Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Основы государственной политики в сфере охраны здоровья населения.5
1.1. Понятие и признаки государственной политики в сфере охраны здоровья населения…5
1.2. Социально-экономические функции и структура сферы здравоохранения……11
Глава 2. Анализ проводимой государственной политики в сфере охраны здоровья населения……………………………………………9
2.1. Анализ состояния системы здравоохранения……...……………..……….19
2.2. Исследование государственной политики в области здравоохранения…25
Глава 3. Направления совершенствования государственной политики в сфере охраны здоровья…………36
3.1. Проблемы, влияющие на повышение рентабельности государственной политики в сфере здравоохранения……36
3.2. Направления совершенствование реализации государственной политики в сфере здравоохранения………41
Заключение……………….49
Список использованных источников……52
В роли государственной политики в области здравоохранения выступает система ценностей, комплекс мер управленческого характера, решений и действий, направленных на обеспечение государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи, в предусмотренных объемах и с соответствующими качественными характеристиками для снижения уровня смертности, повышения уровня рождаемости и увеличению продолжительности жизни граждан.
Здоровье населения – существенный фактор успешного общественного развития и национальной безопасности, важный ресурс для обеспечения стабильности государства. По уровню качества жизни и состоянию здоровья населения можно судить об эффективности государственной политики в области социальной сферы.
Состояние здоровья населения – существенный показатель будущего трудового, экономического, культурного, оборонного потенциала общества.
Таким образом, приоритетным направлением в государственной политики в сфере охраны здоровья населения, является создание условий для повышения качества и доступности медицинской помощи в Российской Федерации, с учетом демографической ситуации.
Целью работы является комплексный анализ реализации государственной политики в сфере охраны здоровья населения, выявление возникающих теоретических и практических проблем, а также разработка предложений по их решению.
Для выполнения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
- рассмотрение понятия и сущности государственной политики в сфере охраны здоровья населения;
- изучение принципов государственной политики в сфере охраны здоровья населения;
- анализ структуры системы управления сферой здравоохранения в Российской Федерации;
- оценка эффективности формирования системы здравоохранения;
- определение особенностей услуг в сфере здравоохранения;
- анализ ключевых проблем государственной политики в сфере здравоохранения;
- исследование проблем и выход их решений для совершенствования государственной политики в сфере охраны здоровья населения.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, отражающих особенности проведения государственной политики в сфере охраны здоровья населения.
Предметом исследования является актуальный аппарат формирования системы приоритетных направлений реализации государственной политики в сфере охраны здоровья населения.
Источниковой базой исследования явились законодательные и правовые акты Российской Федерации, постановления органов государственной власти, данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, данные социологических исследований, отечественные и зарубежные публикации по исследуемой теме.
Теоретическая и практическая значимость результатов дипломной работы заключается в том, что предложенные результаты могут быть рекомендованы для осуществления и развития кадровой политики в целях повышения эффективности работы организаций.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
В выпускной квалификационной работе были рассмотрены понятия «государственная политика», «сфера охраны здоровья населения» и «сфера здравоохранения». Исходя из всех данных можно утверждать, что государственная политика в сфере здравоохранения – это совокупность мер и программ, которая разрабатывается Правительством Российской Федерации и направлена на улучшение качества жизни и здоровья населения.
Следовательно, можно сделать вывод, что данные понятия связаны между собой. Здравоохранение не может быть реализовано без государственной политики так, как это система целей и задач, которая реализуется государственной властью.
Проведенный анализ сферы охраны здоровья населения показал наличие проблем, тем самым можно предложить расширение платных услуг учреждениям посредством введения платной, не входящей в ОМС, высокотехнологичной помощи.
Отмечается постоянная нехватка финансирования. Для решения данной проблемы, как уже было сказано, необходимо создать условия для направления средств из бюджета прямо в муниципальные учреждения, минуя муниципалитеты, тем самым, уменьшить риск коррупции.
Также, мы выявили существующую проблему с кадровым составом, низкой мотивацией работников здравоохранения к улучшению качества медицинской помощи, что в первую очередь, связано с низкой заработной платой.
Для решения данной проблемы необходимо укрепить кадровый потенциал и социальное обеспечение медицинских работников: повысить целевой набор на обучение специалистов, распространить важность и авторитетность получения медицинского образования и должностей, и конечно же, увеличить заработную плату медицинского персонала и расширить социальные льготы и гарантии.
Для увеличения рентабельности политики в сфере здравоохранения, возможна стимуляция качественного выполнения медицинскими работниками своих обязанностей путем повышения заработной платы, уменьшением давление со стороны контролирующих организаций и проведением обучающий курсов и семинаров.
Таким образом, продуктивное взаимодействие государства и частного сектора предоставляет возможность привлечения дополнительных инвестиций в сферу охраны здоровья населения, что представляет возможность для проведения обновления отрасли, оперативного введения инновационных технологий и привлечение к обучению специалистов, обеспечив тем самым должный уровень занятости в системе здравоохранения.
Важно отметить, что среди основных функций Министерства здравоохранения можно выделить следующие:
- создание и осуществление программ по развитию здравоохранения;
- создание программ подготовки медицинских и фармацевтических работников;
- создание и осуществление мер по оказанию помощи в чрезвычайных ситуациях;
- развитие материально-технической базы здравоохранения;
- создание порядка лицензирования, как медицинской и фармацевтической деятельности;
- создание и утверждение стандартов медицинской помощи, и контроль за их соблюдением государственными органами власти;
- сертификация лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения;
- разработка единой системы статистического учета и отчетности в органах и учреждениях здравоохранения для контроля и понимания реальности;
- международное сотрудничество в сфере здравоохранения.
Наиболее часто встречающимися путями решения проблем в сфере здравоохранения являются:
- увеличение бюджета в сфере здравоохранения;
- обеспечение медицинских учреждений современным медицинским оборудованием;
- повышение уровня квалификации медицинского персонала, в том числе культуре общения с пациентами;
- замена пожилого медицинского персонала новыми молодыми кадрами;
1. Закон РСФСР от 28.06.1991 N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в РСФСР». Режим доступа: [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90/]
2. Постановление Правительства Москвы от 22.08.2012г. № 425-ПП «Об утверждении положения о департаменте здравоохранения города Москвы». Режим доступа: [https://www.mos.ru/dzdrav/function/o-departamente/polozhenie/]
3. Постановление Правительства РФ от 28.12.2020г. № 2299 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». Режим доступа: [https://static-0.minzdrav.gov.ru/system/attachments/attaches/000/059/540/original/Постановление_Правительство_РФ_от_28декабря_2020_г._№_2299_О_программе_гос.гарантий.pdf?1649850430]
4. Постановление Правительства РФ от 05.11.1997 № 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации". Режим доступа: [https://base.garant.ru/12104340/]
5. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 323 (ред. от 25.12.2015) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения". Режим доступа: [https://base.garant.ru/12135989/]
6. Приказ Минздрава России от 27.06.2012 № 9 (ред. От 22.06.2021) «Об утверждении Временной инструкции по делопроизводству в Министерстве здравоохранении Российской Федерации». Режим доступа: [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_231014/]
7. Приказ Минздрава России от 04.02.2015 № 37 (ред. от 08.12.2015) "Об утверждении комплекса мер, направленных на развитие инфраструктуры и государственно-частного партнерства в здравоохранении. Режим доступа: [https://base.garant.ru/70870366/]
8. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 марта 2016 г. № 159 "Об утверждении структуры Министерства здравоохранения Российской Федерации". Режим доступа: https://static-0.minzdrav.gov.ru/system/attachments/attaches/000/035/411/original/Приказ_Министерства_здравоохранения_Российской_Федерации_от_15_марта_2016_г._№_159.pdf?1500561002
9. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2000 № 1202-р «Концепция охраны здоровья населения Российской». Режим доступа: [https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=40313]
10. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Режим доступа: [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/]
11. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации". Режим доступа: [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/]
12. Указ Президента РФ от 06.06.2019 № 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года". Режим доступа: [https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72164534/]
13. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (ред. от 19 июля 2018 г.). Режим доступа: [https://base.garant.ru/71937200/]
14. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения". Режим доступа: [http://www.kremlin.ru/acts/bank/35262]
15. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики. Режим доступа: [https://base.garant.ru/70170950/]
16. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 № 8-ФЗ. Режим доступа: [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84602/]
17. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Режим доступа: [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/]
18. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О концессионных соглашениях"// "Собрание законодательства РФ".
19. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Режим доступа: [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107289/]
Учебники, монографии, брошюры
20. Аксенова Е. И. Развитие кадрового потенциала столичного здравоохранения: коллективная монография / О. А. Александрова, А. В. Ярашева – М.: НИИОЗММ ДЗМ, 2019.
21. Гареева И. А. Модели и национальные системы здравоохранения: состояние и тенденции развития// Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2010.
22. Зильбер А. П. Этюды медицинского права и этики – М.: МЕДпресс-информ, 2022.
23. Калашников К.Н. Ресурсное обеспечение российского здравоохранения: проблемы территориальной дифференциации // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. №1 (37), 2015.
24. Куркина М.П., Анохина С.С. Основные предпосылки и направления реформирования системы здравоохранения РФ// Наука и современность, 2010.
25. Левкевич М.М. Основные направления государственной политики в сфере здравоохранения / Н.В. Рудлицкая – М.: Инфра-М, 2019.
26. Медик В. А. Общественное здоровье и здравоохранение / В. К. Юрьев – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021.
27. Осоткина М.В., Горн А.П. Реформирование системы здравоохранения Российской Федерации: результаты, проблемы и перспективы // Вестник ТюмГУ, 2014.
28. Петрова Ю. А. Система органов управления здравоохранением в современных условиях – М.: «Ученые заметки ТОГУ», 2013.
29. Солодовников Ю. Л. Экономика и управление в здравоохранении – Санкт-Петербург: Лань, 2019.
30. Тоцкая Е.Г., Хафизова Э.Р., Садовой М.А. «Применение инновационной модели управления деятельностью в учреждении здравоохранения»// Политравма, 2011.
31. Хасанов Ф.З. Политика государства в области здравоохранения в условиях модернизации российского общества // Вестник Башкирского университета, 2011.
32. Хасанов Ф. З. Современные проблемы политики государства в области здравоохранения // Изв. Сарат. ун-та Нов.сер. Сер. Социология. Политология, 2011.
33. Шевский В.И. Проблемы формирования интегрированной системы здравоохранения / И.М. Шейман // Вопросы государственного и муниципального управления, 2013.
34. Щепин О.П., Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012.
35. World Health Organization Health Systems Strengthening Glossary.
36. A glossary of technical terms on the economics and finance of health services. World Health Organization, Regional Office for Europe. 1998.
Интернет-ресурсы
37. Информационно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/
38. Отчет Министерства здравоохранения в Российской Федарации. Режим доступа: https://minzdrav.gov.ru/news/2014/01/30/1686-gosudarstvennaya-programma-razvitiya-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii
39. Официальный сайт Министерства Здравоохранения Российской Федерации. Режим доступа: https://minzdrav.gov.ru/ru
40. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru
41. Цели и задачи деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации. Режим доступа: https://static-0.minzdrav.gov.ru/system/attachments/attaches/000/037/879/original/Цели_и_задачи_деятельности_Министерства_здравоохранения_Российской_Федерации.pdf?1522763154