РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития связной монологической речи у детей шестого года жизни посредством конструктивно-модельной деятельности 11
1.1 Особенности и трудности в развитии связной монологической речи у детей шестого года жизни в современном мире 11
1.2 Конструктивно-модельная деятельность как средство развития связной монологической речи у детей шестого года жизни 21
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию связной монологической речи у детей шестого года жизни посредством конструктивно-модельной деятельности 31
2.1 Выявление уровня развития связной монологической речи у детей шестого года жизни 31
2.2 Содержание и организация работы по развитию связной монологической речи у детей шестого года жизни посредством конструктивно-модельной деятельности 42
2.3 Выявление динамики в развитии связной монологической речи у детей шестого года жизни 59
Заключение 70
Список используемой литературы 72
Приложение А Характеристика выборки исследования 76
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации 78
Приложение В Перспективный план по реализации комплексной непрерывной образовательной деятельности с применением конструктивно-модельной деятельности (образовательные области «Речевое развитие» и «Познавательное развитие») 80
Приложение Г Карта-алгоритм, применяемая в процессе развития связной монологической речи посредством конструктивно-модельной деятельности 86
Приложение Д Конспекты комплексной непрерывной образовательной деятельности (с применением конструктивно-модельной деятельности) по реализации содержания образовательных областей «Речевое развитие» и «Познавательное развитие» 87
Приложение Ж Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля 98
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития связной монологической речи у детей шестого года жизни посредством конструктивно-модельной деятельности 11
1.1 Особенности и трудности в развитии связной монологической речи у детей шестого года жизни в современном мире 11
1.2 Конструктивно-модельная деятельность как средство развития связной монологической речи у детей шестого года жизни 21
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию связной монологической речи у детей шестого года жизни посредством конструктивно-модельной деятельности 31
2.1 Выявление уровня развития связной монологической речи у детей шестого года жизни 31
2.2 Содержание и организация работы по развитию связной монологической речи у детей шестого года жизни посредством конструктивно-модельной деятельности 42
2.3 Выявление динамики в развитии связной монологической речи у детей шестого года жизни 59
Заключение 70
Список используемой литературы 72
Приложение А Характеристика выборки исследования 76
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации 78
Приложение В Перспективный план по реализации комплексной непрерывной образовательной деятельности с применением конструктивно-модельной деятельности (образовательные области «Речевое развитие» и «Познавательное развитие») 80
Приложение Г Карта-алгоритм, применяемая в процессе развития связной монологической речи посредством конструктивно-модельной деятельности 86
Приложение Д Конспекты комплексной непрерывной образовательной деятельности (с применением конструктивно-модельной деятельности) по реализации содержания образовательных областей «Речевое развитие» и «Познавательное развитие» 87
Приложение Ж Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля 98
Актуальность исследования. Развитие связной монологической речи у детей дошкольного возраста является одной из главных задач. В овладение родным языком входит умение правильно строить предложения, описывать предмет, рассказать о каком-либо событии или явлении из жизни. Согласно нормативному развитию у детей шестого года жизни связная монологическая речь должна достигнуть достаточно высокого уровня, но в последнее время у многих дошкольников данного возраста наблюдаются трудности: их словарь беден и не точен, детям сложно подобрать нужное слово и они часто заменяют его другим, что меняет смысл сказанного. Нарушен грамматический строй. Их связная монологическая речь характеризуется неточностью, неразвёрнутостью, непоследовательностью и нечеткостью высказывания.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется тем, что педагогами уделяется недостаточно внимания работе по развитию связной монологической речи у детей шестого года жизни посредством конструктивно-модельной деятельности. В наше время увеличилось количество детей, у которых недостаточно сформированы навыки связной монологической речи. Связная монологическая речь, построенная правильно, развивает у ребенка уверенность в своих силах, а также возможность общения. Общение со сверстниками и взрослыми является важнейшим условием для всестороннего развития ребенка, что в дальнейшем повлияет на успешность обучения в школе.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне базируется на том, что проблема развития связной монологической речи у детей шестого года в конструктивно-модельной деятельности малоизучена, так как в основном конструирование применяется для развития общей и мелкой моторики, воображения, мышления, зрительного восприятия.
Актуальность исследования на научно-методическом уровне продиктована тем, что необходимо разработать содержание работы по применению конструктивно-модельной деятельности с целью развития связной монологической речи у детей шестого года.
Анализ научных исследований и практики образовательной деятельности в дошкольных учреждениях позволил выявить следующие противоречия:
• между необходимостью развития связной монологической речи у детей шестого года жизни как одной из важнейших задач данного возраста и недостаточным вниманием педагогов дошкольных образовательных организаций к данной проблеме;
• между необходимостью развития связной монологической речи у детей шестого года жизни в связи с ростом в последнее время числа детей с низким уровнем ее развития и недостаточным использованием возможностей конструктивно-модельной деятельности в решении этой проблемы;
• между возрастными возможностями развития связной монологической речи у детей шестого года жизни посредством конструктивно-модельной деятельности и недостаточной разработанностью практического материала использования этого средства.
Следуя за необходимостью разрешения данных противоречий в теории и практике современного дошкольного образования, была сформулирована проблема исследования: каковы возможности конструктивно-модельной деятельности в развитии связной монологической речи у детей шестого года жизни в условиях дошкольной образовательной организации?
Цель исследования: выявить, охарактеризовать и экспериментально проверить возможность конструктивно-модельной деятельности в развитии у детей шестого года жизни связной монологической речи.
Объект исследования: процесс развития связной монологической речи у детей шестого года жизни.
Предмет исследования: развитие связной монологической речи у детей шестого года жизни посредством конструктивно-модельной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс развития связной монологической речи у детей шестого года жизни посредством конструктивно-модельной деятельности будет возможным, если:
• разработана карта-алгоритм, используемая на начальной стадии обучения конструктивно-модельной деятельности для стимуляции речевой активности детей;
• разработано и проведена комплексная непрерывная образовательная деятельность по реализации содержания образовательных областей «Речевое развитие» и «Познавательное развитие»;
• вовлечены родители в работу по развитию связной монологической речи посредством конструктивно-модельной деятельности.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были определены задачи исследования.
1. Провести анализ педагогической, психологической, методической литературы по проблеме развития связной монологической речи у детей шестого года жизни посредством конструктивно-модельной деятельности и выявить степень ее разработанности в теории и практике.
2. Выявить уровень развития связной монологической речи у детей шестого года жизни.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию связной монологической речи у детей шестого года жизни посредством конструктивно-модельной деятельности.
4. Оценить динамику уровня развития связной монологической речи у детей шестого года жизни посредством конструктивно-модельной деятельности.
Теоретической основой исследования послужили:
• психолого-педагогические исследования особенностей развития речи у детей дошкольного возраста (О.С. Ушакова, А.М. Бородич, А.А. Люблинская, Н.В. Нищева, Л.П. Якубинский, А.Р. Лурия, Т.А. Ткаченко);
• психолого-педагогические исследования особенностей развития связной монологической речи у детей шестого года жизни (В.П. Глухов, В.К. Воробьева);
• психолого-педагогические условия использования конструктивно-модельной деятельности (М.С. Ишмакова, Е.В. Фешина, Т.С. Лусс).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• теоретические методы - анализ и изучение работ психологов, философов, педагогов по проблеме развития связной монологической речи у детей шестого года жизни; анализ концепций, учебных программ, и учебных пособий по развитию связной монологической речи у детей;
• эмпирические методы - психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), диагностические задания для исследования связной монологической речи у детей шестого года жизни;
• методы обработки данных - количественный и качественный анализ результатов исследования.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 81 «Медвежонок» г.о. Тольятти. Выборка состояла из 40 детей шестого года жизни.
Основные этапы исследования.
Исследование проводилось в три этапа с 2018 по 2020 гг.
На первом этапе (сентябрь 2018 г. - февраль 2019 г.) изучалась и анализировалась специальная литература по избранной теме, формулировалась проблема исследования, определялся объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и методы исследования; разрабатывалась стратегия экспериментальной работы, подготовлены публикации материалов исследования.
На втором этапе (февраль 2019 г. - февраль 2020 г.) проводилась работа, связанная с констатирующим, формирующим этапами эксперимента; разрабатывалось и апробировалось содержание работы с использованием конструктивно-модельной деятельности, направленной на развитие связной монологической речи детей шестого года жизни. Осуществлялась публикация материалов исследования.
На третьем этапе (февраль 2020 г. - май 2020 г.) проводился сравнительный анализ результатов экспериментальной работы; формулировались основные выводы по проблеме исследования; систематизировались и обрабатывались количественные и качественные результаты, теоретико-экспериментальные материалы исследования оформлялись в виде диссертации; подготовка публикации по теме исследования.
Научная новизна исследования заключается в обосновании возможностей конструктивно-модельной деятельности в развитии связной монологической речи у детей шестого года жизни.
Теоретическая значимость исследования: разработано и теоретически обосновано содержание работы с использованием конструктивно-модельной деятельности, которое составит основу для более широких научных представлений о средствах развития связной монологической речи у детей шестого года жизни.
Практическая значимость исследования: полученные в ходе исследования результаты, разработанная карта-алгоритм и содержание образовательной деятельности, практические материалы и рекомендации для родителей по игровому взаимодействию с детьми могут быть использованы для построения психолого-педагогической работы по развитию связной монологической речи у детей шестого года жизни посредством конструктивно-модельной деятельности в дошкольных образовательных организациях.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на концептуальные положения педагогики и психологии; комплексным характером используемых методов исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Личное участие автора в организации и проведении исследования выражается в изучении состояния проблемы; в выделении показателей и разработке методики выявления уровня развития связной монологической речи у детей шестого года жизни; разработке и апробации содержания работы по развитию связной монологической речи у детей шестого года жизни посредством конструктивно-модельной деятельности; внедрении результатов исследования в деятельность дошкольной образовательной организации; анализе результатов и обсуждении перспектив исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования представлены в отчетах по научно-исследовательской работе в семестре, на секции кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология» в периоды проведения Дней науки ТГУ, на научно-практических конференциях, в рамках дошкольной образовательной организации - на педагогических советах, мастер-классах и семинарах. Результаты исследования нашли свое отражение в четырех публикациях.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Связная монологическая речь - это смысловое, развернутое высказывание, которое помогает обеспечить развитие, общение и понимание людей.
2. Связная монологическая речь детей шестого года жизни характеризуется неточностью, фрагментарностью, непоследовательностью, однообразием, незаконченностью, отсутствием логичности, нарушением грамматического строя, бедностью языковых средств.
3. Задача развития связной монологической речи у детей шестого года жизни решается посредством реализации содержания работы с применением конструктивно-модельной деятельности, включающего в себя: разработанную карту-алгоритм, используемую на начальной стадии обучения конструктивно-модельной деятельности для стимуляции речевой активности детей; комплексную непрерывную образовательную деятельность по реализации содержания образовательных областей «Речевое развитие» и «Познавательное развитие»; вовлечение родителей в работу по развитию связной монологической речи посредством конструктивно-модельной деятельности.
4. Критериями развития связной монологической речи у детей шестого года жизни являются: 1) содержательность речи; 2) логическая последовательность речи; 3) грамматическая правильность речи; 4) точность речи; 5) разнообразие языковых средств.
Структура и объем диссертации обусловлены логикой научного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (44 источника) и 6 приложений. Работа проиллюстрирована 13 таблицами и 1 рисунком.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется тем, что педагогами уделяется недостаточно внимания работе по развитию связной монологической речи у детей шестого года жизни посредством конструктивно-модельной деятельности. В наше время увеличилось количество детей, у которых недостаточно сформированы навыки связной монологической речи. Связная монологическая речь, построенная правильно, развивает у ребенка уверенность в своих силах, а также возможность общения. Общение со сверстниками и взрослыми является важнейшим условием для всестороннего развития ребенка, что в дальнейшем повлияет на успешность обучения в школе.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне базируется на том, что проблема развития связной монологической речи у детей шестого года в конструктивно-модельной деятельности малоизучена, так как в основном конструирование применяется для развития общей и мелкой моторики, воображения, мышления, зрительного восприятия.
Актуальность исследования на научно-методическом уровне продиктована тем, что необходимо разработать содержание работы по применению конструктивно-модельной деятельности с целью развития связной монологической речи у детей шестого года.
Анализ научных исследований и практики образовательной деятельности в дошкольных учреждениях позволил выявить следующие противоречия:
• между необходимостью развития связной монологической речи у детей шестого года жизни как одной из важнейших задач данного возраста и недостаточным вниманием педагогов дошкольных образовательных организаций к данной проблеме;
• между необходимостью развития связной монологической речи у детей шестого года жизни в связи с ростом в последнее время числа детей с низким уровнем ее развития и недостаточным использованием возможностей конструктивно-модельной деятельности в решении этой проблемы;
• между возрастными возможностями развития связной монологической речи у детей шестого года жизни посредством конструктивно-модельной деятельности и недостаточной разработанностью практического материала использования этого средства.
Следуя за необходимостью разрешения данных противоречий в теории и практике современного дошкольного образования, была сформулирована проблема исследования: каковы возможности конструктивно-модельной деятельности в развитии связной монологической речи у детей шестого года жизни в условиях дошкольной образовательной организации?
Цель исследования: выявить, охарактеризовать и экспериментально проверить возможность конструктивно-модельной деятельности в развитии у детей шестого года жизни связной монологической речи.
Объект исследования: процесс развития связной монологической речи у детей шестого года жизни.
Предмет исследования: развитие связной монологической речи у детей шестого года жизни посредством конструктивно-модельной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс развития связной монологической речи у детей шестого года жизни посредством конструктивно-модельной деятельности будет возможным, если:
• разработана карта-алгоритм, используемая на начальной стадии обучения конструктивно-модельной деятельности для стимуляции речевой активности детей;
• разработано и проведена комплексная непрерывная образовательная деятельность по реализации содержания образовательных областей «Речевое развитие» и «Познавательное развитие»;
• вовлечены родители в работу по развитию связной монологической речи посредством конструктивно-модельной деятельности.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были определены задачи исследования.
1. Провести анализ педагогической, психологической, методической литературы по проблеме развития связной монологической речи у детей шестого года жизни посредством конструктивно-модельной деятельности и выявить степень ее разработанности в теории и практике.
2. Выявить уровень развития связной монологической речи у детей шестого года жизни.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию связной монологической речи у детей шестого года жизни посредством конструктивно-модельной деятельности.
4. Оценить динамику уровня развития связной монологической речи у детей шестого года жизни посредством конструктивно-модельной деятельности.
Теоретической основой исследования послужили:
• психолого-педагогические исследования особенностей развития речи у детей дошкольного возраста (О.С. Ушакова, А.М. Бородич, А.А. Люблинская, Н.В. Нищева, Л.П. Якубинский, А.Р. Лурия, Т.А. Ткаченко);
• психолого-педагогические исследования особенностей развития связной монологической речи у детей шестого года жизни (В.П. Глухов, В.К. Воробьева);
• психолого-педагогические условия использования конструктивно-модельной деятельности (М.С. Ишмакова, Е.В. Фешина, Т.С. Лусс).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• теоретические методы - анализ и изучение работ психологов, философов, педагогов по проблеме развития связной монологической речи у детей шестого года жизни; анализ концепций, учебных программ, и учебных пособий по развитию связной монологической речи у детей;
• эмпирические методы - психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), диагностические задания для исследования связной монологической речи у детей шестого года жизни;
• методы обработки данных - количественный и качественный анализ результатов исследования.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 81 «Медвежонок» г.о. Тольятти. Выборка состояла из 40 детей шестого года жизни.
Основные этапы исследования.
Исследование проводилось в три этапа с 2018 по 2020 гг.
На первом этапе (сентябрь 2018 г. - февраль 2019 г.) изучалась и анализировалась специальная литература по избранной теме, формулировалась проблема исследования, определялся объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и методы исследования; разрабатывалась стратегия экспериментальной работы, подготовлены публикации материалов исследования.
На втором этапе (февраль 2019 г. - февраль 2020 г.) проводилась работа, связанная с констатирующим, формирующим этапами эксперимента; разрабатывалось и апробировалось содержание работы с использованием конструктивно-модельной деятельности, направленной на развитие связной монологической речи детей шестого года жизни. Осуществлялась публикация материалов исследования.
На третьем этапе (февраль 2020 г. - май 2020 г.) проводился сравнительный анализ результатов экспериментальной работы; формулировались основные выводы по проблеме исследования; систематизировались и обрабатывались количественные и качественные результаты, теоретико-экспериментальные материалы исследования оформлялись в виде диссертации; подготовка публикации по теме исследования.
Научная новизна исследования заключается в обосновании возможностей конструктивно-модельной деятельности в развитии связной монологической речи у детей шестого года жизни.
Теоретическая значимость исследования: разработано и теоретически обосновано содержание работы с использованием конструктивно-модельной деятельности, которое составит основу для более широких научных представлений о средствах развития связной монологической речи у детей шестого года жизни.
Практическая значимость исследования: полученные в ходе исследования результаты, разработанная карта-алгоритм и содержание образовательной деятельности, практические материалы и рекомендации для родителей по игровому взаимодействию с детьми могут быть использованы для построения психолого-педагогической работы по развитию связной монологической речи у детей шестого года жизни посредством конструктивно-модельной деятельности в дошкольных образовательных организациях.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на концептуальные положения педагогики и психологии; комплексным характером используемых методов исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Личное участие автора в организации и проведении исследования выражается в изучении состояния проблемы; в выделении показателей и разработке методики выявления уровня развития связной монологической речи у детей шестого года жизни; разработке и апробации содержания работы по развитию связной монологической речи у детей шестого года жизни посредством конструктивно-модельной деятельности; внедрении результатов исследования в деятельность дошкольной образовательной организации; анализе результатов и обсуждении перспектив исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования представлены в отчетах по научно-исследовательской работе в семестре, на секции кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология» в периоды проведения Дней науки ТГУ, на научно-практических конференциях, в рамках дошкольной образовательной организации - на педагогических советах, мастер-классах и семинарах. Результаты исследования нашли свое отражение в четырех публикациях.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Связная монологическая речь - это смысловое, развернутое высказывание, которое помогает обеспечить развитие, общение и понимание людей.
2. Связная монологическая речь детей шестого года жизни характеризуется неточностью, фрагментарностью, непоследовательностью, однообразием, незаконченностью, отсутствием логичности, нарушением грамматического строя, бедностью языковых средств.
3. Задача развития связной монологической речи у детей шестого года жизни решается посредством реализации содержания работы с применением конструктивно-модельной деятельности, включающего в себя: разработанную карту-алгоритм, используемую на начальной стадии обучения конструктивно-модельной деятельности для стимуляции речевой активности детей; комплексную непрерывную образовательную деятельность по реализации содержания образовательных областей «Речевое развитие» и «Познавательное развитие»; вовлечение родителей в работу по развитию связной монологической речи посредством конструктивно-модельной деятельности.
4. Критериями развития связной монологической речи у детей шестого года жизни являются: 1) содержательность речи; 2) логическая последовательность речи; 3) грамматическая правильность речи; 4) точность речи; 5) разнообразие языковых средств.
Структура и объем диссертации обусловлены логикой научного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (44 источника) и 6 приложений. Работа проиллюстрирована 13 таблицами и 1 рисунком.
Анализ исследований педагогов-психологов, которые изучали развитие связной монологической речи, а именно: Л.С. Выготский, О.С. Ушакова, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и Ф.А. Сохин, говорят о необходимости и актуальности данной темы.
На основании данных исследований нами был сделан вывод, что успешность ребенка в настоящем и будущем зависит от развития связной монологической речи. Нет нужды спорить с тем, что школьное обучение подразумевает достаточно высокий уровень ее развития в получении знаний и их применения. Через общение ребенок познает мир, учится чему-то новому. Стоит отметить, что полноценное общение не только дает возможность учиться, но и выражать свои мысли, делиться своим мнением, повышает самооценку ребенка в обществе. Связь развития речи и мышления объяснял Л.С. Выготский. Он говорил, что они взаимосвязаны и зависят друг от друга. Если развитие речи ребенка стоит на месте, значит, мышление тоже плохо развивается и наоборот.
Используя подобранные диагностические задания, мы выявили детей с низким уровнем развития связной монологической речи в контрольной группе - 55% , а в экспериментальной группе - 60%. Это позволило нам размышлять о том, что необходима целенаправленная работа в данном направлении.
Наше исследование позволило нам предположить, что процесс развития связной монологической речи у детей шестого года жизни посредством конструктивно-модельной деятельности будет возможным, если:
• разработана карта-алгоритм, используемая на начальной стадии обучения конструктивно-модельной деятельности для стимуляции речевой активности детей;
• разработана и проведена комплексная непрерывная образовательная деятельность по реализации содержания образовательных областей «Речевое развитие» и «Познавательное развитие»;
• вовлечены родители в работу по развитию связной монологической речи посредством конструктивно-модельной деятельности.
Учитывая интерес к конструктивно-модельной деятельности у детей шестого года жизни, мы использовали эту возможность с ними для работы по развитию связной монологической речи. Проведенная формирующая работа подтвердила возможность конструктивно-модельной деятельности как средства в решении такой важной задачи. В последствие, мы выявили значительную динамику развития связной монологической речи у детей шестого года жизни, с которыми проводился формирующий эксперимент по сравнению с контрольной группой.
После проведения формирующего этапа в экспериментальной группе мы выявили следующие изменения. Количество детей с высоким уровнем увеличилось на 40%. Они составили описательный рассказ без особых затруднений. По предложенным картинкам составили предложение с использованием всех картинок. Сказку пересказали с достаточной точностью. Рассказ из личного опыта содержал достаточное количество выразительных языковых средств. Количество детей со средним уровнем на 20%. Они смогли составить описательный рассказ, но с небольшой помощью. Построение фраз было с некоторыми недостатки, но адекватная по смыслу. Отмечались некоторые паузы. Пересказ составляли сами, но наблюдалось выпадение одного фрагмента. В рассказе иногда встречались выразительные языковые средства. Количество детей с низким уровнем уменьшилось на 60%. Они нуждались в постоянной помощи в виде наводящих, побуждающих вопросов. Таким образом, наша главная цель по развитию связной монологической речи посредством конструктивно-модельной деятельности достигнута, поставленные перед нами задачи решены, гипотеза исследования подтверждена.
На основании данных исследований нами был сделан вывод, что успешность ребенка в настоящем и будущем зависит от развития связной монологической речи. Нет нужды спорить с тем, что школьное обучение подразумевает достаточно высокий уровень ее развития в получении знаний и их применения. Через общение ребенок познает мир, учится чему-то новому. Стоит отметить, что полноценное общение не только дает возможность учиться, но и выражать свои мысли, делиться своим мнением, повышает самооценку ребенка в обществе. Связь развития речи и мышления объяснял Л.С. Выготский. Он говорил, что они взаимосвязаны и зависят друг от друга. Если развитие речи ребенка стоит на месте, значит, мышление тоже плохо развивается и наоборот.
Используя подобранные диагностические задания, мы выявили детей с низким уровнем развития связной монологической речи в контрольной группе - 55% , а в экспериментальной группе - 60%. Это позволило нам размышлять о том, что необходима целенаправленная работа в данном направлении.
Наше исследование позволило нам предположить, что процесс развития связной монологической речи у детей шестого года жизни посредством конструктивно-модельной деятельности будет возможным, если:
• разработана карта-алгоритм, используемая на начальной стадии обучения конструктивно-модельной деятельности для стимуляции речевой активности детей;
• разработана и проведена комплексная непрерывная образовательная деятельность по реализации содержания образовательных областей «Речевое развитие» и «Познавательное развитие»;
• вовлечены родители в работу по развитию связной монологической речи посредством конструктивно-модельной деятельности.
Учитывая интерес к конструктивно-модельной деятельности у детей шестого года жизни, мы использовали эту возможность с ними для работы по развитию связной монологической речи. Проведенная формирующая работа подтвердила возможность конструктивно-модельной деятельности как средства в решении такой важной задачи. В последствие, мы выявили значительную динамику развития связной монологической речи у детей шестого года жизни, с которыми проводился формирующий эксперимент по сравнению с контрольной группой.
После проведения формирующего этапа в экспериментальной группе мы выявили следующие изменения. Количество детей с высоким уровнем увеличилось на 40%. Они составили описательный рассказ без особых затруднений. По предложенным картинкам составили предложение с использованием всех картинок. Сказку пересказали с достаточной точностью. Рассказ из личного опыта содержал достаточное количество выразительных языковых средств. Количество детей со средним уровнем на 20%. Они смогли составить описательный рассказ, но с небольшой помощью. Построение фраз было с некоторыми недостатки, но адекватная по смыслу. Отмечались некоторые паузы. Пересказ составляли сами, но наблюдалось выпадение одного фрагмента. В рассказе иногда встречались выразительные языковые средства. Количество детей с низким уровнем уменьшилось на 60%. Они нуждались в постоянной помощи в виде наводящих, побуждающих вопросов. Таким образом, наша главная цель по развитию связной монологической речи посредством конструктивно-модельной деятельности достигнута, поставленные перед нами задачи решены, гипотеза исследования подтверждена.
Подобные работы
- Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста на основе современных образовательных технологий
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2021





