Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет направленности на детское сообщество в процессе ознакомления с миром детей 8
1.1 Направленность на детское сообщество как психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Особенности ознакомления дошкольников с миром детей как
объектом социальной действительности 15
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования у детей 6-7 лет направленности на детское сообщество в процессе ознакомления с миром детей 21
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет
направленности на детское сообщество в процессе ознакомления с миром детей 21
2.2 Содержание работы по формированию у детей 6-7 лет
направленности на детское сообщество в процессе ознакомления с миром детей 35
2.3 Изучение динамики уровня сформированности у детей 6-7 лет
направленности на детское сообщество в процессе ознакомления с миром детей 44
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 57
Приложение Б Протокол проведения диагностических заданий на констатирующем этапе исследования 58
Приложение В План формирующего эксперимента 59
Приложение Г Протокол проведения диагностических заданий на контрольном этапе исследования 60
Актуальность исследования. В настоящее время значение детского сообщества играет значительную роль в становлении личности ребенка дошкольного возраста. Компонентами полностью развитой и самореализованной личности являются умение общаться, строить и поддерживать дружеские отношения, взаимодействовать и сотрудничать с людьми.
Актуальность нашего исследования обоснована следующими теоретическими положениями:
- о детском сообществе, коллективных и дружеских взаимоотношениях, о чем свидетельствуют психолого-педагогические исследования С.А. Козловой, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, Т.А. Марковой, А.П. Усовой и др.
- об особенностях взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, о чем свидетельствуют психолого-педагогические исследования Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной и др.
Дошкольный возраст представляет собой один из наиболее значимых периодов в жизни человека. В данном возрастном периоде в обществе сверстников у детей развиваются механизмы межличностного понимания и восприятия (эмпатия, рефлексия, идентификация), которые способствуют формированию таких качеств, как дружеская поддержка, чувство справедливости, порядочность, честность, способность к самопознанию. Важно формировать взаимоотношения у дошкольников с целью успешного овладения знаниями о детях, что в дальнейшем будет успешным залогом социализации личности ребёнка.
Однако проблема формирования у детей 6-7 лет направленности на детское сообщество в процессе ознакомления с миром детей специально не исследовалась.
В результате чего нами было выявлено противоречие между необходимостью формирования у детей старшего дошкольного возраста направленности на детское сообщество в процессе ознакомления с миром детей и отсутствием обоснованного содержания работы, форм и методов осуществления данного процесса.
Проблема исследования: каковы возможности ознакомления с миром детей на процесс формирования у детей 6-7 лет направленности на детское сообщество.
Исходя из актуальности данной проблемы, была определена тема исследования: «Формирование у детей 6-7 лет направленности на детское сообщество в процессе ознакомления с миром детей».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности ознакомления с миром детей на процесс формирования у детей 6-7 лет направленности на детское сообщество.
Объект исследования - процесс формирования у детей 6-7 лет направленности на детское сообщество.
Предмет исследования - формирование у детей 6-7 лет направленности на детское сообщество в процессе ознакомления с миром детей.
Исследование основано на гипотезе, согласно которой формирование у детей 6-7 лет направленности на детское сообщество в процессе ознакомления с миром детей возможно, если:
- раскрыто понятие «ознакомление дошкольников с миром детей» в системе взаимосвязанных педагогических категорий;
- дано экспериментальное обоснование критериального аппарата, необходимого для объективной оценки сформированности у детей 6-7 лет направленности на детское сообщество;
- отобраны формы и методы ознакомления дошкольников с миром детей.
Задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей 6-7 лет направленности на детское сообщество в процессе ознакомления с миром детей, выявить степень разработанности данной проблемы на современном этапе.
2. Определить показатели, диагностические задания и уровни сформированности у детей старшего дошкольного возраста направленности на детское сообщество в процессе ознакомления с миром детей.
3. Разработать содержание, формы, методы ознакомления с миром детей, обеспечивающие формирование у детей 6-7 лет направленности на детское сообщество и проверить их результативность.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы); эмпирические (педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; беседа, наблюдение); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Теоретической основой явились положения: о детском сообществе, коллективных и дружеских взаимоотношениях (С.А. Козлова, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Т.А. Маркова, А.П. Усова); об особенностях взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста (Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина, Т.А. Репина); об изучении взаимоотношений детей (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев); о понятии «направленность» в педагогике и психологии (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, И.С. Сергеев).
Новизна исследования:
- выявлена возможность формирования у детей 6-7 лет направленности на детское сообщество в процессе ознакомления с миром детей;
- определены показатели, диагностические задания и уровни сформированности у детей старшего дошкольного возраста направленности на детское сообщество в процессе ознакомления с миром детей.
Теоретическая значимость исследования:
- расширено понятие «ознакомление с миром детей», которое рассматривается как организация направленности восприятия, знаний, умений на интересы, достижения, возможности сверстников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно дает возможность использовать в практике работы дошкольной образовательной организации диагностические задания по выявлению у детей старшего дошкольного возраста уровня направленности на детское сообщество в процессе ознакомления с миром детей.
Экспериментальная база исследования. Детский сад № 140 «Златовласка» АНО ДО «Планета детства «Лада» г. Тольятти. В исследовании приняли участие 20 детей 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 1 рисунок, 17 таблиц, список используемой литературы (30 источников), 4 приложения. Основной текст работы изложен на 57 страницах.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Теоретический анализ психолого-педагогических исследований дает основание утверждать, что проблема формирования у детей 6-7 лет направленности на детское сообщество в процессе ознакомления с миром детей является актуальной в настоящее время.
Детское сообщество рассматривается, как группа детей, объединенных общей деятельностью под руководством воспитателя, который несет ответственность за её организацию и исполняет определенные обязанности. Исследования отечественных психологов Ю.Л. Коломинского, Т.А. Репиной показали, что ощущению принадлежности ребенка к группе способствуют благоприятные отношения со сверстниками. Это очень важно для формирования его адекватной самооценки, уверенности в себе и общего эмоционального благополучия. Проблема формирования направленности на детское сообщество изучалась С.А. Козловой, Я.Л. Коломинским, М.И. Лисиной, Т.А. Марковой, Т.А. Репиной, А.П. Усовой.
В ходе констатирующего эксперимента выявлен уровень сформированности у детей 6-7 лет направленности на детское сообщество. Диагностика показала, что 15% имеют низкий уровень, 70% - средний и 15% детей высокий уровень сформированности направленности на детское сообщество. Дети имеют недостаточные представления о мире сверстников, их возможностях, склонностях, нет четких знаний, чем отличается мир детей от взрослой жизни.
Исследование позволило расширить понятие «ознакомление с миром детей», определяя его как направленность восприятия, мышления ребенка на сверстников, их интересы, умения организовывать разные виды деятельности.
В процессе формирования у детей 6-7 лет направленности на детское сообщество важно расширить представления детей о детстве, интересах сверстников, их достижений (рисую, конструирую, пою, сочиняю сказки лучше всех), обогатить способы общения и поведения детей путем проведения специальных игровых ситуаций; организовать совместное выполнение детьми творческих заданий.
Результаты экспериментальной работы показали, что после проведенной специально организованной работы по формированию у детей 6-7 лет направленности на детское сообщество в процессе ознакомления с миром детей, уровень детей значительно вырос. Именно в группе увеличилось количество детей с высоким уровнем на 20%, детей с низким уровнем направленности на детское сообщество стало меньше на 10%.
Дети стали активнее проявлять интерес к сверстникам, выражать желание узнавать об их привычках, склонностях, мечтах, достижениях. Изменилась позиция взрослых, они поддерживали желания и стремления дошкольников в процессе ознакомления с миром детей, включались в совместное выполнение детьми творческих заданий.
Таким образом, проведенная нами работа по формированию у старших дошкольников направленности на детское сообщество в процессе ознакомления с миром детей является результативной.
1. Авдеева Ю. В. Коммуникативное развитие детей 5-7 лет. М. : ТЦ Сфера, 2012. 64 с.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб. : Питер, 2004. 288 с.
3. Антонова Т. В. Воспитание приветливости в общении со сверстниками // Дошкольное воспитание. 2009. № 10. С. 11-14.
4. Асланова К. Б. Формирование у детей 6-7 лет направленности на детское сообщество в процессе ознакомления с миром детей // Научно-методический электронный журнал Вестник научных конференций. 2019. № 12-2. С. 15-18. URL: https://ukonf.com/doc/cn.2019.12.02.pdf(дата обращения: 30.12.2019).
5. Бариленко Н. Б. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности // Вопросы психологии. 2012. № 4. С. 20-24.
6. Бодалев А. А. О взаимосвязи общения // Вопросы психологии. 2011. № 1. С. 17-19.
7. Божович Л. И. Проблемы формирования личности : избранные психологические труды. Воронеж : Ин-т практ. психологии, 2001. 300 с.
8. Волочков А. А. Ценностная направленность личности как выражение
смыслообразующей активности // Психологический журнал. 2004. № 2.
С. 18-33.
9. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка
// Научно-методический электронный журнал Молодой ученый. 2013. № 4. С. 24-27. URL: https://moluch.ru/archive/138/38773/ (дата
обращения: 28.10.2019).
10. Дыбина О. В. Психология и педагогика направленности ребенка на мир семьи : учеб. пособие ; под ред. О. В. Дыбиной. Тольятти : Изд-во ТГУ, 2011. 116 с.
11. Клюева Н. В. Общение. Дети 5-7 лет. Ярославль : Академия развития, 2006. 160 с.
12. Козлова С. А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. 220 с.
13. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2000. 113 с.
14. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск : Тетра Системс, 2007. 232 с.
15. Комиссаренко Т. О контактах со сверстниками // Дошкольное воспитание. 2013. № 2. С. 11-12.
16. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников : учеб. пособие для студентов фак. дошк. образования высш. пед. учеб. М. : Академия, 2003. 166 с.
17. Крупская Н. К. О дошкольном воспитании : сборник статей и речей . М. : Просвещение, 1995. 188 с.
18. Кульчицкая Е. И. Формирование взаимоотношений детей // Дошкольное воспитание. 2011. № 3. С. 50-54.
19. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения [Электронный ресурс] : Общение, личность и психика ребенка (под редакцией А. Г. Рузской). URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php7absidM60854(дата обращения: 08.11.2019).
20. Литовкина А. В. Психологические особенности общения детей
старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал Молодой ученый. 2015. № 21. С. 5-7. URL:
https://moluch.ru/archive/101/22714/(дата обращения: 25.01.2020).
21. Луговская А. Давай дружить! Как помочь ребенку преодолеть проблемы с общением. М. : Эксмо, 2007. 200 с.
22. Маркова Т. А. Игра и труд в дошкольном детстве // Дошкольное воспитание. 2004. № 12. С. 12-18.
23. Петровский В. А. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов- на-Дону : Феникс, 2003. 85 с.
24. Репина Т. А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. М. : Педагогика, 2002. 144 с.
25. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2007. 156 с.
26. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками : учебное пособие студ. сред. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2001. 160 с.
27. Терещук Р. К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников в группе сверстников. Кишинев : Штиинца, 2009. 204 с.
28. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. М. : Просвещение, 2000. 98 с.
29. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников : практ. рук. для педагогов и психологов дошк. образоват. учреждений. Ростов на-Дону : Феникс, 2012. 215 с.
30. Щедровицкий В. Г. Игра и детское общество // Дошкольное воспитание. 2013. № 4. С. 1-5.