Формирование системы управления международной деятельностью на предприятии
|
Реферат 5
1 Международный бизнес и внешнеэкономическая деятельность фирмы .. 11
1.1 Общая характеристика международного бизнеса 13
1.2 Интегрированные корпоративные структуры в международном бизнесе 21
1.3 Внешнеэкономическая деятельность предприятия 45
2 Организация управления внешнеэкономической деятельностью фирмы 52
2.1 Стратегическое планирование внешнеэкономической деятельности
предприятия 52
2.2 Стратегии выхода на внешний рынок 64
2.3 Экономическое обоснование принимаемых решений 71
3 Внешнеэкономическая деятельность ОАО «НК «Роснефть» 78
3.1 История формирования и характеристика ОАО «НК «Роснефть» 78
3.2 Организационная структура ОАО «НК «Роснефть» 90
3.3 Инвестиционная деятельность ОАО «НК «Роснефть» 97
3.4 Внешнеэкономическая и экспортная деятельность ОАО «НК «Роснефть» 106
Социальная ответственность предприятия 122
Заключение 136
Список публикаций магистранта 139
Список использованных источников 140
Приложение А 146
Приложение Б 148
Приложение В 149
Приложение Г 150
Приложение Д 152
Приложение Е 155
Приложение Ж 156
Приложение З 157
Приложение И 158
1 Международный бизнес и внешнеэкономическая деятельность фирмы .. 11
1.1 Общая характеристика международного бизнеса 13
1.2 Интегрированные корпоративные структуры в международном бизнесе 21
1.3 Внешнеэкономическая деятельность предприятия 45
2 Организация управления внешнеэкономической деятельностью фирмы 52
2.1 Стратегическое планирование внешнеэкономической деятельности
предприятия 52
2.2 Стратегии выхода на внешний рынок 64
2.3 Экономическое обоснование принимаемых решений 71
3 Внешнеэкономическая деятельность ОАО «НК «Роснефть» 78
3.1 История формирования и характеристика ОАО «НК «Роснефть» 78
3.2 Организационная структура ОАО «НК «Роснефть» 90
3.3 Инвестиционная деятельность ОАО «НК «Роснефть» 97
3.4 Внешнеэкономическая и экспортная деятельность ОАО «НК «Роснефть» 106
Социальная ответственность предприятия 122
Заключение 136
Список публикаций магистранта 139
Список использованных источников 140
Приложение А 146
Приложение Б 148
Приложение В 149
Приложение Г 150
Приложение Д 152
Приложение Е 155
Приложение Ж 156
Приложение З 157
Приложение И 158
Современный международный бизнес представляет собой процесс интернационализации предпринимательской деятельности, отражает всю совокупность внешнеэкономических отношений, связанных с его организацией, производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг и получением прибыли. Мировое развитие в условиях инновационного роста и создания единого экономического пространства способствует изменению роли и доли хозяйствующих субъектов в производстве мирового валового продукта, их участие в мировых инвестиционных процессах, международной торговле, финансовых отношениях.
Рассмотрение процессов развития мирового хозяйства в целом, отдельных его сфер и субъектов позволяет каждой стране и компании в частности выработать свою концепцию интеграции в эти процессы, определить степень участия в международном разделении труда и международных экономических отношениях.
Главной причиной возникновения транснациональных корпораций является интернационализация производства и капитала на основе развития производительных сил, а также экономическая эффективность, обусловленная большими масштабами производства во многих отраслях.
Крупнейшие компании, создавая многочисленные отделения за границей, превращают национальные корпорации в транснациональные. Благодаря процессу интернационализации производства компании получают возможность снижать свои издержки и увеличивать дополнительную прибыль, становится выгодно действовать в глобальных масштабах.
Важную роль в образовании международных корпораций играет государство, поощряя деятельность своих национальных компаний на мировой арене, обеспечивая им рынки сбыта путем заключения различных политических, экономических и торговых союзов и международных договоров.
Без сомнения, сегодня практическая каждая фирма, каким бы родом деятельности она ни занималась, и какую организационно - правовую форму не имела, стремится выйти на международный рынок. С каждым днем все больше появляется на территории и во владении каждого государства компаний, ориентированных на международную деятельность.
Разработка успешной стратегии по выводу продукции на внешний рынок - первостепенное условие функционирования предприятия в рамках жесткой международной конкуренции. Вышесказанные особенности внешнеэкономической деятельности и сложности ведения международного бизнеса составляют актуальность данной темы исследования.
Исследование стратегического планирования и управления международной деятельности достаточно хорошо освещено в ряде зарубежной и российской литературы. В свою очередь, научная разработанность систематизации алгоритма выхода на международный рынок, разработка международной стратегии развития, остается недостаточной.
Концепция стратегического управления внешнеэкономической деятельностью предприятия, используемый инструментарий при проведении стратегического анализа и разработке внешнеэкономической стратегии, оценка результатов деятельности предприятия на внешнем рынке - данные вопросы остаются дискуссионными.
Цель данной диссертации: разработка теоретических положений и практических рекомендаций в области организации и управления внешнеторговой деятельности предприятия, выявление путей повышения эффективности международных операций.
Цель определила следующие задачи:
— формирование концепции стратегического управления предприятием, участвующего в международных сделках;
— изучение нормативно-правовой базы, регулирующей взаимодействия компаний по всему миру;
— рассмотрение процесса выхода предприятия на внешний рынок, условий и критериев выбора потенциального рынка, методов определения потенциала зарубежного рынка;
— выявление эффективных методов экономического обоснования результатов внешнеэкономической деятельности.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе организации и осуществлении внешнеторговой деятельности между предприятиями и внешней средой, а также совокупность теоретических, методических и практических проблем организации внешнеторговой деятельности предприятия.
В качестве объекта исследования в работе выступает Российская транснациональная корпорация ОАО НК «Роснефть».
Теоретической и методической основой работы являются работы в сфере внешнеторговой деятельности российских и иностранных ученых, таких как П. Друкер, Р. Каплан, Ф. Котлер, Авдокушин Е. Ф., Мясоедова Л. В. и других; законодательная и нормативно - правовая база РФ; исследования в области регулирования внешнеторговой деятельности.
Информационной базой исследования явились официальные данные следующих источников: Росстат РФ, Федеральная таможенная служба, Центральный Банк России; отчеты рейтинговых агентств и нефтяных компаний, аналитических компаний («KPMG», «Ernst&Young»).
В процессе исследования использовались такие научные методы и приемы как: экономический и статистический анализ, сравнение и обобщение, графические методы обработки данных, экспертные оценки, методы стратегического планирования и управления и др. Теоретические и практические положения работы докладывались на международных, региональных и межвузовских научно-практических конференциях.
Научная новизна диссертации заключается в следующих положениях:
— разработаны рекомендации по совершенствованию стратегического управления внешнеэкономической деятельностью на предприятии, на основе теоретического обобщения отечественного и международного опыта;
— выявлены и обоснованы особенности и проблемы современных активно развивающихся форм международной кооперации;
— предложены пути повышения эффективности международных операций для организаций, занимающихся внешнеэкономической деятельностью.
Теоретические результаты работы - развитие теории стратегического управления внешнеэкономической деятельностью; результаты направлены на повышение эффективности зарубежной деятельности предприятий.
Практическая значимость - возможность использования предложенных в диссертации разработок предприятиями, осуществляющими свою деятельность на внешних рынках.
Рассмотрение процессов развития мирового хозяйства в целом, отдельных его сфер и субъектов позволяет каждой стране и компании в частности выработать свою концепцию интеграции в эти процессы, определить степень участия в международном разделении труда и международных экономических отношениях.
Главной причиной возникновения транснациональных корпораций является интернационализация производства и капитала на основе развития производительных сил, а также экономическая эффективность, обусловленная большими масштабами производства во многих отраслях.
Крупнейшие компании, создавая многочисленные отделения за границей, превращают национальные корпорации в транснациональные. Благодаря процессу интернационализации производства компании получают возможность снижать свои издержки и увеличивать дополнительную прибыль, становится выгодно действовать в глобальных масштабах.
Важную роль в образовании международных корпораций играет государство, поощряя деятельность своих национальных компаний на мировой арене, обеспечивая им рынки сбыта путем заключения различных политических, экономических и торговых союзов и международных договоров.
Без сомнения, сегодня практическая каждая фирма, каким бы родом деятельности она ни занималась, и какую организационно - правовую форму не имела, стремится выйти на международный рынок. С каждым днем все больше появляется на территории и во владении каждого государства компаний, ориентированных на международную деятельность.
Разработка успешной стратегии по выводу продукции на внешний рынок - первостепенное условие функционирования предприятия в рамках жесткой международной конкуренции. Вышесказанные особенности внешнеэкономической деятельности и сложности ведения международного бизнеса составляют актуальность данной темы исследования.
Исследование стратегического планирования и управления международной деятельности достаточно хорошо освещено в ряде зарубежной и российской литературы. В свою очередь, научная разработанность систематизации алгоритма выхода на международный рынок, разработка международной стратегии развития, остается недостаточной.
Концепция стратегического управления внешнеэкономической деятельностью предприятия, используемый инструментарий при проведении стратегического анализа и разработке внешнеэкономической стратегии, оценка результатов деятельности предприятия на внешнем рынке - данные вопросы остаются дискуссионными.
Цель данной диссертации: разработка теоретических положений и практических рекомендаций в области организации и управления внешнеторговой деятельности предприятия, выявление путей повышения эффективности международных операций.
Цель определила следующие задачи:
— формирование концепции стратегического управления предприятием, участвующего в международных сделках;
— изучение нормативно-правовой базы, регулирующей взаимодействия компаний по всему миру;
— рассмотрение процесса выхода предприятия на внешний рынок, условий и критериев выбора потенциального рынка, методов определения потенциала зарубежного рынка;
— выявление эффективных методов экономического обоснования результатов внешнеэкономической деятельности.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе организации и осуществлении внешнеторговой деятельности между предприятиями и внешней средой, а также совокупность теоретических, методических и практических проблем организации внешнеторговой деятельности предприятия.
В качестве объекта исследования в работе выступает Российская транснациональная корпорация ОАО НК «Роснефть».
Теоретической и методической основой работы являются работы в сфере внешнеторговой деятельности российских и иностранных ученых, таких как П. Друкер, Р. Каплан, Ф. Котлер, Авдокушин Е. Ф., Мясоедова Л. В. и других; законодательная и нормативно - правовая база РФ; исследования в области регулирования внешнеторговой деятельности.
Информационной базой исследования явились официальные данные следующих источников: Росстат РФ, Федеральная таможенная служба, Центральный Банк России; отчеты рейтинговых агентств и нефтяных компаний, аналитических компаний («KPMG», «Ernst&Young»).
В процессе исследования использовались такие научные методы и приемы как: экономический и статистический анализ, сравнение и обобщение, графические методы обработки данных, экспертные оценки, методы стратегического планирования и управления и др. Теоретические и практические положения работы докладывались на международных, региональных и межвузовских научно-практических конференциях.
Научная новизна диссертации заключается в следующих положениях:
— разработаны рекомендации по совершенствованию стратегического управления внешнеэкономической деятельностью на предприятии, на основе теоретического обобщения отечественного и международного опыта;
— выявлены и обоснованы особенности и проблемы современных активно развивающихся форм международной кооперации;
— предложены пути повышения эффективности международных операций для организаций, занимающихся внешнеэкономической деятельностью.
Теоретические результаты работы - развитие теории стратегического управления внешнеэкономической деятельностью; результаты направлены на повышение эффективности зарубежной деятельности предприятий.
Практическая значимость - возможность использования предложенных в диссертации разработок предприятиями, осуществляющими свою деятельность на внешних рынках.
Растущая роль глобализации, стремительное развитие международной интеграции обусловили стремление компаний к выходу на международную арену. При этом эффективность функционирования предприятия на внешнем рынке во многом зависит от разрабатываемой внешнеэкономической стратегии. Формирование четко отлаженной системы стратегического планирования и подробного алгоритма по выходу на внешний рынок является залогом успеха современных компаний, стремящихся или уже работающих на международных рынках.
В результате проделанной работы в диссертации разработаны рекомендации по совершенствованию стратегического управления внешнеэкономической деятельностью на предприятии; выявлены и обоснованы особенности и проблемы современных активно развивающихся форм международной кооперации; предложены пути повышения эффективности международных операций.
В данной диссертационной работе были получены следующие результаты:
— анализ форм международной кооперации выявил необходимость улучшения условий для их функционирования: развитие научнотехнологического потенциала, урегулирование налоговых ставок и законодательства в области международных отношений, снятие барьеров для развития компаний, введение государственных льгот;
— проблема однонаправленности развития транснациональной деятельности российских компаний остается актуальной. Концентрация крупнейших компаний в теплоэнергетическом комплексе препятствует развитию других отраслей, делает экономику страны зависимой от ситуации н внешнем рынке и от изменения цен на топливные ресурсы. На данный момент стремительно падающие цены на нефть отрицательно сказываются на деятельность нефтяной отрасли и экономику страны в целом;
— в ходе анализа стратегического планирования внешнеэкономической деятельности была выявлена необходимость расширить методологическую базу стратегического планирования выхода на внешний рынок. Анализу внешней среды и выбору целевого рынка компании должны уделять наибольшее внимание. При развитии таковой методологии для российских компаний необходимо ориентироваться на опыт крупнейших транснациональных корпораций за рубежом;
— на примере компании ОАО «НК «Роснефть» подробно рассмотрена внешнеэкономическая дельность одной из крупнейших российских транснациональных корпораций. В целом стремительное успешное развитие компании, выполнение плановых показателей, развитие международного сотрудничества обременено рядом значительных проблем. Недостаточный уровень развития инфраструктуры, сырьевой экспорт преимущественно в европейские страны, высокий уровень долга являются наиболее значимыми проблемами компании. Диверсификация экспортных поставок, модернизация сети АЗС, разработка собственной газо- и нефтетранспортной системы; экспорт продукции высоких стадий обработки позволят «Роснефти» обрести статус ведущей мировой транснациональной компании.
Научная новизна диссертации заключается в следующих положениях:
— благодаря глубокому теоретическому анализу процесса стратегического планирования внешнеэкономической деятельности, разработаны научно - методические положения по формированию, выбору и реализации стратегии, даны рекомендации по совершенствованию стратегического планирования на предприятии. Решений касательно совершенствования управленческой стратегии должны приниматься строго в соответствии со стратегическими целями предприятия, данные решения должны быть независимыми от ведомственных интересов отдельных подразделений или дочерних предприятий, специальные подразделения по стратегическому планированию и развитию должны следить за соблюдением данных правил;
— определена значимость и важность маркетинговых исследований при разработке и совершенствовании внешнеэкономической стратегии управления предприятием. В условиях интернационализации рыночной экономики неотъемлемой частью процесса управления внешнеэкономической деятельностью на предприятии являются анализ внутренней и внешней среды; требования, законодательная и нормативная базы международного рынка; поддержания конкурентных преимуществ на высоком уровне, достигаемый за счет рационализации издержек и модернизации оборудования и технологического процесса в целом; применения новейших технологий и инновационных продуктов.
— благодаря подробному анализу опыта международных и отечественных фирм выявлены особенности функционирования и развития современных форм международной кооперации. Для Российских компаний негативное влияние последних экономических кризисов, отсутствие достаточного опыта, недостаточная поддержка государства, однонаправленность развития остаются главными проблемами, тормозящими развитие форм международной кооперации в нашей стране. Необходим выявлено наличие четкого кризисного плана и ориентация на опыт зарубежных успешных компаний;
— предложены пути повышения эффективности международной деятельности на предприятии. Благодаря подробному анализу деятельности крупнейшей транснациональной российской корпорации ОАО «НК «Роснефть», даны конкретные рекомендации по повышению эффективности деятельности в таких направлениях как инвестиционная, внешнеэкономическая и экспортная деятельность, организационная и производственная структура.
В результате проделанной работы в диссертации разработаны рекомендации по совершенствованию стратегического управления внешнеэкономической деятельностью на предприятии; выявлены и обоснованы особенности и проблемы современных активно развивающихся форм международной кооперации; предложены пути повышения эффективности международных операций.
В данной диссертационной работе были получены следующие результаты:
— анализ форм международной кооперации выявил необходимость улучшения условий для их функционирования: развитие научнотехнологического потенциала, урегулирование налоговых ставок и законодательства в области международных отношений, снятие барьеров для развития компаний, введение государственных льгот;
— проблема однонаправленности развития транснациональной деятельности российских компаний остается актуальной. Концентрация крупнейших компаний в теплоэнергетическом комплексе препятствует развитию других отраслей, делает экономику страны зависимой от ситуации н внешнем рынке и от изменения цен на топливные ресурсы. На данный момент стремительно падающие цены на нефть отрицательно сказываются на деятельность нефтяной отрасли и экономику страны в целом;
— в ходе анализа стратегического планирования внешнеэкономической деятельности была выявлена необходимость расширить методологическую базу стратегического планирования выхода на внешний рынок. Анализу внешней среды и выбору целевого рынка компании должны уделять наибольшее внимание. При развитии таковой методологии для российских компаний необходимо ориентироваться на опыт крупнейших транснациональных корпораций за рубежом;
— на примере компании ОАО «НК «Роснефть» подробно рассмотрена внешнеэкономическая дельность одной из крупнейших российских транснациональных корпораций. В целом стремительное успешное развитие компании, выполнение плановых показателей, развитие международного сотрудничества обременено рядом значительных проблем. Недостаточный уровень развития инфраструктуры, сырьевой экспорт преимущественно в европейские страны, высокий уровень долга являются наиболее значимыми проблемами компании. Диверсификация экспортных поставок, модернизация сети АЗС, разработка собственной газо- и нефтетранспортной системы; экспорт продукции высоких стадий обработки позволят «Роснефти» обрести статус ведущей мировой транснациональной компании.
Научная новизна диссертации заключается в следующих положениях:
— благодаря глубокому теоретическому анализу процесса стратегического планирования внешнеэкономической деятельности, разработаны научно - методические положения по формированию, выбору и реализации стратегии, даны рекомендации по совершенствованию стратегического планирования на предприятии. Решений касательно совершенствования управленческой стратегии должны приниматься строго в соответствии со стратегическими целями предприятия, данные решения должны быть независимыми от ведомственных интересов отдельных подразделений или дочерних предприятий, специальные подразделения по стратегическому планированию и развитию должны следить за соблюдением данных правил;
— определена значимость и важность маркетинговых исследований при разработке и совершенствовании внешнеэкономической стратегии управления предприятием. В условиях интернационализации рыночной экономики неотъемлемой частью процесса управления внешнеэкономической деятельностью на предприятии являются анализ внутренней и внешней среды; требования, законодательная и нормативная базы международного рынка; поддержания конкурентных преимуществ на высоком уровне, достигаемый за счет рационализации издержек и модернизации оборудования и технологического процесса в целом; применения новейших технологий и инновационных продуктов.
— благодаря подробному анализу опыта международных и отечественных фирм выявлены особенности функционирования и развития современных форм международной кооперации. Для Российских компаний негативное влияние последних экономических кризисов, отсутствие достаточного опыта, недостаточная поддержка государства, однонаправленность развития остаются главными проблемами, тормозящими развитие форм международной кооперации в нашей стране. Необходим выявлено наличие четкого кризисного плана и ориентация на опыт зарубежных успешных компаний;
— предложены пути повышения эффективности международной деятельности на предприятии. Благодаря подробному анализу деятельности крупнейшей транснациональной российской корпорации ОАО «НК «Роснефть», даны конкретные рекомендации по повышению эффективности деятельности в таких направлениях как инвестиционная, внешнеэкономическая и экспортная деятельность, организационная и производственная структура.
Подобные работы
- МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ (НА ПРИМЕРЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Механизмы повышения эффективности системы управления человеческими ресурсами на предприятии
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РЕГИОНА
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ ФАКТОРИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АПК (на примере ООО «Агротех-Гарант Алексеевский»)
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - Повышение эффективности управления маркетинговой деятельностью на предприятии ООО «ЛЕД технологии
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование системы управления сбытовой деятельности предприятия по производству мебели
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2022 - Управление нематериальными активами компаний высокотехнологичной отрасли
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2016 - Формирование аналитической системы управления энергетическими затратами на предприятии
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5710 р. Год сдачи: 2016 - Система управления
профессиональными рисками на предприятии
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017



