Введение 5
Глава 1 Теоретические основы организации коррекционной работы педагога-психолога по снижению тревожности у старших дошкольников средствами арт-терапии 9
1.1 Психолого-педагогические основы проблемы тревожности у
дошкольников 9
1.2 Характеристика средств арт-терапии в коррекционной работе
педагога-психолога по снижению тревожности у старших дошкольников 14
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации содержания коррекционной работы педагога-психолога по снижению тревожности у старших дошкольников 23
2.1 Выявление уровня тревожности у детей 6-7 лет 23
2.2 Содержание и организация коррекционной работы по
снижению уровня тревожности у детей 6-7 лет средствами арт- терапии 41
2.3 Оценка эффективности коррекционной работы по снижению
уровня тревожности у детей 6-7 лет средствами арт-терапии 58
Заключение 70
Список используемой литературы 72
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальной
работе 74
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на констатирующем этапе 75
Приложение В Тематический план коррекционной работы педагога- психолога по снижению тревожности у детей 6-7 лет средствами арт-терапии 77
Приложение Г Сводные таблицы результатов исследования на
контрольном этапе
В отечественной психологии ведущим является подход раннего контроля на регулярной основе за психическим развитием детей дошкольного возраста и обязательной коррекции имеющихся нарушений. Посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения оказывает огромное влияние на личностное развитие ребёнка. От формирующихся личностных качеств в этом возрасте зависит последующее становление личности ребёнка. В дошкольных учреждениях сегодня очень много тревожных детей, с беспокойным поведением, отсутствием уверенности в себе, выраженной эмоциональной неустойчивостью. Проблема выявления и коррекции детской тревожности становится актуальной уже на этапе дошкольного детства.
Представители как отечественной, так и зарубежной психологии посвятили много исследований возрастным проявлениям тревожности. Исследования А.И. Захарова, Н.Д. Левитова показывают присущую детской тревожности врожденную, психодинамическую составляющую. Вместе с тем, в работах Н.В. Имедадзе, А.М. Прихожан, Е.Н. Савиной, К. Хорни, Н.П. Шаниной установлено влияние социализации на развитие детской тревожности. Таким образом, на рост тревожности дошкольника могут оказывать влияние как природные факторы, определяющие особенности психического развития ребенка, так и социальные. Именно на преодоление негативных факторов, вызванных воздействием условий социализации, направлена коррекционная работа педагога-психолога по снижению тревожности у старших дошкольников.
В экспериментальных исследованиях О.В. Куликовской, И.А. Левочкиной, Ш. Левис, Е.И. Рогова, Н.Н. Лебедевой, Г.Л. Лэндрет доказана возможность коррекции тревожности у дошкольников различными методами. Одним из наиболее эффективных методов коррекции тревожности в дошкольном возрасте является арт-терапия. В исследовании И.Ю. Левченко показано, что арттерапия - это совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов. Посредством арт-терапевтических практик дошкольник может легко проиграть и пережить возникшую с ним конфликтную ситуацию.
Однако, несмотря на наличие исследований по проблеме организации коррекционной работы педагога-психолога по снижению тревожности у старших дошкольников, остается недостаточно изученной специфика использования средств арт-терапии в этой работе.
На основании вышеизложенного нами было установлено противоречие между необходимостью организации коррекционной работы педагога-психолога по снижению тревожности у старших дошкольников, и недостаточным использованием средств арт-терапии в этой работе.
На основании выделенного противоречия сформулирована проблема исследования: какова роль средств арт-терапии в коррекционной работе педагога-психолога по снижению тревожности у старших дошкольников?
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание и организацию коррекционной работе педагога-психолога по снижению тревожности у старших дошкольников средствами арт-терапии.
Объект исследования: тревожность у старших дошкольников.
Предмет исследования: арт-терапия как средство коррекции тревожности у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: мы предположили, что специально организованное педагогическое сопровождение способствует развитию творческих проявлений детей 6-7 лет, если:
- подобран комплекс арт-терапевтических игровых заданий и упражнений, направленных на снижение показателей тревожности у старших дошкольников;
- по подобранному комплексу арт-терапевтических игровых заданий и упражнений, направленных на снижение тревожности у старших дошкольников, разработаны коррекционные занятия;
- осуществляется индивидуальный подход к детям с различным уровнем тревожности и психоэмоционального напряжения.
Задачи исследования:
- на основе анализа психолого-педагогической литературы изучить особенности организации коррекционной работы педагога-психолога по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии;
- выявить уровень тревожности детей 6-7 лет;
- разработать и апробировать содержание коррекционной работы педагога-психолога по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии;
- оценить динамику уровня тревожности детей 6-7 лет.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- концептуальные положения о роли тревожных состояний в становлении и развитии личности С. Грофа, А.И. Захарова, Ф. Риман, 3 Фрейда, К. Хорни;
- теоретические положения о значении коррекционной работы по
снижению тревожности и коррекции эмоциональной сферы в дошкольном возрасте Л.С. Выготского, В.И Гарбузова, В.В. Лебединского, А.С. Спиваковской, Д.Б. Эльконина;
- концептуальные положения о возможности использования средства арт-терапии в психокоррекционном процессе Ю.Ф. Гребченко, М.В. Киселевой, Н.Н. Лебедевой, Л.Д Мардер.
Для решения обозначенных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психологической, педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, беседы с детьми, анализ продуктов детской деятельности; психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
- методы обработки эмпирических данных: качественный и количественный анализ полученных результатов.
Новизна исследования заключается в том, что разработано содержание коррекционной работы педагога-психолога по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста средствами арт- терапии.
Теоретическая значимость исследования заключается в характеристике уровней тревожности детей 6-7 лет; в обосновании средств арт-терапии в коррекционной работе педагога-психолога по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание коррекционной работы по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии могут использовать в своей работе педагоги-психологи дошкольной образовательной организации.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (25 наименований) и 4 приложений. Для иллюстрации текста используется 14 таблиц и 2 рисунка. Основной текст работы изложен на 71странице.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
Тревожность - это состояние дошкольника, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству. Использование арт-терапии как средства коррекции позволяет раскрыть творческий потенциал тревожных дошкольников, имеющих проблемы в развитии эмоциональной сферы, высвободить скрытые энергетические резервы и является оптимальным способом снижения тревожности у дошкольников.
На основе исследований Н.В. Имедадзе, А.М. Прихожан, Е.Н. Савиной, К. Хорни, Н.П. Шаниной были определены показатели для выявления уровня тревожности у детей 6-7 лет. Для изучения выделенных показателей, был осуществлён подбор диагностических заданий и проведён констатирующий этап эксперимента.
На констатирующем этапе был выявлен уровень тревожности у детей 6-7 лет. По результатам диагностики было установлено, что в экспериментальной группе низкий уровень тревожности был выявлен у 3 детей (20%), средний уровень тревожности выявлен у 6 детей (40%), высокий уровень тревожности выявлен у 6 детей (40%). В контрольной группе низкий уровень выявлен у 4 детей (25%), средний уровень - у 6 детей (40%), высокий уровень - у 5 детей (35%).
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости необходимость организации коррекционной работы по снижению тревожности детей 6-7 лет средствами арт-терапии.
Реализация разработанного содержания коррекционной работы по снижению тревожности детей 6-7 лет средствами арт-терапии осуществлялась на формирующем этапе эксперимента. Формирующая часть исследования включала несколько этапов.
На первом этапе был осуществлен подбор комплекса арт- терапевтических игровых заданий и упражнений, направленных на снижение показателей тревожности у детей 6-7 лет:
- снижение психоэмоционального напряжения детей, гармонизация осознания ребенком своего Я;
- развитие умения понимать себя, свои желания, чувства, видеть в себе положительные качества;
- формирование умения осознавать и преодолевать страх;
- обучение способам снятия негативного эмоционального состояния различными выразительными средствами и социально-приемлемыми способами;
- развитие умения в свободном творчестве выражать тревожащие детей эмоции.
На втором этапе формирующего эксперимента были разработаны и реализованы коррекционные занятия, которые проводились с детьми экспериментальной группы три раза в неделю по двадцать пять минут на протяжении четырех недель.
В результате проведения контрольного среза была выявлена следующая динамика уровня:
- количество детей с низким уровнем увеличилось на 15%;
- количество детей со средним уровнем увеличилось на 15%;
- количество детей с высоким уровнем тревожности снизилось на 30%.
Таким образом, разработанное нами содержание коррекционной работы педагога-психолога по снижению тревожности у детей 6-7 лет средствами арт-терапии является эффективным, что подтверждает гипотезу. Задачи исследования решены, цель - достигнута.
1. Большой психологический словарь / сост. и общ.ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. СПб. : Прайм-Еврознак, 2013. 672 с.
2. Вологодина Н. Г. Детские страхи днём и ночью. М. : Феникс, 2016.106с.
3. Велиева С. В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. СПб. : Речь, 2005. 240 с.
4. Глозман Ж. М., Зоткин В. В. Исследование уровня тревожности у больных с афазией // Вестн. Моск. ун-та. Психология. 1983. № 1.С. 55-61.
5. Долгова В. И., Гольева Г. Ю., Крыжановская Н. В. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании: монография. М.: Перо, 2015. 172 с.
6. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 2017. 192 с.
7. Имедадзе Н. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // Психологические исследования. Тбилиси. 2016. С. 49-57.
8. Использование арт-терапевтических средств в работе с
дошкольниками: Методическое пособие / Сост.: Паршина Т. Б.,
Корнеева Т. П., Лупанова Е. В. Пенза, 2019. 62 с.
9. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб. : Речь, 2018. 160 с.
10. Китаев-Смык Л. А. Организм и стресс: стресс жизни и стресс смерти. М. : Наука, 2019. 370 с.
11. Костина Л. М.Игровая терапия с тревожными детьми. СПб. : Речь, 2019.160 с.
12. Копытин А. И., Свистовская Е. Е. Арт-терапия детей и подростков. М. :Когито-Центр, 2017. 197 с.
13. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М. : 2014. 380 с.
14. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад //Психологическая наука и образование. 2018. № 2. С. 39-47.
15. Немов Р. С. Психология. М. :Владос, 2016. 461 с.
16. Неймарк М. С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе // Вопросы психологии личности школьника. М. : Перо, 2019. С. 49-56.
17. Основы методики коррекционно-развивающей работы: электронный учебно-методический комплекс для студ. соц.-пед. факультета: сост. Е. П. Шевчук ; Брест. гос. ун-т имени А. С. Пушкина, кафедра специальных педагогических дисциплин. Брест : Изд-во БрГУ, 2019. 368 с.
18. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М. : Воронеж, 2000. 235 с.
19. Психология. Словарь / Под общ.ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М. : Политиздат, 1990. 494 с.
20. Рыбакова С. Г. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития: Учебное пособие. СПб. : Речь, 2017. 144 с.
21. Савина Е. Н., Шанина Н. П. Тревожные дети // Дошкольное воспитание. 2016. № 4. С. 11-14.
22. Славина Н. А. Изучение детей с аффективными формами поведения // Вопросы психологии. 2015. № 5 С. 14-15.
23. Степанов С. С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М. : МИЛ NB Магистр, 2019. 62 с.
24. Спиваковская А.С.Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция). М. : Изд-во МГУ, 2017. 200 с.
25. Хабарова Е. Р. Тревожность и ее последствия // Ананьевские чтения. СПб. : 2013. С. 301-302.