Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания у младших школьников толерантного отношения к сверстникам 7
1.1 Понятие «толерантное отношение» в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Педагогические условия воспитания у младших школьников толерантного отношения к сверстникам 10
Выводы по первой главе 17
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа, направленная на воспитание у младших школьников толерантного отношения к сверстникам на уроках литературного чтения 18
2.1 Диагностика уровня воспитания у младших школьников толерантного отношения к сверстникам 18
2.2 Реализация комплекса уроков, направленных на воспитание у младших школьников толерантного отношения к сверстникам на уроках литературного чтения 31
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 35
Выводы по второй главе 45
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Приложения 53
В настоящее время проблема воспитания толерантного отношения в младшем школьном возрасте с каждым годом становится более значимой. Это связанно с тем, что современное общество нуждается в компетентных специалистах, способных конструктивно взаимодействовать с окружающими, уважать мнения, взгляды, поведение других людей, а также ориентироваться в быстроменяющихся условиях.
Согласно исследованиям А.Г. Асмолова, воспитание толерантного отношения происходит наиболее плодотворно у детей младшего школьного возраста. Именно в этот период у ребенка формируется потребность в общении с другими детьми. Это благоприятно сказывается на совместной деятельности учащихся, потому что они способны не только сосредоточиться на себе, но и проявлять дружелюбное отношение к другим людям.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования обращает внимание на то, что одним из личностных результатов освоения основной образовательной программы является уважительное, дружелюбное отношение к другому человеку. Практическая подготовленность ребенка к жизни состоит в приобретении нравственных ориентиров, помогающих адаптироваться в социальных ситуациях и правильно реагировать на различные социальные воздействия.
Важность этой темы подтверждает наличие Международного дня толерантности, отмечаемого с 16 ноября 1995 года.
На сегодняшний день в школах тема воспитания толерантного отношения в младшем школьном возрасте практически не затрагивается. Это подтверждает тем, что учащиеся не знакомы с терминологией и не осведомлены в толерантном взаимодействии со сверстниками. Вместе с тем, характер ведущей деятельности младших школьников и анализ основных психологических новообразований позволяет предположить наличие значительных возможностей для воспитания толерантного отношения в процессе учебной деятельности.
Педагоги в первую очередь обращают внимание на необходимость и своевременность воспитания толерантного отношения к сверстникам в младшем школьном возрасте и отмечают, что в процессе школьного обучения воспитываются такие нравственные качества, как гражданственность, а воспитанию толерантного отношения уделяется недостаточное внимание.
Проблемами воспитания толерантного отношения детей младшего школьного возраста занимались отечественные педагоги и психологи: В. А. Сухомлинский, С. К. Бондырева, Г. У. Солдатова, П. В. Степанов, А.Г. Асмолов.
О.А. Крушельницкая и Н.Г. Капустина отмечают, что целенаправленная работа по воспитанию толерантного отношения у младших школьников должна носить системный характер. При этом исследования И.А. Каирова и О.С. Богдановой позволяют сделать вывод о том, что результат процесса воспитания толерантного отношения у младших школьников зависит от способа организации специальных развивающих условий.
Анализ научных работ по теме исследования позволил выявить противоречие между:
- необходимостью воспитания у младших школьников толерантного отношения к сверстникам на уроках литературного чтения в начальной школе и недостаточным количеством методических разработок, посвященных решению этой задачи.
Проблема: каковы педагогические условия по воспитанию толерантного отношения у младших школьников к сверстникам на уроках литературного чтения?
Исходя из вышесказанного, перед нами в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность педагогических условий, обеспечивающих воспитание у младших школьников толерантного отношения к сверстникам.
Объектом исследования является процесс воспитания у младших школьников толерантного отношения к сверстникам.
Предметом исследования выступают педагогические условия воспитания толерантного отношения к сверстникам у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой воспитание толерантного отношения к сверстникам у младших школьников в ходе уроков литературного чтения будет происходить наиболее эффективно, при реализации таких условий, как:
• разработка комплекса уроков в рамках предмета «Литературное чтение», предполагающих работу над воспитанием толерантного отношения к сверстникам у детей младшего школьного возраста;
• реализация приёмов по воспитанию толерантного отношения на уроках литературного чтения;
• учёт демократического стиля общения учителя с учениками.
Для решения представленной цели исследования и выдвинутой гипотезы были сформулированы следующие задачи:
1) раскрыть понятие «толерантное отношение» в психолого - педагогической литературе;
2) выявить уровень, критерии и показатели воспитанности у младших школьников толерантного отношения к сверстникам;
3) разработать комплекс уроков по литературному чтению, эффективно влияющих на воспитание у младших школьников толерантного отношения к сверстникам;
4) проанализировать и обобщить полученные результаты.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), тестирование, обобщение и систематизация данных эксперимента.
Новизна исследования заключается в теоретическом обосновании особенностей организации работы по воспитанию толерантного отношения к сверстникам у младших школьников и разработке комплекса уроков.
Практическая значимость исследования состоит в разработке комплекса уроков по литературному чтению, направленного на воспитание у младших школьников толерантного отношения к сверстникам, обучающихся в первом классе начальной школы. Результаты исследования могут применяться в процессе воспитания толерантного отношения к сверстникам у младших школьников на уроках литературного чтения.
База исследования: МБУ «Школа №70» г.о. Тольятти.
Структура работы отражает логику, содержание, результаты исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Воспитание толерантного отношения к сверстникам на сегодняшний день необходимо и является потребностью не только общества, но и государства в целом. Все чаще в школах прослеживаются конфликтные ситуации учителей со школьниками или между самими учащимися. Это все обусловлено тем, что младшие школьники подкрепляются негативной установкой со стороны СМИ и других интернет-ресурсов, поэтому в школах нужно сконцентрировать внимание на воспитании толерантного отношения между школьниками. Толерантное отношение - это в первую очередь, уважительное, доброжелательное, отзывчивое отношения к другим людям не зависимо от его вероисповедания, социального статуса или материального положения. Также толерантное отношение - собственное отношение к миру, людям и вещам.
Отечественными педагогами и психологами выделяются различные приёмы и методы воспитания толерантного отношения на уроках литературного чтения. Среди них в работе были использованы метод убеждения посредством изучения на уроке притч и групповые и коллективные формы работы на уроках литературного чтения. Кроме того был использован демократический стиль общения учителя с учениками.
После изучения психолого-педагогической литературы в ходе нашего исследования была проведена опытно-экспериментальная работа, целью которой было проверить эффективность разработанного комплекса уроков, направленного на воспитание у младших школьников толерантного отношения к сверстникам на уроках литературного чтения. В процессе формирующего эксперимента мы провели 10 уроков, в ходе которых использовались различные приемы, методы и формы работы над воспитанием толерантного отношения. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов показал, что работа, проделанная на этапе формирующего эксперимента, была эффективна.
Уровень воспитанности толерантного отношения повысился почти у половины учащихся из экспериментальной группы, в то время как в контрольной группе лишь несколько младших школьников перешли на более высокий уровень воспитанности толерантного отношения к сверстникам.
Все это позволяет сделать вывод о том, что разработанный и реализованный нами комплекс уроков, направленный на воспитание толерантного отношения на уроках по литературному чтению, а также создание выделенных педагогических условий и применение методов, приемов и форм воспитания толерантного отношения действительно способствует более эффективному воспитанию у младших школьников толерантного отношения к сверстникам.
Цель и поставленные задачи выполнены, гипотеза исследования подтверждена.
1. Алиев М.Г. Культура согласия как эффективный фактор глобализации. М.: СОЦИС, 2003. 218 с.
2. Асмолов А.Г. О смыслах понятия «Толерантность». М.:МГУ,2001.118 с.
3. Безруких М.М. Ребенок идет в школу. М.: Издательский центр АПО, 2000. 274 с.
4. Бобинова С.В. Воспитание культуры толерантности // НШ. 2004. № 8. С. 76-78.
5. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании. М.: Просвещение, 1975. 352 с.
6. Бондырева С.К. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений. М.: Изд-во Московского психолого-социального института.2003. 368 с.
7. Бразговка Л.П. Жить вместе с другими. Разработка этического диалога в 6-м классе // Этическое воспитание. 2003. №1. С. 41-42.
8. Всеобщая декларация прав человека: [утверждена и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г. ]. М.: Плакат, 1989. 8 с.
9. Гаврилычева Г.Ф. В начале было детство. Диагностика изучения личности младшего школьника // Начальная школа. 1994. № 1. С. 16-18.
10. Галызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 1999. 288 с.
11. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. Педагогика и методика нач. обучения. М.: Просвещение, 1984. 256 с.
12. Зюбин Л.М. Психология воспитания. М.: Высшая школа, 1991. 93 с.
13. Ильченко Л.П. Уроки эстетического цикла как средство воспитания младших школьников в духе толерантности // НШ. 2004. № 5. С. 4-7.
14. Каиров И.А., Богданова О.С.. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. М.: Педагогика, 1997. 192 с.
15. Каиров И.А., Богдановой О.С. Азбука нравственного воспитания. М.: Просвещение, 2009. 318 с.
...