Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сравнительный анализ освещения специальной военной операции в Украине зарубежными и российскими СМИ (на примере РИА Новости, Ленты.ру, Meduza.io, BBC News и CNN)

Работа №115306

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы61
Год сдачи2023
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
68
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДЫ И АНАЛИЗ ОСВЕЩЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ НА УКРАИНЕ ВЫБРАННЫМИ СМИ 7
1.1. Анализ работы РИА Новости 7
1.2. Анализ работы издания Lenta.ru 11
1.3. Анализ работы интернет-издания Meduza.io 15
1.4. Анализ работы BBC News 21
1.5. Анализ сайта телеканала CNN 27
1.6. Специфика и правила работы журналиста в зоне военного конфликта 29
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ ВЫБРАННЫХ СМИ О СОБЫТИЯХ В ЗОНЕ СПЕЦОПЕРАЦИИ В УКРАИНЕ 33
2.1. Обязанности журналиста, освещающего боевые действия. Возможности выбранных СМИ в рамках освещения СВО в Украине 33
2.2. Деятельность российских и западных военных корреспондентов, работающих в зоне проведения СВО 36
2.3. Работа российских журналистов на территориях Украины, подконтрольных Киеву 39
2.4. Различия в освещении событий вокруг СВО в Украине у выбранных СМИ. Интерпретация события 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55



Средства массовой информации в современности включают в себя, информационные агентства, газеты, журналы, радио, интернет-издания, телевидение, а также уже новые платформы распространения, например паблики в Telegram, ВКонтакте и других соцсетях. Все они могут по-разному передавать одну и ту же новость, это зависит от множества факторов: страна, тип СМИ, редакционная политика и так далее.
В выпускной квалификационной работе проводится анализ публикаций российских и западных средств массовой информации о российской специальной военной операции (СВО, спецоперации) на территории Украины, а также условий, в которых эти СМИ работают. Объектом исследования выступают не все, а лишь выбранные СМИ:
1) РИА Новости – российское информационное агентство, принадлежащее медиагруппе "Россия сегодня", которая в свою очередь принадлежит российскому государству;
2) Лента.ru – российское интернет-издание, принадлежащее компании Rambler;
3) Meduza.io ("Медуза") – интернет-издание на русском языке, зарегистрированное в Латвии;
4) BBC News – британская вещательная организация;
5) CNN – американский телеканал.
Выбор именно этих СМИ неслучаен, поскольку все они отличаются по праву собственности и, тем самым, отличаются по формату и содержанию при освещении разного рода событий, в том числе спецоперации на территории Украины. Все пять выбранных СМИ, помимо прочего, на слуху у многих россиян и жителей Запада, поскольку в рамках специальной военной операции на территории Украины выпускают материалы, создающие инфоповод: кто-то публикует количество погибших российских военнослужащих, кто-то – занимается расследованием громких событий (например о действиях или бездействии ВС России в ряде украинских городов), другие – собирают истории военнослужащих и местных жителей.
Помимо прочего, выбранные средства массовой информации зачастую являются стороной обвинения в пропаганде и лжи: российские официальные лица обвиняют BBC, CNN и Meduza.io, в свою очередь западные официальные лица и СМИ обвиняют РИА Новости в пропаганде пророссийской повестки и лжи о действиях российских войск на территории Украины.
Исследование и анализ по выбранной теме интересны подачей информации об СВО на территории Украины, поскольку западным СМИ не запрещено властями стран, в которых зарегистрированы эти медиа, говорить и писать так, как это действительно есть. Одним из немногих факторов, который может влиять на работу западного СМИ, является реакция или возможная реакция общества и отдельных политиков на ту или иную публикацию.
В свою очередь в России средствам массовой информации приходится сталкиваться больше не с реакцией простых людей, а с ограничениями, вводимыми государством. В день начала специальной военной операции "Роскомназдор" потребовал от СМИ, чтобы те ссылались исключительно на данные официальных источников, тем самым издания в контексте боевых действий могли публиковать только данные от Минобороны России. За публикацию материалов на основе других источников ведомство блокировало эти издания (таким образом в России нельзя без специальных программ открыть сайты украинских, иностранных русскоязычных и ряда других изданий), а некоторые и вовсе закрывало.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в том, чтобы изучить подход разных средств массовой информации к освещению ими специальной военной операции России на территории Украины. Кроме того, в работе изучаются возможности выбранных СМИ для освещения того или иного события, относящегося к спецоперации, какие существуют ограничения для их работы, что мешает делать работу по стандартам журналистики.
В российском обществе потребление становится все более значимой доминантой при изменении социальной структуры . Это утверждение можно отнести и к медиасреде, поскольку потребление контента в современном мире, в частности в российском обществе, – одна из важных составляющих. Люди обращаются к разным СМИ, чтобы получить ответы на их вопросы, а в сегодняшних реалиях многие вопросы относятся к боевым действиям на территории Украины.
В этих условиях необходимо обращаться к разным источникам – как к российским, так и иностранным. Важно, чтобы журналисты освещали события не по публикациям в Сети, а в том числе на основе сообщений от военных корреспондентов, работающих в зоне СВО.
В работе я анализирую, как выбранные средства массовой информации писали о событиях на территории Украины до начала спецоперации, что публиковали и на чем конкретно делали акцент. Также изучается, как изменился контент этих СМИ уже после начала СВО, как в целом изменилась работа этих изданий и что на это могло повлиять. Также я привожу требования, которые должны учитывать медиа при освещении боевых действий, какие есть в этом случае противоречия.
Далее я провожу глубокое изучение и сравнение ряда публикаций об одном и том же событии в анализируемых СМИ, а также пытаюсь объяснить, чем вызвана разница в подаче информации разными источниками и как это можно решить и самим медиа, и обычным пользователям.
Помимо прочего, в работе используются практические навыки, полученные в ходе прохождения преддипломной практической подготовки и работы в РИА Новости (медиагруппа "Россия сегодня").
Гипотеза исследования: предполагается, что российские и западные СМИ серьезно отличаются подачей информации о спецоперации на территории Украины, также необходимо выяснить соответствие выбранных СМИ на предмет соответствия стандартам журналистики.
Актуальность работы заключается в том, что в настоящий момент специальная военная операция на территории Украины все еще продолжается, а людям эта тема во многом наиболее интересна по разного рода причинам. Также стоит помнить об утверждениях представителей России и Запада о лжи в СМИ, которые освещают СВО.




Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Журналистику часто называют "четвертой властью" (наряду с законодательной, исполнительной и судебной). Журналисты обладают большим влиянием в обществе, и "осознание этой власти должно сочетаться со скромностью и чувством долга перед читателем" . Так писал Всемирный комитет за свободу прессы. Именно это говорит о важности журналистики в современном мире, в особенности в условиях военного конфликта.
Журналистика в России постоянно трансформируется, постоянно меняется. Сейчас она трансформировалась во многом в публикацию тех сообщений, которые нужны российским властям и для составления определенного настроя в головах их читателей, которые не могут воспользоваться другими источниками информации или целенаправленно читают, смотрят или слушают только один источник.
Западная же журналистика или русскоязычные СМИ, зарегистрированные за пределами России, пытаются пробить барьер, созданный для того, чтобы не дать россиянам получить информацию "с другой стороны".
Кто-то скажет, что независимой журналистики нет, что все СМИ врут или работают по заказу спецслужб ряда стран. Возможно, такие и есть, но задача журналиста – не вбить в голову ту или иную идею, мысль, "правду", а донести всю имеющуюся информацию о том или ином событии, чтобы их клиент (то есть читатель или слушатель) самостоятельно на основе всех данных построил картину, которая ему кажется верной.
Везде у вас идеология, а не теория!
Так работают западные СМИ – собирают все данные, комментарии сторон, пытаются проверить их достоверность, а дальше донести полученную информацию до пользователей. Это же относится и к специальной военной операции на территории Украины. Если же что-то проверить или оперативно получить необходимый комментарий нельзя, СМИ должно это указать.
Российские же СМИ сегодня в условиях военного конфликта, в котором участвует их страна, работают по другой схеме. Некоторые из них пытаются работать по стандартам журналистики, но учитывая ограничения, введенные властями РФ. Другие же, как например РИА Новости, ведут в основном пропагандистскую деятельность. Этот результат был получен после анализа выбранного СМИ.
Основной вывод этой выпускной квалификационной работы состоит в том, что любому человеку для составления полной картины необходимо несколько источников информации, которые должны быть представлены и разными сторонами конфликта, ситуации и так далее. Собирая все данные со всех сторон, человек способен изучить проблему самостоятельно, понять ее причины, цели, необходимость, сделать вывод и вынести из нее результат.
Вот и получили такой скромный и нравоучительный вывод, мол, надо …)
Пока ваша ВКР не научна. Не знаю, как вы поняли меня, но вам надо работать и работать над теорией. Фактура есть, но она не связана и не подтверждает ваши теоретические посылки, пусть не ваши, а научных авторов и исследователей!!!
Прошу вас исправить это! Зайдите на кафедру там много ВКР прошлых лет посмотрите, как пишут студенты и оформляют свои ВКР
Прошу вас следовать моим рекомендациям!




1. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 05.12.2022) "О средствах массовой информации"
2. Федеральный закон от 4 марта 2022 года № 32-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"

Учебники, учебные пособия и книги
3. Амзин А. А., Интернет-журналистика. Как писать хорошие тексты, привлекать аудиторию и зарабатывать на этом: АСТ – 2020. 400 с.
4. Баранова А. С. Специфика работы журналиста в зоне вооруженного конфликта / Баранова А. С. – ЛОМОНОСОВ-2021, Материалы XXVIII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Севастополь, 2021. – 116-117 с. Текст: электронный // eLIBRARY. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46177850 (Дата обращения: 27.12.2022)
5. Колесниченко А. В. Прикладная журналистика: Учебное пособие // Издательство Московского университета, 2008. – 70 с.
6. Колесниченко, А.В. Практическая журналистика. Учебное пособие // Haller M. Recherchieren. Ein Handbuch für Journalisten. München: Ölschläger, 1991. P. 178.
7. Малькольм Ф. Мэллет. Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы/ Малькольм Ф. Мэллет (ред.-сост.) - Изд-во: «Права человека», 1998. - 101 с.
8. Тертычный, А. А. Аналитическая журналистика. Учеб. пособие для студентов вузов – М.: Аспект Пресс, 2010. – С. 35.
9. Тюкаева Т. И., Мирополитическое влияние глобальных СМИ в современном мире: конструктивистский подход: Вестник МГИМО-Университета, 2017., 271 с. [Электронный ресурс] // URL: https://www.vestnik.mgimo.ru/jour/article/view/730/715 (Дата обращения: 23.12.2022).
10. Шевченко, Д. А. Создание коммерческого предложения: учебник : [16+] / Д. А. Шевченко. – Москва: Директ-Медиа, 2022. – 208 с.
11. Шевченко Д. А. Рынок и рыночные отношения в России: экономический и социологический анализ // Практический маркетинг. 2011. № 3. С. 4–12.
12. Шевченко, Д. А. Цифровой маркетинг: учебник : [16+] / Д. А. Шевченко. – Москва: Директ-Медиа, 2022. – 185 с.: ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=686507
13. Шостак, М. И. Новостная журналистика. Новости прессы: учебник и практикум для вузов / М. И. Шостак. — 2-е изд., доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 192 с. [Электронный ресурс] // URL: https://urait.ru/bcode/512579 (Дата обращения: 27.12.2022).
14. Журналистика в условиях конфликта: передовой опыт и рекомендации: Пособие с рекомендациями для работников СМИ. – К.: "Компания ВАИТЭ", 2016. – 118 с
15. Курсовая работа (неизвестный автор): [Электронный ресурс] // URL: https://edunews.ru/students/vypusknaya/kak-delat-i-oformlyat-ssylki-i-snoski-v-diplome.html#q4 (Дата обращения: 19.01.2023).


Сайты
16. Кодекс редакции "Медузы": [Электронный ресурс] // Meduza.io URL: https://meduza102.global.ssl.fastly.net/pages/codex
17. Вниманию средств массовой информации и иных информационных ресурсов, 24 февраля 2022 года: [Электронный ресурс] // Роскомнадзор. URL: https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news74084.htm. (Дата обращения: 18.12.2022).
18. Вниманию российских средств массовой информации! (27 марта 2022 года): [Электронный ресурс] // Роскомнадзор. URL: https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news74224.htm (Дата обращения: 27.12.2022)
19. В Николаевской области сообщили о повреждении объектов инфраструктуры: [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20221215/nikolaev-1838784505.html. (Дата обращения: 18.12.2022).
20. Источник сообщил о столкновении индийских солдат с китайскими военными: [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20221212/indiya-1838140598.html. (Дата обращения: 18.12.2022).
21. Украинский военный расстрелял мирных жителей в Артемовске, сообщил источник: [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20221216/ukraina-1839114758.html. (Дата обращения: 18.12.2022).
22. Болгары весь 2021 год восхищались Россией в заголовках РИА Новости. Рассказываем, как анонимные комментарии под статьями стали важной частью пропаганды: [Электронный ресурс] // Meduza.io URL: https://meduza.io/feature/2022/01/08/bolgary-ves-2021-god-voshischalis-rossiey-v-zagolovkah-ria-novosti. (Дата обращения: 23.12.2022)
23. На "Ленте.ру" опубликовали заметку "Владимир Путин превратился в жалкого диктатора и параноика"…: [Электронный ресурс] // Meduza.io. URL: https://meduza.io/feature/2022/05/09/na-lente-ru-opublikovali-zametku-vladimir-putin-prevratilsya-v-zhalkogo-diktatora-i-paranoika-i-esche-20-takih-novostey. (Дата обращения: 18.12.2022).
24. Российские власти запретили журналистам говорить про негатив: [Электронный ресурс] // Wayback Machine. URL: https://web.archive.org/web/20220509065857/https://lenta.ru/news/2022/05/09/africa/. (Дата обращения: 18.12.2022).
25. "Медуза" заблокирована в России…: [Электронный ресурс] // Meduza.io URL: https://meduza.io/feature/2022/03/04/meduza-zablokirovana-v-rossii-my-byli-k-etomu-gotovy-i-prodolzhaem-rabotat. (Дата обращения: 20.12.2022)
26. "Медуза" работает в России. Даже без VPN: [Электронный ресурс] // Meduza.io URL: https://meduza.io/feature/2022/02/24/my-ne-znaem-budut-li-rossiyskie-vlasti-glushit-nezavisimye-smi-iz-za-voyny-no-sovetuem-vam-skachat-prilozhenie-meduzy-pryamo-seychas (Дата обращения: 13.12.2022)
27. "Сигнал" – имейл-рассылка от создателей "Медузы": [Электронный ресурс] // "Сигнал" URL: https://getsignal.news/ (Дата обращения: 23.12.2022)
28. Это Kit – медиа от создателей "Медузы": [Электронный ресурс] // Kit URL: https://getkit.news/ (Дата обращения: 23.12.2022)
29. В Москве погибли двое пожарных. Они спасли четырех человек из горящей квартиры: [Электронный ресурс] // Meduza.io URL: https://meduza102.global.ssl.fastly.net/news/2018/02/28/v-moskve-pogibli-dvoe-pozharnyh-oni-spasli-chetyreh-chelovek-iz-goryaschey-kvartiry. (Дата обращения: 20.12.2022)
30. Протестующие в Тбилиси разгромили офис правящей партии…: [Электронный ресурс] // Meduza.io URL: https://meduza102.global.ssl.fastly.net/news/2019/06/21/protestuyuschie-v-tbilisi-razgromili-ofis-pravyaschey-partii-oppozitsiya-anonsirovala-novyy-miting-u-parlamenta. (Дата обращения: 20.12.2022)
31. Был обычай на Руси – ночью слушать Би-би-си": [Электронный ресурс] // Совершенно секретно URL: https://www.sovsekretno.ru/articles/politika/byl-obychay-na-rusi-nochyu-slushat-bi-bi-si/. (Дата обращения: 23.12.2022)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ