Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие профессионально-значимых качеств личности учащихся

Работа №115247

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы76
Год сдачи2021
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
74
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Развитие профессионально-значимых качеств личности учащихся 10-11 классов в обучении информатике 7
§1. Психолого-педагогические особенности обучения учащихся 10-11 классов 7
§ 2. Особенности обучения информатике учащихся 10-11 классов 10
§ 3. Развитие профессионально-значимых качеств личности учащихся 10-11 классов в курсе информатики 14
§ 4. Анализ сборников занимательных задач по информатике для учащихся 10-11 классов 20
Выводы по I главе 29
Глава II. Формирование системы занимательных задач для учащихся 10-11 классов с целью развития профессионально-значимых качеств личности 31
§ 1. Принципы отбора занимательных задач, направленных на развитие профессионально-значимых качеств личности учащихся 10-11 классов 31
§ 2. Формирование системы занимательных задач, направленных на развитие профессионально-значимых качеств личности учащихся 10-11 классов при обучении информатике 34
§ 3. Методика применения системы занимательных задач, направленных на развитие профессионально-значимых качеств личности учащихся 10-11 классов при обучении информатике 50
§ 4. Экспериментальная проверка эффективности разработанной системы занимательных задач для развития профессионально-значимых качеств личности старшеклассников 57
Выводы по II главе 63
Заключение 65
Список литературы 67
Приложение 70




Федеральный Государственный Образовательный стандарт среднего общего образования [24] описывает образовательный процесс как единый процесс обучения, воспитания и развития. Также в стандарте указано, что он направлен на обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования.
Для обеспечения преемственности программы профильной школы и профессионального образования, а также эффективного включения учащихся в профессиональную деятельность, обучение в старшей школе должно способствовать развитию профессионально-значимых качеств личности.
Профессионально-значимыми называются качества личности, влияющие на эффективность профессиональной деятельности и успешность ее освоения.
Исследованием развития личности учащихся в процессе обучения занимались такие ученые, как Босова Л. Л., Леонтьев А. Н., Сериков В. В., Хеннер Е. К.
Вопросами методики обучения информатике в старшей школе занимались такие ученые, как Бочкин А. И., Гейн А. И., Ершов А. П., Кузнецов А. А., Лапчик М. П., Семакин И. Г., Семенов Л. С., Софронова Н. В., Шестаков А. П.
Однако, в данных работах рассматривается в основном усвоение учащимися предметного содержания информатики. Метапредметные и личностные результаты обучения информатике связаны в подавляющем большинстве случаев с развитием алгоритмического мышления и использованием информационно-коммуникационных технологий для решения задач из разнообразных областей знания.
Важнейшая задача школы – подготовка учащихся к дальнейшему обучению в ВУЗах и профессиональной деятельности.
Эта подготовка должна заключаться не только в усвоении необходимых знаний, но также в формировании личности учащихся.
Таким образом, возникает противоречие между требованиями ФГОС по обеспечению преемственности среднего и высшего образования, формированию личности, готовой к социализации в обществе и профессиональной деятельности и существующей методикой обучения информатике, ориентированной, в основном, на достижение предметных результатов.
Одним из способов развития личностных качеств учащихся нами выделено использование занимательности. Занимательность способствует возникновению положительных эмоций в отношении курса информатики, его целей и содержания, развивает интеллектуальные и творческие способности учащихся и, как следствие, способствует развитию личности учащихся.
В связи с этим видится актуальным данное исследование, и была выбрана тема «Использование системы занимательных задач с целью формирования профессионально-значимых качеств личности учащихся 10-11 классов в обучении информатике».
Целью исследования является формирование системы занимательных задач и методики ее применения с целью формирования профессионально-значимых качеств личности учащихся 10-11 классов в обучении информатике.
Объект исследования: процесс формирования профессионально-значимых качеств личности учащихся 10-11 классов.
Предмет исследования:система занимательных задач, направленная на развитие профессионально-значимых качеств личностиучащихся.
Гипотеза исследования: использование системы занимательных задач способствует развитию профессионально-значимых качеств личности учащихся, если при составлении системы задач использовались принципы отбора задач по информатике, направленных на развитие профессионально-значимых свойств личности учащихся.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
• проанализировать методическую литературу и нормативные документы среднего и высшего профессионального обучения с целью выявления профессионально-значимых качеств личности учащихся, которые необходимо развивать при изучении информатики в старшей школе;
• изучить особенности обучения информатике в старшей школе для определения возможности развития профессионально-значимых качеств личности;
• определить принципы отбора занимательных задач по информатике, направленные на развитие профессионально-значимых качеств личности учащихся 10-11 классов;
• сформировать систему занимательных задач по информатике, направленную на развитие профессионально-значимых качеств личности учащихся 10-11 классов;
• разработать методику применения системы занимательных задач по информатике в старшей школе, направленную на развитие профессионально-значимых качеств личности учащихся;
• разработать методику оценки уровня развития профессионально значимых качеств личности учащихся при обучении информатике в старшей школе;
• экспериментально проверить эффективность разработанной системы занимательных задач и методики ее применения.
Научная новизна заключается в следующем:
• выделены профессионально значимые качества личности старшеклассников, которые возможно развивать в курсе информатики в10-11 классе;
• описана методика применения системы занимательных задач для развития профессионально-значимых качеств личности учащихся 10-11 классов, которую можно использовать для дальнейшего совершенствования методики обучения информатике в старших классах;
• доказано, что использование системы занимательных задач, отобранных в соответствии с разработанными принципами отбора способствует развитию профессионально значимых качеств учащихся;
• предложена методика оценки уровня развития профессионально значимых качеств личности учащихся при обучении информатике в старшей школе.
Теоретическая значимость исследованиязаключается в теоретическом обосновании возможности развития профессионально-значимых качеств личности учащихся 10-11 классов, необходимых для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности.
Практическая значимость состоит в том, что разработанная система задач и методика ее применения могут быть рекомендованы к применению учителями информатики старшей школы.
Предложенная методика оценки уровня развития профессионально значимых качеств личности учащихся при обучении информатике в старшей школе может быть использована и при обучении другим предметам школьного курса.
Экспериментальная работа проводилась на базе школы ФГБОУ ВО Московская Государственная Академия Хореографии. В связи со спецификой учебного заведения в исследовании рассматривалось формирование профессионально-значимых качеств личности для деятельности в области хореографического искусства, однако выделенные качества достаточно универсальны и необходимы во множестве профессий.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе исследования была рассмотрена проблема формирования профессионально-значимых качеств личности учащихся 10-11 классов с помощью занимательных задач по информатике.
Было показано, что в настоящее время существует необходимость развития профессиональных компетенций учащихся в старшей школе, однако большинство работ по методике обучения информатике посвящено в основном усвоению школьниками предметного содержания.
В первой главе были изучены особенности обучения и формирования профессионально-значимых качеств личности учащихся 10-11 классов информатике на основе психологических, социальных и других особенностей школьников данного возраста и показана возможность и необходимость развития данных качеств на уроках информатики.
Также были выделены профессионально-значимые качества для профессиональной деятельности в области хореографического искусства – познавательный интерес и творческое мышление.
В первой главе, помимо этого, показано, что использование занимательных задач способствует развитию данных качеств.
Выделены проблемы применения занимательных задач на уроках информатике в старшей школе. Одной из них является недостаточная проработанность методики применения занимательности на уроках информатики.
Во второй главе приведена классификация занимательных задач и разработаны принципы, на которые необходимо опираться при составлении системы занимательных задач, направленной на развитие профессионально-значимых качеств личности учащихся.
На основе выделенных принципов была разработана система занимательных задач по всем темам курса информатики 10-11 классов. В приведенной системе задачи сгруппированы по темам и разделам школьного курса информатики и отсортированы по возрастанию сложности.
Приведены методические рекомендации по применению данной системы задач и решения некоторых из них с возможными вариациями.
С использованием разработанной системы задач был проведен педагогический эксперимент с целью оценки эффективности применения системы задач для развития профессионально-значимых качеств личности учащихся – познавательного интереса и творческого мышления. Исследование проводилось в Московской государственной академии хореографии.
Таким образом, были выполнены все задачи исследования. Выявленные различия в контрольной и экспериментальной группах подтвердили гипотезу исследования - использование системы занимательных задач способствует развитию профессионально-значимых качеств личности учащихся, если при составлении системы задач использовались принципы отбора задач по информатике, направленных на развитие профессионально-значимых свойств личности учащихся.




1. Босова, Л. Л. Занимательные задания по информатике [Текст] / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, Ю. Г. Коломенская. – 5-е изд. – М. : БИНОМ. Лаб. знаний, 2013. – 152 с.
2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. – М. : АСТ . Астрель . Хранитель, 2008. – 671 с.
3. Вычисление числа Пи методом Монте-Карло [Электронный ресурс] / Константин Скобельцын // Хабрахабр, 2016. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа : https://habrahabr.ru/post/128454/, свободный.
4. Гейн, А. Г. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. 10-11 классы [Текст] : базовый и профильный уровни / А. Г. Гейн. – М. : Просвещение, 2010. – 157 с.
5. Дубовицкая, Т. Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации [Текст] / Т. Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. – 2002. – № 2. – С. 42-45.
6. Златопольский, Д. М. 1700 заданий по Microsoft Excel [Текст] / Д. М. Златопольский. – СПб. : БХВ-Петербург, 2003. – 544 с.
7. Златопольский, Д. М. Занимательная информатика [Текст] : учеб. пособие / Д. М. Златопольский. – М. : БИНОМ. Лаб. знаний, 2011. – 424 с.
8. Зубарева, И. И. Математика. 5 класс [Текст] : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – 14-е изд. , испр. и доп. – М. : Мнемозина, 2013. – 270 с.
9. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум [Текст] : в 2 т. / Л. А. Залогова [и др.] ; под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. – 3-е изд. – М. : БИНОМ. Лаб. знаний, 2011. – 2 т. – 603 с.
10. Информатика. 2-11 классы. Программы для общеобразоват. организаций [Текст] / авт.-сост. М. Н. Бородин. – М. : БИНОМ. Лаб. знаний, 2015. – 576 с.
11. Карташова, Л. И. Способы формирования познавательных интересов старшеклассников [Электронный ресурс] / Л. И. Карташова //Вестник РУДН. Серия «Информатизация образования». – 2007. – № 2-3. – Электрон. текст. дан. Режим доступа : http://www.ido.rudn.ru/vestnik/2007/2007-2/5.pdf, свободный.
12. Ковалёв, Н. Е. Введение в педагогику [Текст] : учеб. пособие / Н. Е. Ковалев, Б. Ф. Райский, Н. А. Сорокин. – М. : Просвещение, 1975. – 176 с.
13. Лещинер, В. Р. ЕГЭ 2015. Информатика. Типовые тестовые задания [Текст] / В. Р. Лещинер. – М. : Изд-во Экзамен, 2015. – 151 с.
14. Мозговой, М. В. Занимательное программирование. Самоучитель [Текст] / М. В. Мозговой. – СПб. : Питер, 2005. – 208 с.
15. Непрерывный курс информатики [Текст] / С. А. Бешенков, Е. А. Ракитина и др. – М. : БИНОМ. Лаб. знаний, 2008. – 143 с.
16. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – 4-е изд., доп. –М. : Азбуковник, 2000. – 940 с.
17. Савостьянов, А. И. Общая и театральная психология [Текст] : учеб. пособие / А. И. Савостьянов. – СПб. : КАРО, 2007. – 256 с.
18. Увлекательная информатика. 5-11 классы [Текст] : логические задачи, кроссворды, ребусы, игры / авт.-сост. Н. А. Владимирова. – Изд. 2-е. – Волгоград : Учитель, 2015. – 141 с.
19. Угринович, Н. Д. Информатика и ИКТ [Текст] : практикум / Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова. – 2-е изд. – М. : БИНОМ. Лаб. знаний, 2011. – 394 с.
20. Угринович, Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень [Текст] : учебник для 10 кл. / Н. Д. Угринович. – 6-е изд. , испр. – М. : БИНОМ. Лаб. знаний, 2010. – 212 с.
21. Угринович, Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень [Текст] : учебник для 11 кл. / Н. Д. Угринович. – 6-е изд. , испр. – М. : БИНОМ. Лаб. знаний, 2010. – 187 с.
22. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст] / И. Э. Унт. – М. : Педагогика, 1990. – 192 с.
23. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 071200 Хореографическое искусство (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс] / Федеральный ресурс Рос. образование, 2015. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа : http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm39-1.pdf, свободный.
24. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт среднего (полного) общего образования (10-11 кл.) [Электронный ресурс] / офиц. ресурс М-ва образования и науки Рос. Федерации, 2015. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа : http://минобрнауки.рф/документы/2365, свободный.
25. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] : учеб. пособие / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М. : Изд-во ин-та Психотерапии, 2002. – 339 с.
26. Хронобиология и хрономедицина [Текст] / под ред. Ф. И. Комарова. – М. : Медицина, 1989. – 401 с.
27. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека [Текст] : учеб. пособие / В. Д. Шадриков. – М. : Изд. корпорация «Логос», 1996. – 320 с.
28. Шуба, М. Ю. Занимательные задания в обучении математике [Текст] : кн. для учителя / М. Ю. Шуба. – М. : Просвещение, 1994. – 222 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ