Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Тревожность как психологический феномен

Работа №114370

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы41
Год сдачи2022
Стоимость450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
Принимали участие 20 детей дошкольного возраста 5–7 лет, воспитанники подготовительной группы детского сада (г. Екатеринбург).

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТРЕВОЖНОСТИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА 6
1.1 История развития представлений о тревожности в психологии 6
1.2 Современное представление о тревожности в психологической науке 8
1.3 Тревожность и продуктивность деятельности 15
2. ИССЛЕДОВАНИЕ СТЕПЕНИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОГИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1 Организация исследования и описание методик 28
2.2 Анализ результатов исследования 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводные результаты исследования по методике «Тест тревожности «Выбери нужное лицо» авторы: Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки.» 42


Тревога, беспокойство, страх, паника, ужас — явления, которые часто присутствуют в нашей психической жизни. Они могут быть разными по интенсивности, продолжительности, структуре от легкого кратковременного беспокойства до парализующего ужаса, составляя разнообразную гамму переживаний, сопровождающих самые различные жизненные события: болезни, конфликты, неприятные и неожиданные происшествия. Эмоция тревоги — одно из наиболее частых переживаний людей в критических ситуациях и при чрезвычайных воздействиях, которое может выполнять различные функции, как адаптивные, так и дезорганизующие психическую деятельность. Так, легкая степень тревоги — беспокойство — определяется как чувствительность к опасности: она предупреждает о надвигающейся угрозе и мобилизует организм для ее преодоления. В этом случае тревога связана с прогностическими функциями психики; определенный уровень тревожности обеспечивается прогностическую компетентность, или антиципационную состоятельность, выполняя таким образом адаптивную роль, мобилизуя резервные возможности человека в трудных жизненных обстоятельствах. Интенсивная степень тревоги — паника, ужас — оказывает на психофизиологические функции человека дезорганизующее воздействие, блокируя эффективное функционирование психических функций. Охваченный ужасом человек теряет способность адекватно оценивать происходящие события, анализировать полученную информацию, конструировать адекватную реальности модель окружающего мира и принимать правильные решения. В этом случае тревога оценивается как деструктивное эмоционально-негативное психическое состояние, требующее коррекции.
Таким образом, работа пользуется актуальностью, так как тревожность рассматривается в качестве одного из основных параметров индивидуальных различий, которые могут привести к психосоматическим расстройствам, в частности, нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы. Самооценка является фактором тревожности, поэтому изучение самооценки также важно для изучения. Обращение к проблеме взаимосвязи самооценки и тревожности обусловлено той ролью, которую самооценка играет в процессе развития личности.
Проблема связи самооценки с другими свойствами личности недостаточно изучена в психологии, поэтому исследование связи самооценки и уровня тревожности актуально.
Целью работы является рассмотрение тревожности, как психологического феномена.
Для достижения поставленной цели выделим следующие задачи:
1. Ознакомиться с историей развития представлений о тревожности в психологии
2. Рассмотреть современное представление о тревожности в психологической науке
3. Разобрать понятия тревожности и продуктивности деятельности
4. Изучить организацию исследования и описание методик
5. Провести анализ результатов исследования
Проблемой исследования является тревожность, как аспект психологического феномена.
Объектом исследования выступает внутреннее состояние тревожности.
Предметом исследования являются методики, направленные на изучение тревожности.
Гипотеза исследования: у большинства детей подготовительной группы спокойное внутреннее состояние, лишь у меньшей части выражена тревожность.
Методы исследования:
1. Тест тревожности «Выбери нужное лицо» авторы: Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки.
2. Методика диагностики самооценки «Лесенка» авторы: С.Г. Якобсон, В.Г. Щур.
База исследования: 20 детей дошкольного возраста 5–7 лет, воспитанники подготовительной группы детского сада.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы. Используется 3 рисунка, 1 приложение, 46 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог, можно выделить четкие выводы, обозначающие тревожность, как психологический феномен:
-тревожностью в различных контекстах называют как негативное эмоциональное состояние, связанное с ощущением опасности, так и особенность личности, которая проявляется в склонности к переживанию состояния тревоги;
-состояние тревожности проявляется на психологическом и физиологическом уровнях и выражается в нарастании эмоционального и нервного напряжения, учащении дыхания и сердцебиения, повышении артериального давления;
-будучи адаптационным механизмом, состояние тревожности повышает эффективность деятельности в том случае, если ее уровень оптимален;
-основное отличие тревожности от страха в ее безобъектности или полиобъектности: будучи сконцентрированной на определенном объекте, тревожность перерастает в страх;
-среди причин возникновения тревожности выделяют внешние (главным образом, нелинейность и непредсказуемость процессов в окружающей среде) и внутренние (психологические, физиологические, нейробиологические особенности человека);
-при изучении такого сложного и многопланового явления, как тревожность, необходимо придерживаться комплексного междисциплинарного подхода, который позволит выявить истинные причины возникновения этого состояния у конкретного человека и определить пути его коррекции.
Таким образом, в работе рассмотрена тревожность, как психологический феномен. Сначала мы ознакомились с историей развития представлений о тревожности в психологии. Далее рассмотрели современное представление о тревожности в психологической науке. После чего разобрали понятие тревожности и продуктивности деятельности. Затем изучили организацию исследования и описание методик, изучили самооценку. И, наконец, провели анализ результатов исследования.



1. Александер Ф. Психосоматическая медицина. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004. 336 с.
2. Аракелов Г.Г., Лысенко Н.Е., Шотт Е.К. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психол. журн. 1997. Т. 18, № 2. С. 102–113.
3. Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Прикладная психология. 1999. № 1. С. 41–47.
4. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Тревога и тревожность. СПб.: Питер, 2001. С. 156–165.
5. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. 270 с.
6. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний. 1993. № 4. С. 104–113.
7. Бороздина Л.В. Теоретико-экспериментальное исследование самооценки: дис. ... д-ра психол. наук. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.
8. Бороздина Л.В., Пукинска О.В., Щедрова Л.В. Верификация «триады риска» на материале первичной артериальной гипертонии. Психология. 2002. С. 3–24.
9. Былкина Н.Д. Соотношение самооценки и уровня притязаний в норме и при психосоматической патологии (на материале язвенной болезни 12-перстной кишки): дис. … канд. психол. наук. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.
10. Былкина Н.Д. Развитие зарубежных психосоматических теорий (аналитический обзор) // Психол. журн., 1997. Т. 18, № 2. С.149-158.
11. Вейтен У., Ллойд М. Стресс и его эффекты / Общая психология. Тексты / под ред. В.В. Петухова. М.: УМК «Психология»; Генезис, 2002. Т. 2, кн. 1. С. 501–542.
12. Гэймон Д., Брегдон А. Игры, в которые играет мозг. М.: Эксмо, 2005. 352 с.
13. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии / под ред. В.Ю. Большакова, В.Н. Дружинина. СПб.: Речь, 2001. 1247 с.
14. Грей Д.А. Нейропсихология темперамента // Иностранная психология. 1993. Т. 1, №2. С. 24–36.
15. Гринберг Д. Управление стрессом. СПб.: Питер, 2004. 496 с.
16. Губачев Ю.М., Стабровский Е.М. Клинико-физиологические основы психосоматических соотношений. Л.: Медицина, 1981. 216 с.
17. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология ВНД. М.: МГУ, 1989. 399 с.
18. Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М.: ПЕРСЭ; СПб.: ИМАТОНМ, 2001. 224 с.
19. Забродин Ю.М., Бороздина Л.В., Мусина И.А. К методике оценки уровня тревожности по характеристикам временной перцепции // Психол. журн. 1989. Т. 10, № 5. С. 87–94.
20. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999. 464 с.
21. Измайлов Ч.А., Черноризов А.М. Психофизиологические основы эмоций. М.: Московский психол.-соц. ин-т, 2004. 72 с.
22. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология (возможности человека и свойства нервной системы). Челябинск, 1999. 324 с.
23. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 512 с.
24. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб: Питер, 2005. 412 с.
25. Когнитивная психология / под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. 480 с.
26. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги. 1969. № 1. С. 131–137.
27. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб.: Питер, 2004. 320 с.
28. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 263 с.
29. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психол. журн. 1996. Т. 17, № 1. С. 169–174.
30. Перлз Ф. [Понимание тревоги в гештальтерапии]. Превращение тревожности в возбуждение / Общая психология. Тексты / под ред. В.В. Петухова. М.: УМК «Психология»; Генезис, 2002. Т. 2, кн. 1. С. 548–560.
31. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 1998. № 2. С. 11–17.
32. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб.: Питер, 2007. 192 с.
33. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. 392 с.
34. Сидоров К.Р. Психосоматические заболевания: проблема этиологии и прогноза // Деструктивность человека: феноменология, динамика, коррекция. Ижевск; Воткинск, 2003. С. 44–48.
35. Сидоров К.Р., Дмитриева А.В. Эффективность цели-построения и личностная тревожность в норме и при ишемической болезни сердца // Психология и педагогика. 2004. № 11. С. 81–93.
36. Сидоров К.Р. «Триада риска» и ее связь с состоянием психосоматического здоровья в юности // Психол. журн. 2006. Т. 27, № 6. С. 81–89.
37. Сидоров К.Р. Феномен несоответствия уровней самооценки и притязаний в ранней юности: дис. ... канд. психол. наук. М.: Изд-во Московского ун-та, 2007.
38. Сидоров К.Р., Крохина И.Г. Исследование причин тревожности учащихся // Новое образование. 2013. № 1. С. 3–5.
39. Соловьев В.Н. Адаптация, стресс, здоровье: учеб.-метод. пособие. Ижевск: Изд. дом «Удмуртский университет», 2005. 1110[1] с.
40. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. 860 с.
41. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Айрис-пресс, 2004. 464 с.
42. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Ком, 1998. 608 с.
43. Ader R., Cohen N. Psychoneuroimmunology: conditioning and stress // Annual review of psychology. 1993. Vol. 44. P. 53-85.
44. Lundgren D.C., Schwab M.R. Perceived appraisals by others, self-esteem, and anxiety // Journal of Psychology.
1977. Vol. 97. P. 205–213.
45. Spielberger C.D. Anxiety: Current trends in theory and research. N.Y., 1972. Vol. 1. P. 24-55.
46. Zinbarg R.E., Barlow D.H., Hertz R.M. Cognitive-behavioral approaches to the nature and treatment of anxiety disorders // Annual Review of Psychology. 1992. Vol. 43. P. 235-267.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ