Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Литературная сказка как ведущий жанр детской литературы 7
1.1 Жанровая специфика литературной сказки. Развитие жанра 7
1.2 Изучение жанра литературной сказки 14
Глава 2 Роль детских образов в раскрытии нравственных проблем литературной сказки 21
2.1 Роль детских образов в раскрытии нравственного содержания литературных сказок XIX-XX вв 21
2.2 Детские образы в сказочной повести Никоса Зерваса «Дети против волшебников» 32
Заключение 42
Список используемой литературы и используемых источников 44
Приложение А Урок внеклассного чтения по теме «Сказка о потерянном времени» Е. Шварца 48
Одним из важнейших жанров детской литературы является сказка. Именно со сказки начинается осознанное знакомство подрастающего человека с родной словесностью. В круг детского чтения входят фольклорные и литературные сказки. Сказка привлекательна удивительными приключениями героев, загадочным миром, полным чудес.
Определение понятия «сказка» представлено в различных словарях. Так, В.И. Даль предлагает такое истолкование: «Сказка - вымышленный рассказ, небывалая, несбыточная повесть сказание» [13, с. 190]. В толковом словаре под редакцией С.И. Ожегова приводятся два значения слова «сказка»: «1. Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. 2. Выдумка, неправда, ложь» [47, с. 640].
Краткая литературная энциклопедия предлагает еще одно определение данного жанра: «Сказка - один из основных жанров устного народного творчества, эпическое, в основном прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного и бытового характера с установкой на вымысел» [21, с. 224].
Современные авторы понятие «сказка» используют достаточно широко. В него входят произведения для взрослых или детей, включающие в себя метафорические образы или аллегорические способы изображения. И.Н. Арзамасцева в одном из своих обзоров детской литературы пишет: «Наступило время сказок, метафоричность - новый язык книг для детей» [5, с. 275].
Главными героями сказок, предназначенных для юных читателей, становятся дети. В современном литературоведении есть немало трудов, посвященных изучению специфики народной и литературной сказки. Авторы научных сочинений дали характеристику художественного мира сказки, особенностей языка сказочных произведений. Система персонажей фольклорной и волшебной сказки изучена достаточно полно, однако отдельного исследования, посвященного образам детей в литературной сказке ХХ-XXI вв. нет. Этим и определяется актуальность настоящей выпускной квалификационной работы.
Изучению литературной сказки посвящены работы И.В. Дедовской, Л.В. Овчинниковой, Т.Г. Леоновой, А. М. Сабитовой и др. Исследователи акцентировали внимание на рассмотрении детских образов в литературной сказке.
Объектом исследования является образы детей в литературной сказке.
Предметом исследования является выявление специфики детских образов в литературных сказках середины ХХ - начала XXI вв.
Цель данной работы - выявить особенности изображения образов детей в литературной сказке названного периода и охарактеризовать их особенности, определить их значимость для раскрытия проблематики произведения.
Цель исследования определила задачи:
• проанализировать научную литературу, посвященную жанру литературной сказки;
• определить специфические особенности жанра литературной сказки;
• определить специфику персонажей отечественной литературной сказки;
• выявить роль детских образов в литературной сказке для раскрытия нравственной проблематики произведения.
Основные методы исследования: биографический, сравнительно-исторический метод, метод литературоведческого анализа текста.
Материалами исследования стали литературные сказки русских писателей Х1Х века: А. Погорельского «Черная курица, ил Подземные жители», В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», «Городок в табакерке». Сказки ХХ века представлены произведениями С. Прокофьевой («Приключения желтого чемоданчика», «Удивительные приключения мальчика без тени и тени без мальчика») и Е. Шварца («Сказка о потерянном времени»). Специфика современной литературной сказки продемонстрирована на примере сказочной повести Н. Зерваса «Дети против волшебников».
Изучению литературной и фольклорной сказки посвящено множество работ отечественных исследователей, однако выяснилось, что роль детских образов в литературной сказке не получила достаточного внимания исследователей. Этим и определяется новизна настоящей выпускной квалификационной работы.
Апробация работы проходила в виде выступлений на научно-практической конференции «Дни науки в ТГУ» (2020 и 2021 гг.). Также результаты исследования были апробированы на уроке литературы, посвященному изучению сказки Е. Шварца, который состоялся в школе № 3 г. Хвалынска Саратовской области (см. приложение А).
Материалы исследования могут быть использованы на уроках внеклассного чтения, посвященных отечественной литературной сказке, и на практических занятиях по дисциплине «Детская литература» в высшем учебном заведении.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Русская литературная сказка соединяет в себе фольклорные начала и литературные традиции.
2. Литературная сказка в детской литературе ХХ века представляет собой синтез жанров отечественной детской литературы.
3. Литературные сказки ХХ - начала XXI столетий продолжают лучшие традиции отечественной литературной сказки.
4. В литературной сказке рубежа ХХ-XXI вв., адресованной детям, обнаруживаются новые черты характеров юных персонажей, что и определяет специфику жанра.
Настоящая выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и используемых источников, насчитывающего 68 наименований.
Анализ текстов произведений русской литературной сказки XIX-XXI вв. позволил сделать выводы о продолжении в отечественной литературной сказке традиций литературы предшествующей эпохи. В литературной сказке можно обнаружить отражение реалий современной автору действительности. Фантазия автора литературной сказки определяется не только уровней его таланта, но и включает в себя литературный контекст эпохи. В произведениях XX века можно обнаружить новое осмысление мотивов и образов литературы предшествующих эпох. Например, трансформация традиционного для романтизма мотива тени в сказке С. Прокофьевой.
Дети в литературной сказке современных писателей нередко выступают против злых волшебников, противостоят чарам колдовства и выходят победителями. В литературной сказке XX века волшебные предметы связаны с самыми обычными вещами и могут служить не только помощниками, но и источниками зла, опасности, грозящей человеку. Именно так и случилось с волшебными лекарственными снадобьями в желтом чемоданчике Доктора в сказке С. Прокофьевой.
Литературная сказка отечественных авторов, адресованная детям, нередко сближается с жанром школьной повести, рассказывающей о событиях школьной жизни. Героями таких произведений как правило. Становятся школьники, ровесники юных читателям. Этим героям нередко приходится преодолевать собственные недостатки, изменять свои привычки, воспитывать свой характер. Герои литературных сказок современных авторов напоминают персонажей школьной повести. В сказках отечественных авторов ставятся серьезные нравственные проблемы. Началось это еще в первой литературной сказки, написанной специально для детей - повести А. Погорельского.
В сказках XX века юным героям приходится сражаться со злыми волшебниками и выходить из этой битвы победителями. Литературные сказки XXI столетия сближаются с популярным в последнее время жанром фэнтези, авторы которых развенчивают мир магии, соединяя произведения сказочного жанра и политическую сатиру на современность
Детские образы отражают картину той эпохи, в которой существуют персонажи. В сказках С. Прокофьевой и Е. Шварца легко узнаваемы реалии жизни середины ХХ века, в повести Н. Зерваса охарактеризованы проблемы, с которыми пришлось нашему обществу столкнуться в начале ХХ1 вв.
Дети в литературной сказке нередко выступают в роли спасителей. В сказке С. Прокофьевой именно юные герои отправляются на поиски исчезнувшего предмета - чемоданчика с волшебными снадобьями, чтобы не дать случиться непоправимому. В современной литературной сказке героям, также, как и в сказке фольклорной, приходится отправиться в опасное путешествие, которое помогает им не только избавиться от недостатков, но и воспитать лучшие качества характера.
1. Абрамюк С.Ф. Фольклорные истоки композиции современной литературной сказки // Проблемы детской литературы: Сб. науч. тр. Петрозаводск, 1976. С.169-184.
2. Азадовский М. Литература и фольклор. Л. 1938. Режим доступа: https://www.booksite.ru/fulltext/azadov/index.htm (дата обращения 02.02.2021).
3. Акимова А. Н. Мировая детская литература и субкультура детства // Детское чтение: феномен и традиция в конце XX столетия. СПб., 1999. Ч. ГС. 46-49.
4. Аникин В.П. Русская народная сказка. М., 1959.
5. Арзамасцева И.Н. Детская литература. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 576 с.
6. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3 т. М., 1995. Т. 1. 416 с.; Т. 2. 400 с.; Т. 3. 416 с.
7. Бахтина В.А. Литературная сказка в научном осмыслении последнего двадцатилетия. Уфа, 1979. 298 с.
8. Брауде Л.Ю. К истории понятия «литературная сказка» // Известия АН СССР Серия литературы и языка. Т.36. 1977. № 3. С.324.
9. Брауде Л.Ю. Скандинавская литературная сказка. М., 1979. 179 с.
10. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1992. 189с.
11. Головин В.В. Детская литература, детская субкультура, детская мифология (к постановке проблемы взаимосвязей) // Детское чтение: феномен и традиция в конце XX столетия. СПб., 1999. Ч. I. С. 7-17.
12. Городок в табакерке /Сост и вступ. ст. С. Серова. М.: Правда, 1989. 656 с.
13. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1991.
14. Дунаев М. Правда про Гарри Поттера // Русский дом. №2. 2006. Режим доступа: http://www.russdom.ru/oldsayte/2006/200604i/20060427.shtml (дата обращения 02.02.2021).
15. Дунаев М. Архив радио «Радонеж». Режим доступа: http://tv.radonezh.ru/radio/efir/arhiv/ (дата обращения 02.02.2021).
...