Введение 11
Глава I. Эволюция внешнеполитической стратегии Китая 39
1.1. Внешнеполитические воззрения в традиционном Китае: базовые
концепты 39
1.2. Преобразования внешнеполитического курса Китайской Республики. 48
1.3. Теоретические основы внешнеполитической стратегии КНР 1949 -
1978 г.г 60
Глава II Трансформация внешней политики Китая в условиях реформ и открытости 65
2.1. Новаторство и традиционализм в реформах политики открытости Дэн
Сяопина 65
2.2. Вклад концепций «Трёх представительств», «Научного развития» и «Теории гармоничного мира» в развитие внешнеполитической стратегии
КНР 72
Глава III Региональная политика КНР в Восточной Азии на пути к осуществлению «Великой китайской мечты» 78
3.1. Осуществление «Великой китайской мечты» как способ решения
внутренних проблем КНР XXI века 78
3.2. Является ли «Китайская мечта» идеологическим символом политики
КНР на пути к гегемонии в Восточной Азии? 83
Заключение 95
Список использованных источников 100
Список использованной литературы 103
Восточная Азия в XXI веке трансформировалась в самый экономически динамичный регион, не только в рамках Азиатско - Тихоокеанского пространства, но и всего мира. Объединяя такие страны как: КНР (включая специальный административный район Сянган - Гонконг и специальный административный район Аомынь - Макао), Япония, КНДР, Республика Корея, Монголия и Дальний Восток России, Восточная Азия является самым внутренне неоднородным регионом мира. Согласно данным Группы Всемирного банка, ВВП Японии в 2014 году составил 4, 601 триллиона долларов , ВВП КНР - 10,35 триллионов долларов , ВВП Республики Корея в 2014 году составил 1,410 триллион долларов .
В Восточной Азии проживает до 22% населения всего мира, только в КНР проживает 1364 миллиона человек. Регион продолжает динамично развиваться. Несмотря на огромное количество населения, в 2014 году валовой национальный доход на душу населения в регионе составил 6,156 долларов . Данный показатель характерен для стран со средним уровнем дохода. Рост благосостояния населения оказывает влияние на развитие региональных и мировых экономических связей. Китай, Япония и Республика Корея обладают развитой индустриальной базой, что способствует увеличению притока иностранных инвестиций. Согласно данным Группы Всемирного банка, в период с 2011 по 2015 год объем прямых иностранных инвестиций в экономику Китая составил 289,097,181,064 миллиардов долларов , в экономику Японии 9,069,845,069 миллиардов долларов , а в экономику Республики Корея 9,898,500,000 миллиардов долларов. Благодаря структурно - системным преобразованиям, изменению роли государства и общества, выбору новых направлений как внутренней, так и внешней экономической политики стран, сохранению особенности трудовых отношений, увеличивается скорость процессов региональной интеграции. Динамичное развитие экономик стран, входящих в состав Восточной Азии, привело к усилению позиций региона в мировой экономике.
Китай является одной из древнейших цивилизаций мира. В настоящее время в китайской геополитике присутствуют два ключевых компонента, которые неявно противоречат друг другу. С одной стороны, сохраняют силу базовые внешнеполитические принципы, разработанные в рамках политики реформ и открытости Дэн Сяопина: «не присоединяться», «не высовываться», «проявлять сдержанность и скромность» и др. С другой стороны, по мнению Сергея Геннадьевича Лузянина, после выхода в 2010 г. КНР на второе место в мире по объему ВВП некоторые внешнеполитические положения великого реформатора стали не столь актуальны . С приходом к власти «пятого поколения» руководителей КПК, был разработан новый партийный лозунг, призывающий к осуществлению «Китайской мечты» основой которой является национальное возрождение Китая. Выдвижение подобного лозунга вызвало бурные дискуссии. Претендует ли Китай на статус лидера в Восточной Азии?
В условиях изменения масштабов внешней политики КНР, все большую актуальность приобретает потребность в разработке и внедрении новых идей и подходов, как во внутренней, так и во внешней политике страны. Сегодня, несмотря на то, что по результатам Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) Китайская Народная Республика входит в список развивающихся стран, сложно говорить о том, что Китай при таком статусе не может претендовать на геополитическое лидерство в регионе. Согласно данным Национального бюро статистики КНР, опубликованным 19 января 2016 г., китайская экономика по сравнению с предыдущим годом выросла на 6,9%, а ВВП страны достиг 67,67 трлн. юаней . Таким образом, по объему ВВП КНР занимает второе место в мире. Экономическая система Китая - восточная рыночная экономика, обладающая собственными особенностями, именуемыми «социализмом с китайской спецификой». Помимо своего экономического статуса, Китай еще в 1964 году создал ядерное оружие, что позволяет рассматривать его как часть авангарда мировых вооруженных сил.
Однако, несмотря на свое лидирующее место в мировых рейтингах экономического развития, а так же на наличие ядерного оружия, правительство Китая не раз официально заявляло, что КНР не претендует на статус мирового гегемона. В подтверждение своих намерений сохранить статус развивающегося государства Китай отказал США стать частью «G2», ориентированного на мировое лидерство двух стран. Такая «мягкая дипломатия» со стороны Китая затрудняет проведение анализа и составление прогнозов относительно перспектив развития Восточной Азии.
Основу «мягкой дипломатии» КПК формируют партнерские отношения со странами региона и всего мира. Ведущие китайские политологи объединили государства — партнеры КНР в четыре условные группы согласно степени приоритетности и важности партнерства для Китая. В расчет брались не столько экономические критерии (уровень развития торговли, инвестиционной кооперации и пр.), сколько политические параметры .
Так, в мае 2014 года в Шанхае, обсуждая с В. В. Путиным развитие российско - китайских отношений стратегического партнерства, председатель КНР Си Цзиньпин подчеркнул, что для процветания обеих стран необходимо установление и развитие модели многополярного мира . Это высказывание соответствует официальной позиции Китая, относительно своего имиджа на мировой арене как государства, стремящегося к всеобщему благополучию. Си Цзиньпин, в целом, продолжает геополитический курс Дэн Сяопина, который определил главную геополитическую задачу Китая: «Скрывать способности и ждать своего часа, дорожить временем, никогда не претендовать на гегемонию» .
Смена внешнеполитических концепций Китая направлена на недопущение коллапса экономики, сохранение стабильности общества и обеспечение себе недостающих ресурсов. Занимаясь анализом новых тенденций во внешней политике КНР до 2020 года, руководитель Центра стратегических проблем Северо-Восточной Азии и ШОС - Сергей Геннадьевич Лузянин выделил четыре проблемы, стоящие перед пятым поколением лидеров КПК:
Во-первых, проблема сохранения Китаем в своей внешней политике баланса между сдержанной политикой «развивающегося государства» (каковым он официально продолжает себя считать) и активной наступательной политикой рождающейся сверхдержавы.
Во-вторых, варианты разрешения дилеммы в отношениях с Западом - когда, с одной стороны, от экономической глобализации Китай приобретает (и будет приобретать) большие ресурсы для реформирования, а с другой - сталкивается с растущим политико-идеологическим давлением Запада.
В-третьих, возможности Китая и дальше дистанцироваться от известных предложений США «поделить мир» (варианты G-2 и др.).
В-четвертых, какие ключевые внешнеполитические инструменты понадобятся новому руководству КНР для реализации и продвижения концепции, выдвинутой в свое время Ху Цзиньтао, - создания «гармоничного мира»?
Приход к власти нового поколения руководства КПК придал актуальность вопросу: соответствует ли современное положение КНР в Восточной Азии основным целям и задачам нового лозунга пятого поколения руководителей КПК - осуществление великой «китайской мечты», или необходимо прибегнуть к трансформации внешнеполитической стратегии с целью приобретения статуса мировой сверхдержавы?
Обоснование актуальности, учебной, научной и практической значимости темы.
Восточная Азия в XXI веке - наиболее динамично развивающееся геополитическое пространство мира, куда последовательно смещается центр мировой экономики и политики и где во многом определяются пути и формы дальнейшего мирового развития. Богатые минерально-сырьевые ресурсы региона позволяют успешно развивать все отрасли народного хозяйства, что делает Восточную Азию территорией, способной к независимому развитию и формированию собственной внутренней системы региональных связей. В Восточной Азии приток прямых иностранных инвестиций возрос на 2% до 221 млрд. долларов. Стабильная динамика инвестиционных потоков в этом субрегионе объяснялась ростом притока ПИИ в Китае, а также в Республике Корея и Китайской провинции Тайвань. С притоком инвестиций в 124 млрд. долл. в 2013 году Китай вновь занял второе место среди крупнейших получателей инвестиций в мире. В то же время резко увеличился вывоз ПИИ из Китая, в частности на 15% до 101 млрд. долл., что объяснялось рядом крупных сделок в развитых странах. Ожидается, что в течение двух-трех лет отток инвестиций из страны превысит их приток. В Гонконге (Китай) приток инвестиций немного возрос и составил 77 млрд. долларов. Правительству Гонконга удалось добиться больших успехов в привлечении региональных штаб-квартир ТНК, число которых достигло почти 1 400 уже в 2013 году .
На сегодняшний день нельзя не согласиться с тем, что экономика и политика стали настолько взаимозависимы, что достичь лидерства в политической сфере возможно посредством экономических ресурсов. Бурный экономический рост уже превратил Восточную Азию в один из глобальных центров производства, распределения и потребления, главного держателя золотовалютных ресурсов и крупнейшего мирового инвестора. Увеличивая свой удельный вес в экономическом секторе мирового хозяйства, государства региона стали важными игроками в мировой политике. Япония, КНР, Республика Корея и Россия обсуждают глобальные мировые проблемы на уровне «Большой двадцатки». Япония так же проводит переговоры в формате встреч «Большой семерки». Все страны региона, кроме Монголии и КНДР, входят в состав Азиатско - Тихоокеанского экономического сотрудничества, так же все страны, кроме КНДР, взаимодействуют с европейскими государствами в рамках форума «Азия - Европа». Япония и Республика Корея являются членами международной Организации экономического сотрудничества и развития. Россия, Монголия и КНР являются членами Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Россия и Китай работают в составе Шанхайской Организации Сотрудничества. Все страны, кроме КНДР, являются членами ВТО.
С исчезновением политических, военных и экономических регуляторов биполярной системы международных отношений, исчезла и региональная система безопасности в Восточной Азии. Для Восточной Азии определенный круг угроз уже стал традиционным - противостояние на Корейском полуострове, территориальные споры, тайваньская проблема - дополняются проблемой энергетической безопасности. Социальную стабильность региона ставят под удар новые угрозы: терроризм, трансграничная преступность, наркотрафик, экологические и природные бедствия, техногенные катастрофы и т.п. . В первой половине XXI века страны, входящие в состав Восточной Азии, должны сами сформировать новую систему безопасности способную предупреждать и разрешать как региональные конфликты, так и осуществлять представительство на международной арене, развивая концепцию многополярного мира.
Актуальность исследования заключается в том, что во внешней политике Китая под руководством пятого поколения лидеров КПК, с одной стороны, проводится курс на открытость, деловое партнерство и содействие развитию «многополярного мира», а с другой стороны, происходит отстаивание своих национальных интересов и наблюдается нежелание принимать на себя международные обязательства.
Согласно отчету Министерства земельных и природных ресурсов КНР, опубликованному в 2015 году, в 2014 году в КНР было открыто более 249 месторождений полезных ископаемых, было обнаружено более 106,8 млрд. тонн сланцевого газа, 1,06 млрд. тонн нефти, 943,8 млрд. кубометров природного газа. Предполагаемые запасы каменного угля составили 3, 88 трлн. тонн, предполагаемый объем запасов железной руды составил 196 млрд. тонн . Согласно данным региональных исследований, проведенных специалистами Группы Всемирного Банка, на сегодняшний день в Китае на 795 предприятиях воплощаются 103 проекта на общую сумму 11.34 млрд. долларов .
Сверхбыстрое развитие экономики Китая, вносит дисбаланс в государственное развитие, создавая все новые внутригосударственные проблемы. Решение этих проблем становится основной задачей КПК, как основной политической силы КНР.
Изучение формирования основных внешнеполитических концептов Китая, их развитие, изучение законов преемственности Китайской дипломатии начала XXI века, позволяет исследовать основные тенденции внешней политики КНР в регионе.
Несмотря на приоритетное направление решения внутренних проблем, и стремление к развитию многополярного мира, на XVIII съезде КПК (8 ноября - 15 ноября 2012 года) была высказана однозначная позиция по поводу спорных с Японией островов Дяоюйдао, а затем выслушан отчет о развитии и наращивании военного потенциала КНР. В своей статье «Эволюция геополитических взглядов в Китае», опубликованной в пятом выпуске журнала «Проблемы Дальнего Востока» 2010 года Бергер Яков Михайлович, доктор исторических наук, главный научный сотрудник ИДВ РАН, отмечает: «В центре геополитики, с точки зрения Лю Ячжоу , находятся ресурсы. Поэтому безопасность не сводится к неприкосновенности национальной территории. Чем шире раздвигаются интересы, тем дальше должны продвигаться передовые рубежи безопасности» . Китай XXI века испытывает нехватку ресурсов и является одним из главных мировых импортеров нефти, цветных металлов, продовольствия и т.д. Для дальнейшего успешного поддержания темпов роста ВВП, стране необходимо искать новых партнеров, поставщиков ресурсов, и развивать существующие экономические связи, занимаясь поиском рынков сбыта. В таких условиях Восточная Азия, ее ресурсы, приобретают для КНР особое значение. Это не может не повлиять на стремление Китая стать геополитическим лидером в регионе и возглавить новую систему безопасности, ведь как отметил Лю Ячжоу: «Чем шире раздвигаются интересы, тем дальше должны продвигаться передовые рубежи безопасности» .
Сергей Геннадьевич Лузянин, разбирая особенности внешнеполитического курса Китая, выделяет задачу «преодоления узкого регионализма во внешней политике», сформированного в процессе трансформации внешнеполитической стратегии государства.
Данная тема особенно актуальна для жителей Российской Федерации. Россия, как и КНР, является частью геополитического пространства Восточной Азии. В монографии «Дракон проснулся» Александр Анатольевич Храмчихин рассматривает внутренние проблемы КНР как источник китайской угрозы для России. В статье «Восточноазиатский фактор в стратегии развития России» Михеев Василий Васильевич выделил, как он считает, основные риски для России в Восточной Азии, анализируя которые, следует вырабатывать внешнеполитическую стратегию в регионе в ближайшее десятилетие. Риски, по мнению А. А. Храмчихина, будут состоять в следующем. Одна из проблем - возможность отдаления от политики Запада и большая ставка на политический и экономический союз с КНР, что уменьшит конкурентные преимущества России и ослабит ее политические позиции.
Так же была выделена острая проблема «демографического захвата» территории России. Россия может продолжать неверно трактовать главные угрозы России, исходящие из Восточной Азии, как угрозы демографического или экономического «захвата» восточносибирских и дальневосточных регионов России.
Неравномерность в развитии военной инфраструктуры на территории России делает российский Дальний Восток «Ахиллесовой пятой» в обеспечении национальной безопасности. В связи с этим, Россия вынуждена проводить курс «мягкой дипломатии» и неспособна к более уверенному отстаиванию своих интересов в регионе.
Соседство с экономически развитым Китаем и поддержание с ним добрососедских отношений, вынуждают Россию к формированию определенного вектора в своей внешней политике, не переходя границ добрососедских отношений. Однако, сделать это очень сложно, учитывая наличие спорных пограничных территорий.
Помимо проблем, вызванных укреплением геополитических позиций Китая в регионе, Александр Анатольевич Храмчихин так же выделил и преимущества сотрудничества России и Китая.
Во-первых, создание Восточноазиатского рынка углеводородов на основе российских энергетических ресурсов, дополнительного рынка сбыта и запуск нового направления нефтепровода «Сила Сибири» дает России возможность расширить свое присутствие на сырьевом рынке Восточной Азии, тем самым укрепить свои позиции в экономическом, а затем и политическом секторах региональной политики. Восточный рынок создает альтернативу западному, что делает российскую экономику, хотя по- прежнему и ориентированной на продажу сырья, но уже более свободной от внешнего давления.
Во-вторых, создание новой интеграционной модели параллельного соразвития России с Евросоюзом и Северо-восточной Азией может стать «локомотивом» всей восточноазиатской экономики в целом. Россия может получить доступ к Восточноазиатскому рынку технологий и стать членом торговых соглашений.
В-третьих, расширяется возможность выстроить постоянно действующие стратегические диалоги с США, Японией и Китаем специально по восточноазиатской проблематике и предотвратить формирование трехстороннего американо-японо-китайского регионального партнерства без участия России. Увеличение присутствия России в экономическом и политическом пространстве региона будет способствовать диверсификации межгосударственных связей, что помешает их концентрации под эгидой одной державы.
Исходя из анализа современных угроз национальным интересам России на Дальнем Востоке, необходимо сделать вывод о том, что анализ современной внешней политики КНР и трансформации ее внешнеполитической стратегии являются первостепенной задачей для специалистов, занимающихся изучением Восточной Азии.
В первой четверти XXI века решение внутренних проблем для Китая - определяющий фактор в создании новой внешнеполитической стратегии страны. Чтобы найти ответы на вопросы, касающиеся политических ориентиров КНР, следует рассмотреть традиции дипломатии, обратить внимание на культурную и философскую составляющие политического мышления китайского общества, проследить внешнеполитические ориентиры государства, характерные для разных исторических эпох.
Обоснование хронологических рамок работы
Особенную актуальность исследования внешней политики КНР приобрели в конце XX- начале XXI века. Феномен быстрого экономического развития в сочетании с традициями политической культуры и современными политическими концептами, а также стремительная интеграция в мировую коммуникацию сформировали обновленный политический имидж государства.
Исследование начинается с изучения зарождения базовых традиционных внешнеполитических концептов Поднебесной - формирования понятия Срединного государства, концепции «ствола и ветвей», понятия Сына Неба и т.д. Следующим этапом стало выделение основных идей внешнеполитической стратегии Китая времен Синьхайской революции и существования Китайской Республики. Осуществлялся поиск сходства новых концептов с традиционными идеями китаецентризма. Далее были изучены внешнеполитические доктрины Мао Цзэдуна, Дэн Сяопина, Ху Цзиньтао и других лидеров КПК. Последним этапом стало изучение идеи построения общества «сяокан» в рамках концепции осуществления «Китайской мечты».
Несмотря на то, что в исследовании рассматриваются внешнеполитические воззрения Древнего Китая, соответствующие концепты времен образования КНР, а так же времен проведения реформ Дэна Сяопина, главным периодом для исследования трансформации внешнеполитической стратегии КНР в Восточной Азии является начало XXI века. Именно в этот период руководство КПК столкнулось с рядом проблем, возникших в результате форсированной модернизации страны.
Внешняя политика Китайской Народной Республики XXI века должна отвечать внутренним потребностям государства. Сохранение дисбаланса во внутренней структуре государства, актуализация целого ряда внутренних проблем, замедление темпов экономического роста не могут не влиять на трансформацию внешнеполитической стратегии страны в Восточной Азии.
Для того, что бы понять какими методами будет происходить реализация внешней политики страны в регионе, следует обратиться к анализу базовых политических концептов китайского общества, остающихся актуальными и востребованными и в XXI веке.
Обоснование территориальных рамок исследования
Изучение политики КНР в Восточной Азии и трансформации ее внешнеполитических стратегий от регионального сотрудничества к статусу мировой сверхдержавы с древнейших времен до начала XXI века, ставит перед исследователем непростую задачу выбора территориальных рамок исследования. Связано это с тем, что на сегодняшний день, по разным историческим, политическим и экономическим причинам, руководство Китая вынуждено вести особую политику в отношении специальных административных районов Гонконг и Макао. Так же руководству КПК приходится преодолевать политические разногласия на Тайване. Причиной этих разногласий является стремление правительства Тайваня, возглавляемого партией Гоминьдан, к приобретению статуса независимого государства. В XXI веке вопрос признания суверенитета Тайваня является основой для построения отношений стратегического партнерства с КНР. В течение длительного периода Тайвань действовал в мировом и региональном пространстве как самостоятельное государство. Учитывая фактическую нерешенность вопроса о территориальной принадлежности Тайваня, Китай тесно сотрудничает только с теми государствами, которые выражают свое согласие и признают Тайвань в качестве провинции КНР. Однако, споры по поводу политического статуса Тайваня не теряют свою актуальность. Тайвань рассматривается как самостоятельный автор международных отношений в регионе. Территориальные рамки нашего исследования не охватывают Тайвань.
близость Японии, Южной Кореи и России стала одной из основных причин формирования устойчивых дипломатических отношений данных стран с правительством Китая. Именно поэтому, изучение политики Китая в отношении этих стран, сможет наиболее полно отобразить трансформацию внешнеполитической стратегии Китая в Восточной Азии. Взаимоотношения КНР с США рассматриваются более подробно в период после окончания Второй мировой войны и до начала XXI века. Наличие у США военных, политических и экономических договоров с Южной Кореей и Японией превратило США в важного политического игрока в регионе.
Степень научной разработанности темы.
Существует достаточно много работ, рассматривающих в том или ином ракурсе внешнюю политику Китая. Трансформация внешнеполитической стратегии Китая стала предметом исследования в конце XX века, интерес к процессам трансформации возникает в 1980-е годы. Российские и зарубежные эксперты активно изучают влияние внутриполитических проблем и противоречий КНР на трансформацию ее внешнеполитической стратегии в Восточной Азии.
Исследованием внешней политики и трансформации внешнеполитической стратегии Китая занимаются такие научные институты, как Институт Дальнего Востока, Институт Востоковедения, Российская Академия Наук, Институт стран Азии и Африки Московского государственного университета и т.д.
Имеющуюся литературу можно условно разделить на несколько больших групп. К первой группе относятся исследования по истории Китая, в которой внешняя политика и региональная политика отражены лишь как часть целого и в историческом ключе. Вторая группа содержит исследования внешней политики Китая в целом. К третьей группе относят исследования региональной политики Китая.
В своей работе «История Востока» профессор Васильев Леонид Сергеевич отмечает: «...многое в современном мире вплотную связано с Востоком - достаточно напомнить о феномене развивающихся стран с их острейшими экономическими, демографическими и социокультурными проблемами, пути решения которых, пока далеко еще не найдены. Как и когда эти проблемы будут решены, каковы пути, ведущие к их решению, - все это волнует и не может не волновать мир...
К первой группе исследований можно отнести работу Думана Лазаря Исаевича «Учение о Сыне Неба и его роль во внешней политике Китая» . Эта монография легла в основу методики данного исследования по выявлению традиционализма и преемственности в современной внешней политике КНР. Так же отдельно следует отметить работу Владимира Вячеславовича Малявина: «Тридцать шесть стратагем: китайские секреты успеха» , в которой перевод древнекитайского трактата «Тридцать шесть стратагем» дополнен содержательными комментариями автора, что помогает лучше разобраться в основных правилах поведения в любых конфликтных ситуациях. В дипломной работе использована монография В.В.Малявина «Сумерки Дао: культура Китая на пороге Нового времен» , где автор поясняет значение соблюдения политического ритуала в Древнем Китае через анализ символизма во всей китайской культуре. Структура внешнеполитических норм и институтов, а также характер даннических отношений Древнего Китая представлены в статье Корсуна Владимира Андреевича «Внешнеполитический механизм с «китайской спецификой» .
Для выявления особенностей исторического развития китайской цивилизации была проанализирована работа Леонида Сергеевича Васильева «История Востока», изданная в двух томах. Автор не только анализирует процессы формирования китайского общества, государственности, но также выделяет специфику региона и динамику исторического процесса. Продолжая изучения особенностей китайской истории, занимаясь поиском ориентиров во внешней политике разных исторических эпох, были использованы монографии Меликсетова Арлена Вааговича .
Большой вклад в исследование специфики модернизации Китая внесли работы Виноградова Андрея Владимировича . В частности, в работе «Китайская модель модернизации. Поиски новой идентичности» автор рассматривает процесс социально-политической трансформации Китая с середины XIX века до начала XXI века. В монографии ученый не только выстраивает причинно-следственные связи, но и описывает весь спектр событий во внутренней и внешней политике Китая указанного периода. Для того, что бы лучше разбираться в историческом контексте, мной была использована монография Олега Ефремовича Непомнина «История Китая: Эпоха Цин. XVII — начало XX века» , в которой не только перечислены все исторические события, но также представлены выдержки из воспоминаний участников исторических событий, проведён анализ документов.
«Энциклопедия нового Китая» была издана в КНР в 1987 году, а затем переведена на русский язык Кузнецовым А. Н. В энциклопедии содержится описание истории КНР, выделены особенности экономики, перечислены векторы внешней и внутренней политики.
Ко второй группе работ, занимающихся исследованием внешней политики Китая в целом, следует отнести монографию Ирины Федоровны Поповой «Политическая практика и идеология раннетанского Китая» , а так же научный труд Думана Л. И. и Бокщанина А. А. «Внешняя политика государства Цин в XVII веке» и т.д.
Научных публикаций по исследованию специфики внешней политики периода Китайской Республики существует крайне мало, в силу этого автору ВКР приходилось использовать и самостоятельно анализировать исторические источники. Для выделения особенностей геополитических ориентиров во времена существования Китайской Республики, были изучены труды Сунь Ятсена . В сборнике статей представлены работы политического лидера Гоминьдана, посвященные внешней и внутренней политике Китая начала ХХ века. Изучением вопросов внешней политики Китайской Республики занимался Кузнецов Вячеслав Семенович. В монографиях «Гоминьдановский режим в Китае (1928-1931 гг.)» и «Гоминьдановский режим в Китае (1931-1937 гг.)» , автор рассматривает особенности внешней политики Гоминьдана в контексте международных отношений.
В монографии Чжоу Ихуана «Дипломатия Китая» изложена официальная позиция руководства КНР по вопросам внешней политики. Рассмотрена китайская дипломатия с момента образования КНР в рамках реализации основных идей внешней политики Китая. Так же был использован материал сборника избранных произведений Дэн Сяопина «Основные вопросы современного Китая» .
Смена внешнеполитических стратегий КПК отражена в статье «Особенности внешней политики Китая: этапы смены стратегий» Грачикова Евгения Николаевича, доцента кафедры сравнительной политологии МГУ. Исследование охватывает период с 1949 года по 2015 год. Читателю предоставляется возможность проследить внешнеполитическую практику нескольких поколений руководителей КПК. В статье «Китаецентристские теории геополитики и проблема мирового лидерства Срединного государства во второй половине XX века» автор, Олейников Игорь Валерьевич, рассматривает внешнеполитическую теорию «промежуточных зон», а так же концепцию «опоры на собственные силы».
Анализируя трансформацию внешней политики Китая в условиях реформ и открытости, были рассмотрены такие научные труды как: статья Голобокова А. С. «Становление и развитие внешнеполитической доктрины Китая» . Основные направления политики Дэн Сяопина рассмотрены в монографии Льва Петровича Делюсина «Дэн Сяопин и реформация китайского социализма» .
Третью группу исследований особенностей региональной политики Китая составляют работы китайского ученого Чжана Вэньвэя «Китай и Россия в ШОС: анализ стратегических преимуществ» , работы Титаренко Михаила Леонтьевича: «Китай на марше: о достижениях и перспективах
развития страны в XXI веке» и «XVIII съезд КПК: особенности, проблемы, основные решения, опыт» .
При изучении трансформации внешнеполитического курса КНР в XXI веке, была использована статья Сергея Геннадьевича Лузянина: «Внешняя политика Китая до 2020 г. Прогностический дискурс» , где ученый не только выделил четыре проблемы стоящие перед пятым поколением КПК, но также обозначил цели и задачи современной политики КНР в формате региональных связей. Для выявления особенностей геополитических взглядов в современном Китае, роли традиционализма в современной политической культуре, и подходов к современным процессам мировой регионализации, были проанализированы работы Бергера Якова Михайловича «Эволюция внешнеполитических взглядов в Китае» и другие . Помимо вопросов геополитических ориентиров КНР Бергер Я. М. в статье «Экологическая безопасность и ресурсообеспеченность. Китай: угрозы, риски, вызовы развитию» так же рассматривает актуальные внутренние проблемы Китая и их влияние на политический курс КПК как в регионе, так и во всем мире.
Однако, больший вклад, по моему мнению, в изучение современных внутренних проблем КНР, внесли работы Храмчихина Александра Анатольевича, где он исследует «парадоксы развития» Китая. В своих трудах «Дракон проснулся?: внутренние проблемы Китая как источник китайской угрозы для России» и «Китайский «велосипед» КНР. Парадоксы развития» ученый настаивает на существовании «китайской угрозы» не только для России, но и для всех стран АТР. В работах представлена статистика потребления ресурсов, раскрыта проблема нехватки продовольствия, перечислены социальные проблемы китайского общества.
Характеристика внешнеполитических контактов Китая и США в АТР и Восточной Азии в XXI веке представлена в работе Лексютиной Яны Валерьевны «АТР как авансцена соперничества Китая и США в XXI веке» . Большой информативностью в области анализа модели регионального взаимодействия США и КНР обладает работа ведущего научного сотрудника отдела исследований современной Азии, кандидата исторических наук, В. П. Федотова «О формуле G2 в отношениях США и Китая: мифы и реальности» . В статье «Геополитическая трансформация Северо-восточной Азии» отмечаются основные направления взаимодействия России и КНР, но более подробно российско - китайские отношения освещены в статье Лукина А. В. «Российско - китайские отношения: не ослаблять усилий» . Гревцова А. Н. в статье «Мягкая сила Китая как способ расширения его политического влияния на страны АСЕАН» рассуждает о методах современной китайский дипломатии.
В последние годы изучение политики КНР в Восточной Азии и трансформации ее внешнеполитических стратегий уделяется внимание не только в трудах российских исследователей, но ив работах зарубежных ученых. Особенности внешней политики Китайской Республики проанализированы в монографии Robert T. Pollard «China's Foreign Relations: 1917-1931». Основы теории и практики внешней политики КНР представлены в монографии Thomas W. Robinson and David Shambaugh «Chinese Foreign Policy.Theory and Practice» . Анализируя методы внешней политики Китая в 1990 году американским политологом Джозефом Наем в книге «Bound to Lead: The Changing Nature of American Power» в политический понятийный аппарат был введен термин «мягкая сила». Позднее в 2004 году данный термин был подробно описан в книге «Soft Power: The Means to Success in World Politics» . Вопросы традиционализма внешней политики Китая проанализированы в труде Кристофера Форда «The Mind of Empire: China's History and Modern Foreign Relations» . Процесс формирования внешней политики КПК рассмотрен в монографии Michael Hunt «The Genesis of Chinese Communist Foreign Policy» .
В 2003 году была опубликована монография Suisheng Zhao «Chinese Foreign Policy: Pragmatism and Strategic Behavior» в которой был подробно описан процесс формирования внешнеполитической стратегии Китая в регионе. Подобные исследования проводил ученый Юи Кэпин. В 2007 году в свет вышла его монография «Идеал гармоничного мира и китайская дипломатия» .
Таким, образом, сегодня существует довольно обширная база литературы, посвященная анализу различных аспектов формирования внешнеполитической стратегии Китая и направлений ее дальнейшего развития. Учеными всего мира наиболее полно изучены проблемы исторического развития Китая, культурные особенности китайской цивилизации, политические традиции и церемониал Имперского Китая. Связано это с широкой базой источников, летописей, заметок, писем, сочинений, написанных просвещенными жителями поднебесной, а так же иностранными путешественниками и дипломатами. Особый интерес у ученых вызывает внешняя и внутренняя политика КНР после начала проведения политики реформ и открытости. Причиной этого интереса является феномен существования социализма с китайской спецификой и стремительный экономический рост КНР.
Несмотря на то, что сегодня множество работ посвящены изучению современной внешней политики КНР не только в Восточной Азии, но и во всем мире, отдельно хотелось бы отметить недостаток исследований в области геополитики Китая в период существования Китайской Республики. Существует недостаток исследований реформ и политики Мао Цзэдуна. В обоих случаях недостаток исследований связан с ограниченной базой источников. Вместе с тем, в настоящее время все еще мало работ, посвященных комплексному осмыслению трансформации внешнеполитической стратегии Китая в Восточной Азии и влияния внутригосударственных проблем страны на характер международных отношений КНР в регионе.
Данная дипломная работа позволит проследить трансформацию внешнеполитических стратегий Китая с учетом особенностей внешнеполитических традиций Китая, специфики политических режимов, а также влияние современных внутренних проблем страны на политику и на трансформацию ее внешнеполитической стратегии.
Анализ источников
Источники, использованные в рамках исследования, можно разделить на следующие группы:
1. Философские труды. В процессе написания дипломной работы был проведен анализ одного из древнейших памятников литературы Древнего Китая - Ши цзин. На основе народных песен и литературных произведений различных жанров можно составить представление об особенностях даннической системы Поднебесной. В частности, в произведении «О походе воеводы Инь Цзифу на гуннов» есть упоминание не только о военных столкновениях с северными кочевыми племенами, но и о существовании учения о Сыне Неба: «Так царь свое войско в далекий поход высылает, чтоб сыну небес помогли утвердиться мы в силе».
При анализе развития военной стратегии Древнего Китая был проанализирован военный трактат «36 стратагем», посвященный разработке системы тактических ходов для достижения скрытой цели. В трактате перечислены не только стратегические ходы победоносных сражений, но также перечислены стратагемы безвыходных и проигрышных боев. К примеру: стратагема «сеяния раздора» , стратагема «цепи уловок» и т.д.
2. Письма, воспоминания и сочинения. При выявлении особенностей изменения внешнеполитической стратегии в Восточной Азии в период су
В начале XXI века Китай превратился в одну из сильнейших мировых держав. Как только КНР стала претендовать на статус региональной державы, стало очевидно, что принимаемая на себя Пекином ответственность должна распространяться не только на действия страны на международной арене, но и на основные направления его внутренней политики, включая демографическую и социальную политику, модель экономического роста, функционирование базовых политических институтов и соблюдение прав человека.
В китайской геополитике присутствуют два компонента, которые находятся в противоречии. С одной стороны, сохраняется традиционная политика «не присоединяться», «не высовываться», «проявлять сдержанность и скромность», что по- прежнему все еще созвучно идеям великого реформатора Китая Дэн Сяопина. С другой стороны, даже поддавшись соблазну теорий «глобальной гегемонии КНР», нельзя не признать: выход КНР на лидерские позиции в современном мире, похоже, уже свершившийся факт - постепенно меняется само качество внешней политики Китая .
В XXI веке, Китай, с одной стороны старается сохранять и развивать партнерские отношения с КНДР, а с другой поддерживает политику США, Японии, Республики Корея и России по «денуклеарезации» региона. Таким образом, страна выступает ключевым звеном в формировании эффективной региональной системы безопасности. Создание ШОС, совместная борьба Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана с террористической угрозой, а так же стремление к укреплению мира во всем мире, публичные выступления китайских политиков с призывами к построению «гармоничного мира» демонстрирует стремление КНР стать часть мировой политической структуры и содействовать ее укреплению.
Свои политические контакты Китай закрепляет развитием экономических связей со странами региона. Так, объем торговли Китая с Японией составил более 300 млрд. долл. За 2010 г, Объем торговли со странами АСЕАН превысил 280 млрд. долл. 1 января 2010 года была открыта зона свободной торговли «Китай - АСЕАН», что способствовало снижению таможенной пошлины с 9,8% до 0,1%. Китай укрепил региональные связи с Японией благодаря созданию Восточноазиатского сообщества, ведутся переговоры по созданию зоны свободной торговли Китая, Республики Корея и Японии. Проводятся переговоры по разработке монгольских месторождений полезных ископаемых Таван - Толгой и Оую - Толгой . Подписание с Россией в 2014 году договора о поставке нефти и работа в рамках АТЭС, укрепляют российско-китайское партнерство. Создание и расширение БРИКС демонстрирует всему миру альтернативную модель многополюсного, неамериканского мира. Укрепление юаня и присвоение ему статуса мировой резервной валюты укрепляют экономическое положение КНР. Таким образом, Китайское руководство осуществляет политику всестороннего проникновения и взаимозависимости экономик стран регионов.
Анализируя экономические показатели КНР, стабильность ее политической системы, создается впечатление, что в системе управления Китая отсутствуют изъяны. Однако, процесс реформирования китайского общества стал причиной многих противоречий, связанных с трансформацией рынка, сохранением руководящей роли КПК, адаптацией традиционных ценностей китайского общества в условиях глобализации, проникающей во все сферы жизнедеятельности человека. Для сохранения стабильности в китайском обществе решение внутригосударственных проблем является первостепенной задачей руководства КНР. Поиск путей и методов их решения не мог не найти свое отражение в трансформации внешнеполитической стратегии Китая в Восточной Азии. На сегодняшний день внешнеполитическая стратегия Китая в регионе вырабатывается с учетом решения внутренних проблем, с учетом специфики этапа исторического развития страны, опирается как на традиционные, так и современные подходы к внешней политике.
Сергей Геннадьевич Лузянин полагает, что у руководства КНР есть задача превратить страну в современную сверхдержаву. Однако, ни модель СССР, ни модель США, не отвечают потребностям Китая. В начале XXI века Китай официально отказался от предложения США разделить статус мирового гегемона. Эксперт отмечает, что в случае образования китайской сверхдержавы Китай не прибегнет к политике идеологической и политической экспансии, возможно, значительно усилятся элементы конвергенции, будет наблюдаться усиление национально - патриотических мотиваций в азиатских странах при безусловном сохранении вертикали власти КПК.
Несмотря на стремительное экономическое развитие и создание нового лозунга, призывающего к поэтапному осуществлению «Китайской мечты», КНР не спешит обременять себя обязательствами, подписывая соглашения с какой-либо другой страной, чтобы не навредить своим интересам в отношении третьих стран. Правительство Китая официально отказалось от сотрудничества с США в рамках «G2». США пока не могут обойтись без китайской «промышленной площадки», без китайских поставщиков товаров. Китай - крупнейший держатель американского государственного долга, который при желании вполне мог бы обрушить американский доллар. Но он этого не сделает, поскольку для Китая жизненно важен американский рынок, куда направляется самая важная часть китайского экспорта . Таким образом, несмотря на официальный отказ от статуса мирового лидера в союзе с США, правительство КНР продолжает осуществлять меры по поддержанию существующего миропорядка и косвенно способствуют процессу долларизации экономик всех стран мира. Включение юаня в корзину мировых валют, только укрепляет позиции КНР в мировой экономике, увеличивая сферу его обращения.
Несмотря на то, что Китай продолжает сохранять статус развивающейся страны, российские и зарубежные ученые все чаще выделяют экономическую экспансию Китая как новую форму мировой гегемонии, где экономические связи - основной способ достижения цели. Политика «мягкой силы» исключает вооруженную конфронтацию в АТР, так как участники конфликта действуют в рамках единого экономического поля.
Доктор политических наук Санкт - Петербургского государственного университета Лексютина Яна Валерьевна в статье «АТР как авансцена соперничества КНР и США в XXI веке», разбирая американскую стратегию «сдерживания Китая», подчеркивает, что «Китай рассматривает регион Восточной Азии в качестве своей естественной сферы влияния, любые изменения в котором непосредственно воздействуют на национальную безопасность страны» . Таким образом, даже если правительство КНР официально отказывается от статуса мирового гегемона, избегая ответственности за многие мировые проблемы, стараясь своевременно отвечать на внутренние вызовы, вопрос гегемонии в Восточной Азии является скорее стратегическим.
Если современному Китаю удастся завоевать статус не только экономического, но и политического лидера в регионе, то это, с одной стороны, может стать причиной обострения ситуации в регионе, связанной с конфронтацией США. Отсутствие в регионе эффективной системы безопасности и наличие военных договоров Японии и Республики Корея с США увеличивает риск вооруженного конфликта. С другой стороны, наличие сильного лидера в регионе позволит сбалансировать развитие всех стран в одном направлении и создать прочную региональную структуру. Став региональным лидером Китай сможет претендовать на лидерство во многих международных организациях (ШОС, БРИКС, АСЕАН). Наличие территориальных споров в регионе, историческая травма Второй мировой войны и экономическое соперничество с США препятствует поэтапным действиям «мягкой дипломатии» и становятся причиной охлаждения дипломатических отношений между странами.
Концепция осуществления «китайской мечты» нацелена на национальное возрождение, но на данном этапе политического, экономического и социального развития КНР не стоит расценивать такой лозунг как призыв к региональной и мировой гегемонии. Наоборот, подобный лозунг призывает к сплочению населения в борьбе с внутренними проблемами, приводящими к дисбалансу в стране.
1. Андреева Н. В. Китай: угрозы, риски, вызовы развитию [Текст] / Н. В. Андреева, Г. В. Белокурова, Я. М. Бергер. - М.: Московский Центр Карнеги, 2005. - 331 с
2. Бергер Я. М. Эволюция геополитических взглядов в Китае [Электронный ресурс] // Проблемы Дальнего Востока: электронный научный журнал. - 2010. - №4. - С. 23 - 38. - Режим доступа: http://www.ifes- ras.ru/pdv/online/183-problemy-dalnego-vostoka-4-za-2010g (14.10.2015).
3. Болятко А.В. Тенденции развития ситуации в зоне Восточно-Китайского моря [Текст] / А. В. Болятко // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. - 2014. - №19. - С. 204 - 212.
4. Бокщанин А. А. Внешняя политика государства Цин в XVII веке [Текст] / под ред. Л.И. Думана - М.: Наука, 1977. - 385 с.
5. Васильев Л. С. История Востока [Текст] / Л. С. Васильев. - М.: Высшая школа, 1998. Т. 1. - 495 с.
6. Васильев Л. С. История Востока [Текст] / Л. С. Васильев. - М.: Высшая школа, 2003. Т. 2. - 495 с.
7. Виноградов А. В. Китайская модель модернизации. Поиски новой идентичности. Издание второе, исправленное и дополненное [Текст] / А. В. Виноградов. - М.: НОФМО, 2008. - 337 с.
8. Волхонский Б. Пекинский консенсус как согласие наций [Электронный ресурс] // Сайт Русского института. - 2014. - Режим доступа: http://www.intelros.ru/pdf/Rus Jornal/49/10.pdf (23.04.2016).
9. Волчек А. Г. Концепция «Гармоничного мира» как основа развития
космической отрасли КНР. [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - Режим доступа:
http://www.science-education.ru/pdf/2013/6/831 .pdf (09.11.2015).
10. Воронцов В. Б. Биография Чан Кайттти. Судьба китайского Бонапарта [Текст] / В. Б. Воронцов. - М.: Политиздат, 1989. - 36 с.
11. Галенович Ю. В. Рубеж перед стартом: китайская проблема для России и США на пороге XXI века [Текст] / Ю. В. Галенович. - М.: 1999. - 316 с.
12. Галенович Ю. В. Цзян Чжунчжэн, или неизвестный Чан Кайши [Текст] / Ю. В. Галенович. - М.: Муравей, 2000. - 368 с.
13. Галенович Ю. В. Россия - Китай: шесть договоров [Текст] / Ю. В. Галенович. - М., Муравей, 2003. - 408 с.
14. Голобоков А. С. Становление и развитие внешнеполитической доктрины Китая [Текст] / А. С. Голобков // Ойкумена. Регионоведческие исследования. - 2010. - № 3. - С. 117 - 124.
15. Грачиков Е. Н.Особенности внешней политики Китая: этапы смены стратегий [Текст] / Е. Н. Грачиков // Обозреватель: РАУ-Университет. -
2015. - № 3. - С. 34-46.
16. Гревцова А. Н. Мягкая сила Китая как способ расширения его политического влияния на страны АСЕАН [Текст] / А. Н. Гревцова // Молодой ученый. - 2012. - №3. - С. 313-315.
17. Делюсин Л. П. Китай: традиции и современность [Текст] / Л. П. Делюсин. - М.: Наука, 1976. - 335 с.
18. Делюсин Л. П. Дэн Сяопин и реформация китайского социализма [Текст] / Л. П. Делюсин. - М.: Муравей, 2005. - № 2. - 208 с.
19. Денисов И. Песня о главном. Можно ли в Китае насмехаться над Мао? [Электронный ресурс] // информационный портал Lenta. Ru. - 2015. - Режим доступа: http://lenta.ru/articles/2015/04/24/mao/ (03.01.2016)Дергачев В. Геополитическая трансформация Северо-Восточной Азии [Текст] / В. Дергачев // Вестник аналитики. - 2010. - № 1. - С. 31- 43.
20. Дмитриев С. В., Кузьмин С. Л. Что такое Китай? Срединное государство в историческом мифе и реальной политике [Текст] / С. В. Дмитриев, С. Л. Кузьмин // Восток (Oriens). - 2012. - № 3. - С. 5-19.
21. Думан Л. И. Учение о сыне Неба и его роль во внешней политике Китая [Текст] /Л. И. Думан // Китай: традиции и современность. - М.: Наука, 1976. - С. 28-51.
22. Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая [Текст]/Дэн Сяопин. - М.: Политиздат, 1988. - 259 с.
23.Зенгер Х. фон. Стратагема № 4. «Спокойно ждать, когда враг утомится». // Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать [Текст] / Х. фон Зенгер. - М.: Эксмо, 2004. Т. 1. - 512 с.
24.Зенгер Х. фон. Стратагема № 33. Стратагема секретного агента (возвращенного шпиона)/«сеяние раздора» // Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать [Текст] / Х. фон Зенгер. - М.:Эксмо, 2004. Т. 2. - 1024 с.
25. Ивашенцов Г.А. Безопасность и сотрудничество в Северо-Восточной Азии: совместный документ российских и южнокорейских экспертов [Текст] / Г. А. Ивашенцов, Б. Ш. Шин. - М.: Спецкнига, 2015. - 28 с.
26. Катасонов. В. Китайский дракон на мировой финансовой арене. Юань против доллара [Текст] / В. Катасонов. - М.: Книжный мир, 2016. - 288 с.
27. Кива А. Реформы в Китае и в России - сравнительный анализ [Текст] / А. Кива. - М.: Центр стратегической конъюнктуры, 2015. - 304 с.
28. Кондрашова Л.И. Китайская мечта о национальном возрождении [Текст] / Л. И. Кондрашова. - М.: Институт экономики РАН, - 2014. - 36 с.
29. Корсун В. А. Внешнеполитический механизм с "китайской спецификой" [Текст] / В. А. Корсун // Вестник МГИМО. - 2010. - № 1. - С. 221- 236.
30. Кузнецов А. Н. Энциклопедия нового Китая [Текст] / А. Н. Кузнецов. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1989. - 509 с.
31. Кузнецов В. С. Гоминьдановский режим в Китае(1928-1931 гг.) [Текст] / В. С. Кузнецов. - М.:ИДВ, 1984. - 210 с.
32. Кузнецов В. С. Гоминьдановский режим в Китае(1931-1937 гг.) [Текст] / В. С. Кузнецов. - М.:ИДВ, 1988. - 176 с.
33. Кузнецов Д. В. Современный Китай и его окружение [Текст] / Д.В. Кузнецов, Д.В. Буяров. - М.: УРСС, 2014. - 440 с.
34. Ларин А. Г. К анализу новых моментов во внешней политике КНР [Текст] / А. Г. Ларин // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. - 2014. - №19. - С. 51-71.
35. Левчук А. Н. Военное присутствие США в Японии. Проблема американских баз на Окинаве. [Электронный ресурс] // Центр исследований общих проблем современного Востока ИВ РАН. - 2009. - Режим доступа: ЬИр:/А^^^У081:окоуеё.ги/Проблемы-безопасности-в-Азии- М.-2001/q-q.html (12.03.2016).
36. Лексютина Я. В. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Факультета Международных отношений СПбГУ. - 2015. - Режим доступа: http ://sir.spbu.ru/profs/?id=141 (25.12.2015).
37. Лузянин С. Г. Внешняя политика Китая до 2020 г. Прогностический
дискурс [Электронный ресурс] // Перспективы. Сетевое издание Центра исследований и аналитики Фонда исторической перспективы. - 2011. - Режим доступа:
http://www.perspektivy.info/book/vneshnaia politika kitaja do 2020 g progn osticheskij diskurs 2011-11-29.htm (27.12 2015).
38. Лузянин С. Г. Мамонов М. В. Китай в глобальных и региональных измерениях. Ресурсы и маршруты «возвышения»[Электронные денные] // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. - №16. - 2011. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/kitay-v- globalnvh-i-regionalnyh-izmerenivah-resursv-i-marshruty-vozwsheniva
(24.04.2016) .
39. Лукин А.В. Российско-китайские отношения: не ослаблять усилий [Текст] / А. В. Лукин // Международная жизнь. - 2009. - №11. - С. 89 - 105.
40. Лукин А.В. Возвышающийся Китай и будущее России [Текст] / А. В. Лукин. - М.: Международные отношения, 2015. - С. 400-438.
41. Малявин В. В. Тридцать шесть стратагем: Китайские секреты успеха. [Текст] / В. В. Малявин. - М.: Белые альвы, 2000. - 192 с.
42. Малявин В. В. Сумерки Дао: Культура Китая на пороге Нового времени [Текст] / В. В. Малявин. - М.: АСТ, 2000. - 436 с.
43. Меликсетов А. В. Бюрократический капитал в Китае: экономическая политика Гоминьдана и развитие государственного капитализма в 19271937 гг. [Текст] / А. В. Меликсетов. - М.: Наука, 1972. - 199 с.
44. Меликсетов А. В. Социально-экономическая политика Гоминьдана в Китае (1927-1949). [Текст] / А. В. Меликсетов. - М.: Наука, 1977. - 317с.
45. Меликсетов А.В. Победа китайской революции: 1945-1949 [Текст] / А. В. Меликсетов. - М.: Изд-во МГУ: Высшая школа, 1989. - 181с.
46. Меликсетов А. В. История Китая [Текст] / А. В. Меликсетов. - М.: Издательство МГУ, 2002. - 736 с.
47. Михеев В. В. Восточноазиатский фактор в стратегии развития России [Текст] / В. В. Михеев // Международная жизнь. - 2001. - №4. - С. 79-83.
48. Мокрецкий А. В. Парадигма мирного развития Китая. [Текст] / А. В. Мокрецкий // Проблемы Дальнего Востока. - 2012. - №2. - С. 123- 135.Непомнин О. Е. История Китая: Эпоха Цин. XVII — начало XX века [Текст] / О. Е. Непомнин. - М.: Вост. Лит, 2005. - 456 с.
49.Олейников И. В. Китаецентристские теории геополитики и проблема мирового лидерства Срединного государства во второй половине ХХ века [Электронный ресурс] // Официальный сайт Новосибирского государственного университета. - 2013. - Режим доступа:
http://www.bio.spbu.ru/science/scienceinfo/el resourse.php (28.12.2015).
50. Островский А. В. Китай в условиях «новой нормальности» [Электронный ресурс] // Независимая газета. - 2016. - Режим
доступа:http://www.ng.ru/ideas/2016-03-30/9_chim.html (13.04.2016).
51.Остроухов О.Л., Салицкий А.И. Внешняя политика КНР: обеспечение суверенитета и целей развития [Текст] / О. Л. Остроухов, А. И. Салицкий // Китай в мировой политике. - 2003. - С. 60-62.
52. Петрунина, Ж.В. Внешнеполитическая стратегия КНР в Азиатско - Тихоокеанском регионе [Текст] / Ж. В. Петрунина // Современный Китай: социально-экономическое развитие, национальная политика, этнопсихология. - М.: КРАСАНД, - 2011. - С. 43 - 73.
53. Петрунина Ж. В. Современная система международных отношений в Восточной Азии [Текст] / Ж. В. Петрунина, А. А. Киреев, А. Ю. Кузьмин. - М.: КнАГТУ, 2012. - 120 с.
54. Петрунина, Ж.В. Общие направления политики Китая в АТЭС [Текст] / Ж. В. Петрунина // Традиционный Китай на пути к модернизации. - М.: КРАСАНД, - 2013. - С. 19-40.
55. Пикалов Г. А. Политическое развитие и модернизация [Электронный
ресурс] // Официальный сайт Балтийского государственного технического университета. - 2016. - Режим доступа:
http://nicbar.ru/theoria politiki20.htm (12. 04.2016.)
56. Пискунов С. А. Революция и гражданская война в Китае 1925-1927 гг.
[Электронный ресурс] // Официальный сайт Библиотека Хронос. - 2000. - Режим доступа: http://www.hrono.ru/sobyt/1900war/1925chin.php
(14.12.2015).
57. Попова И. Ф. Политическая практика и идеология раннетанского Китая. [Текст] / Ф. И. Попова. - М.: Вост. лит, 1999. - 279 с.
58. Портяков В. Я. Перспективы внешней политики КНР в следующие десять лет. [Электронный ресурс] // Россия в глобальной политике. - 2014. - Режим доступа: http ://www. globalaffairs. ru/number/V ozvy shenie-Kitaya- chto-dalshe-16775 (04.01. 2016).
59. Семин А.В. Японо-китайские отношения: состояние, проблемы и тенденции (конец XX - начало XXI века) [Текст] / А. В. Семин. М.: ИДВ РАН, 2008. - 282 с.
60. Стровский Л. Е. Роль хуацяо в развитии китайской экономики [Текст] / Л. Е. Стровский // Известия Уральского государственного университета. - 2010. - №1. - С. 106-111.
61. Тавровский Ю. В. Китайская мечта и ее составляющие. Стратегический план развития страны: расчеты и программы [Электронный ресурс] // Независимая газета. - 2015. - Режим доступа: http://www.ng.ru/ideas/2015- 12-04/5_ideas.html (12.03.2016).
62. Тавровский Ю. В. Си Цзиньпин. По ступеням китайской мечты [Текст] / Ю. В. Тавровский. - М.: ЭКСМО, 2015. - 272 с.
63. Титаренко М. Л. Китай на марше: о достижениях и перспективах развития страны в XXI веке [Текст] / М. Л. Титаренко // Проблемы Дальнего Востока. - 2009. - №5. - С. 27 - 39.
64. Титаренко М. Л. XVIII Съезд Коммунистической партии Китая:
особенности, проблемы, основные решения, опыт. [Электронный ресурс] // Корпоративный портал Санкт - Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов. - 2012. - Режим доступа:
http://www.gup.ru/events/news/lections/titarenko-lection- 1.php (17.04.2016).
65. Торкунов А. В. Современные международные отношения [Текст]: Учебник /А. В. Торкунов, Ю. Е. Федоров, М. А. Хрусталев и др. - М.: РОССПЭН, 1999. - 584 с.
66. Тюрин С. Опыт Китая по борьбе с коррупцией как пример для России.
[Электронный ресурс] // Торгово-промышленные ведомости. - 2015. - Режим доступа: http://www.tpp-inform.ru/analytic journal/5406.html
(02.04.2016) .
67. Федотов В. П. О формуле G2 в отношениях США и Китая: мифы и
реальности [Электронный ресурс] // Официальный сайт Российского Института Стратегических Исследований. - 2010. - Режим доступа:
http://riss.ru/analitycs/1071/ (12.12.2015).
68. Храмчихин А. А. Китайский "велосипед". КНР. Парадоксы развития [Текст] / А. А. Храмчихин // Новый мир. - 2008. - № 3. - С. 126 -137.
69. Храмчихин А. А. Дракон проснулся?: внутренние проблемы Китая как источник китайской угрозы для России [Текст] / А. А. Храмчихин. - М.: Ключ - С, 2015. - 192 с.
70. Хрусталев М. А. Основы теории внешней политики государства [Текст] / М. А. Хрусталев. - М.: Наука, 1984. - 80 с.
71.Чжао Синь. Китай: новая фаза развития [Электронный ресурс] // Сетевое издание Центра исследований и аналитики Фонада исторической перспективы. - 2016. - Режим доступа:
http://www.perspektivv.info/ovkumena/azia/kitai novaja faza razvitija 2016- 02-22.htm (24.03.2016).
72.Чжоу Ихуан. Дипломатия Китая [Текст] / Чжоу Ихуан. - М.:
Межконтинентальное издательство Китая, 2005. - 188 с.
73. Ford A. Christopher. The Mind of Empire: China's History and Modern Foreign Relations, 2010. - 416 p.
74. Hunt Michael. The Genesis of Chinese Communist Foreign Policy, 1996. - 364
p.
75. Joseph S. Nye Jr. Bound to Lead: The Changing Nature of American Power, 1991. - 307 р.
76. Joseph S. Nye Jr. Soft Power: The Means to Success in World Politics, 2004. -
208 p.
77. Pollard Robert T. China's Foreign Relations: 1917-1931, 1933. - 436 р.
78. Robinson Thomas W. Chinese Foreign Policy. Theory and Practice, 1955. - 644 р.
79.Suisheng Zhao. Chinese Foreign Policy: Pragmatism and Strategic Behavior. 2004. - 319 p.
1. Внешняя политика Китая. [Электронный ресурс] //Официальный сайт ДВО РАН. - 2016. - Режим доступа:http://old.febras.ru/partners/1.html
(11.12.2015) .
2. Доклад ЮНКТАД о мировых инвестициях 2014 год. Обзор. [Электронный ресурс] // официальный сайт UNKTAD. - 2014. - Режим доступа: http: //www.worldinvestmentreport.org/ru/wir2014/ (15.08.2014).
3. Доктрина Стимсона. [Электронный ресурс] /История США в документах. - 2013. - Режим доступа: http://www.grinchevskiy.ru/1900-1945/doktrina- stimsona.php (15.12.2015).
4. Ленин В. И. Демократия и народничество в Китае [Текст] / Полное собрание сочинений. - М.: Издательство политической литературы, 1968. Т. 21. - 672 с.
5. Мао Цзэдун. Избранные произведения. Собрание сочинений [Текст] / - М.: Наука, 1953. Т. 3. - 220 с.
6. Потсдамская декларация. [Электронный ресурс] // Официальный сайт
Библиотека Хронос. - 2000. - Режим доступа:
http://www.hrono.ru/dokum/194_dok/1945potsdam.php (22.12.2015).
7. Си Цзиньпин и Путин обсудили в Шанхае двусторонние китайско
российские отношения и обменялись мнениями по важнейшим международным и региональным вопросам [Электронный ресурс] // Официальный сайт посольства КНР в Российской Федерации. - 2014. - Режим доступа: http: //ru. china-embassy.org/rus/gdxw/t1158364. htm
(15.10.2015) .
8. Сунь Ятсен. Избранные произведения. Собрание сочинений. 2-е изд., исправленное и дополненное [Текст] / М.: Наука, 1985. - 759 с.
9. Цитаты Дэн Сяопина [Электронный ресурс] // Женьминь Жибао. - 2014. - Режим доступа: http://russian.people.com.cn/n/2014/0813/c31521-8769046- 4.html (15.10.2015).
10. World Development Indicators, 2014. Japan. Gross Domestic Product (current
USD) [Electronic resource] // официальный сайт The World Bank Group. Electronic data. Washington, DC, [2016]. - Режим доступа:
http://data.worldbank.org/country/japan (14.03.2016)
11. World Development Indicators, 2014. China. Gross Domestic Product (current
USD) [Electronic resource] // официальный сайт The World Bank Group. Electronic data. Washington, DC, [2016]. - Режим доступа:
http: //data.worldbank.org/country/china (14.03.2016)
12. World Development Indicators, 2014. Korea, Rep. Gross Domestic Product
(current USD) [Electronic resource] // официальный сайт
The World Bank Group. Electronic data. Washington, DC, [2016]. - Режим доступа: http://data.worldbank.org/country/korea-republic (14.03.2016)
13. World Development Indicators, 2014. China. Population, total [Electronic
resource] // официальный сайт The World Bank Group. Electronic data. Washington, DC, [2016]. - Режим доступа:
http://data.worldbank.org/indicator/SP.POP.TOTL/countries/CN?display=graph
(14.03.2016)
14. World Development Indicators, 2014. East Asia & Pacific. GNI per capita, Atlas method (current US$)[Electronic resource] // официальный сайт The World Bank Group. Electronic data. Washington, DC, [2016]. - Режим доступа: http://data.worldbank.org/topic/economy-and-growth (14.03.2016)
15. World development Indicators, 2014. China. Foreign direct investment, net
inflows (BoP, current US$) [Electronic resource] // официальный сайт The World Bank Group. Electronic data. Washington, DC, [2016]. - Режим доступа: http: //data.worldbank. org/indicator/BX.KLT.DINV.CD.WD
(14.03.2016)
16. World development Indicators, 2014. Japan. Foreign direct investment, net inflows (BoP, current US$) [Electronic resource] // официальный сайт The World Bank Group. Electronic data. Washington, DC, [2016]. - Режим
доступа: http://data. worldbank. org/indicator/BX.KLT.DINV. CD.WD
(14.03.2016)
17. World development Indicators, 2014. Korea, Rep. Foreign direct investment,
net inflows (BoP, current US$) [Electronic resource] // официальный сайт The World Bank Group. Electronic data. Washington, DC, [2016]. - Режим доступа: http://data.worldbank. org/indicator/BX.KLT.DINV.CD.WD
(14.03.2016)
18. World development Indicators, 2014. China. Global Reach [Electronic resource]
// официальный сайт The World Bank Group. Electronic data. Washington, DC, [2016]. - Режим доступа:
http: //maps.worldbank.org/p2e/mcmap/map.html?org=ibrd&level=country&co de=CN&title=China (23.01.2016)
19. К П Щ Ш ^ ^ Щ ^ Ш M ЙФ Ж ^ Hexie shijie linian xia de zhongguo waijiao (Идеал гармоничного мира и китайская дипломатия) // Mao Zedong and Deng Xiaoping Theory. -2007. - Режим доступа: http://www.hprc.org.cn/pdf/MBDH200701010.pdf (14.05.2016).
20. ф Щ C ^ f Ш в . Zhongguo Kuangchan Ziyuan Baogao ( Отчет о
состоянии минеральных ресурсов Китая) // People's Republic of China Ministry of Land and Resources. - 2015. -
URL:http://www.mlr.gov.cn/sjpd/zybg/2015/201510/P02015103035492782673
7. pdf (13.03.2016).
21.2015 2015 Nian guomin jingji yunxing
wenzhong you jing, wenzhong you hao (В 2015 году национальная экономика устойчива и стабильна) //National Bureau of Statistics of the People’s Republic of China. - 2016. - Режим доступа:
http://www. stats.gov.cn/tj sj/zxfb/201601/t20160119_1306083.html
(23.04.2016) .