Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет социальной позиции в процессе познавательно-исследовательской деятельности 8
1.1 Психолого-педагогические основы формирования социальной
позиции у старших дошкольников 8
1.2 Познавательно-исследовательская деятельность как средство
формирования социальной позиции у детей 6-7 лет 13
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет социальной позиции в процессе познавательно-исследовательской деятельности 25
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет социальной
позиции 25
2.2 Содержание работы по формированию у детей 6-7 лет социальной
позиции в процессе познавательно-исследовательской деятельности 35
2.3 Выявление динамики формирования социальной позиции у детей 6-7 лет 44
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Приложения 55
Актуальность исследования. Эффективность деятельности человека в условиях рыночной экономики определяется такими качествами как умение работать, анализировать и планировать деятельность, принимать нестандартные решения, гибко реагировать на обстоятельства.
В период дошкольного возраста происходит становление будущей личности: развитие отношений к людям, к себе, к труду, а также идёт формирование социальной активности и целеустремлённости дошкольников.
Одним из эффективных способов становления активности личности и её самореализации является процесс развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Согласно деятельностному подходу в отечественной психологии все качества приобретаются в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Специфической деятельностью, в процессе которой у ребенка развивается данная от природы потребность в познании, совершенствуются его исследовательские способности, является познавательно-исследовательская деятельность. Ребенок становится способным открывать новое и неизвестное, используя новые и разнообразные способы обследования.
Основным условием формирования и развития познавательно-исследовательской деятельности является создание ситуаций, в которых старший дошкольник может успешно копировать и развивать познавательно-исследовательскую деятельность в процессе наблюдения, сюжетно-ролевых, деловых и социализирующих игр, тренингов, соревнований и т.д.
Доказано, что познавательно-исследовательская деятельность способствует максимальной включенности воспитанников в поисковую деятельность, что активизирует их познавательный интерес, раскрепощает внимание и способности. Коллективная познавательно-исследовательская деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело.
Однако возможности познавательно-исследовательской деятельности не используются в образовательном процессе в ходе формирования социальной позиции детей 6-7 лет. Следовательно, актуализируется проблема включения познавательно-исследовательской деятельности в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения с целью развития социальной позиции в дошкольном детстве.
Наряду с пониманием актуальности можно выделить и противоречие между необходимостью формирования социальной позиции у детей 6-7 лет и недостаточным использованием возможностей познавательно-исследовательской деятельности как средства ее формирования.
Выявленные противоречия и необходимость их разрешения обусловили проблему исследования: каковы возможности познавательно-исследовательской деятельности в формировании у детей 6-7 лет социальной позиции?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности познавательно-исследовательской деятельности в формировании социальной позиции у детей 6-7 лет.
Объект исследования: процесс формирования социальной позиции у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: формирование у детей 6-7 лет социальной позиции в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Гипотеза исследования: формирование у детей 6-7 лет социальной позиции в процессе познавательно-исследовательской деятельности, будет эффективно, если:
- реализованы этапы работы с детьми (эмоционально-мотивационный; исследовательский, рефлексивный), обеспечивающие формирование социальной позиции в процессе познавательно-исследовательской деятельности;
- определен комплекс исследовательских заданий, предполагающих сотрудничество детей с учетом возрастных особенностей;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда образовательными атрибутами, материалами, инструментами по проблеме исследования.
В соответствии с гипотезой, целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей 6-7 лет социальной позиции в процессе познавательно-исследовательской деятельности;
2) выявить уровни сформированности у детей 6-7 лет социальной позиции в процессе познавательно-исследовательской деятельности;
3) определить и апробировать этапы и содержание работы с детьми 6-7 лет по формированию социальной позиции в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
4) выявить динамику сформированности у детей 6-7 лет социальной позиции в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, обобщение опыта психологов и педагогов по исследуемой проблеме, моделирование гипотезы исследования, проектирование результатов и процессов ее достижения на различных этапах бакалаврской работы);
- эмпирические (беседы с детьми, наблюдение, проведение диагностических заданий, научное исследование, эксперименты на разных этапах работы);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления результатов).
Теоретические основы исследования составили:
- теория деятельности, которая выступает в качестве ведущего фактора развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин);
- теоретические положения о возможностях поисково-исследовательской деятельности (А.И. Савенков, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Богоявленская, В.И. Слободчиков, В.В. Щетинина);
- теоретические положения о формировании социальной позиции ребенка (Г.К. Ашин, И.В. Волков, Р.Л. Кричевский, Е.С. Кузьмина, А.В. Петровский).
Новизна исследования: определены возможности познавательно-исследовательской деятельности в развитии у детей 6-7 лет социальной позиции.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснованы и определены показатели и охарактеризованы уровни сформированности социальной позиции у детей 6-7 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что педагоги дошкольных образовательных организаций могут использовать разработанное содержание и этапы работы с детьми 6-7 лет по формированию социальной позиции в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Экспериментальная база исследования: МБУ д/с №100 «Островок», г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие дети 6-7 лет в количестве 20 человек.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (32 источника) и 10 приложений. Текст иллюстрирован 1 таблицей и 12 рисунками.
Актуальность исследования заключается в том, что в период дошкольного возраста происходит становление будущей личности: развитие отношений к людям, к себе, к труду, а также идёт формирование социальной активности и целеустремлённости дошкольников. Одним из эффективных способов становления активности личности и её самореализации является процесс развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Социальная позиция, как непременный атрибут современной жизни в любом обществе, сопровождает человечество на протяжении всей истории его существования и развития. Всюду, где собирается группа, состоящая более чем из двух человек, может возникнуть ситуация лидирования одного и следования за ним других. Социальная позиция оказывает значительное влияние на процессы самоорганизации группы, формирование групповых норм и ценностей, на поведение последователей. При всем многообразии трактовок понятия «социальная позиция» - это направленность социальных действий личности, характеризующая ее отношение к другим людям, социальным группам, к прогрессу человеческого общества.
В ходе констатирующего этапа эксперимента были определены показатели и уровни сформированности у детей 6-7 лет социальной позиции.
С высоким уровнем сформированности социальной позиции, было выявлено 2 человека, 10 %; со средним уровнем- 12 человек, 60%; с низким уровнем сформированности социальной позиции- 6 детей, 30%.
В ходе формирующего эксперимента проводилась разработка и апробирование содержания (комплекс исследовательских заданий) и этапов познавательно-исследовательской деятельности (эмоционально-мотивационный; исследовательский, рефлексивный), формирующие у детей 6-7 лет социальную позицию.
Анализ оценки эффективности формирования у детей 6-7 лет социальной позиции в процессе познавательно-исследовательской деятельности проводился с помощью контрольного этапа эксперимента.
Высокий уровень сформированности социальной позиции был выявлен у 3 человек или 15%; средний уровень у 15 человек или 75%; низкий уровень у 2 человек или 10%.
Результаты исследования могут быть использованы в качестве практических рекомендаций для воспитателей дошкольных учреждений при построении системы работы по формированию у детей 6-7 лет социальной позиции в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
В результате проведенного исследования была выявлена проблема, которая требует последующего рассмотрения, а именно нахождение альтернативных средств формирования у детей 6-7 лет социальной позиции на следующих возрастных этапах.
Таким образом, в процессе проведения работы, цель достигнута и гипотеза нашла своё подтверждение.
1. Бабаева, Т.М. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] / Т.М. Бабаева. - СПб.: Детство-пресс, 2015. - 99 с.
2. Ветрова, В.В. Уроки психологического здоровья [Текст] /
В.В. Ветрова. - М. : Сфера, 2012.- 105 с.
3. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и
эксперименты для дошкольников [Текст] / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. - М. : Сфера, 2014. - 98 с.
4. Иванова, А.И. Человек. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду [Текст] / А.И. Иванова. - М. : Сфера, 2016. - 54 с.
5. Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие [Текст] / А.И. Иванова. - М. : Сфера,
2015. - 15 с.
6. Иванова, Н.В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Н.В. Иванова. - Череповец : ЧТУ, 2014. - 150 с.
7. Икрянникова, Т.С. Формирование гуманных взаимоотношений между детьми старшей и подготовительной групп [Текст] / Т.С. Икрянникова-М. : Корифей, 2012. - 32 с.
8. Короткова, Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Короткова. - М. :Линка-Пресс,
2016. - 118 с.
9. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] / А.Д. Кошелева. - М. : Академия, 2016. - 176 с.
10. Куликова, Т.О. О воспитании у детей познавательных интересов [Текст] / Т.О. Куликова // Дошкольное воспитание. -2011. - № 9. - С. 23-25.
11. Левашева, И.И. Особенности учебно-познавательной
компетенции старших дошкольников [Текст] / И.И. Левашова // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2014. - № 2(5). - С.133-137.
12. Макаренко, А.С. Коллектив и воспитание личности [Текст] / А.С. Макаренко. - М. : Педагогика, 1972. - 334 с.
13. Маневцова, Л.М. Организация элементарной поисковой деятельности детей как средство формирования познавательной активности [Текст] / Л.М. Маневцова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С. 3-13.
14. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология [Текст] / Т.Д. Марцинковская. - М. : Гардарики, 2010. - 89 с.
15. Меньшикова, Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Из опыта работы [Текст] / Л.Н. Меньшикова. - Волгоград : Учитель, 2009. - 130 с.
16. Нисканен, Л.Г. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников [Текст] / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина. - М. : Академия, 2012. - 84 с.
17. Одинцова, Л.А. Экспериментальная деятельность в, ДОО.
Методическое пособие [Текст] / Л.А. Одинцова. - М. : Сфера, 2017.- 23 с.
18. Пасечник, Л.В. Одаренность: эволюция понятия и диагностика [Текст] / Л.В. Пасечник // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4. - С. 63-67.
19. Пищаева, М.В. Готовность к обучению [Текст] / М.В. Пищаева, С.В. Денисова, В.Ю. Маслова. - Арзамас : АГПИ, 2013. - 32 с.
20. Поддьяков, А.Н. Исследовательское поведение: стратегии
познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст] / А.Н. Поддьяков. - М. : МГУ, 2014. - 266 с.
21. Поддьяков, А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию [Текст] / А.Н. Поддьяков // Вопросы психологии. -2009. - № 4. - С. 29-34.
22. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология [Текст] / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - СПб. : Прайм-Еврознак, 2013. - 416 с.
23. Сапожникова, С.Е. Развитие личности ребенка от пяти до семи [Текст] / С.Е. Сапожникова. - Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2015. - 89 с.
24. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М. : Академия, 2013. - 176 с.
25. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М. : Владос, 2003. - 56 с.
26. Смирнова, Е.О. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам [Текст] / Е.О. Смирнова, Е.В. Калягина // Вопросы психологии. -2004. № 3. - С. 50-60.
27. Смирнова, Е.О. Современные пятилетние дети: особенности игры и психологического развития [Текст] / Е.О. Смирнова, О.В. Гударева // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 10. - С. 63-71.
28. Тугушева, Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста [Текст] / Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова. - СПб. : Детство-Пресс, 2010. - 54 с.
29. Уманский, Л.И. Личность, организаторская деятельность, коллектив. [Текст] / Л.И. Уманский. - Кострома : Изд-во Костром, гос. ун-та, 2009. - 58 с.
30. Хьелл, Л. Теории личности [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб. : Питер, 2012. - 80 с.
31. Шапиро, А.И. Научные развлечения с простыми вещами. Опыты и эксперименты для детей [Текст] / А.И. Шапиро. - СПб. : Речь, 2014. - 16 с.
32. Яковлева, М.А. Большая книга научных опытов для детей и взрослых [Текст] / М.А. Яковлева, СВ. Болушевский. - М. : Эксмо. - 2012. - 32 с.