Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Производственная повседневность и быт работников ВАЗа (70-ые гг., начало 90-х гг. ХХ в.

Работа №111976

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы91
Год сдачи2020
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
75
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1 Вопросы организации трудовой деятельности и материального положения
рабочих ВАЗа
1.1 Характеристика рабочих кадров, условия труда и заработная плата
1.2 Бюджет семей рабочих ВАЗа и жилищные условия как составляющие
повседневной жизни
2 Удовлетворение социокультурных потребностей рабочих ВАЗа
2.1 Медицинское обслуживание и доступ к образовательным услугам
рабочих ВАЗа
2.2 Досуговые практики рабочих ВАЗа
Заключение
Список используемых источников

Актуальность темы бакалаврской работы. В последние десятилетия
в отечественной исторической науке точно обозначилась направленность к
переосмыслению прошлого на основе новых теоретико-методологических
подходов. На первом месте появляется необходимость изучения проблем
социальной истории и истории повседневности. Для нынешних исследований
характерен перенос акцента с изучения социально-экономических,
политических систем на изучение небольших групп, поведения людей в
определенном историческом времени и пространстве. Важное место
занимают микроисторические исследования, которые отличаются
наибольшей проникновенностью в саму суть социальных процессов и
действительную жизнь людей, что способствует пониманию сущности
(глубинности) эпохи. Только в микроисторическом исследовании человек
может выступать и как микрообъект и как некоторая всеобщность, способная
раскрыть свое время. Особую роль играют исследования, обращающиеся к
истории производственной повседневности, формируемой в трудовом
процессе и оказывающей непосредственное влияние на индивида.
Работа направлена, в первую очередь, на изучение вопросов
производственной повседневности и быта рабочих ВАЗа в 1970-1980 гг. и
начало 90-х гг. XX в.
Историографический обзор по теме исследования. Степень
изученности темы бакалаврской работы. Вопросы, которые касаются
исследований рабочего класса рассматривались еще В.В. Берви-Флеровским
в работе «Положение рабочего класса в России: наблюдения и исследования
Н. Флеровского» (1869 г.), а также исследователем специфики фабрично-
заводского труда М.И. Туган-Барановским в работе «Русская фабрика в
прошлом и настоящем. Историческое развитие русской фабрики в ХIХ веке:
избранное» (1997 г.). Необходимо отметить также монографию С.В.
Журавлева, написанную в соавторстве с М.Ю. Мухиным, в которойраскрываются вопросы производственной повседневности советских рабочих
в начале XX в. Следует также отметить работы В.Г. Синицына
(«Становление и развитие социалистического быта»), Л.А. Гордона (в
соавторстве с Э.В. Клоповым, Л.А. Ониковой «Черты социалистического
образа жизни: быт городских рабочих вчера, сегодня, завтра»), И.П.
Труфанова («Проблемы быта городского населения»), Е.М. Зуйковой («Быт
при социализме»). Работы данных исследователей представляют интерес в
рамках изучаемой темы, несмотря на то что ни выходят за хронологические
рамки работы для понимания построения логико-структурной сущности
раскрываемой темы.
Рассматривая проблематику темы бакалаврской работы, можно
сгруппировать научную литературу по следующим направлениям.
Первое направление представлено исследованиями, направленными на
характеристику повседневности. Данное направление разработано
достаточно широко и разносторонне. Ряд исследователей рассматривают
повседневность с точки зрения социологии, например, В.Л. Афанасьевский в
работе «Тема повседневности как основа современной социологии» [39],
Г. Зиммель «Избранные работы» [58].
Л.Д. Рассказов в монографии «Кризисное сознание в контексте
глобализационных процессов» рассматривает вопросы социального
сознания, взаимодействия, во многом опираясь на работы Э. Дюркгейма [78].
Именно наработки социологов составляют теоретическую базу для изучения
истории повседневности.
Р.А. Мигуренко в работе «Повседневность, здравый смысл и проблема
сознания» анализируется концепция повседневности, а здравый смысл
определяется как одна из ипостасей повседневности [68]. В целом, автор
обосновывает положение о целесообразности использования концепции
здравого смысла через концепцию повседневности в решении проблем
сознания. точки зрения культурологии рассматривают проблематику
«повседневности» К. Гирц «Интерпретация культур» [51], М.В. Капкан
«Культура повседневности» [60], В.Д. Лелеко «Пространство повседневности
в европейской культуре» [66]. Исследователи акцентируют внимание на
ориентировании истории в понимании особенностей других культур,
восприятия их носителями событий.
Философские аспекты изучения повседневности прослеживаются в
работах Ф. Броделя «Материальная цивилизация, экономика и капитализм»
[42], В.Н. Грекова «Философия повседневности» [52], А.Я. Гуревича
«История в человеческом измерении» [54]. Ф. Бродель выделял «структуры
повседневности», понимая под этой дефиницией условия жизни, условия
трудовой деятельности, потребности и возможности их удовлетворения, а
саму «повседневность» – как сторону жизни, в который мы оказываемся
втянутыми бессознательно, даже не отдавая себе отчета. В.Н. Греков в своих
работах акцентирует внимание, что на сегодняшний день особую
актуальность приобретает изучение истории повседневной жизни людей,
поскольку повседневность являются совокупностью значений,
интерпретированные историками для получения опоры в мире.
Особый интерес представляют исследования, включающие
методологию изучения повседневности, например, И.С. Аракелян (в
соавторстве с Н.Г. Бондаренко, А.Н. Чирковым, Е.А. Чирковой) в работе
«История и методология истории повседневности» обосновывает
использование микроисторического подхода в изучении истории
повседневности, поскольку именно он предполагает исследование отдельных
явлений прошлого для определения тенденций в целом по поколению [38].
П. Берк в работе «Историческая антропология и новая культурная
история» акцентирует внимание на использовании антропологического
подхода, в соответствии с которым центральное место занимает человек и
его повседневные заботы, и мысли [41].центируем внимание на работах Н.Л. Пушкаревой. Всего автором
написано около ста статей касательно проблематики повседневности. В
научно-исследовательской работе выделены работы «Предмет и методы
изучения «истории повседневности» [77] и «История повседневности» как
направление исторических исследований [76]. Н.Л. Пушкарева фокусирует
внимание на микроистории как принципиально новом подходе изучения
картины прошлого, анализируя методы микроистории, источники
возникновения истории повседневности, структуру и содержание
повседневности на основании исследования позиций зарубежных и
отечественных историков.
Н.А. Милешина, А.В. Меркушин в работе «История повседневности
как научное направление» анализируют сущность понятия «повседневность»,
акцентируя на его междисциплинарном характере [69]. Приводятся
различные точки зрения исследователей об основных составляющих
повседневности, обосновывая, что под повседневностью следует понимать не
только бытовую жизнь индивида, но и трудовую.
И.М. Савельева в соавторстве с А.В. Полетаевым в исследовании
«Микроистория и опыт социальных наук» рассматривает микроисторию как
новое направление в социальной истории и анализирует ее теоретическое
основание, междисциплинарные связи, в частности рассматриваются
вопросы изучения повседневности [80].
Под «повседневностью» Н.Н. Козлова понимает целостный
социокультурный жизненный мир, который предстает в функционировании
общества как «естественное», самоочевидное условие человеческой
жизнедеятельности [63]. А.С. Сенявский предлагает следующее определение
«повседневности» – категория, отражающая человеческое бытие в
общественно-политическом, социально-экономическом, религиозно-
культурном и других аспектах [75].
Обобщив определения вышеупомянутых исследователей, можемконстатировать, что концепт «повседневность» означает повторяющееся,
привычное настолько, что это проходит мимо внимания человека. Учитывая
характеристики, предоставленные предшественниками, следует считать, что
повседневность – это ежедневные нерефлексивные практики бытия человека
сквозь призму убеждений, ценностей, мировосприятия.
Второе направление представлено исследованиями советской
повседневности. В данном аспекте литературу можно разделить на два
периода: советский и постсоветский. В целом, литература середины 1960 г. –
начала 1980 г. направлена на изучение улучшения социально-бытовых
условий и повышению уровня жизни населения.
Исследователями проявляется склонность к завышению роста
благосостояния рабочих и скрытие реальных проблем в социально-
экономической и бытовых сферах. Основой литературы является концепция
коммунистического строительства, которая предполагала непрерывность
роста общественного благосостояния и общую бесконфликтность развития
[75]. Ряд историков отмечают, что советской историографии присуще
фрагментарное рассмотрение основных аспектов советской повседневности.
Основные аспекты советской повседневности раскрыты И.Б. Орловым в
монографии «Советская повседневность: исторический и социологический
аспекты становления» [71].
Качественно новый этап в изучении повседневности наступил в
постсоветский период. В исследованиях расширен горизонт исследуемой
проблематики. Особую значимость приобрели научно-практические
конференции, а также развитие получили направления региональной
литературы. А.А. Гуменюк в диссертационной работе «Социальная стратегия
советского государства и практики повседневности населения Российской
провинции во второй половине 1950-х – середине 1980 гг.» рассматривает
повседневные практики советского населения Нижнего Поволжья, в
основном анализируется повседневность с точки зрения социально-бытовогообеспечения [53].
Диссертация «Мотивация труда в промышленности в 1940-1980 гг.»
исследователя К.П. Прибытковой интересна с точки зрения анализа
мотивационных стимулов рабочих промышленности, в работе также
анализируется практика взаимодействия между производственными
руководителями и рабочими [75].
В.Н. Очирова «Производственная повседневность советских рабочих
промышленных предприятий в отечественной и зарубежной историографии»
изучает аспекты производственной повседневности советских рабочих, в
частности, условия труда, настрой, обыденную жизнь в довоенное и
послевоенное время [72].
Работа О. Лейбович «Дом о трех этажах, или как изучать
повседневность поздней сталинской эпохи» направлена на изучение бытовой
повседневности советских людей с конкретизацией на определённый
хронологический период, а именно, послевоенное десятилетие [65].
О.А. Сухова в статье «Автомобиль – в личное пользование!»:
приобретение автомобилей в СССР в условиях кризиса системы
распределения в 1960-е - 1980-е гг.» изучает историю советской
повседневности с точки зрения социальных ожиданий и установок массового
сознания [88].
Акцентируем внимание и на региональной литературе,
непосредственно включающей анализ повседневности населения
Куйбышевской области. О.Н. Ганина в публикации «К осмыслению
проблемы повседневности г. Тольятти» изучает проблему повседневности
г. Тольятти с точки зрения досуговых практик и охватывает не только
рабочих, но и их семьи [50]. И.В. Бурая рассматривает проблемы
архитектурной среды строящегося города в статьях «Архитектурная среда
Тольятти как выражение проблем повседневной культуры городского
социума» [43] и «Колористическое решение градостроительногопространства в эпоху советского модернизма (на примере г. Тольятти)» [44],
что представляет интерес с точки зрения анализа жилищных условий
рабочих как составляющей повседневной жизни. Свое развитие получили и
диссертационные исследования. Диссертационная работа А.М. Доценко
«Повседневная жизни советского народа начала 1950 – первой половины
1980-х годов (на материалах г. Куйбышева и городов Куйбышевской
области)» представляет собой систематизированное исследование по
изучению повседневности населения Куйбышевской области, и включает не
только анализ материальных и моральных особенностей населения, но и
асоциальные проявляется в городской среде в рассматриваемый
хронологический период [55].
Следовательно, можно выделить разность в проблематике в советской
и постсоветской литературе. Для советской литературы характерна
идеологическая направленность исследований, постсоветская же направлена
на исследование не столько идеологического обоснования жизни советского
народа, сколько на подробный разбор бытовых, жилищных условий рядового
человека, как на основе социально-политических новаций советского
правительства, так и с помощью этно-семиотического анализа.
Третье направление представлено литературой касательно изучения
автопромышленного сектора, в частности, Волжского автомобильного
завода. А.А. Зубков в диссертационной работе «Автомобильная
промышленность РСФСР: основные тенденции развития, формирования
научно-технической базы и проблема модернизации производства (1966-1980
гг.)» анализирует опыт научно-технической базы ВАЗа и рассматривает
основные тенденции развития автопрома РСФСР [59]. Большое значение для
научно-исследовательской работы имела хроника, опубликованная А.Е.
Степановым «АВТОВАЗ. Хроника основных событий истории» [83].
Издание выпущено в трех томах и включает в себя документально
выверенные описания основных фактов и статистических данных, имевшихместо в жизни ВАЗа. Тома разделены хронологически: первый том
охватывает период с 1965 г. по 1975 г., второй – с 1976 г. по 1988 г., третий –
с 1989 г. по 2006 г. Научная история ВАЗа раскрывается в монографии
«АВТОВАЗ. Между прошлым и будущим. История Волжского
автомобильного завода 1966-2005 гг.», составленная коллективом авторов
С.В. Журавлевым, М.Р. Зезиной, Р.Г. Пихоя, А.К. Соколовым [56]. В данной
работе собран источниковый материал касательно заводской деятельности и
его роли в экономико-политической ситуации в стране. А. Шавриным в книге
«ВАЗ: страницы истории. Воспоминания и факты» описывается хроника
событий с 1974 г. по 1991 г., в том числе раскрывается история профсоюзной
деятельности [46]. Книга «Завод без компромиссов: очерк истории
Волжского Ордена Трудового Красного Знамени автомобильного завода
имени 50-летия СССР» Б.М. Кацмана представляет собой рукопись,
охватывающая хронологический период с 1966 г. по 1975 гг. [61]. Содержит
исторический анализ не только проектирования и строительства завода, но и
основы комплектования трудового коллектива. Рассматриваемое в научно-
исследовательской работе издание включает также воспоминания родных и
коллег Б.М. Кацмана.
И особую ценность для работы представляет издание «Высокой мысли
пламень: Управление главного конструктора АВТОВАЗ», выпущенное в трех
книгах, которые охватывают три периода: с 1966 г. по 1976 г. [47], с 1976 г.
по 1986 г. [48], с 1986 г. по 2006 г. [49]. Составителем и редактором является
В.А. Котляров. Книги включают в себя воспоминания конструкторов,
испытателей, дизайнеров Управления главного конструктора.
Необходимо акцентировать на существование многочисленных
исследований, связанных с проблемами промышленного труда,
организованных по линии ВСНХ, Наркомтруда, ВЦСПС, ЦК профсоюзов.
Отметим экономиста А.К. Гастева, возглавлявшего Центральный институт
труда, О.А. Ерманского, статистика и демографа А.Г. Рашина. Именноработы данных исследователей раскрывали отдельные аспекты организации
труда и трудовых отношений на производстве. Изучением аспектов
повседневности рабочего класса, а именно поведение рабочих, ценностные
ориентации и бюджеты времени, занимался и экономист С.Г. Струмилин
(1964 г.). Отметим, что исследователями подчеркивается неуклонный рост
трудовой активности рабочего класса СССР. Развитие социалистического
соревнования освещены в трудах Л.С. Рогачевской (1977 г.), В.С. Лельчука
(1984 г.).
Однако история повседневности рядового советского человека в эпоху
1970-1980-х гг. и все ее компоненты стали предметом специального
рассмотрения в новейшей отечественной историографии лишь на
постсоветском этапе. В работах современных исследователей показана
история повседневности российских и советских людей, включая ее
экономические аспекты (заработная плата, жилище, питание, одежда),
вопросы мотивации труда у советских рабочих, социокультурные изменения
в жизни людей, проблемы советской ментальности. Проанализировав
литературу по исследуемой теме, можно заключить, что существует
достаточно много исследований по изучаемой теме. В рассматриваемой
литературе анализируются различные аспекты повседневности, но
большинство исследователей рассматривают повседневность относительно
односторонне. Необходимо систематизировать документальную базу в
комплексную работу для рассмотрения производственной и бытовой
повседневности рабочих ВАЗа за конкретный хронологический период с
1970-1980 гг.
Целью работы является анализ производственной повседневности и
быта рабочих Волжского автомобильного завода в 1970-1980 годах.
Указанная цель предполагает решение следующих задач:
 изучить характеристику рабочих кадров, условий труда и заработной
платы рабочих ВАЗа в 1970-1980 гг.; проанализировать бюджет семей рабочих ВАЗа и жилищные условия
как составляющих повседневной жизни в 1970-1980 гг.;
 проанализировать особенности медицинского обслуживания и
доступа к образовательным услугам рабочих ВАЗа в 1970-1980 гг.;
 проанализировать досуговые практики рабочих ВАЗа в 1970-1980 гг.
Объектом работы являются рабочие ВАЗа в 1970-1980 гг.
Предметом работы является производственная повседневность и быт
рабочих ВАЗа в 1970-1980 гг.
Хронологические рамки бакалаврской работы акцентированы на
временном периоде с 70-80 гг. XX в., однако, в рамках изучаемой темы
целесообразно их расширить до 1991 г., что обусловлено рядом причин. В
1970 г. в апреле собраны первые шесть автомобилей модели ВАЗ-2101 [29], в
1971 г. государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь
Волжского автозавода, был выпущен первый автомобиль модели ВАЗ-2102
[28]. Исторические условия повседневной жизни рабочих автомобильной
промышленности в течение рассматриваемого периода связаны, прежде
всего, с необходимостью развития экономики. Одним из определяющих
факторов влияния на формирование исторических условий была
государственная политика, которая обусловливала экономические,
социальные, культурные и духовные реалии. После распада СССР в стране
началась приватизация и акционирование крупных промышленных
предприятий. Под эту волну попал и ВАЗ, который позже, в 1993 г., стал
акционерным обществом.
Теоретико-методологическая основа работы составляют
антропологический, микроисторический, комплексный, системный,
ценностный и междисциплинарный подходы.
Основу исследования составляет антропологический подход, согласно
которому центральное место в работе принадлежит человеку с его
повседневными заботами и мыслями. Автор рассматривает только рядаспектов, которые дают возможность выяснить специфику производственной
повседневной жизни рабочих автомобильной промышленности, а именно
основные характеристики производственной деятельности, уровень и
качество условий труда. Историческое знание можно доносить до сознания
людей не только в обобщенном виде, но и с точки зрения опыта отдельно
взятого человека. В последние десятилетия в мире стали относиться с
повышенным вниманием к данному ракурсу в получении исторического
знания. Методологическими разработками истории повседневности
занимались российские исследователи А.Я. Гуревич, И.Н. Камардин,
Г.С. Кнабе, А.С. Сенявский, В.Д. Лелеко, Н.Л. Пушкарева, Н.Н. Козлова.
Проблемам изучения советской повседневности посвящены работы
А.А. Гуменюк, О.Л. Лейбовича, И.Б. Орлова, В.В. Плохотникова.
Микроисторический подход предусматривает изучение отдельных
явлений, происходивших в жизни людей прошлого, с целью выявления
господствующих представлений и тенденций в обществе в целом. По мнению
Н.Л. Пушкаревой, микроисторические подходы появились как ответ на вызов
гуманитарном знанию его заинтересованностью языке, критикой
текстоцентризму, интересом к образам «другого» и толерантного признания
этого «другого» [76]. Значение микроисторического подхода исследователь
видит, во-первых, в том, что он позволил учесть множество отдельных
человеческих судеб. При этом история повседневности сделала интересными
не только выдающихся, но и обычных людей. Во-вторых, значение
микроистории для повседневности состояло в апробации методик изучения
нереализованных возможностей. В-третьих, этот подход определил новое
место источников личного происхождения, что дает возможность с выяснить
степень человеческой свободы при определенных политических, социально-
экономических, этнокультурных обстоятельств и временных рамок. В-
четвертых, междисциплинарный характер исследований повседневной жизни
связан с многомерностью этого феномена. Социологи, философы,антропологи, этнологи, лингвисты, культурологи, психологи используют
собственный инструментарий для определенного вида источников. Формой
историозации коллективного бессознательного выступает осмысление
ментальных микропроцессов в историческом контексте.
В работе микроисторический подход реализован через характеристику
производственной повседневной жизни рабочих автомобильной
промышленности на основе источников, связанных с жизнью рабочих
предприятий отрасли. Комплексный подход заключается в изучении
исторического явления на основе сочетания данных различных источников с
целью его всесторонней характеристики.
Системный подход представляет собой способ теоретического
осмысления и реконструкции объектов (систем) как совокупности
взаимосвязанных элементов (компонентов). В рамках этого подхода
осуществлен анализ повседневной жизни работников предприятий
автомобильной промышленности как социальной системы, составляющими
которой являются отдельные индивиды, их группы и организации.
Исследователи истории повседневности изучают не только бытовую, но и
производственную сферу, системно прослеживая мотивационные факторы
труда, условия и обстоятельства, сопровождающие трудовую деятельность,
отношения между работающими (в том числе конфликтные) [75].
Систематизировав информацию, можно констатировать, что концепт
«повседневность» означает повторяющееся, привычное настолько, что это
проходит мимо внимания человека. Учитывая характеристики,
предоставленные предшественниками, следует считать, что повседневность –
это ежедневные нерефлексивные практики бытия человека сквозь призму
убеждений, ценностей, мировосприятия.
Применение указанных подходов базируются на принципах историзма,
объективности и всесторонности. Принцип историзма заключается в
освещении процесса становления явлений и их развития в связи с условиямивозникновения. В соответствии с принципом историзма повседневность
рабочих автомобильной промышленности охарактеризована в контексте
специфики советской действительности. В рамках принципа объективности
исследователь пытался беспристрастно подойти к подбору фактов и их
интерпретации, привлечь значительный массив разноплановых исторических
источников. Согласно принципу всесторонности, автор стремился
осуществить как можно полный анализ повседневности рабочих
автомобильной промышленности.
В свою очередь реализация этих принципов опирается на
использование общенаучных, специально-исторических и методов смежных
дисциплин. Среди общенаучных методов использованы такие, как анализ и
синтез, индукция и дедукция. В частности, с помощью этих методов
установлено, что значительную часть повседневной жизни рабочих
автомобильной промышленности занимала их экономическая деятельность,
которая служила основной статьей наполнения семейного бюджета.
Обзор источников. Источники по рассматриваемой теме
представлены двумя группами.
Первая группа – опубликованные источники – составляют широкий
спектр материалов и их можно разделить на: нормативно-правовые
документы, материалы периодической печати и источники мемуарного
характера.
Нормативно-правовые источники опубликованы в сети Интернет в
справочно-информационных системах и включают в себя Конституции
СССР (утвержденные 5 декабря 1936 г. и 7 октября 1977 г. Верховным
Советом СССР), Кодекс законов о труде РСФСР, Постановления и Указы, а
также инструкции и нормы, регламентирующие основы охраны труда
рабочих на автопромышленных предприятиях.
Материалы периодической печати включают в себя газеты,
выпускаемые в г. Тольятти, в частности на ВАЗе. Среди них отметиммноготиражную газету «Волжский автостроитель», выпускаемую с 1969 г. по
настоящее время. Отличительной особенностью рассматриваемого источника
является максимальная близость к производственной повседневности
рабочих. Также отметим газеты «За коммунизм», «Советские профсоюзы»,
«Волжская коммуна», «Труд», в которой отражены публикации, дающие
представление о деятельности профсоюзной организации ВАЗа.
Перечисленные периодические издания находятся в Центральной библиотеке
имени Татищева и МБУК «Библиотека Автограда».
Источники мемуарного характера представляют собой воспоминания
председателей профкома завода о становлении профсоюзной организации, о
создании основных комиссий, о своей профсоюзной деятельности В.М.
Правосуда (1967-1974 гг.), Л.А. Смекалина (1974-1979 гг.), В.Г. Горшкова
(1979-1987 гг.), В.П. Пересыпкинского (1987-1990 гг.), а также воспоминания
их коллег: В.С. Рушкиса (публицистический очерк о деятельности В.М.
Правосуда), Н. Пружанской (о профсоюзной деятельность В.П.
Пересыпкинского). Данный тип источников находится в МБУК «Библиотека
Автограда».
Вторая группа – неопубликованные источники представлена
архивными документами. Архивные источники включают в себя приказы-
постановления генеральной дирекции и завкома профсоюза ВАЗа, задачи и
обязанности общественного совета по охране здоровья трудящихся, планы и
отчеты о работе цехов и производств ВАЗа, протоколы производственных
совещаний за период с 1971 по 1991 гг., хранящиеся в МКУ «Тольяттинский
архив», Самарском областном государственном архиве социально-
политической истории (СОГАСПИ). Рассматриваемые материалы имеют
высокую научную ценность, применяются во многих исследованиях
современных ученых.
Таким образом, анализируя источники по рассматриваемой теме
бакалаврской работы, можно констатировать, что на сегодняшний деньдоступен широкий спектр материалов, позволяющий глубоко изучить тему
производственной повседневности и быта рабочих ВАЗа в указанный
хронологический период.
Научная новизна и практическая значимость бакалаврской
работы состоит в систематизации материала по вопросам производственной
повседневности и быта рабочих ВАЗа в 1970-1980 гг., а также введение в
оборот новых архивных источников.
Структура бакалаврской работы. В основу бакалаврской работы
заложен проблемно-хронологический принцип. Бакалаврская работа состоит
из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и
литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ научного наследия позволяет констатировать, что по
некоторым аспектам темы посвящено значительное количество работ, однако
производственная повседневность рабочих ВАЗа за 1970-1980 гг. не стала
предметом отдельного исследования. Вовлечен комплекс материалов фондов
центральных и местных государственных архивов, музеев, опубликованных
статистических данных, периодических изданий, который позволяет
охарактеризовать повседневность рабочих автомобильной промышленности.
Учитывая специфику темы в основу работы положены антропологический и
микроисторический подходы, которые способствовали исследованию
ежедневных практик рабочих.
Исторические условия повседневной жизни рабочих автомобильной
промышленности, прежде всего, были связаны с характерной для того
периода государственной политикой, уровнем технической оснащенности
предприятий отрасли, кадровым обеспечением и условиями
производственной деятельности.
Государственная политика в отношении предприятий автомобильной
промышленности была направлена на увеличение объемов производства
продукции и повышения ее качества путем модернизации производства,
развития движения изобретателей и рационализаторов и социалистического
соревнования. С середины 70-х годов началась систематическая работа по
реорганизации управления автомобильным производством, которая была
обусловлена ускоренным развитием отрасли.
В рассматриваемый период (с 1970 г. по 1980 гг.) государственные
инициативы в основном направлены на усиление стимулов к
высокопроизводительному и качественному труду рабочих:
 расширение возможностей администрации предприятий для
премирования за высокие количественные и качественные
результаты работы; централизованные пересмотры норм выработки, проведенные в
рамках реформ системы оплаты;
 активное внедрение коллективных способов организации и
стимулирования труда;
 новые формы социалистического соревнования (движение за
коммунистическое отношение к труду, за сдачу продукции с первого
предъявления, за выполнение личных планов повышения
производительности труда и другие).
Данные меры хоть и привели к улучшению трудовых показателей,
однако не позволили добиться устойчиво высоких темпов роста
производительности труда, а также решить производственные проблемы,
характерные для автомобильной промышленности. Отдельные
постановления касались уменьшения продолжительности рабочего времени,
улучшение охраны труда и трудовой дисциплины, закрепления кадров.
Рабочие ВАЗа могли удовлетворять потребности первой
необходимости. Однако этого нельзя сказать о других материальных
потребностей, которые свидетельствует о невысоком уровне их жизни,
несмотря на принадлежность к приоритетной отрасли экономики.
Большинство рабочих сталкивалась проблемами необеспеченности
жилищно-коммунальными, бытовыми услугами и торговой сетью. Уровень
жизни рабочих зависел от их доходов. В структуре бюджета семей
металлургов доходная часть в целом преобладала расходную, а основной
статьей формирования доходной части бюджета была заработная плата
рабочих.
В условиях советской действительности рабочие имели свободный
доступ к получению образования и удовлетворение своих культурных
потребностей, которые не выходили за пределы коммунистической
идеологии, но только частично могли удовлетворить потребности в
медицинском обслуживании, что свидетельствует о невысоком уровнежизни. Влияние вредных факторов при производственной деятельности
приводил к диагностированию у рабочих отдельных цехов
профессиональных заболеваний. В связи с этим медицинское обслуживание
работников отрасли осуществляли специальные медицинские учреждения.
Несмотря на доступность медицинских услуг, качество последних не всегда
было высоким, что особенно характерно для первой половины 1970-х гг. К
концу исследуемого периода не был решен ряд проблем, присущих
медицинскому обслуживанию, которые были связаны с нехваткой врачебных
кадров, коечного фонда, аппаратуры, медикаментов и транспорта.
Подводя итог, можно заключить, что в период 70-80-х гг.,
государственная политика направлена на стабильность, снижение рабочего
протеста, поскольку политика в социальной сфере была связана с ростом
уровня жизни рабочих. В качестве положительных результатов отмечается
рост заработной платы рабочих, отрицательных ‒ обозначение тенденции к
выравниванию размеров заработков различных категорий работников.
Идеологическая политика была направлена на воспитание
коммунистического мировоззрения у населения наряду с научно-
атеистической пропагандой, а большинство способов проведения досуга
были связаны с формированием у них «идеологически правильного»
мировоззрения и жизненных ценностей.
Исследование не исчерпывает всех вопросов, связанных с
проблематикой. Положения и выводы бакалаврской работы могут стать
основой для дальнейшего изучения производственной повседневности
рабочих автомобильной промышленности.


ИСТОЧНИКИ
Неопубликованные источники
Архивные документы
Государственный архив Российской Федерации
1. Ф. Р-5587 – Всесоюзный совет научно-технических обществ и
научно-технические общества (НТО). Оп. 36. Д. 49;
2. Ф. Р-7752 – Всесоюзные общества изобретателей и
рационализаторов (ВОИР). Оп. 6. Д. 2398, 2470б.
Центральный государственный архив Самарской области (ЦГАСО)
3. Ф. Р-2521 – Куйбышевское областное управление статистики
Госкомитета статистики РСФСР, г. Куйбышев. Оп. 40. Д. 102; Оп. 50. Д. 55;
Оп. 52. Д. 125т; Оп. 53 Д. 1733.
4. Ф. Р-4082 – Самарский научно-исследовательский институт
гигиены Госкомсанэпиднадзора России. г. Самара. Оп. 7. Д.25.
Самарский областной государственный архив социально-политической
истории (СОГАСПИ)
5. Ф. 651 – Партийный архив Самарского областного комитета
Коммунистической партии Российской Советской Федеративной
Социалистической Республики. г. Самара. Оп. 13. Д. 1058.
6. Ф. 1632 – Волжский автомобильный завод им. 50-летия СССР, г.
Тольятти. Оп. 2. Д. 16, 34; Оп. 4. Д. 23.Управление по делам архивов мэрии г. о. Тольятти
7. Ф.Р-17. Главное управление архитектуры и градостроительства
исполнительного комитета Тольяттинского городского Совета народных
депутатов Куйбышевской области 1952 – 1989 гг. Оп. 1. Д. 452, 371.
8. Ф. Р–352. – Волжское объединение по производству легковых
автомобилей («АВТО-ВАЗ») Министерства автомобильной промышленности
СССР 1966-1989 гг. Оп. 1. Д. 1а, 4, 8, 225, 281, 389; Оп. 1. доп. Д. 15.
Опубликованные источники
Нормативно-правовые акты
9. Конституция (Основной закон) Союза Советских
Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии
Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.).
10. Кодекс законов о труде РСФСР от 09.12.1971.
11. Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от
14.12.1972 N 333/34 Об утверждении Типового перечня профессий рабочих и
работ, оплачиваемых по повышенным тарифным ставкам в зависимости от
условий труда на предприятиях машиностроительной и
металлообрабатывающей промышленности.
12. Приказ Минсоцобеспечения РСФСР от 11.02.1975 N 22 Об
изменении пункта 8 Методических указаний «О порядке определения
степени утраты профессиональной трудоспособности (в процентах) при
освидетельствовании во ВТЭК рабочих и служащих, получивших увечье
либо иное повреждение здоровья, связанное с их работой.
13. Указ Президиума Верховного совета СССР от 15.01.1976 г. N
2847-IX Об установлении ежегодного праздника «Дня работников
автомобильного транспорта.
14. Инструкция по санитарному содержанию помещений и
оборудования производственных предприятий: утв. Главным санитарноэпидемиологическим управлением Министерства здравоохранения СССР от
31 декабря 1966 г. №658-66.
15. Инструкция по санитарному содержанию промышленных
предприятий: утв. Главным государственным санитарным инспектором
СССР от 9 июня 1951 г. N134-22/832.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ