Аннотация 2
Введение 5
Глава 1. Теоретические основы службы в Следственном комитете РФ 9
1.1. Становление Следственного комитета РФ как самостоятельного государственного органа в системе госслужбы 9
1.2. Правовое регулирование государственной службы в Следственном комитете РФ 21
1.3. Принципы деятельности Следственного комитета РФ 30
1.4. Структура Следственного комитета РФ 35
Глава 2. Служба в Следственном комитете РФ 41
2.1. Правовое положение сотрудников Следственного комитета РФ 41
2.2. Поступление на службу в Следственный комитет РФ 48
2.3. Порядок прохождения службы в Следственном комитете РФ 55
2.4. Аттестация сотрудников Следственного комитета РФ 65
Глава 3. Проблемы привлечения сотрудников Следственного комитета РФ к различным видам юридической ответственности 73
Заключение 85
Список используемых источников 92
Актуальность данной темы исследования состоит в том, что определение ряда особенностей прохождения государственной службы сотрудниками Следственного комитета РФ вызывает наиболее острую полемику среди ученых и юристов-практиков. Законодатель обусловил необходимость теоретического переосмысления процессуального положения сотрудников Следственного комитета, при прохождении ими государственной службы.
Происходящие в стране экономические и социальные изменения привели к резкому увеличению количества преступлений, способам совершения преступлений, техническому вооружению преступников. Деятельность Следственного аппарата, нехватка профессиональных кадров приводят к некачественному расследованию уголовных дел. Для продуктивной деятельности и качественного отбора для поступления на государственную службу, Следственным комитетом Российской Федерации разработаны условия поступления на данную службу: граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, а также способные по состоянию здоровья исполнять возложенные на них служебные обязанности.
Сущность работы сотрудников Следственного комитета РФ при несении ими государственной службы состоит в раскрытии и расследовании преступлений, изобличение виновных, восстановление «доброго имени человека».
Необходимо наиболее тщательно разработать и закрепить в системе государственной службы статус сотрудника Следственного комитета Российской Федерации, и его полномочий в рамках несения службы1. В настоящее время целый ряд вопросов, связанных с правами и обязанностями сотрудника Следственного комитета как государственного служащего не находит единообразного разрешения в теории и практике. Исследование особенностей прохождения гражданской службы сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации позволяет более подробно охарактеризовать основополагающие начала, на которых построено предварительное расследование.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при прохождении государственной службы сотрудниками Следственного комитета РФ, складывающиеся с расследованием преступлений.
Предметом исследования являются принципы деятельности сотрудников Следственного комитета Российской Федерации.
Таким образом, особое внимание следует уделять особенностям похождения службы, принципам и задачам деятельности сотрудников Следственного комитета Российской Федерации.
Настоящее исследование предпринято в целях раскрытия особенностей прохождения государственной службы в Следственном комитете РФ, определения полномочий сотрудников, изучения должностных инструкций.
Проблемы прохождения государственной службы сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, а также их самостоятельность и независимость всегда находились в центре внимания российских ученых. Существенный вклад в теоретическую разработку данных вопросов формирования единого следственного органа внесли такие авторы как: Александров А.С., Головко Л.В., Запорощенко А.М., Лоза Т.В., Серов Д.О., Кожевников О., Смирнова Г.К., Саапян Д.О., Чаплыгин В.Н., Шейфер С.А., Щербакова С.Л., а также Яшин А.В.
В последние годы проблемы, связанные с особенностями прохождения службы, и с привлечением сотрудников Следственного комитета к ответственности стали предметом исследований Бобровой Н.А., Волчанской А.Н., Худякова А.В. и других авторов.
Данные исследования посвящаются широким проблемам несения государственной службы сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, в которых проблема процессуальной самостоятельности и независимости освещается в качестве узкого теоретического вопроса. Кроме того, с учетом последних изменений в законодательстве остались нерешенными некоторые проблемы, касающиеся прохождения службы сотрудниками Следственного комитета, их процессуальной самостоятельностью.
Основными задачами исследования в соответствии с поставленными целями, являются:
• изучение вопроса о становлении Следственного комитета РФ как самостоятельного государственного органа в системе госслужбы;
• рассмотрение нормативно-правовых актов, в области регулирования государственной службы в Следственном комитете РФ;
• рассмотрение структуры Следственного комитета РФ;
• определение принципов деятельности Следственного комитета РФ;
• определение правового положения сотрудников Следственного комитета РФ;
• изучение особенностей поступления и порядка прохождения службы, а также проведения аттестации в Следственном комитете РФ;
• выявление проблем привлечения сотрудников Следственного комитета к различным видам юридической ответственности.
Работа написана на основе источников, включающих учебную и специальную литературу, правовые акты, в том числе Конституция Российской Федерации.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Объем работы в целом составляет 93 листа.
Становление Следственного комитета Российской Федерации как самостоятельного государственного органа в системе государственной службы началось с петровских времен, тогда в 1713 году были учреждены «майорские» следственные канцелярии и согласно Наказу «майорскому» находились в подчинении Петра I. Тем временем, направленность рассматриваемых дел была в основном на коррупционные преступления, которые на самом деле зародились задолго до прихода к власти Петра I, еще в 1337-1338 годах. Однако, до 1915 года, прием взяток был нормальным явлением, так как являлся основным доходом государственных служащих. Не смотря на это, с приходом к власти Петра I против коррупции стали применяться жесточайшие меры. Но продлилось это недолго, после смерти правителя «майорские» следственные канцелярии были упразднены и расследованием преступлений стали заниматься неспециализированные органы, и в результате такой деятельности зародилась административная модель следственного аппарата, что явилось вторым этапом становления, действующего в настоящее время Следственного комитета. Однако, в начале XIX века стали обнаруживаться недостатки административной модели, в связи с подчинением следствия Министерству внутренних дел, из-за чего снова появилась коррупционная составляющая. Так, в результате проводимой в 1860 году судебной реформы, потребовался переход к иной модели правления. Именно в этот период, в 1917 году произошел третий этап становления Следственного комитета - переход к судебной модели. Но с 1923 по 1927 год снова началось воздействие административной реформы, и в 1930 году, следственный отдел стал функционировать при Прокуратуре - это явилось четвертым этапом в становлении. В этот период происходила постоянная борьба за «следственную власть» из-за разделения контрольных и надзорных полномочий, это дало толчок к последнему этапу становления следственного органа, тем самым выделив его из Прокуратуры. С принятием Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации», произошло выделение в отдельный орган, Следственный комитет РФ.
Следственный комитет Российской Федерации является государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства на основании предоставленных ему прав. Правовая основа деятельности Следственного комитета Российской Федерации основана на нормах, кодифицированных в Конституции Российской Федерации, а также в Федеральном законе № 403-ФЗ от 28.12.2010 «О Следственном комитете Российской Федерации», Указе Президента РФ № 1182 от 27 сентября 2010 года «Вопросы Следственного комитета Российской Федерации», Указе Президента РФ № 38 от 14.01.2011 года «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации»,. Кроме того, правовое регулирование государственной службы в Следственном комитете Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральными законами, в том числе с ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и ФЗ «О государственной гражданской службе», а также в соответствии в Указами Президента Российской Федерации, Приказами Председателя Следственного комитета, и Приказами Министерства Здравоохранения.
Принципами деятельности Следственного комитета Российской Федерации являются правила поведения, сопоставляющиеся с закономерностями развития современного российского общества. К принципам деятельности относятся такие принципы как: принцип единства и централизации Следственного комитета РФ, принцип независимости, принцип гласности, принцип беспартийности, информирования федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о результатах следственной деятельности, при недопустимости совмещения службы в Следственном комитете РФ с другими видами возмездной деятельности, а также принцип обязательности исполнения требований сотрудников Следственного комитета. Анализируя представленные в Федеральном законе принципы, можно прийти к выводу о том, что указанный закон является в совершенствовании и дополнении иными принципами, основными из которых будут являться:
• основанный на Конституции, принцип законности;
• принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
• принцип беспристрастности, согласно которому Следственный комитет должен защищать права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Структура Следственного комитета Российской Федерации раскрываются через его систему, то есть составляющие. Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 14.01.2011 № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации», в Центральном аппарате Следственного комитета имеются должности заместителей, старших помощников, помощника, заместителя руководителя отдела, руководителя отделения, его заместителя и помощника, а также следователя по особо важным делам, следователя-криминалиста, старшего следователя, старшего эксперта, старшего специалиста, старшего ревизора, следователя, инспектора, ревизора, помощников следователя и следователя-криминалиста. А к должностям в Главном следственном управлении и следственном управлении по субъектам относятся: руководитель Главного следственного управления, первый заместитель, руководитель, старший помощник руководителя. При этом, в следственных отделах и отделениях имеется только ставка руководителя.
Анализируя систему Следственного комитета Российской Федерации, необходимо учесть, что данный орган не входит не в одну из ветвей власти, так как является отдельным звеном. Также Следственный орган не входит в структуру органов государственной власти, а сам является таковым. Правовой статус Следственного комитета получил свое закрепление в Указе Президента РФ «Вопросы Следственного комитета Российской Федерации» от 27 сентября 2010 г. № 1182, а также Федеральном законе «О Следственном комитете Российской Федерации» от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ. Однако для реформирования правового статуса Следственного комитета одного закона недостаточно, что является упущением законодателя. Для устранения данной проблемы необходимо дополнить данный Федеральный закон, а также принять иные нормативно-правовые акты для большой конкретизации, в том числе и системы Следственного органа.
Сотрудники Следственного комитета являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы. Сотрудниками Следственного комитета могут быть граждане Российской Федерации, получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, а также обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами. К правовому положению относится установление должностных окладов в соответствии со званием для сотрудников Следственного комитета, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению Председателя Следственного комитета, в том числе за звание, выслугу лет, сложность, напряженность и достижения. Также, в отношении сотрудников Следственного комитета и их семей, предусмотрена государственная защита, в том числе страхование.
Служба в Следственном комитете является федеральной государственной службой, которую проходят сотрудники Следственного комитета в соответствии с Федеральным законом «О Следственном комитете Российской Федерации», а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Назначение на должности, включенные в перечень должностей в Следственном комитете Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий, осуществляются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Следственного комитета. Отдельные должности в Следственном комитете могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими, которые проходят службу в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Согласно Приказу от 8 августа 2011 года № 114 «О порядке назначения на должность, освобождения от должности и увольнения сотрудников и работников, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих Следственного комитета Российской Федерации», определен порядок назначения на должность. Основываясь на данном приказе, в Центральном аппарате Следственного комитета выделяются следующие должности:
1) Помощники Председателя Следственного комитета, а также помощники его заместителей, в том числе, по особым поручениям.
2) Руководители управлений в составе Главных управлений и их заместителя.
3) Руководители структурных подразделений, их первые заместители и заместители.
4) Сотрудники структурных подразделений, впервые поступающие на службу в Следственный комитет либо в порядке перевода из территориальных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.
Помимо этого, необходимо учитывать ограничения при приеме на государственную службу. К ним относится:
• признание недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
• вовлечение кандидата в уголовно-правовую сферу в качестве подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного или имеющего в прошлом судимость;
• отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну;
• отказ по медицинским показателям;
• запрет на состоянии в близком родстве с государственным служащим.
С особенностями прохождения государственной службы сотрудниками Следственного комитета происходит столкновение в различных ситуациях. Так, одной из первых особенностей является присвоение специального звания при успешном прохождении аттестации. Также особенностями являются материальное и социальное обеспечение, пенсионное обеспечение и регулирование отпусков. Согласно нормам, основной оплачиваемый отпуск предоставляется на 30 дней, и не включает себя время проезда. Однако, может устанавливаться дополнительный отпуск за дополнительные заслуги. Кроме отпусков, для сотрудников устанавливается материальное и социальное обеспечение, заключающееся в денежном содержании сотрудников, а также пенсионное обеспечение, и выплата выходного пособия.
Согласно Федеральному закону «О Следственном комитете Российской Федерации», аттестация сотрудников Следственного комитета проводится в целях определения их соответствия замещаемой должности и уровня их квалификации. Согласно Приказу Следственного комитета РФ от 14 января 2016 г. №4 "Об утверждении Положения об аттестационных комиссиях Следственного комитета Российской Федерации", выделяется три вида аттестации на соответствие замещаемой должности: первичная, очередная и внеочередная. Помимо видов комиссий, выделяются еще и основания для проведения аттестации, к ним относится:
• аттестация сотрудников, достигших предельного возраста нахождения на службе в следственных органах;
• аттестация беременных женщин, а также сотрудников, находящихся в отпуске по беременности и родам и по уходу за ребенком;
• аттестации сотрудников, имеющих дисциплинарное взыскание.
Сотрудники Следственного комитета могут привлекаться к различным видам юридической ответственности. Так, согласно Федеральному закону «О Следственном комитете Российской Федерации», сотрудники привлекаются к дисциплинарной и уголовной ответственности. На основании указанного закона, за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, применяется дисциплинарное взыскание в виде замечания, выговора, понижения специального звания, предупреждения о служебном несоответствии и увольнении по данному основанию. Также, за совершение административного проступка, сотрудники Следственного комитета несут лишь дисциплинарную ответственность. Дисциплинарные взыскания в отношении сотрудников применяется не позднее чем через месяц после обнаружения проступка. Помимо привлечения сотрудников Следственного комитета к дисциплинарной ответственности, практикуется и привлечение к уголовной ответственности, в основном за коррупционные правонарушения. В настоящее время, многие сотрудники, замещающие должности государственной службы, которые сами борются с коррупционными преступлениями, при этом находясь на службе, нарушают антикоррупционное законодательство. Все это происходит по той причине, что согласно психологии, должностные лица на замещаемой ими должности государственной службы, в том числе и в Следственном комитете РФ используют свое положение для личного обогащения. Так, рассматривая последнюю практику, после заслушивания у Председателя Следственного комитета Российской Федерации, в последнее время возвращаются не многие. В большинстве своем, сотрудники следственных органов, подлежат увольнению, а в худшем случае, привлечению к уголовной ответственности.
1. Федеральный закон от 20.04.1995 «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» // СЗ РФ. - 2017. - № 7. - Ст. 1026.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СЗ РФ. • 17.06.1996. - № 25.- ст. 2954.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // СЗ РФ. • 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.
4. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. - 02.08 2004. - № 31. - ст. 3215.
5. Федеральный закон от 28.12.2010 № 403 - ФЗ «О следственном комитете Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2018. - № 32. - Ст. 5100.
6. Указ Президента Российской Федерации от 14.01.2011 № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» // СЗ РФ. - 24.01.2011. - № 4. - Ст. 572.
7. Постановление Правительства РФ от 20.06.2011 № 481 «Об установлении должностных окладов сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, по штатным должностям которых предусмотрено присвоение специальных (воинских) званий» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_115508 (дата обращения: 20.05.2019).
8. Приказ Следственного комитета Российской Федерации от 30.09.2011 № 138 «Об утверждении Правил внутреннего трудового распорядка Следственного комитета Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_316811 (дата обращения: 20.05.2019).
9. Приказ Следственного комитета Российской Федерации от 14.01.2016 № 4 «Об утверждении Положения об аттестационных комиссиях Следственного комитета Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 04.04.2016. - № 14.
10. Приказ Следственного комитета России от 08.08.2016 № 71 «Об утверждении Положения о порядке выплаты премий по итогам службы за квартал и за год и оказания материальной помощи сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_204260 (дата обращения: 20.05.2019).
11. Приказ Следственного комитета Российской Федерации 06.07.2018 № 66 «Об утверждении Порядка приема на службу (работу) в Следственный комитет Российской Федерации, назначения, перевода на должность, освобождения от должности и увольнения из Следственного комитета Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304490 (дата обращения: 15.05.2019).
12. Приказ Следственного комитета Российской Федерации 10.07.2018 № 70 «Об утверждении Порядка принятия сотрудников Следственного комитета Российской Федерации на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилых помещений в собственность» // СЗ РФ. - 2018. - № 1 (часть I). - Ст. 76.
13. Александров А. С. Следственный комитет России и институциональная реформа предварительного расследования / А.С. Александров // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 1. - С. 26.
14. Ахметова А. Б. Развитие прокуратуры в системе государственности Казахстана / А. Б. Ахметова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2014. - № 1. - С. 57.
15. Боброва Н.А. Гармонизация власти и законодательства как первооснова борьбы с коррупцией / Н.А. Боброва // Известия Академии управления: теория, стратегии и инновации. - 2010. - № 1. - С. 55-60.
...