Введение 5
Глава 1 . Теоретические положения о лоббизме 8
1.1. Понятие и сущность лоббизма 8
1.2. Проблемы принятия закона о лоббистской деятельности 11
1.3. Правовое положение лоббизма в России в настоящее время 20
Глава 2. Особенности правового регулирования лоббизма 28
2.1. Проблемы осуществления лоббизма в России 28
2.2. Западный опыт осуществления лоббизма 34
2.3. Тенденции развития лоббизма в России 39
Заключение 46
Список используемых источников 48
Тема бакалаврского исследования актуальна потому, что сегодня, в сложное для всего мира время, когда экономика и политика подвержены непрерывным и зачастую неожиданным трансформациям, необходимо предоставить возможности для воздействия на власть различным группам граждан и их общественным и некоммерческим объединениям. Таковы условия цивилизованного взаимодействия внутри социального государства. С другой стороны, требуется сделать прозрачным процесс продвижения своих интересов различными корпоративными группами давления, таким образом, уменьшив коррумпированность власти и увеличив гласность и легитимность принимаемых властью решений. Дискуссия о лоббизме на правовом и общесоциальном поле призвана придать процессу взаимодействия общества и власти более цивилизованный, правовой характер.
Лоббизм присущ любой политической системе, прописан он в нормативных актах или нет. Поэтому так велика роль государства в формировании цивилизованных инструментов взаимодействия власти и общества. Сложно предположить, каким образом будет развиваться лоббизм в России. В настоящее время эксперты обсуждают протекционизм в России как элемент лоббизма государственных интересов, а также BigData и профессиональный стандарт - перспективы регулирования рынка лоббизма
Вопрос остается открытым, и содержание будущего Федерального закона и нормативных актов, которые бы принимались в его развитие, вызывают сегодня широкое обсуждение ученых, практиков, политиков и представителей бизнеса на разных площадках. Именно на этом этапе закладывается идеология лоббистской деятельности: основы ее регулирования, правовой статус профессионалов в этой области, механизмы взаимодействия с властью.
Цель моего бакалаврского исследования - раскрыть сущность лоббизма и определить его основные проблемы реализации, а также предложить возможные пути решения для устранения данных проблем.
Для достижения поставленной цели нам необходимо преодолеть ряд задач следующего характера:
1. Вначале необходимо уяснить общее понятие лоббизма и выяснить причины отсутствия закона о лоббистской деятельности в российской Федерации вплоть до настоящего времени.
2. Необходимо определить, каким же образом осуществляется правовая организация и регуляция лоббистской деятельности в России без надлежащего функционирования закона
3. Необходимо выявить проблемы, которые мешают благополучному функционированию и развитию лоббистской деятельности в России
4. Необходимо обратиться к мировому опыту развития и внедрения лоббистской деятельности с целью интеграции полученного опыта и знания в России
5. Необходимо проанализировать дальнейшие пути развития лоббизма в России
Предметом исследования в работе является лоббизм как один из значимых механизмов взаимосвязи общества и государства. Объектом исследования является комплекс правовых а также экономических методов, которые осуществляют влияние на характер и направление развития лоббизма.
Методологическую базу в своем большинстве составила теоретическая литература, потому как основной закон о лоббизме в Российской Федерации пока еще носит характер законопроекта. Кроме того анализировались материалы периодической печати и специальная литература в области экономики и политики, затрагивающая интересующую нас проблематику лоббизма.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, разделенных на шесть параграфов, заключения и списка используемых источников.
Общий объем работы составляет 53 листа.
Лоббизм - один из значимых механизмов взаимосвязи общества и государства. Предельным основанием для возникновения лоббистского отношения является наличие в структуре общества социально оформленных интересов. Оформление интереса предполагает наличие в структуре гражданского общества групп, имеющих один или несколько интересов и выдвигающих требования к другим группам для реализации этих интересов. Соответственно группы интересов, продвигающие свои интересы через структуры государства, выступают как группы давления и приобретают политический характер. В большинстве случаев конкуренция групп давления проявляется как конкуренция элит.
В сложное для всего мира время, когда экономика и политика подвержены непрерывным и зачастую неожиданным трансформациям, необходимо предоставить возможности для воздействия на власть различным группам граждан и их общественным и некоммерческим объединениям. Таковы условия цивилизованного взаимодействия внутри социального государства. С другой стороны, требуется сделать прозрачным процесс продвижения своих интересов различными корпоративными группами давления, таким образом, уменьшив коррумпированность власти и увеличив гласность и легитимность принимаемых властью решений. Дискуссия о лоббизме на поле МЭФ призвана придать процессу взаимодействия общества и власти более цивилизованный, правовой характер.
Лоббизм присущ любой политической системе, прописан он в нормативных актах или нет. Поэтому так велика роль государства в формировании цивилизованных инструментов взаимодействия власти и общества. Сложно предположить, каким образом будет развиваться лоббизм в России. В настоящее время эксперты обсуждают протекционизм в России как элемент лоббизма государственных интересов, а также BigData и профессиональный стандарт - перспективы регулирования рынка лоббизма.
Сегодня существует лишь модельный закон «О регулировании лоббистской деятельности в органах государственной власти», принятый на двадцать втором пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ в ноябре 2003 года. Очевидно, что в отсутствие системного подхода, которое мы наблюдаем в настоящее время, развитие лоббизма будет идти по каналам криминального характера и увеличивать коррупционную составляющую в России.
Что же требуется, чтобы вывести лоббизм из тени, придать ему престижный статус организационного и экспертно-консультационного предпринимательства? Прежде всего - узаконить лоббизм. В Госдуме однажды рассматривался и был отклонен законопроект, запрещающий производителям табака и алкоголя жертвовать на поддержку политических партий. Проект был, конечно, вполне популистским. Действительно, запретишь королям табачного и алкогольного бизнеса оказывать партиям знаки специфического внимания - они начнут это делать через фирмы другого профиля. В связи с чем и контроль за источниками партийного финансирования путем ежегодных отчетов, включающих сведения о том, кто и сколько пожертвовал, тоже станет бессмысленным. Но если отвлечься от деталей, проблема была поставлена серьезная. Любая лоббистская деятельность должна осуществляться в рамках закона. Табачный бизнес в России сейчас на 85 процентов в руках иностранных компаний. Алкогольный рынок контролируется подчас не самым благопристойным контингентом. Тем не менее закон о лоббизме, если он будет принят, должен быть един для всех, а запрет финансировать политические партии распространяться на все бизнес-структуры без исключения.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание
законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 30.12.2006 N 271-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2015) // "Собрание законодательства РФ", 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 34.
3. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) // "Российская газета", N 253, 30.12.2009,
4. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // "Собрание законодательства РФ", 08.04.2013, N 14, ст. 1652,
5. Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" // "Собрание законодательства РФ", 25.07.2011, N 30 (ч. 1), ст. 4571.
6. Закон РФ от 07.07.1993 N 5340-1 (ред. от 30.12.2015) "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // " Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 19 августа 1993 г., N 33, ст. 1309.
7. Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. N 147 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы" // Российская газета - Федеральный выпуск №6946 (78)
Специальная литература
8. Масловская Т. Теория и практика лоббирования в России и субъектах Российской Федерации. - М.: Спутник+, 2015. - 274с.
9. Агабеков С. Лоббирование протекционистских мер и координация лоббистских усилий. - М,: Синергия, 2015. - 360с.
10. Крючков Д. Формирование и развитие института цивилизованного лоббизма в России // Ассоциация предприятий безопасности. - 2017. - №2. - 13-21
11. Коровин В. Узаконить лоббизм // Российская газета. - 2017. - № 7273.
12. Левина Е. Лоббизм в России. - М.: Синергия, 2014. - 240с.
13. Сушинский С. Лоббирование в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития. - М.: Феникс, 2015. - 370с.
14. Павроз А. Лоббизм. Институциональные основания и практики
политического влияния в демократических обществах. - М.: Академия, 2016. - 272с.
15. Магнитов С. Лоббизм. - М.: Белые альвы, 2017. - 268с.
16. Игнатов В.С. Теоретические аспекты лоббизма в России. - М.: Диктус паблишинг, 2015. - 296с.
17. Ламбаров П.С. Особенности лоббистской деятельности в Российской Федерации. - М.: Академия, 2014. - 230с.
18. Ачкасова В. GR и лоббизм. Теория и практика. - М.: Юрайт, 2016. - 316с.
19. Минтусов И. Лоббизм на западе и в России. - М.: Глобус, 2015. - 366с.
20. Филатова О. Западный лоббизм или как развить лоббизм в России. - М.: Техника, 2014. - 286с.
21. Лазарев В.В. Лоббирование правотворческих решений // Юридическая техника, 2014. - №8. - С. 215-223
22. Колупаева Ю. В. Лоббирование интересов Евросоюза // Известия Российского государственного университета им А.И. Герцена. - 2013. - № 4. - С. 133-139
23. Толстик В.А. Правотворческое лоббирование как средство борьбы за содержание права // Юридическая техника. - 2013. - № 6.С. 55-62
24. Маркова О.А. Проблемы правового регулирования лоббизма в России // Гуманитарный вектор. - 2014. - №7. - с. 73-81
25. Сумская В.В. Информационно-политическое лоббирование и институализация лоббирования // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - 2014. - № 6. - С. 31-42
26. Никулин Л.Ф. Лоббирование как механизм правового менеджмента // Вестник Саратовского государственного университета. - 2014. - №4. - 41¬49
27. Никитин А.В. Юридическая аргументация и лоббирование в праве // Юридическая техника. - 2014. - №5. - 23-31
28. Муращенков С.В. Институт лоббизма в условиях трансформации
политической системы современной России // Извести тульского государственного университета. - 2014. - №6. - 22-30
29. Авакьян С. Современные проблемы организации публичной власти. - М.: Юстицинформ, 2014. - 364с.
30. Лозанский Э.Д. Этносы и лоббизм в США: о перспективах российского лобби в Америке. - М.: Глобус, 2014. - 266с.
31. Ильичева Л.Е. Лоббизм в структурах законодательной и исполнительной власти европейских стран. - М.: Альянс, 2013. - 320с.
32. Бинецкий А.Э. Лоббизм в современном мире. - М.: Теис, 2014. - 296с.
33. Киселев К.В. Лоббизм: проблемы правового регулирования // Чиновник. - 2011. - №3. - С. 13-19
34. Лопатин В.Н. Конституционная законность и проблемы нормотворчества в России // Журнал российского права. - 2014. - №5. - С. 8
35. Соединенные штаты Америки: Конституция и законодательные акты. - М.: Информ-С, 2013. - 340с.
36. Городецкая И. Лоббизм в Германии и Франции: мировой опыт // Мировая экономика и международные отношения. - 2014. - №5. - С. 119-136
37. Ионин Д.А. Информационный лоббизм как социально-политический феномен // Известия УрГУ, 2015. - №21 С. 130-139