Договор розничной купли-продажи: характеристика и проблемы правового регулирования (Российский Экономический Университет имени Г.В. Плеханова)
|
Есть приложения (Статистика рассмотренных в судах дел о защите прав потребителей за 2017-2021 годы).
Введение 3
Глава 1. Общие положения о правовом регулировании института розничной купли-продажи 7
1.1. Становление и развитие законодательного регулирования института розничной купли-продажи..7
1.2. Понятие и правовая природа договора розничной купли-продажи 15
Глава 2. Субъекты договора купли-продажи и основы защиты прав потребителей 21
2.1. Правовое положение участников договора розничной купли-продажи 21
2.2. Содержание договора розничной купли-продажи 28
2.3. Формы и способы защиты прав потребителей 35
Глава 3. Особенности правоприменения и совершенствование правового регулирования договора розничной купли-продажи в современной России 42
3.1. Судебная и иная правоприменительная практика в сфере реализации отдельных видов договора купли-продажи 42
3.2. Совершенствование правового обеспечения института розничной
купли-продажи 47
Заключение 54
Список использованных источников 59
Приложения 66
Введение 3
Глава 1. Общие положения о правовом регулировании института розничной купли-продажи 7
1.1. Становление и развитие законодательного регулирования института розничной купли-продажи..7
1.2. Понятие и правовая природа договора розничной купли-продажи 15
Глава 2. Субъекты договора купли-продажи и основы защиты прав потребителей 21
2.1. Правовое положение участников договора розничной купли-продажи 21
2.2. Содержание договора розничной купли-продажи 28
2.3. Формы и способы защиты прав потребителей 35
Глава 3. Особенности правоприменения и совершенствование правового регулирования договора розничной купли-продажи в современной России 42
3.1. Судебная и иная правоприменительная практика в сфере реализации отдельных видов договора купли-продажи 42
3.2. Совершенствование правового обеспечения института розничной
купли-продажи 47
Заключение 54
Список использованных источников 59
Приложения 66
Актуальность темы работы обусловлена значимостью института розничной купли-продажи в период активного развития сферы реализации товаров и услуг потребителям как в традиционной форме, так и с помощью дистанционных технологий. Отечественное законодательство подвергается периодическому изменению и дополнению в связи с активным развитием общественных отношений. Надлежащее правовое регулирование сферы реализации товаров и защиты лиц, их приобретающих, способствует развитию современного, цивилизованного рынка потребительских товаров, отвечающего высоким требованиям XXI века, в котором существенное место занимают права потребителей.
Актуальность исследования договора розничной купли-продажи также обусловлена:
- социальной значимостью рассматриваемого вопроса ввиду вовлеченности в отношения розничной купли-продажи практически каждого человека. Нормы, регулирующие сферу розничной купли-продажи, учитывают характер «слабости»стороны потребителя в договорных торговых отношениях по сравнению с профессиональным контрагентом. Основная направленность специальных норм в сфере розничной купли-продажи состоит в защите прав и законных интересов граждан-потребителей;
- недостаточной разработкой отдельных вопросов в области как понятия договора розничной купли-продажи, так и его сущностных признаков и содержания;
- необходимостью научного анализа гражданского законодательства и практики его применения в целях его совершенствования. Изменение действующего законодательства, регулирующего различные сферы общественных отношений, в том числе в области цифровизации пространства, активность субъектов в электронном пространстве при заключении договоров
розничной купли-продажи и другие факторы указывают на необходимость переосмысления исследования института договора розничной купли-продажи.
Указанное выше предопределяет актуальность темы данного исследования и указывает на его теоретическую и практическую целесообразность.
Степень научной разработанности темы. Договор розничной купли- продажи товаров и защиты прав потребителей находится в центре внимания современных ученых-цивилистов. Проблематике розничной купли-продажи и защиты прав потребителей посвятили свои труды ученые: Л.В. Андреева, Е.В. Балыбердин, О.А.Белова, А.А. Бельская, Г.Р. Гафарова, А.Е. Кирпичев, А.С. Кузьменко, Ю.А. Мальцева, А.Е. Шерстобитов, В.А. Язев, К.Е. Янушевич и др. В начале XXI века результаты своих диссертационных исследований по указанной проблематики представили А.М. Аврах (2007), А.В. Дашко (2005), А.Ю. Зак (2011), И.В. Кирюшина (2004), Л.В. Пашацкая (2014), И.В. Фролов (2018), Н.Ю. Хорошавина (2007) и др.
Цель работы состоит в комплексном анализе договора розничной купли- продажи, выявлении пробелов в правовом регулировании и выработке рекомендаций по совершенствованию законодательства, регламентирующего институт договора розничной купли-продажи.
Для достижения указанной цели были определены задачи исследования:
- изучить становление и развитие законодательного регулирования института розничной купли-продажи;
- определить понятие и правовую природу договора розничной купли- продажи;
- рассмотреть правовое положение участников договора розничной купли-продажи;
- проанализировать содержание договора розничной купли-продажи;
- исследовать формы и способы защиты прав потребителей;
- рассмотреть судебную и иную правоприменительную практику в сфере реализации отдельных видов договора купли-продажи;
- предложить совершенствование правового обеспечения института розничной купли-продажи.
В качестве объекта исследования выступают отношения гражданско- правового характера, формирующиеся в сфере розничной купли-продажи.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие договор розничной купли-продажи, а также научные воззрения в данной области.
Методологическую основу работы составили диалектический метод познания, общенаучные приемы, такие как анализ, синтез, индукция и дедукция и др. Кроме того, в работе использованы частно-научные методы, в том числе: формально-юридический, структурно-функциональный и системный методы.
Теоретической основой работы послужили труды ученых в рассматриваемой области, в том числе работы Ю.К. Баженова, Т.Ш. Едреева, Ж.Б. Ивановой, Ю.Г. Лесковой, К.Э. Мелетова, А.А. Петренко и др.
Нормативной основой работы являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Закон РФ «О защите прав потребителей» и иные нормативные правовые акты, посвященные договору розничной купли-продажи.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что оно представляет собой теоретическое и практическое освещение отношений, связанных с договором розничной купли-продажи в контексте последних изменений законодательства. Обобщается и анализируется судебная практика.
Практическая значимость работы состоит в том, что положения и выводы, представленные в ней, могут быть приняты во внимание в правоприменительной деятельности субъектов соответствующих правовых отношений. Основные положения работы могут быть использованы в научно- исследовательской деятельности, в учебном процессе, в профессиональной
переподготовке и повышении квалификации специалистов для формирования более полного представления по представленной проблематике.
Структура выпускной квалификационной работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, объединяющих семь параграфов, списка использованных источников, приложения.
Актуальность исследования договора розничной купли-продажи также обусловлена:
- социальной значимостью рассматриваемого вопроса ввиду вовлеченности в отношения розничной купли-продажи практически каждого человека. Нормы, регулирующие сферу розничной купли-продажи, учитывают характер «слабости»стороны потребителя в договорных торговых отношениях по сравнению с профессиональным контрагентом. Основная направленность специальных норм в сфере розничной купли-продажи состоит в защите прав и законных интересов граждан-потребителей;
- недостаточной разработкой отдельных вопросов в области как понятия договора розничной купли-продажи, так и его сущностных признаков и содержания;
- необходимостью научного анализа гражданского законодательства и практики его применения в целях его совершенствования. Изменение действующего законодательства, регулирующего различные сферы общественных отношений, в том числе в области цифровизации пространства, активность субъектов в электронном пространстве при заключении договоров
розничной купли-продажи и другие факторы указывают на необходимость переосмысления исследования института договора розничной купли-продажи.
Указанное выше предопределяет актуальность темы данного исследования и указывает на его теоретическую и практическую целесообразность.
Степень научной разработанности темы. Договор розничной купли- продажи товаров и защиты прав потребителей находится в центре внимания современных ученых-цивилистов. Проблематике розничной купли-продажи и защиты прав потребителей посвятили свои труды ученые: Л.В. Андреева, Е.В. Балыбердин, О.А.Белова, А.А. Бельская, Г.Р. Гафарова, А.Е. Кирпичев, А.С. Кузьменко, Ю.А. Мальцева, А.Е. Шерстобитов, В.А. Язев, К.Е. Янушевич и др. В начале XXI века результаты своих диссертационных исследований по указанной проблематики представили А.М. Аврах (2007), А.В. Дашко (2005), А.Ю. Зак (2011), И.В. Кирюшина (2004), Л.В. Пашацкая (2014), И.В. Фролов (2018), Н.Ю. Хорошавина (2007) и др.
Цель работы состоит в комплексном анализе договора розничной купли- продажи, выявлении пробелов в правовом регулировании и выработке рекомендаций по совершенствованию законодательства, регламентирующего институт договора розничной купли-продажи.
Для достижения указанной цели были определены задачи исследования:
- изучить становление и развитие законодательного регулирования института розничной купли-продажи;
- определить понятие и правовую природу договора розничной купли- продажи;
- рассмотреть правовое положение участников договора розничной купли-продажи;
- проанализировать содержание договора розничной купли-продажи;
- исследовать формы и способы защиты прав потребителей;
- рассмотреть судебную и иную правоприменительную практику в сфере реализации отдельных видов договора купли-продажи;
- предложить совершенствование правового обеспечения института розничной купли-продажи.
В качестве объекта исследования выступают отношения гражданско- правового характера, формирующиеся в сфере розничной купли-продажи.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие договор розничной купли-продажи, а также научные воззрения в данной области.
Методологическую основу работы составили диалектический метод познания, общенаучные приемы, такие как анализ, синтез, индукция и дедукция и др. Кроме того, в работе использованы частно-научные методы, в том числе: формально-юридический, структурно-функциональный и системный методы.
Теоретической основой работы послужили труды ученых в рассматриваемой области, в том числе работы Ю.К. Баженова, Т.Ш. Едреева, Ж.Б. Ивановой, Ю.Г. Лесковой, К.Э. Мелетова, А.А. Петренко и др.
Нормативной основой работы являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Закон РФ «О защите прав потребителей» и иные нормативные правовые акты, посвященные договору розничной купли-продажи.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что оно представляет собой теоретическое и практическое освещение отношений, связанных с договором розничной купли-продажи в контексте последних изменений законодательства. Обобщается и анализируется судебная практика.
Практическая значимость работы состоит в том, что положения и выводы, представленные в ней, могут быть приняты во внимание в правоприменительной деятельности субъектов соответствующих правовых отношений. Основные положения работы могут быть использованы в научно- исследовательской деятельности, в учебном процессе, в профессиональной
переподготовке и повышении квалификации специалистов для формирования более полного представления по представленной проблематике.
Структура выпускной квалификационной работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, объединяющих семь параграфов, списка использованных источников, приложения.
Проведённое исследование на тему: «Договор розничной купли-продажи: характеристика и проблемы правового регулирования» позволяет сделать следующие выводы.
Ретроспективный анализ правового регулирования института розничной купли-продажи приводит к возможности определить следующие основные этапы в его развитии:
первый этап - с Х века до середины ХХ века - этап становления.
Правовому регулированию подвергался в целом институт купли-продажи; второй этап - с 1961 г. до 1992 г. - этап формирования правового
института розничной купли-продажи - в указанный период отечественное гражданское законодательство стало содержать отдельные нормы, регламентирующие именно розничную куплю-продажу;
третий этап - с 1992 года по настоящее время - этап активного развития и совершенствования правового регулирования договора розничной купли- продажи как подвида договора купли-продажи.
Современное понимание договора розничной купли-продажи, включает в себя его основные признаки, характеризующие правовую природу: договор розничной купли-продажи - это особый вид договора купли-продажи, который обязан заключить профессиональный субъект (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) на возмездной основе с любым лицом, которое к нему обратиться с целью приобретения товара для последующего его использования в личных, семейных или иных нуждах, не связанных с извлечением прибыли. Договор розничной купли-продажи является публичным, консенсуальным, возмездным; двусторонне обязывающим (взаимным).
Государство признаёт защиту прав потребителей в качестве стратегического национального приоритета. Закон РФ «О защите прав
потребителей» предоставляет потребителю значительные преимущества в части перечня прав, как в процессе приобретения товара, так и на случай приобретения некачественного товара. Такая воля законодателя объяснима и исходит из понимания того, что человек (физическое лицо – потребитель) находится в неравноправной позиции по отношению к его контрагенту – продавцу. В России потребителю предоставлено право осуществить выбор не только формы (юрисдикционная либо неюрисдикционная), но и определенного способа защиты, руководствуясь только собственным внутренним убеждением в эффективности и целесообразности выбора.
В рамках проведения анализа отдельных аспектов правового регулирования договора розничной купли-продажи выявлен ряд проблемных вопросов, в числе которых необходимо выделить проблему неурегулированности статуса самозанятого в отношениях с потребителями, дискуссионность признания юридических лиц потребителями, наличие множества пробелов в регулировании дистанционной розничной торговли, в том числе в части отсутствия законодательно закреплённой обязанности продавца обеспечить доставку товара потребителю и т.д.
В целях решения выявленных проблем и оптимизации правового регулирования института договора розничной купли-продажи в работе сформулированы и обоснованы следующие предложения:
- дополнить пункт 2 ст. 11 НК РФ абзацем следующего содержания:
«Самозанятый - физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, но применяющее в установленном законом порядке специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»;
- изложить абзац 6 преамбулы Закона РФ от 07 февраля 1992 г. № 2300-1
«О защите прав потребителей» в следующей редакции: «продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, или самозанятый, реализующие товары потребителям по договору розничной купли-продажи;».
- включить в понятие договора розничной купли-продажи, закрепленном в ст. 492 ГК РФ, указание на то, что покупатель признаётся потребителем: в п. 1 ст. 492 ГК РФ после слов «, обязуется передать покупателю» добавить:
«(потребителю)» и далее по тексту.
- в целях защиты стороны потребителя и расширения принципа свободы договора в публичных соглашениях в работе аргументировано предложение об изложении п. 5 ст. 426 ГК РФ в следующей редакции: «Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи и ограничивающие права потребителей, ничтожны»;
- в 2017 г. п. 3 ст. 426 ГК РФ был дополнен словами: «за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 786 настоящего Кодекса». Такая конкретика п. 3 ст. 426 ГК РФ является не перспективной, в связи с чем предлагается п. 3 ст. 426 ГК РФ изложить в следующей редакции: «Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, когда потребитель внесён в соответствующий реестр лиц, которым отказано в предоставлении товаров или услуг»;
- дополнить пункт 13 Правил продажи товаров при дистанционном способе продажи товара по договора розничной купли-продажи, утверждённых Постановлением Правительства РФ № 2463 от 31 декабря 2020 г., а именно после слов «... связанные с передачей» добавить: «и доставкой товара,» далее по тексту.
- предлагается дополнить ст. 17 ФЗ «О защите прав потребителей» п. 4:
«Ответчики по искам, связанным с нарушением прав потребителей, не исполнившие обязанности по проведению экспертизы в установленные законом сроки, надлежащим образом извещенный потребителем о дате и месте
проведения экспертизы, и не явившийся на ее проведение, не вправе оспорить результаты экспертизы в судебном порядке».
- необходимо принятие нового федерального закона «О дистанционной торговле». В предлагаемый к принятию федеральный закон «О дистанционной торговле» считаем необходимым включить помимо существующих правил продажи товаров дистанционным способом, также отдельные главы (разделы), регулирующие: электронную дистанционную торговлю товарами, особенности электронной дистанционной торговли услугами, требования к веб-сайтам и мобильным приложениям, предлагающим к продаже товары и услуги; требования к деятельности колл-центров; порядок оплаты товара через электронные платежные системы; порядок проведения онлайн-аукционов; отдельные особенности защиты прав потребителей. Относительно онлайн- аукционов в законе «О дистанционной торговле» следует определить правила их проведения, требования к веб-сайтам и мобильным приложениям посредством которых осуществляется дистанционная торговля в форме аукциона, порядок и особенности участия потребителей в трех видах онлайн- аукционов: а) традиционный аукцион(потребители делают ставку на лот, а продавец принимает предложение, б) реверсивный аукцион (потребители указывают свои потребности в товарах или услугах и максимальную сумму, затем продавцы делают ставки друг против друга, пытаясь предложить потребителю товар или услугу по самой низкой цене); в)голландский аукцион (товар либо услуга предлагается потребителю онлайн по высокой цене открытия, постепенно цена понижается до тех пор пока кто-то из потребителей не захочет купить товар либо заказать услугу по предложенной цене). Целесообразно принять акт именно в форме федерального закона по следующим причинам: во-первых, комплексный акт позволит урегулировать все аспекты дистанционной торговли; во-вторых, отдельные положения не могут быть урегулированы на уровне подзаконного акта, например порядок организации и проведения розничных онлайн-аукционов; в-третьих, следует
учитывать, что стороной розничной дистанционной торговли являются потребителя многие из которых имеют относительно ограниченный уровень правовых знаний, а восприятие и изучение актов в форме законов гражданами осуществляется более успешно, что мы видим на примере Закона РФ «О защите прав потребителей», который знают повсеместно, в то время как с различными правилами торговли многие вообще не знакомы.
Принятие нового федерального закона «О дистанционной торговле» позволит оптимизировать отношения в области публичной дистанционной торговли, что в свою очередь будет способствовать защите прав и интересов потребителей в данной области.
Своевременное изменение и дополнение действующего законодательства будет способствовать оптимизации института договора розничной купли- продажи и защиты прав потребителей.
Ретроспективный анализ правового регулирования института розничной купли-продажи приводит к возможности определить следующие основные этапы в его развитии:
первый этап - с Х века до середины ХХ века - этап становления.
Правовому регулированию подвергался в целом институт купли-продажи; второй этап - с 1961 г. до 1992 г. - этап формирования правового
института розничной купли-продажи - в указанный период отечественное гражданское законодательство стало содержать отдельные нормы, регламентирующие именно розничную куплю-продажу;
третий этап - с 1992 года по настоящее время - этап активного развития и совершенствования правового регулирования договора розничной купли- продажи как подвида договора купли-продажи.
Современное понимание договора розничной купли-продажи, включает в себя его основные признаки, характеризующие правовую природу: договор розничной купли-продажи - это особый вид договора купли-продажи, который обязан заключить профессиональный субъект (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) на возмездной основе с любым лицом, которое к нему обратиться с целью приобретения товара для последующего его использования в личных, семейных или иных нуждах, не связанных с извлечением прибыли. Договор розничной купли-продажи является публичным, консенсуальным, возмездным; двусторонне обязывающим (взаимным).
Государство признаёт защиту прав потребителей в качестве стратегического национального приоритета. Закон РФ «О защите прав
потребителей» предоставляет потребителю значительные преимущества в части перечня прав, как в процессе приобретения товара, так и на случай приобретения некачественного товара. Такая воля законодателя объяснима и исходит из понимания того, что человек (физическое лицо – потребитель) находится в неравноправной позиции по отношению к его контрагенту – продавцу. В России потребителю предоставлено право осуществить выбор не только формы (юрисдикционная либо неюрисдикционная), но и определенного способа защиты, руководствуясь только собственным внутренним убеждением в эффективности и целесообразности выбора.
В рамках проведения анализа отдельных аспектов правового регулирования договора розничной купли-продажи выявлен ряд проблемных вопросов, в числе которых необходимо выделить проблему неурегулированности статуса самозанятого в отношениях с потребителями, дискуссионность признания юридических лиц потребителями, наличие множества пробелов в регулировании дистанционной розничной торговли, в том числе в части отсутствия законодательно закреплённой обязанности продавца обеспечить доставку товара потребителю и т.д.
В целях решения выявленных проблем и оптимизации правового регулирования института договора розничной купли-продажи в работе сформулированы и обоснованы следующие предложения:
- дополнить пункт 2 ст. 11 НК РФ абзацем следующего содержания:
«Самозанятый - физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, но применяющее в установленном законом порядке специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»;
- изложить абзац 6 преамбулы Закона РФ от 07 февраля 1992 г. № 2300-1
«О защите прав потребителей» в следующей редакции: «продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, или самозанятый, реализующие товары потребителям по договору розничной купли-продажи;».
- включить в понятие договора розничной купли-продажи, закрепленном в ст. 492 ГК РФ, указание на то, что покупатель признаётся потребителем: в п. 1 ст. 492 ГК РФ после слов «, обязуется передать покупателю» добавить:
«(потребителю)» и далее по тексту.
- в целях защиты стороны потребителя и расширения принципа свободы договора в публичных соглашениях в работе аргументировано предложение об изложении п. 5 ст. 426 ГК РФ в следующей редакции: «Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи и ограничивающие права потребителей, ничтожны»;
- в 2017 г. п. 3 ст. 426 ГК РФ был дополнен словами: «за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 786 настоящего Кодекса». Такая конкретика п. 3 ст. 426 ГК РФ является не перспективной, в связи с чем предлагается п. 3 ст. 426 ГК РФ изложить в следующей редакции: «Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, когда потребитель внесён в соответствующий реестр лиц, которым отказано в предоставлении товаров или услуг»;
- дополнить пункт 13 Правил продажи товаров при дистанционном способе продажи товара по договора розничной купли-продажи, утверждённых Постановлением Правительства РФ № 2463 от 31 декабря 2020 г., а именно после слов «... связанные с передачей» добавить: «и доставкой товара,» далее по тексту.
- предлагается дополнить ст. 17 ФЗ «О защите прав потребителей» п. 4:
«Ответчики по искам, связанным с нарушением прав потребителей, не исполнившие обязанности по проведению экспертизы в установленные законом сроки, надлежащим образом извещенный потребителем о дате и месте
проведения экспертизы, и не явившийся на ее проведение, не вправе оспорить результаты экспертизы в судебном порядке».
- необходимо принятие нового федерального закона «О дистанционной торговле». В предлагаемый к принятию федеральный закон «О дистанционной торговле» считаем необходимым включить помимо существующих правил продажи товаров дистанционным способом, также отдельные главы (разделы), регулирующие: электронную дистанционную торговлю товарами, особенности электронной дистанционной торговли услугами, требования к веб-сайтам и мобильным приложениям, предлагающим к продаже товары и услуги; требования к деятельности колл-центров; порядок оплаты товара через электронные платежные системы; порядок проведения онлайн-аукционов; отдельные особенности защиты прав потребителей. Относительно онлайн- аукционов в законе «О дистанционной торговле» следует определить правила их проведения, требования к веб-сайтам и мобильным приложениям посредством которых осуществляется дистанционная торговля в форме аукциона, порядок и особенности участия потребителей в трех видах онлайн- аукционов: а) традиционный аукцион(потребители делают ставку на лот, а продавец принимает предложение, б) реверсивный аукцион (потребители указывают свои потребности в товарах или услугах и максимальную сумму, затем продавцы делают ставки друг против друга, пытаясь предложить потребителю товар или услугу по самой низкой цене); в)голландский аукцион (товар либо услуга предлагается потребителю онлайн по высокой цене открытия, постепенно цена понижается до тех пор пока кто-то из потребителей не захочет купить товар либо заказать услугу по предложенной цене). Целесообразно принять акт именно в форме федерального закона по следующим причинам: во-первых, комплексный акт позволит урегулировать все аспекты дистанционной торговли; во-вторых, отдельные положения не могут быть урегулированы на уровне подзаконного акта, например порядок организации и проведения розничных онлайн-аукционов; в-третьих, следует
учитывать, что стороной розничной дистанционной торговли являются потребителя многие из которых имеют относительно ограниченный уровень правовых знаний, а восприятие и изучение актов в форме законов гражданами осуществляется более успешно, что мы видим на примере Закона РФ «О защите прав потребителей», который знают повсеместно, в то время как с различными правилами торговли многие вообще не знакомы.
Принятие нового федерального закона «О дистанционной торговле» позволит оптимизировать отношения в области публичной дистанционной торговли, что в свою очередь будет способствовать защите прав и интересов потребителей в данной области.
Своевременное изменение и дополнение действующего законодательства будет способствовать оптимизации института договора розничной купли- продажи и защиты прав потребителей.
Подобные работы
- Перспективы и проблемы развития дистанционной торговли на примере ООО «Маркет-ТВ» (телемагазин Shop&Show)» (Организация и технология торгового бизнеса, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова)
Магистерская диссертация, товароведение. Язык работы: Русский. Цена: 3000 р. Год сдачи: 2020



