Административная ответственность за правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность
Аннотация 2
Введение 3
Глава 1 Охрана здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и общественной нравственности административно-правовыми средствами в Российской Федерации 7
1.1 Здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественная нравственность как объекты административного правонарушения и необходимость их охраны административно-правовыми средствами 7
1.2 Правовые основы охраны здоровья, санитарно эпидемиологического благополучия населения и общественной нравственности 24
Глава 2 Административная ответственность за правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность 33
2.1. Правонарушения, посягающие на здоровье населения 33
2.2. Правонарушения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения 47
2.3. Правонарушения, посягающие на общественную нравственность населения 55
Глава 3 Проблемы реализации административной ответственности за правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность 59
Заключение 63
Список используемой литературы 72
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что административные правонарушения, влияющие на состояние здоровья граждан Российской Федерации, их санитарно-эпидемиологическое благополучие и общественную нравственность, на сегодняшний день являются достаточно высокой угрозой как общественной, так и личной безопасности.
Бесспорным является тот факт, что жизнь и здоровье каждого гражданина РФ - это наивысшая ценность и от благополучия отдельно взятого человека зависит в целом благополучие всего российского общества. Данный постулат закреплен как в нормах конституционного права, так и в законодательных актах административного права.
К негативным социальным последствиям правонарушений в области охраны здоровья, общественной нравственности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения можно отнести утрату здоровья, а может быть и жизни, падение морально-этических устоев существования российского общества , распространение заболеваний, которые сопровождают антисоциальное поведение человека, быстрое продвижение новой коронавирусной инфекции (COVID-19), которое детерминировало стагнацию российского экономики и снизило материальное положение граждан и др.
Будущее российского государства напрямую зависит от того, насколько эффективно оно заботится о сохранении здоровья граждан, создает благоприятные условия, обуславливающие высокий уровень и продолжительность жизни граждан. Поэтому продуктивное административно-правовое регламентирование поддержки санитарно-эпидемиологического благополучия населения России, защиты здоровья граждан и нравственных устоев общества, выступает стратегическим показателем обеспечения национального благосостояния и безопасности государства, гарантом его силы и прогресса.
Цель выпускной квалификационной работы - исследование и правовой анализ административных правонарушений, влияющих на состояние здоровья граждан, их санитарно-эпидемиологическое благополучие и общественную нравственность.
Достижение указанной цели возможно путем решения следующих задач теоретического и эмпирического характера:
• изучить процедуру охраны состояния здоровья граждан Российской Федерации, их санитарно-эпидемиологическое благополучие и общественную нравственность посредством норм административного права;
• провести анализ особенности административной ответственности за правонарушения, влияющие на состояние здоровья граждан Российской Федерации, их санитарно-эпидемиологическое благополучие и общественную нравственность;
• раскрыть существующие проблемные вопросы, которые возникают при реализации административной ответственности за правонарушения в сфере здоровья граждан, их санитарно-эпидемиологического благополучия и общественной нравственности.
Объект работы - выявленные препятствия в осуществлении административного наказания за нарушения права в сфере здоровья граждан, их санитарно-эпидемиологического благополучия и общественной нравственности.
Предмет работы - нормативно-правовые акты в сфере административного права, которые регламентируют ответственность за правонарушения, влияющие на состояние здоровья граждан, их санитарно-эпидемиологическое благополучие и общественную нравственность, в том числе относящаяся к ним практика право применения.
Методологической основой работы стали как общенаучный диалектический метод познания, так и частно-научные методы познания: исторический, логический, сравнительно-правовой.
Правовой базой выпускной квалификационной работы являются Декларация об искоренении насилия в отношении женщин 1993 г., Конституция РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 30.03.1995 N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 N 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами», Обзор отдельных вопросов судебной практики, которые раскрывают особенности использования законодательных актов в сфере состояния здоровья граждан, их санитарно-эпидемиологического благополучия и общественной нравственности. И другие нормативные акты российского законодательства.
Эмпирическую базу дипломной работы составили официальная статистика; опубликованные материалы судебной практики по конкретным административным делам и обзоры судебной практики.
Структура выпускной квалификационной работы определена содержанием темы. Она состоит из трех глав, разделенных на параграфы, введения, заключения, списка литературы, приложений.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы обуславливается тем, что проведенное исследование данной проблемы может служить дополнительным информационным материалом для студентов, а также может использоваться любой категорией людей, заинтересованных в изучении этого вопроса. Исследование может быть использовано как материал для дальнейшего, более расширенного изучения данной темы.
В выпускной квалификационной работе особое внимание уделено проблемам, возникающим при административно-правовой квалификации правонарушений, влияющих на состояние здоровья граждан, их санитарно-эпидемиологическое благополучие и общественную нравственность; проблемных вопросов в судебной практике при разграничении данного вида правонарушений от составов уголовных преступлений.
Под правонарушениями, посягающими на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, следует понимать предусмотренные законодательством об административных правонарушениях деяния, сопряженные с нарушением правил, направленных на обеспечение здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и общественной нравственности, и создающие угрозу причинения им вреда.
Объектами посягательства при административных правонарушениях, регламентированными нормами главы 6 КоАП РФ, являются здоровье населения, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественная нравственность.
Здоровье населения - это совокупность охраняемых законодательством об административных правонарушениях общественных отношений, обеспечивающих безвредные условия жизнедеятельности человека. Например, сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения (статья 6.1); незаконное занятие народной медициной (статья 6.2); незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (статья 6.8) и т.д..
Общественная нравственность - это совокупность охраняемых законодательством об административных правонарушениях общественных отношений в виде моральных ценностей, которые формируются в течение продолжительного времени на основании традиций и обычаев у населения, проживающего на конкретной территории. Например, занятие проституцией (статья 6.11); получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией (статья 6.12).
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это охраняемые законодательством об административных правонарушениях общественные отношения, которые выражаются в состоянии здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Например, нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (статья 6.3); нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (статья 6.4); нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде (статья 6.5): нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения (статья 6.6).
Объективная сторона правонарушений, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность выражается в совершении действий (или бездействия). Данные правонарушения имеют формальный состав. Административная ответственность наступает за сам факт совершения деяния независимо от наступления каких-либо последствий.
По КоАП РФ субъектом данной группы административных правонарушений являются граждане, должностные лица или юридические лица.
Субъективная сторона данной группы административных правонарушений характеризуются умышленной формой вины. Административные правонарушения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения также могут быть совершены по неосторожности.
В законодательстве Российской Федерации прослеживается иерархическая система из нормативно-правовых актов, которые регламентируют охрану здоровья, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.
Право на охрану здоровья закреплено в Конституции РФ (статья 41).
Важнейшим средством правового противодействия правонарушениям в сфере охраны здоровья, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественной нравственности является административное законодательство. Ключевым нормативным правовым актом здесь является Кодекс РФ об административных правонарушениях РФ (глава 6).
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Федеральный закон от 30.03.1995 N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» регулирует отношения, возникающие в области медицинской помощи ВИЧ- инфицированным; социальной поддержки ВИЧ-инфицированных и членов их семей; социальной поддержки лиц, подвергающихся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих трудовых (должностных) обязанностей.
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет правовые, экономические и организационные основы охраны здоровья граждан, их права и обязанности в данной сфере, гарантии их реализации.
Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» регулирует правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения за некоторыми исключениями.
Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» определяет общие требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов.
К нормативно-правовым актам, регулирующим организацию отдыха детей и их оздоровление, относится Федеральный закон от 24.07.1998 N 124- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.
Приказ Росздравнадзора от 25 января 2006 г. № 154-Пр/06 утвердил Порядок проведения сертификации услуг в области народной медицины. Общероссийский классификатор занятий (ОК 010-2014 (МСКЗ-08) включает профессии представителей народной медицины.
Правонарушения, посягающие на здоровье населения
Нормы статьи 6.1 КоАП РФ определяют административную ответственность за сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения.
Состав данного административного правонарушения направлен на предупреждение распространения ВИЧ-инфекции, а также на своевременное проведение необходимых мероприятий для ограничения их распространения.
Объективную сторону правонарушения составляет умышленное сокрытие лицом, больным ВИЧ-инфекцией, венерическим заболеванием, источника заражения, а также лиц, имевших с ним контакты. Сокрытие как противоправное деяние, предполагает, что указанное лицо не выполняет требования врача назвать источник заражения и всех лиц, имевших с ним контакты за период, указанный врачом, и тем самым создает опасность распространения инфекционного заболевания.
Нормы статьи 6.2 КоАП РФ определяют административную ответственность за незаконное занятие народной медициной.
Правом на занятие народной медициной обладают граждане РФ, получившие в установленном порядке диплом целителя, выдаваемый органами управления здравоохранением субъектов РФ. Лицо, получившее диплом целителя, может заниматься народной медициной только на территории, подведомственной органу, выдавшему диплом. Порядок получения разрешения на лечение методами народной медициной, соответственно, утверждается указанными органами власти субъектов РФ.
К народной медицине не относится оказание услуг оккультно-магического характера, а также совершение религиозных обрядов.
В настоящее время КоАП РФ содержит несколько составов, предусматривающих административную ответственность за правонарушения, посягающие на здоровье населения, связанные с наркотиками, это:
1. Статься. 6.8 КоАП РФ регламентирует незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества. Нормы данной статьи направлены на обеспечение административными мерами предупреждения и пресечения наркомании, а также контроля в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Существенным условием отличия квалификации административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.8 КоАП РФ, от преступного деяния, предусмотренного ст. 228 Уголовного кодекса РФ, является размер наркотических средств.
2. Статья 6.9 КоАП РФ. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ. Данная административная ответственность введена в целях предотвращения злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами. Если лицо, которое привлечено к ответственности за немедицинское потребление наркотиков отказывается от процедуры медицинского освидетельствования, его действия могут быть квалифицированы как неповиновение законным требованиям сотрудников соответствующих органов.
3. Статья 6.10 КоАП РФ. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ. Вовлечение предполагает, соответственно, приглашение, манипуляции, направленные на возбуждение интереса несовершеннолетнего к употреблению указанных продукции и веществ.
4. Статья 6.13 КоАП РФ. Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, новых потенциально опасных психоактивных веществ.
Чтобы образовался состав правонарушения, необходимо, чтобы пропагандировались или рекламировались именно вещества, содержащиеся в соответствующем перечне запрещенных к свободному обороту средств. Размер наказания в форме наложения штрафа зависит от того, кто совершил правонарушение: обычный гражданин; должностное лицо; лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью; юридическое лицо.
5. Статья 6.15 КоАП РФ. Нарушение правил оборота инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ. Нарушение правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ может быть совершено лицом как умышленно, так и по неосторожности.
Правонарушения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Нормы статьи 6.3 КоАП РФ определяют административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Причем административная ответственность установлена за невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в «обычном режиме» и в период режима «чрезвычайной ситуации».
Нормы статьи 6.4 КоАП РФ определяют административную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта. Рассматриваемое правонарушение выражается в действии (бездействии) граждан, должностных лиц, юридических лиц, нарушающих (не соблюдающих) указанные требования. Для квалификации объективной стороны данного проступка необходимо установить сам факт правонарушения. В зависимости от его общественно опасных последствий в данном деянии могут быть выявлены признаки преступления, предусмотренного ст. 236 УК РФ.
Административная ответственность за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде предусмотрена ст. 6.5 КоАП РФ. Для квалификации объективной стороны данного проступка необходимо установить сам факт правонарушения. В зависимости от его общественно опасных последствий в данном деянии могут быть выявлены признаки преступления, предусмотренного ст. 236 УК РФ.
Административная ответственность за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения предусмотрена ст. 6.6 КоАП РФ. Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия или бездействие, выраженные в неисполнении или нарушении установленных требований, которые предъявляются к организации питания населения.
Административная ответственность за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения предусмотрена ст. 6.7 КоАП РФ. Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия или бездействие, выраженные в нарушении установленных санитарно-эпидемиологических требований, применительно, например, к учебникам, канцелярским товарам, учебной мебели и др.
Правонарушения, посягающие на общественную нравственность населения.
Административная ответственность за нарушение законодательства за занятие проституцией предусмотрена ст. 6.11 КоАП РФ. Объективная сторона правонарушения состоит в занятии проституцией. Вознаграждение - обязательный признак объективной стороны, если оно отсутствует, то нет и проституции как противоправного деяния. Статья предполагает назначение наказания только в отношении самих проституток, не привлекая к ответственности организаторов. Вовлечение в занятие проституцией или принуждение к продолжению занятия проституцией влечет уголовную ответственность по ст. 240 УК РФ.
Административная ответственность за получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией предусмотрена ст. 6.12 КоАП РФ. Объективная сторона состава правонарушений связана с получением сутенером, альфонсом, иными лицами дохода от занятия проституцией. Административные правонарушения по данной статье необходимо отграничивать от преступлений: 1) вовлечение в занятие проституцией (ст. 240 УК РФ); 2) создание условий для занятия проституцией другими лицами (ст. 241 УК РФ).
На современном этапе в Российской Федерации существуют проблемы реализации административной ответственности за правонарушения в сфере оборота наркотиков. Сегодняшняя ситуация с наркотическими препаратами сигнализирует о том, что необходимо срочно предпринять меры, в том числе нормативно-правовые, которые будут направлены на сокращение количества граждан, склонных к употреблению наркосодержащих препаратов без медицинского предписания.
Резюмируя, мы пришли к выводу, что необходимо внести некоторые поправки в антинаркотическое законодательство Российской Федерации:
во-первых, в ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» необходимы изменения в части 1 ст. 46, где нужно закрепить определение пропаганды наркотических средств; в части 2 ст. 46 нужно закрепить определение рекламы наркотических средств;
во-вторых, из текста ст. 6.13 КоАП РФ необходимо исключить запрет на рекламу наркотических средств. В тексте необходимо оставить только запрет на пропаганду наркотических средств;
в-третьих, необходимо включить в Уголовный кодекс РФ статью, которая бы предусматривала уголовную ответственность юридических и физических лиц за незаконную рекламу наркотических средств. К квалифицирующему признаку данного преступления необходимо закрепить совершение данного деяния с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»).
1. Адыгезалова, Г.Э. Динамизм российского права в условиях пандемии[Текст]/ Г.Э. Адыгезалова// Теория и практика общественного развития. - 2020. - № 8. - С.37-41.
2. Алиев, Т.Т. Понятие и содержание административной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства[Текст] / Т.Т. Алиев // Современное право. - 2007. - №12. - С.58-61.
3. Алихаджиева, И.С. Государственная политика в отношении проституции на современном этапе: состояние и основные направления[Текст] / И.С. Алихаджиева // Вестник Томского государственного университета. - 2017. - № 425. - С.205-208.
4. Алихаджиева, И.С. Об административно-правовом ограничении занятий проституцией [Текст]/ И.С. Алихаджиева // Административное право и процесс. - 2015. - № 6. - С. 73-76.
5. Антонова, Л.Б. Особенности применения отдельных составов административных правонарушений главы 6 КоАП РФ, совершенных в отношении несовершеннолетних и с их участием[Текст] / Л.Б. Антонова, Н.В. Полякова, И.Н. Тюрина. - Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2019. - 63 с.
6. Артамонов, А.Р. Юридическая ответственность за незаконное занятие народной медициной[Текст] / А.Р. Артамонов // Новый юридический вестник. - 2018. - № 5. - С. 29-32.
7. Бабаева, Н.Р. Незаконное занятие народной медициной[Текст] / Н.Р. Бабаева // Инициатива в науке: вопросы продуктивного взаимодействия в рамках образовательного процесса. - Казань, 2019. - С. 118-123.
8. Безуглов, Н.Д. Проблемы в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения [Текст] / Н.Д. Безуглов// Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. - 2015. - № 3-4. - С. 440-448.
9. Боровкова, В.В. Право на охрану здоровья: понятие, содержание / В. В. Боровкова[Текст] // Молодой ученый. - 2020. - № 46. - С. 188-190.
10. Ван, Хуэй. Некоторые вопросы применения административно-правовых мер по предупреждению правонарушений в сфере оборота наркотиков, совершаемых юридическими лицами [Текст] / Хуэй Ван // Молодой ученый. - 2015. - № 15. - С. 445-447.
11. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. - 1995. - N 67
12. Газизов, Д.А. Понятие административного правонарушения в сфере оборота наркотических средств / Д.А. Газизов // Административное право и процесс. - 2012. - № 9. - С. 11-16.
13. Гулакова, В.Ю. Об организационно-правовых мерах борьбы с пандемией в России[Текст] / В.Ю. Гулакова // Базис. - № 1. - С. 25-29.
14. Дерюга, А.Н. Квалификация действий лица, нарушающего спокойствие и тишину граждан в квартирах и других помещениях, не подпадающих под общественное место[Текст] / А.Н. Дерюга // Российский следователь. - 2014. - № 3. - С. 28 - 31.
15. Дизер, О.А. Административная деликтность в области общественной нравственности[Текст]/ О.А. Дизер// Вестник Уральского юридического института МВД России. - 2018. - № 3. - С. 73-76.
...