Юридическая ответственность муниципальных служащих
|
Введение 3
1 Понятие, полномочия, статус муниципальных служащих 9
1.1 Понятие, функции и полномочия муниципальных служащих 9
1.2 Статус муниципальных служащих, нормативная основа
регулирования их деятельности 19
2 Понятие и виды ответственности муниципальных служащих 29
2.1 Понятие ответственности муниципальных служащих 29
2.2 Соотношение морально-политической и юридической
ответственности муниципальных служащих 33
2.3 Понятие деликтов (правонарушений) муниципальными служащими 36
2.4 Виды юридической ответственности муниципальных служащих .... 39
3 Вопросы совершенствования ответственности муниципальных служащих 61
3.1 Совершенствование регламентов работы муниципальных служащих 61
3.2 Разработка новых требований к ответственности муниципальных служащих 65
Заключение 80
Список используемой литературы и используемых источников 85
1 Понятие, полномочия, статус муниципальных служащих 9
1.1 Понятие, функции и полномочия муниципальных служащих 9
1.2 Статус муниципальных служащих, нормативная основа
регулирования их деятельности 19
2 Понятие и виды ответственности муниципальных служащих 29
2.1 Понятие ответственности муниципальных служащих 29
2.2 Соотношение морально-политической и юридической
ответственности муниципальных служащих 33
2.3 Понятие деликтов (правонарушений) муниципальными служащими 36
2.4 Виды юридической ответственности муниципальных служащих .... 39
3 Вопросы совершенствования ответственности муниципальных служащих 61
3.1 Совершенствование регламентов работы муниципальных служащих 61
3.2 Разработка новых требований к ответственности муниципальных служащих 65
Заключение 80
Список используемой литературы и используемых источников 85
Актуальность темы диссертационного исследования. Вопросы юридической ответственности в рамках реализации властных полномочий до сих пор остаются актуальными, широко обсуждаются научным сообществом, не имеют границ познания и несут практическую значимость на всем протяжении развития теории государства и права.
Осуществление государственного управления обусловлено сущностью властных полномочий, в результате чего система государственного управления, которая обеспечивает соблюдение интересов государства, a также прав и свобод граждан страны, признается важной и значимой. На современном этапе развития Российской Федерации, идущей по пути совершенствования в рамках правового государства, самым актуальным и значимым вопросом стали взаимодействие и сотрудничество общества и государства.
Полагаем, что важным регулятором качественного сотрудничества государства и общества является именно концепция привлечения к ответственности муниципальных служащих. К одной из причин подрыва существующих правовых отношений в органах муниципальной власти относятся незаконные действия муниципальных служащих. Своими противоправными действиями, а иногда и бездействием, они дискредитируют представителей власти разных уровней, подрывая государственную безопасность, ухудшая политический климат страны и замедляя ее экономическое и социальное развитие.
Юридическая ответственность является сдерживающим фактором перед соблазнами и ошибками для муниципальных служащих, которые ближе всего к гражданам и непосредственно с ними взаимодействуют, олицетворяя всех представителей власти.
Однако нехватка особых теоретических исследований по вопросам и проблемам совершенствования юридической ответственности муниципальных служащих, которые затрагивали бы все сферы правоотношений с ее «участием», побуждает нас констатировать очевидную недосказанность в общем теоретическом исследовании обозначенной проблемы.
Все вышеуказанное определяет актуальность и практическую значимость магистерской диссертации.
Основной целью магистерской диссертации является анализ проблем юридической ответственности муниципальных служащих и выработка стратегии по ее совершенствованию .
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить функции и полномочия муниципальных служащих;
- рассмотреть понятие и виды ответственности, применяемые к муниципальным служащим;
- описать механизм привлечения к ответственности муниципальных служащих;
- изучить особенности привлечения муниципальных служащих к административной ответственности;
- разработать практические рекомендации по повышению юридической ответственности муниципальных служащих.
Предметом исследования выступают теоретические правовые аспекты юридической ответственности муниципальных служащих, регламентирующие ее нормативные акты, практические вопросы правового регулирования, а также механизм совершенствования сферы юридической ответственности муниципальных служащих.
Объектом исследования являются общественные отношения, формирующиеся в рамках реализации юридической ответственности муниципальных служащих, а также современная судебная практика по привлечению к юридической ответственности муниципальных служащих.
Объект и предмет были исследованы нами комплексно с использованием современных методов научного познания.
Основными методами исследования стали:
- исторический;
- логико-структурный;
- статистический;
- системный;
- сравнительно-правовой;
- формально-юридический.
Это позволило рассмотреть проблему в развитии и взаимодействии с иными правовыми явлениями, а в результате помогло добиться обобщений значительного уровня и сделать выводы, которые возможно применить в науке теории государства и права.
Теоретическая значимость магистерской диссертации заключается в том, что ознакомившись с ним, представители органов муниципальной власти, возможно, обратят внимание на проблемы юридической ответственности муниципальных служащих.
Практическая значимость определяется тем, что материалы работы могут найти свое практическое применение для обучения специалистов в профильных и непрофильных вузах. Рекомендации по совершенствованию действующей нормативной правовой базы могут быть использованы также в правотворческой деятельности.
Информационной и эмпирической основой исследования выступили нормативные правовые акты Российской Федерации, монографии, научные статьи и обзоры, публикации и доклады, материалы научных дискуссий, журнальные и газетные публикации, а также ресурсы сети Интернет.
В рамках анализа эмпирического материала применялись: изучение документов, социологические исследования и наблюдение.
В качестве нормативной основы диссертации использовались следующие правовые акты: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «O государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «O муниципальной службе в Российской Федерации», Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «O противодействии коррупции» и различные муниципальные акты.
В настоящей магистерской диссертации приведен 61 источник, в том числе семь источников на английском языке [55, 56, 57, 58, 59, 60, 61], в том числе опубликованные в международных базах цитирования Scopus и Web of Science.
Гипотеза исследования заключается в том, что совершенствование юридической ответственности муниципальных служащих должно способствовать развитию Российской Федерации как правового государства, обеспечению плодотворного и гармоничного взаимодействия представителей власти и общества, а также повышению уровня доверия населения к органам власти, необходимого для демократических преобразований в стране.
Научная новизна исследования заключается в проведении комплексного анализа проблем юридической ответственности муниципальных служащих и выработке вариантов их решения, а также в выявлении пробелов в законодательстве и определении путей их устранения путем совершенствования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Главная особенность института местного самоуправления - это самостоятельное решение населением вопросов, которые непосредственно относятся к обеспечению жизнедеятельности и обособленности от органов государственной власти, из чего следует юридическая ответственность должностных лиц органов муниципальной власти за исполнение возложенных на них полномочий.
2. Единого определения юридической ответственности, как в российском, так и зарубежном законодательстве не существует. Необходимо консолидировать неоднозначные мнения ученых о понимании юридической ответственности и сформулировать общее для всех понятие.
3. В российских нормативных правовых актах, касающихся муниципальной службы, не редко встречаются требования к муниципальным служащим, которые носят вовсе не правовой, a моральный и нравственный характер. Однако морально-политическая ответственность, как понятие, намного шире, чем юридическая ответственность. Если быть точнее, то морально-политическая ответственность представляет собой общесоциальную, а юридическая - всего лишь ее разновидность.
4. Нормы регулирования дисциплинарной ответственности муниципальных служащих представляют собой вид мер дисциплинарного принуждения, которые в рамках служебных правоотношений применимы к служащим. Переоценить роль данных дисциплинарных мер невозможно. Они являются гарантией неукоснительного и своевременного исполнения муниципальными служащими своих должностных обязанностей.
5. В зависимости от того, что является основой для возникновения правовых отношений и какой отраслью права эти отношения регулируются, кто является их сторонами и каков характер претерпевания, специфика санкций и других критериев, юридическая ответственность подразделяется на виды, такие как ответственность административная, дисциплинарная, уголовная, материальная.
6. Организационная культура в системе муниципального управления имеет такие существенные недостатки как коррупция и бюрократизм. Чтобы преодолеть эти явления негативного характера, необходимо упростить систему управления в стране и совершенствовать работу по антикоррупционной составляющей.
7. Законодательство о местном самоуправление необходимо усовершенствовать, a именно, внести поправки и существенные дополнения в Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», которые позволят предусмотреть и конкретизировать основания наступления ответственности муниципальных органов и должностных лиц перед гражданами и государством.
8. Необходимо реализовать ряд мероприятий, которые позволят не только усовершенствовать систему управления в муниципальных структурах, но и повысить уровень престижности муниципального служащего, а также создать такие условия, при которых не возникнет даже повода применить к чиновнику всю мощь юридической ответственности.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в 1 опубликованной научной статье.
Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех разделов, включающих восемь подразделов, заключения, а также списка используемой литературы и используемых источников.
Осуществление государственного управления обусловлено сущностью властных полномочий, в результате чего система государственного управления, которая обеспечивает соблюдение интересов государства, a также прав и свобод граждан страны, признается важной и значимой. На современном этапе развития Российской Федерации, идущей по пути совершенствования в рамках правового государства, самым актуальным и значимым вопросом стали взаимодействие и сотрудничество общества и государства.
Полагаем, что важным регулятором качественного сотрудничества государства и общества является именно концепция привлечения к ответственности муниципальных служащих. К одной из причин подрыва существующих правовых отношений в органах муниципальной власти относятся незаконные действия муниципальных служащих. Своими противоправными действиями, а иногда и бездействием, они дискредитируют представителей власти разных уровней, подрывая государственную безопасность, ухудшая политический климат страны и замедляя ее экономическое и социальное развитие.
Юридическая ответственность является сдерживающим фактором перед соблазнами и ошибками для муниципальных служащих, которые ближе всего к гражданам и непосредственно с ними взаимодействуют, олицетворяя всех представителей власти.
Однако нехватка особых теоретических исследований по вопросам и проблемам совершенствования юридической ответственности муниципальных служащих, которые затрагивали бы все сферы правоотношений с ее «участием», побуждает нас констатировать очевидную недосказанность в общем теоретическом исследовании обозначенной проблемы.
Все вышеуказанное определяет актуальность и практическую значимость магистерской диссертации.
Основной целью магистерской диссертации является анализ проблем юридической ответственности муниципальных служащих и выработка стратегии по ее совершенствованию .
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить функции и полномочия муниципальных служащих;
- рассмотреть понятие и виды ответственности, применяемые к муниципальным служащим;
- описать механизм привлечения к ответственности муниципальных служащих;
- изучить особенности привлечения муниципальных служащих к административной ответственности;
- разработать практические рекомендации по повышению юридической ответственности муниципальных служащих.
Предметом исследования выступают теоретические правовые аспекты юридической ответственности муниципальных служащих, регламентирующие ее нормативные акты, практические вопросы правового регулирования, а также механизм совершенствования сферы юридической ответственности муниципальных служащих.
Объектом исследования являются общественные отношения, формирующиеся в рамках реализации юридической ответственности муниципальных служащих, а также современная судебная практика по привлечению к юридической ответственности муниципальных служащих.
Объект и предмет были исследованы нами комплексно с использованием современных методов научного познания.
Основными методами исследования стали:
- исторический;
- логико-структурный;
- статистический;
- системный;
- сравнительно-правовой;
- формально-юридический.
Это позволило рассмотреть проблему в развитии и взаимодействии с иными правовыми явлениями, а в результате помогло добиться обобщений значительного уровня и сделать выводы, которые возможно применить в науке теории государства и права.
Теоретическая значимость магистерской диссертации заключается в том, что ознакомившись с ним, представители органов муниципальной власти, возможно, обратят внимание на проблемы юридической ответственности муниципальных служащих.
Практическая значимость определяется тем, что материалы работы могут найти свое практическое применение для обучения специалистов в профильных и непрофильных вузах. Рекомендации по совершенствованию действующей нормативной правовой базы могут быть использованы также в правотворческой деятельности.
Информационной и эмпирической основой исследования выступили нормативные правовые акты Российской Федерации, монографии, научные статьи и обзоры, публикации и доклады, материалы научных дискуссий, журнальные и газетные публикации, а также ресурсы сети Интернет.
В рамках анализа эмпирического материала применялись: изучение документов, социологические исследования и наблюдение.
В качестве нормативной основы диссертации использовались следующие правовые акты: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «O государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «O муниципальной службе в Российской Федерации», Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «O противодействии коррупции» и различные муниципальные акты.
В настоящей магистерской диссертации приведен 61 источник, в том числе семь источников на английском языке [55, 56, 57, 58, 59, 60, 61], в том числе опубликованные в международных базах цитирования Scopus и Web of Science.
Гипотеза исследования заключается в том, что совершенствование юридической ответственности муниципальных служащих должно способствовать развитию Российской Федерации как правового государства, обеспечению плодотворного и гармоничного взаимодействия представителей власти и общества, а также повышению уровня доверия населения к органам власти, необходимого для демократических преобразований в стране.
Научная новизна исследования заключается в проведении комплексного анализа проблем юридической ответственности муниципальных служащих и выработке вариантов их решения, а также в выявлении пробелов в законодательстве и определении путей их устранения путем совершенствования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Главная особенность института местного самоуправления - это самостоятельное решение населением вопросов, которые непосредственно относятся к обеспечению жизнедеятельности и обособленности от органов государственной власти, из чего следует юридическая ответственность должностных лиц органов муниципальной власти за исполнение возложенных на них полномочий.
2. Единого определения юридической ответственности, как в российском, так и зарубежном законодательстве не существует. Необходимо консолидировать неоднозначные мнения ученых о понимании юридической ответственности и сформулировать общее для всех понятие.
3. В российских нормативных правовых актах, касающихся муниципальной службы, не редко встречаются требования к муниципальным служащим, которые носят вовсе не правовой, a моральный и нравственный характер. Однако морально-политическая ответственность, как понятие, намного шире, чем юридическая ответственность. Если быть точнее, то морально-политическая ответственность представляет собой общесоциальную, а юридическая - всего лишь ее разновидность.
4. Нормы регулирования дисциплинарной ответственности муниципальных служащих представляют собой вид мер дисциплинарного принуждения, которые в рамках служебных правоотношений применимы к служащим. Переоценить роль данных дисциплинарных мер невозможно. Они являются гарантией неукоснительного и своевременного исполнения муниципальными служащими своих должностных обязанностей.
5. В зависимости от того, что является основой для возникновения правовых отношений и какой отраслью права эти отношения регулируются, кто является их сторонами и каков характер претерпевания, специфика санкций и других критериев, юридическая ответственность подразделяется на виды, такие как ответственность административная, дисциплинарная, уголовная, материальная.
6. Организационная культура в системе муниципального управления имеет такие существенные недостатки как коррупция и бюрократизм. Чтобы преодолеть эти явления негативного характера, необходимо упростить систему управления в стране и совершенствовать работу по антикоррупционной составляющей.
7. Законодательство о местном самоуправление необходимо усовершенствовать, a именно, внести поправки и существенные дополнения в Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», которые позволят предусмотреть и конкретизировать основания наступления ответственности муниципальных органов и должностных лиц перед гражданами и государством.
8. Необходимо реализовать ряд мероприятий, которые позволят не только усовершенствовать систему управления в муниципальных структурах, но и повысить уровень престижности муниципального служащего, а также создать такие условия, при которых не возникнет даже повода применить к чиновнику всю мощь юридической ответственности.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в 1 опубликованной научной статье.
Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех разделов, включающих восемь подразделов, заключения, а также списка используемой литературы и используемых источников.
На современном этапе развития Российской Федерации, идущей по пути совершенствования в рамках правового государства, самым актуальным и значимым вопросом стали взаимодействие и сотрудничество общества и государства. Основой плодотворной и результативной совместной деятельности государства и общества, направленной на благо всей страны, можно назвать концепцию привлечения к ответственности муниципальных служащих, как составной части механизма государственного управления.
Как отмечает автор настоящей диссертации в своей статье, посвященной исследуемой теме, «к дестабилизации существующих правовых отношений в органах муниципальной власти и управления можно отнести незаконные действия должностных лиц. Данные действия разрушают доверительное отношение населения к текущим представителям власти, тем самым даже подрывая государственный суверенитет и ухудшая состояние безопасности государства» [32, с. 182].
«Ответственность представляет собой особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу. В большинстве случаев, степень ответственности зависит от меры выполнения обязанностей» [19, с. 279].
Сложно не согласиться с приведенными выше словами. Особенно, в том смысле, что в современном мире социальная ответственность теряет свою значимость и наиболее весомыми становятся административная и уголовная. Моральная ответственность в обществе слабеет. Это может объясняться системным кризисом и сменой ориентиров нашего общества.
Продолжительное время остается актуальной антикоррупционная политика в сфере муниципальной и государственной службы. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным на заседании Совета по противодействию коррупции, состоявшемся 30.10.2013, обращено внимание на то, что «государственная антикоррупционная политика основываться должна на принципе неотвратимости наказания за содеянное. Наступательно и последовательно, так следует работать на всех направлениях этой борьбы».
«Дисциплинарные меры ответственности муниципальных служащих являются очень важной составляющей процесса в антикоррупционной политике» [32, с. 182].
В юриспруденции часто можно встретить информацию о том, что законодатель за правонарушения в сфере коррупции создал для служащих особый вид ответственности. Она не является дисциплинарной, так как предусмотрена обособленными нормативными правовыми актами, а также Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В своей статье автор настоящей диссертации отмечает, что, «как свидетельствует практика прокурорского надзора, существуют проблемы увольнения по причине утраты доверия и непринятия мер по урегулированию конфликта интересов на службе, a также непредставления информации о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера глав местных администраций, которые назначаются на должность по контракту, заключаемому на конкурсной основе» [32, с. 182].
По итогам исследования обозначенных проблем необходимо отметить, что в некоторых случаях слабые нормативное регулирование и правовой контроль ответственности муниципальных служащих могут повлечь за собой нарушение принципа неотвратимости ответственности за правонарушение (в том числе и коррупционной направленности) и, безусловно, подлежит корректировке.
В ходе анализа проблем привлечения к юридической ответственности муниципальных служащих мы сделали вывод, что для повышения результативности противостояния коррупционным проявлениям, в первую очередь, важно понять, какие требования к муниципальным служащим приоритетны и важны, и составить их список. Мы считаем важным отметить, что все претенденты на пост муниципального служащего обязаны иметь высшее образование. У них не должно быть прошлого, связанного с криминалом и своего частного бизнеса и любого вида предпринимательской деятельности. Муниципальные служащие должны заниматься только исполнением своих обязанностей и полномочий. В законодательстве о муниципальной службе есть подобные ограничения, требования и запреты, но в малой доле и не совсем достаточно.
«Коррупцию необходимо пресекать жестко, используя финансовые штрафные санкции, понижение в должностях или увольнения работников» [16].
Сегодня следует избавляться от распространения вредных слухов, укореняющихся в общественном сознании, о том, что представители власти «воруют и берут взятки». Такая информация стимулирует неправильные мысли населения и формирует ложное представление относительно отношения государства к коррупции, его якобы терпимости к правонарушениям чиновников. В связи с этим, требуется воплощать в жизнь комплексные программы «репутационного характера».
Перечисленные выше мероприятия должны стимулировать повышение уважения к муниципальной службы, увеличение ее авторитетности и престижа в обществе.
В частности, по нашему мнению, важно сделать следующее:
1) ввести профессиональные конкурсы и муниципальные награды за профессионализм и честность на высшем и среднем уровнях муниципального управления;
2) оказать поддержку немуниципальным организациям для того, чтобы создать систему общественного контроля за деятельностью органов власти, a так же широко информировать общественность о позитивных и негативных фактах;
3) проводить профилактику по коррупционным рискам в социальной и экономической сфере.
Среди конкретных мер, которые направлены на то, чтобы осуществлять профилактику коррупции в сфере экономических и социальных отношений муниципалитета и граждан указать, автор настоящей диссертации в своей статье по исследуемой теме обозначает следующие:
«1. Целесообразная коммерциализация части социальных услуг, введение в данной сфере конкурсов, которые способны привести к конкуренции и, соответственно, превратят коррумпированный рынок дефицитных услуг в полнее нормальный рынок услуг.
2. Делегирование решения части социальных задач общественным организациям. По конкурсу и на условиях контракта получающие право на реализацию отдельных муниципальных функций, они менее бюрократизированы, более подвержены общественному контролю.
3. Эффективная превентивная мера против всякого рода злоупотреблений и взяточничества - детальная регламентация в нормативных документах служебной деятельности чиновника. Перечень недопустимых вариантов их поведения должен быть известен каждому.
4. Очень продуктивным может оказаться введение стандартов административных регламентов и муниципальных услуг, которыми устанавливаются нормы управленческих процессов, а также показатели результативности, которые обеспечат полное и действенное исполнение надлежащих функций органов исполнительной власти» [32, с. 183].
Мы уверенны, что снижению коррупции, в частности, способствует организация прозрачных и законных форм взаимодействия органов власти и предпринимательских структур.
К примеру, подобной формой может стать урегулированная законом лоббистская деятельность, которая обеспечивает представление интересов многообразных групп в процессе принятия ответственных решений органами власти. Применяя процедуру лицензирования лоббистской деятельности и регистрации лиц, которые пользуются подобными услугами, можно сформировать открытую систему правил на представителей органов власти для того чтобы защищать интересы всевозможных групп лиц.
В целом на основе проведенного исследования можно сделать вывод, что для повышения результативности привлечения к юридической ответственности муниципальных служащих необходимо совершенствовать соответствующие нормативные правовые акты, ужесточать наказание за деликты, уделять пристальное внимание профилактике коррупционных проявлений в органах муниципального самоуправления.
Изучая теоретическую литературу, мы пришли к выводу, что острая необходимость применения мер государственного воздействия в рамках реализации юридической ответственности муниципальных служащих перестанет быть актуальной при следующих условиях: повысится уровень морально-политической ответственности служащих, улучшится имидж муниципальной службы, прием на работу в органы муниципального самоуправления будет проходить в рамках усиленной здоровой конкуренции.
Как отмечает автор настоящей диссертации в своей статье, посвященной исследуемой теме, «к дестабилизации существующих правовых отношений в органах муниципальной власти и управления можно отнести незаконные действия должностных лиц. Данные действия разрушают доверительное отношение населения к текущим представителям власти, тем самым даже подрывая государственный суверенитет и ухудшая состояние безопасности государства» [32, с. 182].
«Ответственность представляет собой особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу. В большинстве случаев, степень ответственности зависит от меры выполнения обязанностей» [19, с. 279].
Сложно не согласиться с приведенными выше словами. Особенно, в том смысле, что в современном мире социальная ответственность теряет свою значимость и наиболее весомыми становятся административная и уголовная. Моральная ответственность в обществе слабеет. Это может объясняться системным кризисом и сменой ориентиров нашего общества.
Продолжительное время остается актуальной антикоррупционная политика в сфере муниципальной и государственной службы. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным на заседании Совета по противодействию коррупции, состоявшемся 30.10.2013, обращено внимание на то, что «государственная антикоррупционная политика основываться должна на принципе неотвратимости наказания за содеянное. Наступательно и последовательно, так следует работать на всех направлениях этой борьбы».
«Дисциплинарные меры ответственности муниципальных служащих являются очень важной составляющей процесса в антикоррупционной политике» [32, с. 182].
В юриспруденции часто можно встретить информацию о том, что законодатель за правонарушения в сфере коррупции создал для служащих особый вид ответственности. Она не является дисциплинарной, так как предусмотрена обособленными нормативными правовыми актами, а также Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В своей статье автор настоящей диссертации отмечает, что, «как свидетельствует практика прокурорского надзора, существуют проблемы увольнения по причине утраты доверия и непринятия мер по урегулированию конфликта интересов на службе, a также непредставления информации о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера глав местных администраций, которые назначаются на должность по контракту, заключаемому на конкурсной основе» [32, с. 182].
По итогам исследования обозначенных проблем необходимо отметить, что в некоторых случаях слабые нормативное регулирование и правовой контроль ответственности муниципальных служащих могут повлечь за собой нарушение принципа неотвратимости ответственности за правонарушение (в том числе и коррупционной направленности) и, безусловно, подлежит корректировке.
В ходе анализа проблем привлечения к юридической ответственности муниципальных служащих мы сделали вывод, что для повышения результативности противостояния коррупционным проявлениям, в первую очередь, важно понять, какие требования к муниципальным служащим приоритетны и важны, и составить их список. Мы считаем важным отметить, что все претенденты на пост муниципального служащего обязаны иметь высшее образование. У них не должно быть прошлого, связанного с криминалом и своего частного бизнеса и любого вида предпринимательской деятельности. Муниципальные служащие должны заниматься только исполнением своих обязанностей и полномочий. В законодательстве о муниципальной службе есть подобные ограничения, требования и запреты, но в малой доле и не совсем достаточно.
«Коррупцию необходимо пресекать жестко, используя финансовые штрафные санкции, понижение в должностях или увольнения работников» [16].
Сегодня следует избавляться от распространения вредных слухов, укореняющихся в общественном сознании, о том, что представители власти «воруют и берут взятки». Такая информация стимулирует неправильные мысли населения и формирует ложное представление относительно отношения государства к коррупции, его якобы терпимости к правонарушениям чиновников. В связи с этим, требуется воплощать в жизнь комплексные программы «репутационного характера».
Перечисленные выше мероприятия должны стимулировать повышение уважения к муниципальной службы, увеличение ее авторитетности и престижа в обществе.
В частности, по нашему мнению, важно сделать следующее:
1) ввести профессиональные конкурсы и муниципальные награды за профессионализм и честность на высшем и среднем уровнях муниципального управления;
2) оказать поддержку немуниципальным организациям для того, чтобы создать систему общественного контроля за деятельностью органов власти, a так же широко информировать общественность о позитивных и негативных фактах;
3) проводить профилактику по коррупционным рискам в социальной и экономической сфере.
Среди конкретных мер, которые направлены на то, чтобы осуществлять профилактику коррупции в сфере экономических и социальных отношений муниципалитета и граждан указать, автор настоящей диссертации в своей статье по исследуемой теме обозначает следующие:
«1. Целесообразная коммерциализация части социальных услуг, введение в данной сфере конкурсов, которые способны привести к конкуренции и, соответственно, превратят коррумпированный рынок дефицитных услуг в полнее нормальный рынок услуг.
2. Делегирование решения части социальных задач общественным организациям. По конкурсу и на условиях контракта получающие право на реализацию отдельных муниципальных функций, они менее бюрократизированы, более подвержены общественному контролю.
3. Эффективная превентивная мера против всякого рода злоупотреблений и взяточничества - детальная регламентация в нормативных документах служебной деятельности чиновника. Перечень недопустимых вариантов их поведения должен быть известен каждому.
4. Очень продуктивным может оказаться введение стандартов административных регламентов и муниципальных услуг, которыми устанавливаются нормы управленческих процессов, а также показатели результативности, которые обеспечат полное и действенное исполнение надлежащих функций органов исполнительной власти» [32, с. 183].
Мы уверенны, что снижению коррупции, в частности, способствует организация прозрачных и законных форм взаимодействия органов власти и предпринимательских структур.
К примеру, подобной формой может стать урегулированная законом лоббистская деятельность, которая обеспечивает представление интересов многообразных групп в процессе принятия ответственных решений органами власти. Применяя процедуру лицензирования лоббистской деятельности и регистрации лиц, которые пользуются подобными услугами, можно сформировать открытую систему правил на представителей органов власти для того чтобы защищать интересы всевозможных групп лиц.
В целом на основе проведенного исследования можно сделать вывод, что для повышения результативности привлечения к юридической ответственности муниципальных служащих необходимо совершенствовать соответствующие нормативные правовые акты, ужесточать наказание за деликты, уделять пристальное внимание профилактике коррупционных проявлений в органах муниципального самоуправления.
Изучая теоретическую литературу, мы пришли к выводу, что острая необходимость применения мер государственного воздействия в рамках реализации юридической ответственности муниципальных служащих перестанет быть актуальной при следующих условиях: повысится уровень морально-политической ответственности служащих, улучшится имидж муниципальной службы, прием на работу в органы муниципального самоуправления будет проходить в рамках усиленной здоровой конкуренции.
Подобные работы
- Правовой статус муниципальных служащих в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2023 - Виды и процедуры юридической ответственности в государственном управлении (Система государственного и муниципального управления, Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы)
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2021 - Особенности ответственности государственных служащих
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2020 - Институт ответственности государственных гражданских служащих
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Правовой статус муниципальных служащих: теория и практика
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - Юридическая ответственность государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации (на примере Новосибирской области)
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2019 - Правовое регулирование муниципальной службы в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2023 - Социальная ответственность в практике местного самоуправления РФ: опыт и проблемы реализации
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021 - Муниципальная служба как институт государственного права
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 6400 р. Год сдачи: 2006



