Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития творческих проявлений детей 5-6 лет в музыкальной деятельности посредством синтеза искусств 9
1.1 Основные психолого-педагогические подходы
к исследованию творческих проявлений детей 5-6 лет 9
1.2 Особенности развития творческих проявлений детей 5-6 лет
в музыкальной деятельности посредством синтеза искусств 13
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию творческих проявлений детей 5-6 лет в музыкальной деятельности посредством синтеза искусств 20
2.1 Выявление уровня творческих проявлений детей 5-6 лет
в музыкальной деятельности 20
2.2 Содержание и организация работы по развитию творческих
проявлений детей 5-6 лет в музыкальной деятельности посредством синтеза искусств 31
2.3 Выявление динамики уровня творческих проявлений детей
5-6 лет в музыкальной деятельности 39
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальной работе 55
Приложение Б Протоколы результатов констатирующего эксперимента... 56
Приложение В Тематический план работы по развитию творческих проявлений детей 5-6 лет в музыкальной деятельности посредством синтеза искусств 61
Приложение Г Результаты контрольного эксперимента 65
Согласно ФГОС ДО одной из задач современного дошкольного образования является развитие творческой личности. В связи с чем перед педагогами стоит задача развития разносторонней личности ребенка дошкольного возраста, развитие индивидуальных способностей каждого ребенка. Период дошкольного возраста представляет собой главный этап в процессе формирования личности ребенка. Именно в данный возрастной период очень важно развивать и закреплять творческий потенциал, так как впоследствии сделать это будет намного труднее. Дети 5-6 лет, которые имеют возможность с раннего возраста проявлять свои творческие способности, сохраняют креативность и в зрелом возрасте. Данное качество, в числе гибких компетенций, высоко ценится в современном мире.
Доказано, что творческие проявления не возникают самопроизвольно, творчество развивается только при условии влияния педагога и окружающей среды. Педагог не должен давать детям готовый образ, а должен помогать создавать новые. Недостаточный уровень творческих проявлений негативно отражается на всем процессе развития детей 5-6 лет, дети имеют трудности в освоении нового материала в силу скудности фантазии и невозможности оперирования образами. Развитие у детей творческих проявлений в деятельности тема далеко не новая, она вызывала интерес многих исследователей: О.М. Дьяченко, В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, Л.Н. Коган, А.Г. Спиркин, С.Л. Рубинштейн другие.
Развитие творческих проявлений детей 5-6 лет в музыкальной деятельности является важной задачей дошкольного образования. Ведь процесс музыкальной деятельности - это особый мир творчества, который так близок и любим детьми.
Особенности музыкальной деятельности детей 5-6 лет рассматривали многие исследователи: Н.А. Ветлугина, Б.М. Теплов, И.Э. Унт и другие. Результаты исследований А.М. Матюшкина, Т.Г. Галактионова, Н.Б. Шумакова показывают, что у детей наблюдается снижение интереса к творчеству. У современных дошкольников не высокий уровень интереса к творчеству и недостаточный уровень интереса к музыкальной деятельности. Данные положения определяют актуальность темы нашего исследования.
Существенную роль в развитии творческих проявлений детей 5-6 лет в музыкальной деятельности может играть синтез выразительных средств музыкального и изобразительного искусства.
Как отмечают Б.М. Неменский, Т.Г. Пеня, Н.Г. Тагильцева, Н.А. Терентьева, P.M. Чумичева, Б.П. Юсов, целостно-интегративный подход к педагогическому процессу дает возможность рассматривать взаимопроникновение специфического языка одного вида искусства в другой. Сравнивая языки искусств, дети начинают понимать, что между ними много общего: мелодия сродни линии, ритмическая организация, темп, динамика имеют место в развитии художественного образа каждого вида искусства.
Исследователи Е.Н. Колокольцев, И.П. Манакова, О.П. Радынова, Г.А. Рыжова, Т.Б. Сиднева отмечают, что на основе общих средств выразительности дети ищут параллели в различных видах искусства, раскрывая художественный образ.
В психолого-педагогических исследованиях синтез искусств рассматривается в нескольких аспектах: как средство художественно-эстетического развития личности ребенка, как творческий процесс, как проблема художественного восприятия (А.Л. Андреев, Е.В. Квятковский, Н.И. Киященко, Е.Н. Колокольцев, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов и другие).
Определены основы формирования художественного образа в музыкально-творческой и изобразительной деятельности детей дошкольного возраста (Н.А. Ветлугина, A.M. Зимина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, О.П. Радынова, Н.П. Сакулина и другие). Однако проблема развития творческих проявлений детей 5-6 лет в музыкальной деятельности посредством синтеза искусств не являлась предметом самостоятельного исследования.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволили выявить противоречие между важностью развития творческих проявлений детей 5-6 лет в музыкальной деятельности и недостаточным использованием синтеза искусств в данном процессе в условиях дошкольной образовательной организации.
Для разрешения данного противоречия в теории и практике современного дошкольного образования мы сформулировали проблему исследования: каковы возможности синтеза искусств в развитии творческих проявлений детей 5-6 лет в музыкальной деятельности?
Цель исследования: теоретически обосновать, экспериментально проверить возможность развития творческих проявлений детей 5-6 лет в музыкальной деятельности посредством синтеза искусств.
Объект исследования - процесс развития творческих проявлений детей 5-6 лет в музыкальной деятельности.
Предмет исследования - развитие творческих проявлений детей 5-6 лет в музыкальной деятельности посредством синтеза искусств.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что развитие творческих проявлений детей 5-6 лет в музыкальной деятельности посредством синтеза искусств возможно, если:
- осуществлен отбор музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства, доступных для восприятия детьми 5-6 лет;
- установлено соотношение между отдельными средствами музыкальной и графической выразительности;
- определены способы использования средств выразительности разных видов искусств в процессе организации музыкальной деятельности детей 5-6 лет.
Задачи исследования.
1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме творческого развития детей 5-6 лет в музыкальной деятельности.
2. Выявить особенности творческих проявлений детей 5-6 лет в музыкальной деятельности.
3. Экспериментально апробировать содержание и организацию работы по развитию творческих проявлений детей 5-6 лет в музыкальной деятельности посредством синтеза искусств.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- основные положения музыкознания о природе развития музыкального восприятия (Б.В. Асафьев, Л.А. Мазель, Е.В. Назайкинский);
- теория изобразительной деятельности и художественного развития дошкольников (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина);
- технология музыкального обучения дошкольников, основанная на интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства (С.М. Зырянова).
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;
систематизация, обобщение (анализ полученных данных);
- эмпирические: наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий, контрольный этапы;
- методы обработки результатов: количественный и качественный анализ полученных данных.
Экспериментальная база исследования: МАОУ детский сад № 80 «Песенка» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 30 детей 5-6 лет.
Новизна исследования заключается в том, что в нем определена возможность развития творческих проявлений детей 5-6 лет в музыкальной деятельности посредством синтеза искусств; разработан комплекс интегрированных музыкально-изобразительных занятий.
Теоретическая значимость исследования: состоит в описании способов использования средств выразительности разных видов искусств в процессе организации музыкальной деятельности детей 5-6 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы музыкальными руководителями, воспитателями дошкольных образовательных организаций для проведения интегрированных музыкально-изобразительных занятий с детьми 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (30 наименований), 4 приложений. Для иллюстрации текста используются 12 таблиц, 3 рисунка. Основной текст работы изложен на 54 страницах.
В работе в обобщенном виде излагаются основные результаты, формулируются основные выводы, касающиеся теоретических, экспериментальных и прогностических аспектов исследования.
Изучение теоретических основ развития творческих проявлений детей 5-6 лет в музыкальной деятельности посредством синтеза искусств показало, что процесс развития творческих проявлений достаточно сложен. Анализ исследований психологов и педагогов позволил выделить критерии развития творческих проявлений детей 5-6 лет в музыкальной деятельности: уровень творческих проявлений в музыкальном восприятии; уровень творческих проявлений в пении; уровень творческих проявлений в ритмических движениях; уровень импровизационных музыкальных способностей (в игре на детских музыкальных инструментах).
Результаты, полученные в процессе проведения констатирующего эксперимента, позволили сделать вывод о том, что невысокие показатели уровня творческих проявлений детей 5-6 лет в музыкальной деятельности обусловлены следующими особенностями педагогической практики: недостаток музыкальной деятельности в образовательной системе детского сада, отсутствует планомерность работы по интеграции выразительных средств музыки и других видов искусства.
По результатам констатирующего эксперимента был разработан тематический план и комплекс интегрированных занятий по развитию творческих проявлений детей 5-6 лет в музыкальной деятельности посредством синтеза искусств: музыки, изобразительного искусства, художественной литературы.
Проведенный анализ результатов контрольного эксперимента позволяет говорить о динамике творческих проявлений в музыкальной деятельности у детей экспериментальной группы: высокий уровень не изменился, однако, низкий уровень снизился на 12%, а средний уровень вырос на 12%.
В контрольной группе в уровне творческих проявлений в музыкальной деятельности детей существенных изменений не выявлено.
Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод, что разработанный и реализованный комплекс интегрированных занятий позволил синтезировать средства разных видов искусства для обогащения творческих проявлений детей в музыкальной деятельности: в восприятии, пении, музыкально-ритмических движениях, в игре на детских музыкальных инструментах. Выразительные средства изобразительного искусства, художественной литературы позволили детям разнообразить средства выразительности в музыкальной деятельности, расширили возможности для импровизации.
Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза доказана. Однако, проведенное исследование не претендует на исчерпывающий анализ всех аспектов исследуемой проблемы в виду ее многоплановости. Перспективами работы по данному направлению может быть разработка и апробация содержания интегрированных занятий на основе синтеза искусств для детей младшего дошкольного возраста.
1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. Москва- Воронеж, 1996.
2. Белобрыкина О. Е. Развитие творческих способностей. М. : Никея, 2016. 216 с.
3. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М. : «Академия», 2015. 320 с.
4. Веретенникова Л. К. Развитие творческого потенциала современного дошкольника // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2016. № 1. С. 15-24.
5. Выготский Л. С. Психология искусства / под ред. М. Г. Ярошевского. М. : Педагогика, 2017. 344 с.
6. Ветлугина Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду / отв. ред. Н. А. Ветлугина. М. : Просвещение, 1983. 255 с.
7. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. М. : Просвещение, 1991. 174 с.
8. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учеб. пособие для студентов высш. учебн. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2011. 320 с.
9. Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. М., 2006.
10. Дружинин В. Н. Психология общих способностей : учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры. 3-е изд. М. : Издательство Юрайт, 2019. 349 с.
11. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника. М. : Гном-пресс, 1997. 48с.
12. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2-х томах. Т. I. М., 1986.
13. Кабалевский Д. Б. Как рассказать детям о музыке? М., 1982.
14. Кудрявцев В. Т. Творческая природа психики человека // Вопросы психологии. 2015. № 3. С. 113-120.
15. Кулюткин Ю. Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ СПб. : СПбГУПМ, 2015. 84 с.
16. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. М. : Просвещение, 1985. 192 с.
17. Каплунов И., Новоскольцева И. Ладушки. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. СПб. : Невская нота, 2010. 68 с.
18. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. М. : Педагогика, 1990. 144 с.
19. Куревина О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.
20. Ковалев А. Г. Психология личности. М. : Просвещение, 391 с.
21. Мазель Л. А. О системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки. М. : Музыка, 2009. 352 с.
22. Малахова Л. В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста: метод. пособие. Ростов н/Д : Феникс, 2013. 141 с.
23. Матюшкин А. М. Одаренные и талантливые дети // Вопросы психологии. 1988. № 4.
24. Мещеряков В. И. Как пересказывать произведения литературы, живописи, музыки : Методические приемы и образцы. 3-е изд., стер. М. : ФЛИНТА, 2019. 272 с.
25. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. Издание пятое (инновационное), испр. и доп. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. c.336.
26. Пономарев Я. А. Психология творчества. М. : Директмедиа Паблишинг, 2008.
27. Радынова О. П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Дубна: Феникс+, 2011. 230 с.
28. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2002. 720 с.
29. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М. : АПН РСФСР, 1947. 355 с.
30. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. URL: http://www.ahmerov.com/book_560.html(дата обращения: 20.10.2020).