Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования творческих способностей средствами графической стилизации у детей начально-подросткового возраста 13
1.1 Понятие «Графическая стилизация», ее место в творческой художественной деятельности 13
1.2 Психолого-педагогический анализ понятия «творческие способности» 18
1.3 Особенности развитие творческих способностей детей начально-подросткового возраста в художественных образовательных учреждениях 28
1.4 Модель методической системы по формированию творческих способностей средствами графической стилизации натюрморта через ряд специальных упражнений в рамках урока ИЗО 36
Глава 2 Внедрение экспериментальной модели по формированию творческих способностей средствами графической стилизации у детей начально-подросткового возраста в рамках предмета ИЗО 47
2.1. Диагностика начального уровня творческих способностей по стилизации предметов детьми начально-подросткового возраста 47
2.2. Экспериментальная работа по формированию творческих способностей при создании стилизованной композиции у детей 52
2.3. Результаты экспериментальной работы по творческим способностям при создании стилизованного натюрморта 61
Заключение 71
Список используемой литературы 75
Приложение А Констатирующий эксперимент. Анкета «Выявление начального уровня знаний по графической стилизации» 79
Приложение Б План-конспекты уроков по развитию творческих способностей средствами графической стилизации у детей начально-подросткового возраста 80
Приложение В Работы обучающихся выполненные на формирующим этапе эксперименте 88
Приложение Г Группа детей над которой проводилась исследовательская работа по формированию творческих способностей средствами графической стилизации 90
Приложение Д Работы обучающихся выполненные на контрольном этапе эксперимента. Стилизованный натюрморт 95
Если вы прекрасный художник, писатель, музыкант, фотограф или дизайнер, вас, вероятно, когда-то называли «творческим человеком». Каждая новая идея или предмет, созданный людьми, возникла в результате творческой деятельности. Творческие идеи возникают во многих ситуациях, в карьере, хобби и работе. Но что такое творчество?
Процесс, лежащий в основе создания творчества был предметом многочисленных дискуссий и исследований, по крайней мере, в течение последних пятидесяти лет, начиная с Платона и Аристотеля. Несмотря на многолетние дискуссии и исследования, не существует единой авторитетной точки зрения или определения творчества, то есть нет стандартизированной методики измерения. Что касается процесса разработки, поддерживающего интеллектуальный акт творения, то он обычно описывается как процедура, в которой художник экспериментирует со средой, исследует ее с помощью одной или нескольких техник, изменяя формы, внешний вид объекта.
Творчество включает в себя воплощение идей, воображений и мечтаний в реальности. Когда человек проявляет творческий подход, он можете видеть скрытые закономерности и устанавливать связи между вещами, которые обычно не связаны между собой, и придумывать новые идеи. Творческие способности зависят от творческого мышления, которое частично является тяжелым трудом, но в значительной степени является творческим решением проблем.
Любой человек может быть творческим. Творческие люди обладают определенными качествами и навыками. Они всегда задают много вопросов, они проявляют большой интерес к различным проблемам и находят много различных путей их решения. Для развития творческого мышления и творческих способностей необходимо обучаться. Кто должен развивать и повышать творческую активность детей? Для начала творческое развитие закладывается в семье, а затем переходит на плечи педагогов.
Главной задачей педагога является развитие художественно- творческих способностей ребенка, а также развитие его фантазии и воображения и представления об окружающем его мире. Педагог должен создать такие условия комфорта, чтобы ученики могли в полной мере раскрепоститься и погрузиться в творческую деятельность. Развитие творческих способностей у детей во многом зависит от того, как педагог организовывает и проводит свои занятия. Вовремя занятий творчеством необходимо заинтересовать детей.
Занятия детей творческой деятельностью способствуют расширению их кругозора, развитию мышления, творческого воображения, усидчивости, внимательности, развитию зрительной памяти, формированию целенаправленности, аккуратности и трудолюбия, оригинальности. В ходе обучения дети учатся анализировать окружающие их предметы, а также получают целый ряд живописных и графических умений и навыков. В данном диссертационном исследовании будут рассмотрены и проанализированы такие понятия, как: творческое мышление, творческие способности, творческая деятельность, графика, графическая стилизация, композиция, творчество, искусство. Будут выявлены основные выразительные средства графики и виды композиции.
Актуальность исследования. Формирование и развитие творческих способностей современных школьников рассматривается в современной педагогической науке как одно из важнейших условий процесса становления гармоничной личности, способной к самостоятельному осмыслению актуальных социальных и культурных проблем. Более того, актуализация творческого развития младших подростков обусловлена их последующей качественной самореализацией в обществе и формированием таких личностных качеств творчески ориентированного субъекта как креативность и индивидуальность.
Существует противоречие между предъявляемыми к современным требованиями развития творческих способностей детей в изобразительном искусстве с современными, быстро меняющихся условиями, возрастающих потребностей людей в области искусства в целом.
Объектом данного научного исследования является учебно- развивающий процесс по формированию творческих способностей у детей начального-подросткового возраста.
Предметом научного исследования выступает методика формирования творческих способностей при создании стилизованного натюрморта, посредством разработки системы специальных упражнений, направленных на творческую деятельность.
Цель диссертационной работы по развитию творческих способностей, которая состоят из системы упражнений, направленных на создание стилизованного натюрморта, заключается в разработке педагогической модели и ее экспериментальной проверке на практике.
Гипотеза научно-исследовательской работы: для развития творческих способностей через создание стилизованного натюрморта у детей начально-подросткового возраста с помощью разработанных заданий и упражнений станет успешной при:
• объединении традиционных методов обучения стилизации с современными подходами к созданию стилизованных натюрмортов;
• использовании в процессе обучения индивидуальных, личностно-ориентированных, практико-ориентированных подходов;
• созданию и введению в обучение разработанную систему заданий и упражнений по развитию творческих способностей средствами графической стилизации;
• разработке и применению в научно-исследовательской практике критериев оценивания уровня развитости творческих способностей у детей начального-подросткового возраста.
Цель исследовательской работы предполагает ряд решения таких задач, как:
• изучение понятия «творческие способности» с помощью научной, научно-исследовательской, педагогической литературы;
• исследование основных этапов развития творческих способностей;
• исследование особенностей мышления детей начального- подросткового возраста;
• выявление основных возрастных характеристик мышления детей начального-подросткового возраста;
• раскрытие основных методов и принципов развития творческих способностей на основе анализа научной, научно-психологической литературы;
• анализирование особенностей творческой личности на базе изучения научной литературы;
• изучение основных методов стилизации для выявления особенностей графической стилизации;
• выявление и подтверждение на практике педагогических условий для наиболее повышенного результата развития творческих способностей детей начального-подросткового возраста средствами графической стилизации;
• разработка педагогической модели по развитию творческих способностей у детей начального-подросткового возраста;
• разработка содержания обучающей модели - «Графическая стилизация натюрморта» на уроках изобразительного искусства;
• разработка и проведение педагогического эксперимента по обучению приемам стилизации с целью формирования творческих способностей детей начального-подросткового возраста.
Методологическую основу научно-исследовательской работы составили научные труды: Рудольфа Арнхейма «Искусство и визуальное восприятие», Мишеля Пастуро «История цвета: синий», И.И. Глазунова «Символ и образ в русском декоративно-прикладном искусстве XVII века», И. Иттена «Искусство цвета», Ж. Агостона «Теория цвета и её применение в искусстве и дизайне», Е.В. Шорохова «Композиция» - Евгений Васильевич Шорохов в первой части, опирается на высказывания художников и теоретиков искусства, автор определяет сущность предмета композиции, цель учебного курса, дает краткий обзор истории развития композиции, начиная с живописи древнейших времен. Во второй части учебника раскрывается сущность художественного творчества как образного отражения действительности, рассматриваются композиционные особенности различных жанров изобразительного искусства; Н.Н. Волкова «Композиция в живописи»- в книге автор рассматривает понятие композиции, считая пространство и время как композиционные факторы; О.Л. Голубева «Основы композиции», Н.М. Сокольникова «Основы композиции», В.В. Кандинского «Точка и линия на плоскости», Н.Н. Третьякова «Образ в искусстве», Г.С. Капланова «От замысла и натуры к законченному произведению», Г.М. Логвиненко. Декоративная композиция, О.В. Чернышева «Формальная композиция», Г.И. Панксенова «Живопись. Форма, цвет, изображение», И.Т. Волкотруба «Основы художественного конструирования».
Также в научной работе использовались труды авторов, которые рассматривали творческие способности, как один из основных элементов творческой деятельности. Майкла Микалко «Рисовый штурм» - с помощью сотен интересных упражнений, головоломок и загадок автор рассказывает о том, что с помощью созданных идей можно добиться огромных успехов в бизнесе и жизни, приводя примеры творческих прорывов из истории, изменивших мир. Марка Леви «Гениальность на заказ» - Марк Леви предлагает простую, но очень эффективную технику создания гениальных идей - фрирайтинг. Он использовал ее на протяжении многих лет для решения бизнес-задач, генерации идей, написания статей и даже книг. Автор раскрывает шесть секретов эффективного фрирайтинга, а также рассказывает о 15 принципах, которые помогут значительно улучшить ваши навыки решения проблем и развить креативность в целом.
В процессе диссертационного исследования использовались теоретические и эмпирические методы. Теоретические методы: анализирование научной, научно-исследовательской, педагогической, профессионально-практической литературы, посвященной композиции и стилизации, а также изучению понятий «творческие способности» и «творческое мышление». Эмпирические методы исследования: опрос, анкетирование, наблюдение, мониторинг, анализ детских работ по разработанным критериям оценки, констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента.
Научная новизна научно-исследовательской работы заключается в том, что, опираясь на исследуемые принципы и методы развития творческих способностей, была разработана педагогическая модель для развития творческого потенциала и креативного мышления детей средствами графической стилизации.
Теоретическая значимость исследования:
• разработана модель развития творческих способностей у детей средствами стилизации;
• разработана система упражнений по формированию творческих способностей в рамках предмета ИЗО;
• выявлены условия успешного развития творческих способностей детей.
Практическая значимость исследования:
Педагогическая модель, направленная на развитие творческих способностей средствами графической стилизации, через создание стилизованного натюрморта. Данная методическая модель была разобрана, исследована и апробирована на практике. Полученные данные по данной модели могут быть использована не только в системе дополнительного художественного образования, но и для общеобразовательных учреждений для детей начально-подросткового возраста.
Достоверность и обоснованность результатов исследования основываются на том, что была проанализирована и изучена научная и научно-исследовательская литература, посвященная теории развития творческих способностей и педагогике. А также была проведена экспериментальная проверка в процессе педагогического эксперимента с помощью разработанной модели по развитию творческих способностей детей средствами графической стилизации у детей начально-подросткового возраста.
Степень личного вклада автора в научное исследование заключается в том, что:
• была постановлена и обоснована цель исследования, был выбран объект исследования, была определена совокупность задач исследования и их решений;
• была разработана экспериментальная модель методической системы, направленная на формирование творческих способностей средствами графической стилизации у детей начальноподросткового возраста;
• были разработаны показатели уровней и критериев оценки формирования творческих способностей в процессе работы над графической стилизацией;
• результаты исследования были апробированы на практике в художественной;
• были получены результаты педагогического исследования и изложены в диссертации.
Апробация результатов исследования были представлены в работах:
1. Агафонова В.С. Нравственность в современном мире - взгляд в будущее // Сборник статей участников Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием - Курск -2020 - С.204 -207.
2. Агафонова В.С. От творческого мышления к креативному развитию// Студенческий вестник: электрон. научн. журн. - 2021 - № 17(162).
Научно исследовательская работа проводилась на базе детской художественной школы города Тольятти с группой детей в возрасте от 12 до 15 лет в составе четырех человек. Исследование состояло из нескольких этапов:
На первом этапе (2019 год) была изучена и проанализирована научная литература по данному исследованию; рассмотрена роль и место графической стилизации, а также значение творческих способностей и творческого мышления в художественной деятельности.
На втором этапе исследования (2020 учебный год) была разработана экспериментальная методическая модель формирования творческих способностей детей начально-подросткового возраста средствами графической стилизации. На данном этапе были разработано занятия, каждое из которых было направлено на развитие творческих способностей детей начального-подросткового возраста.
На третьем этапе (2020-2021 учебный год) проводилось апробирование эффективности разработанной модели, проводилась обработка полученных результатов и их сравнение. Осуществлялась работа над оформлением диссертации, внесением корректировок.
На защиту выносятся следующие положения:
модель методической системы по развитию творческих способностей детей начального-подросткового возраста средствами графической стилизации критерии и уровни оценки творческих работ детей.
Структура магистерской диссертации состоит из: введения, двух глав, первая глав состоит из четырех разделов, во второй главе количество разделов составляет три, заключения, 24 рисунков, 13 таблиц, списка использованной литературы (38 источников), 5 приложений. Основной текст работы изложен на 70 страницах.
Творческие способности включают в себя нетрадиционные решения проблем и создание новых идей или концепций. Творческие способности дают огромные возможности создать что-то необычное или улучшить то, что уже было создано ранее. Творческие способности должны быть смелыми, свободными, непредсказуемыми.
Развитие детских творческих способностей занимает одно из самых важных мест в системе художественного образования и выполняет существенную задачу — это воспитание в детях творческой интерпретации окружающего мира, самостоятельности и активности в познании, которые в будущем помогут в достижении серьёзных перемен в обществе и жизни в целом. Творческие способности — это индивидуальные качества личности, которые определяются успешностью выполнения творческой деятельности различного рода, которые обуславливаются:
• творческим мышлением,
• креативностью,
• оригинальностью,
• целеустремленностью,
• заинтересованностью.
Творческие способности всегда высоко ценились в обществе и их необходимо развивать, начиная с самого детства, наиболее благоприятное и оптимальное время для развитие творческих способностей - это начально-подростковый возраст, так как в этом возрасте дети более восприимчивы к окружающему миру. У них есть свои цели и интересы, а это значит, что именно творчество может стать для многих детей основной деятельностью в которой они могут достичь высоких результатов за счет своих повышенных амбиций и возможностей.
Для увеличения раскрытия талантов детей в школе, нужно создать наиболее эффективные условия для развития творческих способностей школьников и проявления творческого потенциал, например, с помощью организации дополнительных индивидуальных или групповых занятий. В свою очередь педагог должен использовать наиболее оптимальные методические приемы для развития творческого потенциала ребенка.
На протяжении всей научно-исследовательской работы, была подтверждена гипотеза, которая была предложена в самом начале и была проведена успешно за счет:
• объединения традиционных методов обучения стилизации с современными подходами к созданию стилизованных натюрмортов;
• использования в процессе обучения индивидуальных, личностно-ориентированных, практико-ориентированных подходов;
• создания и введения в обучение разработанную систему заданий и упражнений по развитию творческих способностей средствами графической стилизации;
• разработки и применения в научно-исследовательской практике критериев оценивания уровня развитости творческих способностей у детей начального-подросткового возраста.
Цель магистерской диссертации была достигнута за счет разработки и экспериментальной проверки педагогической модели обучения по развитию творческих способностей средствами графической стилизации при создании стилизованного натюрморта в форме системы упражнений за счет решения определенных задач:
• было изучено понятие «творческие способности» с помощью научной, научно-исследовательской, педагогической литературы;
• были исследованы основные этапы развития творческих способностей;
• были исследованы особенности мышления детей начального- подросткового возраста;
• были выявлены основные возрастные характеристики мышления детей начального-подросткового возраста;
• были раскрыты основные методы и принципы развития творческих способностей на основе анализа научной, научно-психологической литературы
• были проанализированы особенности творческой личности на базе изученной научной литературы;
• были изучены основные методы стилизации для выявленных особенностей графической стилизации;
• были выявлены и подтверждены на практике педагогические условия для наиболее повышенного результата развития творческих способностей детей начального-подросткового возраста средствами графической стилизации;
• была разработана педагогическая модель по развитию творческих способностей у детей начального-подросткового возраста;
• было разработано содержание обучающей модели - «Графическая стилизация натюрморта» на уроках изобразительного искусства;
• был разработан и проведен педагогический эксперимента по обучению приемам стилизации с целью формирования творческих способностей детей начального-подросткового возраста.
За счет ряда выполненных задач повысилась динамика развития творческих способностей у детей. Эффективность обучающей модели была доказана за счет проведения педагогического эксперимента.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в том, что на основе исследуемых принципов и методов развития творческих способностей, была разработана педагогическая модель для развития творческого потенциала и креативного мышления детей средствами графической стилизации. Были научно обоснованы принципы разработанной педагогической модели. Данная модель способствует повышению развития творческих способностей детей средствами графической стилизации.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
• была разработана модель развития творческих способностей у детей средствами графической стилизации;
• разработана система упражнений по формированию творческих способностей в рамках предмета ИЗО;
• выявлены условия успешного развития творческих способностей детей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что педагогическая модель, направленная на развитие творческих способностей средствами графической стилизации, через создание стилизованного натюрморта, которая была разобрана и исследована на практике может быть использована в системе дополнительного художественного образования для детей начально-подросткового возраста.
1. Ананьев Б.Г. Педагогические приложения современной психологии // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Психология»: в 3-х т./ Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. — М.: изд-во МГУ, 1981. — с. 13 - 21.
2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития / В.И. Андреев. — Казань: КГУ,1996. — с. 432.
3. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. — М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. — с. 416.
4. Бадаев В.С. Формирование художественной культуры школьников в процессе освоения искусства декоративной росписи: На примере народных промыслов России: : Дис. док. пед. наук: 13.00.02 / В.С. Бадаев. — Набережные Челны, 2005. — с. 399.
5. Бакушинский A.B. Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие статьи / А.В. Бакушинский. — М.: Советский художник., 1981. —с. 352.
6. Богачева Л. С. Компетентность и компетенция как понятийно-терминологическая проблема // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.
7. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. — М. Искусство, 1968. — с. 345.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. — М.: Педагогика-пресс, 1999. — с. 536.
9. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П.Я. Гальперин // Введение в психологию. — М., 1976.
10. Гончарова Н.Л. Функционирование триады «знания-умения- навыки» в современной дидактике: Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета / Гончарова Н.Л. • Северо-Кавказский государственный технический университет. — Серия «Гуманитарные науки» №2 (14), 2005.
11. Ильин Е.П. Умения и навыки: нерешенные вопросы// Вопросы психологии. - 1986. - №2.
12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. • М., Политиздат, 1975. — с. 304.
13. Максимович, В.Ф. Традиционное декоративно-прикладное искусство и образование. Исторический аспект, современное состояние и пути обновления / В.Ф. Максимович. — М.: Флинта, 2000. — с. 200.
14. Общая психология / Под ред., проф. A.B. Петровского, изд.2-е. — М., Просвещение, 1977. — с. 480.
15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — 2 изд. — СПб: Питер, 2002. — с.720.
...