РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ОТЗЫВЧИВОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКУ ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТФИЛЬМОВ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития отзывчивого отношения у детей старшего дошкольного возраста к сверстнику посредством мультфильмов 9
1.1 Развитие отзывчивого отношения у детей старшего дошкольного
возраста к сверстнику как психолого-педагогическая проблема 9
1.2 Мультипликация как средство развития отзывчивого отношения у
детей старшего дошкольного возраста к сверстнику 16
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Экспериментальная работа по организации и проведению процесса развития отзывчивого отношения у детей старшего дошкольного возраста к сверстнику посредством мультфильмов 27
2.1 Характеристика целей и методики изучения уровня развития у детей
5-6 лет отзывчивого отношения к сверстнику 27
2.2 Характеристика результатов изучения уровня развития у детей 5-6
лет отзывчивого отношения к сверстнику 33
2.3 Содержание, формы и методы работы по развитию у детей 5 -6 лет
отзывчивого отношения к сверстнику посредством мультфильмов в условиях детского сада 50
2.4 Изучение динамики уровня развития у детей 5-6 лет отзывчивого
отношения к сверстнику 75
Выводы по второй главе 89
Заключение 92
Список используемой литературы 95
Приложение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития отзывчивого отношения у детей старшего дошкольного возраста к сверстнику посредством мультфильмов 9
1.1 Развитие отзывчивого отношения у детей старшего дошкольного
возраста к сверстнику как психолого-педагогическая проблема 9
1.2 Мультипликация как средство развития отзывчивого отношения у
детей старшего дошкольного возраста к сверстнику 16
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Экспериментальная работа по организации и проведению процесса развития отзывчивого отношения у детей старшего дошкольного возраста к сверстнику посредством мультфильмов 27
2.1 Характеристика целей и методики изучения уровня развития у детей
5-6 лет отзывчивого отношения к сверстнику 27
2.2 Характеристика результатов изучения уровня развития у детей 5-6
лет отзывчивого отношения к сверстнику 33
2.3 Содержание, формы и методы работы по развитию у детей 5 -6 лет
отзывчивого отношения к сверстнику посредством мультфильмов в условиях детского сада 50
2.4 Изучение динамики уровня развития у детей 5-6 лет отзывчивого
отношения к сверстнику 75
Выводы по второй главе 89
Заключение 92
Список используемой литературы 95
Приложение
Актуальность исследования. Воспитание у детей дошкольного возраста гуманного отношения к сверстникам является на современном этапе одной из главных задач нравственного воспитания. В детском саду дети имеют равные права и близкие интересы, они учатся ориентироваться на сверстников, приобретают практический опыт, оказывая действенную помощь другому ребенку, сочувствуя, разделяя с ним радость, печаль, сопереживания. Отсутствие этих качеств (нечувствительность и отсутствие интереса к партнеру, враждебность и т.д.), делает ребенка отвергаемым и лишает симпатии со стороны сверстников. Дети, понимающие эмоции, бывают более отзывчивыми по отношению к своим сверстникам, социально умелыми и принятыми в своей группе.
Опыт отношений со сверстниками важен для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер и содержание отношения ребенка к окружающему миру. В теории и практике данная проблема является предметом рассуждения ученых. Исследователи изучают пути и средства формирования отзывчивости. Однако недостаточно изучены потенциальные возможности такого средства как мультипликация.
Мультипликация, как вид современного искусства, в дошкольном детстве очень востребована. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у малыша первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения.
Психологические механизмы мультипликации как вида искусства особенно воздействуют на сознание ребёнка-дошкольника. При просмотре мультфильмов срабатывают механизмы формирования массового поведения: заражение, внушение и подражание. Мультфильм становится универсальным языком, помогающим разностороннему развитию детей.
Изменения, происходящие в 21 веке, потребовали выявления роли мультфильмов как средства воспитания и формирования нравственных качеств личности дошкольника.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать возможности мультипликации в развитии у детей 5 -6 лет отзывчивого отношения к сверстнику.
Объект исследования: развитие у детей 5-6 лет отзывчивого отношения к сверстнику.
Предмет исследования: педагогический процесс развития у детей 5-6 лет отзывчивого отношения к сверстнику посредством мультфильмов.
Гипотеза исследования: развитие у детей 5-6 лет отзывчивого отношения к сверстнику посредством мультфильмов возможно, если обеспечить:
- обогащение знаний и представлений детей об отзывчивом отношении к сверстнику в процессе просмотра и обсуждения мультфильмов, содержанием которых является отзывчивое отношение к человеку;
- обучение детей способам отзывчивого отношения к сверстнику в процессе просмотра и обсуждения мультфильмов;
- организацию педагогических ситуаций для реализации способов отзывчивого отношения к сверстникам.
В связи с целью исследования нами были намечены задачи исследования:
1. На основе анализа теории и практики дошкольного образования раскрыть и охарактеризовать процесс развития отзывчивого отношения у детей, степень разработанности данной проблемы на современном этапе и определить понятийно-категориальное поле исследования.
2. Определить показатели и уровни развития отзывчивого отношения у детей 5-6 лет к сверстнику.
3. Разработать и экспериментально проверить методику развития у детей 5-6 лет отзывчивого отношения к сверстнику посредством просмотра мультфильмов.
Методы исследования: теоретические (анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы); эмпирические (педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; беседа, наблюдение, анализ педагогических ситуаций, выбор картинок, дополнение предложений); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Теоретическо-методологической основой явились положения: о нравственном воспитании детей (А.В. Запорожец); об отзывчивости как показателе гуманного отношения (М.В. Воробьева, Т.А. Пономаренко); о дошкольном детстве как важнейшем периоде в становлении личности, ознакомлении с искусством (В.В. Зеньковский, В.С. Мухина, П.М. Якобсон); о наглядно-образной, наглядно-действенной форме познания, восприятия мира (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн); о современном искусстве, которое обеспечивает механизм интериоризации ребёнком воспринятых ценностей (Ж. Пиаже, П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский).
Экспериментальная база исследования: Экспериментальной базой стала образовательная организация МБУ детский сад № 80 «Песенка» города Тольятти. В исследовании приняли участие воспитанники старшей дошкольной группы в количестве 40 человек и 15 воспитателей старших возрастных групп детского сада.
Основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение двух лет и состояло из трех этапов
На первом этапе осуществлялся анализ современного состояния проблемы развития отзывчивого отношения у детей 5-6 лет к сверстнику; изучалась философская, психолого-педагогическая литература;
разрабатывался теоретико-методологический аппарат исследования и программа работы. Осуществлялся подбор методик, позволяющих изучить уровень отзывчивого отношения к сверстнику у детей 5-6 лет.
На втором этапе проводилась опытно-экспериментальная работа по развитию у детей 5-6 лет отзывчивого отношения к сверстнику. Осуществлялась разработка, проектирование реализация педагогических условий. Продолжалось изучение психолого-педагогической, философской и методической литературы. Осуществлялось обоснование сформулированных концептуальных положений.
На третьем этапе завершалась экспериментальная работа, проводился контрольный этап исследования, осуществлялся анализ и интерпретация полученных данных, формулировались выводы, завершалось литературное оформление диссертационной работы.
Достоверность и обоснованность научных положений обеспечивается исходными методологическими положениями, их соответствием современным тенденциям развития системы дошкольного образования, развития дошкольной педагогики и методик дошкольного образования; использованием комплекса методов, адекватных цели, задачам и предмету исследования; тщательностью и длительностью экспериментальной работы, наличием экспериментальной и контрольной группы.
Научная новизна исследования:
- выявлена возможность исследования развития у детей 5-6 лет отзывчивого отношения к сверстнику посредством просмотра мультфильмов, содержанием которых является отзывчивое отношение к человеку;
- изучены потенциальные возможности мультфильмов (информативность, эмоциогенность, регуляторность) в развитии у детей 5-6 лет отзывчивого отношения к сверстнику;
- определены показатели и уровни отзывчивого отношения детей к сверстникам.
Теоретическая значимость исследования:
- уточнено понимание отзывчивого отношения к сверстникам, которое рассматривается, как проявление ребенком умения замечать ситуации, в которых его сверстник испытывает неблагополучие, и находить действенные способы, помогающие сверстнику восстановить эмоциональный комфорт.
- выделены педагогические условия развития отзывчивого отношения к сверстнику посредством мультфильмов, содержанием которых является отзывчивое отношение к человеку.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно дает возможность перестроить процесс развития отзывчивого отношения у старших дошкольников к сверстникам, используя мультипликацию. В практику работы дошкольных образовательных учреждений могут быть внедрены диагностические задания по выявлению уровня отзывчивого отношения к сверстнику, этапность осуществления данного процесса.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается теоретическим обоснованием проблемы; использованием и применением комплекса методов, адекватных цели, объекту, предмету и задачам исследования; экспериментальной проверкой гипотезы исследования и положительными результатами апробации экспериментальной работы; наличием экспериментальной и контрольной группы.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования обсуждались на научно-методическом семинаре, заседании кафедры дошкольной педагогики и психологии гуманитарно-педагогического института Тольяттинского государственного университета. Результаты исследований докладывались на региональной студенческой научной конференции «Дошкольник на современном этапе» (г. Тольятти, 2015, 2016 гг.); на международной научно-практической конференции «Психолого-педагогические и технологические аспекты организации образовательной среды в условиях реализации ФГОСов» (г. Тольятти, 2016 г.). По теме магистерской диссертации имеется 3 публикации.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Отзывчивое отношение к сверстнику рассматривается, как проявление ребенком умения замечать ситуации, в которых его сверстник испытывает неблагополучие и находить действенные способы, помогающие сверстнику восстановить эмоциональный комфорт.
2. Мультипликация как социально-ролевая модель, демонстрирующая ребёнку способы просоциального взаимодействия (в нашем случае отзывчивость) с окружающим миром, является средством развития у детей 5-6 лет отзывчивого отношения к сверстнику.
3. Эффективность процесса развития у детей 5-6 лет отзывчивого отношения к сверстнику посредством мультфильмов обеспечивается следующими педагогическими условиями: обогащение знаний и представлений детей об отзывчивом отношении к сверстнику в процессе просмотра и обсуждения мультфильмов, содержанием которых является отзывчивое отношение к человеку; обучение детей способам отзывчивого отношения к сверстнику в процессе просмотра и обсуждения мультфильмов; организация педагогических ситуаций для реализации способов отзывчивого отношения к сверстникам.
4. Показатели и уровни проявления отзывчивого отношения к сверстнику характеризуются степенью осознания детьми представлений об отзывчивости, овладения способами осуществления отзывчивости к сверстнику, целенаправленностью и самостоятельностью использования способов отзывчивости к сверстнику в практической деятельности для достижения результата.
Структура диссертации. Работа состоит из ведения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Опыт отношений со сверстниками важен для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер и содержание отношения ребенка к окружающему миру. В теории и практике данная проблема является предметом рассуждения ученых. Исследователи изучают пути и средства формирования отзывчивости. Однако недостаточно изучены потенциальные возможности такого средства как мультипликация.
Мультипликация, как вид современного искусства, в дошкольном детстве очень востребована. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у малыша первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения.
Психологические механизмы мультипликации как вида искусства особенно воздействуют на сознание ребёнка-дошкольника. При просмотре мультфильмов срабатывают механизмы формирования массового поведения: заражение, внушение и подражание. Мультфильм становится универсальным языком, помогающим разностороннему развитию детей.
Изменения, происходящие в 21 веке, потребовали выявления роли мультфильмов как средства воспитания и формирования нравственных качеств личности дошкольника.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать возможности мультипликации в развитии у детей 5 -6 лет отзывчивого отношения к сверстнику.
Объект исследования: развитие у детей 5-6 лет отзывчивого отношения к сверстнику.
Предмет исследования: педагогический процесс развития у детей 5-6 лет отзывчивого отношения к сверстнику посредством мультфильмов.
Гипотеза исследования: развитие у детей 5-6 лет отзывчивого отношения к сверстнику посредством мультфильмов возможно, если обеспечить:
- обогащение знаний и представлений детей об отзывчивом отношении к сверстнику в процессе просмотра и обсуждения мультфильмов, содержанием которых является отзывчивое отношение к человеку;
- обучение детей способам отзывчивого отношения к сверстнику в процессе просмотра и обсуждения мультфильмов;
- организацию педагогических ситуаций для реализации способов отзывчивого отношения к сверстникам.
В связи с целью исследования нами были намечены задачи исследования:
1. На основе анализа теории и практики дошкольного образования раскрыть и охарактеризовать процесс развития отзывчивого отношения у детей, степень разработанности данной проблемы на современном этапе и определить понятийно-категориальное поле исследования.
2. Определить показатели и уровни развития отзывчивого отношения у детей 5-6 лет к сверстнику.
3. Разработать и экспериментально проверить методику развития у детей 5-6 лет отзывчивого отношения к сверстнику посредством просмотра мультфильмов.
Методы исследования: теоретические (анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы); эмпирические (педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; беседа, наблюдение, анализ педагогических ситуаций, выбор картинок, дополнение предложений); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Теоретическо-методологической основой явились положения: о нравственном воспитании детей (А.В. Запорожец); об отзывчивости как показателе гуманного отношения (М.В. Воробьева, Т.А. Пономаренко); о дошкольном детстве как важнейшем периоде в становлении личности, ознакомлении с искусством (В.В. Зеньковский, В.С. Мухина, П.М. Якобсон); о наглядно-образной, наглядно-действенной форме познания, восприятия мира (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн); о современном искусстве, которое обеспечивает механизм интериоризации ребёнком воспринятых ценностей (Ж. Пиаже, П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский).
Экспериментальная база исследования: Экспериментальной базой стала образовательная организация МБУ детский сад № 80 «Песенка» города Тольятти. В исследовании приняли участие воспитанники старшей дошкольной группы в количестве 40 человек и 15 воспитателей старших возрастных групп детского сада.
Основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение двух лет и состояло из трех этапов
На первом этапе осуществлялся анализ современного состояния проблемы развития отзывчивого отношения у детей 5-6 лет к сверстнику; изучалась философская, психолого-педагогическая литература;
разрабатывался теоретико-методологический аппарат исследования и программа работы. Осуществлялся подбор методик, позволяющих изучить уровень отзывчивого отношения к сверстнику у детей 5-6 лет.
На втором этапе проводилась опытно-экспериментальная работа по развитию у детей 5-6 лет отзывчивого отношения к сверстнику. Осуществлялась разработка, проектирование реализация педагогических условий. Продолжалось изучение психолого-педагогической, философской и методической литературы. Осуществлялось обоснование сформулированных концептуальных положений.
На третьем этапе завершалась экспериментальная работа, проводился контрольный этап исследования, осуществлялся анализ и интерпретация полученных данных, формулировались выводы, завершалось литературное оформление диссертационной работы.
Достоверность и обоснованность научных положений обеспечивается исходными методологическими положениями, их соответствием современным тенденциям развития системы дошкольного образования, развития дошкольной педагогики и методик дошкольного образования; использованием комплекса методов, адекватных цели, задачам и предмету исследования; тщательностью и длительностью экспериментальной работы, наличием экспериментальной и контрольной группы.
Научная новизна исследования:
- выявлена возможность исследования развития у детей 5-6 лет отзывчивого отношения к сверстнику посредством просмотра мультфильмов, содержанием которых является отзывчивое отношение к человеку;
- изучены потенциальные возможности мультфильмов (информативность, эмоциогенность, регуляторность) в развитии у детей 5-6 лет отзывчивого отношения к сверстнику;
- определены показатели и уровни отзывчивого отношения детей к сверстникам.
Теоретическая значимость исследования:
- уточнено понимание отзывчивого отношения к сверстникам, которое рассматривается, как проявление ребенком умения замечать ситуации, в которых его сверстник испытывает неблагополучие, и находить действенные способы, помогающие сверстнику восстановить эмоциональный комфорт.
- выделены педагогические условия развития отзывчивого отношения к сверстнику посредством мультфильмов, содержанием которых является отзывчивое отношение к человеку.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно дает возможность перестроить процесс развития отзывчивого отношения у старших дошкольников к сверстникам, используя мультипликацию. В практику работы дошкольных образовательных учреждений могут быть внедрены диагностические задания по выявлению уровня отзывчивого отношения к сверстнику, этапность осуществления данного процесса.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается теоретическим обоснованием проблемы; использованием и применением комплекса методов, адекватных цели, объекту, предмету и задачам исследования; экспериментальной проверкой гипотезы исследования и положительными результатами апробации экспериментальной работы; наличием экспериментальной и контрольной группы.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования обсуждались на научно-методическом семинаре, заседании кафедры дошкольной педагогики и психологии гуманитарно-педагогического института Тольяттинского государственного университета. Результаты исследований докладывались на региональной студенческой научной конференции «Дошкольник на современном этапе» (г. Тольятти, 2015, 2016 гг.); на международной научно-практической конференции «Психолого-педагогические и технологические аспекты организации образовательной среды в условиях реализации ФГОСов» (г. Тольятти, 2016 г.). По теме магистерской диссертации имеется 3 публикации.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Отзывчивое отношение к сверстнику рассматривается, как проявление ребенком умения замечать ситуации, в которых его сверстник испытывает неблагополучие и находить действенные способы, помогающие сверстнику восстановить эмоциональный комфорт.
2. Мультипликация как социально-ролевая модель, демонстрирующая ребёнку способы просоциального взаимодействия (в нашем случае отзывчивость) с окружающим миром, является средством развития у детей 5-6 лет отзывчивого отношения к сверстнику.
3. Эффективность процесса развития у детей 5-6 лет отзывчивого отношения к сверстнику посредством мультфильмов обеспечивается следующими педагогическими условиями: обогащение знаний и представлений детей об отзывчивом отношении к сверстнику в процессе просмотра и обсуждения мультфильмов, содержанием которых является отзывчивое отношение к человеку; обучение детей способам отзывчивого отношения к сверстнику в процессе просмотра и обсуждения мультфильмов; организация педагогических ситуаций для реализации способов отзывчивого отношения к сверстникам.
4. Показатели и уровни проявления отзывчивого отношения к сверстнику характеризуются степенью осознания детьми представлений об отзывчивости, овладения способами осуществления отзывчивости к сверстнику, целенаправленностью и самостоятельностью использования способов отзывчивости к сверстнику в практической деятельности для достижения результата.
Структура диссертации. Работа состоит из ведения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Особенности развития отзывчивого отношения у детей дошкольного возраста связаны с эмоциональным развитием дошкольника. Чтобы ребенок понял объективное значение передаваемых ему норм и требований, необходимо вызвать у него соответствующее эмоциональное отношение и помочь ему реализовать это отношение в практическом опыте. Эффективным средством, воздействующим на сознание детей и воспитание отзывчивого отношения к сверстнику, становятся мультфильмы. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром.
Анализ исследований дает нам утверждать, что отзывчивое отношение к сверстнику - это проявление ребенком умения замечать ситуации, в которых его сверстник испытывает неблагополучие, и находить действенные способы, помогающие сверстнику восстановить эмоциональный комфорт. Однако теоретические и практические исследования дошкольного воспитания показали, что имеются примеры низкого уровня развития отзывчивого отношения у детей к сверстнику.
В работе раскрыто то, что мультфильмы формируют у ребенка первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребёнок учится позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. Мультипликация представляет собой не только сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении областей нескольких видов искусства, но также является сложным процессом воздействия на личность ребёнка в целом . Именно в 5-6 лет у дошкольников - сензитивный период, когда дети наиболее восприимчивы к визуальным образам - развитие наглядно-образного мышления, и это именно тот момент, когда у ребёнка активно развиваются все сферы деятельности, происходит социализация, закладываются духовные ценности и мотивы, которые в дальнейшем будут определять усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения. Поэтому именно под профессиональным руководством педагога в условиях детского сада необходимо начинать процесс развития отзывчивого отношения у детей к сверстнику посредством мультфильмов.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что дети в основном имеют низкие и средние показатели по выделенным критериям отзывчивого отношения к сверстнику. Для этих детей характерно отсутствие или недостаточная развитость представлений о понятии «отзывчивость» и способах осуществления отзывчивости; низким желанием отозваться на нужды сверстника; слабым стремлением к проявлению помощи сверстнику или его отсутствием.
Формирующий эксперимент показал, что при поэтапной организации содержательно насыщенной деятельности, использовании системы формирующих воздействий (беседа, чтение стихотворения, просмотр и обсуждение мультфильмов, упражнения по сюжетам мультфильмов, игровые ситуации и инсценирование детьми новых сюжетов мультфильмов) у детей экспериментальной группы появились знания о понятии «отзывчивость»; представления о способах осуществления отзывчивости в совместной деятельности детей; желание помочь другому ребенку; стремление помощи сверстнику; умение по оказанию самостоятельных действий помощи.
Полученные данные убеждают в том, что предложенная нами методика способствует развитию у детей 5-6 лет отзывчивого отношения к сверстнику, а, следовательно, выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Итак, были сделаны следующие выводы:
1. Многоаспектный анализ понятия «отзывчивость» с философской, психологической и педагогической точек зрения, изучение различных концептуальных подходов к пониманию данной категории, позволили нам рассматривать отзывчивость к сверстнику как проявление ребенком умения замечать ситуации, в которых его сверстник испытывает неблагополучие, и находить действенные способы, помогающие сверстнику восстановить эмоциональный комфорт, охватывающих когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы.
2. Проведенное исследование позволило установить, что отзывчивое отношение к сверстнику развивается постепенно в направлении обогащения и усложнения его составляющих. При этом развитие одних, более сложных по структуре и содержанию показателей отзывчивого отношения к сверстнику (стремление помочь сверстнику, умения оказывать помощь сверстнику), предполагает сформированность других, менее сложных (представления дошкольников об отзывчивости, представления дошкольников о способах осуществления отзывчивости к сверстнику, желание отозваться на нужды сверстника).
3. В процессе магистерской диссертационной работы доказано, что просмотр мультфильмов, содержанием которых является отзывчивое отношение к сверстнику, является эффективным средством развития у детей 5-6 лет отзывчивого отношения к сверстнику. Мультфильм выступает как образец социально- ролевой модели поведения.
4. Развитию отзывчивого отношения у детей 5-6 лет к сверстнику способствует этапная организация работы (информационный, обучающий, практико - преобразующий). Педагогическими условиями развития у детей 5 - 6 лет отзывчивого отношения к сверстнику являются: обогащение знаний и представлений детей об отзывчивом отношении к сверстнику в процессе просмотра и обсуждения мультфильмов, содержанием которых является отзывчивое отношение к человеку; обучение детей способам отзывчивого отношения к сверстнику в процессе просмотра и обсуждения мультфильмов; организация педагогических ситуаций для реализации способов отзывчивого отношения к сверстникам.
Анализ исследований дает нам утверждать, что отзывчивое отношение к сверстнику - это проявление ребенком умения замечать ситуации, в которых его сверстник испытывает неблагополучие, и находить действенные способы, помогающие сверстнику восстановить эмоциональный комфорт. Однако теоретические и практические исследования дошкольного воспитания показали, что имеются примеры низкого уровня развития отзывчивого отношения у детей к сверстнику.
В работе раскрыто то, что мультфильмы формируют у ребенка первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребёнок учится позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. Мультипликация представляет собой не только сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении областей нескольких видов искусства, но также является сложным процессом воздействия на личность ребёнка в целом . Именно в 5-6 лет у дошкольников - сензитивный период, когда дети наиболее восприимчивы к визуальным образам - развитие наглядно-образного мышления, и это именно тот момент, когда у ребёнка активно развиваются все сферы деятельности, происходит социализация, закладываются духовные ценности и мотивы, которые в дальнейшем будут определять усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения. Поэтому именно под профессиональным руководством педагога в условиях детского сада необходимо начинать процесс развития отзывчивого отношения у детей к сверстнику посредством мультфильмов.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что дети в основном имеют низкие и средние показатели по выделенным критериям отзывчивого отношения к сверстнику. Для этих детей характерно отсутствие или недостаточная развитость представлений о понятии «отзывчивость» и способах осуществления отзывчивости; низким желанием отозваться на нужды сверстника; слабым стремлением к проявлению помощи сверстнику или его отсутствием.
Формирующий эксперимент показал, что при поэтапной организации содержательно насыщенной деятельности, использовании системы формирующих воздействий (беседа, чтение стихотворения, просмотр и обсуждение мультфильмов, упражнения по сюжетам мультфильмов, игровые ситуации и инсценирование детьми новых сюжетов мультфильмов) у детей экспериментальной группы появились знания о понятии «отзывчивость»; представления о способах осуществления отзывчивости в совместной деятельности детей; желание помочь другому ребенку; стремление помощи сверстнику; умение по оказанию самостоятельных действий помощи.
Полученные данные убеждают в том, что предложенная нами методика способствует развитию у детей 5-6 лет отзывчивого отношения к сверстнику, а, следовательно, выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Итак, были сделаны следующие выводы:
1. Многоаспектный анализ понятия «отзывчивость» с философской, психологической и педагогической точек зрения, изучение различных концептуальных подходов к пониманию данной категории, позволили нам рассматривать отзывчивость к сверстнику как проявление ребенком умения замечать ситуации, в которых его сверстник испытывает неблагополучие, и находить действенные способы, помогающие сверстнику восстановить эмоциональный комфорт, охватывающих когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы.
2. Проведенное исследование позволило установить, что отзывчивое отношение к сверстнику развивается постепенно в направлении обогащения и усложнения его составляющих. При этом развитие одних, более сложных по структуре и содержанию показателей отзывчивого отношения к сверстнику (стремление помочь сверстнику, умения оказывать помощь сверстнику), предполагает сформированность других, менее сложных (представления дошкольников об отзывчивости, представления дошкольников о способах осуществления отзывчивости к сверстнику, желание отозваться на нужды сверстника).
3. В процессе магистерской диссертационной работы доказано, что просмотр мультфильмов, содержанием которых является отзывчивое отношение к сверстнику, является эффективным средством развития у детей 5-6 лет отзывчивого отношения к сверстнику. Мультфильм выступает как образец социально- ролевой модели поведения.
4. Развитию отзывчивого отношения у детей 5-6 лет к сверстнику способствует этапная организация работы (информационный, обучающий, практико - преобразующий). Педагогическими условиями развития у детей 5 - 6 лет отзывчивого отношения к сверстнику являются: обогащение знаний и представлений детей об отзывчивом отношении к сверстнику в процессе просмотра и обсуждения мультфильмов, содержанием которых является отзывчивое отношение к человеку; обучение детей способам отзывчивого отношения к сверстнику в процессе просмотра и обсуждения мультфильмов; организация педагогических ситуаций для реализации способов отзывчивого отношения к сверстникам.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ СОВМЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ОСНОВ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - Мультлекторий как средство формирования социальных установок старших дошкольников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Игра - драматизация как средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024



