Введение
Глава 1. Сущность общественной безопасности
1.1.Общая характеристика и основные понятия общественной
безопасности
1.2.Обеспечение общественной безопасности в Российской Федерации
Глава 2. Охрана общественного
порядка
2.1 Деятельность полиции, Следственного комитета Российской Федерации и Войск национальной гвардии в сфере обеспечения общественной безопасности
2.2.Участие граждан в охране общественного порядка
Глава 3. Актуальные проблемы общественной безопасности и перспективы
правового регулирования
Заключение
Список используемых источников
Безопасность государства, общества, личности всегда будет оставаться
приоритетной и актуальной задачей. Безопасность является одним из ключевых
требований для нормального развития личности, функционирования общества
и государства. Направленность общественной безопасности на защиту всего
населения Российской Федерации делает ее приоритетной для всех
государственных органов и систем.
Следует отметить, что достижение национальной безопасности возможно
лишь при комплексном решении стоящих перед государством вызовов, а также
слаженной работе органов государственной власти.
Одним из видов национальной безопасности является общественная
безопасность, которая должна быть обеспечена наряду с государственной
безопасностью, экологической безопасностью, экономической безопасностью,
безопасностью личности, иными видами безопасности, которые
обеспечиваются в Российской Федерации. В целом же все виды безопасности
имеют взаимную зависимость, взаимное проникновение и достигаются
проведением единой государственной политики, системой мер, установленных
законодательством.
В настоящее время, вопросы обеспечения общественной безопасности
регулируют: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 28
декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности», Федеральный закон от 2 апреля
2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка", Указ
Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации", иные нормативные
правовые акты, принимаемые органами власти в пределах своей компетенции.
Система взглядов на обеспечение общественной безопасности как части
национальной безопасности Российской Федерации отражена в Концепции
общественной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом
Российской Федерации 20 ноября 2013 г.). Именно в ней представленоопределение понятия «общественная безопасность», выражены принципы
общественной безопасности, указаны формы деятельности в обеспечении
общественной безопасности.
Вопросы, связанные с обеспечением общественной безопасности,
деятельностью сотрудников органов внутренних дел, становились предметом
исследования авторов научных работ в различных областях знания: Коробов В.
Б. – в социологии; Богомолов А. Н. – в экономике; Кардашова И.Б., Микаилов
С. М., Босхамджиева Н.А. – в юриспруденции и др.
На данный момент проблемы обеспечения общественной безопасности
исследуется в рамках национальной безопасности, вместе с тем, будет
целесообразным выделение общественной безопасности и ее детальное
изучение в индивидуальном порядке.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие при
обеспечении общественной безопасности.
Предмет исследования – правовые основы общественной безопасности,
содержание конкретных правовых норм, регулирующих обеспечение
общественной безопасности.
Целью настоящего исследования является комплексный анализ
теоретических и практических проблем общественной безопасности, для
достижения которой необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие «общественная безопасность», выявить ее основные
характеристики, признаки и принципы;
- исследовать вопрос обеспечения общественной безопасности в
Российской Федерации;
- изучить место правоохранительных органов в государственно-правовом
механизме обеспечения общественной безопасности;
- рассмотреть деятельность Следственного комитета Российской
Федерации в сфере обеспечения общественной безопасности;
- выявить актуальные проблемы общественной безопасности и
перспективы правового регулирования.Методологическая основа исследования обусловлена его характером, в
ходе работы были применены следующие методы: исторический,
диалектический, социологический, анализа, синтеза, сравнения, формально-
юридический и кибернетический.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, разделенных на пять
параграфов, заключения и списка используемых источников.
Общий объем работы составляет 81 лист.
Таким образом, нами была изучена общественная безопасность, а также
место правоохранительных органов в государственно-правовом механизме
обеспечения общественной безопасности.
Данная тема является актуальной в связи с тем, что безопасность является
одним из ключевых требований для нормального развития личности,
функционирования общества и государства, а обеспечение общественной
безопасности приоритетно для всех государственных органов и систем, ее
изучение направлено на защиту всего населения Российской Федерации.
Нами были достигнуты все поставленные задачи.
Нами было представлено определение общественной безопасности, под
которой под общественной безопасностью следует понимать состояние
защищённости человека и гражданина, материальных и духовных ценностей
общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и
межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера. Кроме того, мы представили и иные формулировки
данного понятия, а также генезис его происхождения.
Мы описали основные принципы обеспечения общественной
безопасности в России, основные направления деятельности государственных
органов власти по обеспечению общественной безопасности, функции
государства в данной сфере, перечислили органы власти, ответственные за
обеспечение общественной безопасности в России, в частности,
охарактеризовали полномочия Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации и Совета Безопасности Российской
Федерации, как совещательного органа власти при Президенте Российской
Федерации.
Нами было определено место полиции в обеспечении общественной
безопасности в России и охране общественного порядка на ее территории. Мы
указали, что полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав исвобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без
гражданства для противодействия преступности, охраны общественного
порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
Далее мы определили место Следственного Комитета Российской
федерации в системе органов государственной власти по обеспечению
общественной безопасности. Указали, что Следственный комитет Российской
Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим
в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в
сфере уголовного судопроизводства.
Войска национальной гвардии Российской Федерации являются
государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения
государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека
и гражданина. Мы определили полномочия данного органа государственной
власти в обеспечении общественной безопасности, а также его сотрудничество
в данной сфере с полицией.
Мы указали, что в Российской Федерации граждане имеют право
добровольно содействовать полиции и иным правоохранительным органом в
охране общественного порядка в целях обеспечения общественной
безопасности, а Федеральный закон «Об участии граждан в охране
общественного порядка» выделяет четыре формы участия граждан в охране
общественного порядка:
- содействие органам внутренних дел (полиции) и иным
правоохранительным органам;
- участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести;
- внештатное сотрудничество с полицией;
- участие граждан в деятельности общественных объединений
правоохранительной направленности.
Мы определили угрозы общественной безопасности, затем, ссылаясь на
судебную практику указали на имеющиеся проблемы обеспечения
общественной безопасности, среди которых выделили высокую криминальнуюобстановку в Российской Федерации, деятельность экстремистских
организаций в России, незаконные миграция в Российскую Федерацию. Для
обеспечения общественной безопасности в России мы предложили внести
изменения в ст. 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской
Федерации и порядке въезда в Российскую Федерацию», дополнить ее
конкретными критериями признания иностранного гражданина опасным для
российского общества, а также выстроить критерии для отнесения действий
виновных лиц к экстремистским.
Таким образом, действующее нормативная правовая база России по
обеспечению общественной безопасности в настоящее время не лишена
проблем. Их решение актуальная задача, стоящая перед органами
государственной власти, требующая глубокого теоретического анализа.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
референдумом 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп. от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от
30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Российская газета 25 декабря
1993 г. № 237.
2. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда
из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" // "Российская
газета" от 22 августа 1996 г. N 159.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря
2001 г. N 174-ФЗ // "Российская газета" от 22 декабря 2001 г. N 249.
4. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии
экстремистской деятельности" // Собрание законодательства Российской
Федерации от 29 июля 2002 г. N 30 ст. 3031.
5. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом
положении иностранных граждан в Российской Федерации" // Собрание
законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. N 30 ст. 3032.
6. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" //
"Российская газета" от 29 декабря 2010 г. N 295.
7. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном
комитете Российской Федерации" // "Российская газета" от 30 декабря 2010 г. N
296.
8. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" //
"Российская газета" от 8 февраля 2011 г. N 25.
9. Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в
охране общественного порядка" // "Российская газета" от 4 апреля 2014 г. N 77.
10. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках
национальной гвардии Российской Федерации" // "Российская газета" от 6 июля
2016 г. N 146.11. Указ Президента РФ от 6 мая 2011 г. N 590 "Вопросы Совета
Безопасности Российской Федерации" // Собрание законодательства
Российской Федерации от 9 мая 2011 г. N 19 ст. 2721.
12. Указ Президента РФ от 25 мая 2012 г. N 715 "Об утверждении состава
Совета Безопасности Российской Федерации" // Собрание законодательства
Российской Федерации от 28 мая 2012 г. N 22 ст. 2758.
13. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683
"О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // Собрание
законодательства Российской Федерации от 4 января 2016 г. N 1 (часть II) ст.
212.
14. Приказ МВД РФ от 10 января 2012 г. N 8 "Об утверждении
Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции" //
"Российская газета" от 20 апреля 2012 г. N 88.
15. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв.
Президентом Российской Федерации 20 ноября 2013 г.) // URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70425172/#review (дата обращения:
21. 05. 2019 г.)...