Введение 3
Глава 1 Определение понятия и типы средств самоорганизации гражданско - правовых отношений по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд 10
1.1 Определение понятия организации и самоорганизации гражданско-правовых отношений по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд 10
1.2 Гражданско-правовые организационные отношения 15
Глава 2 Государственные и муниципальные торги как средство самоорганизации гражданско-правовых отношений по обеспечению товарами 22
2.1 Правовая природа процедур планирования закупок и соглашения о проведении совместных конкурсов и аукционов 22
2.2 Извещение о торгах как основание возникновения абсолютных организационных правоотношений 32
Глава 3 Контрактная система государственных закупок как средство самоорганизации гражданских правоотношений по обеспечению товарами 39
3.1 Правовая природа и предмет государственного контракта по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд 39
3.2 Правовые проблемы структуры правовых связей между субъектами государственного контракта и договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд 48
3.3 Форма и содержание государственного контракта как средства самоорганизации гражданских правоотношений по поставке товаров 54
Заключение 61
Список используемой литературы и используемых источников 65
Актуальность работы заключается в необходимости разработки целостной концепции системы правовых средств самоорганизации процесса снабжения товарно-материальными ценностями для государственных и муниципальных нужд, и создания условий для формирования юридической процедуры выбора их применения в той или иной ситуации, основываясь на правовых предписаниях.
От верного выбора правовых регуляторов самоорганизации поставок зависит качество и своевременность обеспечения товарно-материальными ценностями, предназначаемыми для удовлетворения потребности государственных и муниципальных учреждений. Эффективная система снабжения государственных и муниципальных нужд является действенным механизмом положительного воздействия на стабилизацию экономики, так как за ее счет решаются вопросы местного значения и исполняются федеральные и региональные целевые программы по поддержке малого и среднего предпринимательства, развиваются перспективные сферы производства, ускоряется научно-технический прогресс, проводятся научные разработки в индустрии высоких технологий, ускоряется товарооборот во внутреннем рынке, развивается транспортная система, сфера жилищного строительства, обеспечивается оборона и безопасность государства.
Актуальность исследования заключается также в необходимости устранения пробелов и противоречий в нормах законодательства Российской Федерации, обобщения судебно-арбитражной практики применения института закупочных процедур, предусмотренных законом о контрактной системе, исследования правовых последствий составления или не составления планов-графиков. Также назрела необходимость пересмотреть и усовершенствовать некоторые разделы Гражданского кодекса (далее - ГК РФ), в частности главу 28 ГК РФ, в которой на законодательном уровне закреплена процедура заключения договора по результатам проведения закупочных процедур, а также стоит обратить внимание на изменения в параграфе 4 главы 30 ГК РФ, определяющем процедуру снабжения товарно-материальными ценностями для государственных и муниципальных нужд.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в ходе применения правовых средств самоорганизации поставок товарно-материальных ценностей для государственных и муниципальных нужд.
Предмет исследования: нормативно-правовые акты, регулирующие процесс деятельности не только подрядных организаций и поставщиков, но и организаторов проведения процедуры государственных закупок и ответственных лиц за размещение информации (извещения) о проведении торгов. Цель исследования заключается в разработке целостного учения о правовых средствах самоорганизации поставок для государственных и муниципальных нужд.
Гипотеза исследования. Предполагается, что получение единого учения о правовых средствах самоорганизации поставок будет способствовать эффективной деятельности по обеспечению товарами и услугами для государственных и муниципальных нужд.
Задачи исследования заключаются:
• сформировать общее понятия правовых средств самоорганизации поставок товаров для государственных и муниципальных нужд их;
• описать особенности и отличия каждого выделенного правового средства самоорганизации поставок; определение механизма, по которому целесообразно использование отдельного правового средства самоорганизации поставок.
Теоретическая основа исследования. Тема диссертационного исследования имеет комплексный, многоплановый характер, что предполагает обращение к научным исследованиям по различным направлениям юриспруденции. Проблемы, рассматриваемые в диссертации, не могут быть в полной мере рассмотрены без обращения к работам С.С. Алексеева, Л.В. Андреевой, В.В. Витрянского, О.А. Красавчикова, И.Б. Новицкого, Г.В. Барабашева, С.Н. Братусь М.А. Егорова, Б.Е. Лернер, М.А. Тарасов, В.В. Шишкин, Е.М. Ковешникова, М.А. Сергеева, Ю.А. Тихомирова, А.А. Уварова. Вместе с тем, при всем разнообразии работ по тематике исследования, они не охватывают всех проблем рассматриваемой темы. Все острее ощущается необходимость комплексного исследования правовых средств самоорганизации поставок товаров в свете реформирования всей системы поставок для государственных и муниципальных нужд. Также исследовались труды в сфере правового регулирования отношений в процессе организации государственных закупок и размещения соответствующей информации о торгах, судебно-арбитражная практика и практика заключения контрактов по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд.
Методологическую основу исследования составляет комплекс актуальных методов научного познания, в том числе с диалектический метод, а также основанные на нем общенаучные и частно-научные методы исследования: анализа и синтеза, аналогии, индукции и дедукции, комплексного анализа, толкования, а также сравнительно-правовой, статистический и формально-юридический.
В процессе изучения применялись достижения отраслевых юридических наук, как-то: административного, гражданского, гражданского процессуального, конституционного (государственного) права. Освоено значительное количество общетеоретической и специальной литературы, связанной с объектом и предметом исследования.
Научная новизна исследования. Представляемая работа является одной из первых исследований, включающих в себя комплексное целостное учение о гражданско-правовых отношениях, возникающих в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд путем упорядочивания связей при самоорганизации поставок при выборе определенных средств ее осуществления. Особое внимание уделяется формированию понятия правовых средств самоорганизации поставок товаров для государственных и муниципальных нужд, их специфическим особенностям и отличиям от других правовых механизмов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в качестве исходного материала для последующих научных работ в свете развития учения о проблемах правового регулирования закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применить предложенные умозаключения в правоприменительной деятельности субъектов соответствующих отношений (государственных заказчиков, подрядчиков, поставщиков); в законотворческой деятельности для устранения имеющихся пробелов, недостатков и противоречий в действующей нормативной базе; при рассмотрении разногласий при ненадлежащем исполнении обязательств в судебном порядке, а также при составлении и исполнении договоров.
Достоверность и обоснованность результатов исследования заключаются в теоретических выводах и практических рекомендациях, изложенных в международном научном журнале «Молодой ученый» (№39 (329), сентябрь 2020 г.)
Личное участие автора в получении научных результатов, изложенных в диссертации и опубликованных в научной статье, выражается в теоретической разработке основных направлений для развития сферы закупок для государственных и муниципальных нужд.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты в виде теоретических выводах и практических рекомендациях отражены в научной статье «Сущность правовых средств, их признаки и виды», опубликованная в международном журнале «Молодой ученый» (№39 (329), сентябрь 2020 г.)
На защиту выносятся следующие положения:
1. Гражданско-правовая самоорганизация - это сложный процесс, при котором каждый участник имущественных отношений использует различные гражданско-правовые средства саморегулирования, учитывая такую особенность как разносторонность интересов.
2. Организационные отношения в гражданском праве представляют собой возникающие в процессе реализации организационного договора отношения, порождающие некоторую систему связей, координирующую ход развития имущественных отношений. К отношениям, в рамках которых возникают и регулируются обязательственные правоотношения, относятся организационные правоотношения, формирующиеся в процессе выставления на торги определенных лотов для дальнейшего заключения контракта на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд. Факт заключения этого контракта свидетельствует, в свою очередь, о возникновении определенных правоотношений, которые могут обеспечить дальнейшее развитие, так как они имеют цель организации исполнения заключаемого договора на поставку.
3. В вопросе необходимости снабжения товарно-материальными ценностями для государственных (муниципальных) нужд базовыми средствами самоорганизации правовых отношений являются «гражданские организационные правоотношения по проведению процедуры торгов на право заключения договора на поставку, рамочные договоры о поставках в будущем и их условиях, а также государственный или муниципальный контракт на поставку товаров». План-график, являясь юридическим фактом, несет определенные правовые последствия для организаторов процедуры. Процедура по организации планирования закупок предполагает ряд правовых последствий, но она не является актом государственного планирования, который предшествовал ей.
4. Выставление извещения о проведении открытых торгов признается публичной офертой по отношению ко всем участвующим и желающим заключить договор о проведении торгов, но не окончательный договор. По факту выставления извещения об осуществлении закупок на торговой площадке, между участниками возникают абсолютно-управомочивающие правоотношения, суть которых заключается в том, что определенному уполномоченному лицу противостоит некоторое количество управомоченных лиц.
5. Назрела необходимость определить понятие «государственных и муниципальных нужд». «Государственные и муниципальные нужды» - объективно существующие общественно значимые нужды и потребности соответствующего публично-правового образования, статус которого закреплен на законодательном уровне, способствующие удовлетворению интересов населения, а также реализуемые согласно разработанному регламенту специально уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления.
6. В рамках исследования предлагается: сведение к минимальному количеству проведения закрытых процедур закупок; назначение федеральных органов, ответственных за регулирование проведения конкурсных процедур; введение нормативов, согласно которым государственный заказ будет иметь точное и детальное описание; развитие процесса размещения конкурсных процедур закупок, улучшение качества этих процедур, их ясности для предпринимателей; разработка и принятие на федеральном уровне процедуры обжалования действия и решений органов государственной власти, ответственных за размещение и проведение конкурсов.
Структура исследования определяется её целью и поставленными задачами, состоит из введения, 3-х глав из 7 параграфов, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.
Роль самоорганизации обеспечения поставок для государственных и муниципальных нужд в современном обществе достаточно велика. Высокая значимость необходимости выстраивания правовых отношений, при которых будет осуществляться самоорганизация поставок, обусловлена специфической целевой направленностью, поскольку поставки предназначены для покрытия потребностей государства, создания условий для нормальной жизнедеятельности и возможности исполнять свои обязательства перед обществом. От степени налаживания системы поставок зависит уровень обеспечения общественных потребностей.
Слабая разработанность исследуемой темы подтверждается тем, что целостных монографических исследований по изучению правовой природы отношений по поставке товаров для государственных нужд на сегодняшний день нет. Учитывая названную проблему, представляется целесообразным изучение самоорганизации поставок для государственных и муниципальных нужд.
Первая глава посвящена изучению правовой природы понятия «самоорганизация», её особенности и отличия от понятий «самоуправление» и «саморегулирование». Отмечено, что в отличии от других видов управления самоорганизация имеет не отрицательное, а наоборот, положительное обратное действие, ввиду того, что применяется внутренняя полезная работа против равновесия.
Также в первой главе рассмотрены организационные отношения в гражданском праве, зарождаемые в процессе исполнения организационных договоров. Организационные отношения формируют, в свою очередь, определенную систему связей, целью которых является организаций имущественных отношений. Отношения, в которых возникают и регулируются обязательные правоотношения, включают в себя организационные правоотношения, формирующиеся в ходе осуществления публикации лота на торговой площадке на заключение контракта на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд. По итогу заключения этого контракта, возникают обязательственные отношения, которые могут обеспечить дальнейшее развитие, так как они имеют цель организации исполнения заключаемого договора на поставку. Принимая во внимание тот факт, что организационные отношения имеют более широкое понимание, чем то, что описано ст. 2 ГК РФ, нами предлагается пересмотреть предмет гражданско-правового регулирования, обратив особое внимание на формирование организационно-договорных и преддоговорных отношений.
Принимая к учету тот факт, что на сегодняшний день имеется значительная законодательная база, регулирующая процесс проведения торгов, многими правоведами отмечаются спорные моменты, требующие пересмотра на государственном уровне. Целостной процедуры по проведению торгов на сегодняшний день, закрепленной на законодательном уровне, нет, что делает тему регулирования торгов все более актуальной.
Основополагающим фактором успешной самоорганизации определяется наличие внутренних системообразующих связей, которые способны обеспечить своевременное взаимодействие компонентов правовой системы.
Вторая глава посвящено рассмотрению процедуры торгов, а именно деятельности по заключению контракта по итогам их проведения, представляющей особый интерес. От выбираемых действий при заключении контракта зависит последующий характер гражданско-правовых отношений, которые включают в себя: организационное соглашение о совместном конкурсе (аукционе), организационные действия при составлении плана- графика и организационное правоотношение, которое возникает из факта публикации извещения о проведении торгов.
Размещение извещения о проведении открытых торгов признается публичной офертой по отношению ко всем участникам заключить договор о проведении торгов, но не окончательный договор.
По факту выставления извещения об осуществлении закупок на торговой площадке, между участниками возникают абсолютно- управомочивающее правоотношение, суть которого заключается в том, что одному участнику противостоит определенное количество других участников. Понятие абсолютных организационных отношений во многом отличается от относительных. При публикации извещения о проведении торгов возникают именно абсолютные организационные отношения.
В третьей главе, проанализировав современную правовую литературу, нами дается понятие государственного контракта, являющегося самостоятельным видом гражданско-правового договора, заключаемого органом государственной власти или органом местного самоуправления, учреждением, уполномоченным органом или организацией, являющейся победителем по итогу проведение конкурса. Изучена структура и содержание государственного контракта. В работе также отмечается, что понятие государственного контракта не сопоставимо с понятием нормативно-правового акта по ряду причин.
В рамках изучения рассматриваемой темы отмечается, что ни в одном законодательном положении не закреплено понятие «государственные (муниципальные) нужды». В этой связи нами предлагается дополнить Закон о контрактной системе следующим определением: государственные и муниципальные нужды - это объективно существующие общественно значимые нужды и потребности соответствующего публично - правового образования, статус которого закреплен на законодательном уровне, способствующие удовлетворению интересов населения, а также реализуемые согласно разработанному регламенту ответственными органами государственной власти и местного самоуправления.
Сфера регулирования возникающих правоотношений в процессе осуществления государственных и муниципальных закупок не имеет четко выработанной системы. Правовая основа этой сферы на сегодняшний день включает в себя ряд федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, некоторые из которых действуют в разрез с федеральными законами. Каждый субъект РФ также имеет свою систему правового регулирования вопросов, связанных с закупками за счет бюджета.
По итогу изучения исследуемой темы предлагается ряд мероприятий, способствующие совершенствованию регулирования сферы закупок для государственных и муниципальных нужд: сведение к минимальному количеству проведение закрытых процедур закупок; назначение федеральных органов ответственными за регулирование проведения конкурсных процедур; введение нормативов, согласно которым государственный заказ будет иметь точное и детальное описание; развитие процесса размещения конкурсных процедур по закупке государственными и муниципальными нуждами, повышение качества этих процедур, их ясности для общества, предпринимателей; разработка и принятие на федеральном уровне процедуры обжалования действия и решений органов государственной власти, ответственных за размещение и проведение конкурсов; включение дополнений в Кодекс об административных правонарушениях ответственности за нарушение свода правил и регламента проведения процедуры размещения заказов; введение требований, согласно которым государственным заказчиком до выставления конкурса будет качественно изучен рынок, для того чтобы иметь явные основания для проведения конкурса и иметь представление о возможных условиях заключаемого государственного контракта.
1. Айнабек К.С., Социально-экономическая природа и содержание самоорганизации общественного хозяйствования - М., 2014. - С.594
2. Актуальные проблемы гражданского права. Межвузовский сборник научных трудов / Редкол.: Илларионова Т.И., Кириллова М.Я., Свердлык Г.А., Стоякин Г.Я., Яковлев В.Ф. (Отв. ред.) - Свердловск: Изд-во Свердл. юрид. ин-та, 1986. - 144 с.
3. Ананьев, А. Г. Понятие государственного (муниципального) контракта по действующему законодательству /А. Г. Ананьев // Гражданское право. 2016. № 5. С. 10.
4. Андреева Л.В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. М., 2017. С. 210.
5. Анисимов В. А. Торги как способ размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных.: дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / В.А. Анисимов. Уфа, 2011. 180 с.
6. Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 26.10.2017 N АПЛ17-342 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»
7. Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 08.10.2015 N АПЛ15-379 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»
8. Апелляционное определение Верховного суда Российской Федерации от 26.07.2018 № 10-АПГ18-3
9. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 25.12.2018) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.
10. Архипов Ю.Г. Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Учебное пособие. Москва, 2015. 296 с.
11. Астахова М.В. Гражданско-правовое регулирование государственного заказа на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд органов внутренних дел.: дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 /М.В. Астахова. М., 2012. 176 с.
12. Балакин В.В. Торги как институт гражданского права в условиях современной рыночной экономики: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016. С. 152.
13. Балтутите И.В. Гражданско-правовое регулирование заключения контрактов на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд /.: дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / И.В. Балтутите. Волгоград, 2012. 238 с.
14. Барыбина Е.Л. Понятие «государственные (муниципальные) нужды» в предмете государственного контракта как средство самоорганизации гражданских правоотношений по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд // Современное право, 2014. № 10. С. 79-83.
15. Барыбина Е.Л. Правовые средства самоорганизации поставок товаров для государственных и муниципальных нужд.: дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / Е.Л. Барыбина. М., 2015. 194 с.
...