Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие рефлексивных умений младших школьников на уроках окружающего мира

Работа №114553

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы74
Год сдачи2022
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
110
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты развития рефлексии у учащихся начальных классов 7
1.1 Понятие «рефлексивные умения» и специфика их развития в младшем школьном возрасте 7
1.2 Развитие рефлексивных умений младших школьников в учебной деятельности 14
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию рефлексии у
учащихся начальных классов 29
2.1 Выявление исходного уровня развития рефлексивных умений младших школьников 29
2.2 Разработка и реализация содержания уроков окружающего мира
для формирования рефлексивных умений младших школьников... 38
2.3 Анализ и обобщение результатов опытно-экспериментального
исследования 51
Заключение 58
Список используемой литературы 62
Приложение А Методика определение развития личностных рефлексивных умений 64
Приложение Б Анкета на определения уровня коммуникативной рефлекси..65
Приложение В Анкета на выявление кооперативной рефлексии 66
Приложение Г Показатели оценивания результатов интеллектуальных рефлексивных умений 67
Приложение Д Списки детей экспериментальной и контрольной групп 68
Приложение Ж Критерии, показатели и средства измерения уровней развития способностей к рефлексии 69
Приложение К Методы создания и развития рефлексии 70
Приложение Л Методики анализа этапов развития рефлексии 71


Актуальность темы. Современное образование - это процесс постоянного приобретения и усвоения новых знаний. Как известно, базовые знания о мире мы получаем в школе.
Поскольку, обучение представляет собой невероятно сложную систему наука об обучении включает в себя множество тем: как мы изучаем и запоминаем информацию в школе, как мы учимся из окружающей нас среды, как наши действия влияют на то, что мы помним, и так далее.
Стандарты второго поколения определяют, что универсальные действия в области обучения предоставляют учащимся возможность самостоятельно выбирать соответствующие учебные мероприятия для их реализации, ставить цели обучения, осуществлять контроль в ходе выполняемой работы и планировать учебную деятельность, и умение оценивать полученные результаты.
Рефлексивные навыки необходимы учащемуся не только для обучения, но и в любой жизненной ситуации, успех нашего действия во многом зависит от способности понимать ситуацию и от взаимодействия себя в ней.
Рефлексивные навыки определяют насколько эффективна деятельность человека на профессиональном уровне и его личные отношения.
Через рефлексивные умения у ученика происходит осознание приобретенного опыта. Осознание полученного опыта является качеством, которое школьник должен применять осознанно и целенаправленно в любой ситуации.
Без теоретических знаний о навыках мышления (которые возникают в концептуальные представления), не позволяет ему стать безграничным руководством к действию. Рефлексивные навыки позволяют нам увеличить наш прогресс в работе и улучшить результаты, а также приобрести новые знания и навыки. включаясь рефлексивные функций в деятельность человека ставит его в положение исследователя, по отношению к деятельности собственной.
В трудах современной научно-педагогической литературы, рефлексия является анализом деятельности и результатами самоанализа ее деятельности, а также является направляющей рефлексивными умениями на осознание пройденного пути, по пути сбора всех в общую коллекцию. Все воспринимается, обдуманно и понятно каждому. Рефлексия проводиться на любом этапе, не только в конце занятия.
Работы многих ученых как: Давыдов В.В, А.В. Карпов, Богин В.Г. посвящены проблемам рефлексивных способностей у младших школьников. [19] [Рефлексия способствует формированию способности самостоятельно мыслить, осмысленно и самостоятельно принимать решения. Модели рефлексии И.С.Ладенко. В психологии рефлексия изучается с четырех основных позиций: «кооперативных умений; коммуникативных умений; интеллектуальных умений; личностных умений» [22].
Учёба - это сложный испытательный процесс. В результате можно добиться определенных результатов. В процессе обучения дети приобретают такие способности: саморазвитие, созданию мотивации к учёбе (хотеть учиться), познанию. Ещё в процессе обучения они могут ставить цели, выбрать предметы, которые пригодятся им в дальнейшей жизни, контролировать получение знаний, оценить результаты своей учёбы.
Сущность рефлексии - это не только помощь в учёбе, но и способность отреагировать на любую ситуацию и принять решение в ней. Она помогает в работе и в личной жизни. Поэтому рефлексия нужна нам в нашей жизни. Ещё она помогает нам получать знания. Рефлексия помогает нашей психике не перегружаться и спокойно и постепенно усваивать большой объём знаний.
Также помогает осмыслить прошлое, воспринять его, обдумать полученные знания, создать план будущих действий.
Цель исследования: разработать содержание уроков окружающего мира, способствующее развитию рефлексивных умений обучающихся начальной школы, в процессе опытно-экспериментальной работы проверить его эффективность.
Объект - процесс развития рефлексии у младших школьников.
Предмет исследования: пути развития рефлексивных умений у ученика младшей школы в процессе обучения предмета «Окружающий мир».
Гипотеза - развитие рефлексивных умений на уроках окружающего мира будет проходить более успешно если: включить в содержание «Окружающего мира» методы развития рефлексии на всех этапах урока; использовать визуальные средства рефлексии.
Задачи исследования:
- провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- подобрать методики для исследования уровней развития рефлексивных умений младших школьников, провести диагностику и оценить полученные на констатирующем этапе работы результаты;
- разработать и использовать в образовательном процессе содержание уроков окружающего мира, способствующее развитию рефлексивных умений обучающихся начальной школы;
- провести контрольную диагностику, проанализировать и обобщить результаты, сделать выводы о эффективности опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования: анализ психолога -педагогической литературы, изучение педагогических опытов, сравнения, обобщения, классификации практическая, исследования рефлексии в начальных классах.
База исследования - село Чалтырь, МБОУ СОШ 11.
Работа состоит из двух глав, заключения и списка литературы

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Слово «рефлексия» переводится с латыни как «возвращение назад». Рефлексия - это анализ наших мыслей и действий.
Рефлексия помогает нам не только в учёбе, но и в повседневной жизни. Рефлексивное обучение является важной концепцией. То, что может показаться тяжелой работой в образовательных программах, на самом деле может изменить то, как взрослые работают в классе в качестве учителей. Цель анализа вашего обучения с размышлением, в частности, состоит в том, чтобы позволить вам найти то, что работает лучше всего или хуже всего в классе, и адаптировать свой подход. Это может сделать вас гораздо более эффективным учителем и помочь детям понять, что вы учитываете их интересы. Знание того, как рефлексивное обучение может создать наилучшую учебную среду для детей - лучший способ улучшить их успеваемость и мотивацию.
Один из способов её создания являются отзывы детей. Их можно использовать для составления будущих уроков.
Рефлексия помогает:
- повысить результативность;
- повысить эффективность учёбы.
То, что может показаться одной простой задачей тем, кто умеет это делать, на самом деле представляет собой множество небольших сложных задач, которые идеально сочетаются друг с другом.
Преподавание является более сложным, но это также сочетание множества мелких и повторяющихся задач, которые вместе образуют общую картину. Рефлексивное обучение поможет вам понять, как лучше всего сделать каждую мелочь, чтобы создать лучшее будущее.
Анализ результатов изучения проблемы рефлексии в психолого-педагогической литературе позволяет определить рефлексивные умения как такие умения, которые позволяют обеспечить результативность и эффективность учебной деятельности.
Был проведён анкетный опрос на создание и развитии рефлексии. В итоге, у большинства детей средний и низкий уровень рефлексии - 43% и 22% соответственно.
Высокий уровень рефлексии - у 8 из 23 детей (35%). Они спокойно реагируют на предложенные им задачи и находят решение для них.
Средний уровень рефлексии - у 10 из 23 детей (43%). Дети с таким уровнем рефлексии спокойно решают задачи, но при этом им нужна помощь взрослых при их решении.
Низкий уровень рефлексии - у 5 из 23 детей (22%). Они не справляются с предложенной им задачей.
Из этого можно сделать вывод о том, что нужно создавать и развивать рефлексию у учащихся начальных классов.
Рефлексия на уроке «Окружающий мир» способствует: повышению любознательности; развитию мышления; разнообразию урока; обучению принятия решений; отказываться от стереотипов; находить аргументы; понимать; оценивать свои действия; реализации творчества.
Предмет «Окружающий мир» учит детей: находить; анализировать; использовать информацию; сравнивать; классифицировать; использовать готовые модели; моделировать; наблюдать; экспериментировать; систематизировать; обобщать.
В нём рефлексия проявляется с помощью:
- групповых заданий;
- заданий на создание задач;
- заданий на планирование;
- задач на размышление;
- анализа своей работы.
Подбирая и описывая методы и приемы, а также организуя работу по формированию рефлексивных умений на уроках «Окружающий мир», мы сходим из того, что их использование в начальной школе способствует не только активизации познавательных активность младших школьников, развивать их мышление, но и разнообразить урок, научить их принимать решения, отказываться от стереотипов, привыкать к убедительным аргументам. Все это готовит почву для критического мышления, т. е. способности понимать и оценивать собственные действия. Кроме того, приемы рефлексивных технологий актуализируют творческий потенциал ребёнка.
Особенность темы «Окружающий мир» заключается в том, чтобы заботиться о развитии у детей способностей извлекать информацию, описывать ее, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты, пользоваться готовыми моделями, моделировать, выполнять простые наблюдения и проводить эксперименты, систематизировать, обобщать, преобразовывать информацию из модуля в модуль, кодировать и декодировать информацию.
При этом эффективное формирование рефлексивных умений детей в значительной степени достигается за счет введения в учебный процесс групповой деятельности, заданий на планирование, постановку задач и анализ своей деятельности.
Анализ литературы позволил определить ряд педагогических условий формирования рефлексивных умений у учащихся, процесс формирования рефлексивных умений у младших школьников будет успешным:
- если обучение и развитие рефлексивной деятельности учащихся осуществляется системно,
- если учитель совместно с учащимися выступает организатором рефлексии, возникающие на уроке ситуации обучения и при этом взаимоконтроль, самоконтроль и рефлексия организуются за счет использования активных форм обучения.
Развитие рефлексивных навыков не происходит автоматически требуются особая организация учебного процесса, единая учебная деятельность, учебные материалы и учебная среда. Необходимо организовать образовательное сотрудничество условие успешного формирования мышления у школьника в учебной деятельности. Рефлексия должна проводиться на всех этапах урока. Научиться планировать, думать (регуляторные навыки), искать и обрабатывать информацию (когнитивные навыки), делиться информацией, уметь слушать и объяснять (коммуникативные навыки). Таким образом, поставленные перед нами задачи по развитию рефлексивных умений младших школьников на уроках окружающего мира достигнуты и практическое применение описанных методик дало положительные результаты, что дало повышение уровня развития рефлексивных умений младших школьников.



1. Айдарова, Л.И. Младший школьник: учеб. пособие. / Л.И. Айдарова. - Москва: Педагогика, 2016. - 399 с.
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. / А.Г. Асмолов. - Москва: Просвещение, 2015. - 145 с.
3. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учеб. пособие. /А. Г. Асмолов. - Москва: Просвещение, 2017. - 216 с.
4. Богин В. Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности. /В.Г. Богин. - Москва: Просвещение, 2017. - 234 с.
5. Верхотурова, Н.И. Формирование рефлексии у младших школьников в процессе обучения. - Н.И. Верхотурова. http: //do .gendocs.ru/docs/index-9013. html
6. Воронцов, А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. /А.Б. Воронцов. - Санкт-Петербург: Эдиториал, 2012. - 125 с.
7. Вульфов, Б. 3. Педагогика рефлексии. / Б.З. Вульфов, В.Н. Харькин. - Москва: Просвещение, 2015. - 108 с
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т.: Т.3. / Л.С. Выготский.
- Москва: Педагогика, 2003. - 452 с.
9. Голиевская М.П. Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе./М.П.Голиевская.-Режим доступа: festival.1september.ru/articles/568088/
10. Гопанович О. С. Рефлексия в начальной школе. / О.С. Гопанович.
- Режим доступа:http://collegy.ucoz.ru/publ/49-1-0-5376.
11. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. / В.В. Давыдов. - Москва: Просвещение, 2009. - 565 с
12. Давыдов В. В. Об основных путях рефлексии младших
школьников. /В.В. Давыдов. Москва: Педагогика, 2013. - 687 с.
13. Дыганова Я.И. Развитие рефлексивных способностей личности как педагогическая проблема. / Я.И. Дыганова. - Москва: Просвещение, 2019. - 292 с
14. Жукова Н.В. Единство антиципации и рефлексии как психологический механизм регуляции мышления в контекстном обучении: учеб. пособие. / Н.В. Жукова. - Москва, 2010. - 25 с.
15. Загулина Т. А. Формирование рефлексивных умений учащихся в процессе обучения в начальной школе. / Т.А. Загулина. http://aneks.spb.ru/index.php/publikacii/86- preschool-other/2997-2015-01-16-12-59-3.
16. Зак А.З. Экспериментальное изучение рефлексии младших
школьников. - 2008. - №2. - С.65-66
17. Захарова, А. В. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности. / А.В. Захарова, М.Э. Боцманова. - Москва: АСТ, 2016. - 162 с
18. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - Москва: Просвещение, 2018. - 128 с. -
19. Карпов А. В. Психология рефлексии. / А.В. Карпов, И. М. Скитяева. - Москва: ИП РАН, 2015. - 315 с.
20. Карпов, А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. / А.В. Карпов. - Москва: Просвещение, 2016. - 268 с.
21. Кравцова Л.В. Приёмы рефлексии на уроках. /Л.В. Кравцова. - Режим доступа[Электронный ресурс]:: numi.ru/download.php? id=30918.
22. Ладенко И.С. Модели рефлексии. / И.С. Ладенко. -
Новосибирск: Изд-во Институт философии и права СО РАН, 2019. - 202 с
23. Цукерман Г.А Диагностика умения учиться. / Издание: Авторский Клуб, 2016.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ