Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие системы бытового обслуживания СССР (на примере Куйбышевской области) в 1960-1991 годы

Работа №115283

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы81
Год сдачи2021
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
119
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Социальные и исторические аспекты бытового обслуживания населения СССР 16
1.1 Роль бытового обслуживания в развитом социалистическом обществе 16
1.2 Состояние системы бытового обслуживания СССР в 1960-1991 годы 21
Глава 2 Становление и изменение форм бытового обслуживания
Куйбышевской области в 1960-1991 годы 36
2.1 Становление бытового обслуживания Куйбышевской области в
1960-1970 годы 36
2.2 Кооперативное движение 1980 годов как форма развития бытового обслуживания в последнее десятилетие советского периода 55
Заключение 66
Список используемой литературы и используемых источников 68

В современном социально-историческом знании возрастает интерес к человеку, его бытовым потребностям. Исторически сложилось так, что бытовое обслуживание занимает значительное место в удовлетворение жизненных потребностей человека.
Ученые полагают, что «исследование повседневного уклада жизни человека, с выявлением и описанием системы и способов удовлетворения основных жизненных потребностей в предметах быта способствует расширению охвата исторического поля жизнедеятельности человека, реконструкции прошлого с высокой степенью полноты и жизненной конкретности» [34, с.34].
Уровень развития и эффективность функционирования сферы обслуживания населения является важным показателем социальной политики государства. В советское время сфера бытовых услуг рассматривалась как составная часть единого народнохозяйственного комплекса, оказывающей активное воздействие на удовлетворение потребностей населения.
Сфера бытового обслуживания, деятельность составных частей которой направлена на удовлетворение материальных, социальных, духовных потребностей членов общества, представляет собой важный фактор расширенного воспроизводства рабочей силы, сбалансированности на потребительском рынке, рационального использования внерабочего времени трудящихся.
Актуальность темы обусловлена высокой значимостью изучения системы бытового обслуживания населения для раскрытия механизмов функционирования советской экономической модели, а также понимания значение этой отрасли в становлении благоустроенного быта человека.
Исторический позитивный и негативный опыт прошлого может помочь в преодолении современных трудностей экономических и социальных преобразований, нацеленных на создание благоприятных условий для удовлетворения потребностей населения.
Объект исследования - бытовое обслуживание населения СССР в 1960-1991 годы.
Предмет исследования - мероприятия, направленные на развитие системы бытового обслуживания СССР, являющейся составной частью масштабного сектора социалистической экономики, нацеленной на создание благоприятных условий для удовлетворения потребностей населения.
Хронологические рамки охватывают период с 1960 по 1991 годы. Нижняя граница исследования - 1960 год - совпадает с началом проведения в стране экономических преобразований, направленных на повышение благосостояния советских людей. Конечная дата исследования - начало 1990 года, связана со временем распада системы бытового обслуживания населения, и началом рыночных преобразованием в сфере услуг.
Территориальные рамки работы определены Куйбышевской областью. На примере отдельно взятого региона предоставляется возможность детально рассмотреть действие системы бытового обслуживания населения, показать, как она влияла на благосостояние советских людей.
Степень изученности темы. Историографию по исследуемой теме можно условно разделить на два хронологических периода: начало 1960 года середина 1980 года и времена перестройки на рубеже 1980-1990 годы. Литературу по изучаемой теме можно разделить на две большие группы - историческую и экономико-социологическую.
Начиная со второй половины двадцатого столетия, некоторые проблемы бытового обслуживания населения рассматривались либо в фоновом режиме, либо в качестве иллюстративного материала в экономических, политических, социологических, исторических теориях. В единичных случаях в содержании философских и социально-гуманитарных работ эти концепты рассматривались в формате категорий «повседневности» и «праздничности» [61].
Но специального исследования именно по вопросу бытового обслуживания, или как иногда называли сервиса, как особого рода социальной реальности предпринято не было.
В период начало 1960 года - середина 1980 года изучение велось в рамках теоретических и идеологических концепций советского времени. Данные концепции формировалась в строгом соответствии с решениями съездов партии, и находились под пристальным влиянием историков партии или профессиональных экономистов. Смысл концепций у историков заключался в том, что «рост благосостояния - закономерный процесс, характерный для всех этапов развития советского общества» [69, с. 24].
Сущность и основные черты социалистического быта раскрывает работа Е.М. Зуйковой [58]. Автор подробно исследует исторические и общественные компоненты социалистического быта советских людей.
Теоретико-методологические проблемы развития непроизводственной сферы стали объектами всестороннего исследования в трудах советских экономистов Н.И. Бузлякова [8], В.Е. Комарова и У.Г. Чернявского [29], В.Ф. Майера [38].
Анализ работ экономистов показал, что в работах порой отсутствовал детальный экономический анализ положения дел в непроизводственной сфере. В своих исследованиях экономисты опирались на труды классиков марксизма-ленинизма. В основе исследований лежал принцип неразрывного единства материально-вещных компонентов, связанных с потребностями человека.
Считалось, что формирование потребностей обеспечивает всестороннее гармоничное развитие личности и решение тех или иных социальных и экономических задач в непроизводственной сфере.
Историки - обществоведы, оценивая достижения социалистической экономики, считали, что в общественно-политической жизни общества все благополучно.
Экономисты, в свою очередь, решая социально-экономические и социокультурные задачи, недооценивали политические концепции. Среди множества факторов, которые влияют на развитие социалистического образа жизни и могут являться рычагами целенаправленного управления членов общества, является сфера бытового обслуживания населения. Сервис высвобождает человека из среды повседневности и тем самым расширяет пространство свободы и свободного времени, которое представляется возможным использовать с пользой для духовного роста. Руководствуясь постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 10 августа 1962 года, решениями пленума ЦК КПСС (март 1965 года), постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР «О мерах по дальнейшему развитию бытового обслуживания населения» от 26 августа 1967 года, правительством была поставлена задача «преодоления отставания бытового обслуживания населения» [49, с. 5]. Предусматривались «меры по строительству в крупных городах специализированных фабрик и комбинатов бытового обслуживания с широкой сетью приемных пунктов, домов быта, ателье, мастерских. Должное внимание уделялось развитию бытового обслуживания в сельской местности» [52, с.8].
Значительное место отводилось «совершенствованию подготовки квалифицированных кадров, расширению и разнообразию структуры бытовых услуг» [52, с.11]. Планировалось «поднять бытовое обслуживание населения до уровня народнохозяйственного планирования и самостоятельной отрасли народного хозяйства» [52, с. 15].
В связи с этим увеличивается количество публикаций, посвященных решению поставленных правительством задач в сфере бытового обслуживания населения.
О работе службы быта писали П.Л. Елохов и Ю.И. Хворов, которые отмечали увеличение удельного веса перспективных видов услуг. Несмотря на определенные успехи, достигнутые в отрасли, авторы признавали «недостаточность осуществляемых мер, значительное отставание службы быта от современных требований, неодинаковой оставалась и обеспеченность услугами населения различных районов страны» [17, с. 17].
О специфике труда в сфере обслуживания писал В.С. Семенов [67]. Большой вклад в исследование сферы обслуживания внесли В.Ф. Майер [38], В.М. Рутгайзер [30] и многие другие. В работах данных авторов отмечалась роль и значение сферы обслуживания в результате структурных изменений в системе личных потребностей социалистического общества.
По мнению С.Д. Бородиной, И.П. Фурсова «в условиях социалистического общества удовлетворение материальных потребностей происходит путем планомерного регулирования общественного производства в соответствии с уровнем и структурой платежеспособного спроса, требованиями всестороннего развития личности. Общество способно заранее определить объем и структуру потребностей, которые необходимо удовлетворить на данном этапе исторического развития. При этом должен быть учтен целый комплекс факторов, определяющих развитие системы личных потребностей» [3, с.78].
Реализация задач по созданию и проектированию предприятий бытового обслуживания и механизмов регулирования их работы нашли отражение в работах Н.В. Гукова и З.И. Тангибердиевой [87], А.И. Назаровой и И.А. Куликовой [40].
Среди большого количества литературы исследуемого направления значительное место занимают статьи, книги, посвященные формами принципам организации основных видов деятельности и работ при оказании услуг на предприятиях бытового обслуживания. Это труды ученых и специалистов, хозяйственных работников А.И. Горанина [10], Н.Г. Дуденкова [16], В.А. Тюшева [64], В.В. Сорокина и В.И. Савосина [68], Л.А. Сучковой [71]. Работы этих авторов позволяют рассмотреть производственную, социально-экономическую систему бытового обслуживания, состоящую из многочисленных производственных и функциональных подразделений, выполняющих различные функции и задачи и объединенные единой целью -предоставление услуг, удовлетворяющие те или иные потребности потребителей, повышение качества и культуры обслуживания.
Значительный теоретический и фактический материал содержался в отраслевом журнале «Служба быта». В периодической печати фиксировались различные моменты в работе учреждений сферы обслуживания. Негативные стороны в работе учреждений бытового обслуживания отражались в юмористических журналах того периода. На страницах областных и городских газет публиковались письма трудящихся, столкнувшихся с проблемами качества изготовления изделий, нарушение сроков выполнения заказов, грубостью в обслуживании заказчика.
Несомненно, главная роль в развитии бытового обслуживания в стране отводилась КПСС. Этой теме были посвящены публикации и статьи [28, 8]. В этой группе работ главное внимание уделяется общим вопросам партийной работы в сфере услуг. Приводится работа партийных организаций передовых предприятий отрасли по улучшению бытового обслуживания, но при этом в не отражались содержание и методы организации работы в достижение полученных результатов. Это конечно не отвергало рациональности и востребованности работы партийных организаций на местах, но порой требовало актуализировать потребность в новых установках и подходах.
Анализу важных проблем деятельности партийных организаций по развитию бытового обслуживания населения, посвящена монография авторского коллектива ученых-обществоведов МТИ Минбыта РСФСР А.Г. Титова, Д.Б. Никелева, А.И. Шевченко, Г.В. Альметьева «Развитие службы быта в СССР» [64].
Об управлении научно-техническим прогрессом в отрасли посвящена монография Н.Б. Кобелева. Исходя из специфики отраслей бытового обслуживания, автор выделяет наиболее эффективное направление научно-технического прогресса. К этим направлениям относят «автоматизацию, механизацию производственных процессов, электрификацию и химизацию. Расширенное использование и внедрение этих прогрессивных направлений требует дальнейшей концентрации, специализации средств труда, кооперирования производства и создание на этой основе высокомеханизированных специализированных предприятий» [27, с. 89].
В 1980 годы внимание ученых обществоведов было вновь обращено к вопросу социальной политики государства. Ряд исследований посвящена сфере потребления. Характерной особенностью данного этапа развития личного потребления является опережающий спрос на услуги по сравнению со спросом на товары.
В работе Л.И. Володарского отмечено, что «всестороннее изучение объективных тенденций, складывающихся в сфере потребления социалистического общества, является необходимым этапом для построения социалистической модели потребления» [8, с. 54].
Несмотря на возрастающие размеры государственных ассигнований на развитие отрасли бытового обслуживания, степень удовлетворения потребностей в услугах была еще недостаточно высока. Услуги, как правило, становятся объектом повышенного спроса, особенно большие претензии население предъявляет к срокам исполнения заказов, культуре обслуживания.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 марта 1983 года «О дальнейшем развитии и улучшении бытового обслуживания населения» предусматривало «значительные мероприятия по развитию и улучшению деятельности предприятий бытового обслуживания» [58, с. 3].
Партия и правительство, а также производители бытовых услуг особое внимание уделяли культуре обслуживания населения и культуре своего предприятия. Заслуживает внимание работа В.Г. Федцова «Профессиональная этика и культура бытового обслуживания» [76]. В работе раскрываются сущность культуры бытового обслуживания, ее основные аспекты: психологический, этический, эстетический, организационно-технологический.
В этот период начались поиски новых концептуальных подходов в изучении и анализе происходящих процессов в отрасли бытового обслуживания. Возникают новые исследовательские тематики связанные, с технологией и ее влиянием на управление услугами, временем оказания услуги и его составной частью, принципами и нормами разработки процессов оказания услуг для различных групп предприятий сферы бытового обслуживания, прогнозированием спроса на услуги и др. В работе В.М. Леонтьевой [36] отражаются перспективные направления в оказании новых видов услуг.
В отечественной экономической литературе рассматриваются теоретические подходы к решению непростых задач: как сохранить баланс между преемственностью и новизной происходящих изменений в сфере бытового обслуживания; как оперативно реагировать на изменения спроса на услуги и при этом стремиться к повышению эффективности технологических процессов.
Публикуются работы С.Ф. Легорнева [35], В.М. Рутгайзера [30] о развитии службы быта в новых рыночных условиях, созданию новых рыночных механизмов в развитии сферы услуг.
В своей работе А.А. Гуменюк отмечает следующее: «В литературных источниках конца 1980 годов и начала 1990 годов появилось больше объективизма, реализма, наметилась тенденция к пересмотру достижений предшествующего времени, расширения конкретно-исторических исследований социальной политики на более широкой методологической основе. Это период радикальных изменений во всех сферах жизни общества, марксистско-ленинскую идеологию сменил методологический плюрализм» [11, с. 8].
Актуальные проблемы регионального планирования сферы услуг рассматриваются в монографии Е.Г. Решетниковой [65]. Автор показывает место услуг в экономическом развитии региона, вскрывает имеющиеся проблемы, освещает вопросы прогнозирования параметров развития услуг.
В этот период велись достаточно активные поиски путей и методов, позволяющих комплексно представить результаты функционирования бытового обслуживания и определить пути дальнейшего развития в условиях экономических преобразований.
Публиковались работы, отражающие работу сферы бытового обслуживания в различных краях и областях страны. Одновременно большинство исследователей акцентируют внимание на выявление доминирующих, системообразующих факторов и критериев комплексности этих результатов.
Так, работа В.Н. Суховей посвящена «опыту и специфике решения проблем в сфере бытового обслуживания партийными и советскими органами, трудовыми коллективами в условиях перестройки» [69, с.17].
Исследованию «проблем развития сферы бытовых услуг в городских промышленных центрах и вклада партийных организаций в работу по улучшению бытового обслуживания населения Среднего Поволжья» [86, с.21], посвящена работа К.А. Широкова.
Таким образом, историография по теме бытового обслуживания СССР в 1960-1990 годах, охватывает широкий перечень работ историков- обществоведов, экономистов, практиков, отражающие основные тенденции создания и функционирования советской системы сферы сервиса.
Показана основополагающая роль партийных и хозяйственных организаций в комплексной реализации социально-экономических задач становления и развития сферы бытового обслуживания. К сожалению, отсутствие системного подхода при их разработке обусловило слабую проработку механизмов их реализации.
В большинстве работах на основе обобщения теоретических исследований и критического анализа практики разработки основных мероприятий, авторы стремятся обосновать пути совершенствования управления и планирования в сфере услуг. Вместе с тем, сохраняется много дискуссионных вопросов, прежде всего, касающихся структуры сферы услуг и особенностей процесса труда в ее отраслях.
В целом можно констатировать, что анализ тенденций развития сферы бытового обслуживания осуществляется в работах на фоне закономерностей, присущих всей сфере потребления рассматриваемого периода.
Цель работы - анализ системы бытового обслуживания СССР в 1960-1991 годы и определение эффективности её действия в Куйбышевской области.
Задачи:
- проанализировать историографию и источниковую базу исследования;
- дать характеристику основным тенденциям и закономерностям развития системы бытового обслуживанию населения в СССР;
- выявить особенности, условия, факторы в развитии бытового обслуживания населения в 1960-1991 годы;
- рассмотреть особенности системы бытового обслуживания в Куйбышевской области в 1960-1991 годы.
Источниковая база исследования состоит из неопубликованных и опубликованных письменных материалов. Их можно разделить на следующие группы: нормативно - правовые; делопроизводственные; статистические данные; материалы периодической печати.
Первая группа состоит из нормативно-правовых документов. Это директивные документы партийных и советских органов [12, 13, 48-60].
Данные материалы позволяют проследить процесс развития советской системы бытового обслуживания в изучаемый период.
Вторая группа представлена делопроизводственными источниками. Управление по делам архивов администрации г. о. Тольятти, явились важнейшей источниковой базой при разработке темы исследования.
Эта группа источников представлена приказами областного управления бытового обслуживания населения Куйбышевского облисполкома [77], протоколами заседаний пленумов Тольяттинского городского комитета профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий [78-85].
Для исследования необходимы статистические данные об объемах бытовых услуг, оказываемых населению, числу предприятий бытового обслуживания на территории СССР [6], РСФСР [41] и Куйбышевской области [42, 43].
В четвертую группу входят материалы периодической печати, несущие значительный информационный материал о бытовом обслуживании населения. На страницах отраслевого журнала «Служба быта» [25,44], областной газеты «Волжская коммуна» [7, 9, 47], городской газете «Знамя коммунизма» (г. Новокуйбышевск) [1] фиксировались различные моменты в работе учреждений сферы обслуживания.
Особый интерес представляют письма читателей, высказывающих свое положительное и негативное мнение о работе предприятий сферы обслуживания.
Научная новизна состоит в том, что в данной работе предпринята попытка комплексного анализа системы бытового обслуживания СССР в 1960-1991 годы. Проблема рассмотрена на региональном уровне, а в научный оборот введены новые архивные документы, материалы периодической печати.
Методы исследования. Исследование опирается на основные принципы исторического исследования - системность, объективность, историзм. Принцип историзма использовался при анализе социально-бытовой сферы СССР в первой половине 1960-1980 года.
Этот период связан со становлением бытового обслуживания. Проанализированы составляющие и последствия комплексных планов развития и улучшения бытового обслуживания населения этого периода.
Принцип объективизма помог при рассмотрении разносторонних точек зрения взглянуть на тему исследования с различных сторон и на этой основе сделать необходимые выводы.
При анализе деятельности региональных предприятий бытового обслуживания принимались во внимание экономические и политические реалии второй половины 1980 года начала 1990 года.
Исходя из принципа системности, рассматривалось бытовое обслуживание населения и его изменения в Куйбышевской области как составная часть происходящих в стране социально-политических и экономических процессов.
Обращение к статистическому методу анализа источников позволило отразить объем бытовых услуг, оказываемых предприятиями бытового обслуживания населению региона.
Практическая значимость исследования заключается в возможности его использования в курсах, которые преподаются для студентов ССУЗов, обучающихся по специальности «Сервис домашнего и жилищно-коммунального хозяйства», в рамках дисциплины «Сервисная деятельность».
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и используемых источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе было рассмотрено развитие системы бытового обслуживания СССР в 1960-1991 годы. Одно из важнейших мест в повышении благосостояния жителей страны принадлежит системе бытового обслуживания, которая является неотъемлемой составной частью национальной экономики и имеет важное социальное значение. В партийно-государственных документах периода 1960-1970 годы предусматривался целый комплекс экономических, материально-технических мероприятий, направленных на развитие бытового обслуживания населения.
Данный период оказался, пожалуй, лучшим в развитии бытового обслуживания СССР в сравнении с предшествующим и последующим временем. В 1960-1970 годы правительство направляло огромные финансовые средства для развития отрасли, проводилась большая работа, направленная на сокращение разрыва в уровне обслуживания жителей городов и сельской местности. Наличие достаточно развитой промышленной базы, привлечение крупных финансовых, материальных и людских ресурсов позволило обеспечить в 1960-1970 годы создание и развитие сферы бытового обслуживания населения в Куйбышевской области. За этот период бытовое обслуживание в области развивалось интенсивными темпами. За прошедшие годы укрепилась материально-техническая база областной службы быта.
Опережающее развитие получил сервис в сельской местности, что позволило значительно сократить разрыв в уровнях обслуживания горожан и деревенских жителей. Вместе с тем в работе предприятий службы быта имелся ряд недостатков: отставание уровня обслуживания от постоянно растущих потребностей населения, недостаточность материально-технического снабжения предприятий, неудовлетворенность заказчиков качеством и культурой обслуживания, структурой услуг и их доступностью. С отставанием от графиков осуществлялось строительство новых бытовых объектов.
Конец 1980 года - начало 1990 года один из сложных периодов в отечественном бытовом обслуживании. Обладая малым уровнем гибкости по отношению к меняющимся условиям жизни, неэластичная стратегия реагирования на потребительский спрос, отрицательно влияли на развитие сферы бытового обслуживания населения в этот период.
К середине 1980 года в развитии бытового обслуживания населения Куйбышевской области продолжали сохраняться характерные черты предшествующих лет, но наблюдается снижение объема реализации бытовых услуг. Предпринимались реальные попытки осуществить коренные преобразования в этой отрасли экономики. Но они часто оказывались половинчатыми, не комплексными, охватывали только какую-то часть проблемы, без увязки, без учета всей взаимосвязи одной проблемы с другими.
Кооперативное движение в перестроечный период не дало существенных результатов в реализации планов по полному удовлетворению потребностей трудящихся в товарах и бытовых услугах. В 1990 годы переход от государственных производственных объединений бытового обслуживания к частным сервисным фирмам привел к разрушению ранее действующей отраслевой системы управления и функционирования службы быта как в стране, так и в регионе.
Таким образом, на протяжении десятилетий сфера бытового обслуживания претерпела значительные преобразования. Из некогда мелкокустарного производства сфера услуг превратилась в совершенно новую, индустриально развитую отрасль народного хозяйства страны, направленную на всестороннее удовлетворение запросов населения. В то же время, на протяжении десятилетий сфера услуг постоянно находилась на второстепенных ролях. Этот факт также стал одной из причин развала системы бытового обслуживания населения в СССР.



1. А если по совести... // Знамя коммунизма. 1969. 16 сентября.
2. Барулин В. С. Диалектика сферы общественной жизни. М. : Мысль, 1982. 240 с.
3. Бородина С. Д., Фурсов И. П. Деятельность КПСС по повышению благосостояния трудящихся в период развитого социализма. M. : Знание, 1983. 142 с.
4. Бородкин Ф. М. Новый взгляд на социальную политику в СССР : (Социол. подход). Новосибирск : ИЭИОПП, 1990. 35 с.
5. Бузляков Н. И. Методы планирования повышения уровня жизни. М. : Экономика, 1969. 222 с.
6. Бытовое обслуживание населения в СССР [Электронный ресурс]. Статистика : URL: http//statehistory.ru/1985/Bytovoe-obsluzhivanie- statistika. (дата обращения: 18.11.2020).
7. Важная обязанность Советов // Волжская коммуна. 1963. 22 августа.
8. Володарский Л. И. На благо советского человека. М. : Мысль, 1982. 188 с.
9. Гнатюк Г. Право заказчика // Волжская коммуна. 1977. 3 февраля.
10. Горанин А. И. Бытовые услуги при социализме : (Вопросы теории, практика развития). Минск : Наука и техника, 1977. 238 с.
11. Гуменюк А. А. Новые формы советской торговли и бытового обслуживания в повседневной жизни советского человека в 1953-1985 гг. (на материалах Нижнего Поволжья) [Электронный ресурс] // Известия Саратовского государственного университета. Новая серия. Серия История. Международные отношения. 2016. Т. 16. Вып. 3. С. 359-365. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11678951 (дата обращения 14.10.2020).
12. ХХП съезд КПСС [Электронный ресурс] // Советская
историческая энциклопедия. URL:
www.https://enc.biblioclub.ru/Encyclopedia/123 (дата обращения: 9.11.2020).
13. Директивы по VIII пятилетнему плану развития народного
хозяйства страны (1966-1970) [Электронный ресурс] // Б-ка норм.-прав. акт. СССР. URL: www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_5463.htm. (дата обращения:
29.11.2020) .
14. Доценко А. М. Повседневная жизни советского народа начала 1950 - первой половины 1980-х годов (на материалах г. Куйбышева и городов Куйбышевской области) : автореф. дисс. ... канд. ист. наук: 07.00.02. Самара, 2007. 26 с.
15. Для блага советского человека // Волжская коммуна. 1978. 23 марта.
16. Дуденков Н. Г. Бытовое обслуживание населения : опыт и резервы. М. : Знание, 1984. 63 с.
17. Елохов П. Л., Хворов Ю. И. Место и роль бытового
обслуживания населения в народном хозяйстве. М. : Изд-во СИНХ, 1971. 186 с.
18. Ерохина Л. И., Башмачникова Е. В., Васильев А. Б. Организация обслуживания населения : учеб. пособие для студентов вузов. Тольятти : ТГИС, 2003. 144 с.
19. Закарая Г. К. Организация управления бытовым обслуживанием населения союзной республики: по материалам Грузинской ССР : специальность 07.00.01 : автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.01. Ростов-на- Дону, 1969. 27 с.
20. Закон об индивидуальной трудовой деятельности от 19 ноября 1986 года [Электронный ресурс] // Б-ка норм.-прав. акт. СССР. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_13627.htm(дата обращения: 13.11.2020).
21. Закон СССР от 26.05.1988 № 8998-XI «О кооперации в СССР» [Электронный ресурс] (ред. от 07.03.1991, с изм. от 15.04.1998). URL:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15059/64472b (дата
обращения: 10.02.2021).
22. Землянухина Л. В. Эстетика, этнография, быт. М. : Легпромбытиздат, 1994. 203 с.
23. Зуйкова Е. М. Быт и бытовые отношения при социализме. М. : Легпромбытиздат, 1986. 129 с.
24. Итоги года // Волжская коммуна. 1970. 30 января.
25. Итоги подведены, смотр продолжается // Служба быта. 1975. № 6. С. 27.
26. Капустин Е. И. Сфера обслуживания при социализме. М. : Мысль, 1968. 264 с.
27. Кобелев Н. Б. Управление научно-техническим прогрессом в отрасли бытового обслуживания : монография. М. : Легпромбытиздат, 1989. 280 с.
28. Козлов В. Г. Партийная работа в сфере бытового обслуживания. М. : Политиздат, 1974. 110 с.
29. Комаров В. Е., Чернявский У. Г. Доходы и потребление населения СССР. М. : Наука, 1973. 346 с.
30. Комплексный план развития сферы обслуживания населения / под ред. В. М. Рутгайзера. М. : Экономика, 1977. 231 с.
31. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент : пер. с англ. / под ред. Л. А. Волковой, Ю. Н. Каптуревского. СПб. : Питер, 2000. 541 с.
32. Крючков В. В. Противоречия социально-экономического
развития Куйбышевской области в период 1985-1991 гг. // Материалы междун. науч.-практ. конференции «Развитие отечественной исторической науки в XXI веке». Москва, 2012. С. 56-62.
33. Кузьмин С. Новые мастерские бытового обслуживания // Волжская коммуна. 1963. 3 апреля.
34. Куксанова Н. В. Социально-бытовая инфраструктура Сибири : (конец 1950-х - середина 1980-х гг. ) [Электронный ресурс] : OLYMPLUS.
Гуманитарная версия. 2019. № 1 (8). С. 69-72. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=37217044(дата обращения: 09.09.2020).
35. Легорнев С. Ф. Служба быта и рынок. М. : Знание, 1991. 94 с.
36. Леонтьева В. М. Принципы и механизм перехода торговли, общественного питания и бытового обслуживания к рыночной экономике. М. : 1990. 98 с.
37. Луначарский А. В. Избранные статьи по эстетике. М. : Знание, 1977. С. 87.
38. Майер В. Ф. Доходы населения и рост благосостояния народа. М. : Мысль, 1968. 143 с.
39. Малочкина В. Успех в мобилизованности и поиске // Волжская коммуна. 1976. 26 января.
40. Назарова А. И., Куликова И. А. Проектирование швейных предприятий бытового обслуживания. М. : Легпромбытиздат, 1991. 288 с.
41. Народное хозяйство РСФСР за 60 лет: Стат. ежегодник. М. : Статистика, 1977. 369 с.
42. Народное хозяйство Куйбышевской области за 1966-1970 гг. : стат. сборник / ЦСУ РСФСР. Куйбышевское книжное издательство, 1972. 271 с.
43. Народное хозяйство Куйбышевской области за 1981-1985 гг.: стат. сборник / ЦСУ РСФСР. Куйбышевское книжное издательство, 1987. 282 с.Населению удобно, комбинату выгодно // Служба быта. 1968. № 12. С. 54.
44. Обертяев И. А. Бытовое обслуживание населения: социальные и
исторические аспекты. 1971-1980 гг. [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.01 / И. А. Обертяева; Воронеж : Воронеж. ун-т, 1991. 20 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16463880(дата обращения
14.10.2020) .
45. Перцев В. А. Бытовое обслуживание населения Центрального
Черноземья в 1960-1980 годы [Электронный ресурс] // Вестник ВГУ, Серия: История. Политология. Социология, 2007, № 2. С. 48-58. URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/history/2007/02/2007-02-05.pdf(дата обращения: 11.10. 2020).
46. Полнее удовлетворять бытовые запросы трудящихся // Волжская коммуна. 1963. 2 апреля.
47. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета
Министров СССР «Комплексная программа развития производства товаров народного потребления и сферы услуг на 1986-2000 годы» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs2.cntd.ru/document/765707186(дата
обращения: 13.11.2020).
48. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 10.08. 1962 г. № 235 «О дальнейшем улучшении бытового обслуживания населения» [Электронный ресурс] // Б-ка норм.-прав. акт. СССР. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_4667.htm(дата обращения: 10.11.2020).
49. Постановление Совета Министров РСФСР от 21 декабря 1964 г.
№ 1584 «О дополнительных средствах на строительство предприятий
розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения» [Электронный ресурс] // Б-ка норм.-прав. акт. СССР. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_7686.htm(дата обращения: 10.01.2021).
50. Постановление Совета Министров СССР от 15 мая 1965 г. № 407 «О мерах по улучшению работы предприятий бытового обслуживания населения» [Электронный ресурс] // Б-ка норм.-прав. акт. СССР. URL: www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_2204.htm. (дата обращения: 29.11.2020).
51. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 822 от
26 августа 1967 г. «О мерах по дальнейшему развитию бытового обслуживания населения» [Электронный ресурс] // Б-ка норм.-прав. акт. СССР. URL: www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_2103.htm. (дата обращения:
29.11.2020) .
52. Постановление Совета Министров РСФСР от 30.10. 1967 г. № 947 «О мерах по дальнейшему развитию бытового обслуживания населения» [Электронный ресурс] // Б-ка норм.-прав. акт. СССР. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_7894.htm(дата обращения:11.11.2020).
53. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15.12.1969 г. № 856 «О мерах по дальнейшему развитию материально-технической базы и улучшению бытового обслуживания населения» [Электронный ресурс] // Б-ка норм.-прав. акт. СССР. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_8456.htm(дата обращения:14.01.2021).
54. Постановление Совета Министров РСФСР от 06.03.1970 № 143
«О мерах по дальнейшему развитию материально-технической базы и улучшению бытового обслуживания населения РСФСР» [Электронный ресурс] // Б-ка норм.-прав. акт. СССР. URL:
http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_6412.htm(дата обращения: 15.01.2021).
55. Постановление Совмина РСФСР от 05.04.1972 N 213 «О
мероприятиях по дальнейшему улучшению бытового обслуживания населения в соответствии с задачами, поставленными XXIV съездом КПСС» [Электронный ресурс] // Б-ка норм.-прав. акт. СССР. URL:
http://www.libussr.ru/infdoc4.htm(дата обращения: 13.12. 2020).
56. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24.03.1983 г. «О дальнейшем развитии и улучшение бытового обслуживания населения» [Электронный ресурс] // Б-ка норм.-прав. акт. СССР. URL: http://www.libussr.ru/infdoc4.htm usr_9476.htm (дата обращения: 06.02.2021).
57. Постановление Совета Министров РСФСР от 27 мая 1983 года № 278 «О дальнейшем развитии и улучшении бытового обслуживания населения» [Электронный ресурс] // Б-ка норм.-прав. акт. СССР. URL: http://www.libussr.ru/infdoc4.htm(дата обращения: 13.11. 2020).
58. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 12.07.1985 за № 669
«О широком распространении новых методов хозяйствования и усилении их воздействия на ускорение научно-технического прогресса» [Электронный ресурс] // Б-ка норм.-прав. акт. СССР. URL:
http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_10769.htm(дата обращения: 13.02. 2021).
59. Постановление Совета Министров СССР от 05.02.1987 N 161 «О создании кооперативов по бытовому обслуживанию населения» [Электронный ресурс] // Б-ка норм.-прав. акт. СССР. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_13784.htm(дата обращения: 13.02.2021).
60. Пушкарева Н.Л. «История повседневности» как направление
исторических исследований // Научно-методический электронный журнал «Фонд исторической перспективы». 2016. № 11. С. 15-21. URL:
http://www.perspektivy.info/print.php?ID=50280(дата обращения: 06.01.2020).
61. Пятилетке - наш ударный труд // Волжская коммуна. 1977. 2 февраля.
62. Развитие бытового обслуживания населения в СССР / В.А. Тюшев. М. : Высш. школа, 1982. 103 с.
63. Развитие службы быта в СССР : монография / Титов А.Г., Кружелев В.Е., Шевченко А.Н. [и др.]. М. : ЦБНТИ, 1977. 152 с.
64. Решетникова Е.Г. Сфера услуг: планирование, проблемы, перспективы : монография. Изд-во Саратовского университета, 1988. 254 с.
65. Рыбалка В.И. Бытовое обслуживание сельского населения
Марийской АССР в 60-80-е годы XX столетия [Электронный ресурс] // Вестник Чувашского университета. 2011. № 5. С. 17-21. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16463880(дата обращения 12.10.2020).
66. Семенов В.С. Сфера обслуживания и ее работники. М. : Знание, 1966. 84 с.
67. Сорокин В.В., Савосин В.И. Бытовое обслуживание населения Нечерноземной зоны РСФСР. М. : 1985. 102 с.
68. Социальная политика КПСС : проблемы и решения / В.Н. Суховей. Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1989. 190 с.
69. СССР Конституция 1977. (Основной закон) [Электронный
ресурс] // Б-ка норм.-прав. акт. СССР. URL:
www.libussr.ru/doc_ussr/usr_9447.htm. (дата обращения: 19.11.2020).
70. Сучкова Л.А. Качество бытовых услуг. Киев : Техшка, 1983. 87 с.
71. Сфера услуг: новая концепция развития : [монография] / В.М. Рутгайзер [и др.] ; ред. Е.В. Виноградова. М. : Экономика, 1990. 159 с.
72. Указ Президента РСФСР от 28 ноября 1991 г. N 242 «О
реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР» [Электронный ресурс] // Б-ка норм.-прав. акт. СССР. URL:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15059/64472b517aafdd267d c6be (дата обращения: 15.02.2021).
73. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М.: Мысль, 1980. 189 с.
74. Уровень жизни населения СССР / под. ред. В.Ф. Майер. М. : Мысль, 1977. 263 с.
75. Федцов В.Г. Профессиональная этика и культура бытового обслуживания. М. : Лег. и пищ. пром-сть, 1984. 176 с.
76. Ф. Р-315. Оп. 1. Д. 10. Приказы областного управления бытового обслуживания населения Куйбышевского облисполкома (по общим вопросам).
77. Ф. Р-296. Оп. 1. Д. 2. Протоколы заседаний Тольяттинского комитета профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий.
78. Ф. Р-296. Оп. 1. Д. 36. Протокол № 4 пленума Тольяттинского комитета профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий.
79. Ф. Р-296. Оп. 1. Д. 72. Протокол № 7 пленума Тольяттинского комитета профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий.
80. Ф. Р-296. Оп. 1. Д. 159. Протокол № 5 заседания пленума Горкома профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий.
81. Ф. Р-296. Оп. 1. Д. 172. Постановления заседаний пленума Горкома профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий.
82. Ф. Р-296. Оп. 2. Д. 11. Протокол общего профсоюзного собрания рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий об итогах выполнения соцобязательств за 1977 год.
83. Ф. Р-298. Оп. 5. Д. 17. Информации о ходе выполнения постановления облисполкома от 20.11.87 г. № 178 «О мерах по переходу предприятий бытового обслуживания населения на полный хозрасчет и самофинансирование».
84. Центральный Комитет КПСС, Совет Министров СССР, ВЦСПС и
ЦК ВЛКСМ от 30.12.1976 г. №1081 «О Всесоюзном социалистическом соревновании за повышение эффективности производства и качества работы, успешное выполнение заданий десятой пятилетки» [Электронный ресурс] // Б-ка норм.-прав. акт. СССР. URL:
http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_18984.htm(дата обращения: 04.02.2021).
85. Широков К.А. Опыт работы партийных организаций и проблемы в развитии сферы бытового обслуживания в городских промышленных центрах Среднего Поволжья. автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.01. Куйбышевский государственный университет, Куйбышев, 1990. 25 с.
86. Экономика бытового обслуживания населения : учеб. пособие / Н.В. Гуков, З.И. Тангибердиева. М. : Легкая и пищевая промышленность, 1984. 312 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ