристика ОАО «НК «Роснефть» 78
3.2 Организационная структура ОАО «НК «Роснефть» 90
3.3 Инвестиционная деятельность ОАО «НК «Роснефть» 97
3.4 Внешнеэкономическая и экспортная деятельность ОАО «НК «Роснефть» 106
Социальная ответственность предприятия 122
Заключение 136
Список публикаций магистранта 139
Список использованных источников 140
Приложение А 146
Приложение Б 148
Приложение В 149
Приложение Г 150
Приложение Д 152
Приложение Е 155
Приложение Ж 156
Приложение З 157
Приложение И 158
Современный международный бизнес представляет собой процесс интернационализации предпринимательской деятельности, отражает всю совокупность внешнеэкономических отношений, связанных с его организацией, производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг и получением прибыли. Мировое развитие в условиях инновационного роста и создания единого экономического пространства способствует изменению роли и доли хозяйствующих субъектов в производстве мирового валового продукта, их участие в мировых инвестиционных процессах, международной торговле, финансовых отношениях.
Рассмотрение процессов развития мирового хозяйства в целом, отдельных его сфер и субъектов позволяет каждой стране и компании в частности выработать свою концепцию интеграции в эти процессы, определить степень участия в международном разделении труда и международных экономических отношениях.
Главной причиной возникновения транснациональных корпораций является интернационализация производства и капитала на основе развития производительных сил, а также экономическая эффективность, обусловленная большими масштабами производства во многих отраслях.
Крупнейшие компании, создавая многочисленные отделения за границей, превращают национальные корпорации в транснациональные. Благодаря процессу интернационализации производства компании получают возможность снижать свои издержки и увеличивать дополнительную прибыль, становится выгодно действовать в глобальных масштабах.
Важную роль в образовании международных корпораций играет государство, поощряя деятельность своих национальных компаний на мировой арене, обеспечивая им рынки сбыта путем заключения различных политических, экономических и торговых союзов и международных договоров.
Без сомнения, сегодня практическая каждая фирма, каким бы родом деятельности она ни занималась, и какую организационно - правовую форму не имела, стремится выйти на международный рынок. С каждым днем все больше появляется на территории и во владении каждого государства компаний, ориентированных на международную деятельность.
Разработка успешной стратегии по выводу продукции на внешний рынок - первостепенное условие функционирования предприятия в рамках жесткой международной конкуренции. Вышесказанные особенности внешнеэкономической деятельности и сложности ведения международного бизнеса составляют актуальность данной темы исследования.
Исследование стратегического планирования и управления международной деятельности достаточно хорошо освещено в ряде зарубежной и российской литературы. В свою очередь, научная разработанность систематизации алгоритма выхода на международный рынок, разработка международной стратегии развития, остается недостаточной.
Концепция стратегического управления внешнеэкономической деятельностью предприятия, используемый инструментарий при проведении стратегического анализа и разработке внешнеэкономической стратегии, оценка результатов деятельности предприятия на внешнем рынке - данные вопросы остаются дискуссионными.
Цель данной диссертации: разработка теоретических положений и практических рекомендаций в области организации и управления внешнеторговой деятельности предприятия, выявление путей повышения эффективности международных операций.
Цель определила следующие задачи:
— формирование концепции стратегического управления предприятием, участвующего в международных сделках;
— изучение нормативно-правовой базы, регулирующей взаимодействия компаний по всему миру;
— рассмотрение процесса выхода предприятия на внешний рынок, условий и критериев выбора потенциального рынка, методов определения потенциала зарубежного рынка;
— выявление эффективных методов экономического обоснования результатов внешнеэкономической деятельности.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе организации и осуществлении внешнеторговой деятельности между предприятиями и внешней средой, а также совокупность теоретических, методических и практических проблем организации внешнеторговой деятельности предприятия.
В качестве объекта исследования в работе выступает Российская транснациональная корпорация ОАО НК «Роснефть».
Теоретической и методической основой работы являются работы в сфере внешнеторговой деятельности российских и иностранных ученых, таких как П. Друкер, Р. Каплан, Ф. Котлер, Авдокушин Е. Ф., Мясоедова Л. В. и других; законодательная и нормативно - правовая база РФ; исследования в области регулирования внешнеторговой деятельности.
Информационной базой исследования явились официальные данные следующих источников: Росстат РФ, Федеральная таможенная служба, Центральный Банк России; отчеты рейтинговых агентств и нефтяных компаний, аналитических компаний («KPMG», «Ernst&Young»).
В процессе исследования использовались такие научные методы и приемы как: экономический и статистический анализ, сравнение и обобщение, графические методы обработки данных, экспертные оценки, методы стратегического планирования и управления и др. Теоретические и практические положения работы докладывались на международных, региональных и межвузовских научно-практических конференциях.
Научная новизна диссертации заключается в следующих положениях:
— разработаны рекомендации по совершенствованию стратегического управления внешнеэкономической деятельностью на предприятии, на основе теоретического обобщения отечественного и международного опыта;
— выявлены и обоснованы особенности и проблемы современных активно развивающихся форм международной кооперации;
— предложены пути повышения эффективности международных операций для организаций, занимающихся внешнеэкономической деятельностью.
Теоретические результаты работы - развитие теории стратегического управления внешнеэкономической деятельностью; результаты направлены на повышение эффективности зарубежной деятельности предприятий.
Практическая значимость - возможность использования предложенных в диссертации разработок предприятиями, осуществляющими свою деятельность на внешних рынках.
Растущая роль глобализации, стремительное развитие международной интеграции обусловили стремление компаний к выходу на международную арену. При этом эффективность функционирования предприятия на внешнем рынке во многом зависит от разрабатываемой внешнеэкономической стратегии. Формирование четко отлаженной системы стратегического планирования и подробного алгоритма по выходу на внешний рынок является залогом успеха современных компаний, стремящихся или уже работающих на международных рынках.
В результате проделанной работы в диссертации разработаны рекомендации по совершенствованию стратегического управления внешнеэкономической деятельностью на предприятии; выявлены и обоснованы особенности и проблемы современных активно развивающихся форм международной кооперации; предложены пути повышения эффективности международных операций.
В данной диссертационной работе были получены следующие результаты:
— анализ форм международной кооперации выявил необходимость улучшения условий для их функционирования: развитие научнотехнологического потенциала, урегулирование налоговых ставок и законодательства в области международных отношений, снятие барьеров для развития компаний, введение государственных льгот;
— проблема однонаправленности развития транснациональной деятельности российских компаний остается актуальной. Концентрация крупнейших компаний в теплоэнергетическом комплексе препятствует развитию других отраслей, делает экономику страны зависимой от ситуации н внешнем рынке и от изменения цен на топливные ресурсы. На данный момент стремительно падающие цены на нефть отрицательно сказываются на деятельность нефтяной отрасли и экономику страны в целом;
— в ходе анализа стратегического планирования внешнеэкономической деятельности была выявлена необходимость расширить методологическую базу стратегического планирования выхода на внешний рынок. Анализу внешней среды и выбору целевого рынка компании должны уделять наибольшее внимание. При развитии таковой методологии для российских компаний необходимо ориентироваться на опыт крупнейших транснациональных корпораций за рубежом;
— на примере компании ОАО «НК «Роснефть» подробно рассмотрена внешнеэкономическая дельность одной из крупнейших российских транснациональных корпораций. В целом стремительное успешное развитие компании, выполнение плановых показателей, развитие международного сотрудничества обременено рядом значительных проблем. Недостаточный уровень развития инфраструктуры, сырьевой экспорт преимущественно в европейские страны, высокий уровень долга являются наиболее значимыми проблемами компании. Диверсификация экспортных поставок, модернизация сети АЗС, разработка собственной газо- и нефтетранспортной системы; экспорт продукции высоких стадий обработки позволят «Роснефти» обрести статус ведущей мировой транснациональной компании.
Научная новизна диссертации заключается в следующих положениях:
— благодаря глубокому теоретическому анализу процесса стратегического планирования внешнеэкономической деятельности, разработаны научно - методические положения по формированию, выбору и реализации стратегии, даны рекомендации по совершенствованию стратегического планирования на предприятии. Решений касательно совершенствования управленческой стратегии должны приниматься строго в соответствии со стратегическими целями предприятия, данные решения должны быть независимыми от ведомственных интересов отдельных подразделений или дочерних предприятий, специальные подразделения по стратегическому планированию и развитию должны следить за соблюдением данных правил;
— определена значимость и важность маркетинговых исследований при разработке и совершенствовании внешнеэкономической стратегии управления предприятием. В условиях интернационализации рыночной экономики неотъемлемой частью процесса управления внешнеэкономической деятельностью на предприятии являются анализ внутренней и внешней среды; требования, законодательная и нормативная базы международного рынка; поддержания конкурентных преимуществ на высоком уровне, достигаемый за счет рационализации издержек и модернизации оборудования и технологического процесса в целом; применения новейших технологий и инновационных продуктов.
— благодаря подробному анализу опыта международных и отечественных фирм выявлены особенности функционирования и развития современных форм международной кооперации. Для Российских компаний негативное влияние последних экономических кризисов, отсутствие достаточного опыта, недостаточная поддержка государства, однонаправленность развития остаются главными проблемами, тормозящими развитие форм международной кооперации в нашей стране. Необходим выявлено наличие четкого кризисного плана и ориентация на опыт зарубежных успешных компаний;
— предложены пути повышения эффективности международной деятельности на предприятии. Благодаря подробному анализу деятельности крупнейшей транснациональной российской корпорации ОАО «НК «Роснефть», даны конкретные рекомендации по повышению эффективности деятельности в таких направлениях как инвестиционная, внешнеэкономическая и экспортная деятельность, организационная и производственная структура.
1) Технологические платформы как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики // Импульс - 2012: труды IX Международной научно-практической конференции студентов, молодых ученых и предпринимателей в сфере экономики, менеджмента и инноваций: в 2 т., Томск, 22-23 Ноября 2012. - Томск: ТПУ, 2012 - Т. 2 - C. 163-166
2) Technological platform as a tool to promote innovative development of Russian economy// Current issues in modern economics: a fresh look and new solutions. International Youth Academic Conference, November 26-27, 2012.
3) Управление затратами предприятия // Энергия молодых - экономике России: сборник научных трудов XIV Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых: в 2 т., Томск, 8-11 Апреля 2013. - Томск: ТПУ, 2013 - Т. 2 - C. 105-108
4) Управление объектами недвижимости // Энергия молодых - экономике России: cборник научных трудов XIV Международной научнопрактической конференции студентов и молодых ученых: в 2 т. , Томск, 8 -11 Апреля 2013. - Томск: ТПУ, 2013 - Т. 1 - C. 170-173
5) Cost management of the enterprise// Journal of Economics and Social Sciences. - 2013. - № 1; URL: jess.esrae.ru/4-43.
6) International business in a new era // Journal of Economics and Social Sciences. - 2014. - № 5; URL: jess.esrae.ru/8-108
7) Globalisation and international marketplace // II Международная научная конференция «Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине», 19-22 Мая 2015 г., Томск - Т. 2 - C. 162-165
8) The role of transnational companies in urban development // III Международная научная конференция «Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине», 23-26 Мая 2016 г., Томск
1. Пахомов Ю.Н., Филипенко А. С., Лукьяненко Д. Г. Международные стратегии экономического развития: учебное пособие. - Донецк: ДНУ, 2007. - 464с.
2. Б. М. Смитиенко. Мировая экономика: учебное пособие. - Юрайт, Высшее образование. Университеты России, 2009.
3. Филиппова, И. А. Мировая экономика и международный бизнес: учебное пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2008. - 168 с.
4. Мировая экономика и международный бизнес: учебник под общ. ред. проф. В.В. Полякова и проф. Р.К. Щенина. — 5-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2008. — 688 с.
5. Черненко В.А. Международный бизнес: учебное пособие. Санкт- Петербургский государственный университет сервиса и экономики. 2011. — 428
с.
6. Пивоваров С. Э., Тарасевич Л. С., Майзеля А. И. Международный менеджмент : учебное пособие. — СПб: Питер, 2011. —576 с.: ил.
7. Pradip Kumar Sinha, Sanchari Sinha. Intemationl management - New Delhi 2008. - P. 345 - 350.
8. Чернова Т. И. Доклад: "Правовое регулирование и проблемы защиты интеллектуальной собственности". [Электронный доступ]/ URL: http: //www.spp.spb.ru/
9. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. - М.: Юристъ, 2004. - 368 с.
10. Фролова Т.А. Мировая экономика: конспект лекций. - Таганрог: ТРТУ, 2005
11. Ноздрева Р.Б. Стратегические альянсы в международном бизнесе. Журнал международный менеджмент, N6 / 2002
12. Знаменский А.О. Стратегические альянсы как международные объединения корпораций. Всероссийская академия внешней торговли, №4, 2008
13. Клочко О. А. Международные стратегические альянсы — путь к развитию отрасли. Проблемы современной экономики, N 4 (44), 2012
14. Saskia J. Sassen. Cities in a World Economy (Sociology for a New Century
Series) Fourth Edition Edition, 2012 SAGE Publication
15. Гордеева Н.А. Стратегический альянс как способ усиления конкурентных преимуществ, 2013
16. Dirk Morschett, Hanna Schramm-Klein, Joachim Zentes. Strategic International Management. Text and Cases. - 2015. ISBN: 978-3-8349-2535-0
17. Компания Unilever. [Электронный доступ]/ URL: http: //www.unilever.ru/
18. Мильнер. Б.З. Теория организации. Москва: ИНФРА-М 2012.
19. Николаева И.П. Мировая экономика и международные экономические отношения, 2013.
20. Financial Times Global. [Электронный доступ]/ URL:
http: //www.ft.com/indepth/ft5 00
21. Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле"
22. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 30.11.2013) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (08 декабря 2003 г.). КонсультантПлюс, 1992-2014
23. Мясоедова Л.В., Доценко Е.Ю. Донской государственный технический университет. - 2014.
24. Приказчикова Ю. В. Стратегическое управление внешнеэкономической деятельностью промышленных предприятий. - Нижний Новгород, 2014. - 210
25. Giannetti M., Yafeh Y. Do cultural differences between contracting parties matter? Evidence from syndicated bank loans. - 2010. Working paper, Stockholm School of Economics, Stockholm.
26. Филиппова, И. А. Мировая экономика и международный бизнес: учебное пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2008. - 168 с.
27. Карагулян Е.А. Методическое пособие для экспортноориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства ХМАО- Югры: «Работа предприятия по выходу на внешний рынок. Маркетинговые исследования. Стратегии выхода компании на внешние рынки» - Екатеринбург: ООО «Пресс групп», 2015. 40 с.
28. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 727 с.
29. Стровский Л.Е., Казанцев С.К. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник для вузов.,- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 823 с.
30. Хмелев И.Б. Мировая экономика. Учебно-методический комплекс. - Изд-во: ЕАОИ, 2009. - 360 с.
31. Б.Смитиенко. Мировая экономика. Юрайт, Высшее образование,
2009 г.
32. Компания Лукойл. [Электронный доступ]/ URL: http://www.lukoil.ru/
33. Компания Газпром. [Электронный доступ]/ URL:
http: //www.gazprom. com/
34. Gerard B., Hillion P., de Roon F. A., Eiling E. International portfolio diversification: Currency, industry and country effects revisited. (2009) . Working paper, Tilburg University, Tilburg, The Netherlands
35. Компания Роснефть. [Электронный доступ]/ URL:
http: //www.rosneft.ru/
36. Bloom N., Sadun R., Van Reenen J. The organization of firms across countries. (2009) . NBER Working Paper 15129, National Bureau of Economic Research, Cambridge, MA
37. Анализ руководством финансового состояния и результатов деятельности компании ОАО НК «Роснефть» за 2015 год.
38. Годовой отчет ОАО НК «Роснефть». [Электронный доступ]/ URL: www.rosneft.ru/attach/0/02/01/a_report_2014.pdf
39. Консолидированная финансовая отчетность ОАО «НК «Роснефть» 31 декабря 2015 г. c аудиторским заключением независимого аудитора
40. Панасюк Д.О. Взаимосвязь макроэкономических показателей страны и международной торговли сырьевыми товарами на примере российской компании // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1
41. Закон РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» N 164-ФЗ 2003 г.
42. Закон РФ «Об акционерных обществах», N 208-ФЗ от 26.12.1995.
43. Закон РФ «Об иностранных инвестициях».
44. Siegel J. I., Licht A. N., Schwartz S. H. Egalitarianism and international investment. J. Financial Econom. - 2011. 102(3):621-642
45. Внешнеэкономическая деятельность : учебное пособие / А. И. Дралин, С. Г. Михнева. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Пенза: Информационноиздательский центр ПГУ, 2006. - 127 с.
46. Отчет в области устойчивого развития 2015 ОАО НК «Роснефть»
47. Социальная ответственность: Методические указания к М00 выполнению раздела «Социальная ответственность» выпускной квалификационной работы для студентов направления 38.03.02 «Менеджмент» и 38.03.01 «Экономика» / сост.: Н.В. Черепанова; Томский политехнический университет. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2015. - 21 с.
48. Curtis Simon. The power of cities in international relations. Cities and global governance. Routledge. 192 p. 2014.
49. Борисова И.И. Правовое обеспечение внешнеэкономической деятельности. Учебно-методическое пособие. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Нижний Новгород, 2010
50. Porter, M.E. Competition in Global Industries / M.E. Porter (ed.). - Boston: Harvard Business School Press, 2008. - 581 p.
51. Шевченко, Б.И. Международный менеджмент: Управление международной компанией: учеб. пособие / Б.И. Шевченко. - М.: РГГУ, 2010. - 669 с.
52. Abel A. Bruno S. Sergi. Global Business Management a cross-cultural perspective. USA: University of Wisconsin-Stout. - 2009. - P. 462.
53. The Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. Official website: http://www.mid.ru
54. Трифонова, Е. Ю. Проблемы иностранного инвестирования в Российской Федерации / Е.Ю. Трифонова // Экономический анализ: теория и практика, 2010. - № 18 (183).
55. Трифонова Е.Ю. Методика оценки эффективности мероприятий по реализации стратегии предприятий-участников внешнеэкономической деятельности / Е.Ю. Трифонова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013. - № 3(3).
56. Скосарев, С.А. Кросскультурная компетентность глобального менеджера: учебное пособие. - М.: Восток - Запад, 2013. - 176с.
57. World Investment Report 20014, United Nations Conference on Trade and Development, New York, 20014.
58. Мальцев, С.П. Внешнеэкономическая деятельность: учебное пособие. - М.: Издателство МГОУ, 2010. - 214 с.
59. Ломакин, В.К. Мировая экономика: учебник / В.К. Ломакин. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2012. - 671 с.
60. Конина Н.Ю. Конкурентоспособность фирмы в глобальном мире / Н.Ю. Конина. - М.: Проспект, 2012. - 368 с.
61. Диденко Н.И. Международный маркетинг: учебник / Н.И. Диденко, Д.Ф. Скрипнюк. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 556 с.
62. КСО как инструмент повышения конкурентоспособности российского бизнеса Д.В. Кухарчук. Российский внешнеэкономический вестник 7 - 2015.
63. Asongu JJ. Understanding the Importance of International Business to the Rockford Economy, March 2011, Institute for International Economics.
64. Katarzyna Twarowska, Magdalena K^kol, Maria Curie-Sklodowska University, Poland. International Business strategy - reasons and forms of expansion into foreign markets. Intrnational conference, Zadar, Croatia, June 2013.
65. Phil Kelly. International Business and management. New York, 2011.
66. Robert Grosse and Jack N. Behrman. Theory in international business. Journal of Intercultural Management Vol. 1, No. 1, April 2009, pp. 91-99.
67. Does Corporate Social Responsibility Lead to Superior Financial Performance? A Regression Discontinuity Approach. Caroline Flammer. Management Science - 2015.
68. Rondinelli Dennis A., Johnson James H., Kasarda Jr. John D. The Changing Forces of Urban Economic Development: Globalization and City Competitiveness in the 21st Century. Cityscape: A Journal of Policy Development and Research. - 2004.
69. Carpenter M. A. Dunung P. S. International Business: Opportunities and Challenges in a Flattening World. USA - 2012.
70. Rugman A. M., Hodgetts R. M. International Business. Financial Times/Prentice Hall, 2009 - 628 P.