Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах посредством дидактических игр

Работа №115415

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы57
Год сдачи2022
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
142
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретическое изучение проблемы формирования у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах посредством дидактических игр 8
1.1 Особенности формирования у детей 3-4 лет представлений
о сенсорных эталонах 8
1.2 Дидактические игры как средство формирования у детей
младшего дошкольного возраста представлений о сенсорных эталонах 15
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах посредством дидактических игр.. 22
2.1 Выявление уровня сформированности представлений
о сенсорных эталонах у детей 3-4 лет 22
2.2 Организация и содержание работы по формированию
у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах посредством дидактических игр 35
2.3 Динамика уровня сформированности у детей 3-4 лет
представлений о сенсорных эталонах 43
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 54
Приложение Б Результаты констатирующего эксперимента 55
Приложение В Комплекс дидактических игр 56
Приложение Г Результаты контрольного эксперимента 57


Под сенсорным развитием принято понимать развитие восприятия и формирование умений у ребенка различать предметы по форме, цвету, объему, запаху, вкусу.
Сенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Сенсорное развитие служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Следовательно, главной задачей в младшем дошкольном возрасте является обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, усвоение сенсорных эталонов.
Младший дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для развития сенсорного восприятия, накопления представлений о предметах и окружающей действительности в целом. Так, например, Н.М. Щелованов называл данный возраст «золотой порой» для сенсорного развития. Таким образом, развитие ощущений и восприятия обуславливает необходимые предпосылки для развития познавательных процессов.
Изучением проблемы сенсорного развития занимались такие ученые как: Л.А. Венгер, О. Декроли, А.В. Запорожец, Я.А. Коменский, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяков, Н.П. Сакулина, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Ф. Фребель.
Одним из средств для формирования представлений о сенсорных эталонах у детей 3-4 лет является дидактическая игра. Дидактическая игра - это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности. С помощью дидактических игр у детей формируется способность к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей.
Дидактические игры классифицируют по содержанию (математические, сенсорные, речевые, музыкальные, природоведческие, изобразительной деятельности, ознакомление с окружающим миром); по дидактическому материалу (словесные, с предметами и игрушками, настольно-печатные, с картинками, компьютерные); по характеру игровых действий (игры-беседы, игры-путешествия); по числу участников (коллективные, групповые, индивидуальные).
Изучением особенностей применения дидактических игр для развития дошкольников занимались такие ученые как: В.Н. Аванесова, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер, М.М. Манасеина, М. Монтессори, М.Х. Светницкая, А.А. Смоленцева, Е.И. Тихеева, Е.И. Удальцова, Ф. Фребель, и другие.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогической практики позволил выделить противоречие между необходимостью формирования у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах и недостаточным использованием дидактических игр, способствующих осуществлению данного процесса.
Выявленное противоречие и потребность его разрешения определили проблему исследования: каковы возможности дидактических игр в формировании у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах?
В соответствии с противоречием и проблемой была сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах посредством дидактических игр».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах посредством дидактических игр.
Объект исследования: процесс формирования у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах.
Предмет исследования: формирование у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах посредством дидактических игр.
Гипотеза исследования: формирование представлений о сенсорных эталонах у детей 3-4 лет посредством дидактических игр будет возможно, если:
- отобраны дидактические игры в соответствии с показателями сформированности у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах;
- включены дидактические игры в режимные моменты совместной деятельности, направленные на формирование сенсорных эталонов;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда дидактическими играми для самостоятельной деятельности детей.
Задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах посредством дидактических игр.
2. Выявить уровень сформированности у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах.
3. Определить и экспериментально апробировать содержание работы по формированию у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах посредством дидактических игр.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- исследования о сенсорном развитии и воспитании у детей дошкольного возраста (Л.А. Венгер, О. Декроли, А.В. Запорожец, Б.Ф. Ломов, А.П. Усова, Ф. Фребель);
- исследования о формировании у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах (Н.С. Карпинская, М.Ю. Кистяковская, С.Л. Новоселова, Э.Г. Пилюгина, Е.А. Радина);
- исследования о дидактических играх как средстве формирования представлений о сенсорных эталонах у младших дошкольников (В.Н. Аванесова, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер, М.М. Манасеина, М. Монтессори, М.Х. Светницкая, Ф. Фребель).
Методы исследования:
- теоретические: обзор и анализ психолого-педагогической литературы по вопросу исследования, интерпретация и обобщение педагогического опыта;
- эмпирические: психолого-педагогический эксперимент, включающий в себя констатирующий, формирующий, контрольный этапы;
- методы количественной и качественной обработки данных.
Экспериментальная база исследования. МБДОУ № 38, Мурманская область, г. Заполярный. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте от 3 до 4 лет.
Новизна исследования состоит в разработанном комплексе дидактических игр, отобранных в соответствии с представлениями о сенсорных эталонах у детей 3-4 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обосновано формирование представлений о сенсорных эталонах у детей 3-4 лет посредством дидактических игр.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс дидактических игр может быть использован педагогами дошкольных образовательных организаций для решения задач, направленных, на формирование представлений о сенсорных эталонах у детей 3-4 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (27 наименований), 4 приложений. Для иллюстрации текста используется 12 таблиц. Основной текст работы изложен на 53 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Формирование сенсорных эталонов имеет важное значение в последующем развитии всех психических процессов ребенка.
В возрасте 3-4 лет задача сенсорного развития в целом состоит в том, чтобы заложить первоначальные задатки к усвоению сенсорных эталонов, дать первоначальные знаний, для того, чтобы, когда ребенок будет готов он мог беспрепятственно усвоить общепринятые нормы, понимал в чем заключаются сходства и различия предметов окружающей действительности, знал не только, что это за предмет, но и понимал саму суть этого предмета и его назначение.
Сенсорные эталоны - это представления о цвете, форме, величине, положения в пространстве, звуке, тактильных ощущений.
Сенсорные эталоны - сложный механизм, в силу того, что в процессе усвоения возникают сложности, так как детям необходимо сформировать представления о каждом свойстве, и научится применять их на практике в момент познания окружающего мира.
В силу возраста в процессе экспериментального исследования нами были изучены сенсорные эталоны: форма, величина, цвет, навыки тактильного обследования предметов. Было установлено, что дети 3-4 характеризуются средним уровнем, выше среднего, и в наименьшей степени высоким уровнем сформированности представлений о сенсорных эталонах. Детей с низким уровнем сформированности представлений о сенсорных эталонах не установлено. В ходе исследования дети продемонстрировали знания о сенсорных эталонах, однако для большинства испытуемых, проявить свои действия при выполнении задания без помощи педагога было затруднительно, что говорит о необходимости совершенствования знаний в этой области.
Для развития уровня сформированности представлений о сенсорных эталонах у детей 3-4 лет нами были отобраны дидактические игры в соответствии с представлениями о сенсорных эталонах, направленные на их формирование, обогащена предметно-развивающая среда дидактическими играми для самостоятельной деятельности детей. После проведения формирующей части эксперимента был проведен контрольный этап исследования с помощью уже представленных в параграфе 2.1 диагностических методик.
Согласно итогам контрольного этапа, можно говорить о положительной динамике уровня сформированности у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах, в силу того, что в сравнении с итогами констатирующего этапа показатели уровня сформированности представлений выросли на 10%, что подтверждает эффективность содержания, методов и форм работы по формированию представлений о сенсорных эталонах у детей 3-4 лет посредством дидактических игр, тем самым подтверждая гипотезу исследования. Задачи исследования решены, цель достигнута.



1. Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. М.: Просвещение, 2012. 176 с.
2. Аванесова В. Н. Дидактические игры. М. : Наука, 2015. 212 с.
3. Аксарина Н. М., Кистяковская М. Ю., Ладыгина Н. Ф., Эйгес Н. Р., Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет. М. Просвещение, 1968. 183 с.
4. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. М. : Феникс, 2015. 270 с.
5. Бережковская Е. Л., Кравцова Е. Е. Ребенок внутри общения // Дошкольное образование. № 15. 2005. С. 29-32.
6. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М. : Московский государственный педагогический институт, 2011. 160 с.
7. Бондаренко А. К. Теория дидактических игр и практика их
использования в детском саду. М.: Московский государственный
педагогический институт, 2015. 96 с.
8. Блехер Ф. Н. Дидактические игры и занимательные упражнения. М. : Просвещение, 2010. 224 с.
9. Васильева В. А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста в
детском саду». Режим доступа: URL: https://interactive-plus.ru/e-
articles/659/Action659-509005.pdf (дата обращения: 19.04.2022).
10. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1988. 144 с.
11. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М.: Просвещение, 2008. 95 с.
12. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
13. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой.
СПб. : Питер, 2015. 464 с. Режим доступа: URL:
https://www.litmir.me/br/?b=604697&p=1(дата обращения: 12.03.2022).
14. Запорожец А. В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве. М.: Педагогика, 1986. 237 с.
15. Консультация для педагогов ДОУ «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста». Режим доступа: URL: konsultacija-dlja-pedagogov-dou-razvitie-sensornyh-sposobnostei-u-detei- mladshego-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения: 15.03.2022).
16. Люблинская А. А. Воспитателю о развитии ребенка. М. : Просвещение, 1972. 256 с.
17. Огольцова Е. Г., Пануровская А. А. Психологические особенности
развития детей дошкольного возраста // Молодой ученый. №11. 2020.
С. 259-261.
18. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. М. : Просвящение, 1996. 170 с.
19. Рапацевич Е. С. Психолого-педагогический словарь. Минск: «Соевременное слово», 2006. 928 с.
20. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. М. : Просвещение, 2002. 96 с.
21. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / Под ред. А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной. М. : Просвещение, 1965. 188 с.
22. Тихеева Е. И. Дошкольное воспитание и детские сады. Собрание сочинений. М. : Наука, 2015. 103 с.
23. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 336 с.
24. Усова А. П. Обучение в детском саду. М. : Просвещение, 2016. 445 с.
25. Фурман В. В. Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания дошкольников // Молодой ученый. 2015. №22. С. 52-59.
26. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. М. : Гардарики, 2005.
349 с.
27. Шубнякова В. А., Фирсова В. В. Особенности развития сенсорной сферы у детей младшего дошкольного возраста в 21 веке. Международный научно-исследовательский журнал. 2015. №7. Режим доступа: URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/osobennosti-razvitiya-sensornoy-sfery-u-detey- mladshego-doshkolnogo-vozrasta-v-21-veke/viewer (дата обращения:
10.02.2022).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ