Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования звукопроизношения у детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
1.1Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме
возникновения нарушений в звукопроизношении у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
1.2Влияние педагогических условий на коррекцию звукопроизношения
у детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Глава 2. Экспериментальная работа по коррекции звукопроизношения у детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
2.1Выявление уровня сформированности звукопроизношения у детей
4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 23
2.2Содержание работы по коррекции звукопроизношения у детей 4-5
лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
2.3Изучение динамики уровня сформированности звукопроизношения
у детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Актуальность исследования обусловлена теоретическими положениями
рассматриваемой проблемы формирования звукопроизношения у детей 4-5
лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи:
– положения о необходимости развития речи у детей дошкольного
возраста, как средства общения, как базой психического развития ребенка;
– положения Л.С. Выготского о важности речевого общения как способ
приобщения личности к общественным знаниям и усвоения общественного
опыта, как условие развития мышления» 12, с. 113 ;
– положения Л.С. Волковой о важности формирования
звукопроизношения у детей дошкольного возраста как условие успешного
обучения в школе;
– положения о том, к чему приводит недоразвитие звукопроизношения
у детей, то есть фонетико-фонематическое недоразвитие речи затрудняет
общение детей, познание окружающего мира, развитие адекватного
отношения к действительности (А.Г. Богомоловой).
Изучением нарушений в звукопроизношении и разработкой методов по
их устранению занимались А.Г. Богомолова, К.П. Беккер, Л.С. Волкова,
Р.Е. Левина, О.В. Правдина, Е.Ф. Рау, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева,
М.Е. Хватцев, Н.А. Чевелёва.
Теоретический анализ исследований свидетельствует о недостаточном
изучении педагогических условий коррекции звукопроизношения у детей 4-5
лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Нами обозначена
проблема: каковы педагогические условия коррекции звукопроизношения у
детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Поэтому мы
обращаемся к исследованию данной проблемы в настоящей выпускной
квалификационной работе.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально
проверить влияние педагогических условий на коррекциюзвукопроизношения у детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс коррекции звукопроизношения у детей
4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предмет исследования: педагогические условия коррекции
звукопроизношения у детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: процесс коррекции звукопроизношения у
детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи возможен при
следующих педагогических условиях:
– учет особенностей нарушения звукопроизношения (этиология,
механизм и структура) при фонетико-фонематическом недоразвитии речи;
– использование наглядных основ в работе с детьми с фонетико-
фонематическом недоразвитии речи;
– организация поэтапного формирования звукопроизношения у детей
4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие
задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую
литературу по проблеме формирования звукопроизношения у детей 4-5 лет.
2. Проанализировать педагогические условия для коррекции
звукопроизношения у детей 4-5 лет.
3. Выявить уровень сформированности звукопроизношения у детей
4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
4. Экспериментально проверить эффективность педагогических
условий коррекции звукопроизношения у детей 4-5 лет с фонетико-
фонематическим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
концепция развития психики (Л.С. Выготский); понятие о структуре дефекта
(Л.С. Выготский); учение о закономерностях формирования условно –рефлекторных связей (П.К. Анохин); учение о функциональных системах
(П.К. Анохин); учение о динамической локализации психических функций
(И.М. Сеченов, И.П. Павлов); современное нейропсихологическое учение о
речевой деятельности (А.Р. Лурия).
Методы исследования. В ходе исследования применялся комплекс
взаимодополняющих методов адекватных предмету исследования:
теоретический анализ научной литературы, эмпирические методы (беседа,
констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты) методы
обработки фактических данных: качественный и количественный анализ.
Новизна исследования: заключается в выявлении влияния
педагогических условий на коррекцию звукопроизношения у детей 4-5 лет с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что
определены показатели и охарактеризованы педагогические условия
коррекции звукопроизношения у детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что
результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы
родителями, логопедами, педагогами дошкольных образовательных
организаций с целью решения задач по коррекции звукопроизношения у
детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Экспериментальной базой исследования считается МБУ д/с № 200
«Волшебный башмачок» г. о. Тольятти. В эксперименте принимало участие
15 детей 4-5 лет.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение,
список используемой литературы, приложение.
Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи – одна из актуальных
проблем современности. Правильное произношение является условием
успешного обучения в школе. Всестороннее развитие ребёнка учитывает не
только педагогические, но и логопедические факторы при устранении
нарушений звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи.
Анализ научной и методической литературы по проблеме исследования
позволяет нам сделать следующие выводы.
1. Фонетико-фонематическое недоразвитие – это сбой в процессе
формирования произносительной системы языка у детей, который
сопровождается расстройствами речи из-за дефектов восприятия и
произношения фонем. Работу по преодолению фонетико-фонематического
недоразвития необходимо строить с учётом развития звукопроизношения в
онтогенезе, в зависимости от характера нарушения.
2. Констатирующий эксперимент свидетельствует, что в основном
дети находятся на низком уровне сформированности звукопроизношения у
детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Для
обследуемых характерны проблемы в построении артикуляционного
аппарата, фонематический слух не сформирован, так же значительно
затруднена дифференциация похожих по звучанию фонем.
Звукопроизношение малопонятное, нет четкости, наблюдаются проблемы в
произношении трех и больше звуков.
3. Формирующий эксперимент доказал, что организация и реализация
педагогических условий (учет особенностей нарушения звукопроизношения
(этиология, механизм и структура при фонетико-фонематическом
недоразвитии речи; использование наглядных основ в работе с детьми с
фонетико-фонематическом недоразвитии речи; организация поэтапногоформирования звукопроизношения у детей 4-5 лет с фонетико-
фонематическим недоразвитием речи) обеспечивает коррекцию
звукопроизношения у детей 4-5 лет с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи
Таким образом, цель нашего исследования достигнута и гипотеза
подтверждена.