Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития музыкального восприятия у детей 6-7 лет в процессе музыкальной деятельности 8
1.1 Психолого-педагогические основы развития музыкального восприятия у детей 6-7 лет в процессе музыкальной деятельности 8
1.2 Характеристика музыкальной деятельности как средства развития музыкального восприятия у детей 6-7 лет 13
Глава 2 Экспериментальное исследование развития музыкального восприятия у детей 6-7 лет в процессе музыкальной деятельности 17
2.1 Выявление уровня развития музыкального восприятия у детей 6-7 лет 17
2.2 Содержание работы по развитию музыкального восприятия у детей 6-7 лет в процессе музыкальной деятельности 31
2.3 Выявление динамики развития музыкального восприятия у детей 6-7 лет 38
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 53
Приложение Б Количественные результаты на констатирующем этапе эксперимента 55
Приложение В Количественные результаты контрольного среза 57
Приложение Г Тематическое планирование работы по развитию музыкального восприятия у детей 6-7 лет в процессе музыкальной деятельности 59
Эффективность дошкольного образования на современном этапе характеризуется не просто суммой усвоенных знаний и сформированными умениями, а личностными качествами.
Музыкальное искусство имеет особое значение среди других видов искусства в системе воспитания всесторонне развитой личности. Неотъемлемой чертой гармоничного человека является его высокая культура, достигаемая в процессе художественного образования и воспитания, в том числе и музыкального.
Музыкальная культура человека формируется в процессе развития музыкального восприятия, а именно во время активной музыкальной деятельности, в процессе игры на музыкальных инструментах, знакомства с музыкальными произведениями.
Однако, сама только музыкальная деятельность не может решить всех задач развития музыкального восприятия, необходимо целенаправленная, систематическая работа.
Вопрос активизации познавательной деятельности и музыкального восприятия детей является одним из актуальных вопросов педагогической науки. Музыкальное восприятие тесным образом связано с преобразованием информации, которая поступает непосредственно из внешней среды, в процессе формирования образов.
Музыкальное восприятие представляет собой поэтапный процесс преобразования информации, начиная с момента воздействия физического раздражителя на органы чувств до момента ее самостоятельного функционирования в памяти.
Концептуальные положения, методы и методические приемы были предложены Л.Н. Толстым, К.Д. Ушинским, В.Ф. Шаталовым, Г.И. Щукиной, Т.И. Шамовой, В.И. Андреевым, А.В. Хуторским.
Исследования таких выдающихся психологов, музыковедов, как Б.А. Асафьев, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов говорят о необходимости формирования у детей и подростков музыкального восприятия.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью развития музыкального восприятия у детей 6-7 лет и недостаточным использованием музыкальной деятельности в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы возможности музыкальной деятельности в развитии музыкального восприятия у детей 6-7 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие музыкального восприятия у детей 6-7 лет в процессе музыкальной деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития музыкального восприятия у детей 6-7 лет в процессе музыкальной деятельности.
Объект исследования: процесс развития музыкального восприятия у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: развитие музыкального восприятия у детей 6-7 лет в процессе музыкальной деятельности.
В ходе работы была выдвинута гипотеза исследования: развитие музыкального восприятия у детей 6-7 лет в процессе музыкальной деятельности будет возможным, если:
• обогащен музыкальный центр группы музыкальными игрушками;
• разработано и апробировано содержание непрерывной образовательной деятельности по развитию музыкального восприятия.
Задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития музыкального восприятия у детей 6-7 лет в процессе музыкальной деятельности.
2. Выявить уровень развития музыкального восприятия у детей 6-7 лет.
3. Определить и апробировать содержание работы по развитию музыкального восприятия у детей 6-7 лет в процессе музыкальной деятельности.
4. Выявить динамику уровня развития музыкального восприятия у детей 6-7 лет.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
• психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы),
• качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования явились:
• теоретические положения о сущности понятия «восприятие» (А.Н. Леонтьев, Р.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, В.Ф. Шаталов, Г.И. Щукина);
• теоретические положения о возрастных психологических особенностях музыкального восприятия в старшем дошкольном возрасте (Ю.Ю. Березина, Л.И. Божович, А.А. Люблинская);
• теоретические положения о сущности понятия «музыка» (Б.В. Асафьев, Л.Л. Сабанеев);
• идеи о воспитательном потенциале музыки (Д.Б. Кабалевский, Н.Д. Кашкин, А.Н. Серов).
Новизна исследования заключается в следующем: обоснованы потенциальные возможности музыкальной деятельности в развитии музыкального восприятия у детей 6-7 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены показатели и дана качественная характеристика уровней развития музыкального восприятия у детей 6-7 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по развитию музыкального восприятия у детей 6-7 лет в процессе музыкальной деятельности может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа № 26 имени Героя Советского Союза В.И. Жилина», структурное подразделение детский сад «Тополёк». В исследовании приняли участие 40 дошкольников 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (29 источников), 4 приложения. Работа иллюстрирована 12 рисунками и 3 таблицами.
Восприятие - это чувственное отображение предмета или процесса в реальной действительности, которое воздействует на все органы чувств.
Музыкальное восприятие понимается как процесс, обращенный на изучение и особенно на понимание характеристик (эмоциональных, ритмических, выразительных), которыми отличается музыка как особый вид искусства.
Необходимо развивать именно музыкальное восприятие. Сюда входят чувственные образы и осознание выделяющегося предмета из субъективной картины мира.
Некоторые ученые отводят восприятию роль познавательной деятельности, в результате которой ребенок получает определенного вида информацию, осознает ее особенности, исследует и оценивает. Важный регулятор восприятия - необходимость воспринять предъявленный материал.
Проведенное исследование позволило установить, что методы развития музыкального восприятия направлены на получение эмоционального отклика, воспитание эстетического отношения к музыке, музыкальной восприимчивости, оценочного отношения, выразительного исполнения.
На этапе констатирующего эксперимента было выявлено, что в экспериментальной группе обладает низким уровнем развития музыкального восприятия 50% детей, средним 50%, высокого уровня не выявлено. В контрольной группе выявлено, что 45% детей обладает низким уровнем, у 55% детей был выявлен средний уровень и высокого уровня не выявлено.
Целью формирующего эксперимента явилось: разработать содержание и организовать работу по развитию музыкального восприятия у детей 6-7 лет в процессе музыкальной деятельности.
Мы предположили, что развитие музыкального восприятия у детей 6-7 лет в процессе музыкальной деятельности будет возможным, если:
- обогащен музыкальный центр группы музыкальными игрушками;
- разработано и апробировано содержание непрерывной образовательной деятельности по развитию музыкального восприятия. Результаты контрольного среза позволили нам выявить динамику уровня развития музыкального восприятия у детей 6-7 лет.
В экспериментальной группе показатель низкого уровня упал до 20%, когда на констатирующем этапе он составлял 50%. Средний уровень возрос с 50% до 70%, высокий с 0% до 10%, что является хорошим показателем эффективности проведенного формирующего эксперимента.
Иначе дела обстоят в контрольной группе, чьи результаты не изменились. Низкий уровень был выявлен у 45% (45% констатирующий этап). Средний уровень 55% (было также 55%). Других изменений не наблюдается.
Задачи исследования решены, гипотеза исследования подтвердилась.
1. Безбородова Л. А. Сущность теории музыкального образования. М. : Просвещение, 2015. 316 с.
2. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. М. : Просвещение, 2016. 240 с.
3. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М. : Просвещение, 2017. 415 с.
4. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. М. : Просвещение, 2013. 255 с.
5. Выготский Л. С. Психология искусства. М. : Эксмо, 2017. 416 с.
6. Гарбер Л. А. Начальная стадия развития музыкальных способностей. М. : Эксмо, 2015. 223 с.
7. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. М. : ВЛАДОС, 2015. 320 с.
8. 3еньковский В. А. Психология детства. М. : Просвещение, 2016. 344 с.
9. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М. : ВЛАДОС, 2015. 304 с.
10. Колорёва Е. Д. Восприятие музыки» и «музыкальное восприятие»: особенности трактовки понятий // Совушка. 2019. № 4. С. 1417.
11. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры дошкольников. М. : Просвещение, 2016. 96 с.
12. Костина Э. П. Камертон. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. М. : Просвещение, 2014. 220 с.
13. Крупник Е. П. Психологические особенности восприятия образа. М. : Магистр, 2018. 200 с.
14. Куревина, О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. М. : ЛИНКА - ПРЕСС, 2013. 176 с.
15. Лифиц И. Активизация музыкального восприятия // Дошкольное воспитание. 2014. № 12. С. 53-67.
...