Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Начальный этап подготовки в структуре многолетней спортивной тренировки 6
1.2. Характеристика ловкости и координационных способностей 10
1.3. Методические особенности развития координационных способностей 15
1.4. Анатомо-физиологические особенности развития девочек 6-7 лет 20
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 23
2.1. Методы исследования 23
2.2. Организация исследования 25
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 27
3.1. Результаты констатирующего эксперимента 27
3.2. Методика оптимизации координационных способностей на начальном этапе спортивной подготовки 29
3.3. Обсуждение результатов опытно-экспериментального исследования 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 50
В настоящее время спортивная гимнастика развивается стремительно, прогрессирует по законам присущим спорту высших достижений. Основные тенденции развития гимнастики связаны с интенсификацией соревновательной деятельности и высокой напряженностью тренировочного процесса. Сложность соревновательных программ постоянно растет, выступления насыщаются трюковыми, нестандартными элементами. Спортсмены стремятся реализовать свои индивидуальные возможности, этому способствует ранняя специализация с ориентацией на достижение особо одаренными гимнастами высоких результатов в юном возрасте. Для спортивной гимнастики, как вида спорта сложно-координационного, характерными являются изменение технической базы, постоянное увеличение разнообразия упражнений, появление новых элементов и разнообразных соединений, оригинальных композиций, состоящих из сложнейших упражнений. Такие обстоятельства смещают акценты в системе подготовки спортсменок, и диктуют повышенные требования к уровню их подготовленности. Большинство специалистов считают, что в структуре многолетней спортивной тренировки начальный этап подготовки занимает одно из главных мест, особенно это касается сложно координационных видов спорта, ярким представителем которых является спортивная гимнастика. На этом этапе, по мнению специалистов, закладывается фундамент будущих достижений спортсменов [3, 34]. Так, от качества знаний, умений и навыков, сформированных на начальном этапе подготовки гимнасток, зависит успешность их соревновательной деятельности на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей [6].
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс гимнасток на начальном этапе спортивной подготовки.
Предмет исследования: методика оптимизации координационных способностей юных гимнасток.
Цель исследования: разработать методику оптимизации координационных способностей гимнасток на начальном этапе спортивной подготовки.
Гипотеза исследования состояла в том, что использование подвижных игр и игровых упражнений будет способствовать оптимизации координационных способностей юных гимнасток на начальном этапе спортивной подготовки.
Задачи исследования:
1. Определить уровень физической подготовки девочек 6-7 лет, занимающихся спортивной гимнастикой.
2. Разработать методику оптимизации координационных способностей гимнасток 6-7 лет, на начальном этапе спортивной подготовки.
3. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики.
Научная новизна:
• разработана методика оптимизации координационных способностей юных гимнасток (6-7 лет), на этапе начальной спортивной подготовки;
• экспериментально подтверждено положительное влияние разработанной методики на уровень развития двигательных способностей гимнасток.
Практическая значимость. Результаты исследования позволяют повысить уровень развития двигательных способностей гимнасток 6-7 лет на начальном этапе спортивной тренировки. Данная методика развития двигательных способностей может быть рекомендована для использования в тренировочном процессе гимнасток на начальном этапе спортивной тренировки.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлось Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования комплексная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 10 «Олимп» г. Тольятти Самарской области.
Результатом проведенной работы стали следующие выводы:
1. Анализ литературных источников по теме исследования позволил нам определить необходимые методы и средства для оптимизации координационных способностей юных гимнастов на начальном этапе спортивной подготовки.
2. Использование в тренировочном процессе методики оптимизации координационных способностей обеспечивает более благоприятное, по сравнению с существующей методикой развития двигательных способностей, воздействие на развитие ловкости (р <0,05).
3. Экспериментальная проверка разработанной методики показывает достоверный уровень повышения эффективности развития двигательных способностей экспериментальной группы, по показателям:
• тест на статическую координацию - «проба Ромберга» - увеличение времени статического равновесия на 5,36 сек. В экспериментальной группе (35%).
• тест «Бег 20 м с высокого старта» - оценка быстроты, проявляемой в целостном двигательном действии, снижение времени пробегания в среднем на 0,31 секунду (6,06%).
• тест «Прыжок в длину с места» - увеличение длины прыжка в среднем на 8,14 см (5,4%).
• тест «Челночный бег (3x10 м)» - уменьшение времени преодоления трех отрезков на 1 секунду (9,2%).
• тест «Шестиугольник» - оценка координационных способностей, снижение времени в среднем на 5,41 с (33,1%).
Разработанная нами методика оптимизации координационных способностей юных гимнастов на начальном этапе спортивной подготовки в ходе экспериментальной проверки показала свою эффективность и может быть рекомендована для широкого использования в учебно-тренировочном процессе в спортивных школах и секциях.
По итогам проделанной работы можно дать следующие рекомендации:
Для развития координационных способностей (ловкости) необходимо:
• постоянно применять в тренировочном процессе новые, незнакомые, разнообразные упражнения и игровые задания;
• способствовать совершенствованию чувства времени и пространства при помощи выполнения упражнений с закрытыми глазами, «преодолевать расстояние за определенное время»;
• способствовать совершенствованию тонкой дифференциации мышечных усилий, с помощью включения упражнений на уменьшенной площади опоры (на одной ноге, на скамейке и т.п.);
• способствовать совершенствованию чувства равновесия, посредствам включения в тренировочный процесс упражнений с различным положением рук, на снарядах различной высоты.
• включать в комплексы общеразвивающих упражнений выполнение ассиметричные движения;
• выполнение упражнения (сложнокоординационного) начинать с медленного темпа и постепенно ускорять счет;
• выполнять комплексы с различными предметами;
• включать в тренировочный процесс упражнения «Зеркало», «Повторюшка», «Попади в свой след» (прыжком на месте с поворотом на 90, 180 и 360° постараться приземлиться в свой след).
1. Вайцеховски С.М. Книга тренера. - М.: Физкультура и спорт, 2014.
2. Гавердовский Ю.К. Теория и методика спортивной гимнастики. Том 2 [Электронный ресурс]: учебник/ Гавердовский Ю.К., Смолевский В.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: Советский спорт, 2014.— 232 с.
3. Губа, В. П. Методы математической обработки результатов спортивно- педагогических исследований [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / В. П. Губа, В. В. Пресняков. - Москва : Человек, 2015. - 283 с.
4. Губа, В. П. Основы спортивной подготовки [Электронный ресурс] : методы оценки и прогнозирования: морфобиомеханический подход : науч.-метод. пособие / В. П. Губа. - Москва : Советский спорт, 2012. - 384 с.
5. Гуревич, П. С. Психология и педагогика [Электронный ресурс] : учебник / П. С. Гуревич. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 320 с.
6. Дубровский, В.И. Валеология. Здоровый образ жизни / В.И. Дубровский. - М. : Retorika-A, 2001. - 560 с.
7. Загайнов, Р Психология современного спорта [Электронный ресурс] : Записки практического психолога спорта : [учеб. пособие] / Р Загайнов. - Москва : Советский спорт, 2012. - 292 с
8. Запорожанов, В.А. Контроль в спортивной тренировке. 4-е изд. М.: Астрель, 2008. 155 с
9. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 2011.
10. Иваницкий, М. Ф. Анатомия человека [Электронный ресурс] : [с основами динамической и спортивной морфологии] : учеб. для вузов физической культуры / М. Ф. Иваницкий. - 12-е изд. - Москва : Спорт, 2016. - 624 с.
11. Иванов, А. А. Психология чемпиона [Электронный ресурс] : Работа спортсмена над собой : [монография] / А. А. Иванов. - Москва : Советский спорт, 2012. - 112 с.
12. Иорданская, Ф. А. Мониторинг функциональной подготовленности юных спортсменов - резерва спорта высших достижений [Электронный ресурс] : этапы углубленной подготовки и спортивного совершенствования : [монография] / Ф. А. Иорданская. - Москва : Советский спорт, 2011. - 142 с.
13. Ишмухаметов, М. Г. Теория и методика оздоровительно-рекреационной физической культуры и спорта : йога в физической культуре и спорте [Электронный ресурс] : учеб. пособие / М. Г. Ишмухаметов ; Пермский гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь : ПГГПУ, 2013. - 159 с.
14. Карась, Т Ю. Теория и методика физической культуры и спорта [Электронный ресурс] : учеб.-практ. пособие / Т Ю. Карась ; Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет. - Комсомольск-на-Амуре : АмГПГУ, 2012. - 131с.
15. Кокоулина, О. П. Основы теории и методики физической культуры и спорта [Электронный ресурс] : учеб.-практ. пособие / О. П. Кокоулина. - Москва : ЕАОИ, 2011. - 144 с.
...