Введение 3
Глава I Теоретические основы разработки проблемы детской самодеятельности в процессе совместной деятельности детей и взрослых в общественном объединении 10
1.1 Проблема развития детской самодеятельности в психолого-педагогической литературе 10
1.2 Общественные объединения как среда совместной деятельности
детей и взрослых 17
1.3 Педагогические условия развития детской самодеятельности в
детском общественном объединении 23
Глава II Опытно-экспериментальная работа по развитию детской самодеятельности в процессе совместной деятельности детей и взрослых в общественном объединение 32
2.1 Выявление уровня детской самодеятельности в общественном
объединении РДШ в МБУ «Школа №69» 32
2.2 Организация работы по развитию детской самодеятельности в
первичном общественном объединении РДШ 44
2.3 Динамика уровня развития детской самодеятельности в процессе
совместной деятельности детей и взрослых в общественном объединение
Заключение 68
Список используемой литературы 71
Приложение А Программа внеурочной деятельности «РДШ - школа лидера!» 78
Основной движущей силой развития любого общества является активность граждан, в первую очередь, молодого поколения, их включенность в социально-политическую жизнь, а также готовность к реализации социально-экономических реформ. В свою очередь, изменения в политической и социальной сферах государства оказывают непосредственные изменения в поведении и сознании людей, вследствие чего меняются и требования, предъявляемые обществом к современной личности. На сегодняшний день обществу требуется независимая, компетентная и творческая личность, готовая генерировать новые идеи принимать нестандартные решения. Такая личность способна не только усвоить опыт предыдущих поколений, но и обогатить его своими собственными достижениями. Данный факт подтверждает необходимость создания благоприятных условий, способствующих развитию самодеятельности личности, формированию предпосылок для включения нового поколения в социально-экономическую и политическую деятельность.
Проблема развития детской самодеятельности на сегодняшний день имеет широкое общественное значение в различных социальных институтах. Говоря о социальных институтах, нельзя переоценить роль общественного объединения, чья значимость подтверждается государственной политикой, а именно указом Президента РФ «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (2015 г.). В указе подчеркивается важность задачи
распространения эффективных моделей и форм участия молодежи в управлении общественной жизнью на основе воспитательного компонента детских и молодежных объединений. Принятые меры государственной поддержки подтверждают тот факт, что государство в данном случае способствует созданию и развитию современных общественных объединений, а не занимает позицию стороннего наблюдателя. Интерес к общественным объединениям со стороны государства способствовал
обострению потребности во всестороннем изучении теории и практики данного педагогического феномена. Данный факт определяет актуальность нашего исследования в научной сфере.
Большое внимание было уделено проблеме самодеятельности в трудах таких философов, как И.В. Гете, Новалис, Ж.-П. Сартр, К. Уилсон, М. Хайдеггер, Ф.В. Шеллинг, И.Ф. Шиллер, А.В. Шлегель и другие. Понятие самодеятельность в философии рассматривается с разных точек зрения:
- проявления свободы личности (И.В. Гете, Новалис, Ф.В. Шеллинг, А.В. Шлегель);
- результата стремления быть самим собой (М. Хайдеггер);
- процесса внутреннего самосовершенствования человека, который постепенно переходит во внешнюю активную деятельность (П. Тейяр де Шарден, К. Уилсон);
- процесса выявления способностей (Ж.-П. Сартр).
В отечественной педагогике теоретическим обоснованием проблемы формирования самодеятельности в детских общественных объединениях занимались такие исследователи, как Л.В. Алиева, М.В. Богуславский, А.Г. Кирпичник, В.М. Коротов, Р.А. Литвак, Л.Г. Садакова, Г.В. Чанишвили и другие. В их трудах самодеятельность рассматривается как высший уровень проявления активности человека (А.В. Зосимовский, Г.В. Чанишвили), как самостоятельная деятельность человека, выполняемая им по собственному желанию на основе полученных в процессе обучения или на практике знаний и умений и носящая творческий характер (В.М. Коротов, Л.Г. Садакова), как активная творческая деятельность личности (И.П. Иванов), как принцип деятельности пионерской организации (Р.А. Литвак).
Диссертационные исследования Н.И.Евлешиной,М.П. Ефросиньиной, А.Г. Быстрицкого, А.Н. Ломова, P.M. Тургунбаева и других ученых, посвящены вопросам теории и методики развития самодеятельности учащихся. И.П. Иванов внес значительный вклад в развитие теории и практики формирования самодеятельности подростков. Основы коммунарской методики были разработаны автором в 1950-х годах с целью развития инициативы, творчества, самостоятельности, гражданственности у учащихся.
Общественные объединения способствуют формированию жизнеспособной, гуманистически ориентированной по отношению к обществу и себе индивидуальности. Воспитание подростков в общественных объединениях дополняет обучение других социальных институтов. Осуществления процесса воспитания в рамках общественных объединений способствует не только обогащению социальной практики детей и молодежи, но и обеспечивает условия для удовлетворения их потребностей и интересов.
Исходя из того, что в настоящее время детское общественное объединение рассматривается как самоорганизующаяся система, актуальным становится вопрос о применении новых подходов к развитию детской самодеятельности в процессе реализации современных форм и методов работы с детьми и подростками. Анализ современной педагогической науки в области теории и практики развития детской самодеятельности в рамках общественных объединений позволяет выделить противоречия между:
- пониманием важности процесса развития детской самодеятельности и отсутствием целенаправленной работы по ее развитию в рамках современных детских объединений;
- потенциалом совместной деятельности детей и взрослых по развитию детской самодеятельности и недостаточным теоретическим и методическим обоснованием созданных педагогических условий работы с подростками, влияющих на развитие самодеятельных начал личности.
Эти противоречия позволили сформулировать проблему исследования, требующей своего разрешения: каковы педагогические условия развития детской самодеятельности в процессе совместной деятельности детей и взрослых в общественном объединении?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность выявленных педагогических условий, направленных на развитие детской самодеятельности в процессе совместной деятельности детей и взрослых в рамках «Российского движения школьников».
Объект исследования: процесс развития детской самодеятельности в детском объединении.
Предмет исследования: педагогические условия, направленные на развитие детской самодеятельности в процессе совместной деятельности детей и взрослых в рамках «Российского движения школьников».
Гипотеза исследования: развитие детской самодеятельности в процессе совместной деятельности детей и взрослых в общественном объединении будет проходить эффективнее, если будут выполнены следующие педагогические условия:
- определено содержание понятие «детская самодеятельность» для возрастной группы подростков, осуществляющих деятельность в общественном объединении;
- разработана программа внеурочной деятельности, направленная на развитие самостоятельности, инициативности, ответственности, творческих способностей организаторских умений как компонентных характеристик понятия «самодеятельность»;
- педагогом осуществляется последовательная работа в соответствии с обоснованными этапами развития самодеятельности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1) Уточнить сущность понятия «детская самодеятельность» в психолого-педагогической литературе.
2) Изучить особенности организации совместной деятельности детей и взрослых в детском объединении, направленные на развитие детской самодеятельности.
3) Выявить начальный уровень развития самодеятельности у участников педагогического эксперимента.
4) Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий, способствующих развитию самодеятельности в рамках деятельности общественных объединений.
Теоретической основой исследования являются:
- работы, посвященные исследованию истории отечественного детского движения Л.В. Алиевой, Н.Ф. Басова, Б.В. Богуславского, А.Г. Кирпичника, Д.Н. Лебедева, Э.А. Мальцевой, И.В. Руденко, М.И. Рожкова.
- концепция развития личности в детском общественном объединении И.А. Валгаевой, Н.Е. Кульпединовой, В.В. Коврова, Д.Н. Лебедева, Е.Л. Рутковской;
- научные труды, посвященные особенностям развития детской самодеятельности В.М. Коротова, Е.Н. Комаровой, М.И. Мухина, Л.Г. Садаковой, Е.А. Тараненко, Н.В. Турчиной.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
- диагностические методы: наблюдение, беседа, тестирование;
- экспериментальные: констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент.
Основные этапы исследования:
На первом этапе решался ряд задач: на основе педагогической литературы проводился анализ понятия «детская самодеятельность»; проводилось изучение проблемы организации самодеятельности в детском общественном объединении; были определены цель и задачи исследования, анализ содержания, форм и методов организации детской самодеятельности подростков.
На втором этапе осуществлялся отбор диагностического инструментария, направленного на выявление уровня сформированности детской самодеятельности у активистов; разрабатывалась и внедрялась программа опытно-экспериментальной работы. В этот период реализовывалась программа по развитию детской самодеятельности «РДШ - школа лидера!», которая была внедрена во внеурочную деятельность.
На третьем этапе завершилось исследование и проходило описание опытно-экспериментальной работы по развитию детской самодеятельности; осуществлялась обработка диссертационного материала, проводился анализ, обработка и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, интерпретация результатов, оформление диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается:
- систематизации психолого-педагогических подходов к понятию «детская самодеятельность»;
- систематизации исследований по проблеме развития детской самодеятельности в современных детских объединениях социальной направленности;
- выделении критериев, показателей, определении уровней развития детской самодеятельности.
Теоретическая значимость заключается в обосновании форм и методов организации совместной деятельности детей и взрослых в детском объединении, что вносит вклад в развитие педагогики детского движения.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования основных положений исследования, идей и выводов в организации и совершенствовании общественной деятельности, направленной на развитие детской самодеятельности. Разработанная внеурочная программа «РДШ - школа лидера!» может быть использована кураторами детских организаций Российского движения школьников.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается обоснованностью исходных теоретических положений, применением совокупности методов, адекватных цели и задачам исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на базе МБУ «Школа №69». Результаты исследования докладывались на заседании методического объединения педагогов, на Всероссийской научно-практической конференции в Тольяттинском государственном университете, а также на XXV студенческой международной заочной научно-практической конференции. В исследовании принимали участие 2 5 активистов детского общественного объединения «Российское движение школьников».
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Развитие детской самодеятельности в детском объединении рассматривается в психолого-педагогической литературе в качестве деятельности, осуществляемой по внутренним побуждениям и инициативе самого подростка, опирается на его возрастные особенности и основывается на развитии самостоятельности, инициативности, ответственности, творческих способностей.
2. Целенаправленную работу по развитию детской самодеятельности можно осуществлять на основе специально разработанной программы внеурочной деятельности, содержание которой отражает этапы педагогического руководства этим процессом и направлено на развитие организаторских умений и творческого потенциала участников объединений.
3. Развитие детской самодеятельности осуществляется по этапам,
педагогическая направленность которых предполагает: знакомство школьников с правилами и принципами организации общественной деятельности; выполнение действий под руководством педагогов или старших наставников - учеников с целью передачи опыта и пробы своих сил; вовлечение подростков в различные виды деятельности с целью многократного повторения и перехода организации деятельности из умения в навык; самостоятельную организацию общественной деятельности в рамках объединения.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы и приложениями
В процессе теоретического и экспериментального исследования было установлено, что проблема развития детской самодеятельности в процессе совместной деятельности детей и взрослых актуальна. Подтвердилась выдвинутая гипотеза, были решены поставленные задачи. Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
1. Сущность понятия «детская самодеятельность» заключается в понимании качеств, выражающих сущность детского объединения и конкретной личности. Детская самодеятельность помогает развить творческий потенциал и способствует развитию социальной активности. Опираясь на опыт современных ученых-педагогов и сущность самого понятия «детская самодеятельность», были выделены несколько критериев самодеятельности личности:
- инициативность;
- творческий потенциал;
- ответственность;
- самостоятельность.
2. Влияние взрослых на развитие детской самодеятельности высоко, так как взрослый является значимой фигурой в жизни каждого школьника. Взрослые способны активизировать деятельность школьников посредством своего примера. Необходимо учитывать возрастные особенности, среду, способствующую формированию организаторских навыков, а также участие в общественной деятельности, для развития творческого потенциала и самостоятельности.
3. С целью выявления начального уровня развития самодеятельности у участников педагогического эксперимента был разработан диагностический комплекс, основанный на выбранных критериях детской самодеятельности. Диагностическое исследование проводилось по следующим методикам:
- «Карта проявление социальной инициативности» (А.М.Щетинина), которая заполнялась после целенаправленно проведённых многократных наблюдений за активистами и помогла выявить уровень развития инициативности.
- Тест «Самооценка творческого потенциала личности». Тест проводился с целью выявления оценки своих творческих способностей у респондентов.
- «Тест экспресс-диагностика ответственности» (ЭДО) (В.П. Прядеин, 1998), его задачей стало выявление разного плана ответственностей как целостное образование, принципиально нового качества.
- Методика «Тест-диагностика уровня самостоятельности», которая позволила выявить динамику развития уровня самостоятельности респондентов.
По итогу всех четырех методик можно сделать вывод о том, что у группы активистов детского общественного объединения «Российское движение школьников» выражена недостаточная активность, неготовность брать на себя ответственность и проявлять самостоятельность, также проявляется затруднение в определении цели и задач.
4. Одним из средств развития самодеятельности является внеурочная деятельность, которая рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса. Предложенная в работе программа внеурочной деятельности социально-педагогической направленности «РДШ - школа лидера!», отличается тем, что занятия направлены на развитие детской самодеятельности через развитие лидерских качеств, творческого потенциала, чувства ответственности, умения работать в команде. Программа предполагает использование такой формы внеурочной деятельности как беседа, семинара, творческая работа, акция, слёт детских общественных организаций и др. Все формы и виды работы подобраны с учетом возрастных особенностей подростков. В программе реализуются виды деятельности, интересные детям младшего подросткового возраста.
Повторное диагностическое исследование уровня развития детской самодеятельности показало значительные изменения в группе активистов, принявших участие в реализации программы. У группы активистов повысился уровень ответственности, тем самым прослеживается улучшение качества выполняемой работы; наблюдается развитие творческого мышления и решение задач нестандартным путем; устойчивость инициатив; готовность сотрудничать и осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль.
Таким образом, проведенное исследование показало эффективность внедренной программы «РДШ - школа лидера!», которая была разработана на основе выделенных условий, что доказывает гипотезу исследования. В связи с этим успешному развитию детской самодеятельности способствуют: учет возрастных особенностей подростков; создание взрослым воспитывающей среды в коллективе; развитие творческого потенциала, через участие в детском общественном объединении. Кроме того, деятельность организации должна быть разнообразной с использованием различных форм работы.
1. Алиева Л.В. Детское движение - субъект воспитания: Монография. М. : Макс-Пресс, 2002. 224 с.
2. Анализ положения детей в Российской Федерации: на пути к обществу равных возможностей: совместный доклад Независимого института социальной политики и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). М., 2016. 272 с.
3. Биркби Р. Как живут и мужают скауты // Ступени. 1991. № 2-12.
4. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология:
учеб.пособие для студентов педвузов. СПб: Изд-во Питер;
Санкт-Петербург: 2018. 512 с.
5. Бузырева Л.М., Губарева Н.А. и др. Копилка вожатских
премудростей: методическое пособие. М. : ЦГЛ, 2013. С.92 - 98.
6. Волохов А.В., Кочергин В.Н., Фришман И.И. Система
самоуправления в детских общественных объединениях.
Нижний Новгород, 2010. 87 с.
7. Волохов А.В., Фришман И.И. Стратегия и тактика развития детского общественного объединения как особого института социального воспитания // Ярославский педагогический вестник. Ярославль, 2013. №2. С.63 - 70.
8. Волохов А.В. Стратегия и тактика развития детского общественного объединения как особого института социального воспитания / А.В. Волохов, И.И. Фришман // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 2. № 2. С. 63-70.
9. Гернле Э. Детское движение как новая форма организации воспитания / Э. Гернле // На путях к новой школе 1923. № 7-8. С. 99-108.
10. Детское движение: словарь-справочник / [ред. Совет: Л. В. Алиева и др., сост. и ред.: Т. В. Трухачева, А. Г. Кирпичник]. - [Изд. 2-е, перераб. и доп.]. - Москва : [б. и.], 2005. - 544 с.
11. Деятельность: направления // Российское движение школьников: [Электронный ресурс] / РДШ. Cop. 2017. URL : https://рдш.рф/activity/scope/ (дата обращения: 14.09.2019)
12. Евлешина Н.И. Жизненный цикл детского общественного объединения в школе как педагогический феномен: дис. ... канд.пед.наук. - У., 2002. - 171 с.
13. Ефросиньина М.П. Становление и развитие детского движения как среды воспитания личности (на примере г.о. Тольятти) : дис. ... канд.пед.наук. Т., 2016. 106 с.
14. Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи / И.П, Иванов. Рязань, 1994. С. 22.
15. Интерактивное образование [Электронный ресурс] : Электронная газета. URL: http://io.nios.ru/articles2/84/68/detskie- obshchestvennye - obedineniya - kak - forma - uchastiya - detey - v - zhizni - obshchestva (дата обращения: 19.12.2018).
16. Кирпичник А.Г. Детское движение и роль взрослого в нем // Проблемы школьного воспитания. Нижегородский гуманитарный центр, 1997. № 4.
17. Кирпо Ю.А. Влияние возрастных особенностей учащихся на
самореализацию в общественных организациях.
URL :https://ebooks.grsu.by/evrika2015/kirpo - yu - a - vliyanie - vozrastnykh -osobennostej - uchashchikhsya - na - samorealizatsiyu - v - obshchestvennykh -organizatsiyakh.htm (Дата обращения 26.06.2019).
18. Колокольникова З.У. Идея самодеятельности ребенка в истории
педагогики / З.У. Колокольникова, Д.А. Курбатова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12.
С. 302 - 305;URL: https://applied- research.ru/ru/article/view?id=7909(дата обращения: 24.12.2018).
19. Коротов В.М. Развитие самодеятельности личности / В.М. Коротов и др. Киров, 1998. 211 с.
20. Лебедев Д.Н. Социально-педагогический потенциал // Пионеория 21 века [Электронный ресурс] : URL: http://xn--c1arhd.xn--p1ai8F-xxi-
%D0%B8%D1%86%D1%8B.html (дата обращения: 5.03.2019).
21. Леванова Е.А., Соболева А.Н., Плешаков В.А., Телегина И.О., Волошина А.Г. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. СПб.: Издательство «Питер», 2013. 208 с.
22. Леванова Е.А., Пушкарева Т.В., Попова - Смолик С.Ю., Прокохина М.И. Проект методических рекомендаций для старшего вожатого образовательной организации. М. : Изд-во Московского педагогического государственного университета, 2016. 43 с.
23. Лепешев Д.В. Детское движение Казахстана как общественный институт воспитания граждан нового поколения // Воспитание школьника. 2016. № 2. С.18 - 24.
24. Липин В.О. Воспитание детского лидера в общественных объединениях детей и подростков. URL: https://infourok.ru/vospitanie- detskogo - lidera - v - obschestvennih - obedineniyah - detey - i - podrostkov - 2118358.html (Дата обращения 29.06.2019).
25. Литвак Р.А. Подготовка руководителя детской общественной организации // Тенденции развития современных детских общественных объединений. М., 2013. С. 11 - 23.
26. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. учеб. пособ. для школьных психологов и педагогов / О.В. Лишин; под ред. Д. И. Фельдштейна.- М. : Ин - т практической психологии, 1997. 446 с.
27. Мастерская вожатого. Кипарис -5. Руководство для начинающих и опытных / под ред. Левановой Е.А. М. : Пед. общество России, 2003. С.113 - 122.
28. Митин Г. Н. Особенности правового статуса общественно-государственных и государственно-общественных объединений // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 2. С. 18-21.
29. Нечаев М.П. Настольная книга вожатого детского коллектива:
учебно-методическое пособие. М. : Издательством «Перспектива»,
2015. 136 с.
30. О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»: Указ Президента РФ от 29.10.2015 № 536 // Собрание законодательства РФ. 2015. № 44 : 02 ноября. Ст. 6108.
31. Партнерство во имя ребенка: сб. науч.статей участников Международной науч. практ. конф. По реализации Национальной стратегии действий в инетересах детей на 2012-2017 годы. М., 2012. С. 227-234.
32. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. / А.В. Петровский. М.: Политиздат, 2000. С. 84.
33. Почему Российское движение школьников сравнивают с пионерами? // Про учебу: интернет-журнал для родителей [Электронный ресурс] / Ассоциация родителей школьников. 16.02.2016. URL : https://prouchebu. com/dvizhenie_shkolnikov/ (дата обращения: 14.09.2020).
34. Руденко И.В. Категория «детское движение» как объект научного познания / И.В. Руденко // Гуманитарный вектор, 2009. № 1. С. 9 - 13.
35. Руденко И.В. Подготовка организаторов детского движения в России (историко - педагогический анализ): монография / И.В. Руденко под ред. Л.В. Алиевой. М. : Пед. общество России, 2008. 232 с.
36. Руденко И.В. Становление и развитие системы подготовки педагога - организатора детского общественного объединения: автореф. дис.докт. пед. наук защищена 11.03.2008 : утв. 25.06.2008 / И.В. Руденко. М. : Ин - т теории и истории педагогики РАО, 2008. 21 с.
37. Садакова Л.Г. Проблемы социализации подростков: пособ. для учителей / Л.Г. Садакова. Киров: ВГПУ, 1995. 119 с.
38. Солкин М. С. Деятельность детских общественных объединений как педагогическая проблема // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. №11. С. 48-53. URL: http://e-koncept.ru/2017/570013.htm (дата обращения: 27.09.2018).
39. Тараненко Е.А. Самодеятельность учащихся как
психологический и педагогический феномен / Е.А. Тараненко // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 2018; URL: https://cyberleninka.rU/article/n/samodeyatelnost- uchaschihsya - kak - psihologicheskiy - i - pedagogicheskiy - fenomen (дата обращения: 26.12.2018).
40. Технологии работы с молодежью (опыт работы кафедры социальных технологий и организации работы с молодежью МГГУ им. М.А. Шолохова): коллективная монография / под ред. С.Ю. Поповой (Смолик). М. : Москва - Тверь: «СКФ - Офис», 2015. 326 с.
41. Технология массового мероприятия. URL:
http://lib.1september.ru/article.php?ID=200700613 (Дата обращения 20.06.2019).
42. Указ президента Российской Федерации от 29 декабря 2015 года №536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» : [Электронный ресурс] // Российская газета. - URL : http://www.rg.ru/2015/10/31/deti-dok.html (дата обращения: 12.12.2018)
43. Устав Общероссийской общественно-государственной детско- юношеской организации «Российское движение школьников»: принят учредительным съездом Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» // Дума: [Электронный ресурс] / Законодательная Дума Томской области. Cop. 2017. URL:https://duma.tomsk.ru/upload/site/2016/04/08/5707460e4cf691_Положение. pdf (дата обращения: 18.09.2018).
44. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. URL: http://www.consultant.ru/document/LAW_148894 (Дата обращения 11.06.2019).
45. Федеральный закон от 19.05.1995 №82 - ФЗ (ред. от 20.12.2017) «Об общественных объединениях». URL :https://legalacts.ru/doc/FZ - ob -obwestvennyh - obedinenijah/ (Дата обращения 01.07.2019).
46. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М. : Омега Л., 2014. 134 с.
47. Фромм Э. Человек для себя: Иметь или быть? / Э. Фромм. - М. : Изд-во «В.П. Ильин», 2007. 416 с.
48. Хилтунен Е.А. Помоги мне стать самостоятельным. Упражнения для маленьких детей в повседневной жизни / Е.А. Хилтунен. М. : ЮНИОН - паблик, 2015. 112 с.
49. Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие : [сборник / сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский]. М. : Педагогика, 1987. 413 с.
50. Alina A. Kadyrova&Agzam A. Valeev. Pedagogical Support of Non-Language High School Students’ Capacity for Creative Self-Realization in Foreign Language Classroom Development Kazan (Volga region) Federal University, RUSSIA.Received 14 September 2015.Revised 10 January 2016.Accepted 07 March 2016.p. 10.URL :http://publishing-vak.ru (дата обращения: 12.02.2020)
51. Bekkerman P.B., Davydova A.A., Meleshkina E.A., Trifanova V.P., Tsilinko A.P. Implementation of the Enlightenment. Function of Education in Art Classes in the Context of the Professional and Creative Growth of Young Students.Moscow City Pedagogical University (MCPU), 2nd Agricultural Passage, 4, Kor. 1, Moscow 129226, Russia. p. 5.
52. Elibraty [Электронный ресурс] : Научная электронная библиотека. URL: https://www.elibrary.ru/defaultx.asp (дата обращения: 29.12.2019).
53. Emilson A. &Samuelsson Pramling. Documentation and communication in Swedish preschools Early Years, Vol. 34, No. 2, 2014, p.175-187.
54. Hascher T., Wohlbefinden und Emotionen in der Schule als zentrale Elemente des Schulerfolgs unter der Perspektive geschlechtsspezifischer Ungleichheiten, Verlag fur Sozialwissenschaften - Germany, 2019. URL: https://www.researchgate.net/publication/240995344_Wohlbefinden_und_Emotionen_in_der_Schule_als_zentrale_Elemente_des_Schulerfolgs_unter_der_Perspektive_geschlechtsspezifischer_Ungleichheiten (дата обращения: 12.12.2019)
55. Moneth M., Eastern European Scientific Journal., Spiritual and moral
education of schoolchildren (GEF), AURIS Kommunikations- und Verlagsgesellschaft mbH Dusseldorf - Germany, 2018. URL: https://docplayer.ru/87363664-Eastern-european-scientific-journal.html (дата
обращения: 10.11.2018)
56. Prein G., Lernen im freiwilligen Engagement und gesellschaftliche Partizipation, Zeitschrift fur Erziehungswissenschaft - Germany, 2020. URL: https://rd.springer.com/article/10.1007/s11618-009-0086-y (дата обращения: 12.02.2020)