Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальный феномен мюзикла: новые потребности и ожидания аудитории

Работа №115479

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы139
Год сдачи2021
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретико-методологические основы изучения социального феномена «мюзикла» 9
1.1 Социология театра и ее аудитории в работах социологов и театроведов 9
1.2 Мюзиклы как зеркало общественных настроений 18
Глава 2 Качественные и количественные показатели современных потребностей и ожиданий аудитории мюзикла в городе Санкт-Петербург 26
2.1 Анализ новых потребностей и ожиданий аудитории при помощи анкетирования 26
2.2 Анализ новых потребностей и ожиданий аудитории при помощи глубинного интервью 48
Заключение 67
Список используемой литературы и используемых источников 69
Приложение А Рабочая программа эмпирического исследования 73
Приложение Б Инструментарий социологического исследования 78
Приложение В Таблицы распределения данных 82
Приложение Г Стенограмма интервью 88

Актуальность темы исследования. Театр как искусство исполнительское, подвижное, нефиксированное гибко реагирует на общественную температуру, он в большей степени, чем другие искусства, «резонирует» на нее и в этом своем видовом качестве занимает особое место в социальном функционировании, являясь тонким и чутким коммуникативным инструментом, своеобразным барометром и «фиксатором» общественных настроений, одновременно направляя эти настроения. Социальная жизнь спектакля - это его жизнь в публике, в ее оценках, в посещаемости или игнорировании его. Отношением публики определяется роль и место театрального спектакля в жизни общества.
В историко-культурном контексте театр правомерно рассматривать как художественный институт, осуществляющий важнейшую социокультурную коммуникативную миссию - полифункциональный диалог человека и общества. Коммуникативная функция театра, отвечающая природной потребности человека в живом, непосредственном общении, во многом определяет значение театра и как социального института и как вида искусства, в котором гражданское и эстетическое содержание времени воплощается в образе, в судьбе живого действующего человека.
Театр оснащает публику житейским опытом, общественно-значимыми ориентирами, системой ценностей, моделирует социальное поведение, эмоциональным воздействием способствует образованию социальной консолидации в принятии (или непринятии) определенных норм, идеалов и тем самым выполняет важную регулятивную роль в жизни общества, укрепляет его целостность, формирует в общественном сознании картину мира.
Осмысление социальной значимости общечеловеческих ценностей принципиально важно для оценки социокультурной ситуации, для осмысления концепции личности, ибо именно общечеловеческие ценности определяют суверенность личности в общечеловеческой иерархии, создают условия для ее духовного и творческого развития. Такие условия могут быть созданы только с помощью влиятельных общественных механизмов, среди которых сценическое искусство, театр, сформировавшийся в ходе всей мировой цивилизации и оправдавший свое существование в истории человечества, занимает чрезвычайно важное место. В историко-культурном контексте театр правомерно рассматривать как художественный институт, осуществляющий важнейшую социокультурную коммуникативную миссию - полифункциональный диалог человека и общества [23].
Получив распространение как самостоятельный жанр во многих странах мира, в последние два десятилетия российский мюзикл значительно упрочил свои позиции и стал одним из знаковых явлений в отечественной музыкальной культуре. Жанр изначально нам чужой и далекий, сейчас развивается с каждым годом все интенсивнее и покоряет российские сердца.
Так же мюзикл - это искусство, где коммерция и творчество становятся неразделимыми частями. Потому что постановка этого жанра невероятно дорогая, и даже при наличии у создателя возвышенных намерений и желании привнести в мир что-то полезное, рассказать что-то важное и серьезное, все равно на первом месте из-за дороговизны постановки стоит цель окупить проект. В тоже время из-за своей развлекательной составляющей мюзикл является неотделимой частью массовой культуры, и для него не менее важен более широкий, социальный аспект, выражающийся в настроениях общества и в прослеживающихся в обществе тенденциях.
Все это делает успешность этого музыкального жанра очень зависимой от предпочтений аудитории, зрителей.
Поэтому очень важно для театров и театральных менеджеров понимать, что ставить в этом жанре, какие настроения витают в обществе, чего хочет публика, чего ей не хватает в мире, какие у нее идеалы, герои, какие проблемы ее беспокоят, какие тренды и интересы сейчас в приоритете. Очень важно чувствовать время.
В связи с вышеизложенным, актуальность этой темы неоспорима, учитывая скудность литературы об этом жанре и крайне малое количество исследований. Не на что опереться и подчерпнуть информацию о вкусах и предпочтениях аудитории в этом жанре в нашей стране, как они развивались и какие сейчас. Если и проводятся какие-то исследования, то точечно, отдельными продюсерами под свой проект, результаты которых не выносятся на всеобщее изучение. Поэтому каждое новое исследование в этой сфере на вес золота.
Степень научной разработанности проблемы. Изначально социологические подходы к театру начали складываться на рубеже XIX-XX веков, на этапе становления массового общества и развития гуманитарных наук, когда возникла потребность в осмыслении проблем социальных закономерностей развития культуры и искусства. Однако предпосылки социологической интерпретации сценического искусства можно найти в трудах мыслителей древних эпох, начиная с Платона и Аристотеля. Важное значение для понимания общественной роли театра в России XIX - начала XX века имели и критические труды В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова и других.
Основателем науки социологии о театре был М. Герман. В России его идеи нашли поддержку у театроведов А. А. Гвоздева, С. С. Мокульского и других. В мире идеи М. Германа развивали Г. Зиммель, Ф. Фергюссон, Д. Демарси, Ж. Дювиньо. Во второй половине XX века интерес науки к театру вырос, стали появляться исследования и интересные научные труды, которые создавали В. Н. Дмитриевский, Н. А. Хренов, Г. Г. Дадамян, А. Н. Алексеев, М. Каган, В. И. Волков и многие другие [12].
Непосредственно сам мюзикл сточки зрения социологии изучен очень мало, но музыковеды не раз обращались к исследованию этого театрального жанра. Обращают на себя внимание труды, написанные в последние десятилетия исследователями Э. Ю. Кампус, В. Конен, Н. Федоровской, А. Сахаровой, Л. О. Монд. Наиболее полноценно проблематика содержания американских мюзиклов рассмотрена в работах Е. Андрущенко. Среди огромного массива англоязычной литературы выделяются труды С. Банфилда, Дж. Дира, В. Эверетта. Очень выразительна и значима работа Т. Адорно «Социология музыки». Однако, целый ряд вопросов еще ждут своей разработки.
Объектом исследования является социальный феномен мюзикла, предметом - новые потребности и ожидания аудитории в отношении социального феномена мюзикла.
Цель бакалаврской работы - изучение новых потребностей и ожиданий аудитории, ориентированной на музыкальный жанр - мюзикл.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
• изучить теоретико-методологические источники анализа театра и театральной аудитории в социологии и театроведении;
• проанализировать феномен мюзикла в мире и в России;
• узнать предпочтения и ожидания у публики в городе Санкт - Петербург;
• проанализировать результаты исследования.
Теоретико-методологическая база исследования.
Социально-психологический подход (А. Сохор, А. Н. Алексеев, Н. А. Хренов, Р. Г. Рабинович и другие) позволит рассмотреть различия в восприятии искусства и типологизацию зрителей исполнительского искусства.
Структурно-функциональный подход (О.-Л. Монд) позволит рассмотреть взаимосвязь между мюзиклом, его составляющих и обществом. Мюзикл рассматривается с точки зрения его приспособления к наиболее широкой системе.
Музыкально-социологическая концепция (Т. Адорно) позволит рассмотреть понимание музыки как искусства, выражающего дух времени.
Социокультурный подход (Г. Дадамян, В. И. Волков, В. Дмитриевский, А. Хренов и др.) позволит рассмотреть взаимообусловленность социальной и культурной сторон общественной жизни.
Гипотезы исследования.
1. Мюзикл перестает восприниматься как легкомысленный развлекательный жанр в России, вырастает его значимость среди театральных жанров, он становится зеркалом общественной жизни, начинает формироваться традиция;
2. Произошла эволюция зрителя - вырос уровень художественной компетенции зритель, вследствие чего произошло изменение художественных потребностей и акцент с внешней, рекреативно-развлекательной стороны произведения искусства перенесся на его содержательные, сущностные характеристики.
Методы исследования: анкетный опрос, глубинное интервью.
Эмпирическая база исследования. Для получения необходимой информации о новых потребностях и ожиданиях аудитории было проведено анкетирование (N=143) и глубинное интервью (N=15).
Апробация работы: Алпатова А. А. Современные потребности и ожидания аудитории мюзикла (по результатам социологического исследования в Санкт-Петербурге) // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: Международный электронный научный журнал. 2021. № 2(77). С. 12-17.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка используемой литературы и источников, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Как мы можем увидеть после анализа данных, собранных посредством анкетирования и интервью, мюзикл играет в обществе очень важную роль. Так как он привлекает совершенно разные слои общества и даже те, которые в театр не особо ходят, то в его «руках» оказываются большие возможности и ответственность. Мюзикл может за счет своих внешних проявлений привлекать все больше разного контингента, давая зрителям то, что они изначально хотят видеть за счет оформления, зрелищности и истории, но в тоже время у создателей мюзикла есть возможность, можно даже сказать «власть», закладывать важные вещи в своих постановках, благодаря своей многогранности, тем самым делая общество лучше и развивая его, заставляя думать и задумываться. Этот жанр может транслировать на массы важные смыслы как на локальном уровне, так и на уровне всего человечества.
Так же важный момент заключается в том, что да, для всех важна музыка, все считают, что могут определить качество музыкального материала, но правда в том, что все это очень субъективно. Однако мы все равно можем увидеть, что существует некое разделение аудитории на более осознанную, которая предпочитают более сложную филигранную музыку, глубокие смыслы, а есть аудитория, которой просто нужна красивая музыка в их субъективном понимании (у каждого оно свое), актеры и жизненные эмоциональные истории. Задача продюсеров найти некий баланс, чтобы зацепить обе категории. Хотя, как нам кажется, идеального варианта не существует, по крайней мере пока не сформирована устойчивая традиция. Всегда будут люди, которые не понимают ценность и гениальность таких мюзиклов как, например, «Иисус Христос Суперзвезда» или «Отверженные» и ориентироваться исключительно на эту категорию аудитории, создавая исключительно понятные для них вещи, точно не стоит, особенно если первоначально у создателей стоит желание сказать нечто важное.
Мы можем увидеть, что с небольшими оговорками, но все наши гипотезы подтвердились. Мюзикл действительно перестал восприниматься как легкомысленный развлекательный жанр в России, аудитория желает видеть в этом жанре глубину. Исторические и мистические темы действительно все еще наиболее предпочтительнее, чем другие. Пафосность и помпезность в проектах сильно отталкивают, зрелищность и яркость, наоборот, очень ценятся, но без вычурности и вульгарности. Жанр развивается, исчезает предвзятое к нему отношение, к мюзиклу относятся с каждом годом все серьезнее, с каждым годом появляется все больше новых проектов. Вырастает значимость жанра среди театральных жанров, однако нельзя сказать, что он становится полноценным зеркалом общественной жизни, как, например, в Америке. Русский зритель все-таки хочет больше убегать в мюзикл от реальности, а не искать в нем ее отражение. А вот то, что произошла эволюция зрителя - это мы отрицать не будет, наоборот мы убедились, что вырос уровень художественной компетенции зрителя, в следствии чего произошло изменение художественных потребностей и акцент с внешней, рекреативно-развлекательной стороны произведения искусства перенесся на его содержательные, сущностные характеристики. Это мы можем как раз увидеть на примере ревностного отношения аудитории к либретто.


1. Адорно Т. Избранное: Социология музыки. М., СПб : Университетская книга, 1998. 445 с.
2. Алексеев А. Н., Божков О. Б., Владимиров В. Л, Дмитриевский В. Н., Докторов Б. З. Театр и молодежь. Опыт социологического исследования / ВТО, ВНИИ искусствознания Мин. культуры СССР. М., 1979. 292 с
3. Акимов Н. П. Не только о театре. Л.; М.: Искусство, 1966. 427 с.
4. Бентли Э. Жизнь драмы / Перев. В. Воронина; предисл. И. В. Минакова. М.: Айрис-пресс, 2004. 406 с.
5. Божков О. Б. Аудитория театра: типологический подход к анализу поведения в сфере культуры // Вопросы социологического изучения театра. Л., 1979. 296 с.
6. Волков В., Зудилова Т. Опыт типологического подхода к анализу зрительских ориентаций в сфере театра // Проблемы социологии театра. Сборник статей / Ред. и сост. Н. А. Хренов. М., 1974. С. 192-211.
7. Вопросы социологического изучения театра : сборник научных трудов / М-во культуры РСФСР, Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии ; [отв. ред. В. Н. Дмитревский]. Ленинград : ЛГИТМИК, 1979. 179 с.
8. Вопросы социологии театра : (Сб. науч. тр.) / Всерос. театр. о-во, Совет и каб. орг., экономики и социологии театра, Всесоюз. НИИ искусствознания ; [Ред.-сост. Н. А. Хренов]. Москва : ВТО, 1982. 296 с.
9. Дадамян Г. Г. Проблемы аудитории театров // Проблемы социологии театра. М., 1974. С. 111-130.
10. Дмитриевский В. Н. Театр и зритель: Отечественный театр в системе отношений сцены и публики: От истоков до начала XX в. СПб. : Дмитрий Буланин, 2007. 327 с.
11. Дмитриевский В. Н. Основы социологии театра. История, теория, практика. М., 2015. 224 с.
12. Евсеева Я. В., Ядова М. А. Социология кино и театра: История и современность: Введение к тематическому разделу // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. Реферативный журнал. 2017. № 2. С. 6-20.
13. Игнатьев Ф. И. Эндрю Ллойд-Уэббер как феномен современной художественной культуры: диссертация кандидата искусствоведения. СПб, 2004. 156 с.
14. Кампус Э. Ю. О мюзикле : перевод с эстонского / Э. Ю. Кампус. Ленинград : Музыка, 1983. 128 с.
15. Конев В. Социальное бытие искусства. Саратов, 1915. Цитирование по: Хренов H.A. Публика в истории культуры. Феномен публики в ракурсе психологии масс. М.: Аграф, 2007.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ