РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ РЕЧЕВЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством речевых игр и упражнений 9
1.1 Понятие и формирование фонетического слуха в онотогенезе:
особенности развития фонетического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 9
1.2 Характеристика речевых игр и упражнений как средства развития фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
III уровня 17
Глава 2. Экспериментальное исследование развития фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством речевых игр и упражнений 26
2.1 Исследование уровня развития фонематического слуха у детей
5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 26
2.2 Содержание логопедической работы по развитию фонематического
слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством речевых игр и упражнений 36
2.3 Определение эффективности логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
III уровня посредством речевых игр и упражнений 52
Заключение 59
Список используемой литературы 62
Приложение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством речевых игр и упражнений 9
1.1 Понятие и формирование фонетического слуха в онотогенезе:
особенности развития фонетического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 9
1.2 Характеристика речевых игр и упражнений как средства развития фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
III уровня 17
Глава 2. Экспериментальное исследование развития фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством речевых игр и упражнений 26
2.1 Исследование уровня развития фонематического слуха у детей
5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 26
2.2 Содержание логопедической работы по развитию фонематического
слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством речевых игр и упражнений 36
2.3 Определение эффективности логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
III уровня посредством речевых игр и упражнений 52
Заключение 59
Список используемой литературы 62
Приложение
Актуальность изучения проблемы развития фонематического слуха у детей 5-6 лет обусловлена наличием у большинства детей, имеющих общее недоразвитие речи, трудностей, связанных со звукоразличением. Подобные трудности тормозят развитие импрессивной и экспрессивной устной речи, вызывают проблемы на уровне развития письменной речи.
Успешная речевая деятельность в значительной мере обусловлена развитым фонематическим слухом, оказывающим влияние на становление других видов психической активности ребёнка, таких как перцептивная, когнитивная, регулятивная деятельность. Слаборазвитый фонематический слух препятствует формированию у детей способности осуществлять звуковой анализ и синтез слов, которые лежат в основе успешного овладения грамотой. По этой причине несформированный фонематический слух часто приводит к учебной дезадаптации детей, так как на его фоне возникают стойки фонематические нарушения: дисграфия, дислексия и дискалькулия.
Успешное формирование фонетической стороны речи в целом зависит от уровня развития фонематического слуха. Стойкое исправление звукопроизношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Поэтому развитию фонематического слуха в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи III уровня уделяется большое внимание. Существующая многолетняя практика в области логопедии показывает, что при целенаправленной систематической работе многие нарушения речевого развития могут быть преодолены. Потому поиск приемов и методик развития фонематического слуха в логопедической практике коррекции речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня не утратил своей актуальности.
Одним из наиболее востребованных в логопедической практике средств коррекции является использованием речевых игр и упражнений. Игры и игровые упражнения, используемые педагогом, обеспечивают заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекают их к овладению новым знанием, помогают сконцентрировать внимание детей на учебной задаче. Игра позволяет сделать более доступным сложные задачи обучения и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников. Использование игр с целью развития фонематического слуха позволяет развивать у детей направленность на звуковую сторону речи. В процессе речевых игр и упражнений дети вслушаются в звучание слов, узнают и выделяют отдельные звуки, а также звуки близкие или оппозиционные по звучанию и произнесению.
Отдельные вопросы развития фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи III уровня раскрываются в работах таких авторов как Н.И. Дьякова, Г.Л. Волкова, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.
Однако в имеющихся исследованиях подробно не раскрываются возможности использования развивающих игр и упражнений в процессе развития фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
На основании вышеизложенного нами было установлено противоречие между необходимостью развития фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточной методической разработанностью использования развивающих игр и упражнений в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы возможности развивающих игр и упражнений в процессе развития фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством речевых игр и упражнений».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развития фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством речевых игр и упражнений.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня фонематического слуха.
Предмет исследования: речевые игры и упражнения как средство развития фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: процесс развития фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня будет эффективен, если:
- отобрать речевые игры, способствующие формированию у детей показателей уровня развития фонематического слуха;
- отобрать речевые упражнения, способствующие закреплению фонематических умений детей;
- разработать комплекс игровых занятий на основе речевых игр и упражнений, соответствующих речевым возможностям детей и направленных на развитие у них фонематического слуха.
Задачи исследования.
1. Изучить теоретические основы проблемы развития фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством речевых игр и упражнений.
2. Выявить уровень развития фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством речевых игр и упражнений, и определить ее эффективность.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования выступают:
- теоретические положения Л.С. Волковой, Р.И. Лалаевой, Е.М. Мастюковой, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичевой, Л.С. Цветковой, С.Н.Шаховской о структуре речевого дефекта дошкольников;
- концептуальные положения Н.И. Дьяковой, Л.Ф. Спировой, М.Ф. Фомичевой о нарушении фонематического восприятия и слуха у дошкольников;
- теоретические положения Е.П. Колесниковой, О.А. Лящук, И.Б. Пименовой, С.А. Ремезковой, О.В. Чон, А.А. Шабля о возможности применения игр и упражнений в процессе развития фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи.
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования речевых игр и упражнений в процессе развития фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня; определены показатели и уровни развития фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована возможность использования речевых игр и упражнений в процессе развития фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс игровых занятий на основе речевых игр и упражнений, соответствующих речевым возможностям детей, способствующий развитию у детей 5-6 лет с ОНР III уровня фонематического слуха, может быть использован в коррекционном процессе учителями- логопедами и воспитателями групп компенсирующей направленности для дошкольников с нарушениями речи в дошкольных образовательных организациях.
Экспериментальная база исследования: ДОУ № 64 г.о. Сызрань. В исследовании приняли участие 12 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (35 источников) и 4 приложений. Текст работы иллюстрирован 14 таблицами, 2 рисунками.
Успешная речевая деятельность в значительной мере обусловлена развитым фонематическим слухом, оказывающим влияние на становление других видов психической активности ребёнка, таких как перцептивная, когнитивная, регулятивная деятельность. Слаборазвитый фонематический слух препятствует формированию у детей способности осуществлять звуковой анализ и синтез слов, которые лежат в основе успешного овладения грамотой. По этой причине несформированный фонематический слух часто приводит к учебной дезадаптации детей, так как на его фоне возникают стойки фонематические нарушения: дисграфия, дислексия и дискалькулия.
Успешное формирование фонетической стороны речи в целом зависит от уровня развития фонематического слуха. Стойкое исправление звукопроизношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Поэтому развитию фонематического слуха в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи III уровня уделяется большое внимание. Существующая многолетняя практика в области логопедии показывает, что при целенаправленной систематической работе многие нарушения речевого развития могут быть преодолены. Потому поиск приемов и методик развития фонематического слуха в логопедической практике коррекции речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня не утратил своей актуальности.
Одним из наиболее востребованных в логопедической практике средств коррекции является использованием речевых игр и упражнений. Игры и игровые упражнения, используемые педагогом, обеспечивают заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекают их к овладению новым знанием, помогают сконцентрировать внимание детей на учебной задаче. Игра позволяет сделать более доступным сложные задачи обучения и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников. Использование игр с целью развития фонематического слуха позволяет развивать у детей направленность на звуковую сторону речи. В процессе речевых игр и упражнений дети вслушаются в звучание слов, узнают и выделяют отдельные звуки, а также звуки близкие или оппозиционные по звучанию и произнесению.
Отдельные вопросы развития фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи III уровня раскрываются в работах таких авторов как Н.И. Дьякова, Г.Л. Волкова, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.
Однако в имеющихся исследованиях подробно не раскрываются возможности использования развивающих игр и упражнений в процессе развития фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
На основании вышеизложенного нами было установлено противоречие между необходимостью развития фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточной методической разработанностью использования развивающих игр и упражнений в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы возможности развивающих игр и упражнений в процессе развития фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством речевых игр и упражнений».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развития фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством речевых игр и упражнений.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня фонематического слуха.
Предмет исследования: речевые игры и упражнения как средство развития фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: процесс развития фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня будет эффективен, если:
- отобрать речевые игры, способствующие формированию у детей показателей уровня развития фонематического слуха;
- отобрать речевые упражнения, способствующие закреплению фонематических умений детей;
- разработать комплекс игровых занятий на основе речевых игр и упражнений, соответствующих речевым возможностям детей и направленных на развитие у них фонематического слуха.
Задачи исследования.
1. Изучить теоретические основы проблемы развития фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством речевых игр и упражнений.
2. Выявить уровень развития фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством речевых игр и упражнений, и определить ее эффективность.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования выступают:
- теоретические положения Л.С. Волковой, Р.И. Лалаевой, Е.М. Мастюковой, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичевой, Л.С. Цветковой, С.Н.Шаховской о структуре речевого дефекта дошкольников;
- концептуальные положения Н.И. Дьяковой, Л.Ф. Спировой, М.Ф. Фомичевой о нарушении фонематического восприятия и слуха у дошкольников;
- теоретические положения Е.П. Колесниковой, О.А. Лящук, И.Б. Пименовой, С.А. Ремезковой, О.В. Чон, А.А. Шабля о возможности применения игр и упражнений в процессе развития фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи.
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования речевых игр и упражнений в процессе развития фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня; определены показатели и уровни развития фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована возможность использования речевых игр и упражнений в процессе развития фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс игровых занятий на основе речевых игр и упражнений, соответствующих речевым возможностям детей, способствующий развитию у детей 5-6 лет с ОНР III уровня фонематического слуха, может быть использован в коррекционном процессе учителями- логопедами и воспитателями групп компенсирующей направленности для дошкольников с нарушениями речи в дошкольных образовательных организациях.
Экспериментальная база исследования: ДОУ № 64 г.о. Сызрань. В исследовании приняли участие 12 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (35 источников) и 4 приложений. Текст работы иллюстрирован 14 таблицами, 2 рисунками.
В ходе решения первой задачи - изучить теоретические основы проблемы развития фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством речевых игр и упражнений - было установлено, что фонематический слух представляет собой умение человека воспринимать звуки речи (фонемы) на слух и различать их последовательность в словах. Последовательное развитие фонематического восприятия и фонематического слуха у детей дошкольного возраста формирует у них представления о звуковом составе языка. Однако, если у детей есть нарушения речи, то процесс развития фонематического слуха сопровождается значительными отклонениями. Недостаточное умение дифференцировать звуки родного языка затрудняет понимание речи окружающих, тормозит развитие собственной речи у детей данной категории. Формировать речевые умения и фонематический слух у детей с общим недоразвитием речи позволяют специально подобранные речевые игры и упражнения, с помощью которых можно не только выявлять имеющиеся у детей трудности фонематического восприятия, но и корректировать их.
Речевые игры являются методом, позволяющим повысить мотивацию в процессе развития речевых умений и навыков, несут эмоциональную окраску, вызывают у детей живой интерес. Речевые игры позволяют детям в игровой форме осваивать средства художественной выразительности, сопровождающие музыку речи, такие как ритм, динамика, темп, высота. Речевая игра, как и любая игра, структурно состоит из правил игры, игровой задачи, способов выполнения игровой задачи, результата.
Речевые упражнения позволяют развивать речевые умения с опорой на фонетические, лексические и грамматические навыки. Учитель-логопед использует речевые упражнения, чтобы тренировать дошкольников с общим недоразвитием речи в спонтанном употреблении уже освоенного языкового явления в речи.
Решая вторую задачу - выявить уровень развития у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня фонематического слуха - мы пришли к выводу, что у исследуемых детей 5-6 лет с ОНР преимущественно низкий уровень развития фонематического слуха. Дети испытывают значительные затруднения при восприятии и воспроизведении ритмов различной сложности, громкости, высоты звуков, интонации, даже при неоднократном предъявлении лексического материала не могут самостоятельно отраженно воспроизвести ряд слогов и слов, практически не различают на слух оппозиционные фонемы.
При решении третьей задачи - разработать и апробировать содержание работы по развитию фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством речевых игр и упражнений и определить ее эффективность - мы отобрали речевые игры, способствующие формированию умения воспринимать и воспроизводить ритмы, определять, какой звук чаще других встречается в тексте, отраженно воспроизводить ряд слогов и слов, различать на слух оппозиционные фонемы. Также мы отобрали речевые упражнения, способствующие закреплению усвоенных фонематических умений. Подбор речевых игр и упражнений осуществлялся на основе системного подхода в порядке возрастания трудности, каждое последующее задание предполагало, что дети усвоили предыдущее. Разработали и реализовали комплекс игровых занятий на основе речевых игр и упражнений, соответствующих речевым возможностям детей.
Проведение повторного исследования уровня развития у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня фонематического слуха показало положительную динамику. Количество детей с низким уровнем развития фонематического слуха у детей 5-6 лет с ОНР III уровня снизилось на 33%, количество детей со средним уровнем повысилось на 24%. Количество детей с высоким уровнем развития фонематического слуха составило 9%. Таким образом, мы пришли к выводу, что по итогам данного исследования задачи решены, выдвигаемая гипотеза исследования подтвердилась.
Речевые игры являются методом, позволяющим повысить мотивацию в процессе развития речевых умений и навыков, несут эмоциональную окраску, вызывают у детей живой интерес. Речевые игры позволяют детям в игровой форме осваивать средства художественной выразительности, сопровождающие музыку речи, такие как ритм, динамика, темп, высота. Речевая игра, как и любая игра, структурно состоит из правил игры, игровой задачи, способов выполнения игровой задачи, результата.
Речевые упражнения позволяют развивать речевые умения с опорой на фонетические, лексические и грамматические навыки. Учитель-логопед использует речевые упражнения, чтобы тренировать дошкольников с общим недоразвитием речи в спонтанном употреблении уже освоенного языкового явления в речи.
Решая вторую задачу - выявить уровень развития у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня фонематического слуха - мы пришли к выводу, что у исследуемых детей 5-6 лет с ОНР преимущественно низкий уровень развития фонематического слуха. Дети испытывают значительные затруднения при восприятии и воспроизведении ритмов различной сложности, громкости, высоты звуков, интонации, даже при неоднократном предъявлении лексического материала не могут самостоятельно отраженно воспроизвести ряд слогов и слов, практически не различают на слух оппозиционные фонемы.
При решении третьей задачи - разработать и апробировать содержание работы по развитию фонематического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством речевых игр и упражнений и определить ее эффективность - мы отобрали речевые игры, способствующие формированию умения воспринимать и воспроизводить ритмы, определять, какой звук чаще других встречается в тексте, отраженно воспроизводить ряд слогов и слов, различать на слух оппозиционные фонемы. Также мы отобрали речевые упражнения, способствующие закреплению усвоенных фонематических умений. Подбор речевых игр и упражнений осуществлялся на основе системного подхода в порядке возрастания трудности, каждое последующее задание предполагало, что дети усвоили предыдущее. Разработали и реализовали комплекс игровых занятий на основе речевых игр и упражнений, соответствующих речевым возможностям детей.
Проведение повторного исследования уровня развития у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня фонематического слуха показало положительную динамику. Количество детей с низким уровнем развития фонематического слуха у детей 5-6 лет с ОНР III уровня снизилось на 33%, количество детей со средним уровнем повысилось на 24%. Количество детей с высоким уровнем развития фонематического слуха составило 9%. Таким образом, мы пришли к выводу, что по итогам данного исследования задачи решены, выдвигаемая гипотеза исследования подтвердилась.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ЛОГОРИТМИКИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ
ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2018 - Развитие фонематического восприятия у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством наглядного моделирования
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2022 - Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе театрализованной деятельности
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019 - КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - Логопедическая работа по развитию фонематического восприятия у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня посредством реализации
проекта «Приключения Звукоешки»
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - Особенности импрессивной речи у младших дошкольников с общим недоразвитием речи первого уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2021



