Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Работа №115291

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы45
Год сдачи2021
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
90
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития свойств внимания у детей 5-6 лет с нарушениями зрения 8
1.1 Характеристика свойств внимания в системе психолого-педагогических категорий 8
1.2 Психолого-педагогические условия развития свойств внимания
у детей 5-6 лет с нарушениями зрения 11
Глава 2 Экспериментальное исследование психолого-педагогических условий развития свойств внимания у детей 5-6 лет с нарушениями зрения 17
2.1 Выявление уровня развития свойств внимания у детей 5-6 лет
с нарушениями зрения 17
2.2 Содержание и организация работы по реализации педагогических условий по развитию свойств внимания у детей 5-6 лет с нарушениями зрения 26
2.3 Выявление динамики уровня развития свойств внимания
у детей 5-6 лет с нарушениями зрения 32
Заключение 39
Список используемой литературы 41
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 43
Приложение Б Стимульный материал к диагностической методике «Проставь значки» 44
Приложение В Стимульный материал к диагностической методике «Переплетенные линии»


В Федеральных государственных стандартах дошкольного образования четко прослеживается идея о всестороннем развитии личности ребенка- дошкольника. Развитию личности в целом в педагогике в настоящий момент уделяется достаточно много внимания. И, тем не менее, психологами давно отмечено, что без развитого на должном уровне внимания, дальнейший процесс развития и обучения личности будет осложнен.
Дети с нарушениями зрения - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Особое внимание уделяется вопросам развития, коррекции и интеграции в социум детей с нарушениями зрения.
При поступлении в школу, к ребенку предъявляются достаточно высокие требования и готовность ребенка к дальнейшему успешному обучению, определяется уровнем развития различных психических функций, среди которых, внимание занимает одно из ведущих мест. Поскольку, наиболее частой причиной отставания ученика в школе является именно несформированность познавательной деятельности, слабость познавательных процессов, отсутствие мотивации. Поэтому, развитие свойств внимания лежит в основе успешной подготовки к школьному обучению.
В исследованиях Г.М. Блиновой, Н.Ю. Боряковой, Т.А. Власовой представлена система воспитательных мероприятий, которая оптимизирует коррекционно-обучающий процесс и способствует более полной компенсации дефекта. Но многие значимые педагогические вопросы развития и коррекции свойств внимания у детей с нарушениями зрения исследованы недостаточно.
Изучение детей с нарушениями зрения связано с именами таких известных ученых, как Н.С. Певзнер, Т.А. Власова, В.М. Лубовский и другие авторы.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена недостаточной разработанностью проблемы развития свойств внимания у детей 5-6 лет с нарушениями зрения.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью развития свойств внимания у детей 5-6 лет с нарушениями зрения и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия развития свойств внимания у детей 5-6 лет с нарушениями зрения?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия развития свойств внимания у детей 5-6 лет с нарушениями зрения».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность психолого-педагогических условий развития свойств внимания у детей 5-6 лет с нарушениями зрения.
Объект исследования: процесс развития свойств внимания у детей 5-6 лет с нарушениями зрения.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития свойств внимания у детей 5-6 лет с нарушениями зрения.
В ходе работы была выдвинута гипотеза исследования: процесс развития у детей 5-6 лет с нарушениями зрения будет возможен при следующих педагогических условиях, если:
- отобраны упражнения, направленные на развитие свойств внимания у детей 5-6 лет с нарушениями зрения;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда играми, направленными на развитие свойств внимания у детей 5-6 лет с нарушениями зрения;
- включены упражнения на развитие свойств внимания в совместную
деятельность ребенка и взрослого в режимных моментах.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы развития свойств внимания у детей 5-6 лет с нарушениями зрения.
2. Выявить уровень развития свойств внимания у детей 5-6 лет с нарушениями зрения.
3. Разработать, апробировать содержание работы по созданию психолого-педагогических условий развития свойств внимания у детей 5-6 лет с нарушениями зрения.
4. Выявить динамику уровня развития свойств внимания у детей 5-6 лет с нарушениями зрения.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- положения о единства интеллекта и аффекта (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев);
- комплексный подход к процессу формирования личности ребенка в
коррекционном обучении и воспитании (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Е.А. Стребелева);
- теоретические положения о исследовании свойств внимания
Г.М. Блиновой, В.С. Мухиной, М.С. Горбач;
- исследования, посвященные изучению особенностей, приемов, средств и методов развития свойств внимания у детей 5-6 лет с нарушениями зрения А.Г. Литвака, В.И. Лубовского, В.П. Ермаковой.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
- психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
- качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 173 «Василек» городского округа Тольятти. В исследование приняли участие 10 дошкольников 5-6 лет с нарушениями зрения.
Новизна исследования заключается в следующем: обоснованы психолого-педагогические условия развития свойств внимания у детей 5-6 лет с нарушениями зрения; подобраны развивающие игры, направленные на развитие свойств внимания у детей 5-6 лет с нарушениями зрения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, состоит в том, что определены показатели и дана качественная характеристика уровней развития у детей 5-6 лет с нарушениями зрения свойств внимания.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по развитию свойств внимания у детей 5-6 лет с нарушениями зрения может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (23 наименования), 3 приложений. Работа иллюстрирована 2 рисунками и 13 таблицами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Задача развития внимания у дошкольников 5-6 лет с нарушениями зрения достаточно актуальна для педагогики. Невозможно продолжать всестороннее развитие личности, воспитание и обучение, если ребенок постоянно отвлекается, не способен воспринимать большой объем информации, концентрироваться на учебной задачи, переключать внимание с одного объекта познания на другой и воспроизводить заданные действия.
Однако, на практике наблюдается недостаточное использование приёмов развития внимания у детей и недостаточная методическая разработанность данной проблемы. Проведенный в рамках данного исследования анализ психолого-педагогической литературы позволил определить, что внимание обладает рядом характерных свойств и работу по его развитию у детей следует проводить, развивая свойства внимания в комплексе.
Кроме того, были определены критерии развития свойств внимания: уровень объема произвольного внимания; уровень распределения произвольного внимания; уровень устойчивости произвольного внимания; уровень переключаемости произвольного внимания и уровень концентрации произвольного внимания. По каждому из выделенных критериев были подобраны диагностические методики для выявления уровня развития свойств внимания у детей 5-6 лет с нарушениями зрения. Все подобранные нами методики адаптированы для детей 5-6 лет с нарушениями зрения.
В результате проведенного на констатирующем этапе эксперимента мы смогли получить данные, свидетельствующие о том, что 40% испытуемых находятся на нижней границе нормы развития свойств внимания, а 60% детей вышли за её пределы.
Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, мы определили цель формирующего эксперимента: разработать и апробировать содержание работы по развитию у детей 5-6 лет с нарушениями зрения свойств внимания.
Логика формирующего эксперимента:
- отобрать упражнения, направленные на развитие свойств внимания у детей 5-6 лет с нарушениями зрения;
- обогатить развивающую предметно-пространственную среду играми, направленными на развитие свойств внимания у детей 5-6 лет с нарушениями зрения;
- включить упражнения на развитие свойств внимания в совместную деятельность ребенка и взрослого в режимных моментах.
В результате реализации представленных психолого-педагогических условий, уровень развития свойств внимания у дошкольников 5-6 лет с нарушениями зрения достаточно повысился, что подтверждается результатами контрольной диагностики его показателей.
60% испытуемых находятся на нижней границе нормы развития свойств внимания, а 40% детей вышли за ее пределы, что в целом выше, чем результаты констатирующего этапа эксперимента на 20%.
Таким образом, цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития свойств внимания у детей 5-6 лет с нарушениями зрения, была достигнута.
Гипотеза исследования нашла своё подтверждение.



1. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии : учебник. М. : Астрель, 2012. 177с.
2. Безруких М. М. Как подготовить ребенка к школе : учебник М. : Арктоус, 2007. 71 с.
3. Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5-7 лет : учебник. М. : Сфера, 2010. 128 с.
4. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М. : Педагогика, 1990.
5. Власова Т. А. О детях с отклонениями в развитии : учебник. М. : Просвещение, 1973. 176 с.
6. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология : учебник. М. : Арктоус, 1999. 234 с.
7. Горбач М. С. Психологические основы воспитания внимания. М. : Просвещение, 1992. 233 с.
8. Давыдов В. П. Методология и методика психолого-педагогического исследования : учебник. М. : Логос, 2006. 128 с..
9. Джеймс У. Научные основы психологии : учебник. М. : Харвест, 2003. 329 с.
10. Дьяченко О. М. Игры и упражнения на развитие умственных способностей у детей дошкольного возраст : учебник. М. : Просвещение, 1989. 222 с.
11. Запорожец А. В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка. Тбилиси, 1971.
12. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих : учебное пособие. СПб. : Питер, 2006. 336 с.
13. Литвак А. Г. Очерки психологии слепых и слабовидящих, Ленинград, 1972.
14. Лубовский В. И. Специальная литература. М., 1998.
15. Матюхина М. В. Возрастная и педагогическая психология : учебник. М. : Просвещение, 1984. 256 с.
16. Монтессори М. Дети - другие : учебник. М. : Карапуз, 2004. 336 с.
17. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому : учебник. М. : Карапуз, 2000. 272 с.
18. Мухина В. С. Возрастная психология : учебник. М. : Академия, 2000.
19. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / под ред. В.П. Ермакова. М. : Владос, 2000.
20. Отбор детей во вспомогательную школу : пособие для учителя / сост. Т.А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина. М. : Просвещение, 1983. 176 с.
21. Певзнер М. С. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности. М., 1985.
22. Дети с глубокими нарушениями зрения / под ред. М.И. Земцовой, А.И. Каплан, М.С. Певзнер. М. : Педагогика, 1976.
23. Солнцева Л. И. О некоторых особенностях развития слепого ребенка дошкольного возраста. М. : Просвещение, 1967.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ