ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ В СКУЛЬПТУРЕ
1.1 К вопросу о взаимодействии содержания и формы в искусстве скульптуры …6
1.2 Античное понимание проблемы создания скульптурной формы ……13
1.3 Скульптура эпохи Возрождения …………………………………20
ГЛАВА 2 ЗАРУБЕЖНАЯ СКУЛЬПТУРА XVIII – ХIX ВЕКОВ
2.1 Особенности скульптурной формы у западноевропейских художниковXVIII - XIX веков..26
2.2 Творчество скульптора Огюста Родена……………………………32
ГЛАВА 3 РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СКУЛЬПТУРЫ
3.1 Эволюция формы в русской скульптуре……..................................37
3.2 Развитие скульптуры в советский период …………………………43
3.3 Современная новосибирская скульптура….………………………...48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………...….58
ПРИЛОЖЕНИЕ А Античное понимание проблемы создания скульптурной формы ……62
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Скульптура эпохи Возрождения……………………68
ПРИЛОЖЕНИЕ В Особенности скульптурной формы западноевропейских скульпторов XVIII - XIX веков ………………………..70
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Творчество скульптора Огюста Родена……..…….73
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Развитие русской скульптуры XI – XIX веков …..76
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Развитие скульптуры в советский период…….…...79
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Современная новосибирская скульптура…………83
Актуальность курсовой работы. Скульптура как один из наиболее популярных и ранних видов изобразительного искусства не теряет свою актуальность и в настоящее время. Центральной проблемой в скульптуре можно считать проблему формы как основного качества объемного скульптурного произведения. Изучение особенностей объемной формы, меняющееся на протяжении нескольких десятков веков, позволяет рассмотреть ее зависимость от многих факторов – от политической ситуации в стране до личностных предпочтений автора.
Знание основных компонентов создания формы (художественно-выразительных средств) является базой для создания скульптурного произведения, отличающегося гармоничностью и выразительностью. Кроме того, это создает предпосылки для формирования профессионализма художника-педагога, помогая подготовиться к будущей профессиональной педагогической и творческой деятельности. Ведь скульптурная лепка (в частности, изучение особенностей создания выразительной формы, художественного образа в скульптурном произведении) является одним из основных видов изобразительной деятельности при работе с учащимися детских художественных школ и школ искусств.
Цель работы:
Написать курсовую работу на тему «Проблема формы в искусстве скульптуры» и оформить ее согласно требованиям.
Задачи курсовой работы:
1. Собрать и проанализировать материал по теме курсовой работы, структурировать материал согласно логике раскрытия темы курсовой работы.
2. Обосновать проблему взаимодействия формы и содержания в скульптуре.
3. Проанализировать развитие скульптуры в эпохи Античности и Возрождения.
4. Рассмотреть проблему скульптурной формы в западноевропейском искусстве XVIII - XIX веков, остановившись на изучении особенностей выразительности формы в скульптурах Огюста Родена.
5. Проследить этапы эволюции скульптурной формы в русском и советском искусстве.
6. Ознакомиться с творчеством Новосибирских скульпторов Телишева В. В.,Крутикова А. К., Мартьянова Н. И., Грачева В. П. и других.
7. Сделать выводы по результатам курсовой работы,проанализировать эволюцию формы в современной скульптуре.
8. Оформить курсовую работу согласно требованиям.
Методологическую основу курсовой работы составили:
- учебные пособия и научные труды по истории изобразительного искусства (Т.В. Ильина, Н.В. Воронов, Б. Р. Виппер и другие);
- Энциклопедические словари (Большая советская энциклопедия, Толковый словарь Ефремовой и другие);
- Научные статьи (Еробкин И. А. «Монументальная скульптура и её значимость в процессе образования и другие);
Для решения поставленных в курсовой работе задач использовались следующие методы работы:
Метод теоретический: изучение и анализ литературы по теме курсовой работы в различных научных областях: история изобразительного искусства, скульптура, философия.
Теоретическая значимость курсовой работы:
1. Проанализированы понятия формы и содержания в скульптуре, а также проблема их взаимодействия, сделаны выводы о закономерностях эволюции формы в исторических условиях развития скульптуры как вида изобразительной деятельности.
Практическая значимость курсовой работы:
1. Содержание курсовой работы будет использовано при подготовкевыпускной квалификационной работы.
2. Содержание курсовой работы, ее результаты могут быть использованы в дальнейшем в процессе педагогической и творческой деятельности.
Проблема формы в искусстве скульптуры заключается в задаче создания выразительного произведения искусства при помощи грамотного использования художественно-выразительных средств, таких как: объем, ритм, пропорции, силуэт, материал, цвет, фактура. При отсутствии внимания художника даже к одному из перечисленных компонентов художественное произведение теряет свою выразительность, превращается в «пустую» форму, не имеющую отношения к произведению искусства.
Курсовая работа требовала последовательного решения определенных задач:
1. Был собран, проанализировани структурирован материал по теме курсовой работы;
2. Была обоснована проблема взаимодействия формы и содержания в скульптуре, которая заключается в создании выразительного произведения искусства, способного оказать мощное эстетическое воздействие на зрителя, при помощи грамотного использования художественно-выразительных средств, таких как: объем, ритм, пропорции, силуэт, материал, цвет, фактура;
3. Был проведен анализ скульптурных произведенийАнтичности и Возрождения, позволивший выделить характерные черты скульптурной формы этих эпох исходя из: композиционного решения формы, популярных сюжетов и образов, решения проблемы движения, методов и способов обработки материала.
4. Была рассмотрена проблема скульптурной формы в западноевропейском искусстве XVIII - XIX веков, с акцентом на изученииособенностей выразительности формы в скульптурах Огюста Родена, который являлся одним из основоположников современной скульптуры, где античное влияние прослеживалось не так ярко как ранее: нарушение пропорций человеческого тела для придания большей выразительности, эффект незавершенности произведения и фрагментарное скульптурное изображение.
5. Были прослежены этапы эволюции скульптурной формы в русском и советском искусстве, позволившие выделить характерные особенности отечественной скульптуры в разных периодах исторического развития.
6. Было изучено творчество известных Новосибирских скульпторов -Телишева В. В., Крутикова А. К., Мартьянова Н. И., Грачева В. П. ,и на основе анализа их художественных произведений выявлены характерные черты современной скульптуры: многогранность и гибкость в охвате различных тем и жанров, обращение к пластическим традициям разных эпох, широкий спектр используемых материалов и методов их обработки.
7. По результатам курсовой работы был сделан вывод, в котором кратко отражены основные этапы эволюции скульптурной формы.
8. Курсовая работа оформлена согласно методическим рекомендациям по выполнению курсовых работ по кафедре изобразительного искусства [22], библиографический список курсовой работы оформлен согласно ГОСТу 2008 года.
Курсовая работа показала, что в настоящее время скульптура как один из видов изобразительного искусства не теряет свою актуальность.Центральной проблемой в этом виде искусства, как и ранее, можно считать проблему формы как основного качества объемного скульптурного произведения. Изучение особенностей объемной формы (начиная с периода первобытного общества)позволило выявить закономерности ее изменения, проявляющиеся в зависимости от многих факторов - от политической ситуации в стране до личностных предпочтений автора. Кроме того, знание основных компонентов создания формы (художественно-выразительных средств) является базой для создания скульптурного произведения, отличающегося гармоничностью и выразительностью.
1. Башкатов И. А. Значение эстетического воспитания на занятиях скульптурой на первых курсах художественно-графического факультета // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-esteticheskogo-vospitaniya-na-zanyatiyah-skulpturoy-na-pervyh-kursah-hudozhestvenno-graficheskogo-fakulteta (дата обращения: 12.11.2018).
2. Башкатов И. А. Изучение средств выражения скульптурных и рисуночных произведений в процессе подготовки учителя изобразительного искусства // Социально-экономические явления и процессы. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-sredstv-vyrazheniya-skulpturnyh-i-risunochnyh-proizvedeniy-v-protsesse-podgotovki-uchitelya-izobrazitelnogo-iskusstva (дата обращения: 19.10.2018).
3. Башкатов И. А. Межпредметные связи скульптуры, живописи и рисунка в подготовке художника-педагога // Вестник ТГУ. 2012. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhpredmetnye-svyazi-skulptury-zhivopisi-i-risunka-v-podgotovke-hudozhnika-pedagoga (дата обращения: 12.12.2018).
4. Большая советская энциклопедия: в 30 т. Т. 24. Книга 1: Собаки-Струна/ Глав. ред. А. М. Прохоров.3-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1969 -1978. 608 с.
5. Большой толковый словарь русского языка / ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998.
6. Виппер, Б.Р. Введение в историческое изучение искусства /Б. Р. Виппер. М.: Изобразительное искусство, 1985. 580 с.
7. Воронов, Н. В. Вера Мухина (Монография) / Н. В. Воронов.М.: Изобразительное искусство, 1989. 336 с.
8. Воронов,Н. В. Рабочий и колхозница / Н. В. Воронов.М.: Московский рабочий, 1990. 80, [16] с.
9. Воронова, О. И. Вера Игнатьевна Мухина / О. И. Воронова. М.: Искусство, 1976. 230 с.
10. Вэйс, Д. Роден / Д.Вэйс. М: «Искусство», 1969.
11. Древнерусская скульптура: сб. науч. тр. / сост. С. М. Даниэль; Азбука-классика, 2003. 304 с.
12. Древнерусская скульптура : сб. науч. тр. / ред.-сост. А.В. Рындина; Рос. акад. художеств; Н.-и. ин-т теории и истории изобразит. Москва, 1993.
13. Джанджугазова Е. А. Вера Мухина — «Первая дама советской скульптуры» // Современные проблемы сервиса и туризма. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vera-muhina-pervaya-dama-sovetskoy-skulptury (дата обращения: 15.11.2018).
14. Ермонская В.В., Нетунахина Г.Д., Попова Т.Ф. Русская мемориальная скульптура. М.: Искусство, 1978.
15. Ермонская В.В. Основы понимания скульптуры. М.: Искусство, 1964. С. 55.
16. Еробкин И. А. Монументальная скульптура и её значимость в процессе образования // Концепт. 2015. №S18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/monumentalnaya-skulptura-i-eyo-znachimost-v-protsesse-obrazovaniya (дата обращения: 12.12.2018).
17. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка: В 3 т. М. : АСТ, Астрель, Харвест, 2006.
18. Зотов, А. Ф. Мухина Вера Игнатьевна: Народный художник СССР / А. Ф. Зотов. М.: Искусство, 1944. 16, [6] с.
19. Ильина, Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учеб.3-е изд., перераб. и доп / Т. В. Ильина. М.: Высш. шк., 2013. 368 с.
20. История русского и советского искусства/ Алленов М.М. [и др.] 2-е изд., перераб. и доп. М.: 1989. 448 с.
21. Козодаева Н. Морфология архитектурной формы // Аналитика культурологии. 2010. №17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/morfologiya-arhitekturnoy-formy (дата обращения: 15.11.2018).
22. Кравченко, К. А. Методические рекомендации по выполнению курсовых работ на кафедре изобразительного искусства / К. А. Кравченко. – Новосибирск: Институт искусств ФГБОУ ВО «НГПУ» - Новосибирск, 2016. – 43 с.
23. Красовицкая, Л. М. Вадим Телишев: художник и педагог [Электронный ресурс] / Л. М. Красовицкая ; науч. ред. Ю. В. Шатин ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ, 2000. - 58 с. : 20 л. ил., портр. - Библиогр. в примеч. и с. 51. - Режим доступа: https://icdlib.nspu.ru/view/icdlib/298/read.php.
24. Луков В. А. Эпоха Возрождения // Знание. Понимание. Умение. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/epoha-vozrozhdeniya (дата обращения: 19.12.2018).
25. Малый академический словарь / ред.: А. П. Евгеньева. М., 1957-1960.
26. Медкова, Е. С. Миф и форма в скульптуре // Педагогика искусства. 2016. №2. URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/121-126_medkova.pdf (дата обращения: 01.10.2018)
27. Мусский, С. 100 великих скульпторов/ С. Мусский. М.: «Вече», 2007.
28. Лишар, Л. Энциклопедия импрессионизма: живопись и графика, скульптура, архитектура, литература, музыка / Л. Лишар.М.: Дрофа, 2003.
29. Ривкин, Б. И. Античное искусство / Б. И. Ривкин. М., 1972.
30. Родионовская А. О. Платонизм Петрарки: принцип «Заботы о себе» в Familiares // Вестник РХГА. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/platonizm-petrarki-printsip-zaboty-o-sebe-v-familiares (дата обращения: 19.12.2018).
31. Русская скульптура. Избранные произведения / сост. А. Л. Каганович. М.: Советский художник, 1966.
32. Сомов А. И. Египетское искусство:энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. СПб. 1890—1907.
33. Софронов Г. А., Софронова Н. И. Анатомические особенности и последовательность выполнения лепки головы человека на занятиях по скульптуре для студентов по направлению подготовки «Изобразительное искусство» // Концепт. 2015. №S18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/anatomicheskie-osobennosti-i-posledovatelnost-vypolneniya-lepki-golovy-cheloveka-na-zanyatiyah-po-skulpture-dlya-studentov-po (дата обращения: 12.11.2018).
34.Толковый словарь русского языка / ред.: Д.Н. Ушаков. М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл.", 1935-1940.
35. Усепян Л. Х., Гаркуша Д. Д. Персональный архив скульптора В. В. Телишева в музее истории архитектуры Сибири им. С. Н. Баландина // Баландинские чтения. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/personalnyy-arhiv-skulptora-v-v-telisheva-v-muzee-istorii-arhitektury-sibiri-im-s-n-balandina (дата обращения: 12.10.2018).
36. Философия: Учебник для вузов / ред.: В.Н.Лавриненко, В.П.Ратникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
37. «Философия», Учебное пособие для студентов ВУЗов/ ред.: В.П. Кохановский. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997.
38. Шапошникова Л.П., Карпова Е.В. Русская терракота эпохи классицизма. Л.: Искусство, Ленингр. отд-ние, 1986.