Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-психологическая адаптация подростков, оставшихся без попечения родителей

Работа №114688

Тип работы

Главы к дипломным работам

Предмет

психология

Объем работы51
Год сдачи2023
Стоимость2700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
99
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………
ГЛАВА 1. Теоретические исследования социально-психологической адаптации подростков, оставшихся без попечения родителей ………………………………
1.1. Социально-психологическая адаптация как объект научного исследования …
1.2. Психологическая характеристика подросткового возраста…………………….
1.3. Психологические особенности личности подростков, оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………………..
1.4. Проблемы социально-психологической адаптации подростков оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………………...
Выводы по Гл. 1…………………………………………………………….
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования…………………………
2.1. Методологические принципы и методы исследования……………...
2.2. Характеристика выборки исследования………………………………
2.3. Методики исследования……………………………………………….
2.3.1. Опросник социально-психологической адаптации Карла Роджера и Ричарда Даймонда. ……………………………………………………………………….
2.3.2. 14-факторный личностный опросник Кеттелла (подростковый вариант – тест 14 PF) ..………………………………………………………..
2.3.3. Опросник Леонгарда-Шмишека «Акцентуации характера» ……………….
2.3.4. Опросник «Индекс жизненного стиля» Плутчика- Келлермана ………
2.3.5. Методика Томаса - Килманна на выявление ведущего поведения в конфликтной ситуации ……………………………………………………………..
2.4. Методы статистической обработки
Список литературы

В России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. О чем свидетельствуют статистические данные, представленные в ежегодных государственных докладах «О положении детей в Российской Федерации» [1]. Причем лишь небольшое число этих детей - сироты в результате смерти их родителей. Остальные – это дети до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей, они относятся к явлению так называемого «социального сиротства» и являются сиротами при живых родителях, и число их растет катастрофически. Это вызвано продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, ее нравственных устоев и, как следствие, изменением отношения к детям. Ведущими причинами «социального сиротства» являются: лишение родительских прав (до 70%); отказ от воспитания ребенка (до 20%); пребывание родителей в местах заключения (до 10%).
Актуальность исследования заключается в том, что проблема потери родительской заботы рассматривается, прежде всего, как социальная проблема, поскольку такие дети, лишенные попечения родителей, значительно отличаются от своих сверстников, живущих с родителями. Эти отличия прослеживаются по эмоциональным и поведенческим проблемам, трудностям адаптации, низким коммуникативным навыкам, повышенной склонности к необдуманным поступкам и объединению в социальные группы.
Общеизвестно, что подростковый возраст считается критическим периодом в онтогенезе человека. Этот особый возрастной статус связан с изменением социальной ситуации для подростков, их стремлением приобщиться к миру взрослых и поведением, ориентированным на нормы и ценности этого мира. Подростку, растущему в детском доме, оказавшегося вне семейного воспитания, труднее пережить эту фазу.
Стоит отметить, что социально-психологическая адаптация – это сложное явление, связанное с индивидуальными особенностями человека и его положением в обществе. В зарубежной психологии эту проблему изучали такие исследователи, как Г. Айзенк, Л. Филипс, Х. Гартман. В отечественной психологии изучению социально-психологической адаптации посвящены работы А.А. Налчаджяна, Г.М. Андреевой, А.В. Петровского, И.К. Кряжевой и многих других исследователей.
Необходимостью уделить большое внимание социально-психологической адаптации исключительно детей-сирот и детей, испытывающих социальное сиротство, тоже занимались многие отечественные специалисты: О.В. Бессчетнова, Е.Б. Бреева, Н.П. Иванова, С.А. Макаренко, Н.В. Москаленко, В.А. Никитин, Т.А. Юмашева, Н.Н. Максимова, И.И. Осипова, В.Н. Ослон, Н.Ф. Рыбакова. Результаты этих исследований показали, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют особую, отличную от детей, растущих в семье, картину социально-психологического развития.
Самая большая проблема этой категории детей – их социально-психологическая адаптация как к условиям социальных учреждений, так и к будущей самостоятельной жизни.
Таким образом, объектом исследования являются подростки, оставшиеся без попечения родителей.
Предмет исследования - социально-психологическая адаптация подростков, оставшихся без попечения родителей.
Цель – исследовать особенности социально-психологической адаптации подростков, оставшихся без попечения родителей.
Задачи исследования:
1. Изучить личностные характеристики подростков, оставшихся без попечения родителей (социальное сиротство) и подростков-сирот.
2. Сравнить личностные характеристики подростков, оставшихся без попечения родителей (социальное сиротство) и подростков-сирот.
3. Проанализировать влияние личностных характеристик подростков, оставшихся без попечения родителей, на их социально-психологическую адаптацию.
4. Разработать практические рекомендации педагогам детских домов по развитию навыков социально-психологической адаптации подростков, оставшихся без попечения родителей.
Гипотеза исследования: 1. Уровень социально-психологической адаптации подростков, оставшихся без попечения родителей, тесно ввязан с их психологическими характеристиками и особенностями поведения. 2. Существуют различия между уровнем социально-психологической адаптации подростков, оставшихся без попечения родителей и подростков-сирот.

База исследования:
В исследовании приняли участие 30 подростков 11-ти – 15-ти лет, проживающих в «Центре содействия семейному воспитанию № 4», которые были разделены на две группы:
1. Подростки, оставшиеся без попечения родителей – 15 человек.
2. Подростки-сироты – 15 человек.
Цель учреждения – социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, временно помещенных в учреждение в соответствии с федеральным законодательством.

Методологической основой исследования явились принципы системного подхода к анализу психических явлений и процессов, основные положения теории деятельности, личностно-деятельностный подход к познанию действительности, что отражается в том, что развитие речи детей дошкольного возраста происходит в деятельности, а именно – в сюжетно-ролевой игре; речь является важнейшим механизмом социализации ребенка; в общении со сверстниками в процессе игры происходит развитие личности.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической и научной методической литературы по проблеме исследования;
- целенаправленные наблюдения;
- эмпирическое исследование;
- количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Практическая значимость:
Данное исследование поможет расширить представления о социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей. Полученные результаты в дальнейшем могут быть использованы в диагностике, разработке педагогических материалов и психолого-педагогической работе с данной категорией детей.





Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Абдрашитова, И.И., Паточкина, Н.А. Проблемы социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / И.И. Абдрашитова. – М.: Академия, 2018. – 213 с.
2. Айзенк, Г., Вильсон, Г. Как измерить личность / Г. Айзенк, Г. Вильсон. – М.: Когито-центр, 2019. – 291 с.
3. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – Спб.: Изд-во СпбГУ, 2018. – 346 с.
4. Андерсон, Д.М., Кит, Дж., Новак, П.Д. Медицинский словарь Мосби (6-е изд.) / Д.М. Андерсон, Дж. Кит, П.Д. Новак. – Миссури: Harcourt Health Science Company, 2018. – 194 с.
5. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – М.: Наука, 2019. – 294 с.
6. Беличева, С.А. Словарь-справочник по социальной работе / С.А. Беличева. – М.: Юрист, 2020. – 417 с.
7. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды / Л.И. Божович. – М.: Академия, 2020. – 265 с.
8. Васильев, Б.Н. Социальное обслуживание семьи и детей в России / Б.Н. Васильев // Социальное обеспечение. – 2019. – № 3. – С. 69
9. Волкова, Г.А. Психолого-педагогическая коррекция развития и воспитания детей-сирот / Г.А. Волкова. – СПб.: КАРО, 2021. – 384 с.
10. Гартман, Х. Проблема адаптации и Эго-психология / Х. Гартман. – М.: Наука, 2019. – 219 с.
11. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации за 2022 год. – https://mintrud.gov.ru/docs/1887.
12. Гуткина, Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте / Н.И. Гуткина: Автореф. дис. канд. психол. наук. – М., 1983. – 20 с.
13. Дмитриев, М.Г., Белов, В.Г., Парфенов, Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков / М.Г. Дмитриев. – СПб.: ЗАО Пони, 2020. – 173 с.
14. Дорохова, Т.С. Социальная адаптация детей, оставшихся без попечения родителей, к замещающей семье // Инновационная направленность обучения и воспитания в системе образования Екатеринбурга: материалы XVII городских педагогических чтений / под общ. ред. А.А. Симоновой, Н.А. Лопатюк. – Екатеринбург: МБУ ИМЦ «Екатеринбургский дом учителя», 2020. – 77 с.
15. Дубровцев, С.А. К вопросу об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей / С.А. Дубровцев // Наука. – 2019. – № 5. – С. 61
16. Зотова, О.И., Кряжева, И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности / О.И. Зотова, И.К. Кряжева // Психологические механизмы регуляции социального поведения. – 2019. – С. 220
17. Иванова, Н.П., Бобылева, И.А., Заводилкина, О.В. Адаптация детей в замещающей семье: Пособие / Н.П. Иванова и др. – М.: Наука, 2020. – 301 с.
18. Колоколова К.А. Особенности социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детском доме // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 5-1.;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15293 (дата обращения: 17.02.2023).
19. Конева, О.Б. Психологические особенности социально-эмоциональных нарушений личности детей-сирот / О.Б. Конева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. – 2019. – №6. – С. 59
20. Кусаинов, А.Ж., Абдыкаримов, Б.А., Ахметов, К.А. и др. Психологическое сопровождение развития и воспитания детей-сирот: Методическое пособие для психологов и педагогов. / А.Ж. Кусаинов, Б.А. Абдыкаримов, К.А. Ахметов. – Астана: ЕАГИ, 2018. – 200 с.
21. Лозовая, Г.В., Рыбакова, Н.А. Исследование представлений подростков о семейной жизни / Г.В. Лозовая, Н.А. Рыбакова // Психология и педагогика – новая интеграция: Материалы научной конференции. – 2018. – С. 239
22. Магомедова, А.Н. Психологические особенности детей-сирот / А.Н. Магомедова // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – №3. – С. 27
23. Макаренко, С.А. Скрытое социальное сиротство. Воспитание школьников / С.А. Макаренко. – 2018. – №7. – С. 82
24. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: учеб. / Л.В. Мардхавев. – М: Гардарики, 2019. – 269 с.
25. Назарова, И.Р. Возможности и условия адаптации сирот в последующей жизни / И.Р. Назарова // Социс. – 2018. – № 4. – С. 70
26. Налчаджян, А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / А.А. Налчаджян. – Ереван: Фокус, 2020. – 291 с.
27. Овдина, А.Г. Социально-профессиональная адаптация детей-сирот: проблемы и пути решения / А.Г. Овдина // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2019. – № 3 (27). – С. 96
28. Осипова, И.И. Социальное сиротство: теоретический анализ и практика преодоления: Монография / И.И. Осипова. – Н. Новгород: НИСОЦ, 2021. – 208 с.
29. Ослон, В.Н. Операциональная модель и инструментарий для изучения субъективного благополучия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / В.Н. Ослон // Психология и право. – 2019. – Т. 9. – № 4. – С. 15
30. Павленок, П.Д., Руднева, М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: учеб. Пособие / П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 272 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ