Введение 5
1 Теоретические основы по совершенствованию системы менеджмента
качества 8
1.1 Понятие и сущность системы менеджмента качества 8
1.2 Пути совершенствования системы менеджмента качества 14
2 Анализ деятельности предприятия ООО «ЭКОПОЛ» 20
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 20
2.2 Анализ системы менеджмента качества предприятия ООО «ЭКОПОЛ» 25
3 Разработка мероприятий по повышению системы менеджмента качества
ООО «ЭКОПОЛ» 30
3.1 Мероприятия по повышению совершенствованию системы
менеджмента качества предприятия 30
3.2 Расчет экономической эффективности внедрения мероприятий 35
Заключение 39
Список используемой литературы
Приложение А Организационная структура предприятия ООО «ЭКОПОЛ» 42
Приложение Б Процессная модель ООО «ЭКОПОЛ» 43
Приложение В Карта процесса «Управление персоналом» 44
Приложение Г Инструменты, позволяющие проанализировать внешние и внутренние факторы
Приложение Д Порядок проведения PEST - анализа 49
Приложение Е Инструкция по проведению ABC- анализа заинтересованных сторон 53
Приложение Ж Порядок проведения 5S 55
На сегодняшний день при выборе продуктов/услуг решающую роль играет критерий «качество». Потребитель выбирает продукцию с высоким качеством. Для производителя высокое качество является залогом стабильной прибыли и конкурентоспособности. Для того, чтобы достичь желаемых результатов, предприятиям необходимо внедрить систему менеджмента качества. Это позволит повысить эффективности деятельности предприятия и быть более конкурентоспособным.
При разработке и внедрении системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2015 предприятие получит ряд преимуществ, среди которых:
- рост производительности труда за счет снижения непроизводственных затрат;
- повышение качества производимой продукции;
- рост объема продаж и соответственно рост прибыли предприятия;
- снижение рекламаций;
- повышение имиджа предприятия и т.д.
Актуальность выбранной темы обусловлено тем, что система менеджмента качества является эффективным инструментом для повышения конкурентоспособности предприятия. Этого можно достичь путем выполнения требований заинтересованных сторон, повышения качества производимой продукции, снижения издержек и повышения прибыли предприятия, а также грамотного внедрения инструментов управления качеством.
Для того, чтобы совершенствовать на предприятии систему менеджмента качества необходимо вредить современные инструменты управления качеством.
Цель работы - Совершенствование системы менеджмента качества предприятия ООО «ЭКОПОЛ» путём внедрения инструментов управления качеством.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
- раскрытие теоретические аспекты выбранной темы;
- провести экономический анализ и анализ действующей системы менеджмента качества;
- разработка и внедрение инструментов управления качеством, позволяющие совершенствовать систему менеджмента качества предприятия ООО «ЭКОПОЛ».
Объект исследования - ООО «ЭКОПОЛ». Предприятие занимается производством комплектующих для автомобильной отрасли, а также производством лакокрасочных материалов.
Предметом исследования - система менеджмента качества.
Практическая значимость бакалаврской работы заключается во внедрении инструментов управления качеством в деятельность предприятия ООО «ЭКОПОЛ». Это позволит совершенствовать систему менеджмента качества предприятия и тем самым повысить качество производимой продукции, повысить эффективность деятельности предприятия, повысить конкурентоспособность предприятия. Информация, представленная в пунктах 2.2, 3.1 бакалаврской работы может использоваться персоналом предприятия ООО «ЭКОПОЛ», а также иными предприятиями, которые производят комплектующие изделия для автомобилей.
Для написания бакалаврской работы были использованы ряд документов, среди которых: документация системы менеджмента качества предприятия ООО «ЭКОПОЛ», также бухгалтерская отчетность данного предприятия, нормативно-правовые акты РФ и т.д.
Для раскрытия сущности и значения данной работы применялись такие методы как: классификация, обобщение, анализ, сравнение и т.д.
Работа состоит из:
- введения. Данный пункт включает: актуальность выбранной темы, цели, задачи, объект и предмет работы;
- первого раздела «Теоретические основы по совершенствованию системы менеджмента качества» содержит информацию о понятии системы менеджмента качества, о способах, позволяющих совершенствовать деятельность в области системы менеджмента качества. Раздел содержит краткое описание принципов СМК, а также раскрыты различные способы совершенствования СМК;
- второго раздела «Анализ деятельности предприятия ООО «ЭКОПОЛ» содержит информацию по анализу деятельности предприятия, представлены основные экономические показатели работы предприятия, сделаны краткие выводы по основным показателям. Также проведена оценка зрелости СМК через самооценку, проанализирован принцип процессного подхода, проведен внутренний аудит систем по итогам разработан план корректирующих действий;
- третьего раздела, который посвящен разработке мероприятий совершенствованию СМК за счет внедрения инструментов управления качеством;
- заключения. Выводы по проделанной работе.
Список использованной литературы состоит из 29 наименований, включающих стандарты, учебники, научные статьи и публикации, электронные ресурсы интернета, в том числе 4 иностранных.
Общий объем работы, без приложений, 40 страниц машинописного текста, в том числе таблиц - 11, рисунков - 11.
Основная цель бакалаврской работы, которая заключалась в совершенствование системы менеджмента качества предприятия ООО «ЭКОПОЛ» путём внедрения инструментов управления качеством достигнута.
Были проанализированы теоретические аспекты выбранной темы. Проанализировано состояние дел на предприятии, путем анализа основных экономических показателей, анализа зрелости состояния системы менеджмента качества, проведения внутреннего аудита. В рамках анализа были выявлены ряд проблем, для которых были разработаны корректирующие действия.
Были предложены такие инструменты по совершенствованию системы менеджмента качества предприятия, как: ABC - анализ; SWOT - анализ; PEST - анализ; система 5S. Разработаны инструкции по применению данных методов.
При внедрении данных инструментов предприятие получит ряд преимуществ, а именно:
- грамотное формулирование стратегии предприятия ООО «ЭКОПОЛ»;
- как внешние факторы повлияют на продажи и прибыль предприятия;
- сокрушение времени выполнения производственных и непроизводственных операций;
- снижение уровня брака;
- повышение безопасности работы и т.д.
После того, как ООО «ЭКОПОЛ» внедрит мероприятия, способствующие совершенствованию системы менеджмента качества прибыль данной организации, повысится. В год предприятие дополнительно будет получать 3 960 000 руб. Данный результат позволяет сделать вывод об эффективности внедренных мероприятий.
1. Арбатов И.А. Инструменты менеджмента и качества / И.А. Арбатов. — СПб.: ГУАП, 2020. 238 c.
2. Баканов М.И. Экономика и его показатели: учебник. М.: Финансы и статистика, 2021. 320 с.
3. Бернстайн, Л. А. Анализ финансовой деятельности предприятия. М. : Финансы и статистика, 2019. 326 с.
4. Вдовин С.М. Планирование и реализация аудита: учеб. пособ. для вузов. - М.: Наука, 2018. 312 с.
5. Войтоловский В.В. Факторы окружающей средв / В.В. Войтоолвский. - М.: Высшее образование, 2020. 678 с
6. Герасимов, Б.Н. Управление качеством: Учебное пособие / Б.Н. Герасимов, Ю.В. Чуриков. -М.: Вузовский учебник, 2020. -64 c
7. Горленко О.А. Менеджмент качества: анализ основных
определений. // Методы менеджмента качества. -2019 -No15. -С.37-45
8. ГОСТ Р ИСО 9001:2015 Система менеджмента качества.
Требования [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.glavsert.ru/articles/976/ (дата обращения 27.06.2021).
9. ГОСТ Р ИСО 9000:2015 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200124393/ (дата обращения 25.06.2021).
10. Думанян С.А. Системы менеджмента качества: Монография/ С.А. Думанян. - СПб.: Лань, 2021. 304c.
11. Дшхунян В.Л. Процессы менеджмента качества / В.Л. Дшхунян, Т.Г. Никольская. — М.: Трек, 2019. 144 c.
12. Деминг Э. Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами. М.: Альпина Паблишер, 2018. 419 с.
13. Иванов М.А. Сущность системы менеджмента качества / М.А. Иванов. - СПб.: Питер, 2018. 272 c.
14. Кане М.М. Системы, методы и инструменты менеджмента качества. / М.М. Кане. - Питер, 2019. 576 с.
15. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: учеб. пособие / Н.И. Кабушкин. - 11-у изд., испр. - М.: Новое знание, 2020. - 336 с
16. Король С. Внешняя окружающая среда организации // Проблемы теории и практики управления. - №5 2019. - С.43-50
17. Логанина В.И. Разработка системы менеджмента качества на предприятиях / В.И. Логанина. — М.: КДУ, 2020. 148 c.
18. Магомедалиева О. В. Повышение эффективности управления промышленным предприятием / О.В. Магомедалиева. - Орел, 2020. 129 с
19. Макеева Ф. С. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособ. для вузов. / Ф.С. Макеева. - Ульяновск, 2018. 88 с.
20. Огвоздин В.Ю. Управление качеством: учебное пособие. / В.Ю. Огвоздин. - М.: «Дело и Сервис», 2020. 290 с.
21. Репин В.В. Процессный подход к управлению. / В.В. Репин. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2018. 408с.
22. Сыпало К. В. Анализ системы менеджмента качества предприятия// Управление предприятием. / К.В. Сыпало. - Ульяновск, 2019. 156 с.
23. Chester H. W. Methods of assessing the effectiveness of the internal audit process Quality / H. W. Chester. - London: Harvard Business School Press, 2020. 445 p.
24. Grer B.A. Audit of quality management system as one of the most / B.A. Grer. - Production Journal of Social Sciences. 2021. №1. P. 225-227.
25. Bujold M.S. Process risks / M.S. Bujold: St. Lucie Press, 2020. 258 p.
26. Jelinkovaa L., Quality of Performance Management Systems // Procedia: Social and Behavioral Sciences. -2019. -Volume 217. -PP. 182-189.
27. Lisetchko, N.A. Methodical the internal marketing in service industry // Procedia: Social and Behavioral Sciences -2020. -Volume 217. -PP. 36-52.