Введение 4
1 Теоретические аспекты оценки стоимости предприятия 6
1.1 Экономическое содержание оценки стоимости предприятия 6
1.2 Подходы и методы оценки стоимости предприятия 9
1.3 Источники информации для оценки стоимости предприятия 21
2 Оценка стоимости на примере предприятия ПАО «НК «Лукойл» 25
2.1 Технико-экономическая характеристика ПАО «НК «Лукойл» 25
2.2 Оценка стоимости ПАО «НК «Лукойл» сравнительным подходом 34
2.3 Оценка стоимости ПАО «НК «Лукойл» доходным подходом 39
3 Разработка мероприятий по повышению стоимости ПАО «НК «Лукойл»
3.1 Мероприятия по повышению стоимости предприятия 45
3.2 Экономическая эффективность предложенных мероприятий 52
Заключение 55
Список используемой литературы 58
Приложение А Типичные хозяйственные ситуации, требующие оценки стоимости предприятия 64
Приложение Б Бухгалтерский баланс ПАО «НК «Лукойл» за 2017-2019 гг. 66
Приложение В Отчет о финансовых результатах ПАО «НК «Лукойл» за 2019 г 68
Приложение Г Отчет о финансовых результатах ПАО «НК «Лукойл» за 2018 г
Оценка стоимости предприятия приобретает в современных условиях серьезную значимость и может использоваться как для текущего управления бизнесом собственниками, так и для полной или частичной продажи бизнеса или привлечения инвесторов в реализацию проектов развития. Необходимость оценки стоимости бизнеса предприятия может возникать у собственника бизнеса в различных экономических ситуациях: от ситуации, в которой необходимость оценки обусловлена потребностью в кардинальных изменениях в структуре бизнеса для повышения его стоимости до ситуации продажи бизнеса, в том числе и ликвидации предприятия, в условиях его банкротства. Оценка стоимости предприятия в такое время происходит в очень нестабильной и неопределенной среде, с высокой степенью риска. В условиях нестабильной экономики при оценке стоимости предприятия в зависимости от целей оценки используются различные подходы, в рамках которых выделяются определенные методы.
Оценка стоимости предприятия является основополагающим моментом, а также размером эффективности процесса управления хозяйствующим субъектом.
Все вышеперечисленное обусловливает актуальность темы бакалаврской работы.
Цель написания бакалаврской работы состоит в изучении теоретических и практических аспектов оценки стоимости предприятия, ее подходов и способов увеличения его стоимости.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. исследовать теоретические основы оценки стоимости предприятия, основные подходы и источники информации для осуществления оценки стоимости предприятия;
2. провести оценку стоимости предприятия с использованием нескольких подходов к оценке стоимости предприятия;
3. разработать направления увеличения оценочной стоимости предприятия.
Объектом исследования в бакалаврский работе выступает ПАО «НК «Лукойл». Предметом бакалаврской работы является оценка стоимости предприятия и разработка направлений увеличения данной стоимости.
Для подготовки бакалаврской работы использовалась научная и периодической литература, законодательно-нормативные акты, бухгалтерская (финансовая) отчетность и данные с сайта анализируемого предприятия.
В ходе подготовки бакалаврской работы использованы такие методы как анализ и синтез, индукция и дедукция, коэффициентный метод.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка используемой литературы и приложений.
В введении обозначена актуальность бакалаврской работы.
В первом разделе рассмотрено экономические содержание оценки стоимости предприятия, сформулированы ее цели и задачи, ее роль в процессе экономической деятельности, изучены основные подходы к оценке стоимости предприятия и их методы, основные источники информации для проведения оценки стоимости предприятия. Во втором разделе проведен анализ стоимости выбранного предприятия с использованием сравнительного и доходного подходов. Третий раздел посвящен мероприятиям по увеличению стоимости предприятия и расчёту экономического эффекта от предложенных мероприятий. В заключении сформулированы основные выводы о проделанной работе.
Практическая значимость бакалаврской работы состоит в том, что предложенные мероприятия могут быть использованы не только данным предприятием с целью увеличения своей оценочной стоимости, но и предприятиями-аналогами.
Концепция оценки стоимости предприятия сегодня становится одним из наиболее распространенных подходов к анализу эффективности систем управления. Одним из показателей успешности предприятия является рост его стоимости, который не только обуславливает долгосрочное и устойчивое функционирование предприятия, но и трансформируется в показатели социально-экономического благополучия всего общества.
В первом разделе бакалаврской работы рассмотрено экономические содержание оценки стоимости предприятия, сформулированы ее цели и задачи, ее роль в процессе экономической деятельности, изучены основные подходы к оценке стоимости предприятия и их методы, а также изучены основные источники информации для проведения оценки стоимости предприятия.
Оценка стоимости предприятия - это расчет и обоснование стоимости предприятия на определенную дату. Оценка стоимости представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс определения величины стоимости объекта в денежном выражении, с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка. На сегодняшний день мировая практика выделяет 4 подхода оценки стоимости предприятия: затратный (имущественный), сравнительный (рыночный), доходный, опционный.
Во втором разделе работы проведен анализ стоимости выбранного предприятия с использованием сравнительного и доходного подходов.
В результате анализа финансовых результатов ПАО «НК «Лукойл» и оценки его стоимости с использованием двух подходов (затратного и сравнительного) было выявлено, что:
1. Активы предприятия в течение трех лет увеличились на 5,4 %. Собственный капитал предприятия уменьшился на 29,4 %, что является негативным фактором. Большую долю активов ПАО «НК «Лукойл» занимают внеоборотные активы - 68,3 %, величина запасов не значительна. Рост активов ПАО «НК «Лукойл» связан с значительным ростом дебиторской задолженности предприятия.
2. Все показатели ликвидности не укладываются в нормативные значения и демонстрируют отрицательную динамику.
3. В течение анализируемого периода выручка предприятия ощутимо выросла, увеличившись с 223 419 850 т. р. до 444 471 354 т. р. или практически в два раза. Чистая прибыль предприятия ПАО «НК «Лукойл» на конец 2019 г. составила 405 759 769 т. р. Значительный скачок произошел в 2019 г. Прибыль увеличилась с 219 484 106 т. р. Прирост за весь период составил практически 100 %.
4. Показатели рентабельности в течение анализируемого периода демонстрируют положительные значения, так как ПАО «НК «Лукойл» стабильно получает прибыль в течение отчетного периода.
5. На основе полученных результатов анализа была рассчитана стоимость ПАО «НК «Лукойл» сравнительным подходом равная 583 006 753 609,863 т. р. и доходным подходом, равная 9 116 538 622 т. р.
По результатам оценки можно сделать вывод о достаточно эффективной деятельности предприятия за анализируемый период. Однако в виду нестабильности рыночной ситуации в стране и мире, введении санкций, а также ведения ценовых войн между нефтедобывающими предприятиями мира ПАО «НК «Лукойл» необходимо формировать финансовую стратегию, направленную на улучшение финансовых показателей, увеличении прибыли и выручки, что приведет в дальнейшем к увеличению капитализации и стоимости предприятия.
Третий раздел посвящен мероприятиям по увеличению стоимости предприятия и расчёту экономического эффекта от предложенных мероприятий.
Для увеличения стоимости предприятия ПАО «НК «Лукойл» предложены следующие мероприятия:
1. Увеличение финансового результата предприятия за счет разработки эффективной финансовой стратегии, модернизации имеющихся информационных систем, снижения расходов и повышение производительности путём вложений в обновление оборудования, повышения эффективности деятельности всех отделов и каждого сотрудника предприятия.
2. Увеличение оборота и чистой прибыли предприятия за счет грамотного управления дебиторской задолженностью, которое включает пересмотр политики предоставления отсрочек, присвоение рейтинга контрагентам, а также внедрение системы скидок за своевременную оплату заказов.
Использование предложенных мероприятий сможет увеличить стоимость предприятия, рассчитанную в рамках сравнительного подхода, до 608 649 492 028, 918 т. р. Следовательно, предложенные в работе мероприятия смогут увеличить финансовые результаты деятельности ПАО «НК «Лукойл», его стоимость, а также могут быть использованы для увеличения стоимости аналогичных предприятий.
1. Абдулаева Н. А, Колайко Н. А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): учеб. пособие / под ред.. М. : Экмос, 2017.
2. Артемова Д. И. Разработка целей в компаниях с активной инновационной стратегией // Материалы Международной научной конференции: «Экономический кризис в России: причины, последствия, пути преодоления». 2017. №1 С. 72-73.
3. Архипова Н. И. Управление персоналом организации. Краткий курс для бакалавров / Н.И. Архипова, О.Л. Седова. // М. : Проспект, 2018. С. 224.
4. Белокуренко Н. С. Стоимость предприятия как управляемая система. / Белокуренко Н.С. // Правовестник. - 2019. - № 2 (13). - С. 36-38.
5. Бородин А. И. Концепция управления стоимостью компании / А. И. Бородин, Е. Ю. Макеева // Вестник Удмуртского университета. Серия 2. Экономика и право. - 2017. - №1. - С. 15-18.
6. Буга А. В. Методические аспекты формирования идисконтирования денежных потоков при реализации доходного подхода коценке предприятий. / А.В. Буга, А.К. Канова // Экономика и управлениенародным хозяйством (Санкт-Петербург). - 2019. - № 7 (9). - С. 99-111.
7. Буга А. В. Определение стоимости объекта оценки:сравнительный подход. / А.В. Буга, В.С. Кудряшов, Е.А. Иванова // Экономика и управление народным хозяйством (Санкт-Петербург). - 2019. - № 8 (10). - С. 79-91.
8. Бусов В. И. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): учебник для академического бакалавриата / В.И. Бусов, О.А. Землянский // -2-е изд., перераб. и доп. -М. : Издательство Юрайт, - 2018. - С.382.
9. Васляев М. А. ВПС: Оценка бизнеса и оценочная деятельность. Конспект лекций. М. : Приор, 2018. С.224.
10. Вашакмадзе Т. Концепция управления стоимостью компании. / Вашакмадзе Т. // Интернет-ресурс. Корпоративный менеджмент. - 2017 - №3
- С. 97-100.
11. Вечканов А. С. Теоретические подходы к исследованию факторов стоимости бизнеса / А.С. Вечканов //Вектор научи Тольяттинского государственного университета. - 2011. - №4 (18). - С. 425-430.
12. Гайченя М. И. Оценка стоимости предприятия в условияхнестабильной экономики: существующие подходы. / М.И. Гайченя, Л.А. Курашова // Форум молодых ученых. - 2019. - № 1-1 (29). - С. 860-866.
13. Григорьев В. В. Оценка стоимости бизнеса: основные подходы и методы / В.В. Григорьев // М. : Русайнс, 2017. С.190.
14. Грязнова А. Г., Федотова М. А. Оценка стоимости предприятия
— М.: «Интерреклама», 2018г. С. 157.
15. Дадьян Д. В. Оценка стоимости бизнеса. / Д.В. Дадьян // Форуммолодых ученых. - 2019. - № 3 (31). - С. 297-300.
16. Дамодаран А. Инвестиционная оценка: инструменты и методы оценки любых активов // Электрон. текстовые данные. М. : Альпина Паблишер, 2017. С.1339.
17. Ерофеева Т. А. Подходы к оценке стоимости бизнеса: проблемы их использования. / Т. А. Ерофеева // Научные записки. - 2017. - №4 - С. 25¬30.
18. Есипов В. Э. Оценка бизнеса: учебник для вузов / В.Э. Есипов // СПб. : Питер, 2017. С.464.
19. Жигалова В. Н. Оценка стоимости бизнеса: учебное пособие. Томск : Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Эль Контент, 2017. С. 216.
20. Журавлева М. А. Оценка влияния ключевых факторов напотенциал роста стоимости строительного предприятия. / М.А. Журавлева, Ю.С. Артамонова // Аллея науки. - 2019. - № 1 (28). - С. 438-441.
21. Иванова В. А. Анализ и управление стоимостью предприятия. / В.А. Иванова, Ю.А. Дорошева, С.В. Городничев // Вестник Тульскогофилиала Финуниверситета. - 2019. - № 1-2. - С. 115-118.
22. Иванова Л. И. Развитие методики анализа финансовой устойчивости как способа достижения эффективной оценки финансового состояния организации. / Л.И. Иванова, А.С. Бобылева // Менеджмент России и за рубежом. 2017. С.156.
23. Касьяненко Т. Г. Анализ и оценка рисков в бизнесе: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т.Г. Касьяненко, Г.А. Маховикова // -2-е изд., перераб. и доп. -М. : Издательство Юрайт, 2017. С. 381.
24. Конорева Т. В., Ковалев В. И. Практические аспекты управления стоимостью и финансированием проекта // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 4. - С.151-154.
25. Корниенко Б. И. Оценка стоимости предприятия с использованием метода дисконтированных денежных потоков рамках доходного подхода // Концепт. №7. 2017. С.121.
26. Косорукова И. В. Оценка стоимости ценных бумаг и бизнеса: Учебник / И.В. Косорукова // М. : МФПУ Синергия, 2017. С. 127.
27. Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Д. Стоимость компаний: оценка и управление — 3е изд., перераб.и доп. / Пер. с англ. — М.: ЗАО "Олимп- Бизнес", 2017. С. 234.
28. Кулахметова З. С. Теоретические аспекты разработки финансовой стратегии предприятия / З. С. Кулахметова //Научно¬методологический электронный журнал «Концепт». 2017. № 5 С. 31-35.
29. Кунин В. А. Стратегический финансовый менеджмент: учебнометодическое пособие для магистров / В. А. Кунин // С. -Петерб. ун-т технол. упр. и экон. СПб. : СПбУТУиЭ. 2017. С.168.
30. Куприн А. А. Современные технологии оценки бизнеса. / А.А. Куприн // учебно-методическое пособие. СПб. : РАНХиГС Сосновоборского филиала; СанктПетербургский институт независимой экспертизы и оценки Астерион, 2018. С.480.
31. Маркова Е. В. Проблема оценки роста стоимости бизнеса с использованием реальных опционов. / Е.В. Маркова // Фундаментальные исследования. 2017. №6. С.149-153.
32. Масленкова О. Ф. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): Учебное пособие / О.Ф. Масленкова // - М. : КноРус, - 2017. - С.273.
33. Околелова Э. Ю. Выбор метода оценки имущественного
комплекса предприятия (бизнеса) в условиях прогнозируемых ситуаций . /
Э.Ю. Околелова, Е.С. Воронова, А.А. Бобылева // Экономика винвестиционно-строительном комплексе и ЖКХ. - 2019. - № 1 (16). - С.
146-150.
34. Пак С. Г. Методы расчета ставки дисконтирования при оценкестоимости объектов, приносящих доход // Бюллетень науки и практики. 2019. № 6. С. 306-311.
35. Официальный сайт нефтяной компании ПАО «НК «Лукойл» - Режим доступа:http:// http://www.lukoil.ru.
36. Официальный сайт нефтяной компании Роснефть. - Режим доступа: https://www.rosneft.ru/
37. Официальный сайт нефтяной компании Сургутнефтегаз. - Режим доступа:http: //www.surgutneftegas .ru/
38. Пискунович Э. А. Финансовые цели деятельности компании:максимизация стоимости бизнеса. / Э.А. Пискунович // Аллея науки- 2019. - Т. 5. - № 1 (28). - С. 352-355.
39. Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 297 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)».
40. Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 №298 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)».
41. Пронина О. В. Модели оценки стоимости компании. / Пронина О.В. // Инновационная наука. - 2019. - № 5. - С. 103-105.
42. Решетникова Н. В. Анализ переданного опыта регулирования и поддержки инновационной деятельности. / Н.В. Решетникова, А.Д. Шматко // Региональные агросистемы, экономика и социология. - 2017 - №1. - С.151.
43. Сафина А. Д. Подходы и методы оценки стоимости бизнеса в современных условиях // Экономика и социум. -2017. -№ 4 (35). -С. 1207¬1212.
44. Семенов В. Н. Проблемы инновационного инвестирования экономике. / В. Н. Семенов, А.Д. Шматко // Морской сборник. - 2018 - №1 - С. 57-59.
45. Сидоренко Л. Ж. Специфика оценки рыночной стоимости
предприятий малого и среднего бизнеса. / Л.Ж.
Сидоренко // Заметки ученого. - 2019. - № 1 (35). - С. 59-64.
46. Соколова А. А., Гарибов В. В., Оценка стоимости бизнеса - Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2017. С. 106.
47. Старинский В. Н. Оценка стоимости имущественного комплекса предприятия// Учебно-методическое пособие /под ред В.Н. Старинского/ А.В.Буга, А.В.Лабудин, А.А.Самодуров, Лазарев СПб: изд Астерион 2017. С 386.
48. Стрельцова Т. В. Оценка рыночной стоимости предприятия какэтап системы управления. / Т.В. Стрельцова, Я.С. Комашко // Международный академический вестник. 2019. № 11 (43). С. 117-119.
49. Сыроижко В. В. Экономические инструменты рыночного саморегулирования организации: теоретико-методологическое обоснование, концепция совершенствования, технологии и методики использования: автореф. дисс. д-ра экон. наук / В.В. Сыроижко ; Белгородский ун-т потребительской кооперации. Белгород, 2018. С.365.
50. Томсон А. Стрикленд Д. Стратегический менеджмент. Искусство разработки реализации стратегии. Учебник для вузов. - М. : Банки и биржи, 2017. С.98.
51. Федеральный Закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135 - ФЗ.
52. Чеботарев Н. Ф. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): учебник. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. С.256.
53. Шматко А. Д. Моделирование инновационной деятельности предприятий на основе методологии системы менеджмента качества. / А.Д. Шматко // Вестник экономической интеграции. 2017. С 78-81.
54. Шульгатый О. Л., Оценка стоимости бизнеса - Краснодар: Южный институтменеджмента, Ай Пи Эр Медиа, 2017. С.184.
55. Щербаков В. А., Щербакова Н. А. Оценка стоимости предприятия —М.: «Омега-Л», 2017, С. 93-193.
56. Яковлева И. В. Концепция VBM в управлении современной компанией // Молодой ученый. 2017. №1 С.115-117.
57. Antonczyk R.C., Salzmann A.J. Corporate governance, risk aversion and firm value // Applied Financial Economics. 2014. Т. 24. № 8. С. 543- 556.
58. Barbi M. On the risk-neutral value of debt tax shields // Applied Financial Economics. 2012. Т. 22. № 3. С. 251-258. 75
59. Beaulieu J.J., Mattey J. The workweek of capital and capital utilization in manufacturing. Journal of Productivity Analysis. 2014. Т. 10. № 2. С. 199-223.
60. Pinto J., CFA, Henry E., CFA, Stowe JD, CFA and Robinson TR, CFA (2007), Equity Asset Valuation, 2nd ed, John Wiley & Sons, New Jersey, USA