Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ РЕЧЕВЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

Работа №115442

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы74
Год сдачи2019
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
129
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством речевых игр и упражнений 9
1.1 Понятие и формирование фонетического слуха в онотогенезе:
особенности развития фонетического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 9
1.2 Характеристика речевых игр и упражнений как средства развития фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
III уровня 17
Глава 2. Экспериментальное исследование развития фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством речевых игр и упражнений 26
2.1 Исследование уровня развития фонематического слуха у детей
5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 26
2.2 Содержание логопедической работы по развитию фонематического
слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством речевых игр и упражнений 36
2.3 Определение эффективности логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
III уровня посредством речевых игр и упражнений 52
Заключение 59
Список используемой литературы 62
Приложение


Актуальность изучения проблемы развития фонематического слуха у детей 5-6 лет обусловлена наличием у большинства детей, имеющих общее недоразвитие речи, трудностей, связанных со звукоразличением. Подобные трудности тормозят развитие импрессивной и экспрессивной устной речи, вызывают проблемы на уровне развития письменной речи.
Успешная речевая деятельность в значительной мере обусловлена развитым фонематическим слухом, оказывающим влияние на становление других видов психической активности ребёнка, таких как перцептивная, когнитивная, регулятивная деятельность. Слаборазвитый фонематический слух препятствует формированию у детей способности осуществлять звуковой анализ и синтез слов, которые лежат в основе успешного овладения грамотой. По этой причине несформированный фонематический слух часто приводит к учебной дезадаптации детей, так как на его фоне возникают стойки фонематические нарушения: дисграфия, дислексия и дискалькулия.
Успешное формирование фонетической стороны речи в целом зависит от уровня развития фонематического слуха. Стойкое исправление звукопроизношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Поэтому развитию фонематического слуха в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи III уровня уделяется большое внимание. Существующая многолетняя практика в области логопедии показывает, что при целенаправленной систематической работе многие нарушения речевого развития могут быть преодолены. Потому поиск приемов и методик развития фонематического слуха в логопедической практике коррекции речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня не утратил своей актуальности.
Одним из наиболее востребованных в логопедической практике средств коррекции является использованием речевых игр и упражнений. Игры и игровые упражнения, используемые педагогом, обеспечивают заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекают их к овладению новым знанием, помогают сконцентрировать внимание детей на учебной задаче. Игра позволяет сделать более доступным сложные задачи обучения и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников. Использование игр с целью развития фонематического слуха позволяет развивать у детей направленность на звуковую сторону речи. В процессе речевых игр и упражнений дети вслушаются в звучание слов, узнают и выделяют отдельные звуки, а также звуки близкие или оппозиционные по звучанию и произнесению.
Отдельные вопросы развития фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи III уровня раскрываются в работах таких авторов как Н.И. Дьякова, Г.Л. Волкова, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.
Однако в имеющихся исследованиях подробно не раскрываются возможности использования развивающих игр и упражнений в процессе развития фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
На основании вышеизложенного нами было установлено противоречие между необходимостью развития фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточной методической разработанностью использования развивающих игр и упражнений в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы возможности развивающих игр и упражнений в процессе развития фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством речевых игр и упражнений».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развития фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством речевых игр и упражнений.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня фонематического слуха.
Предмет исследования: речевые игры и упражнения как средство развития фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: процесс развития фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня будет эффективен, если:
- отобрать речевые игры, способствующие формированию у детей показателей уровня развития фонематического слуха;
- отобрать речевые упражнения, способствующие закреплению фонематических умений детей;
- разработать комплекс игровых занятий на основе речевых игр и упражнений, соответствующих речевым возможностям детей и направленных на развитие у них фонематического слуха.
Задачи исследования.
1. Изучить теоретические основы проблемы развития фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством речевых игр и упражнений.
2. Выявить уровень развития фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством речевых игр и упражнений, и определить ее эффективность.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования выступают:
- теоретические положения Л.С. Волковой, Р.И. Лалаевой, Е.М. Мастюковой, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичевой, Л.С. Цветковой, С.Н.Шаховской о структуре речевого дефекта дошкольников;
- концептуальные положения Н.И. Дьяковой, Л.Ф. Спировой, М.Ф. Фомичевой о нарушении фонематического восприятия и слуха у дошкольников;
- теоретические положения Е.П. Колесниковой, О.А. Лящук, И.Б. Пименовой, С.А. Ремезковой, О.В. Чон, А.А. Шабля о возможности применения игр и упражнений в процессе развития фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи.
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования речевых игр и упражнений в процессе развития фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня; определены показатели и уровни развития фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована возможность использования речевых игр и упражнений в процессе развития фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс игровых занятий на основе речевых игр и упражнений, соответствующих речевым возможностям детей, способствующий развитию у детей 5-6 лет с ОНР III уровня фонематического слуха, может быть использован в коррекционном процессе учителями- логопедами и воспитателями групп компенсирующей направленности для дошкольников с нарушениями речи в дошкольных образовательных организациях.
Экспериментальная база исследования: ДОУ № 64 г.о. Сызрань. В исследовании приняли участие 12 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (35 источников) и 4 приложений. Текст работы иллюстрирован 14 таблицами, 2 рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе решения первой задачи - изучить теоретические основы проблемы развития фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством речевых игр и упражнений - было установлено, что фонематический слух представляет собой умение человека воспринимать звуки речи (фонемы) на слух и различать их последовательность в словах. Последовательное развитие фонематического восприятия и фонематического слуха у детей дошкольного возраста формирует у них представления о звуковом составе языка. Однако, если у детей есть нарушения речи, то процесс развития фонематического слуха сопровождается значительными отклонениями. Недостаточное умение дифференцировать звуки родного языка затрудняет понимание речи окружающих, тормозит развитие собственной речи у детей данной категории. Формировать речевые умения и фонематический слух у детей с общим недоразвитием речи позволяют специально подобранные речевые игры и упражнения, с помощью которых можно не только выявлять имеющиеся у детей трудности фонематического восприятия, но и корректировать их.
Речевые игры являются методом, позволяющим повысить мотивацию в процессе развития речевых умений и навыков, несут эмоциональную окраску, вызывают у детей живой интерес. Речевые игры позволяют детям в игровой форме осваивать средства художественной выразительности, сопровождающие музыку речи, такие как ритм, динамика, темп, высота. Речевая игра, как и любая игра, структурно состоит из правил игры, игровой задачи, способов выполнения игровой задачи, результата.
Речевые упражнения позволяют развивать речевые умения с опорой на фонетические, лексические и грамматические навыки. Учитель-логопед использует речевые упражнения, чтобы тренировать дошкольников с общим недоразвитием речи в спонтанном употреблении уже освоенного языкового явления в речи.
Решая вторую задачу - выявить уровень развития у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня фонематического слуха - мы пришли к выводу, что у исследуемых детей 5-6 лет с ОНР преимущественно низкий уровень развития фонематического слуха. Дети испытывают значительные затруднения при восприятии и воспроизведении ритмов различной сложности, громкости, высоты звуков, интонации, даже при неоднократном предъявлении лексического материала не могут самостоятельно отраженно воспроизвести ряд слогов и слов, практически не различают на слух оппозиционные фонемы.
При решении третьей задачи - разработать и апробировать содержание работы по развитию фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством речевых игр и упражнений и определить ее эффективность - мы отобрали речевые игры, способствующие формированию умения воспринимать и воспроизводить ритмы, определять, какой звук чаще других встречается в тексте, отраженно воспроизводить ряд слогов и слов, различать на слух оппозиционные фонемы. Также мы отобрали речевые упражнения, способствующие закреплению усвоенных фонематических умений. Подбор речевых игр и упражнений осуществлялся на основе системного подхода в порядке возрастания трудности, каждое последующее задание предполагало, что дети усвоили предыдущее. Разработали и реализовали комплекс игровых занятий на основе речевых игр и упражнений, соответствующих речевым возможностям детей.
Проведение повторного исследования уровня развития у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня фонематического слуха показало положительную динамику. Количество детей с низким уровнем развития фонематического слуха у детей 5-6 лет с ОНР III уровня снизилось на 33%, количество детей со средним уровнем повысилось на 24%. Количество детей с высоким уровнем развития фонематического слуха составило 9%. Таким образом, мы пришли к выводу, что по итогам данного исследования задачи решены, выдвигаемая гипотеза исследования подтвердилась.



1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс] // Российская газета. - 2013. - 25.11 (№ 265) // Режим доступа: http://rg.ru/2011/02/17/shko1a-standart-site-
бок.ЙшЦдата обращения: 17.02.2018).
2. Дьякова, Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников [Текст] / Н.И. Дьякова. - М. : ТЦ Сфера, 2010. - 64 с.
3. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка [Текст] / Е.Н. Винарская. - М. : Просвещение, 1987. - 160 с.
4. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи [Текст] / Г.А. Волкова. - СПб. : Детство-пресс, 2005. - 144 с.
5. Выготский, Л.С. О природе эгоцентрической речи [Текст] / Л.С. Выготский //Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания / Ответственный редактор В.В. Петухов, Редакторы-составители Ю.Б. Дормашев, С.А. Капустин. - М. : 1998. - 357с.
6. Гомзяк, О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи. [Текст] / О.С. Гомзяк. - М. : Гном-Пресс, 2018. - 160 с.
7. Горчакова, А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи [Текст] / А.М. Горчакова // Современные тенденции специальной педагогики и психологии // Научные труды Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции специальной педагогики и психологии». - Самара : СГПУ, 203. - С. 70-83.
8. Гусельникова, А.М. Формирование фонематического восприятия как залог успешного обучения в школе [Электронный ресурс] / А.М. Гусельникова // Молодой ученый. - 2015. - № 24. - С. 932-934 // URL : https://moluch.ru/archive/104/24283/(дата обращения: 05.05.2019).
9. Дурнева, И.Е. Специфика развития фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и нормальным речевым развитием [Текст] / И.Е. Дурнева, Е.В. Минаева, Н.В. Иванова // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 6. - С. 86-89.
10. Жиркова, Т.И. Использование дидактических игр при развитии слухового внимания в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста [Текст] / Т.И. Жиркова // Наука и образование: новое время. - 2015. - № 3 (8). - С. 244-247.
11. Живалевская, Т.С. Степень сформированности фонематического восприятия звуков речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / Т.С. Живалевская // URL : https://conf.grsu.by/alternant2018/(дата обращения: 15.04.2019).
12. Жукова, Н.С. Отклонения в развитии детской речи [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М. : УНПЦ «Энергомаш», 1994. - 128 с.
13. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей [Текст] / Н.С. Жукова. - М. : Соц.-полит, журн., 1994. - 96 с.
14. Журова, Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста [Текст] / Л.Е. Журова, Д.Б. Эльконин // Сенсорное воспитание дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, А.Л. Усовой. - М. : Просвещение, 1963. - С. 109-310.
15. Колесникова, Е.П. Игры и упражнения на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.П. Колесникова, М.А. Сергеева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - № 37. - С. 99-104.
16. Колесникова, Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников [Текст] / Е.В Колесникова. - М. : Ювента, 2012. - 251 с.
17. Коноваленко, В.В. Экспресс-обследование обследование фонематического восприятия и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста [Текст] / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М. : Гном-Пресс, 2001. - 366 с.
18. Корнев, А. Н Дислексия и дисграфия у детей [Текст]
/ А.Н. Корнев. - М. : СПб/ : Гиппократ, 1995. - 224 с.
19. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у
дошкольников [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб. : Союз, 1999. - 160 с.
20. Левина, Р.Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей [Текст] / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М. : Просвещение, 1967. - С. 53-65.
21. Леонтьев, А.А. Исследования детской речи [Текст] / А.А. Леонтьев // Основы теории речевой деятельности. - М. : Просвещение, 1974. - 368 с.
22. Лящук, О.А. Преодоление фонетико-фонематического
недоразвития речи у дошкольников в игровой деятельности [Электронный ресурс] / О.А. Лящук // Логопедия. - 2015. - № 4 (10). - С. 15-20 // Режим доступа : https://elibrary.ru/item.asp?id=26040004
23. Миронова, Н.М. Развиваем фонематическое восприятие. Планы- конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями [Текст] / Н.М. Миронова. - М. : ГНОМ и Д, 2007. - 48 с.
24. Пожиленко, Е.А. Волшебный мир звуков и слов [Текст] / Е.А. Пожиленко. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 216 с.
25. Ремезкова, С.А. Использование игровых приёмов в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / С.А. Ремезкова, Е.Ю. Залевская // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2012. - № 14. - С. 152-156.
26. Сергеева, Г.Ф. Особенности восприятия фонем при некоторых нарушениях речи [Текст] : Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Москва, 1972. - 15 с.
27. Ткаченко, Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа [Электронный ресурс] Логопедическая тетрадь : / Т.А. Ткаченко. - СПб. : Питер, 2000. - 32 с. // Режим доступа : http://userdocs.ru/bank/96766/index.html
28. Филичева, Т.Б. Основы дошкольной логопедии [Текст] : профессиональные рекомендации, диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи : 0+ / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова. - М. : Эксмо, 2015. - 317 с.
29. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение [Текст] : Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М. : Гном и Д, 2000. - 128 с.
30. Филичева, Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение [Текст] : Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М. : Гном и Д, 2000. - 80 с.
31. Чон, О.В. Актуальность коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в процессе использования дидактических игр [Текст] / О.В. Чон, И.Б. Пименова // Научный альманах. - 2015. - № 8 (10). - С. 723-726.
32. Чиркина, Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] : Практическое пособие / Г.В. Чиркина, Т.Е. Филичева. - М. : Гном-Пресс, 2008. - 224 с.
33. Шабля, А.А. Изучение влияния дидактической игры на развитие
фонематического слуха у детей дошкольного возраста [Текст] / А.А. Шабля // Психология и педагогика: методика и проблемы практического
применения. - Новосибирск : ООО «ЦРНС», 2014. - № 35 (2). - С. 77-82.
34. Эльконин, Д.Б. Как научить детей читать // Психическое развитие в детских возрастах [Электронный ресурс] : Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин; под ред. Д.И. Фельдштейна. - Издание 2-е, стереотипное. - М. : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997. - (Психологи отечества). - С. 323-349. // URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=84066.
35. Эльконин, Д.Б. Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста [Текст] / Д.Б. Эльконин // Доклады АПН РСФСР. - 1957. - № 1. - С.107-110.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ