Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организационно-деятельностные подходы к формированию социальной активности подростков

Работа №114613

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы97
Год сдачи2017
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
124
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ 9
1.1. Социальная активность личности как предмет исследования в психологической науке 9
1.2. Организационно-деятельностные подходы в психолого-педагогических исследованиях 15
1.3. Социально-психологические условия формирования социальной активности подростков 25
Выводы по первой главе 47
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ И ПОДРОСТКОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ 49
2.1. Организация и методы исследования 49
2.2. Выявление уровня проявления социальной активности подростков 51
2.3. Организация деятельности взрослых и подростков, направленной на формирование социальной активности 55
2.4. Анализ полученных результатов 80
Выводы по второй главе 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 93

Актуальность исследования определяется требованиями федерального государственного образовательного стандарта к личностным результатам обучающихся с активной жизненной позицией, с готовностью и способностью к саморазвитию и личностному самоопределению, с устойчивой мотивацией к обучению, с ценностно-смысловыми установками, отражающими личностные и гражданские позиции в деятельности, с социальными компетенциями, способностью ставить цели и строить жизненные планы, способностью к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Важность формирования ранней социально активной личности подчеркивают Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года и Указ Президента Российской Федерации о создании Российского движения школьников.
Активность школьников возрастает, формы её проявления становятся разнообразнее. Это особенно опасно, когда в действуют многочисленные деструктивные группы и сообщества, в том числе и в социальных сетях. И последние протестные события свидетельствуют о необходимости профессионального педагогического влияния на детское сообщество. Здесь важно бороться не против таких проявлений, а направить детскую активность в позитивное русло.
Приоритетной должна стать так называемая личностно-ориентированная модель образования, направленная на развитие самостоятельности, проблемного мышления, творческой активности в согласовании с потребностью общества и человека в развитии его интеллекта и личности, поэтому правомерно обращение к воспитательной системе как фактору личностного развития и обязательному компоненту развития социальной активности подростков. Важно добавить, что органы ученического самоуправления и детские общественные объединения, возглавляемые подготовленными педагогами, могли бы стать истоком гражданственности, основой творческого самодеятельного потенциала развивающегося общества.
Степень научной разработанности проблемы. Вопрос формирования социальной активности уже долгое время занимает умы ученых, и разрабатывается он в самых разных отраслях науки: методологический аспект (Абульханова-Славская К.А., Ануфриев Е.А., Арефьева Г.С., Богданова Т.П., Буева Л.П., Мордкович В.Г. и др.); социальный аспект (Капто А.С., Лапина Т.С. и др.); психологический аспект (Ломов Б.Ф., Моралов В.Г. и др.); педагогический аспект (Ломов А.Н., Мальковская Т.Н., Ситаров В.А., Сластелин В.А., Сокольников Ю.П. и др.).
Вопрос формирования социальной активности в подростковом возрасте изучал отечественный педагог К.Д. Ушинский (формирование качеств социальной активности личности). Задачу увеличения степени вовлеченности молодежи в активную общественную деятельность в рамках профессиональной и социально-политической деятельности изучали такие выдающиеся советские педагоги и государственные деятели как П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др. Из зарубежных педагогов над вопросом социальной активности подростков работал А. Дистервег (социализация как процесс увеличения количества условий, где человек существует и совершенствуется). Как одну из составных частей процесса формирования и развития личности, когда происходит становление основных личностных качеств, социальную активность рассматривали: И. Гоффман, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Дж. Г. Мид, Р. Тернер.
В советское время на протяжении длительного времени дети, обучающиеся в школе, были охвачены специально организованными детскими объединениями (октябрята, пионеры, комсомольцы). Эти объединения отвечали потребностям детей, а особенно потребностям подростков: быть вместе, выполнять совместные полезные дела и при этом реализовывать свою ведущую деятельность - общение со сверстниками, обеспечивавшее подросткам возможность реализовать его новообразование личности - «чувство взрослости», которое ему трудно проявлять во взаимодействии со взрослым. С быстрой потерей этих общественных объединений во многих школах совсем отказались от какого-либо вида детского объединения, что стало приводить к тому, что подростки потеряли возможность вхождения в серьезные дела общества, а тем самым потеряли признание со стороны взрослых.
Итак, проблема исследования заключается в том, что именно в подростковом возрасте требуется целенаправленная организация деятельности, не только в контексте учебы, но, прежде всего, во внеурочной деятельности, где их активность может стать вполне созидательной, необходимой не только для него, но и для других, для школы, города, общества.
На данном этапе в системе образования с позиций воспитания и формирования личности подрастающего поколения сложилась ситуация, которая выражена в следующем ряде противоречий:
• между серьезными изменениями в образовании, направленными на реализацию современных требований к качеству обучения, и тем, что они не могут полноценно решать проблему формирования личности, ее социальной активности;
• между особенностью подросткового возраста, как наиболее благоприятного по своим возрастным потребностям для совместной активной деятельности, направленной не только на личные цели, но и на общественные, значимые цели с одной стороны, а с другой - отсутствие постоянно действующей организации подростков, которая бы способствовала решению этой проблемы;
• между потребностью «быть взрослым» и отсутствием деятельности, которая может ее удовлетворить (учебная деятельность эту потребность не реализует);
• между возможностью обучающихся реализовать право на учет мнения по вопросам управления образовательной организацией, путем участия в органах ученического самоуправления, и формальной организацией социальной активности подростков;
• между открывающимися возможностями детских и подростковых организаций и отсутствием апробированных форм и методов реализации активности подростков в общественно полезной деятельности.
Неразрешенность данных противоречий определила выбор темы нашего исследования.
Цель исследования: изучить организационно-деятельностные подходы к формированию социальной активности.
Объект исследования: социальная активность подростка.
Предмет исследования: организационно-деятельностные подходы к формированию социальной активности подростков.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование социальной активности в подростковом возрасте возможно при следующих психолого-педагогических условиях:
• при организации деятельности взрослых, обеспечивающих постоянное целенаправленное взаимодействие с подростками в специально созданных объединениях;
• при организации деятельности подростков в этих объединениях, где они получают опыт целеполагания, командообразования, планирования совместной деятельности, выходящей за пределы личных целей и имеющей общественнополезную значимость.
Для проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
• проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования;
• выявить организационную систему отношений взрослых;
• раскрыть деятельностную систему формирования социальной активности подростков;
• проанализировать полученные результаты.
Методы и методики исследования:
• теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
• метод наблюдения;
• психодиагностические методы;
• экспериментальный метод;
• метод математической статистики;
• качественный анализ полученных результатов.
Теоретическую основу исследования составляют: деятельностный принцип психологии (А.Н. Леонтьев), субъектность деятельности, способной осознать свою сущность и реализовать заложенный инновационный потенциал во взаимодействии с социумом (К.А. Абульханова-Славская); принципы общественно полезной и ведущей деятельности, как особые типы развивающей деятельности подростков (Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин); принципы самоорганизующейся коммуны (А.С. Макаренко), коллективное творческое дело (И.П. Иванов).
Новизна исследования заключается в структурировании практической деятельности организации взрослых и подростков, направленной на формирование их социальной активности в общественнополезной деятельности.
Теоретическая значимость заключается в том, что в процессе исследования сделана попытка решить проблему формирования социальной активности подростков в рамках организационно-деятельностного подхода с направленностью на общественнополезную деятельность.
Практическая значимость в том, что описание организационной системы отношений взрослых и деятельностной системы формирования социальной активности подростков позволит разработать универсальную модель формирования социальной активности, которую можно будет реализовать, как на уровне отдельно взятой образовательной организации, так и в городском пространстве.
Экспериментальное исследование проводилось на базе города Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа с сентября 2015 по апрель 2017 года и охватило более 250 человек.
Апробация результатов исследования. Основные результаты работы были представлены и обсуждались на студенческих научных конференциях (Тольятти, 2016, 2017); Самарской областной студенческой научной конференции (Самара, 2016, 2017); научно-методических семинарах (Ноябрьск, 2016, 2017); на заседаниях кафедры теоретической и прикладной психологии Тольяттинского государственного университета; на региональных и международных научно-практических конференциях «Человек в современном мире: возможности личностной и профессиональной реализации в изменяющихся условиях» (Тольятти, 2017); «Развитие социально-профессиональной траектории учащейся молодежи: вызовы XXI века» (Курск, 2015); «Человек в современном мире: тенденции и потенциальные возможности развития» (Нижний Новгород, 2015); «Поколение Будущего - 2015: взгляд молодых ученых» (Курск, 2015); «Теоретические и практические вопросы психологии и педагогики» (Челябинск, 2015).
Ключевые положения и выводы диссертационного исследования отражены в 8 публикациях автора, 6 из которых размещены сборниках РИНЦ.
Структура диссертации соответствует логике исследования и включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы (60 наименований). Объем основного текста составляет 99 страниц. Текст содержит 6 рисунков, 4 таблицы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования мы рассмотрели организационно-деятельностные подходы к формированию социальной активности подростков.
Нами была разработана, описана и апробирована организационно - деятельностная система формирования социальной активности.
Социальная активность, будучи комплексным, интегративным качеством личности, не формируется спонтанно, а требует организации специальных условий. Именно таким условиями и являются описанные выше организационно-деятельностные подходы к формированию социальной активности подростков.
Общественно полезная деятельность была применена нами как особый тип деятельности, который является условием, способом формирования личности и необходимым компонентом многоплановой деятельности ребенка, специально организуемой в системе воспитательного процесса.
Главной целью организации общественно полезной деятельности, как части воспитательного процесса, является ее воздействие на формирование мотивационно-потребностной сферы личности.
Системно-деятельностный подход позволяет участникам реализовать ведущую деятельность, удовлетворить чувство взрослости, раскрыть потенциал личности, получить опыт организации и проведения общественно-полезной деятельности и как, следствие, формируют социальную активность.
Описанный нами на основе организационной-деятельностной системы опыт и разработанная на его основе универсальная модель формирования социальной активности, участниками которой являются как взрослые, так и подростки,может быть реализована как на уровне отдельно взятой образовательной организации, так и в городском пространстве.
Благодаря исследованию, отдельные мероприятия, носившие разовый характер, преобразовались в ежегодные, последовательно реализуемые городские проекты. Участие в этих проектах позволило подросткам приобрести теоретические знания и практический опыт организации общественно-полезной деятельности, значимость которой признается на городском и региональном уровне. Обсуждение молодежных проблем с представителями администрации города и департамента образования автономного округа позволяет принимать оптимальное решение с учетом мнения молодежи.
На основании всего вышеописанного, считаем, что гипотеза исследования подтвердилась: формирование социальной активности в подростковом возрасте возможно при следующих психолого-педагогических условиях:
• при организации деятельности взрослых, обеспечивающих постоянное целенаправленное взаимодействие с подростками в специально созданных объединениях;
• при организации деятельности подростков в этих объединениях, где они получают опыт целеполагания, командообразования, планирования совместной деятельности, выходящей за пределы личных целей и имеющей общественнополезную значимость.
Немаловажным результатом стал профессиональный и личностный рост организаторов воспитательной работы, сформировавшийся путем участия педагогов в организационных мероприятиях.
На основании проведенного исследования разработаны рекомендации:
Для Школы актива:
1. Формировать группы учащихся 7 классов образовательных организаций в составе 10-12 человек из числа лидеров ученического самоуправления классных коллективов для обучения по программе «Школа актива».
2. В целях личностной, коммуникативной и организационной подготовки лидеров ученического самоуправления для реализации права обучающихся на учет мнения по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы провести городскую ученическую конференцию «Управляем. Учимся. Растем».
3. Организовать в качестве итогового мероприятия проекта «Школа актива» двухдневный «Сбор» по теме «Мы молодые надежды страны» в составе: психологический тренинг-знакомство, коллективное творческое дело «Защита имени отряда» и главное философское дело «Береги и сохрани», тренинг командообразования «Испытание команд», игра- путешествие «Творческий бум», отрядные и большой огоньки.
4. Ввести в каждый отряд Сборов Школы актива представителя Городского ученического совета для передачи опыта.
5. Вовлекать обучающихся, прошедших обучение по программе, в деятельность органов ученического самоуправления.
6. Для участия в городской выездной школе ученического актива «Коммунарские сборы» в 2017-2018 учебном году направить учащихся, успешно прошедших обучение по программе «Школа актива» и получивших сертификат.
Для Коммунарских Сборов:
1. Проводить предварительную подготовку отрядов и командиров отрядов к участию в проекте через расширенную программу однодневных Коммунарских сборов (с проведением тренинговых занятий с педагогами - психологами, мастер-классов с педагогами-организаторами, КТД и спортивных мероприятий).
2. Включить в программу Сборов мероприятия, направленные на:
• трудовое воспитание;
• нравственное воспитание;
• популяризацию знаний по русскому языку и литературе.
3. Ограничить возраст учащихся - участников Коммунарских сборов (8 - 9 классы) и количество участия в проекте: учащиеся школ могут принимать участие в Сборах не более двух раз.
4. Проводить набор детей для участия в Сборах из числа прошедших обучение по программе «Школа Актива».
5. Формировать предварительный список участников выездной школы актива «Коммунарский сбор» до 25 мая с широким обсуждением кандидатур специалистами образовательных организаций.
6. Для реализации полученного опыта лидерами ученического самоуправления в общеобразовательных организациях провести однодневные Коммунарские сборы.
7. Ввести в состав взрослого отряда Сборов педагогов из образовательных учреждений города с целью повышения квалификации и обучения активным методам взаимодействия ученическим активом.
Для Городского Ученического Совета:
1. Включить проведение тематических тренингов и мастер-классов, направленных на личностное развитие учащихся, формирование навыков, необходимых в управленческой деятельности;
2. Организовывать систематические встречи с Главой Администрации города Ноябрьска, с представителями департамента образования и директорами образовательных организаций.


1. Абульханова-Славская, К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999.
2. Агеев, В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы [Текст] / В.С. Агеев. - М., 2000.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - Москва: Аспект-пресс, 2000.
4. Андреева, Г. М. Психология социального познания [Текст] / Г.М. Андреева. - М., 2004.
5. Аникеева, Н. П. Психологический климат в коллективе [Текст] / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1989. - 224 с.
6. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами [Текст] / М. Армстронг. - СПб.: Питер, 2012.
7. Базаров, Т. Ю. Психология управления персоналом [Текст] / Т.Ю. Базаров. - М.: Юрайт, 2014.
8. Базаров, Т. Ю. Управление персоналом [Текст] / Т.Ю. Базаров. - М.: Академия, 2010.
9. Баринов, В. А., Макаров, Л. В. Корпоративная культура организации в России [Текст] / В.А. Баринов, Л.В. Макаров // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - № 2.
10. Бодалев, А. А. Личность и общение [Текст] / А.А. Бодалев. - М.: Педагогика, 2003.
11. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008.
12. Бурлачук, Л. Ф., Морозов, С. М. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - СПб.: Питер, 1999.
13. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга [Текст] / И.В. Вачков. - М.: Ось-89, 2000.
14. Виноградова, Г. А. Нравственно-психологический климат и мастерство учителя [Текст]. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1995.
15. Виханский, О. С. Стратегическое управление [Текст] / О.С. Виханский. - М.: Гардарики, 2002.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ