Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ КНИЖНОЙ ГРАФИКИ

Работа №114746

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы62
Год сдачи2018
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития у детей 6-7 лет восприятия и понимания художественного произведения посредством книжной графики 8
1.1 Психолого-педагогические основы развития восприятия и
понимания детьми 6-7 лет художественных произведений
1.2 Книжная графики как средство развития восприятия и понимания
детьми 6-7 лет художественного произведения 15
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию у детей 6-7 лет восприятия и понимания художественного произведения посредством книжной графики 23
2.1 Выявление уровня восприятия и понимания художественного
произведения у детей 6-7 лет 23
2.2 Содержание работы по развитию у детей 6-7 восприятия и
понимания художественного произведения посредством книжной графики 33
2.3 Оценка эффективности развития у детей 6-7 лет восприятия и понимания художественного произведения посредством книжной графики 43
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Приложения


Способность к пониманию и восприятию художественного произведения является важной составляющей в формировании эмоционально-образного развития личности ребенка старшего дошкольного возраста.
Развитие способности к пониманию и восприятию художественного произведения у детей 6-7 лет можно рассматривать как одно из главных направлений педагогической деятельности на этапе старшего дошкольного возраста, так как эмоционально-образное, художественно-эстетическое и речевое развитие, параллельно идущие в процессе изучения художественной литературы, являются важными компонентами для общего развития личности ребенка старшего дошкольного возраста.
Многочисленные психолого-педагогические исследования, основными из которых являются работы Л.С. Выготского, А.В. Запорожец, С.М. Яковлевой, показывают, что развитие восприятия и понимания художественного произведения у детей старшего дошкольного возраста происходит гораздо более эффективно при комплексном воздействии на ребенка слова и образа. В нашем случае - при изучении художественной литературы с использованием книжной графики, разновидностью которой является художественная иллюстрация.
Неоднократно доказан тот факт, что восприятие и понимание художественной литературы дошкольниками младшего и среднего возраста очень сильно зависят от наличия иллюстраций к произведениям. Старшие же дошкольники уже способны воспринимать литературный текст на слух. В связи с этим при чтении художественной литературы с детьми 6-7 лет зачастую в практике работы дошкольных образовательных учреждений не используют иллюстративный материал, что ведет к обеднению художественного восприятия и затруднению понимания сложных моментов литературного произведения.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества на развитие у детей 6-7 лет восприятия и понимания художественного произведения посредством книжной графики, что создает основу для эффективного эмоционально-образного, художественно-эстетического, речевого и общего личностного развития ребенка.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне базируется на теоретическом осмыслении и методологическом обосновании возможности развития у детей 6-7 лет восприятия и понимания художественного произведения посредством книжной графики. В исследованиях педагогов - А.В. Бакушинского, Л.В. Ершовой, Н.А. Курочкиной, Р.А. Мирошкиной, Е.П. Носовой - подтверждена возможность развития восприятия и понимания художественного произведения посредством книжной графики.
Актуальность исследования на научно-методическом уровне обусловлена имеющимися трудностями в вопросах развития у детей 6-7 лет восприятия и понимания художественного произведения, в связи с недостаточной разработанностью подходов по эффективному развитию восприятия и понимания художественного произведения.
Проблема исследования: какова возможность развития у детей 6-7 лет восприятия и понимания художественного произведения посредством книжной графики.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально доказать возможность развития у детей 6-7 лет восприятия и понимания художественного произведения посредством книжной графики.
Объект исследования - процесс развития у детей 6-7 лет восприятия и понимания художественного произведения.
Предмет исследования - книжная графика как средство развития у детей 6-7 лет восприятия и понимания художественного произведения.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что развитие у детей 6-7 лет восприятия и понимания художественного произведения посредством книжной графики будет эффективным, если:
- осуществлен отбор художественных произведений с иллюстрациями, соответствующих возрастным особенностям детей;
- сформированы представления у дошкольников об особенностях книжной графики и ее значении для восприятия художественных произведений;
- определена логика использования иллюстраций в соответствии с показателями сформированности понимания детьми художественных произведений.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития у детей 6-7 лет восприятия и понимания художественного произведения посредством книжной графики.
2. Выявить уровень развития у детей 6-7 лет восприятия и понимания художественного произведения.
3. Разработать и апробировать содержание совместной деятельности педагога с детьми, направленной на развитие у детей 6-7 лет восприятия и понимания художественного произведения посредством книжной графики.
Теоретическую основу нашего исследования составляют психолого-педагогические исследования особенностей восприятия и понимания художественного произведения дошкольниками (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, С.М. Яковлевой), положения отечественной методики развития восприятия и понимания художественного произведения дошкольниками (А.В. Бакушинский, Т.Г. Казакова), теоретико-методический подход к использованию книжной графики в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций (В. Кионова, Е.П. Носова, Л.В. Ершова, Н.А. Курочкина, Р.А. Мирошкина).
Методы исследования: теоретические (анализ педагогической литературы по теме исследования; систематизация, обобщение (анализ полученных данных); эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Новизна исследования состоит в том, что определена возможность использования книжной графики в развитии у детей 6-7 лет восприятия и понимания художественного произведения.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании возможности использовать книжную графику как средства развития у детей 6-7 лет восприятия и понимания художественного произведения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования (диагностические задания, задания для развития у старших дошкольников восприятия и понимания художественного произведения посредством книжной графики) могут быть использованы в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций, в консультационной работе с родителями по развития у детей 6-7 лет восприятия и понимания художественного произведения.
База исследования: МБУ д/с № 46 «Игрушка» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 40 детей 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы представлена введением, 2 главами, заключением, списком используемой литературы (27 источников), приложением. Работа иллюстрирована 10 таблицами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Результаты проведенного исследования подтверждают выдвинутую гипотезу и позволяют сделать следующие выводы.
Теоретическое исследование позволило подтвердить, что проблема развития восприятия и понимания художественного произведения детьми 6¬7 лет посредством книжной графики является весьма актуальной. Об этом говорят исследования таких ученых, как С.М. Яковлева, А.В. Запорожец, Л.С. Выготскоий, В. Кионова, Е.П. Носова, Л.В. Ершова, Н.А. Курочкина, Р.А. Мирошкина и др.
По мнению большинства ученых, дети в возрасте 6-7 лет уже способны воспринимать содержание художественного произведения на слух. Однако такое восприятие носит ограниченный характер и не позволяет им в полной мере раскрыть художественную значимость произведения, проникнуть в глубину авторского замысла, понять идею произведения, характеры героев, а порой и разобраться в сложных для детского слуха реалиях художественной картины мира, представленной в литературном произведении. В этом нам может помочь книжная графика, в частности, такая ее разновидность, как иллюстрация, которая способствует более глубокому пониманию и эмоционально-образному восприятию текста литературного произведения, развитию творческого воображения дошкольников, их всестороннему художественно-эстетическому развитию. Иллюстрация помогает детям больше сопереживать героям произведения, раскрыть их характеры, осмыслить сложные сюжетные линии художественного произведения и в дальнейшем - воспроизвести содержание произведения с опорой на изображение.
В результате экспериментального исследования удалось подтвердить, что развитие у детей 6-7 лет восприятия и понимания художественного произведения может быть эффективным, если осуществлен отбор художественных произведений и иллюстраций, соответствующих возрастным особенностям детей; сформированы представления у дошкольников об особенностях книжной графики и ее значении для восприятия художественных произведений; определена логика использования иллюстраций в соответствии с показателями сформированности понимания детьми художественных произведений.
По результатам проведенной работы можно сделать вывод об эффективности предложенного нами средства развития восприятия и понимания художественного произведения у детей 6-7 лет. Сравнительный количественный анализ результатов диагностики на констатирующем этапе и итогового контрольного среза показал, что после проведения формирующего эксперимента по развитию восприятия и понимания художественного произведения посредством книжной графики: количество детей с высоким уровнем восприятия и понимания художественного произведения увеличилось на 45%; количество детей со средним уровнем увеличилось на 25%; количество детей с низким уровнем стало меньше на 70%.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что после проведения формирующего эксперимента по изучению художественных произведений с использованием книжной графики дети показывают гораздо более высокие результаты во всех проведенных в рамках экспериментальной работы диагностических исследованиях. Так, можно наблюдать положительную динамику: уровень восприятия и понимания художественного произведения стал значительно выше, дети гораздо больше сочувствуют персонажам произведения, глубже проникают в художественный замысел произведения, воспроизводят содержание литературного произведения по иллюстрациям.
Проведенная нами экспериментальная работа позволила подтвердить эффективность развития восприятия и понимания художественного произведения у детей 6-7 лет посредством книжной графики.



1. Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 // Российская газета
- Федеральный выпуск. - 2010. № 5125 (46).
2. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств [Текст] / А.В. Бакушинский. - М. : Новая Москва, 2015. - 482 с.
3. Бесчастный, Н.П. Графика пейзажа [Текст] / Н.П. Бакушинский. - М. : Владос, 2015. - 372 с.
4. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь
[Текст]. - М. : Теис, 2016. - 602 с.
5. Большая советская энциклопедия [Текст]: в 30 т.- М. : АРС, 2014.
- Т. 6. - 596 с.
6. Борев, Ю.Б. Эстетика [Текст] : в 2 т. / Ю.Б. Борев. - Смоленск: Русич, 2016. - Т. 1. - 576 с.
7. Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Искусство, 2016. - 573 с.
8. Горбова, О.В. Подготовка студентов дошкольного факультета вуза к работе по ознакомлению детей с изобразительным искусством [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / О.В. Горбова. - М. : МГОПУ, 2014. - 198 с.
9. Ершова, Л.В., Искусство книжной графики в художественном воспитании детей [Текст] / Л.В. Ершова, Е.П. Носова // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 8. - С. 71-74.
10. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды [Текст]: в 2 т. Психическое развитие ребёнка / А.В. Запорожец. - М. : Педагогика, 2016. - Т. 1. - 320 с.
11. Запорожец, А.В. Психология восприятия сказки ребёнком- дошкольником [Текст] / А.В. Запорожец // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 9. - С. 34-41.
12. Кадулина, И.А. Задачи, формы, этапы ознакомления детей дошкольного возраста с живописью [Текст] / И.А. Кадулина // Фестиваль педагогических идей. - 2016. - № 7. - С. 11-15.
13. Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников [Текст] / Т.Г. Кадулина. - М. : Педагогика, 2014. - 253 с.
14. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] / Т.Г. Кадулина. - М. : Владос, 2016. - 256 с.
15. Кионова, В. Сравнение иллюстраций как один из путей развития эстетического восприятия у детей 5-7 лет [Текст] / В. Кионова // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 2. - С. 54-47.
16. Курочкина, Н.А. Детям о книжной графике [Текст] / Н.А. Курочкина. - СПб. : Питер, 2014. - 178 с.
17. Лаврентьева, И.А. Приобщение дошкольников к народной культуре средствами Гуслицкой книжной росписи [Текст] / И.А. Лаврентьева // Педагогика искусства. - 2016. - № 4. - С. 21-27.
18. Лещинский, А.А. Основы графики [Текст] / А.А. Лещинский. - Гродно: ГРГУ, 2014. - 194 с.
19. Мелик-Пашаев, А.А. Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития [Текст] / А.А. Мелик- Пашаев [и др.]. - Дубна : Феникс+, 2014. - 272 с.
20. Мирошкина, Р.А. Формирование выразительности образа в детских рисунках [Текст] / Р.А. Мирошкина // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 7. - С. 44-49.
21. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. - М. : Русский язык, 2015. - 797 с.
22. Полященко, И.В. Влияние знаний о пейзажной живописи и книжной графике на развитие сюжетного рисунка у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И.В. Полященко // Фестиваль педагогических идей. - URL: http://evel.moi-detsad.ru/index.htm.
23. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / под ред. Ф.А. Сохина. - М. : Просвещение, 2014. - 223 с.
24. Теплов, Б.М. Избранные труды [Текст]: в 2 т. / Б.М. Теплов. - М. : Педагогика, 2015. - Т. 1. - 335 с.
25. Часовская, Е.Ю. Использование иллюстраций в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой [Текст] / Е.Ю. Часовская // Социальная сеть работников образования. - 2013. - URL : nsportal.ru.
26. Юсов, Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». Избранные труды по истории, теории и психологии художественного образования и полихудожественного воспитания детей [Текст] / Б.П. Юсов. - М. : Спутник, 2014. - 305 с.
27. Яковлев, С.М. Развитие эстетических суждений у дошкольников [Текст] : дис. ... канд. психол. наук / С.М. Яковлев. - Москва, 2014. - 196 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ