Введение 3
1. Социальное государство: общая характеристика 5
1.1. История зарождения социального государства и его развитие 5
1.2. Социальное государство: понятие и функции в условиях современной России 10
2.Проблемы социального государства в Российской Федерации 14
2.1. Проблемы построения социального государства 14
2.2. Современная социальная политика российского государства 18
Заключение 24
Список использованных источников 27
В соответствии со ст. 7 Конституции нашего государства , Российская Федерация выступает социальным государством, т.е. государством, политика которого направлена на перераспределение материальных благ в соответствии с принципом социальной справедливости. Социальная направленность государства выражается во многих институтах, например, разработке и реализации различных социальных программ, имеющих целью обеспечение общего блага, утверждение принципов социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину определенных стандартов благополучия. При этом, безусловно, не идет речи о «государстве всеобщего благоденствия». Современное государство не обязуется сделать каждого гражданина богатым и обеспеченным, удовлетворить все его потребности и т.д. Социальное предназначение государства заключается в стремлении обеспечить в первую очередь наиболее уязвимым и незащищенным слоям населения определенный стандарт, минимум.
Очевидно, что на современном этапе социальная политика государства требует совершенствования. При этом оптимизировать социальную политику необходимо как на федеральном, так и на региональном уровне. Безусловно, каждому конкретному региону присущи свои проблемы в социальной сфере, и на федеральном уровне достаточно сложно учесть интересы каждого конкретного региона. Сложность заключается в том, что дотационные регионы, не имеют необходимых материальных ресурсов для решения своих проблем, и практически полностью зависят от федерального центра. Соответственно, регионам необходимо активизировать деятельность по привлечению финансовых ресурсов для решения своих социальных проблем, в первую очередь посредством использования механизмов государственно-частного партнерства.
Для более глубокого анализа выбрано отдельное направление государственной социальной политики – политика в области образования.
Вышеизложенное и обуславливает актуальность настоящего исследования.
Объектом исследований выступают общественные отношения, в которых выражается специфика социального государства и его государственная социальная политика.
Предмет исследования – сущность и основные элементы социального государства и государственной социальной политики.
Степень изученности проблемы указывает, что вопросы социального государства были достаточно обстоятельно изучены российскими учеными-правоведами, такими как В.Г. Варнавский, Н.С. Волкова, Н.П. Гуляева, А.И. Рубайло, А.И. Сморчков, и др.
Цель исследования – провести анализ социального государства, его понятия и проблем.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
• рассмотреть понятие, сущность и зарождение социального государства;
• описать формирование особенностей социального государства в России;
• охарактеризовать нормативно-правовую базу реализации социальной политики;
• определить основные направления социальной политики современной России.
Методологическую основу работы составляют как специальные методы (методы анализа ситуации – наблюдение, сравнение, прогностические методы), так и общенаучные методы (анализ, синтез, обобщение).
Эмпирическая база исследования – практика реализации социальной политики в России в целом.
Научная и практическая значимость работы обусловлена выводами, сделанными на основе изучения темы настоящего исследования «Социальное государство: понятие и проблемы».
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Проанализировав тему исследования «Социальное государство: понятие и проблемы», представляется возможным сделать следующие выводы:
Учёныe и исслeдователи сходятся вo мнeнии, что идеи социального государства сформировались в конце XIX - начале XX века, в результате социально-экономических преобразований в Европе. На сегодняшний день Российская Федерация является социальным государством, что закреплено статьей 7 действующей Конституцией Российской Федерации. Понятие "социальное государство" столь многогранно, что до сих пор специалистам гак и не удалось прийти к единому мнению. Существует несколько моделей социaльного государства, но главная задача всех их - достижение такого общественного развития, которoе основывается на закрепленных прaвом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности государства и его граждан. Идея социального государства непременно должна включать в себя как активную деятельность государства в социальной сфере, так и не менее активную трудовую деятельность граждан государства. Таким образом, социальное государство - эго зaкономерный этап эволюционного развития государственных форм общественного устройства. В настоящее время социальное государство является одним из высших достижений цивилизации в области государственного устройства. Его призвaние - воплощать в жизнь общечеловеческие гуманистические ценности. Социальное государство соединяет принципы свободы и прaвовой законности для обеспечения благополучия личности и процветания обществa в целом. Социальное государство в современных условиях предполагает наличие, с одной стороны, сильного государствa, способного нести ответственность за рaзвитие человеческих ресурсов, a, с другой - наличие развитых институтов гражданского обществa, способных поставить государство под свой контроль. Первые этапы становления в Российской Федерации социального государствa происходили в условиях недостаточно рaзвитой экономической системы, которaя в некоторой степени ограничивала действия государства, направленные на улучшение жизни населения. Вся сущность «социальности» российского государства заключенa в Конституции РФ, других законах и нормативно-правовых актах, которые действуют в соответствии с ней, следовательно, следующим условием становления в России социального государствa является четкое и беспрекословное следование всем нормам, заключенным в них. Государственная социальная политика представляет собой систему мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера, направленных на комфортное и гармоничное существование и развитие человека, стабильное и устойчивое развитие всего общества.
Важнейшую роль в данном случае играет эффективное взаимодействие федеральных и региональных органов государственной власти – первые обладают необходимыми финансовыми ресурсами для решения той или иной социальной проблемы, вторым в силу их максимальной приближенности к конкретным условиям жизнедеятельности общества такие проблемы наиболее очевидны.
В силу объемности и многогранности социальной сферы, государственная социальная политика реализуется по множеству направлений. Это политика в сфере труда, молодежная политика, семейная политика, политика в области развития физической культуры и спорта, политика в сфере здравоохранения, образования, в том числе дошкольного, и т.д.
При этом именно в своей совокупности отдельные направления государственной социальной политики обеспечивают стабильное и устойчивое развитие всей социальной сферы.
Нормативно-правовые основы государственной социальной политики представляют собой федеральное, региональное и местное административное и социальное законодательство.
При этом правовые нормы, определяя своего рода «поле деятельности» органов публичной власти, не могут и не должны заменять собой методики, направленные на оптимизацию государственной социальной политики. Повышение эффективности государственного управления социальной сферой должно достигаться посредством грамотной и профессиональной управленческой деятельностью органов государственной власти и их служащих (сотрудников).
Основные цели и задачи развития государственной социальной политики в конкретной сфере, в том числе в образовательной, определяются на федеральном уровне и как правило устанавливаются соответствующими федеральными целевыми программами, которые систематизируют меры, методы и механизмы, в своей совокупности, направленные на оптимизацию конкретного направления государственной социальной политики.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 05.04.2020).
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 05.04.2020).
3. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 года № 497[Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 05.04.2020).
Специальная и учебная литература
4. Ашин А.А. Государственное и муниципальное управление социальной сферой: понятие, принципы и проблемы / А.А.Ашин // Закон и право. – 2020. - № 2. – С. 32-36.
5. Борытко Н.М. Управление образовательными системами / Н.М. Борытко. – М.: Гардарики, 2018. – 380 с.
6. Варнавский В.Г.Государственно-частное партнерство: теория и практика / Г.В. Варнавский. - М.: ГУ-ВШЭ, 2015. – 335 с.
7. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление / И.А. Василенко. – М.: Городец, 2018. – 588 с.
8. Волкова Н.С. Государственное управление социальной сферой: состояние и модернизация / Н.С. Волкова // Журнал российского права. – 2013. - № 4. – С. 54-58.
9. Государственное и муниципальное управление. Учебник. Под ред. Н.И. Захарова. – М.: Волтерс-Клувер, 2019. – 622 с.
10. Гуляева Н.П. Социальная сфера как объект управления/ Н.П. Гуляева. – М.: Юрайт, 2016. – 293 с.
11. Лачин А.А. Государственное и муниципальное управление / А.А. Лачин. – М.: Директ-Медиа, 2018. – 573 с.
12. Мхитярян Л.Ю. К вопросу о проблематике понимания социальной сферы как объекта государственного управления / Л.Ю. Мхитяран // Государственное и муниципальное управление (Ученые записки СКАГС). – 2018. - № 4. – С. 71-76
13. Наумов С.Ю. Государственное и муниципальное управление / С.Ю. Наумов. – М.: Дашков и К, 2019. – 488 с.
14. Рубайло А.И. Концепция социального государства: истоки, развитие и перспективы / А.И. Рубайло. – М.:изд-во МГУ, 2016. – 188 с.
15. Сазонов В.Е. Публично-частное партнерство: гражданско-правовые, административно-правовые и финансово- правовые аспекты / В.Е. Сазонов. – М.: изд-во РУДН, 2017 - 415 с.
16. Сморчков А.И. К вопросу о сущности государственного воздействия на социальную сферу / А.И. Сморчков // Вестник НГУ им. Лобачевского. – 2018. - № 5. – С. 103-109.
17. Чертова А.В. Актуальные проблемы государственного управления социальной сферой / А.В. Чертова // Вестник САФУ. – 2019. - № 4. – С 65-69.
18. Справочно-аналитическая информация Министерства образования Новосибирской области [Электронный ресурс]. – URl: https://minobr.nso.ru – (Дата обращения 10.04.2020).
Дополнительные источники
19. Официальный сайт Росстат [Электрон. ресурс] // URL: https://www.gks.ru/ online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 09.04.2020).
20. Официальный сайт со статистическими данными ЕМИСС [Электрон. ресурс] // URL: https://www.fedstat.ru/ online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 09.04.2020).