Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание у младших школьников ответственности за свои поступки в классном коллективе

Работа №115307

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы46
Год сдачи2020
Стоимость3000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
123
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические основы воспитания у младшего школьника
ответственности за свои поступки в классном коллективе 8
1.1 Сущность ответственности как качества личности
младших школьников 8
1.2 Особенности воспитания ответственности младших школьников
за свои поступки в классном коллективе 14
1.3 Педагогический потенциал игровой деятельности в формировании ответственности младших школьников 17
2 Экспериментальная работа по формированию ответственности младших школьников в классном коллективе 23
2.1Организация и проведение диагностики уровня сформированности ответственности младших школьников 23
2.2 Реализация комплекса дидактических игр для формирования ответственности младших школьников за свои поступки в классном коллективе 28
2.3 Динамика уровня сформированности ответственности младших школьников 36
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложение А


Воспитание растущего человека как формирование личности, способной осуществлять ответственные действия и готовой нести ответственность за свои поступки, составляет одну из главных задач современного общества. Ответственность как категория социальная, подконтрольная, связанная с коллективом, общественным классом, стала уступать подходу, в котором рассматривается внутренняя личная ответственность человека за свои действия и поступки как специфическая личностная функция индивида (В.В. Сериков). Это объясняется возрастанием роли отдельного человека в окружающем мире, расширением его свободы и в то же время зависимости от внешней социальной и естественной среды. Увеличилось число ситуаций в производственных, социально–экологических, информационных средах, в которых над человеком, кроме собственной совести, нет другого контроля. Принятие субъектом любого решения, выбор того или иного варианта поведения связаны с повышенной ответственностью за возможные неблагоприятные последствия.
В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» [7]в качестве одной из приоритетных целей обучения определено разностороннее и своевременное развитие младших школьников и молодежи. Согласно Федеральному государственному стандарту начально общего образования (ФГОС НОО), общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. В ФГОС НОО[15] одним из требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы выступает «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе». Отмечается необходимость перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, навыков» к воспитанию высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом, способных самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия.
Важнейшие аспекты ответственности как нравственной категории освещены в работах М.М. Бахтина, А.Г. Здравомыслова, Л.А. Когана,
М.К. Мамардашвили, В.А. Ядова и др. Процесс воспитания ответственного отношения к учению представлен в работах А.Д. Алферова, З.И. Васильевой, А.А. Гусева, О.А. Петрухиной, М.А. Станчиц. Ими разработаны некоторые научные основы построения процесса формирования ответственного отношения в учении при изучении отдельных предметов, в различных видах деятельности, в том числе выявлены признаки ответственности в учении.
Особое внимание исследователями уделено проявлениям этого качества у школьников разных возрастов (Л.И. Божович, И.С. Кон,
В.А. Крутецкий, Т.В. Морозкина, Н.Б. Скорбилина, Н.Ф. Талызина,
С.Г. Ярикова); у студентов (Е.И. Сахарчук, Т.А. Манцурова, О.А. Шушерина и др.). Сущность ответственности рассмотрена в связи с развитием познавательного интереса и мотивов учения (В.С. Ильин, В.Н. Максимова, Ф.К. Савина, Л.С. Славина, Ю.В. Шаров, Г.И. Щукина); духовных и познавательных потребностей (А.Д. Алферов, Ю.К. Бабанский и др.); с внеклассной деятельностью учащихся (Ж.Е. Завадская, Л.Б. Ительсон,
Ю.П. Сокольников, М.И. Шилова). Психологические аспекты развития ответственности представлены в работах Л.С. Выготского, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, К. Муздыбаева, К.К. Платонова, Д.Б. Эльконина,
И.С. Якиманской. Актуальным стало изучение ответственности как личного качества современного делового человека, специалиста в профессиональной деятельности (Л.А. Барановская, Н.Ф. Талызина, С.Л. Чернер и др.).
Современная наука располагает многочисленными данными о том, что формирующиеся в младшем школьном возрасте психологические новообразования имеют непреходящее значение для становления ответственности как качества личности младшего школьника. К таковым новообразованиям можно отнести развитие произвольности, рефлексии, внутреннего плана действия, смену социального статуса (Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, В.В. Зайцев, А.В. Запорожец, И.А. Захарченко, В.И. Слободчиков и др.). Это положение имеет принципиальное значение для нашего исследования, ибо до сих пор начальной школе отводилась роль пропедевтики личностного развития и этот возраст, за редким исключением, не считался сензитивным для становления ответственности. По сути, ответственность должна рассматриваться как фундамент дальнейшей социализации младшего школьника, его общего и любого специального образования.
Актуальность исследования определена потребностью учителей начальных классов в воспитании у младших школьников ответственности за свои поступки средствами игровой деятельности и состоит в несоответствии необходимости и недостаточности внимания к этой работе со стороны учителей начальных классов и родителей учащихся.
Проблема исследования обусловлена обострившимися противоречиями между:
 социальными ожиданиями общества, которое стремится воспитывать ответственную личность, способную самостоятельно принимать решения и отвечать за их реализацию, и недостаточной разработанностью представления о сущности ответственности как качества личности на этапе ее социализации в начальной школе;
 потребностью воспитания ответственности на ранних этапах развития младшего школьника и отсутствием актуальных методик, которые бы учитывали особенности развития современного младшего школьника;
 необходимостью воспитания ответственности у младшего школьника как нравственного качества, потребностью его практического воплощения в учебной деятельности и отсутствием его технологического обеспечения.
Цель исследования – отобрать, разработать и экспериментально проверить комплекс дидактических игр для воспитания ответственности младших школьников за свои поступки в классном коллективе
Объект исследования – учебный процесс на уроках в начальных классах.
Предмет исследования – процесс формирования ответственности младших школьников за свои поступки в классном коллективе средствами игровой деятельности.
Гипотеза исследования: возможно, если на уроках в начальной школе систематически использовать комплекс игр для формирования ответственности, то будут сформированы такие компоненты ответственности младших школьников как: когнитивно-оценочный, эмоционально-волевой.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого–педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2) провести диагностику уровня сформированости ответственности младших школьников за свои поступки в классном коллективе;
3) разработать комплекс игр для формирования ответственности младших школьников за свои поступки в классном коллективе;
4) проследить динамику сформированности уровня ответственности младших школьников за свои поступки в классном коллективе;
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, методы теоретического обобщения; эмпирические: естественный педагогический эксперимент, тестирование; математические: определение количественных и качественных показателей эффективности экспериментальной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В исследовании раскрыт один из возможных путей формирования ответственности младших школьников за свои поступки в классном коллективе в процессе игровой образовательный процесс начальной школы.
Ответственность мы понимаем как нравственно-деловое качество, которое характеризует способность личности выступать причиной своих поступков на основе самостоятельного решения и готовности отвечать за их последствия. Ответственность проявляется в сознательной готовности индивида к деловой зависимости в человеческой общности, основанной на сознательно реализуемых нравственных категориях и обеспечивающей эффективную жизнедеятельность личности в пространстве социокультурных норм. В этом плане ответственность выступает как основополагающее социально-нравственное качество человека.
Проведенный анализ научной литературы по проблеме исследования позволил выделить следующие функции ответственности в структуре личности: функция идентификации ответственности характеризуется осознанием системы нравственных норм общества и принятием их в качестве личностно значимых ценностей; функция нравственной саморегуляции отражает отношение, предрасположенность, сознательную готовность к ответственной зависимости самой личности; функция самореализации через ответственный поступок заключается в выработке опыта ответственного поведения, согласующегося с «образом-Я», с представлениями о своих возможностях, обязанностях, долге. В качестве основополагающей мы считаем функцию нравственной саморегуляции.
В структуре ответственности выделены следующие компоненты: когнитивно-оценочный, эмоционально-волевой, поведенческий.
На констатирующем этапе экспериментальной работы был определен уровень ответственности младших школьников за свои поступки в классном коллективе. Формирующий эксперимент включал следующие этапы: информационно-стимулирующий, практический, преобразующий.
Итоги эксперимента на контрольном этапе позволяют заключить, что процесс, построенный в соответствии с предложенным комплексом обеспечивает положительную динамику развития ответственности младшего школьника за свои поступки в школьном коллективе. Проведенное повторное диагностическое исследование подтвердило выдвинутые предположения, гипотезы и позволило убедиться вправомерности избранного пути формирования ответственности младшего школьника средствами игровой деятельности. Количество учащихся, находящихся на начало эксперимента низком уровне, сократилось на 37%, на более чем 28% возросла доля младших школьников высокого уровня сформированности ответственности. Повысился процент учащихся находящихся на среднем уровне сформированности ответственности как качества личности младшего школьника.



1 Веденов А.В. Воспитание воли у учащегося в семье. – М., 1992.
2 Веденов А.В. Воспитание воли школьника в процессе учебной деятельности. – М., 1997.
3 Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. –М., 1998.
4 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
5 Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М., 1997
6 Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психологии. – 1998.
7 Грядунова Л.И. Социальная ответственность личности в условиях развитого социализма. – Киев, 1999.
8 Захарова А.В., Тагиева Г.Б. Самооценка как фактор психологической готовности к школьному обучению. Сообщ. 1. Структура и содержательные характеристики самооценки старшего дошкольника // Новые исследования в психологии. – М.: Педагогика, 1995.
9 Захарова А.В., Тагиева Г.Б. Самооценка как фактор готовности к школьному обучению // Новые исследования в психологии. М.: Педагогика, 1996. 1.
10 Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. Изд. 2–е, испр. и доп. – М.: Изд–во УРАО, 1998.
11 Климова К.А. О формировании ответственности у детей 6–7 лет. – В кн.: Формирование коллективных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. – М., 1998.
12 Краткий психологический словарь. – М. 1995.
13 Крутецкий В.А. Воспитание воли. – М., 1997.
14 Лайзане С.Я. Диагностика уровня развития воли и внимания детей // Диагностика интеллектуального развития учащихся. – Рига, 1990.
15 Люблинская А.А. Очерки психического развития учащегося. – М., 1999.
16 Матюхина М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников: Учеб.пособие / ВГПИ. – Волгоград, 1993.
17 Муздыбаев К. Психология ответственности. – Л., 1993.
18 Ореховский А.И. Ответственность и ее социальная природа. – Томск, 1978.
19 Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М.,1995.
20 Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М.,1998.
21 Селиванов В.И. Воспитание воли школьника. – М., 1994.
22 Селиванов В.И. Воспитание воли и характера детей в семье. – Рязань, 1960.
23 Славина Л.С. Знать учащегося. Чтобы воспитывать. – М.. 1996.
24 Славина Л.С. Формирование у школьников первого класса ответственного выполнения учебных обязанностей // Вопросы психологии. – 1996. 4.
25 Славина Л.С. Роль мотива и способов поведения при выполнении школьниками общественных поручений. – В кн.: Вопросы психологии личности школьника. – М., 2001.
26 Сухомлинский В.А. Рождение гражданина / Изб.педагогич. соч. – М., 1979. Т. 1. С.267–538.
27 Фартухова Г.В. Социальная ответственность личности и атеизм. – М., 1990.
28 Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т.; Пер. снем. / Подред. Б.М. Величковского. – М.:Педагогика, 1996.
29 Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопр. психологии. – 1991.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ