Формирование у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах посредством дидактических игр
|
Введение 4
Глава 1 Теоретическое изучение проблемы формирования у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах посредством дидактических игр 8
1.1 Особенности формирования у детей 3-4 лет представлений
о сенсорных эталонах 8
1.2 Дидактические игры как средство формирования у детей
младшего дошкольного возраста представлений о сенсорных эталонах 15
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах посредством дидактических игр.. 22
2.1 Выявление уровня сформированности представлений
о сенсорных эталонах у детей 3-4 лет 22
2.2 Организация и содержание работы по формированию
у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах посредством дидактических игр 35
2.3 Динамика уровня сформированности у детей 3-4 лет
представлений о сенсорных эталонах 43
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 54
Приложение Б Результаты констатирующего эксперимента 55
Приложение В Комплекс дидактических игр 56
Приложение Г Результаты контрольного эксперимента 57
Глава 1 Теоретическое изучение проблемы формирования у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах посредством дидактических игр 8
1.1 Особенности формирования у детей 3-4 лет представлений
о сенсорных эталонах 8
1.2 Дидактические игры как средство формирования у детей
младшего дошкольного возраста представлений о сенсорных эталонах 15
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах посредством дидактических игр.. 22
2.1 Выявление уровня сформированности представлений
о сенсорных эталонах у детей 3-4 лет 22
2.2 Организация и содержание работы по формированию
у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах посредством дидактических игр 35
2.3 Динамика уровня сформированности у детей 3-4 лет
представлений о сенсорных эталонах 43
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 54
Приложение Б Результаты констатирующего эксперимента 55
Приложение В Комплекс дидактических игр 56
Приложение Г Результаты контрольного эксперимента 57
Под сенсорным развитием принято понимать развитие восприятия и формирование умений у ребенка различать предметы по форме, цвету, объему, запаху, вкусу.
Сенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Сенсорное развитие служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Следовательно, главной задачей в младшем дошкольном возрасте является обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, усвоение сенсорных эталонов.
Младший дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для развития сенсорного восприятия, накопления представлений о предметах и окружающей действительности в целом. Так, например, Н.М. Щелованов называл данный возраст «золотой порой» для сенсорного развития. Таким образом, развитие ощущений и восприятия обуславливает необходимые предпосылки для развития познавательных процессов.
Изучением проблемы сенсорного развития занимались такие ученые как: Л.А. Венгер, О. Декроли, А.В. Запорожец, Я.А. Коменский, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяков, Н.П. Сакулина, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Ф. Фребель.
Одним из средств для формирования представлений о сенсорных эталонах у детей 3-4 лет является дидактическая игра. Дидактическая игра - это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности. С помощью дидактических игр у детей формируется способность к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей.
Дидактические игры классифицируют по содержанию (математические, сенсорные, речевые, музыкальные, природоведческие, изобразительной деятельности, ознакомление с окружающим миром); по дидактическому материалу (словесные, с предметами и игрушками, настольно-печатные, с картинками, компьютерные); по характеру игровых действий (игры-беседы, игры-путешествия); по числу участников (коллективные, групповые, индивидуальные).
Изучением особенностей применения дидактических игр для развития дошкольников занимались такие ученые как: В.Н. Аванесова, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер, М.М. Манасеина, М. Монтессори, М.Х. Светницкая, А.А. Смоленцева, Е.И. Тихеева, Е.И. Удальцова, Ф. Фребель, и другие.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогической практики позволил выделить противоречие между необходимостью формирования у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах и недостаточным использованием дидактических игр, способствующих осуществлению данного процесса.
Выявленное противоречие и потребность его разрешения определили проблему исследования: каковы возможности дидактических игр в формировании у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах?
В соответствии с противоречием и проблемой была сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах посредством дидактических игр».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах посредством дидактических игр.
Объект исследования: процесс формирования у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах.
Предмет исследования: формирование у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах посредством дидактических игр.
Гипотеза исследования: формирование представлений о сенсорных эталонах у детей 3-4 лет посредством дидактических игр будет возможно, если:
- отобраны дидактические игры в соответствии с показателями сформированности у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах;
- включены дидактические игры в режимные моменты совместной деятельности, направленные на формирование сенсорных эталонов;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда дидактическими играми для самостоятельной деятельности детей.
Задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах посредством дидактических игр.
2. Выявить уровень сформированности у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах.
3. Определить и экспериментально апробировать содержание работы по формированию у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах посредством дидактических игр.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- исследования о сенсорном развитии и воспитании у детей дошкольного возраста (Л.А. Венгер, О. Декроли, А.В. Запорожец, Б.Ф. Ломов, А.П. Усова, Ф. Фребель);
- исследования о формировании у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах (Н.С. Карпинская, М.Ю. Кистяковская, С.Л. Новоселова, Э.Г. Пилюгина, Е.А. Радина);
- исследования о дидактических играх как средстве формирования представлений о сенсорных эталонах у младших дошкольников (В.Н. Аванесова, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер, М.М. Манасеина, М. Монтессори, М.Х. Светницкая, Ф. Фребель).
Методы исследования:
- теоретические: обзор и анализ психолого-педагогической литературы по вопросу исследования, интерпретация и обобщение педагогического опыта;
- эмпирические: психолого-педагогический эксперимент, включающий в себя констатирующий, формирующий, контрольный этапы;
- методы количественной и качественной обработки данных.
Экспериментальная база исследования. МБДОУ № 38, Мурманская область, г. Заполярный. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте от 3 до 4 лет.
Новизна исследования состоит в разработанном комплексе дидактических игр, отобранных в соответствии с представлениями о сенсорных эталонах у детей 3-4 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обосновано формирование представлений о сенсорных эталонах у детей 3-4 лет посредством дидактических игр.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс дидактических игр может быть использован педагогами дошкольных образовательных организаций для решения задач, направленных, на формирование представлений о сенсорных эталонах у детей 3-4 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (27 наименований), 4 приложений. Для иллюстрации текста используется 12 таблиц. Основной текст работы изложен на 53 страницах.
Сенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Сенсорное развитие служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Следовательно, главной задачей в младшем дошкольном возрасте является обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, усвоение сенсорных эталонов.
Младший дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для развития сенсорного восприятия, накопления представлений о предметах и окружающей действительности в целом. Так, например, Н.М. Щелованов называл данный возраст «золотой порой» для сенсорного развития. Таким образом, развитие ощущений и восприятия обуславливает необходимые предпосылки для развития познавательных процессов.
Изучением проблемы сенсорного развития занимались такие ученые как: Л.А. Венгер, О. Декроли, А.В. Запорожец, Я.А. Коменский, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяков, Н.П. Сакулина, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Ф. Фребель.
Одним из средств для формирования представлений о сенсорных эталонах у детей 3-4 лет является дидактическая игра. Дидактическая игра - это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности. С помощью дидактических игр у детей формируется способность к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей.
Дидактические игры классифицируют по содержанию (математические, сенсорные, речевые, музыкальные, природоведческие, изобразительной деятельности, ознакомление с окружающим миром); по дидактическому материалу (словесные, с предметами и игрушками, настольно-печатные, с картинками, компьютерные); по характеру игровых действий (игры-беседы, игры-путешествия); по числу участников (коллективные, групповые, индивидуальные).
Изучением особенностей применения дидактических игр для развития дошкольников занимались такие ученые как: В.Н. Аванесова, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер, М.М. Манасеина, М. Монтессори, М.Х. Светницкая, А.А. Смоленцева, Е.И. Тихеева, Е.И. Удальцова, Ф. Фребель, и другие.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогической практики позволил выделить противоречие между необходимостью формирования у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах и недостаточным использованием дидактических игр, способствующих осуществлению данного процесса.
Выявленное противоречие и потребность его разрешения определили проблему исследования: каковы возможности дидактических игр в формировании у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах?
В соответствии с противоречием и проблемой была сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах посредством дидактических игр».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах посредством дидактических игр.
Объект исследования: процесс формирования у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах.
Предмет исследования: формирование у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах посредством дидактических игр.
Гипотеза исследования: формирование представлений о сенсорных эталонах у детей 3-4 лет посредством дидактических игр будет возможно, если:
- отобраны дидактические игры в соответствии с показателями сформированности у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах;
- включены дидактические игры в режимные моменты совместной деятельности, направленные на формирование сенсорных эталонов;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда дидактическими играми для самостоятельной деятельности детей.
Задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах посредством дидактических игр.
2. Выявить уровень сформированности у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах.
3. Определить и экспериментально апробировать содержание работы по формированию у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах посредством дидактических игр.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- исследования о сенсорном развитии и воспитании у детей дошкольного возраста (Л.А. Венгер, О. Декроли, А.В. Запорожец, Б.Ф. Ломов, А.П. Усова, Ф. Фребель);
- исследования о формировании у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах (Н.С. Карпинская, М.Ю. Кистяковская, С.Л. Новоселова, Э.Г. Пилюгина, Е.А. Радина);
- исследования о дидактических играх как средстве формирования представлений о сенсорных эталонах у младших дошкольников (В.Н. Аванесова, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер, М.М. Манасеина, М. Монтессори, М.Х. Светницкая, Ф. Фребель).
Методы исследования:
- теоретические: обзор и анализ психолого-педагогической литературы по вопросу исследования, интерпретация и обобщение педагогического опыта;
- эмпирические: психолого-педагогический эксперимент, включающий в себя констатирующий, формирующий, контрольный этапы;
- методы количественной и качественной обработки данных.
Экспериментальная база исследования. МБДОУ № 38, Мурманская область, г. Заполярный. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте от 3 до 4 лет.
Новизна исследования состоит в разработанном комплексе дидактических игр, отобранных в соответствии с представлениями о сенсорных эталонах у детей 3-4 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обосновано формирование представлений о сенсорных эталонах у детей 3-4 лет посредством дидактических игр.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс дидактических игр может быть использован педагогами дошкольных образовательных организаций для решения задач, направленных, на формирование представлений о сенсорных эталонах у детей 3-4 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (27 наименований), 4 приложений. Для иллюстрации текста используется 12 таблиц. Основной текст работы изложен на 53 страницах.
Формирование сенсорных эталонов имеет важное значение в последующем развитии всех психических процессов ребенка.
В возрасте 3-4 лет задача сенсорного развития в целом состоит в том, чтобы заложить первоначальные задатки к усвоению сенсорных эталонов, дать первоначальные знаний, для того, чтобы, когда ребенок будет готов он мог беспрепятственно усвоить общепринятые нормы, понимал в чем заключаются сходства и различия предметов окружающей действительности, знал не только, что это за предмет, но и понимал саму суть этого предмета и его назначение.
Сенсорные эталоны - это представления о цвете, форме, величине, положения в пространстве, звуке, тактильных ощущений.
Сенсорные эталоны - сложный механизм, в силу того, что в процессе усвоения возникают сложности, так как детям необходимо сформировать представления о каждом свойстве, и научится применять их на практике в момент познания окружающего мира.
В силу возраста в процессе экспериментального исследования нами были изучены сенсорные эталоны: форма, величина, цвет, навыки тактильного обследования предметов. Было установлено, что дети 3-4 характеризуются средним уровнем, выше среднего, и в наименьшей степени высоким уровнем сформированности представлений о сенсорных эталонах. Детей с низким уровнем сформированности представлений о сенсорных эталонах не установлено. В ходе исследования дети продемонстрировали знания о сенсорных эталонах, однако для большинства испытуемых, проявить свои действия при выполнении задания без помощи педагога было затруднительно, что говорит о необходимости совершенствования знаний в этой области.
Для развития уровня сформированности представлений о сенсорных эталонах у детей 3-4 лет нами были отобраны дидактические игры в соответствии с представлениями о сенсорных эталонах, направленные на их формирование, обогащена предметно-развивающая среда дидактическими играми для самостоятельной деятельности детей. После проведения формирующей части эксперимента был проведен контрольный этап исследования с помощью уже представленных в параграфе 2.1 диагностических методик.
Согласно итогам контрольного этапа, можно говорить о положительной динамике уровня сформированности у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах, в силу того, что в сравнении с итогами констатирующего этапа показатели уровня сформированности представлений выросли на 10%, что подтверждает эффективность содержания, методов и форм работы по формированию представлений о сенсорных эталонах у детей 3-4 лет посредством дидактических игр, тем самым подтверждая гипотезу исследования. Задачи исследования решены, цель достигнута.
В возрасте 3-4 лет задача сенсорного развития в целом состоит в том, чтобы заложить первоначальные задатки к усвоению сенсорных эталонов, дать первоначальные знаний, для того, чтобы, когда ребенок будет готов он мог беспрепятственно усвоить общепринятые нормы, понимал в чем заключаются сходства и различия предметов окружающей действительности, знал не только, что это за предмет, но и понимал саму суть этого предмета и его назначение.
Сенсорные эталоны - это представления о цвете, форме, величине, положения в пространстве, звуке, тактильных ощущений.
Сенсорные эталоны - сложный механизм, в силу того, что в процессе усвоения возникают сложности, так как детям необходимо сформировать представления о каждом свойстве, и научится применять их на практике в момент познания окружающего мира.
В силу возраста в процессе экспериментального исследования нами были изучены сенсорные эталоны: форма, величина, цвет, навыки тактильного обследования предметов. Было установлено, что дети 3-4 характеризуются средним уровнем, выше среднего, и в наименьшей степени высоким уровнем сформированности представлений о сенсорных эталонах. Детей с низким уровнем сформированности представлений о сенсорных эталонах не установлено. В ходе исследования дети продемонстрировали знания о сенсорных эталонах, однако для большинства испытуемых, проявить свои действия при выполнении задания без помощи педагога было затруднительно, что говорит о необходимости совершенствования знаний в этой области.
Для развития уровня сформированности представлений о сенсорных эталонах у детей 3-4 лет нами были отобраны дидактические игры в соответствии с представлениями о сенсорных эталонах, направленные на их формирование, обогащена предметно-развивающая среда дидактическими играми для самостоятельной деятельности детей. После проведения формирующей части эксперимента был проведен контрольный этап исследования с помощью уже представленных в параграфе 2.1 диагностических методик.
Согласно итогам контрольного этапа, можно говорить о положительной динамике уровня сформированности у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах, в силу того, что в сравнении с итогами констатирующего этапа показатели уровня сформированности представлений выросли на 10%, что подтверждает эффективность содержания, методов и форм работы по формированию представлений о сенсорных эталонах у детей 3-4 лет посредством дидактических игр, тем самым подтверждая гипотезу исследования. Задачи исследования решены, цель достигнута.



